Добавлено:
05 мар 2009, 22:30
pan
LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни. Нашло ли это свое отражение в России и были ли легальные опиекурильни, скажем, в Петербурге?
Скорее всего, нет. Так как продажа опия была под запретом. Вместе с тем, в российском законодательстве в то время не было статьи, запрещающей производство опиума, существовали лишь инструкции и распоряжения, ограничивающие ввоз и вывоз опиума из страны; продажа опиума разрешалась лишь в аптеках по рецептам врачей.
На российском Дальнем Востоке, в местах массового проживания китайцев, опиекурилен была масса и, хотя они находились вне закона, российская администрация ничего не могла сделать, так как поселения находились фактически под контролем этнонациональной верхушки. Китайские поселения являлись по сути, государством в государстве, и были проводниками политики китайского правительства.
Русские же массово пристрастились к опиекурению при строительстве КВЖД. В те годы в Российском Приморья для нужд опиекурилен восточного Китая выращивался мак и опий доставлялся в Китай тоннами. Ну, а массу подробностей об этих краях, думаю, может сообщить Дайчин-Баатар.
Добавлено:
06 мар 2009, 00:55
Aristoteles
Так мы и до кокаина для балтийских матросов доберемся.
Добавлено:
06 мар 2009, 01:31
Scaevola
LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни. Нашло ли это свое отражение в России и были ли легальные опиекурильни, скажем, в Петербурге?
Интересный вопрос...
Во Франции курение опиума для французов было запрещено категорически, а для туземцев в колониях - совершенно легально (больше того, существовала госмонополия на торговлю опиумом, но китайцы брали её на откуп).
В своих записках о свежезавоёванном Туркестане В.В. Верещагин (80-е, кажется, годы XIX в.) пишет о разных видах наркотиков, наркоманах... И очень резко предупреждает соотечественников, что наркомания не есть специфически азиатская болезнь и не стоит презирать слабаков-азиатов, потому что у их собственных внуков имеются все шансы стать наркоманами. Т.е. напрашивается вывод, что в это время в высшем российском обществе опиум не вошёл ещё в употребление.
Добавлено:
06 мар 2009, 13:20
Scaevola
Пункты 1 и 2 - предположения.
"После того - не значит вследствие того" (с)
Добавлено:
06 мар 2009, 18:01
Ilik
LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни.
У турок опиекурильни тоже были легальными. В Стамбуле т.н. "кофейни опиума" группировались вокруг Сулеймановой мечети. Само курение опиума проникло к османам от арабов, т.е. в том же XVI в. А арабам оно было известно вроде еще в доисламские времена.
В 19 веке опиум в Турции отправляли и на экспорт. Торговцы Северо-Американских Штатов закупали его в Смирне и везли продавать на Дальний Восток.
Re: Ошибся ли Гоголь
Добавлено:
06 мар 2009, 18:21
Aristoteles
Наблюдатель писал(а):Aristoteles писал(а):А самое главное бытовое различие, что маскалики вареников не едят
Значит они другие
А я ем...
Это Гоголь оказал цивилизационное влияние. Научил всех вареники есть. Помните персонажа Пацюка из "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Re: Ошибся ли Гоголь
Добавлено:
08 мар 2009, 00:44
Наблюдатель
Aristoteles писал(а):Это Гоголь оказал цивилизационное влияние. Научил всех вареники есть. Помните персонажа Пацюка из "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Причем таким же способом.
Re: Ошибся ли Гоголь
Добавлено:
08 мар 2009, 01:11
Aristoteles
Наблюдатель писал(а):[
Причем таким же способом.
Способ заслуживает особого внимания!
Добавлено:
08 мар 2009, 02:45
pan
Aristoteles писал(а):Женщины тоже курили? В Европе такого женщинам не позволяли, Азия полная.
Возвращаясь к вопросу о женском курении....
Скорее всего, женщины начали курить одновременно с мужчинами и никогда не бросали это занятие. А пристрастие к табаку возникло с тех пор, как с нелегкой руки французского посла в Португалии Жана Нико де Вильемена пошла мода нюхать табак в аристократических кругах Франции. В 1560 году он ввёз во Францию семена и листья табака, которые преподнёс в дар королеве Медичи и заверил её, что это отличное лекарственное средство, придающее бодрость и излечивающее от многих болезней. В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес публикет труд о целебных растениях Нового Света, в котором утверждает, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Врачи с радостью хватаются за новое средство и используют нюхательный табак чуть ли не как панацею: при зубной боли и нефрите, истерии и дизентерии, желудочных коликах и мигрени (как, например, Екатерине Медичи), простуде и даже раке (!)
