Алтай: геополитика 6 в.

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Алтай: геополитика 6 в.

Сообщение Гость » 22 май 2008, 18:39

Современная наука накопила достаточно свидетельств в пользу того, что родина тюргешей — Алтай. Но что заставило их уйти в долины Семиречья и почему именно они создали там свой каганат? Самым простым ответом был бы такой: его появление вызвано распадом Первого тюркского каганата и междоусобными войнами, которые вели между собой древние тюрки. Но, как известно, в самых простых ответах всегда были скрыты и самые короткие пути к заблуждениям.

Это верно: около 618 года в Западнотюркском каганате произошла смена династий; междоусобицы не прекращались, хотя в 623-624 годах тюрки успешно воевали в Китае. Но в это же время шла война аваров и персов против Византии. А летом 622-го началось переселение первых мусульман из Мекки в Медину, и там пророка Мухаммада принимали вовсе не как беглеца, но как духовного главу новой общины — уммы.

Случайно это или нет, но в 623 году образовался союз славянских племён, в 624 году закончилось объединение Китая под властью династии Тан, а в следующем году Западнотюркский каганат и Византия обменялись посольствами. Над миром нависало предчувствие беды. В январе 630-го из Медины на юг в направлении Мекки выступило первое войско мусульман в несколько тысяч человек, и после взятия города пророк Мухаммад приказал выбросить всех идолов и стереть со стен все языческие росписи и изображения.

Покорив Мекку, посланник Аллаха вернулся в Медину и отправил послов в разные концы Аравии и к правителям Ирана, Византии, кочевой Степи с предложением принять ислам. Никто из правителей соседних стран не откликнулся, и вскоре начались военные походы арабов-мусульман. В то время как на просторах тюркских каганатов продолжались раздоры и междоусобицы, пророк Мухаммад делился с 610 по 632 год своими откровениями, и из них складывался Коран — книга, на которой вырастала новая империя.

В 630 году Восточнотюркский каганат, как мы знаем, потерпел поражение в войне с китайским императором Тайцзуном. Тюркские племена были расселены в Ордосе и Шаньси и превращены в федератов Поднебесной империи. Часть тюркской аристократии, признавая своё поражение, поступила на имперскую службу.

Известный казахстанский исследователь М.Барманкулов в книге «Этот многополюсный мир» отмечал, что карлуки этнически близки тюркам. Но они всегда стремились отделиться от Тюркского каганата и даже выступить против него. Восстание джунгарских карлуков на Чёрном Иртыше в 630 году стало одной из причин гибели Западнотюркского Тон-ябгу-кагана. Известна также попытка подчинить эту группу карлуков, предпринятая в 647-650 гг. восточнотюркским Чабыш-каганом, поднявшим восстание против Танской империи и обосновавшимся на Северном Алтае.

Бывали и другие случаи. В 650 году карлуки поддержали один из отрядов тюрко-китайского Тана во время ликвидации алтайской ветви тюрков — тёлёсов. Спасаясь от верной гибели, те были вынуждены укрыться в 650 году до лучших времён в горах Алтая. В доме Тан тут же посчитали карлуков своими подданными и в 657 году включили их в состав своей империи. Но через сто лет, во время схватки с арабами под Таласом, китайцы жестоко за это поплатились.

Летом 632-го пророк Мухаммад оставил наш мир, и его преемником стал сначала тесть Абу Бакр (632-634), а затем другой тесть Умар ибн ал-Хаттаб (634-664). Через два года после смерти Пророка арабы вошли в Сирию и Месопотамию, в 640-м они ворвались в Египет, а еще через девять лет высадились на Кипре. Около 662 года завязалась война с хазарами за Дербент, и тогда же пал славный город Кабул.

Никаких совпадений в мировой истории нет, и если отбрасывать пережитки «европоцентризма», то первая мировая война разразилась на землях Тюргешского каганата в середине VIII века, а переселение тюргешей в долины Семиречья было вызвано скорее всего желанием правителей Трансоксианы создать в районе Джунгарских Ворот и дальше, в районе Иссык-Куля, надёжный бастион перед решающей битвой. Были они наёмными воинами или просто «солдатами свободы», восставшими против угрозы рабства, история пока умалчивает, но логика событий того времени указывает лишь на то, что Тюргешский каганат, возникнув как военно-политический союз, распался естественным образом, как только миссия была выполнена.

В конце VII века вождь тюргешских племён Уч-Элик изгнал из Семиречья ставленника танского двора Хосрова Бери-шада и установил свою власть на территории от Шаша (Ташкента) до Джунгарии. В городе Невакете на реке Чу и в Кунгуте на берегах Или были учреждены «большая» и «малая» каганские ставки, страна разделена на 20 округов во главе с каганскими управителями (тутуками), каждый из которых был в состоянии выставить 5-7 тысяч воинов. Уч-Элик (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей: «каган народа десяти стрел» - и новый титул: тюргеш-каган; именно тогда в Невакете началась отливка медных монет с согдийскими надписями «тюргеш-каган».

А вот как выглядели события рубежа VII-VIII вв. в китайских летописях того времени. В 694 году началось восстание подневольного предводителя тюрок Ашина Суйцзы, и тогда же был заключен его союз с тибетцами. Кстати, в год своего восстания Ашина Суйцзы первым сказал об «усилении тюргешей». Однако имперские войска разбили тибетцев, а также тюргешей и западных тюрок. В 702 году китайцы учредили военную область в Бэйтине (Джунгария), а в 704 году тюркский предводитель Ашина Хянь покорил для империи Семиречье. Были подчинены также западные тюрки и шато, поддались карлуки, хуву и шуниши. В 705 году произошел переворот в Китае: вслед за смертью злокозненной императрицы У была снова восстановлена династия Тан.

