Поднимите мне веки

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Поднимите мне веки

Сообщение Nik_Nikols » 09 окт 2008, 09:39

Вот две цитаты.

1. Н. В. Гоголь. Вий. Малороссия – Россия. 1833 г.
— Приведите Вия! ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца.
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу.
Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.

http://ilibrary.ru/text/1070/p.15/index.html

2.Битва при Маг Туиред. Ирландия. Записана 12 – 13 в.

Дурной глаз был у Балора и открывался только на поле брани, когда четверо воинов поднимали веко проходившей сквозь него гладкой палкой. Против горсти бойцов не устоять было многотысячному войску, глянувшему в этот глаз. Вот как был наделен он той силой: друиды отца Балора варили однажды зелья, а Балор тем временем подошел к окну, и проник в его глаз отравленный дух того варева.
И сошелся Луг с Балором в схватке.
— Поднимите мне веко, о воины,- молвил Балор,- дабы поглядел я на болтуна, что ко мне обратился. Когда же подняли веко Балора, метнул Луг камень из своей пращи и вышиб глаз через голову наружу, так что воинство самого Балора узрело его.
38. Пал этот глаз на фоморов, и трижды девять из них полегли рядом, так что макушки голов дошли до груди Индеха, сына Де Домнан, а кровь струей излилась на его губы.

http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_cath_ ... ed__ru.htm

Откуда у парня ирландская грусть?

Что и как связывает Вия и Балора?
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Scaevola » 13 окт 2008, 23:21

Спасибо, Ник Николс!
Очень интересная тема и без всяких шансов на обнаружение прямой связи, ИМХО :? 8)

Ирландский фольклор, если приведённый отрывок можно отнести к фольклору, вещь в себе. И очень глубоко в себе, в смысле, вне традиции соседних народов, насколько я это могу себе представить.

Когда-то я интересовался чань-буддизмом, и с удивлением узнал, что в древней Ирландии существовали особые загадки, ответ на которые нельзя было найти логически, т. е. аналог чаньских гунань (коан в японском дзен-буддизме). Хорошо, да? :D Где Ирландия, а где Китай? Но в полнейший осадок выпал, когда прочитал ирландскую сказку о безмолвном богословском диспуте, в котором местный дурачок победил знаменитого заезжего теолога. Абсолютно полный аналог есть среди японских сказок, в Тибете этот сюжет тоже известен. А сам безмолвный диспут мондо - хорошо известная практика в буддийских школах Японии и Тибета. Вот тут в башке-то и начешешься... :D :D :D
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение WilhelmReich » 14 окт 2008, 16:00

Scaevola писал(а):Когда-то я интересовался чань-буддизмом, и с удивлением узнал, что в древней Ирландии существовали особые загадки, ответ на которые нельзя было найти логически, т. е. аналог чаньских гунань (коан в японском дзен-буддизме). Хорошо, да? :D Где Ирландия, а где Китай? Но в полнейший осадок выпал, когда прочитал ирландскую сказку о безмолвном богословском диспуте, в котором местный дурачок победил знаменитого заезжего теолога. Абсолютно полный аналог есть среди японских сказок, в Тибете этот сюжет тоже известен. А сам безмолвный диспут мондо - хорошо известная практика в буддийских школах Японии и Тибета. Вот тут в башке-то и начешешься... :D :D :D

А ссылок у вас на эту тему нет? Интересно очень..
WilhelmReich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 15:20
Откуда: Германия

Сообщение Nik_Nikols » 14 окт 2008, 17:18

Scaevola писал(а):Спасибо, Ник Николс!
Очень интересная тема и без всяких шансов на обнаружение прямой связи, ИМХО :? 8)

Ирландский фольклор, если приведённый отрывок можно отнести к фольклору, вещь в себе. И очень глубоко в себе, в смысле, вне традиции соседних народов, насколько я это могу себе представить.

