Государство Сефевидов, 1501-1736

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Государство Сефевидов, 1501-1736

Сообщение Lion » 23 май 2009, 18:01

Поговорим об этом государстве. Образовано в 1501 году. Основатель государства Шах Исмаил Хатаи. В Ардебиле существовал орден суфистов, течение такое. Они боролись за власть как и наверное все могущественные группировки в то время). И в 1501 году в результате победоносных войн образовалось это государство. Столица-Тебриз
И с 1501 начались их конфликты с Османской империей, которые в 1514 году привели к Чалдыранской битве где Османы своими пушками и не только разгоромили армию Хатаи. Потом опять были войны где Сефевиды потеряли большую территорию своего государства но Шах Аббас их вернул.
Ещё несколько договоров и войн. А потом прикаспийский поход Петра ещё несколько событий и династия Сефевидов прекратила своё существование-к власти пришли Каджары. Но это уже другая история:)

Давайте поговорим об этом государстве, история которого, по сравнению с другими державами региона того периода не так хорошо изучена. Лично я собираюсь особеные акценты поставить на длителные войны с Османским султанатом, хотя очень интересуют также войны с узбеками.

Анализируя войны с османами периода 1501-1736 годов, приходим к нескольким интересным выводам. В частности выясняетса, что в откритых полевых сражениях успех как правило принадлежал османам. Так, они разграмили Сефевидов при Члдране в 23.08.1514-ом, а также при озере Члдр в 10.08.1578-ом. Сефевиди в "номинации" полевые сражение могли реваншировать 2 раза, хотя называть это реваншами трудно, учытивая масштабы бытв. Первое, известный разгром Каринского гарнизона будушим Исмаилом 2-ым в декабре 1551-а, а второй - разгром одной из восточных армии османов при Софиане Аббасом Великим в 21.10.1603-ом. Надо учытивать, однако, что, как уже говарилась, масштабы этих бытв были все таки не те, по сравнению с поражениями при Члдране и Члдре, так как в первом случае был разгромлен все-таки всего-то горнизон города, а в втором Сефевиды одержали победу в многом благадаря тому, что ихнему 100.000-ей армии противостаяло 20.000-ая армия османов.

Еше один интересный вывод связан с прежным - Сефевиды, в течении 1501-1736 всячески укланялись от полевых сражении с Османами: Чалдран и Члдр были по видимому страшними уроками. Но в то же время и османи не могли достичь решаюешего успеха, так как, если их огромные армии часто и добирались до Тавриза, то закрепить успехи они паразителним образом раз за разом не были в состаянии. Даже апогей успехов османов, временной отрезок 1590-1603 не дало им возможносьт сделать это. Загвоздка в том, что шиитское насаление и армяне были в основном враждебно настроены к османам и предпочитали все-таки Сефевид а еше и в том, что Сефевидская армия была очень хороша в внезапных партизанских набегах. В этом плане ситуация в многом напоминает ситуацию римско-парфянских и римско сасанидских войн периода 54 д.н.э. - 5-ого века н.э....

В конце добавим, что за Сефевидов все таки в многом "очтиталса" перед Османами небезизвестный Надир-шах, который, без численного перевеса, все таки 2 раза разгромил солидные Османские армии при Ехварде - в 08.06.1735-o и в 19-23.08.1745-ом. В втором случае, однако, Надиру помогло предателство войско левадского в османской армии...
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Lion » 24 май 2009, 16:22

В начале 16-ого века Сефевиды, окриленные фантастическими успехами против Ак-Коюнлу, добрались до забадных пределов Армении, где обосновалась Османский султанат. Надо сказать, что последнему особенно не прелшал Восточний театр военных действии и оно придерживалса тут до поры до времени в основном оборонителной тактики и не имел серезных военных сил.