В 691 году скончался, как известно, тюркский предводитель Ильтериш-каган. Его наследником стал младший брат, принявший титул Капаган-кагана, «Кагана-Завоевателя». Время его правления (692-716) отмечено последним всплеском военно-политического могущества II Тюркского каганата и началом его распада. Северная и западная границы владений Капагана проходили в 699-708 гг. по Танну-Ола, Алтаю и Тарбагатаю. В 706-707 гг., подчинив племя байырку, тюрки заняли земли от верховий Керулена до Байкала. В 709-710 гг. тюркское войско заняло Туву и, перевалив Саяны, нанесло тяжёлое поражение енисейским кыргызам.

Тем временем с юга надвигалась страшная сила, перед которой оказались бессильны даже воинственные персы. В 664 году арабы вторглись в Пенджаб, а в 674-676 годах после покорения Персии — в Согдиану и Хорезмский оазис. В 704-715 гг. арабский полководец Кутейба завоевал оазисы Средней Азии, и казалось, что зелёное знамя Омейядов вскоре будет реять над всем миром. Но тут началось, по свидетельствам историков, сопротивление столь же ожесточённое, как и натиск.

Кочевое население к северу от Ташкента и Чимкента, в предгорьях Тянь-Шаня и в Семиречье, было крайне редкое. Жили в горах Тянь-Шаня тюргеши, ягма и чигили — три племени. А в степях жили предки печенегов, называвшиеся кангар, и сама их страна называлась Кангюй. Предки туркмен — потомки парфян — жили вплоть до Сырдарьи. И этого редкого населения оказалось совершенно достаточно, как утверждает Л.Гумилёв, чтобы остановить арабский натиск.

Интересы арабов-мусульман, Китая, Хазарии, Византийской империи и кочевой Степи пересеклись на землях Тюргешского каганата. Войска Капагана и Тоньюкука шли в Семиречье, как кажется, вовсе не для того, чтобы искать там военную добычу и подходящие пастбища — они включились, как и все остальные, в подготовку к будущей «битве народов».

Наследник Уч-Элика, предводитель тюргешей Сакал-каган (706-711), столкнулся с оппозицией части племенных вождей, поддерживавших претензии на трон его младшего брата. Сакал после заключенного в 708 году договора с Китаем враждовал со своим предводителем Кули-чором, они даже воевали друг с другом; Сакал выделил хороший удел своему младшему брату Чжену, но тот обиделся, решив, что ему мало дали, и в 710 году переметнулся на сторону Капаган-кагана, чтобы разделаться с родным братом.

В 711 году Тоньюкук после удачных сражений на Енисее и в степях Гоби с небольшим войском со стороны Монгольского Алтая перешли Чёрный Иртыш вброд и на берегу реки Болчу неожиданно напали на войско тюргешей и разбили их. В последующих двух сражениях восточные тюрки вновь одерживают вверх, а тюргешский каган Сакал попадает в плен. Именно тогда Капаган-хан сказал изменнику Чжену: «Вы, будучи родными братьями, не смогли жить в согласии между собою; можете ли вы с совершенной преданностью служить мне?» — и казнил их обоих в 711 году.

В том же 711-м тюркское войско одержало ещё одну победу над тюргешами и заняло Семиречье. Преследуя отступающих тюргешей, армия Капагана форсировала Сырдарью и дошла до границ Тохаристана. Однако в битвах с арабами под Самаркандом тюркское войско, оторвавшись от своих тылов, понесло серьёзные потери и с трудом сумело вернуться на Алтай (713-714). Остатки тюргешских войск, собранные полководцем Чабыш-чор Сулуком, отступили за Сырдарью и ушли в Тохаристан.

Арон Атабек, пишущий для казахстанской аудитории, однажды выразился: «В 711-712 годах нашей эры тюрки Каганата совершили стратегический поход от пределов Китайской стены до границ Северного Ирана. Целей было две: 1) дать отпор военным притязаниям Арабского Халифата на города Согда и Тохаристана (ныне - территория на стыке Ирана, Индии, Афганистана, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана), которые издревле находились под протекторатом кочевников-тюрков; 2) остановить идеологическую экспансию Ислама.

Походом руководил знаменитый Тоньюкук («Имеющий Небесное Одеяние» — имя как отражение тенгрианской символики!) — советник четырех каганов, конфуцианский ученый и тенгрианский апостол в одном лице. Это было первое столкновение двух великих религиозно-политических систем: Номадо-Тенгрианства и Оседлого Мусульманства; кочевой Степи и исламского Шахра (Города). Вместе с тем это было продолжением древнего противостояния — Ирана и Турана. Ирана, в ту пору уже ассимилированного арабским Халифатом, — и Турана, возрожденного тенгрианским Каганатом, с династийным племенем Ашина».

С точки зрения народа, к которому принадлежит Арон Атабек, вполне возможно, такая изящная версия может считаться правдоподобной. Но, как известно, разгром тюргешей «небесными всадниками» в 711 году совпал с захватом арабами Шоумана, Несефа, Кеша и подчинением Талекана. В это же время, как сообщает Орхонская надпись, кенгересы напали на тюргешей. А кенгересы — это не кто иные как печенеги, самоназвание которых было кангар. Обитали они по нижнему и среднему течению Сыр-Дарьи. Печенеги в то время воевали на стороне арабов, а тюрки чаще всего служили интересам Китая.

