Новый » 08 мар 2009, 09:15
В связи с этой дискуссии стОит отметить, я думаю, момент, не связанный с табаком и с историей его использования в восточной Европе, но очень примечательный. Дело в том, что Гоголь изображает-то действительно 17-ый век, но ФОРМАЛЬНО относит действие в 15-ый, о чём прямо и пишет в середине первой главы (римскими цифрами), обрисовывая характер Бульбы.
Поставив вопрос, совпадающий с названием темы (ошибся ли он?), сразу уверенно отвечу: нет, не ошибся, ибо прекрасно, в деталях, знал историю своей страны.
Тогда зачем он это сделал? "Перекрёстный допрос" самых разных частей повести, с привлечением также одного фрагмента "Ночи перед Рождеством), даёт возможность выдвинуть предположение.
Итак, поехали. Вторая глава, самый конец, начало описания Сечи. "...витязи, собравшиеся со всего разгульного мира ВОСТОЧНОЙ РОССИИ..." (sic). Восточной Россией Гоголь называет здесь - чтО очевидно, - не Великороссию, а Украину восточнее Карпат.
Дальше - отрывок знаменитой речи о товариществе: "...Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!..." (конец цитаты).
"Всё взяли бусурманы...". Для 17-го столетия это вопиюще неверно, ибо тогда уже давным-давно было на карте имевшее, конечно, свои недостатки, но политически самостоятельное, огромное и, при всём несовершенстве военной организации (так принято считать), вполне способное отстоять себя от любого противника Московское царство. Чтобы условно закрыть глаза на его существование (если хотелось), надо было отодвинуть действие назад, чтО Гоголь и сделал. Правда, и в 15-ом веке Московия уже была, росла и ширилась, но была ещё великим княжеством, а не царством, и до 1480-го платила дань, чтО с натяжкой могло оправдать фразу "всё взяли бусурманы...".
А убрать подальше от поля зрения Московию Гоголю, по-моему, очень хотелось. Он её упоминает мельком, описывая пребывание в Польше главного героя, переодетого западноевропейским графом. Путешественники такого типа, по его словам, рассматривали Польшу как далёкий угол Европы, а "Московию и Украйну" почитали находящимися уже в Азии...
Итак, появляется в тексте некая Московия, но в качестве "России" она в авторскую ойкумену не входит, она отброшена прочь и - отчасти, - формальным временем действия, и словами о "восточной России", и процитированным фрагментом речи Тараса.
Именно и подчеркнуто УКРАИНЦЫ изображаются здесь под названием "РУССКИЕ", и именно Украина - это Русь. Положим, во фрагменте из "Мертвых душ" о "птице-тройке" это не так, но здесь - безусловно.
Наконец - "Ночь перед Рождеством". Царица, готовясь выйти к ожидающим аудиенции запорожцам и кузнецу Вакуле, говорит так: "Светлейший обещал меня познакомить сегодня с МОИМ НАРОДОМ, которого я до сих пор ещё не видела..."
Даже в сказке, в которой можно летать на черте, должен быть некий минимум внутренней логики. Царица, даже в сказочном варианте и даже если считать, что под "народом" подразумевается только простонародье, и опустить подробности её личной жизни, не могла до того момента не видеть великороссов, ибо, во первых, ездила в карете по улицам Питера, а во-вторых - во дворце была прислуга... НЕ ВИДЕТЬ она могла (тоже условно, но это ещё укладывается в логику сказки) - УКРАИНЦЕВ.
И, получается, именно они названы здесь "ЕЁ народом".
Всё вышеупомянутое очень интересно, по-моему, характеризует идеологический настрой великого РУССКОГО писателя Гоголя...