). В 1587 г. в Нидерландах даже выходит книга о лечении табаком под показательным названием "Растительная Панацея". Это «лекарство» выписывали в Европе на протяжении десятилетий. Но к началу следующего столетия табак всё же сделал своё дело, и уже в 1603 году группа английских врачей обратились к королю с требованием запретить употребление табака без рецепта (король отказал), а в 1635 году король Франции ввел в действие подобный запрет. Но было уже поздно. Любая попытка европейских монархов того времени ограничить ввоз или культивирование табака приводила к расцвету контрабанды. А в 1620 г. в Севилье была построена первая в мире табачная фабрика по производству сигар, где работали, в основном, женщины.
В Голландии женщины, как и мужчины, предпочитали трубки:
Давид Тэнирс, фрагмент картины «Интерьер таверны», середина XVII в.
Курили не только простолюдинки, но и состоятельные горожанки:
Гравюра Левина ван Дейка для титульного листа «Табакологии», вышедшей в 1690 г.
После того, как сам Восток заявился непрошенным гостем в Европу, интерес к нему волей-неволей усиливается у европейцев примерно к концу XV в. После турецкого посольства во Францию в 1720-1721 гг, Восток ещё больше начинает пленять воображение европейцев, среди аристократов постепенно распространяется мода на всё восточное( стили «шинуазри» и «тюркьери», что в переводе означает, всего лишь, «китайщина» и «туреччина») , в том числе восточные костюмы и курение длинных трубок, которые прочно и надолго обосновываются в специальных курительных комнатах, которые также оформляются на восточный манер. Не избежала этого увлечения и фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур:
На картине «Султан» Карл Андре ван Лоо изобразил мадам в восточном костюме с длинной трубкой.
Добавлено:
08 мар 2009, 02:51
pan
Но широкое распространение курения среди женщин приводит к обратному эффекту – общественное мнение связывает курение с порочностью, и появляться в публичных местах с сигарой или трубкой позволяют себе лишь девицы легкого поведения.
Жан-Батист Потер, фрагмент картины «Танец», ок. 1730 г.
Марцеллус Ларун, «Интерьер с фигурами», ок. 1750 г.
Но всегда находятся фигуры, не считающиесяся с общественным мнением, вроде Жорж Санд, эпатировавшей публику своим появлением с длинной вишневой трубкой или сигарой в зубах:
И, если в середине XIX в., появление на лондонских улицах американских суфражисток в панталонах, дымящих сигарами, шокировало обывателей,
Карикатура из журнала «Панч», 1851 г.
то в это же время демократы Северо-Американских Штатах обещали женщинам предоставить право ходить в брюках и курить на улицах,
как на этой предвыборной карикатуре, где кандидат в президенты от демократической партии обещает обеспечить своему электорату «господство бедных, фурьеризм, свободную любовь, права женщин и прежде всего равенство с цветными братьями» Амазонка в юбке и брюках, со стеком в руке и папиросой в зубах, мечтает «о равных с мужчинами правах: избирать и занимать ответственные посты», а соседний с ней джентльмен скользкой наружности мечтает «о разрешении свободной торговли табаком, кормом для животных, пивом и отмене смертной казни».
И через некоторое время суфражистки добиваются своего:
Группа женщин с сигарами и трубками демонстрируют свои права в Центральном парке.
Фотограф - Джозеф Байрон, Нью-Йок, 1897
Добавлено:
08 мар 2009, 02:56
pan
В Европе же еще несколько десятилетий курение и женщина считались вещами несовместимыми, и такое удовольствие могли позволить себе лишь представительницы социального дна.
Вильгельм Лейбл, «Юная парижанка», (более известна как «Кокотка»), 1869 г.
Франтишек Жмурко, «Женщина с сигаретой», 1891
5 июля 1903 г. парижский «Le Petit Journal» вышел с такой обложкой и заголовком «Новая напасть: Логово опиума во Франции ".
Вне подозрений были только сельские старушки, курящие у своего очага:
Где-то в Европе, фото 1900 г.
Добавлено:
08 мар 2009, 03:02
pan
В Европе отношение к курящей женщине изменилось коренным образом с началом Первой мировой войны, потрясшей Европу небывалой жестокостью, всевозможными кризисами и повальным распространением наркотиков, так что курение, стало считаться невинной привычкой, помогающей пережить стресс.
Германия, ок. 1925 г.
Отто Дикс, «Писательница Сильвия фон Харден», 1926 г.
Хотя американские табачные кампании уже давно производят специальные сигареты для женщин ( в 1886 году американская фирма JB Duke начала производство сигарет «Cameo»,), но Philip Morris, ранее располагавшаяся в Лондоне, только в 1924 году впервые выпускает сигареты «Marlboro», изначально рассчитанные на женский вкуси сопровождавшиеся слоганом: «Нежные, как май».
Однако европейские женщины еще до конца 20-х годов не могли курить, где им вздумается – во многих странах им грозил штраф или тюрьма.