711 год, если это неведомо Арону Атабеку, стал пиком расцвета арабской мощи, пиком её экспансии как на запад, так и на восток. На западных границах армия сарацинов

...Как пишет китайский историограф, «тюрки в белых одеждах», т.е. манихеи, численностью 12 тысяч человек, большей частью из берберов, под командованием бербера Тарика ибн Зияда, предприняла серьёзный шаг, имевший далеко идущие последствия. Сарацины высадились из Танжера (современный Марокко) на Гибралтар — одну из самых южных точек Европы.

Пока Тарик завоёвывал Испанию на западе, сухопутная экспедиция под командованием Мухаммада ибн Касима (племянника и зятя иракского наместника Хаджаджа ибн Юсуфа) прошла через юг Персии и Белуджистан, уже находившиеся в руках у мусульман, и вторглась в нижнюю часть долины Инда — в том же 711 году. Морской порт Дайбул (или Дабхол, совр. Карачи) и город Нирун (совр. Хайдарабад, юг Пакистана) перешли под контроль мусульманской армии; в обоих местах еще сохранялись древние и богатые буддийские святыни.

На землях Тюргешского каганата столкнулись вовсе не Туран с Ираном — там завязался геополитический узел, стянувший интересы всех пяти держав того времени, причём Иран в их число уже не входил.

В 705 году Кутейба взял Балх, в 706-м Пайкенд, но согдийцы и «турки» заставили его отступить. Эти «турки» хроники Табари, как считает Л.Гумилёв, были тюргешами. Необходимость защищаться против общего нового врага примирила их с китайцами, а китайских министров вынудила, по мысли Л.Гумилёва, «признать новую державу, необходимую в горах Джунгарии как заслон». Вождь тюргешей был даже удостоен от китайского императора титула князя. В 707 году тюргеши снова отбросили Кутейбу от Бухары, в 708-м это повторилось ещё раз, и каган Сакал оказался гегемоном всей Средней Азии. И его могущество сохранялось бы ещё долго, если бы не набеги Тоньюкука и Капагана и если бы не последовавшая за ними казнь Сакала.

Тюргеши и карлуки чувствовали себя наследниками Западнотюркского каганата, который с 551 года доминировал в Согде от Тараза до Шаша, Самарканда, Хивы и Каспия, имея в своём подчинении десятки государств Кана и Кангюя. Ираноязычные согдианцы со своим зороастризмом никак не могли принять семитоязычного ислама — нравится это Арону Атабеку или нет. Они невольно потянулись к степнякам, хотя ещё недавно видели в них больше хозяев, чем друзей. И тюргеши с просторов Семиречья, и карлуки, которые позже сменили в Семиречье тюргешей, одинаково помогали городам-государствам тогдашней Согдианы в их борьбе против арабов.

И позже, в 728 году, когда вспыхнуло восстание персов против арабов, оно было поддержано Степью. Причиной восстания оказалась налоговая политика: для персов правоверные халифы установили налоги куда выше, чем для родственных им арабов. Мусульмане-персы были так разозлены, что позвали на помощь своих извечных противников — карлуков и тюргешей, против которых они воевали ради Ислама под командованием Кутейбы еще 15 лет назад. Крупное восстание против арабов вспыхнуло в Хорасане, и мощная армия тюрков из-за реки Яксарт (Сырдарья) присоединилась к мятежникам. Арабы были осаждены, оказавшись в крайне опасной ситуации; контроль над целой Трансоксианой перешел к восставшим и их союзникам, тюркам, под командованием хакана — верховного хана.

И это был, к сведению А.Атабека, далеко не единственный случай, когда кочевая Степь и исламский Шахр (Город) входили в союз.

Согдиана в начале VIII века являла собой печальное зрелище: каждая крепость защищалась в одиночку и гибла. Переломить свой сепаратизм и организоваться согдийцы не сумели. Только тюргеши отбивали один арабский отряд за другим. Вероотступники, отказываясь переходить в ислам, скрывались от арабов на Иртыше и Бухтарме, у тюргешей. Но, как это ни странно, даже со своими защитниками, тюргешами, согдийцы не умели найти общий язык. Только разногласия между спасаемыми и спасителями в 707 году дали возможность стеснённым арабам унести ноги в Хорасан. Такие же неурядицы повторились в 709 году, и это позволило Кутейбе взять Бухару. А что касается «победоносного» похода Тоньюкука, то вслед за его «победами» над войсками тюргешей арабы стали легко брать один город за другим.

Трансоксиана (земли за Оксом, т.е. за Амударьей, или Мавераннахр у арабов) была коммерчески важным регионом, имевшим выгодные торговые пути с Китаем, знаменитые поставками китайского шёлка («Великий шёлковый путь»). Земли эти были известны и своим плодородием. Кутейба предпринял серию успешных атак и укрепился в мусульманских опорных пунктах в «земле за Рекой», сделав их постоянными: Балх (совр. Мазари Шариф в Афганистане), Бухара, Самарканд и Хорезм (совр. Хива; 710-712).

Получив контроль над Трансоксианой, Кутейба проник ещё дальше на северо-восток. В 712 году он занял Фергану, обильно плодоносящую долину, орошаемую водами реки Яксарт (Сейхун у арабов, совр. Сырдарья); затем он пересек реку и завоевал хлебный город Шаш (современный Ташкент). На следующий год он даже предпринял рейд на Кашгар, приграничный город в Китае, откуда была отправлена делегация к китайскому императору с требованием покориться; оно, конечно, было отвергнуто, но по-восточному: с хорошим юмором и философскими премудростями.