В свое очередь Сефевиды, как уже было сказано, окриленные успехами, видя поддержку местных шиитов и малочисленност пограничних османских сил, по видимому недоценили врага и не поняли, на кого "наезжают". Ответ был дан в Чалдране, после которого Сефевидам не оставалось нечего, как самим перейти к длительной обороне, с трудом удержывая собственные границы...
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение Ilik » 05 июн 2009, 13:45

Кое-какая литература по истории Сефевидов:

1. Пигулевская Н.В. Якубовский А.Ю. Петрушевский И.П. Строева Л.В. Беленицкий Л.М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.
2. Фарзалиев А.М. Южный Кавказ в конце XVII в.: османо-сефевидское соперничество. СПб., 2002.
3. Фарзалиев А.М. Мамедова Р.М. Сефевизм и Великие Моголы в мусульманское дипломатии. СПб., 2004.
4. Эфендиев О.А. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в. Баку, 1981.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 05 июн 2009, 14:35

О захвате Сефевидами Месопотамии и предыстории Чалдыранской битвы:

"Завоевание Ирака шахом Исмаилом сопровождалось массовыми репрессиями против суннитов и христиан, подавлением всякого инакомыслия и разрушением суннитских святынь. До основания были снесены усыпальницы самого почитаемого иракского "святого" Абд аль-Кадера аль-Гайлани и великого суннитского имама Абу Ханифы - основателя ханифитского мазхаба, принятого в Османской империи. Прах имама был эксгумирован, сожжен и развеян по ветру. Многие суннитские мечети и дервишские обители были превращены в шиитские храмы. Погибли десятки тысяч христиан и суннитов. Были казнены видные улемы, суфии и поэты. Некоторым удалось бежать в Сирию и в пределы Османской империи. Всюду насаждался шиизм. Жители Ирака были вынуждены принимать новую веру. В Багдаде и других городах стали селиться персы; распостранялся персидский язык. Богатые пожертвования получили шиитские святыни в Неджефе, Кербеле и Самарре. По личному распоряжению шаха Исмаила началось сооружение большого мавзолея на могиле седьмого шиитского имама Мусы аль-Казыма, считавшегося предком Сефевидов. Кызылбашские племена получили лучшие земли и пастбища, их ханы стали полновластными правителями страны.
Резня иракских суннитов потрясла мусульманский мир. Религиозные гонения, грабежи и бесчинства кызылбашей вызывали ненависть нешиитской части населения. Известие о победе Селима I на Чалдыранском поле в 1514 г. было с величайшей радостью воспринято иноверческими общинами Нижней и Верхней Месопотамии..."
(Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. 2-е изд., доп. М., Восточная литература, 2001, с.59-60).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Князь » 20 июл 2009, 21:30

Кстати, вот образцы персидских фресок того времени, свидетельствующие о совершенно иных нравах Персидской империи.. 8)
Изображение
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5376
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City

Сообщение Scaevola » 20 июл 2009, 23:56

Князь писал(а):Кстати, вот образцы персидских фресок того времени, свидетельствующие о совершенно иных нравах Персидской империи.. 8)

Сдаётся мне, что фреска с "иными нравами" относится к XVIII, а то и к XIX векам... :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 21 июл 2009, 00:18

Я читал о походах Сефевидов на Северный Кавказ в 1470-х гг, но очень скупо.
Кто знает об этом больше?
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 21 июл 2009, 07:58

Само государство Сефевидов возникло в 1501 г. после того, как войска шейха Исмаила заняли Тебриз - столицу Ак-Коюнлу. А до этого данной династии шейхов принадлежал только город Ардебиль с округой.
В 1470 г. правитель Ак-Коюнлу Узун-Хасан посетил Ардебиль и утвердил шейха Хейдара на наследственном посту главы сефевидского ордена. После этого Хейдар неоднократно воевал с ширваншахом Фаррухом Ясиром, стремясь за его счет расширить свои владения. Продолжалось это до поражения и гибели Хейдара в 1488 г. Т.е. сефевидская экспансия на кавказском направлении в те годы ни к чему не привела.
Но возможно, во время одной из этих кампаний какой-то отряд кызылбашей и оказался на северной стороне Главного Кавказского хребта.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 11 окт 2009, 14:25

Государство Сефевидов в XVI в. :



Изображение


Источник:
http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/safavids1600.gif
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Zdvij » 11 окт 2009, 18:04

Нашел статью азербайджанского автора по военной реформе шаха Аббаса.
http://www.jurnal.org/articles/2009/hist17.html
Есть несколько строк о гарнизоне Дербента.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение thor » 12 окт 2009, 10:18

Хм, интересная статья! Спасибо за ссылку! :D
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Держава Сефевидов(1501-1736)

Сообщение shahxatai » 03 фев 2010, 18:43

Держава Азербайджан-Сефевидов(1501-1726)

