Евгений писал(а):Конкретизирую:
им. падеж. вин. падеж
кры кровь
моркы морковь (диал. "морква")
Москы Московь (ну, вы поняли)
Абсолютно верно: в источниках только и фиксируется
ранняя форма Московь (вин. падеж, 5-го склонения).
Linard писал(а):Для некоторых топонимов существуют несколько этимологических версий, но часто ни одна из них не является до конца доказанной. Так, относительно слова Москва этимологи с полной достоверностью доказали лишь то, что гидроним (название реки) старше, и город получил свое имя по гидрониму. Происхождение названия реки связывают с финно-угорскими корнями: моска – ’медведь’, ава – ’самка’ (т.е. Москва – ’медведица’. Эта версия подтверждается наличием изображения медведя в гербе Москвы). Согласно другой версии, слово Москва произошло от финских муста - ’черный’ и ва – ’вода’ (то есть Москва – ’черная вода, черная река’. И действительно, Москва-река протекает по торфяным местам, и цвет воды из-за особенностей дна кажется черным). Есть и др. версии. но финно-угорская наиболее принята и обоснованна.
Это устаревшая любительская этимолгия 19 века... Её "обоснованность" моментально расшибается показаниями источников и лингвистикой.
От гипотетической финноугорской формы (вся финноугорская этимология "висит" на окончании -ва) должно было образоваться слово 1-го склонения, которое в винительном падеже записали бы
Моск(а)ву, а источники дают только
Московь (точнее Москъвь, но в 12 веке процесс "падения редуцированных" уже шёл полным ходом, и в достаточно сильной позиции Ъ прояснялась до О полного образования), что в именительном падеже выглядит
Москы...
Linard писал(а): Когда эти слова из ливского перешли в др.латышские наречия, сказать затруднительно. Вся этимология латышского языка в зачаточном состоянии. Этимологический словарь примитивный. После Эндзелиня и Леи практически нет сильных языковедов. В советское время все проходило под знаком давления русского языка и культуры. Все объяснялось в основном русским влиянием.
Латыш. сформировался в середине 19 века в итоге деятельности младолатышей и их интенсивной педагогической и литературной работы.Велика была роль лютеранских пастров в культурном просвещении.
Ливы не имели письменности . не имел своих культурных центров . Это был народ моря и рыбного промысла. По мере интенсивного использования берегов Балтики и Риж. залива для широкого судоходства, создания крупных портов, военных баз , военных территорий народ ассимилировался и численность его сокращалась. Уже в конце 19 века их было только несколько тысяч в основном на побережье рядом с Эстонией. Это уже был исчезающий этнос.
Судьба ливов удивительна. В 12-13 веках они довольно многочисленны. Живут по берегам крупных рек -Даугавы и Гауи. Имеют крупные образование ранне феодального характера.Имеют крупные поселения . Заметны фигуры вождей -Каупо, Ако. Они -первые ,кто встртил крестоносцев и миссионеров из Европы. Первые , кто имел схватки с немцами. Первые , кто получил крещение , Первые ,для кого был построен пришельцами замок из камня и храм. Вождь ливов Каупо первым из прибалтов ( о литовцах не знаю) посетил Европу и был гостем папы Римского. Ливы дали имя краю -Ливония. И все-таки ливы практически сегодня исчезли.
В латышский перешло из ливского примерно 80 слов.
То есть единственное, что нам известно о судьбе ливов это: часть (преимущественно знать) онемечилась слившись с прибалтийскими немцами, все прочие ассимилированны в 19 веке при формировании латышской нации - соответственно кое-какая лексика ливов Рижского залива перешла в созданный (из сохранившихся балтских диалектов) в 19 веке литературный латышский язык.