Это был кульминационный пункт экспансии Омейядов на восток; казалось, мусульмане достигли предела своих возможностей, связанных географическими и этническими факторами. Но, в отличие от сравнительно лёгкого завоевания Испании, покорение Средней Азии затянулось надолго и было довольно жестоким.

Как только отряды Кутейбы вышли в степь, они сразу столкнулись с кочевыми тюрками и тюргешами. И тут их продвижение остановилось. Хотя арабы предлагали кочевым племенам принять веру ислама, те гордо отвечали отказом. Хан тюргешей Сулук в ответ на предложение халифа Хишама ответил: «У меня все люди — воины, а у вас кто? Ремесленники, сапожники, купцы. Мы же ведь этого делать не умеем, значит, и ваша вера нам не подходит». Как бы там ни было, но именно тюргеши, карлуки и тюрки встали стеной против проникновения новой веры в Китай, на просторы Сибири, Урала и дальше в Древнюю Русь.

Новый предводитель тюрок Бильге-каган (716-734) вступил на престол, когда империя, созданная его отцом, находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно — сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. В 715 году, провозгласив себя тюргеш-каганом, Сулук вернулся из далёкого Тохаристана и восстановил независимость своего каганата. Первым делом новый вождь изгнал из Ферганской долины арабов и тибетцев, которые интриговали там против Китая.

После «победоносного» похода Тоньюкука в земли тюргешей началось усиление Китая: в 714 году в династии Тан были пресечены все дворцовые интриги; это было время могущества и расцвета эпохи Тан. Но на западе, как отмечали китайские летописцы, собиралась новая угроза — тибетцы заключили союз с арабами, а вождь чёрных тюргешей Сулук объявил себя ханом и уже в 717 году вместе с арабами и тибетцами он выступил против китайцев, громил их у Яна-арыка и Аксу. Новый вождь был явно враждебен Поднебесной империи, а причину видели в том, что имперскими уполномоченными в Западном крае были царевичи Ашина, т.е. западнотюркские законные ханы (по представлениям китайцев), у которых тюргеши стремились отнять гегемонию.

Сулук Чабыш-чор-каган (715-738) все годы своего правления вёл борьбу на два фронта. Из Восточного Туркестана ему угрожали претенденты на господство в Семиречье из рода западнотюркских каганов, поддерживаемые китайскими войсками, а с запада — арабы. Дипломатическими ходами (женитьбой на дочери одного из претендентов) и военной активностью (осадой столицы танского наместника в Восточном Туркестане, Кучи, в 726-727 гг.) Сулук снял эту опасность. Женитьбой на дочерях восточнотюркского Бильге-кагана и правителя Тибета тюргеш-каган окончательно укрепил свой восточный фланг.

Был случай, когда помощник наместника Кучи нанял карлуков для борьбы против тюргешей и вместе с Ашиной Хянем напал на Сулука, но, не имея поддержки из метрополии, он не добился успеха. В планах нового вождя была ликвидация военной области в Бэйтине (Джунгария), но наступление арабов связало тюргешам руки и сделало их безопасными для Поднебесной.

На западе тюргешам угрожали победоносные арабские армии, не раз переходившие Сырдарью в 714-715 гг. Это заставило Сулука продолжить борьбу с арабами, которую вели стремившиеся к свободе города-государства Средней Азии. В 720-721 гг. полководец Сулука, Кули-чор, вёл успешные бои против арабов в Согде. В 720-721, и позже в 724 году, там и тут вспыхивали восстания по всей Согдиане. В 724-м тюргеши успели вовремя прийти на помощь восставшим, и арабы были разгромлены. 725-й год известен успешными нападениями тюргешей на арабские отряды. А когда в Самарканде и Бухаре началось три года спустя новое восстание против арабов, то оно сразу же было поддержано тюргешами, и в 729 году Сулук изгнал арабов-мусульман из Согда.

Находясь между двух огней, ещё в 717-м Сулук-каган предложил империи Тан мир и союз против арабов. Тогда же, в 717 году, шла осада арабами Константинополя. Хазары вторглись в Азербайджан, а вскоре арабы покорили Аквитанию. Даже извечный противник Китая Тибет заключил с империей Тан сепаратный мир, благодаря чему тюргеши сдерживали наступление арабов до 736 года. И трудно не связать эти события с той войной, которую Хазария вела на Кавказе, очевидно, тоже находясь в составе антиарабской коалиции.

Источники того времени ничего не сообщают о восточных и западных связях Хазарии в период кульминации арабских завоеваний, но разве в источниках написано всё? Зато логика событий и хронологические совпадения позволяют Л.Гумилёву считать, что Тюргешский каганат, вступивший в союз с империей Тан, стал союзником Хазарии и Византии, а освободившиеся от подчинения Западно-Тюркютскому каганату печенеги (или, по-казахски, «паджанаки», т.е. «свояки») действовали в пользу арабов, прервав пути от Балхаша до Каспия. Они тревожили тылы хазар и тюргешей, но, как известно, не получили помощи от арабов и проиграли войну.

Прослеживая синхронность выступлений греков, хазар, тюргешей, хуттальских горцев на востоке, франков — на западе, Л.Гумилёв приходит к выводу, что она далеко не случайна, и тем самым он устанавливает появление широкого антимусульманского блока, поддержанного империей Тан.