Государство Сефевидов-один из самых великих держав Азербайджана в средне вековя который правил от Ефрата до Аму-Дари.
Основатель этой династии был Великий Шах Исмаил Хатаи Сефеви.(1487-1524)
История Сефевидов делится на 3 периода:
1)Ардебилское правление(нач 14. века до 1501):В этот период Сефевиды являлись не активными участниками в политической борбе.Они пропагандировали Кызылбашкое(не перепутат с ортодоксальным шиизмом) эзотерическое учение в всем Азербайджане и во всем ближнем востоке.Они лиж во второй половине 15.века начали активно участвоват в политической борбе,и участвовали в борбе за власть в Азербайджане.Сделали поход в ширван и Дагестан.Шейх Джунейд и Шейх Гейдар(дядя и отец Исмаила) был убит Ширваншахами.А старший брат Султанели был убит при битве Шамаси близ Ардебиля.
2)Азербайджанское правление Сефевидов(1501-1587):Имя государство было Кызылбаш-Сефеви,столица было в Азербайджане(сначало Тебриз,затем Газвин)Государственным языком был тюркский(почти все документы,дипломатические писмы,дворцовый язык был тюркским,армия состоялос толькоиз тюрков)за незнанию этого языка казнили.
3)Иранское правление(1587-1736):Этому способствовало внутренное и внешное положение Сефевидов.К этому времени Османы захватили Азербайджан который являлось основной ядрой империи.И поэтому Сефевиды были вынуждены перевести столицу к центру Ирана.А после этого центром империи являлось Ираном.В государственные дела начали пропускат персов,персидский язык от ныне стал государственним языком.Но не смотря на все это Азербайджан и тюркский фактор все же остовалось.тюркский язык все же осталось дворцовым языком кто не знал тюркского языка во дворце Великого Аббаса ,того и казнили-говорит один из Европейских путешественников.Правяшей этносом во всей государстве были-тюрки.
Вообше тюрки правили Ираном до 1925-го года.
(продолжение следует)


Изображение
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Держава Сефевидов(1501-1736)

Сообщение shahxatai » 03 фев 2010, 18:52

к вопросу об этнической принадлежности династии Сефевидов

Как уже выше сказано Сефевидская государство былa Азербайджанским государством-продолжением прошлых династий Бахарлу и БаяндурНо этническая принадлежност этой династии была темой спора в историографии-хотя здес нету ничего спорного.
К сожелению об этнической происхождении Сефевидов в источниках очень мало сведений.Единственный источник по данному вопросу является "Саффатус-Сафа"(Чистота чистилище) Таваккул ибн Исмаил ибн Беззаза написано в 1357/8 году в персидском языке,Но некоторые главы переведоны в тюркский язык уже через год.Но в основном Саффатус-Сафа было переведено в тюркский язык(на азерский акцент) во времена в 1542 году во времена 1.Тахмасиба.
"Саффат-ас-Сафа" является типичной книгой по суфи-мистического образцу.Оно состoит из 12 бабов(главы).В каждом бабе написано более 10 тыс.стихов и рассказов.
В Саффат-ас Сафe говорится о "тассавуфе"(суфийское толкование Ислама)о суфизме.Текст Саффат-ус Сафы несколько раз изврашенa.
Но там остались ценные источники о жизни Сефи-ад-Дина Исхака.
Кроме этого у некоторых источниках есть не полные сведение о происхождении Сефевидской династии.
Сафиеддина называют в Саффат-ас Сафы пири-торк,пири тюрк(святой тюрк,мудрый тюрк)Это и доказывает тюркской происхождении Сафи-аддина.Кроме того до нас дошли стихи на тюркском языке,и несколько присловий которые относится Сафи-ад-Дину.

