Ошибся ли Гоголь

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение pan » 05 мар 2009, 22:30

LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни. Нашло ли это свое отражение в России и были ли легальные опиекурильни, скажем, в Петербурге?


Скорее всего, нет. Так как продажа опия была под запретом. Вместе с тем, в российском законодательстве в то время не было статьи, запрещающей производство опиума, существовали лишь инструкции и распоряжения, ограничивающие ввоз и вывоз опиума из страны; продажа опиума разрешалась лишь в аптеках по рецептам врачей.
На российском Дальнем Востоке, в местах массового проживания китайцев, опиекурилен была масса и, хотя они находились вне закона, российская администрация ничего не могла сделать, так как поселения находились фактически под контролем этнонациональной верхушки. Китайские поселения являлись по сути, государством в государстве, и были проводниками политики китайского правительства.
Русские же массово пристрастились к опиекурению при строительстве КВЖД. В те годы в Российском Приморья для нужд опиекурилен восточного Китая выращивался мак и опий доставлялся в Китай тоннами. Ну, а массу подробностей об этих краях, думаю, может сообщить Дайчин-Баатар.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Aristoteles » 06 мар 2009, 00:55

Так мы и до кокаина для балтийских матросов доберемся. :shock:
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Scaevola » 06 мар 2009, 01:31

LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни. Нашло ли это свое отражение в России и были ли легальные опиекурильни, скажем, в Петербурге?

Интересный вопрос...

Во Франции курение опиума для французов было запрещено категорически, а для туземцев в колониях - совершенно легально (больше того, существовала госмонополия на торговлю опиумом, но китайцы брали её на откуп).

В своих записках о свежезавоёванном Туркестане В.В. Верещагин (80-е, кажется, годы XIX в.) пишет о разных видах наркотиков, наркоманах... И очень резко предупреждает соотечественников, что наркомания не есть специфически азиатская болезнь и не стоит презирать слабаков-азиатов, потому что у их собственных внуков имеются все шансы стать наркоманами. Т.е. напрашивается вывод, что в это время в высшем российском обществе опиум не вошёл ещё в употребление.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Aristoteles » 06 мар 2009, 01:52

не только слово «кайф», но «кокнар» попало в Россию, прочно утвердившись в санкт-петербургской наркотической субкультуре последних десятилетий. Трудно указать точное время проникновения этого слова в популярный русский язык и конкретную этническую группу, способствующую миграции понятия в Санкт-Петербург. Важно – иное пришло оно из ориентальной культуры мусульманского Востока вместе с культурой употребления опиума. Произошло это не раньше второй трети XIX века. Мы предлагаем следующие этапы проникновения культуры употребления опиума и терминологии:

1.Дипломатические и торговые отношения России со среднеазиатскими ханствами начали устанавливаться еще при Петре I в начале XVII века. Начиная с этого времени, Россия усиленно искала возможности колонизации Средней Азии. В новую столицу Российской империи Санкт-Петербург зачастили восточные купцы с заморскими товарами. Среди товаров был и опиум. Почти весь XIX век монополией на опиум в Санкт-Петербурге владели персы, и лишь к рубежу XIX-XX вв. этот нелегальный, но выгодный бизнес переняли китайцы. Результатом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. явилось присоединение Крыма к Российской империи. С этого времени в столицу начали перебираться крымские татары. Таким образом, слово «кокнар» могло попасть в Санкт-Петербург двумя путями уже в конце XVIII века.

2.Экспансия русского царизма направленная в сторону Средней Азии, теснейшим образом связанная с поражением в Крымской войне, началась во второй половине XIX века. В 1864-65 гг. были завоеваны Кокандское ханство и Бухарский эмират, в 1873 году – Хивинское ханство. С тех пор, попав под протекторат России, они управлялись генерал-губернаторами. Так русская армия и администрация познакомились с культурой выращивания и потребления мака, эти знания и словесные определения они привезли с собой в Россию. С другой стороны, торговцы из Средней Азии с разнообразными колониальными товарами, в том числе и опиумом, хлынули на санкт-петербургские рынки.

