Орбели

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Орбели

Сообщение EGAN » 30 ноя 2009, 23:14

Уважаемые участники форума! Собираю информацию о генеалогии рода Орбели / Орбелиани. С армянской ветвью все более-менее понятно. Очень интересуют сведения об их деятельности в средневековой Грузии. Были ли публикации по теме в современной Грузии? Заранее благодарю.
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение tmt » 02 дек 2009, 09:19

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1% ... 0%BD%D0%B8

http://en.wikipedia.org/wiki/House_of_Orbeliani

на грузинском
http://www.geogen.ge/index.php?fr=srch
надо перевести
:roll:

здесь сказано, что Орбелиани произошли от Бараташвили Качибаидзе?
род происходит от Князя Орбела Бараташвили, который отделился от семьи (раздор) и поселился отдельно в Картли (в Питарети, Дманиси)

Имя Орбели - возможно связано с корнем слова орби - что означает на грузинском Гриф :roll:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% ... 0%B8%D0%BF


Библиография на грузинском
ლორთქიფანიძე ი., ქვემო ქართლი XVIII საუკუნის პირველ მეოთხედში, ნაწ., 3-4, თბ., 1938;
Лорткипанидзе И. Квемо Картли в XVIII веке, 1938, Тб.

ჯამბურია, გ., „ორბელიანები“. ქსე, ტ. 7, გვ. 555. თბილისი, 1984.
Джамбурия (Энциклопедия)
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Re: Орбели

Сообщение giga-11 » 02 дек 2009, 10:41

происхождение фамилии связано с Орбетской крепостью, о чем говорит и Степанос Орбелян
Изображение
данные сведения интересны еще и тем что описывают действие "цензуры" того времени, как после подавления востания и изгнания Орбели царь Георгий приказал также "истребить также имена из книг"... если конечно это не выдумка самого Степаноза, чтоб оправдать отсутствие ранних данных о их роде
связь Орбели и Орбелианов это уже другой вопрос, возможно после изгнания в Армению, некоторые представители данного рода опять вернулись в Грузию, возможно другой род получивщый ту же фамилию...
по сведениям Степаноза Орбелиана, род имеет "Ченское" корни, имея в виду Китай, но возможно и то что они были из племени Чанов и после многих веков сохранили смутное предстваление о своем происхождении, и название племени интерпретировали как "Китайское"
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 02 дек 2009, 22:09

Спасибо за ссылки!

Происхождение поздних Орбелиани (Джанбакуриан-Орбелиани), Бараташвили, Капланишвили и ряда других княжеских родов от Бараты Качибадзе очень аргументированно описал С. Джанашия. По-моему об этом писал и Вахушти в своей "Географии". В 19 в. Орбелиани начинают приписывать себе происхождение от древних Орбели, что неверно. Еще менее реальным представляется встречающееся в литературе предположение о генеалогической связи мегрельских князей Пагава с Орбели (якобы Пагава от Багваши).

Имя Орбели - возможно связано с корнем слова орби - что означает на грузинском Гриф :roll:

Об этимологии фамильного прозвания академик Иосиф Орбели писал:"это их родовое имя должно было возводиться, как и название крепости Орбети...., к грузинскому слову орби - орел". Но почему гриф? Я читал статью А.Г. Шанидзе в которой он считает орби именно орлом, позднее замененное арциви.

В сообщенных статьях из википедии говорится, что Орбели - потомки Багваши-Липаритидов. На каких фактах основывается данное утверждение? Кажется у Еремяна я читал, что связь эта не находит подтверждения в источниках.
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 02 дек 2009, 22:33

по сведениям Степаноза Орбелиана, род имеет "Ченское" корни, имея в виду Китай, но возможно и то что они были из племени Чанов и после многих веков сохранили смутное предстваление о своем происхождении, и название племени интерпретировали как "Китайское"