Когда-то я интересовался чань-буддизмом, и с удивлением узнал, что в древней Ирландии существовали особые загадки, ответ на которые нельзя было найти логически, т. е. аналог чаньских гунань (коан в японском дзен-буддизме). Хорошо, да? :D Где Ирландия, а где Китай? Но в полнейший осадок выпал, когда прочитал ирландскую сказку о безмолвном богословском диспуте, в котором местный дурачок победил знаменитого заезжего теолога. Абсолютно полный аналог есть среди японских сказок, в Тибете этот сюжет тоже известен. А сам безмолвный диспут мондо - хорошо известная практика в буддийских школах Японии и Тибета. Вот тут в башке-то и начешешься... :D :D :D


Вы зря считаете коаны "маркером" чань-буддизма. Медитации над неразрешимыми вопросами входили в практику афонских монахов, затем еще и исихастов, а до них и параллельно - в практику катаров, павликиан и богомилов. Средневековое западноевропейское богословие также было не чуждо сходных методов просветления. Естественно, и сами "коаны", и отношение к ним в азии и европе сильно отличались.

Аналогично, безмолвный диспут у меня вызывает ассоциации скорее с состязаниями античных софистов.

Впрочем, в обоих случаях допустимо прямое или косвенное влияние восточных религий и философии (или некие общие корни подобных практик на востоке и западе).

Если вернуться к двум "тяжеловеким" персонажам (кстати, все статьи про Вия содержат информацию о том, что этот же атрибут временами был у Кощея и "заменившего" его св. Касьяна; указаний на первоисточник я, однако, не обнаружил) - так вот, если вернуться к Вию и Балору, то, по всей видимости, здесь имеется некая ловушка для этнографа. Руки так и чешутся этих красавчиков отождествить, затем по созвучию сопоставить с Велесом, и начать "восстанавливать" фрагмент кельтско-славянской, а там и и.-е. мифологии.

Однако, как вы правильно писали, ирландский "фольклор" - в некотором роде, вовсе не фольклор. Нет убедительных доказательств того, что ирландские саги были записаны, а не придуманы монахами. По крайней мере, гипотезы придуманности саг склонны придерживаться практически все британские ученые :-).
Соответственно, ближайшие прообразы персонажей саг стоит искать не в "местных" преданиях и не в и.-е. мифологии (и, тем более, не в Китае :-) ), а в средневековых романах, христианской и околохристианской литературе (св. писание, апокрифы, жития, богословские тексты и др.); быть может, в гностической, манихейской или иудейской традиции.

Славянский Вий мне почему-то тоже кажется персонажем "вторичной" мифологии, т.е. героем некоторого популярного произведения. Основания для этого предположения я могу привести, но они будут бессмыслены, если "виртуальное" произведение найдется, и слишком слабыми, если нет.

Таким образом я надеюсь материализовать связь Вия и Балора в виде общего прототипа в каком-либо европейском материковом или западноазиатском тексте, доступном в Ирландии в 11 - 13 вв. Не припомнит ли кто что-либо подобное?
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Scaevola » 15 окт 2008, 00:24

WilhelmReich писал(а):А ссылок у вас на эту тему нет? Интересно очень..


Дело давнее, тогда возможности были ограничены и, кроме упоминания литературоведов о существовании "нелогических" ирландских загадок, ничего обнаружить не удалось.
А японские и ирландские сказки храню, и даже иногда перечитываю :D
Выходные данные книг могу дать.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Scaevola » 15 окт 2008, 00:36

Nik_Nikols писал(а):
Вы зря считаете коаны "маркером" чань-буддизма. Медитации над неразрешимыми вопросами входили в практику афонских монахов, затем еще и исихастов, а до них и параллельно - в практику катаров, павликиан и богомилов. Средневековое западноевропейское богословие также было не чуждо сходных методов просветления. Естественно, и сами "коаны", и отношение к ним в азии и европе сильно отличались.

Аналогично, безмолвный диспут у меня вызывает ассоциации скорее с состязаниями античных софистов.

Впрочем, в обоих случаях допустимо прямое или косвенное влияние восточных религий и философии (или некие общие корни подобных практик на востоке и западе).