Qоydi ğəm ləşkəri yüz könlümə hamun-hamun,
Qara bеydəqlu ələmlər uci gülgun-gülgun.
Ürəgimdən kinə оd qanadı duzəх-duzəх,
Cigərimdən kinə qan qaynadı Cеyhun-Cеyhun.
Çağururdum qati avazilə Lеyli-Lеyli,
Dağ səs vеrdi cavabımda ki, Məcnun-Məcnun.
Bu nə viranə könüldür, Səfi, еy vah, еy vah,
Sərvlər var idi bu bağidə mövzun-mövzun
(точно не смогу переводит,но обший перевод вот такой
Армия беды напал на меня,
Я ранен от сердцы
От моей сердцы вытекались крови словно как река -Джейхун
Я позвал Лейли,но мне ответил Меджнун
Что за беда-ей Сефи,
Вед когда то в этом саде были деревя высокие)
Этот стих написано в суфийской стиле и невозможно понят значение без знание о Тасаффуве.
Кроме этого нам известно "Гара меджмуе"(Гара-черный по тюркски означает: великий а меджмуе: сочинение)-который о нем говорится в Саффат ус Сафы.Недавно это сочинение найдено в Иране и было исследовано профессором Тегеранского Университета Хусейном Мухаммед-заде Садигом."Гара меджмуа" написано в тюркском языке.это единственное прозведение в 12 в. написано прозой.Оно состоит из суфийской философии,о философии любви,Вахдет-и Вуджуд(Единость сущности)
"Pəs imdi anın kim könüldən хəbəri оlmaya, qamışı şəkərdən ayırmış оla, mən ana nə dеyim? Оl nə anlaya? Zira öyüdü əhlünə dеmək gərəkdir.
''Dürrü sədəfdə, nafеyi ahuda görün'' – dеmişlər. Pəs imdi na-
dana mərifəti – Allah dеmək şоra zəminə tохum əkmək kimidir…
Ilahi, nеylərəm оl sirri kim, əsrarı yох; nеylərəm оl ruhi kim, ən-
varı yох; nеylərəm оl dərdi kim, dərdü еşqi yох…''
("Если кто то не знает что есть в сердце-чего же мне ему сказат?А чего же он знает?Надо учит тому у кого есть знание.
Если ты откроеш секреты на незнаюшего-это похоже на засахивание растений на соленном земле.От этого польза не будет.
О Боже!Для чего мне нужна этот секрет если нету у меня хранилщика секретов?Для чего мне нужна душа?Для чего мне нужна беда-если в нем нету любви..")
(продолжу...)
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Держава Сефевидов(1501-1736)

Сообщение shahxatai » 03 фев 2010, 18:56

продолжение...
В сегодняшней науке среди авторитетных историков почти нету сомнений на тюркского происхождение сефевидов.Правда,все ещо Сефевидскую державу считают Иранским государством-но а сефевидскую династию тюркским.
Но все же остаются не которые люди не знаюшие историю которые не исследовав и не выяснив считают Сефевидов либо кюртами,либо персами.Обо концепции зародилис после 1925 году в Персии.
Сейчас мы поговорим об утверждении кюртской и персидской происхождение Сефевидов.

Концепция Куртской происхождении:
Сторонники этой концепции обосновают свои мнение на легенд и расказ о Шейха Сефиаддина указанной в Саффат-ас Сафа.Сразу же хочу сказат что этих расказов(о кюртской происхождении) ни какой источник не подтверждает.Поэтому если какая та информация не подтверждается где то в другом источнике,только не знаюшие историю могут считат эту информацию правдым(Такие Как А.Кесреви)
Автор Саффат-ас-Сафа нам не известен.Таваккул ибн Исмаил ибн Беззаз человек сделавший копию Саффат ас-Сафы в 1357-ом году.Именно там предок по 7-ой поколении Сафиеддина написано Зеррин Кюлах Фирузшах "Ел Курди-Ел Сенджани".Его опекун и мюршит(учитель)Шейх Захид тоже так называется.Но в оригинале Зеррин Фируз шах не называется Ел-Курди.Только в изврашенном екземпляре Ибн Баззаза Шейх Сефи и Шейх Захид так называется.
Иранский ученый(если можно его так называт) Ахмет Кесреви, использовавший эту информацию в первые заявил что Сефевиды были ираноязычными курдами.Он также сказаль что "ел-Сенджани" который было написано в Саффатус-Сафе неправильное имя.Ел-Сенджан это Ел-Сенджар -селение кюрдское близ Диярбакира,Поэтому он считал что
они пришли именно от туда."Короче мы считаем что Предки Сефи пришли именно от туда"-так написал Кесреви.
После этого одни за другим Персидские ученые начали использоват данные Кесреви и начали называт Сефевидов не тюркской а персидской,в крайнем случае ираноязычным кюрдом(например,С.Рехимзаде и Н.Шейбани)
М.Мешкур утверждал что Шах Исмаил был истинным иранцом.Просто он был вынужден разговариват и писат стихи поэмы по тюркски.Но он забывает что в первые Хатаи использовал тюркского языка дворцовым и государственным языком.До Хатаи ни какой правител Азербайджана не исползовал тюркского языка как дворцовым языком и Государственным языком.Вокруг Хатаи у всех государствах использовали только персидского языка.Как видно гипотезы персидских "историков" не являются научным.
А почему до 1925 года ни кто не говорил о курдском происхождении Сефевидов,и только в правление Пехлевидов начали создать такие концепции??
Надо понят того что именно с тех пор в Иране началось движение Персидский национализм,или паниранизм.До сих в Иране по численности тюрки занимают первое место-35 милион.А Южный Азербайджан занимает около половины теретории Ирана.
От этого персидские власти всегда боялись.Во временах Рыза шаха и Мухаммад Рыза шаха возрастало фашизм в Иране.Наверное все знают о том что Гитлеровская нацистская Германия и Персия были союзниками.
Именно поэтому поводу создались концепции Аризма.
А Ахмет Кесреви не получивший ни какой научной исторической образовании была всего лиж игрушкой Пехлевидского режима.Он выполнил приказы Шахов...[/color]
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