Мне кажется, что Степанос Орбелян в данном случае заимствует генеалогическую легенду Мамиконянов знакомую ему из ранних армянских хроник (Хоренаци, Себеос). Никогаес Адонц по этому поводу писал: "Заметим попутно, что и князья Орбелианы в Грузии искали своих предков в стране ченов, и у них является Ченбакур. Совпадение не случайное; очевидно, тут имеем дело с переживанием мамиконидской фамильной легенды, и это может быть объяснено тем, что Орбелианы считали себя потомками Мамиконидов. Ничего удивительного: подобно тому, как Багратиды передвинулись из Спера в Грузию, Мамикониды могли перейти в Грузию из соседнего Тайка. Враждебное отношение Орбелианов к грузинским Багратидам - точно эхо фамильной неприязни Мамиконидов к армянским Багартидам". к сказанному можно добавить, что обе династии наследственно занимали должность спарапета/амирспасалара.
По-моему данная гипотеза достаточно уязвима. Легенда о "ченском" происхождении Орбели впервые зафиксирована в источнике 13 в. и уже в Армении. Возможно она была изобретена Степаносом под влиянием армянской книжной традиции? Была ли она известна в период проживания Орбели в Грузии? К сожалению мне пока недоступна публикация Туманова по данному вопросу.
Относительно ченов армянских генеалогических легенд. Спор об их локализации идет уже давно. По-моему мнению их чанское/картвельское происхождение наименее аргументированно (я не беру в расчет измышления современных "историков" на различных национальных сайтах)
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение giga-11 » 04 дек 2009, 12:48

если "Ченская версия" Степаноза, всего лишь заимствование генеалогической легенды Мамиконянов, то получаетса что достоверно мы о происхождении данного рода ничего не знаем, не то с каких пор они в Грузии (версия о их прибытии еще в до-фарновазовские времена, так же может быть выдумкой), не то "местная" ли династия или откуда пришла...
из "Грузинского периода" остались лишь несколько сравнительно поздних упоминаний
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Re: Орбели

Сообщение Ilik » 04 дек 2009, 13:59

tmt писал(а):http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8

http://en.wikipedia.org/wiki/House_of_Orbeliani

К этой информации из Википедии о представителях рода Орбелиани хочу добавить историка Папуну Орбелиани (XVIII в.), автора "Событий грузинских".
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Орбели

Сообщение giga-11 » 04 дек 2009, 15:18

по данной статье Орбели, Орбелиани, Бараташвили со всем ветвями одна династия.... :roll:
касательно Липаритидов
http://en.wikipedia.org/wiki/Liparitids
по моему странная интерпретация их "фамилии"
Either way, the dynasty, in the person of its eponymous founder, Liparit I, established themselves in the province of Trialeti in southern Georgia (Lower Iberia) c. 876. In Georgia, they received the moniker of "Baghuashi", probably derived from baghva, an archaic Georgian word for "ravaging" (cf. Orbeliani, Sulkhan-Saba, Dictionary, 4.4: 101. Tbilisi, 1965 [in Georgian]), which eventually firmly attached to the family.
даже если допустить что, корень имеет данную этимологию, непонятно что означает окончание по мненю автора?
вообще "ши" типечное окончание Чанских/Лазских фамилий (в Мегрелских встречаетса "шиа"), что по моему говорит в пользу их Чанского происхождения (в независимости от родства Липаритидов-Багваши и Орбелами)
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Re: Орбели

Сообщение tmt » 04 дек 2009, 17:30

Имя Орбели - возможно связано с корнем слова орби - что означает на грузинском Гриф

Об этимологии фамильного прозвания академик Иосиф Орбели писал:"это их родовое имя должно было возводиться, как и название крепости Орбети...., к грузинскому слову орби - орел". Но почему гриф? Я читал статью А.Г. Шанидзе в которой он считает орби именно орлом, позднее замененное арциви.

В современной терминологии фауны - Орби - это гриф,
но в древности он возможно имел другое значение.
я лично встречала много случаев, когда вид животных (или даже растении)
часто путали - вероятно Орби раньше означал и Орёл,
"Орбети" - это получается как гнездо Орла -
орб-ети - окончание - "ети" означает место, принадлежность "орби" -
поэтому этимология слвоа орбети думаю связано с орлом (возможно и с грифоном)
есть ещё свави - тоже гриф.
Смутно помню, что где то писал об этом Тибарен -
орби должно быть грузинским словом -
этимология картвельская.
Арциви - нет - кажется это заимствование.