С 717 года согдийцы вели войну с арабами с переменным успехом, и только в 732 году арабский наместник, с трудом разбив тюргешей под Тавависом, вошёл в Бухару. Это был год 100-летия ухода Пророка в лучший из миров, юбилейный год с момента создания Арабского халифата. За одно столетие последователи Пророка создали империю от Атлантики до просторов Центральной Азии. В юбилейном 732 году Карл Мартелл собрал войско из франков и остановил сарацинов у Пуатье. Долгое время шла война между франками и арабами на северном склоне Пиренеев, пока арабы не отошли за этот хребет. Вся Европа стояла в 732 году перед угрозой исламизации, не было ещё ни Мадрида, ни Берлина, а далеко на востоке воины тюргешского хана Сулука прочно удерживали джунгарский бастион и, казалось, никакая сила не могла сломить их сопротивление.

Л.Гумилёв в «Древних тюрках» пишет о том, что тюргеши были весьма многочисленным народом. На пике воинской славы Сулук-каган имел под своей рукой 300 тысяч воинов. При этом, как справедливо заметил Л.Гумилёв, население Китая в период максимального расцвета Танской династии (754 год) достигало всего лишь 58 миллионов душ обоего пола.

На карте Срединной Азии первой половины VIII века Л.Гумилёв обозначает территорию Тюргешского каганата между озёрами Иссык-Куль и Балхаш, а верховья Иртыша, долины Бухтармы и верховья Катуни отошли в то время к карлукам; в верховьях Енисея располагался Кыргызский каганат, а что касается Тюркского каганата, то он занимал земли современной Монголии и часть земель Внутренней Монголии, входящей теперь в состав Китая. Но, что удивительно, земли современного Горного Алтая были в то время свободны и не принадлежали никому, кроме живших там народов (см. карту на 6-й стр).

Алтай оставался для всех сакральной землёй — такой же, как легендарный Тохаристан, где находили в разные времена спасение и убежище многие племена и народы. Это была земля, одинаково родная для енисейских кыргызов, тюрков династии Ашина, уйгуров, карлуков, тюргешей, и, наверное, по этой причине она оставалась свободной.

В 737 году хитроумным арабам удалось поссорить китайцев с тюргешами, после чего раздосадованные тюргеши вошли в союз с тибетцами и осадой крепости Кучи они парализовали силы империи Тан, изолировав Согдиану. В 737 г. тюргеши разбили арабов в Тохаристане, но вслед за тем потерпели поражение. Арабский наместник Наср ибн-Сейяр, воспользовавшись моментом, в 738 году подавил последние восстания и объявил Среднюю Азию мусульманской страной, но зато после битвы при Акроине в 739 году сарацины были выбиты из Малой Азии — и это тоже заслуга тюргешей, которые держали беспрерывную оборону на границе со Степью уже четыре десятилетия. Такого противостояния в истории ислама ещё не было.

738 год принёс с собой конец антиарабского союза между мусульманами Хорасана и тюргешами. Неожиданная развязка произошла в ходе сражения 738 года — главным образом из-за того, что хакан Сулук был убит своими же племенными вождями в собственном лагере близ Невакета, где он готовил поход на Балх, а в 739 году арабы схватили и казнили самого верного из всех полководцев Сулука, Кули-чора (Курсуля арабских летописей).

Вся тюргешская мощь держалась на энергии хана. Внезапная гибель Сулука и недолгое правление его сына, Тухварсен Кутчор-кагана (738-739), положили начало 20-летней борьбе за власть между знатью «жёлтых» и «чёрных» племён, на которые делился тюргешский племенной союз. С его смертью союз между мятежниками Хорасана и тюргешами рухнул, и их войска вернулись на свои земли, ввязавшись в междоусобную борьбу друг с другом. Даже исламские авторы вынуждены признавать, что в те годы «впервые в истории Ислама мусульмане заключали союз с иноверцами для борьбы со своими собратьями по вере», хотя известно, что такое бывало и прежде.

Смерть Сулука и распри тюргешей предопределили покорение Средней Азии арабами. Война на два фронта и неудачи в борьбе с арабами оказались роковыми для тюргешской державы. В это же время с востока нарастала танская агрессия, и с падением Тюргешского каганата она достигла своего пика.
Воспользовавшись фактическим распадом Тюргешского каганата после гибели Сулука, танская администрация Западного края (Бэйтина) постепенно подчинила своей власти Семиречье, а имперская армия продвинулась на рубеж Сырдарьи. В 740 году китайскими войсками был захвачен и разграблен Тараз; правившая там тюргешская династия кара чоров была физически истреблена, и прошли века, прежде чем в Джунгарии снова возродился Дом Чорос.

Танский губернатор в Куче, Гао Сяньчжи, казалось, мог считать завершенным полное подчинение ещё недавно грозных соперников империи в Западном крае. Между тем, успехи Китая серьёзно обеспокоили наместника аббасидских халифов в Хорасане, Абу Муслима, и вызывали всё нарастающее противодействие карлуков. Арабский отряд Салиха ибн Хумейда взял Тараз, но был осажден превосходящей китайской армией.

В 744 г. в Куфе взвилось белое знамя шиитов, а красное знамя хариджитов уже реяло от Западного Ирана до Южной Аравии. Наконец, в Хорасане 9 июня 747 года 4 тысячи повстанцев подняли чёрное знамя Аббасидов и двинулись на запад, на ненавистный Дамаск.