Re: Держава Сефевидов(1501-1736)

Сообщение shahxatai » 03 фев 2010, 18:58

Ахмет Кесреви был явным сторонником концепции аризма.
Несмотря того что он был азербайджанцом(хотя я этому сомневаюс что он был тюрком) он не любил тюрков и попытался доказать того что население азербайджана вовсе не тюрки.
Он родился в 1890 г. в Тебризе.Он стал свидетельем Иранской Революции в 1905-1911 г.У него не было не одной научной образований.Учился он сначале в молла-хане а затем в медресе.
Среди историков его называли "молла".Это потому что он не мог работат с источниками и всегда высказал научных мнений.
Но эта молла после свержении тюркской династии Гаджаров вдруг стал ученым,и его произведение начали принимат как научно ценными источниками.
1921-году он написал книгу "Азери-е забан бастан Азербайган"(Азерийский язык Азербайджана).В нем он впервые утверждал что азербайджанцы-не тюрки а иранцы,истинный их язык это азерийский а не азерский.Азерийского языка он считал пехлевидским,одним из диалектов персидского.Затем он высказывал мнение о том что имя Азербайджан эта одно из провинций Ирана и всегда была в составе Персии,А имя Азербайджанской ССР (тогдашний) не правильно.Потому что эта теретория не назывался Азербайджаном.(Следует отметит что во временах Гаджаров Персия утверждал что эти земли принадлежал Ирану и Царская Россия захватила севернюю част страны,эта концепция остается и тепер.В учебниках географии и истории теретории нынешной Азербайджанской Республики считаются Иранским.)
Он утверждал что Селджуки насилственно тюркозовали Азербайджанскую населению и там жившие Иранцы за 50-100 лет стали тюрками.
Кесреви настаивал на то что якобы в Иране все иранцы были шиитами но они скрывали этого.Он так же коснулся роду Сефи-ад-дина.показав как доказательство стихов Сафи написанные на персидском языке он утверждал что эти стихи написаны в одном из диалектов персидского
языка.Он пишет:
"Кое кто говорят что эти стихи не принадлежат к Шейху Сафи.Я бы сказал,это невозможно!С другой стороны это не противоречивоют на языку этих стихов.Они были одном из диалектов Персидского языка-на азерийском языке,и эти стихи бесспорно принадлежат к Шейху Сефи"(там же стр 45)
Все произведение Кесреви (не считая не которых)не являются научными и написано по образцу средневековых расказов по истории.

Ahmet Kesrevi, Azeri Ya zaben Bastan-e Azerbaycan, Tеhran, 1304.
А.Kesrevi, Tariх Muхteser,журналь Перчем Tеhran, 10 Esten 1321

http://209.85.135.132/search?q=cache:6I ... ler/iran... уже было сказано после Кесреви почти все персидские историки заявили о кюртской а большенстве о персидской происхождении Сефевидов.Если одна причина в этом была причина политика "паниранизма" во временах Пехлевидской династии,то другая причина была вмешательство религии на историю и науку.Как мы знаем персы являются шиитами,а в Иране до Сефевидов шиитов было очень мало.Поэтому они настаивает на кюрдскую и персидскую-вообщем арийскую принадлежность династии Сефевидов...
(продолжу...)
http://istoriya.ucoz.com/
shahxatai
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 02 фев 2010, 22:39

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1