касательно Липаритидов

Никак не пойму, кто меняет грузинские фамилии и зачем.
В Грузии существовали Липариты и Багратионы
а не Липариды и Багратиды.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 05 дек 2009, 00:41

giga-11 писал(а):если "Ченская версия" Степаноза, всего лишь заимствование генеалогической легенды Мамиконянов, то получаетса что достоверно мы о происхождении данного рода ничего не знаем, не то с каких пор они в Грузии (версия о их прибытии еще в до-фарновазовские времена, так же может быть выдумкой), не то "местная" ли династия или откуда пришла...

думаю для начала нужно ознакомиться с мнением предшественников. Постараюсь поскорее найти свои выписки из Еремяна (статья полководец Липарит и его предки) и Туманова. В книге Григоряна (Очерки истории Сюника) соответствующий фрагмент родословного древа выглядит следующим образом: Липарит (1044, 1049) его сын Иванэ (1110) и внук Смбат (1126). Дети Смбата - Иванэ (1174,77, 78, 83, жена Рузукан), Липарит (1172, 1177-78), Кавтар (1177-78). Дети Липарита - Эликум (1184, жена Хатун), Иванэ, Зена?. От Эликума происходят сюникские Орбеляны.

из "Грузинского периода" остались лишь несколько сравнительно поздних упоминаний

Даже беглое знакомство с книгой Григоряна показало, что источников достаточно много (помимо Степаноса, Аристакес Ластивертци, Вардан Аревелци, Давид Кобайреци, Мхитар Гош, эпиграфические надписи (на грузинском и армянском языках), грамоты грузинских царей, памятные записи рукописей и т.д.). Правда о происхождении все-таки мало.
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 05 дек 2009, 00:47

Орби в древности (не знаю как в современном языке) все-таки орел. Во всяком случае в грузинском переводе Библии орел переведен именно так (Шанидзе). Грузинское слово Арциви должно иметь одно происхождение с армянским арцив (орел в современном армянском). По моему слово имеет индо-европейские корни, хотя было известно еще урартам. Впрочем к обсуждаемой теме это не относится.
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение tmt » 05 дек 2009, 12:45

EGAN писал(а):Орби в древности (не знаю как в современном языке) все-таки орел. Во всяком случае в грузинском переводе Библии орел переведен именно так (Шанидзе). Грузинское слово Арциви должно иметь одно происхождение с армянским арцив (орел в современном армянском). По моему слово имеет индо-европейские корни, хотя было известно еще урартам. Впрочем к обсуждаемой теме это не относится.

Скорее всего хурритское - это надо спросить у Тибарена - его компетенция
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 05 дек 2009, 19:13

Скорее всего хурритское - это надо спросить у Тибарена - его компетенция[/quote]

Серьезно лингвистикой никогда не интересовался. Могу сослаться на мнение Грантовского "Т.к. урартское арциви, очевидно, действительно связано с армянским и грузинским названием орла, причем эти названия определенно индоевропейского происхождения, то история данного слова в закавказских языках и его соотношение с иранским заключается либо в том, что в урартский слово было заимствованно из армянского и с иранским не связано,.... либо - при втором варианте - из иранского это слово проникло в урартский, а из последнего в другие закавказские языки (в грузинском арциви сосуществует со старым, общекартвельского происхождения, названием орла: орби)." Комментатор текста добавляет "... греко-арийский этимон со значением "орел" - старое заимствование из северовосточнокавказских языков, к которым относились и хуррито-урартские... Сложность в том, что в интересующую нас эпоху это слово независимо от изначального происхождения было в такой же степени иранским, в какой и хурритским, что затрудняет лингвистическую атрибуцию содержащих его топонимов"
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение EGAN » 05 дек 2009, 19:30

Выкладываю тексты сюникских эпиграфических надписей имеющих отношение к Орбелянам в переводе Григоряна.

19. Надпись князя Липарита об обосновании Орбелянов в Сюнике и о построении монастыря Нораванк (1221 г.)