К Аббасидам примкнули все группы населения халифата, обиженные Омейядами: иранские крестьяне, бедуины-кельбиты и беглые рабы; мусульмане — сунниты, шииты, хариджиты; немусульмане — маздакиты, манихеи, несториане и огнепоклонники. Силы главного полководца Мервана таяли, и в январе 750-го всё было кончено. Аббасиды, пришедшие на смену Омейядам, должны были управляться со всем этим разнообразием, а это было очень трудно.

В июне 750-го, пишет Л.Гумилёв, новая династия Аббасидов приступила к планомерному уничтожению всех оставшихся в живых членов павшей династии. Эта отвратительная задача была возложена на победителя в битве на реке Заб дядю нового халифа Абдуллаха ибн Али, который за свое участие в «революции» был награжден должностью наместника Сирии. Восемьдесят или около того омейядских принцев были приглашены Абдуллахом ибн Али на пиршество в крепость Абу-Футрус (на реке Ауджа, Сирия). По заранее условленному сигналу группа головорезов ворвалась в зал и жестоко расправилась со всеми гостями. Едва закончилась резня, стол был накрыт вновь, и пир продолжился под стоны умирающих.

Единственным представителем семейства Омейядов, чудом избежавшим гибели, был внук халифа Хишама (того, что пытался обратить в ислам нашего Сулука) наследный принц Абдурахман. Ему удалось бежать из Сирии в Магриб; из Сеуты он перебрался в аль-Андалус, где основал новую династию омейядских государей Испании (756 год).

Тем временем в стане тюргешей не прекращались распри, и в притязаниях на наследство Сулука каждый хотел быть первым. Вельможа Бага-тархан, предательски убивший ночью хана Сулука в шатре, попытался захватить власть. А китайцы хотели назначить «правителем десяти стрел» царевича Ашина Хиня. Ему должны были подчиниться все покорённые тюргеши. Но тут возмутился Бага-тархан, вождь «жёлтых», и потребовал, чтобы назначили его. Жёлтые роды нашли союзников в согдийцах. Пришлось выделять тюргешей из «десяти стрел» для Бага-тархана, но политика компромисса оказалась гибельной. Присланного из Китая Ашина Хиня завалили, а китайцы, в свою очередь, схватили и повесили Бага-тархана.

Воспользовавшись неразберихой, чёрные тюргеши выбрали себе ханом Ильмиша Кутлуга. В междоусобицах, а также в жестокой и длительной борьбе с арабами тюргешские каганы теряли своё былое могущество, чем не замедлили воспользоваться шустрые карлуки, пришедшие с Алтая и Тарбагатая. Неурядицы начались в то время и в каганате восточных тюрков, чем тут же воспользовались подвластные уйгуры. В 745 году началось их восстание, после которого восточно-тюркский каганат сошел со сцены навсегда, и на смену ему пришел Уйгурский каганат (745-840 гг.).

Карлуки уходили в Семиречье, преследуемые уйгурами. Потерпев от них поражение, карлуки, согласно надписи уйгурского Элетмиш Бильге-кагана, «в год Собаки (746 г.), замыслив измену, бежали. На запад, в страну Десяти стрел, они пришли» (Кляшторный, 1980).

Междоусобица между знатью «жёлтых» и «чёрных» привела к вторжению в Семиречье войск танского наместника в Куче, которые захватили в 748 го-ду бывшую столицу тюргешей — Суяб.

Захватив город Суяб, китайские войска двинулись дальше, и вскоре был казнен владетель города Шаша (Ташкента). Его сын обратился за помощью к арабам - иного выхода после разгрома тюргешей у него не было. Просьбы о помощи сына казненного владетеля Шаша и опасения за судьбу своего отряда в Таразе заставили Абу Муслима отправить на выручку осажденным ещё один отряд под командованием Зияда ибн Салиха.

Китайские войска вошли в Таласскую долину и столкнулись с арабами в 751 году. И именно здесь произошла, наконец, «битва народов», где сражались регулярные китайские войска, которыми командовал кореец Гао Сянчжи - бесстрашный человек, огромного роста, широкоплечий, а против него арабские войска, пополненные персидскими добровольцами из Хорасана, то есть ставшие тоже регулярным войском; ими командовал Зияд ибн Салих.

Противодействующие армии сошлись на реке Талас в июле 751-го, четыре дня не решаясь вступать в битву. Решило дело, как пишет Л.Гумилёв, алтайское племя карлуков, которое ударило в нужный момент по китайцам. «Они решили, что китайцы хуже, чем арабы. Они не говорили, что арабы лучше, чем китайцы, нет. Был вопрос не о том, кто лучше, а кто хуже. Китайцы всё-таки хуже». Танская армия, неся большие потери, дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил ему дорогу среди охваченных паникой бегущих воинов.

Но почему на сторону арабов внезапно перешли тюргеши? Всего за три года до битвы, как свидетельствует историк М.Барманкулов, в 748 году, некий Ван Чжен-сян взял город Суяб, развалины которого до сих пор видны на южной стороне реки Чу. Ещё в 692 году там была крепость Суйе, за которую сражались тюргеши, пришедшие в Семиречье с верховьев Иртыша. Китайцы в 748 году разрушили город до основания. Через лет двадцать, в 766 году, он стал столицей карлуков. А тогда на него было страшно смотреть.

В 751-м китайские тюркские войска были разбиты арабами и карлуками близ реки Талас и бежали из Семиречья. Битва у Таласа на столетия предопределила судьбы народов Джунгарии и Мавераннахра. Танские войска оставили не только земли Семиречья, но и Восточный Туркестан под давлением уйгуров и тибетцев. Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш.