3.На рубеже 60-70-х гг. ХХ века в Ленинграде-Санкт-Петербурге начала формироваться наркотическая субкультура. Она была более богатой и разнообразной, чем в Москве – столице СССР, что возможно обусловлено выгодным территориальным расположением города. Монополия по торговле наркотиками была в руках азербайджанцев. Мигранты и жители Средней Азии тоже торговали наркотиками. Ко второй половине 70-х место наиболее распространенного опиата занял «кокнар». На арго питерских junkies слово «кокнар» было более популярно, чем русские названия маковых головок «сено» или «солома».


http://www.narcom.ru/ideas/common/60.html
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Scaevola » 06 мар 2009, 13:20

Пункты 1 и 2 - предположения.
"После того - не значит вследствие того" (с) :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 06 мар 2009, 18:01

LeGioner писал(а):Известно что в Российской империи знать равнялась на иностранные моды... В Британии в 19 веке были распространены легальные опиекурильни.

У турок опиекурильни тоже были легальными. В Стамбуле т.н. "кофейни опиума" группировались вокруг Сулеймановой мечети. Само курение опиума проникло к османам от арабов, т.е. в том же XVI в. А арабам оно было известно вроде еще в доисламские времена.
В 19 веке опиум в Турции отправляли и на экспорт. Торговцы Северо-Американских Штатов закупали его в Смирне и везли продавать на Дальний Восток.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Ошибся ли Гоголь

Сообщение Наблюдатель » 06 мар 2009, 18:08

Aristoteles писал(а):
А самое главное бытовое различие, что маскалики вареников не едят Изображение

Значит они другие :!:


А я ем...
Аватара пользователя
Наблюдатель
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 11:00
Откуда: Ингерманландия

Re: Ошибся ли Гоголь

Сообщение Aristoteles » 06 мар 2009, 18:21

Наблюдатель писал(а):
Aristoteles писал(а):
А самое главное бытовое различие, что маскалики вареников не едят Изображение

Значит они другие :!:


А я ем...


Это Гоголь оказал цивилизационное влияние. Научил всех вареники есть. Помните персонажа Пацюка из "Вечера на хуторе близ Диканьки"
:D
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Ошибся ли Гоголь

Сообщение Наблюдатель » 08 мар 2009, 00:44

Aristoteles писал(а):
Это Гоголь оказал цивилизационное влияние. Научил всех вареники есть. Помните персонажа Пацюка из "Вечера на хуторе близ Диканьки"
:D


Причем таким же способом. :D
Аватара пользователя
Наблюдатель
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 11:00
Откуда: Ингерманландия

Re: Ошибся ли Гоголь

Сообщение Aristoteles » 08 мар 2009, 01:11

Наблюдатель писал(а):[
Причем таким же способом. :D


Способ заслуживает особого внимания!
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение pan » 08 мар 2009, 02:45

Aristoteles писал(а):Женщины тоже курили? В Европе такого женщинам не позволяли, Азия полная.


Возвращаясь к вопросу о женском курении....

Скорее всего, женщины начали курить одновременно с мужчинами и никогда не бросали это занятие. А пристрастие к табаку возникло с тех пор, как с нелегкой руки французского посла в Португалии Жана Нико де Вильемена пошла мода нюхать табак в аристократических кругах Франции. В 1560 году он ввёз во Францию семена и листья табака, которые преподнёс в дар королеве Медичи и заверил её, что это отличное лекарственное средство, придающее бодрость и излечивающее от многих болезней. В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес публикет труд о целебных растениях Нового Света, в котором утверждает, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Врачи с радостью хватаются за новое средство и используют нюхательный табак чуть ли не как панацею: при зубной боли и нефрите, истерии и дизентерии, желудочных коликах и мигрени (как, например, Екатерине Медичи), простуде и даже раке (!) :D). В 1587 г. в Нидерландах даже выходит книга о лечении табаком под показательным названием "Растительная Панацея". Это «лекарство» выписывали в Европе на протяжении десятилетий. Но к началу следующего столетия табак всё же сделал своё дело, и уже в 1603 году группа английских врачей обратились к королю с требованием запретить употребление табака без рецепта (король отказал), а в 1635 году король Франции ввел в действие подобный запрет. Но было уже поздно. Любая попытка европейских монархов того времени ограничить ввоз или культивирование табака приводила к расцвету контрабанды. А в 1620 г. в Севилье была построена первая в мире табачная фабрика по производству сигар, где работали, в основном, женщины.
В Голландии женщины, как и мужчины, предпочитали трубки:

Изображение
Давид Тэнирс, фрагмент картины «Интерьер таверны», середина XVII в.

Курили не только простолюдинки, но и состоятельные горожанки:
Изображение
Гравюра Левина ван Дейка для титульного листа «Табакологии», вышедшей в 1690 г.