Считаю, потому что не знаком с вышеперечисленными практиками :oops:
Что касается всевозможных "допущений" взаимного религиозно-философского влияния Востока и Запада, то тут я настроен крайне скептически :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Nik_Nikols » 15 окт 2008, 01:38

Scaevola писал(а):Что касается всевозможных "допущений" взаимного религиозно-философского влияния Востока и Запада, то тут я настроен крайне скептически :wink:


Ну... Если брать "Восток" только до Индии включительно, то отдельные факты отрицать нельзя. Про "гимнософистов" греки слышали; эзоповы сюжеты восходят к джатакам, следы "взаимодействия" с зороастризмом есть в христианстве и иудаизме. И проч.

Возможно, ваш скепсис направлен на значительность этих явлений?

При этом, конечно, прямое влияние чань-буддизма на средневековую Европу исключено.

А ... ирландские сказки храню, и даже иногда перечитываю.
Выходные данные книг могу дать.


Почти все переведенное на русский язык можно найти здесь: http://www.aquavitae.narod.ru/bibliosaga.htm
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 16 окт 2008, 21:31

В восточнославянской мифологии, есть похожий (не тождественный, но демонический) на Вийя персонаж - Лихо Одноглазое. Если Вий связан с загробным миром, то Лихо - персонифицированное воплощение злой доли. Встреча с Лихом, предстающим в образе худой женщины без одного глаза, великанши, грозит человеку потерей руки или даже гибелью. Подобно ослепленному Полифему, Лихо выпускает по одной овце, чтобы найти героя.
http://mifologija.dljavseh.ru/Slavjansk ... lazoe.html

В. Иванов, В. Топоров: "Связь Лиха с мифологическим противопоставлением: "чет - нечет" следует как из мифологических сюжетов, так и из этимологии (ср. рус. "лишний" и т.д.)

Nik_Nikols, могу отсканировать статью из "Славянской мифологии" о Вийе.
Из статьи "Вий":
"Возможные соответствия имени В. и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах-ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вийе. Ср. также представлния о "слепоте" персонажей, относящихся к иному (загробному) миру (Баба-Яга ит.д.), которые не в состоянии увидеть живого человека и нуждаются для этого в специальном шамане".
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 16 окт 2008, 23:48

Статья из энциклопедии "Славянская мифология":
ВИЙ — в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус, вейка — «ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови В. поднимали вилами его помощники; человек, не выдерживая взгляда В., умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о В. известна по повести Н. В. Гоголя. Возможные соответствия имени В. и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах-ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о В. Ср. также представления о «слепоте» персонажей, относящихся к иному (загробному) миру (Баба Яга и т. п.), которые не в состоянии увидеть живого человека и нуждаются для этого в специальном шамане.

Лит.: Абаев В . И. Образ Вия в повести Гоголя // Русский фольклор.
III. М.- Л., 1958; Иванов В. В. Об одной параллели к гоголевскому I Вию // Труды по знаковым системам. Вып. 5. Тарту, 1971.
В. Иванов., В. Топоров.

В славянской традиции фольклорным источником образа В. может считаться образ св. Касьяна (воплощение високосного года, 29 февраля). Согласно украинским легендам — Касьян покрыт шерстью, имеет веки до земли, которые поднимает ему нечистая сила; по др. представлениям, Касьян сидит неподвижно и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен. Касьяна и В. объединяет близость к земле. Касьян живет в пещере, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. В. также является «весь в черной земле», имеет «подземный голос». Общий признак Касьяна и В. — губительный для человека (растений, животных) взгляд. В вост.-слав, фольклоре существуют и др. персонажи, обладающие сходными с В. признаками. На Волыни часто упоминается чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами. В поверьях Подолии известен Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его веки также поднимались вилами. Представление о смертоносном взгляде, глазах, скрытых огромными веками, отражено в зап.-укр. рукописи 16 в., описывающей последние дни жизни Иуды: веки его столь разрослись, что лишили его зрения. Мотив век, поднимаемых вилами (лопатой, крючками), распространен и в вост.-слав, сказках. Длинные веки в народных представлениях являются признаком демонического существа. Укр. легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему «вии (веки) напускать», пока стало невозможно старцу глянуть на свет; пустынник веки оторвал и закопал в землю; из них вырос чай. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками. Ср. также слав, верование в «дурной глаз» и представления о существах, наделенных смертоносным взглядом (ср. Василиск).

