Архивариус писал(а): Итальянские города направляли после ПКП свои флоты в Святую Землю и делали это ради денег! Но как это относится к целям ПКП? Точно так же, как и цели, которые преследовал Сигурд Крестоносец - никак.
Извиняюсь, а причем итальянские города к Сигурду Крестоносцу? Он что, жил в одном из этих городов или один из этих городов в Норвегии находится? Ни то, и ни другое. Тогда к чему этот пример?
Мы знаем, что итальянские города каждый раз заключали с иерусалимскими королями договор, в котором обуславливалось вознаграждение за военное содействие.
Сигурд такого или подобного договора НЕ заключал. Вместо этого он получил в подарок от "Бальдвини - конунга Йорсалаланда" - предвижу вашу ироническую улыбку - стружку со святого креста. И пообещал в обмен на эту святыню "всеми силами распостранять христианство и учредить у себя в стране архиепископство".
(Снорри Стурлуссон. Круг Земной. М., 1980, с.485-486).
После этого флот норвежцев направился к городу Сэт (Сидон) и взял его совместно с подошедшей посуху королевской армией. Разумеется, в Сидоне воины Сигурда захватили добычу и это был весь их прибыток, так как после Сидона корабли викингов направились на Кипр, а оттуда - в Византию. И хочу еще добавить, что на пути к Святой Земле армия Сигурда несколько раз учавствовала в сражениях с "язычниками" в Португалии и на Балеарских островах.
То есть если исходить из его дел в этом походе, который, между прочим, длился три года, то никак нельзя отрицать религиозную составляющую в его мотивации. Кроме поисков славы и добычи, конечно же. А организатором похода был именно он.
Архивариус писал(а): Но я думаю, что эти люди увидели, что богатства Палестины и Сирии достаточно эфемерны. Основной доход указанных земель достигался за счёт транзитной торговли. А откуда ей взяться, если крестоносцы заливали кровью мирных жителей взятые города. ЕМНИП, в книге П. Виймара "Крестовые походы. Миф и реальность" приводятся данные о том, что в первые годы после окончания ПКП в Иерусалиме была заселена лишь одна (!) улица. И жителями её были сами крестоносцы, оставшиеся в Святой Земле.
Про одну заселенную улицу я читал. И все же транзитная торговля (и еще какая!) не просто существовала, но превращала латинскую Иудею в важнейший перекресток международных путей. Выше я уже приводил данные Ж.Ришара по торговле, а сейчас хочу дать сведения из книги Ибн Джубайра. Этот паломник, направлявшийся из мусульманской Испании в Мекку (XII в.), проезжал через Иерусалимское королевство и, в частности, посетил Акку - важнейший центр транзитной торговли. Итак, его краткая, но яркая характеристика города:
"Она - столица городов франков в Сирии, гавань, где паруса высоко подняты на море, как горы. Это пристань для всех кораблей, равная по своей величине Константинополю, место сосредоточения кораблей и караванов, где встречаются мусульманские и христианские купцы со всего света. Ее переулки и улицы наполнены толпой, и трудно найти место, куда можно было бы поставить ногу...."
(Ибн Джубайр. Путешествие. М., 1984, с.219).
И насчет городов, заливаемых кровью мирных жителей, тоже давайте все-таки придерживаться конкретики. Во-первых, от штурмов гибли, в основном, иудеи и мусульмане. И то, не всегда. Из цитадели Иерусалима мусульманам дали уйти в Аскалон. Из Арсуфа - туда же.
Во-вторых, местные христиане все же выиграли от вторжения, какие бы крокодиловы слезы не проливать. Христиане вернулись в Иерусалим, откуда они были изгнаны. Охотно приняли крестоносцев в Эдессе, помогли взять Антиохию, а затем и удержать ее.
В-третьих, в королевстве продолжали жить и иудеи, и мусульмане. Могу сейчас привести сведения из той же книги Ибн Джубайра, но просто лень печатать.
Словом, не так все простецки выглядело на самом деле. Тогдашняя действительность была богаче и интереснее наших сегодняшних представлений о ней.
Архивариус писал(а):Мне вот какой момент интересен. Для участия в ПКП Роберту Коротконогому, герцогу Нормандии, нужны были деньги. Денег у него не было. Для получения средств он заложил своё герцогство брату - английскому королю Вильгельму II Рыжему. Вопрос: откуда он собирался брать средства для выкупа своих владений? Я полагаю, что закладывая герцогство, он надеялся на то, что награбит в Святой Земле достаточно и для выкупа заложенного имущества, и для всей своей оставшейся жизни.
Естественно, ему нужны были средства, чтобы выкупить свои владения после возвращения. Это его компрометирует в ваших глазах? Но ведь человек рискнул заложить собственные родовые владения для организации личной армии при том, что только один Бог знал, доберется ли он до Иерусалима! И все же он рискнул. А после освобождения гроба господня отправился домой, не выказав желания заполучить себе какой-нибудь фьеф в Леванте. И из этого случая вы делаете "железный" вывод о его исключительно материальной заинтересованности?!
Архивариус писал(а):Возьмём приснопамятного Боэмунда. Человек всю свою жизнь воевал, грабил, пытался захватить клочок земли: сначала у императора, затем у своего братца. После объявления ПКП он задумался о своей душе, возложил на себя крест и пошёл освобождать Гроб Господень. До Константинополя он вёл себя, как паинька. Затем стал требовать титул у василевса, затеял склоку за права править в крупном сирийском городе. И в итоге послал всю эту затею с войной с неверными куда подальше и даже не пошёл освобождать Иерусалим. Уж больно часто сей персонаж одёжки менял, не находите?
Не обижайте Боэмунда, хорошо? Титул доместика Востока он хотел получить у василевса в обмен на требование последнего к предводителям крестоносцев о принесении оммажа. Далее, вы как-будто выше согласились, что стремление того же Боэмунда создать для себя княжество на Востоке могло и не противоречить его религиозным мотивам. Склоку за Антиохию затеял скорее Раймунд, а не Боэмунд. И наконец, затею с войной с неверными он никак не мог послать куда подальше. По той простой причине, что неверные были вокруг новорожденного фьефа и Антиохийское княжество вело почти непрерывные войны как раз с неверными.
Архивариус писал(а):Для всех европейцев сельджуки, арабы, персы и проч. были сарацинами...
Европейцы отличали арабов (сарацин) от сельджуков (турок).