Халифат с трудом закрепился в Средней Азии, но так и не вошёл в кочевую Степь. Победа арабов над китайцами в Таласской битве не изменила религиозных основ. Ислам ещё долго оставался религией чужеземцев (арабов) и оседлых тезеков (таджиков). В той битве на стороне арабов сражались тюргеши и карлуки, на стороне китайцев - кок тюрки (Ашина), пытавшиеся, после поражения от токуз-огузов (уйгуров), вернуть власть с помощью сородичей, составлявших гвардию китайской армии. И, в чём прав А.Атабек, вечное проклятие кочевников - междоусобица - сыграло в пользу арабов...

Вместе с арабами тюргеши и карлуки до такой степени измордовали китайцев под Таласом в 751 году, что те с той поры напрочь, на столетия, на тысячу лет забыли о том, что такое земли Туркестана. Со временем арабы и мусульманство стали служить той стеной, что отгородила тюрков от поползновений Китая. Против китайцев к 751 году ополчились все: тибетцы, согдийцы, арабы, тюргеши, карлуки. Таласское сражение положило конец попыткам танского Китая вмешиваться в среднеазиатские дела. Китай с 751 года стал терпеть поражения всюду. Его громили тибетцы на юге, кидани взялись за него на востоке, возникли обычные для Китая внутренние катаклизмы.

Своим участием в Таласской битве карлуки не испортили, впрочем, своих отношений с Танским двором. Уже в 752 году, после шестилетнего перерыва, в имперскую столицу Чанань прибыло посольство карлукского ябгу. Причиной столь быстрого восстановления связей стало тревожившее обе стороны усиление уйгуров. В том же году карлуки возобновили войну с уйгурами. Ябгу всё еще рассчитывал занять каганский престол в Отюкенской черни, захваченной Яглакарами традиционной ставке повелителей кочевых народов Центральной Азии. Надежды ябгу были небезосновательны - его союзниками стали енисейские кыргызы, басмылы и тюргеши, а оставшиеся в Хангайских горах после 744-го карлукские племена считались особенно опасными для уйгурского хана Элетмиша.

К 755 году война закончилась полной победой уйгуров, покоривших восточные кочевья карлуков до Саура и Тарбагатая. Дальше на запад уйгуров не пустили печенеги, кочевья которых в это время распространились до Нижней Волги.

Западнее располагались племена, враждебные уйгурам: печенеги и «чёрные всадники», под которыми Л.Гумилёв предлагал понимать чёрных тюргешей, точнее, тех тюргешей, которые не подчинились добровольно уйгурам.

В тибетском тексте: На-La-уun-log - тюркское племя, многочисленное и процветающее. «Отсюда берутся лучшие тюркские кони». Г.Клосон отводил этому племени окрестности Усрушани и Ферганы, т.е. области, пока еще принадлежавшие тюргешам. В свою очередь, Л.Гумилёв полагал, что можно читать так: Кара юн [т] лык, гае юнг - лошадь. Следовательно, черные лошадники//всадники, которыми в этом месте и в это время могут быть только тюргеши. Для сравнения он предлагал обратиться к свидетельствам Гардизи о тюргешах, на которые опирался В. Бартольд.

Война с переменным успехом длилась больше двух лет и велась в центре уйгурских земель. С огромным трудом уйгурскому кагану удалось одолеть своих противников, действовавших слишком разобщенно, чтобы победить.

Последствия войны имели решающее значение для будущего карлуков. Отюкенские карлуки подчинились Элетмишу и приняли поставленного им тутука (управителя). Карлукский ябгу окончательно оставил надежды на каганат и прекратил войну за тюркское наследство. Отныне все его устремления были направлены на овладение Семиречьем, закрепление в Джунгарии и в городах Таримского бассейна. Впрочем, и здесь он потерпел неудачу - в 756 году уйгуры принудили к подчинению джунгарскую группу карлукских племен.

О западном походе 756 года двух полководцев Элетмиша известно из Терхинской надписи кагана. Охваченный восстанием Ань Лушаня Китай уже не мог оказать поддержку отдалённым западным гарнизонам. Под контроль Уйгурского каганата попали не только основные городские центры Таримского бассейна, но и тюркские племена Восточного Туркестана.

Новое государство уйгуров возникало на бывших владениях Китая в ожесточенной борьбе не только с бывшими союзниками, басмылами и карлуками; ожесточенное сопротивление новой династии Яглакаров оказали многие племена токуз-огузов. Уйгурам удалось отстоять право рода Яглакаров на титул кагана, но окончательное умиротворение наступило лишь после крупных военных успехов в Китае, раздираемом после 755 года восстанием пограничных войск под командованием выходца из знатного тюрко-согдийского рода Ань Лушаня и последовавшей затем гражданской войны.

Всё, что происходило в 755-756 годах на землях Джунгарии, самым причудливым образом повторилось через тысячу лет, в 1755-1756 годах, когда те же народы заново повторяли уроки истории, и всё было почти так же, как при Ань Лушане, только на его месте оказался джунгарский нойон Амырсана.