Лит.: Ито Ичиро. Общеславянский фольклорный источник гоголевского «Вия» // Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка. 1989, № 5; Назаревский А. А. Вий в повести Гоголя и Касьян в народных поверьях о 29 февраля // Вопросы русской литературы. Львов, 1969.

О. В. Белова
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Scaevola » 17 окт 2008, 01:35

Analogopotom писал(а): Укр. легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему «вии (веки) напускать», пока стало невозможно старцу глянуть на свет; пустынник веки оторвал и закопал в землю; из них вырос чай.


Полный аналог популярной в Китае легенды о происхождении чая из век патриарха Дамо (Бодхидхармы). Дамо девять лет просидел в медитации в пещере, созерцая каменную стену. И однажды заснул. А проснувшись, в ярости вырвал собственные веки и выкинул вон. Из них у входа в пещеру вырос чайный куст, из листьев которого монахи стали готовить бодрящий напиток.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 17 окт 2008, 10:55

Вариантов ответа на вопрос: "Откуда у парня ирландская грусть?" - немного. Всего два.

1. Все тежеловекие персонажи в пантеонах разных народов имеют общий праобраз.
2. Параллельная мифология свидетельствует об универсальных свойствах человеческой психики, существовании общей, в определенных пределах, для всех времен и народов семантической системы, заложенной на подсознательном уровне. Когда представления о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме порождают тождественные образы, однообразные формы в фольклоре.
Впрочем, одно другому не мешает.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Scaevola » 17 окт 2008, 21:24

Analogopotom писал(а):2. Параллельная мифология свидетельствует об универсальных свойствах человеческой психики, существовании общей, в определенных пределах, для всех времен и народов семантической системы, заложенной на подсознательном уровне. Когда представления о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме порождают тождественные образы, однообразные формы в фольклоре.
Впрочем, одно другому не мешает.


Не слишком ли смелое обобщение?
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 18 окт 2008, 00:24

Scaevola писал(а):
Analogopotom писал(а):2. Параллельная мифология свидетельствует об универсальных свойствах человеческой психики, существовании общей, в определенных пределах, для всех времен и народов семантической системы, заложенной на подсознательном уровне. Когда представления о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме порождают тождественные образы, однообразные формы в фольклоре.
Впрочем, одно другому не мешает.


Не слишком ли смелое обобщение?

В самый раз.
И это не моя выдумка.
Обобщение было в первом пункте. Его можно разбить на два - "идею народа" и "теорию миграции" мифа.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Aristoteles » 18 окт 2008, 13:09

Вожможны три варианта:
1 у Гоголя списали- отпадает хронологически
2 Гоголь списал отдыхая в Италии- теоритически возможно , но маловероятно, оставим эту теорию энтузиастам
3 Общий источник- санскритская легенда о происхожении чая, настолько древняя, что в Ирландии и на Украине, уже забыли, что такое чай, но ужас от слов "Поднимите мне веки" жив до сих пор на генетическом уровне.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Nik_Nikols » 18 окт 2008, 13:36

Analogopotom писал(а):Вариантов ответа на вопрос: "Откуда у парня ирландская грусть?" - немного. Всего два.

2. Параллельная мифология свидетельствует об универсальных свойствах человеческой психики, существовании общей, в определенных пределах, для всех времен и народов семантической системы, заложенной на подсознательном уровне. Когда представления о добре и зле, жизни и смерти, свете и тьме порождают тождественные образы, однообразные формы в фольклоре.
Впрочем, одно другому не мешает.