После того, как сам Восток заявился непрошенным гостем в Европу, интерес к нему волей-неволей усиливается у европейцев примерно к концу XV в. После турецкого посольства во Францию в 1720-1721 гг, Восток ещё больше начинает пленять воображение европейцев, среди аристократов постепенно распространяется мода на всё восточное( стили «шинуазри» и «тюркьери», что в переводе означает, всего лишь, «китайщина» и «туреччина») , в том числе восточные костюмы и курение длинных трубок, которые прочно и надолго обосновываются в специальных курительных комнатах, которые также оформляются на восточный манер. Не избежала этого увлечения и фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур:

Изображение
На картине «Султан» Карл Андре ван Лоо изобразил мадам в восточном костюме с длинной трубкой.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 08 мар 2009, 02:51

Но широкое распространение курения среди женщин приводит к обратному эффекту – общественное мнение связывает курение с порочностью, и появляться в публичных местах с сигарой или трубкой позволяют себе лишь девицы легкого поведения.
Изображение
Жан-Батист Потер, фрагмент картины «Танец», ок. 1730 г.

Изображение
Марцеллус Ларун, «Интерьер с фигурами», ок. 1750 г.

Но всегда находятся фигуры, не считающиесяся с общественным мнением, вроде Жорж Санд, эпатировавшей публику своим появлением с длинной вишневой трубкой или сигарой в зубах:
Изображение

И, если в середине XIX в., появление на лондонских улицах американских суфражисток в панталонах, дымящих сигарами, шокировало обывателей,
Изображение
Карикатура из журнала «Панч», 1851 г.

то в это же время демократы Северо-Американских Штатах обещали женщинам предоставить право ходить в брюках и курить на улицах,
Изображение
как на этой предвыборной карикатуре, где кандидат в президенты от демократической партии обещает обеспечить своему электорату «господство бедных, фурьеризм, свободную любовь, права женщин и прежде всего равенство с цветными братьями» Амазонка в юбке и брюках, со стеком в руке и папиросой в зубах, мечтает «о равных с мужчинами правах: избирать и занимать ответственные посты», а соседний с ней джентльмен скользкой наружности мечтает «о разрешении свободной торговли табаком, кормом для животных, пивом и отмене смертной казни».
И через некоторое время суфражистки добиваются своего:
Изображение

Группа женщин с сигарами и трубками демонстрируют свои права в Центральном парке.
Фотограф - Джозеф Байрон, Нью-Йок, 1897
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 08 мар 2009, 02:56

В Европе же еще несколько десятилетий курение и женщина считались вещами несовместимыми, и такое удовольствие могли позволить себе лишь представительницы социального дна.
Изображение
Вильгельм Лейбл, «Юная парижанка», (более известна как «Кокотка»), 1869 г.

Изображение
Франтишек Жмурко, «Женщина с сигаретой», 1891

Изображение
5 июля 1903 г. парижский «Le Petit Journal» вышел с такой обложкой и заголовком «Новая напасть: Логово опиума во Франции ".

Вне подозрений были только сельские старушки, курящие у своего очага:
Изображение
Где-то в Европе, фото 1900 г.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 08 мар 2009, 03:02

В Европе отношение к курящей женщине изменилось коренным образом с началом Первой мировой войны, потрясшей Европу небывалой жестокостью, всевозможными кризисами и повальным распространением наркотиков, так что курение, стало считаться невинной привычкой, помогающей пережить стресс.
Изображение
Германия, ок. 1925 г.

Изображение
Отто Дикс, «Писательница Сильвия фон Харден», 1926 г.


Хотя американские табачные кампании уже давно производят специальные сигареты для женщин ( в 1886 году американская фирма JB Duke начала производство сигарет «Cameo»,), но Philip Morris, ранее располагавшаяся в Лондоне, только в 1924 году впервые выпускает сигареты «Marlboro», изначально рассчитанные на женский вкуси сопровождавшиеся слоганом: «Нежные, как май».
Однако европейские женщины еще до конца 20-х годов не могли курить, где им вздумается – во многих странах им грозил штраф или тюрьма.