Но парадоксы истории, по справедливому замечанию А.Атабека, проявились ещё и в том, что карлуки после победы над китайцами в битве у города Талас стали верно служить... китайцам против... тюрков. Тюркский ябгу - князь Абусы - сдался Поднебесной в 744 году. В 752 году он поднял восстание среди недовольных тюрков и разгромил при помощи восставших город Шофан. Карлуки всего через два года после победы у Таласа, в 753 году, поддержали китайцев, срочно запросивших о помощи, ударили с запада по восставшим тюркам и одержали полную победу над повстанцами. Абусы попал в плен к карлукам. Был выдан китайцам и брошен ими в подземную тюрьму. В Китае за это карлукский ябгу-князь был поднят на несколько ступеней вверх. Ему присвоили титул «царь Алтая».

Власть в Западном крае всё не могли поделилить между собой ханы «чёрных тюргешей», и ни на день не прекращались их междоусобицы. Усилившиеся в Семиречье карлуки, вытесненные сюда уйгурами в 746-747 гг. из Монголии и предгорий Алтая, вскоре покончили с враждующими тюргешскими групиировками, и карлукский ябгу стал создателем нового государства в предгорьях Тянь-Шаня. В 756 году под натиском тюркоязычных карлуков Тюргешское государство пало.

Тюргеши, сдерживая натиск арабов в Джунгарии и Семиречье в течение полувека, ушли с политической сцены на удивление вовремя. Одной из причин их ухода стала, говоря современным языком, военно-политическая разрядка. После «битвы народов» у Таласа стал ослабевать не только Китай - на просторах Арабского халифата тоже начались распри и междоусобицы между шиитами и суннитами.

Представители новой династии Аббасидов (750-1258) были правоверными суннитами, но именно при них арабы утратили всякое значение в державе, созданной их героическими предками. Персы вытеснили арабов из администрации, тюрки - из гвардии, негры-зинджи - из домашнего быта, евреи - с базара. Багдад стал мировым центром транзитной торговли, но считаться с его населением халифы не хотели, потому что верили не народу, а своему окружению: подхалимам, солдафонам и доносчикам.

Понятно, что при таком управлении не могло даже быть речи о завоеваниях. Наоборот, были утеряны Испания в 756 году - одновременно с распадом Тюргешского каганата, Магриб (Марокко), а позже и Ифрикия (Тунис). Инициатива в мировой политике, по определению Л.Гумилёва, стала переходить от мусульман к христианам. Хотелось бы добавить: этот переход был обеспечен ценой невосполнимой жертвы - падением Тюргешского каганата, потерявшего силы в боях с воинами Аллаха.

И хотя в 758 году «чёрные тюргеши» снова праздновали свою победу за ханский трон, после наступления карлуков, предпринятого в 759 году, тюргеши уже не были в состоянии оказать им сопротивление. К 766 году карлуки закончили освоение Семиречья, Таласа, долины реки Чу. Они дошли до Западного Тянь-Шаня и стали единственными хранителями ценностей тюркской культуры от Алтая, Тараза и Семиречья до Центральной Азии. Они ещё 200 лет удерживали напор ислама, пока в 960 году не обратились в мусульманскую веру сами.

...Можно со всей увереностью утверждать, что приднепровское половецкое племя эль-бури имело западнотюркские или тюргешские корни.

Тюргешский каганат заключает с Кыргызским каганатом на Енисее долговременный договор добрососедства, развивает с ним не только торговые связи, но и обменивается посольскими визитами, стремится доверительные отношения между династиями укрепить брачными узами (известно, что матерью кыргызского кагана в начале IX в. была тюргешская женщина). В Восточном Туркестане тюргеши соперничали с Уйгурским каганатом (744-840 гг.), поэтому были заинтересованы поддерживать военно-политические союзнические отношения с Кыргызским каганатом на Енисее, брали на себя ответственность за безопасность дорожного (караванного) движения в кыргызско-тибетских торговых взаимоотношениях (позднее эту роль выполняли карлуки, захватившие власть).

В XI веке в кыпчакский племенной союз инкорпорируется большое количество кочевников - огузы, карлуки, кенгересы, тухси, туркмены и многие другие. В состав кыпчаков входит и народ азов, что подтверждается кыргызскими генеалогическими легендами. Кыргызские родословные - «санжыра» причисляют племя «азык» к правому крылу, к отделению Тагай.

Тюргешей смело называют в наше время среди аборигенов Киргизстана, причём они считались кочевым племенем, но вместе с тем мусульманские авторы упоминали города, населённые по преимуществу тюргешами. Так, например, с ними связывали Суяб, причём характерно, что о дихкане известный автор ХI в. Гардизи пишет, что он по происхождению тюргеш и живёт в степи, т.е. где-то на просторах Семиречья.

Политическое господство в IХ-Х вв. в Киргизстане принадлежало карлукам, занимавшим территорию Северной Киргизии, от Киргизского Алатоо к северу. Из Ферганы карлуки были вытеснены арабами. Чуйскую долину занимали тюргеши, снова разделившиеся на две ветви - тухси и азы.

Карлуки, занявшие земли тюргешей, что обычно для кочевников, инкорпорировали последних в свой «эль». Об этом говорит факт участия тюргешей в походе уч-карлуков против уйгуров и в битве при реке Учюй в 752 году. Племя азов, судя по всему, осталось кочевать на прежних своих землях.

Позднее большая часть чёрных тюргешей отделились от жёлтых тюргешей (кыргызов) - присоединившись к предкам казахов, а также образовав новый этнос - каракалпаки (чёрные клобуки, чёрные калпаки).

Потомки абаров известны: это каракалпаки, часть которых в Х-ХI вв. попала в Древнюю Русь, сохранив свое название: «черные клобуки»...
Гость
 

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35