Я вряд ли бы поднял этот вопрос, если бы надеялся его разрешить методами «аналитической психологии». В юнговских архетипах слишком много пафоса и слишком мало конструктивности. Исследования подобного рода, как мне кажется, следует ограничивать самым архаичным пластом мифологии (и то за неимением лучшего). Иначе они превращаются в некую герметическую философию, оторванную от предмета рассмотрения.
Доведя подход до абсурда, можно и кулинарные рецепты снабдить комментариями о заложенных в них идеях умирания-перерождения, очищения огнем и водой и проч. Что, конечно, не помешает воспользоваться рецептом.


Analogopotom писал(а):1. Все тяжеловекие персонажи в пантеонах разных народов имеют общий прообраз.


И тут я бы счел вопрос малоосмысленным, если бы речь шла о «миграции» собственно пантеонов разных народов . Исключая случаи эвокации в историческое время, все такие случаи носят гадательный характер. Допустим, в одной умной книжке (не помню, в какой) я прочитал, что Зевс ни кто иной, как ранневедический Дьяус. Чем это можно подтвердить, кроме сходства имен?

Однако в случае с Вием и Балором ситуация мне представляется иной. И Вий (вместе с Кощеем, шелудивым Бунио-Бунякой и народно-апокрифическим воплощением св. Касьяна), и, вероятно, Балор – персонажи не мифологические, а рангом пониже, сказочные или литературные.

Начнем с Вия. В поиске места этого персонажа в «славянском пантеоне» приходится по-детективному бороться с бестолковыми свидетелями.
Несмотря на (а) присутствие статьи «Вий» в популярных энциклопедиях и (б) примечание Николая Васильевича:
Н. В. Гоголь писал(а):Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем
изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

..., несмотря на оба эти обстоятельства никаких первоисточников, упоминающих Вия, не обнаружено. Мифологический словарь и энциклопедия Мифы народов мира такого «божества» не знают.
Как пишет Wiki, «согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния и украинских слов: „вiя“ – ресница и „повiко“ – веко».
Однако, подземного Ния (или Ныя), похоже, извлек на свет божий масон Херасков, а окончательно к лику богов причислили славянофилы 18-19 вв.
М. М. Херасков писал(а):...Зрю огненного Ния:
В нем ада судию быть чаяла Россия,
Он пламенный держал в руках на грешных бич.
Имел он свой внутри земли престол
И окружен кипящим морем зол,
Ночных ужасных привидений насылатель.

Полный текст этой знаменательной поэмы могу выслать желающим (в советское собрание сочинений не входит.)

В-общем, ничего авторитетнее статьи Г. Глинки (см. http://old-rus.narod.ru/articles/art_27.htm) по поводу реальности культа «славянского Плутона» я не нашел.

Заметим еще, что Михаил Матвеевич ничего не сообщает об анатомическом устройстве органов зрения своего детища; если Гоголь и слышал о херасковском Ние, маловероятно, чтобы сей отвлеченный псевдоклассический образ нашел отклик в творчестве писателя.

Таким образом, опираясь на весьма разумное предположение, что ни Вий, ни Ный никогда не были персонажами славянского пантеона и даже героями народных сказок, можно заподозрить Гоголя в использовании (безусловно, гениальном) некоторого литературного произведения (или его пересказа). Это же произведение, вероятно, повлияло на сюжетные детали (южно?)-славянских легенд о Кощее, Касьяне, шелудивом Буняке и проч.

Что касается Балора, к сожалению, у меня нет возможности предпринять аналогичное расследование. Могу сослаться только на недоказанность его аутентичного происхождения.
Wiki писал(а):Происхождение ирландских саг до конца не выяснено. Спорно даже то, что сначала они существовали в устной форме, а потом, с приходом в Ирландию христианства были записаны (а не придуманы) монахами..

С такими сомнениями я сталкивался и раньше.