И вновь заокеанские суфражистки помогают несчастным европейским сёстрам отстаивать их законные права: ходить в брюках и курить везде! В 1929 г., при поддержке табачных компаний, в Нью-Йорке проходит парад, в котором участвуют десятки красивых женщин, марширующих с сигаретами в руках. «Это не сигареты – а факелы свободы!», - заявляли красавицы.
Тогда же подсуетились и табачные кампании, начав рекламировать сигареты, как средство для похудения. Не отстает и синематограф; в фильмах тех лет трудно найти роковую героиню, время от времени не затягивающуюся папиросой или сигаретой в длинном мундштуке.
Изображение
Пола Негри

Изображение
Марлен Дитрих

Изображение
Клара Боу

Изображение
Бетти Дэвис, Джоан Блонделл и Энн Дворжак

Так формируется образ современной женщины, перед которым оказались бессильны традиционные устои, церковь и мнение врачей. Бессильны и сильные мира сего:
Изображение
Герцогиня Йоркская, Королева-мать с трубкой. Фото 1920-х гг.

По данным Министерства здравоохранения США, число курящих девушек в возрасте 18-20 лет утроилось в период с 1911 по 1925 год и еще раз утроилось к 1939 году.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Новый » 08 мар 2009, 09:15

В связи с этой дискуссии стОит отметить, я думаю, момент, не связанный с табаком и с историей его использования в восточной Европе, но очень примечательный. Дело в том, что Гоголь изображает-то действительно 17-ый век, но ФОРМАЛЬНО относит действие в 15-ый, о чём прямо и пишет в середине первой главы (римскими цифрами), обрисовывая характер Бульбы.
Поставив вопрос, совпадающий с названием темы (ошибся ли он?), сразу уверенно отвечу: нет, не ошибся, ибо прекрасно, в деталях, знал историю своей страны.
Тогда зачем он это сделал? "Перекрёстный допрос" самых разных частей повести, с привлечением также одного фрагмента "Ночи перед Рождеством), даёт возможность выдвинуть предположение.
Итак, поехали. Вторая глава, самый конец, начало описания Сечи. "...витязи, собравшиеся со всего разгульного мира ВОСТОЧНОЙ РОССИИ..." (sic). Восточной Россией Гоголь называет здесь - чтО очевидно, - не Великороссию, а Украину восточнее Карпат.
Дальше - отрывок знаменитой речи о товариществе: "...Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!..." (конец цитаты).
"Всё взяли бусурманы...". Для 17-го столетия это вопиюще неверно, ибо тогда уже давным-давно было на карте имевшее, конечно, свои недостатки, но политически самостоятельное, огромное и, при всём несовершенстве военной организации (так принято считать), вполне способное отстоять себя от любого противника Московское царство. Чтобы условно закрыть глаза на его существование (если хотелось), надо было отодвинуть действие назад, чтО Гоголь и сделал. Правда, и в 15-ом веке Московия уже была, росла и ширилась, но была ещё великим княжеством, а не царством, и до 1480-го платила дань, чтО с натяжкой могло оправдать фразу "всё взяли бусурманы...".
А убрать подальше от поля зрения Московию Гоголю, по-моему, очень хотелось. Он её упоминает мельком, описывая пребывание в Польше главного героя, переодетого западноевропейским графом. Путешественники такого типа, по его словам, рассматривали Польшу как далёкий угол Европы, а "Московию и Украйну" почитали находящимися уже в Азии...
Итак, появляется в тексте некая Московия, но в качестве "России" она в авторскую ойкумену не входит, она отброшена прочь и - отчасти, - формальным временем действия, и словами о "восточной России", и процитированным фрагментом речи Тараса.
Именно и подчеркнуто УКРАИНЦЫ изображаются здесь под названием "РУССКИЕ", и именно Украина - это Русь. Положим, во фрагменте из "Мертвых душ" о "птице-тройке" это не так, но здесь - безусловно.
Наконец - "Ночь перед Рождеством". Царица, готовясь выйти к ожидающим аудиенции запорожцам и кузнецу Вакуле, говорит так: "Светлейший обещал меня познакомить сегодня с МОИМ НАРОДОМ, которого я до сих пор ещё не видела..."
Даже в сказке, в которой можно летать на черте, должен быть некий минимум внутренней логики. Царица, даже в сказочном варианте и даже если считать, что под "народом" подразумевается только простонародье, и опустить подробности её личной жизни, не могла до того момента не видеть великороссов, ибо, во первых, ездила в карете по улицам Питера, а во-вторых - во дворце была прислуга... НЕ ВИДЕТЬ она могла (тоже условно, но это ещё укладывается в логику сказки) - УКРАИНЦЕВ.
И, получается, именно они названы здесь "ЕЁ народом".
Всё вышеупомянутое очень интересно, по-моему, характеризует идеологический настрой великого РУССКОГО писателя Гоголя...
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32