И вновь заокеанские суфражистки помогают несчастным европейским сёстрам отстаивать их законные права: ходить в брюках и курить везде! В 1929 г., при поддержке табачных компаний, в Нью-Йорке проходит парад, в котором участвуют десятки красивых женщин, марширующих с сигаретами в руках. «Это не сигареты – а факелы свободы!», - заявляли красавицы.
Тогда же подсуетились и табачные кампании, начав рекламировать сигареты, как средство для похудения. Не отстает и синематограф; в фильмах тех лет трудно найти роковую героиню, время от времени не затягивающуюся папиросой или сигаретой в длинном мундштуке.
Пола Негри
Марлен Дитрих
Клара Боу
Бетти Дэвис, Джоан Блонделл и Энн Дворжак
Так формируется образ современной женщины, перед которым оказались бессильны традиционные устои, церковь и мнение врачей. Бессильны и сильные мира сего:
Герцогиня Йоркская, Королева-мать с трубкой. Фото 1920-х гг.
По данным Министерства здравоохранения США, число курящих девушек в возрасте 18-20 лет утроилось в период с 1911 по 1925 год и еще раз утроилось к 1939 году.
Добавлено:
08 мар 2009, 09:15
Новый
В связи с этой дискуссии стОит отметить, я думаю, момент, не связанный с табаком и с историей его использования в восточной Европе, но очень примечательный. Дело в том, что Гоголь изображает-то действительно 17-ый век, но ФОРМАЛЬНО относит действие в 15-ый, о чём прямо и пишет в середине первой главы (римскими цифрами), обрисовывая характер Бульбы.
Поставив вопрос, совпадающий с названием темы (ошибся ли он?), сразу уверенно отвечу: нет, не ошибся, ибо прекрасно, в деталях, знал историю своей страны.
Тогда зачем он это сделал? "Перекрёстный допрос" самых разных частей повести, с привлечением также одного фрагмента "Ночи перед Рождеством), даёт возможность выдвинуть предположение.
Итак, поехали. Вторая глава, самый конец, начало описания Сечи. "...витязи, собравшиеся со всего разгульного мира ВОСТОЧНОЙ РОССИИ..." (sic). Восточной Россией Гоголь называет здесь - чтО очевидно, - не Великороссию, а Украину восточнее Карпат.
Дальше - отрывок знаменитой речи о товариществе: "...Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!..." (конец цитаты).
"Всё взяли бусурманы...". Для 17-го столетия это вопиюще неверно, ибо тогда уже давным-давно было на карте имевшее, конечно, свои недостатки, но политически самостоятельное, огромное и, при всём несовершенстве военной организации (так принято считать), вполне способное отстоять себя от любого противника Московское царство. Чтобы условно закрыть глаза на его существование (если хотелось), надо было отодвинуть действие назад, чтО Гоголь и сделал. Правда, и в 15-ом веке Московия уже была, росла и ширилась, но была ещё великим княжеством, а не царством, и до 1480-го платила дань, чтО с натяжкой могло оправдать фразу "всё взяли бусурманы...".
А убрать подальше от поля зрения Московию Гоголю, по-моему, очень хотелось. Он её упоминает мельком, описывая пребывание в Польше главного героя, переодетого западноевропейским графом. Путешественники такого типа, по его словам, рассматривали Польшу как далёкий угол Европы, а "Московию и Украйну" почитали находящимися уже в Азии...
Итак, появляется в тексте некая Московия, но в качестве "России" она в авторскую ойкумену не входит, она отброшена прочь и - отчасти, - формальным временем действия, и словами о "восточной России", и процитированным фрагментом речи Тараса.
Именно и подчеркнуто УКРАИНЦЫ изображаются здесь под названием "РУССКИЕ", и именно Украина - это Русь. Положим, во фрагменте из "Мертвых душ" о "птице-тройке" это не так, но здесь - безусловно.
Наконец - "Ночь перед Рождеством". Царица, готовясь выйти к ожидающим аудиенции запорожцам и кузнецу Вакуле, говорит так: "Светлейший обещал меня познакомить сегодня с МОИМ НАРОДОМ, которого я до сих пор ещё не видела..."
Даже в сказке, в которой можно летать на черте, должен быть некий минимум внутренней логики. Царица, даже в сказочном варианте и даже если считать, что под "народом" подразумевается только простонародье, и опустить подробности её личной жизни, не могла до того момента не видеть великороссов, ибо, во первых, ездила в карете по улицам Питера, а во-вторых - во дворце была прислуга... НЕ ВИДЕТЬ она могла (тоже условно, но это ещё укладывается в логику сказки) - УКРАИНЦЕВ.
И, получается, именно они названы здесь "ЕЁ народом".
Всё вышеупомянутое очень интересно, по-моему, характеризует идеологический настрой великого РУССКОГО писателя Гоголя...