Оговорюсь, впрочем, что и эти сомнения сомнительны из-за возможной политической ангажированности. Как известно, до отделения Ирландии от Великобритании национальный вопрос стоял очень остро (до 1922 г. использование гэльского языка в Ирландии уголовно преследовалось – это, кстати, на заметку любителям старой английской демократии). Поэтому ирландская культура имеет широкий спектр обличий: от собрания шедевров древней цивилизации до бессмысленных прибауток пьяных свинопасов.
Я был бы признателен, если бы кто-то просветил меня относительно современного состояния вопроса.

Примем в качестве версии, что образ Балора был заимствован ирландскими монахами из некоторого источника. В этом случае он почти наверняка имеет общий архетип (здесь я употребляю это слово в литературоведческом смысле) с текстом, дошедшим до Гоголя.

Некоторые дополнительные аргументы можно почерпнуть в очень близкой семантике образов и художественных приемах. В обоих случаях непосредственная просьба: «Поднимите мне веки (веко)!»; в обоих случаях взгляд – не «абсолютное оружие», как взгляд Василиска или Горгоны, а скорее порча, лишение магической защиты.

В этом случае источник надо локализовать в средневековой Европе, ближе к востоку, и искать, вероятнее всего, в агиографической (традиционной или апокрифической) литературе.

Среди последней (как явствует из энциклопедический статей) в поисках прототипа Вия были обнаружены некие апокрифы о жизни Иуды Искариота. В последние дни «веки его столь разрослись, что лишили его зрения» ( http://www.swarog.ru/w/wij0.php ).
Собственно, и сам он распух до того, что едва в силах был передвигаться, а глаза «ввалились так глубоко, что врач не смог их обнаружить с помощью диоптра» (цит. по памяти, потерял ссылку :-( ).

Это великолепный по силе образ, соединяющий почти медицинское описание симптомов болезни с архетипическим (уже в юнговском смысле) ужасом маргинальной нечистоты ни живого – ни мертвого, явившейся наказанием за сверхъестественное преступление (или даже проявлением подлинной сущности преступника). И, конечно, можно домыслить особые свойства иудиного взгляда с границы между жизнью и смертью и, одновременно, между прозрением и нераскаянием.

За неимением лучшего можно временно остановиться на версии какого-то апокрифа о жизни Иуды. (Если учесть, что Иуда Искариот входит в пантеон учений гностического толка и отождествляется с тем или демоном, возникает даже искушение считать слово «Балор» искаженным «Велиар»).

Однако в поисках искомого апокрифа я натолкнулся на технические сложности. «Славянская мифология» отсылает к некой «зап.-укр. рукописи 16 в.» без всяких указаний. В публикациях ИРЛИ (http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4601) можно найти информацию о «Сказании Иеронима о Иуде предателе», текст одного из вариантов здесь: http://vsiakoe-raznoe.nnm.ru/skazanie_o_iude_predatele. К сожалению, как справедливо указано в публикациях, сюжет дублирует «Царя Эдипа» и посвящен истокам иудиного греха, а не его последствиям.

В качестве источника славянских легенд (быть может, содержащего и описание прижизненного воздаяния) указана «45-й глава латинского агиографического свода «Золотая легенда» Якопо из Варацце (XIII в.)», но в публикации на http://www.catholic-forum.com/saints/golden000.htm 45-ая глава к Иуде отношения не имеет. Разобрать весь манускрипт без знания английского (увы…) я оказался не в состоянии.

Публикации ИРЛИ дают и иной след, упоминая об «апокрифе, приписываемым Аполлинарию (или Папию), опровержению которого посвящено «Слово о Июде предатели на Аполлинария» Максима Грека. /…/Сказание Аполлинария повествует о долгих прижизненных мучениях Иуды-предателя (вопреки евангелию, что и послужило основным возражением против него Максима)»
К сожалению, ни «Слова» Максима Грека, ни других упоминаний о «Сказании» Аполлинария я не обнаружил.

Таким образом на данный момент я оказался бессилен проверить гипотезу о том, что общим прообразом Вия и Балора является Иуда из некоторого апокрифического жития.
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33