Клевета Любарского на византийскую литературу

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Клевета Любарского на византийскую литературу

Сообщение Филэллин » 10 мар 2006, 01:25

В классической "Истории византийской литературы" К. Крумбахера сказано: "Хроника Малалы настолько же жалка сама по себе, насколько важна для истории литературы: в ней (по крайней мере, в известной нам традиции) впервые появляется важный с точки зрения истории культуры в литературы тип христианско-византийской монашеской хроники". Немецкий учёный не совсем справедлив к Малале. "Жалким" его произведение может быть названо лишь с позиций учёного, чей вкус воспитан на образцах античной и новой литературы. Широкое распространение "Хронографии" в средневековье в разных регионах показывает, что византийцы и окружающие их народы отнюдь не судили об этом произведении столь строго и безапелляционно. <...> Отделяющая две эпохи демаркационная линия проходит и через другие произведения литературы, искусства, архитектуры VI в. Речь в данном случае идёт не только о мировоззренческих вопросах, но и о стиле в самом широком смысле этого слова.

В творчестве Малалы историография, "забыв" огромный художественный опыт, накопленный в античной литературе, вновь начинает свою историю, по сути дела возвращается к стадии древнегреческих логографов и римских анналистов, с которыми, видимо, имеет определённое типологическое сходство.

<...>


В VII в., с наступлением "тёмных веков" византийской истории, традиция "античной" историографии прерывается вовсе, в то время, как "истинно византийская" хронистика развивается достаточно интенсивно.


Я.Н. Любарский. Сочинение Продолжателя Феофана.


Вот на таких статьях и строится превратное представления о византийской культуре.

Во-первых, хочу обратить внимание, что у Любарского Малала якобы даёт толчок упадку исторической литературы, доводя её до уровня логографов (интересно, каким образом его "невзыскательная" история могла перебороть более сильные произведения других традиций?), причём игнорируются как его великие историки-современники (Прокопий, Агафий, Менандр), так и более поздние авторы, как то Евагрий и Феофилакт (какая может быть "демаркационная линия" в такой компании)... И, конечно, причина упадка византийской литературы в VII в. - вовсе не в появлении такого литературного жанра, как монашеские хроники. Например, патриарх Никифор, в своём "Бревиарии" высказывает следующие мысли на этот счёт:

При таких частых восстаниях против царей и господств тирании, дела государства и столицы находились в небрежении и пришли в упадок. Вместе с тем исчезло занятие науками и падала дисциплина. Отсюда произошло, что враги стали дерзко нападать на Римское государство. Отсюда же многочисленные убийства, пленения жителей, разрушение городов.


Причём книга у Малалы - не самая дурная, и по уровню ни чуть не хуже какого-нибудь Диодора Сицилийского.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Deir » 11 мар 2006, 19:52

Мне "посчастливилось" читать Малалу, он больше фантаст, чем историк. Замечательно закручено действие и читается с великим интересом, но это же абсурд по большей части.
Я согласна с критикой Малалы как историка, фантастика - это другой жанр.
Deir
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 11 мар 2006, 16:52

Сообщение Филэллин » 11 мар 2006, 20:00

Ну, я тоже читал. Не всё, конечно, только книгу XVIII и эксцерпты из книг XIV-XVII. Абсурдом не показалось. Кстати, а вам не кажатся абсурдными книги Геродота и Диодора Сицилийского?
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38