«В лето 670 (1221). Волею Божьей, я, Липарит, сын Алакума (Эликума), внук великих Орбелянов... отец мой Эликум, отложившись с царем абхазов, прибыл в дом Елдыкуза, а тот с большими почестями величал его, предоставив ему большой
___________________________
20 Там же, с. 241—242.
21 Там же, с. 262—263.
[стр. 311]
город Хамиан. Я, Липарит, сын его, будучи отроком, вновь возвратился к светлой вере святого Григора, представился великому атабеку Иванэ, (который) взамен (наших бывших) вотчин, пожаловал (мне) Рашкаберд со своими доходами. И я (при) предводительстве сюникского епископа владыки Саргиса построил сей монастырь, названный Нораванком. Построил церковь и могучее св. Знамение, находившееся у атабека Иванэ, возвратил обратно. (Пожертвовал св. монастырю) две деревни—Агаракадзор и Тхарб со всеми ее границами. Владыка Саргис и члены братии утвердили мне в главном алтаре три обедни в неделю: в воскресенье, субботу и четверг, а также супруге моей— Аспе установили в год (на праздник) Сретения Господня—одну обедню.
Итак, кто прочтет сию грамоту, просите у Христа долгоденствия моим сыновьям Алукуму (Эликуму), Смбату, Иванэ, Пахрадолу, Тарсаичу. Если кто противится сему твердому решению (дословно: писанию)—будь из моих (родичей) или чужих, или из старейшин Армении и Грузии, и постарается отнять эти деревни и сорвет установленные обедни, да будет проклят 318-ю отцами и ответит за наши грехи. А если старейшиной станет тачик22 и постарается отнять (мои приношения), да постыдится своей верой и от Махмета получит проклятие 1000, 1000, 1000 раз»23.
____________________________
22 Слово тачик здесь и далее употреблено в смысле мусульманина.
23 Свод, т. 3, с. 211. Ср.: Степанос Орбелян, с. 263—264; Джалалянц С., т. 2, с 174; Сисакан, с. 187—188. Материалы по археологии Кавказа, т. XIII. М., 1916, с. 164; Лалаян Е. — Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 46—47.
21. Строительная надпись сюникского епископа Саргиса I (I половина XIII века)

«Я, владыка Саргис, племянник сюникского архиепископа владыки Степаноса, построил сию церковь в заступничество меня, Липарита, предков наших и двух родных наших братьев, убитых в войнах с турками. За что и молю встретивших помянуть нас во Христе»25.

22. Дарственная надпись княгини Аспы—супруги Липарита Орбеляна (вторая половина XIII в.)

«(Волею) Божьей я, Аспа, супруга князя Липарита, пожертвовала св. Ованнесу большую пашню в Артабуйне с ее границами, которая была с древних времен моей вотчиной. И (члены сей братии) утвердили... дни обеден. Кто воспротивится—из моих (родичей) или из чужих—да постигнет его участь и удел Иуды. На празднике Богородицы пусть совершат (обедню) в память об Аспе»26.
____________________________
24 Степанос Орбелян, с. 261—262.
25 Свод, т. 3, с. 212. Ср.: Джалалянц С., т. 2, с. 176—177; Сисакан, с. 188; МАК, т. XIII, с. 165; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 49.
26 Свод, т. 3, с. 148—149.
[стр. 313]
24. Дарственная надпись князя князей Тарсаича о выделении Цахацкарскому монастырю угодий в Гехаркуни и других местах (1251 г.?)30

«В лето 700 (?) (1251). Это неизгладимая грамота памяти и стела надежды души... князя князей Тарсаича, сына великого Липарита, брата царя Смбата, краедержателя сей области, правителя от Баргушата до Гарни: граница наша до Ерасха (Аракса.—Г. Г.). Надежда наша—Христос. Отдали удел нашей души монастырю Цахацкар из наших вотчин в Гехаркунике: село Гарин, в Мчракадзоре—посаженный нашей рукой сад... и утварь. Владыка Григор и другие братья установили, чтобы все кафедральные церкви совершали обедню (в дни) Пасхи, на праздник апостола Петра: один день—Тарсаичу, один день—супруге моей—Мина Хатун.

Итак, если кто—из наших (родичей) или чужих или из князей воспротивится, да будет проклят 318-ю отцами»31.

_____________________________



30 Вероятнее, высечено в пределах 1273—1290 гг.
31 Свод, т. 3. с. 148—149; ср.: Джалалянц С., т. 2, с. 161; Сисакан, с. 154; МАК. XIII, с. 107—108; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 21—24. Изложение надписи см.: Степанос Орбелян, гл 65, с. 311.

[стр. 314]

25. Строительно-дарственная надпись князя князей Смбата Орбеляна (1261 г.)

«В лето армянское 710 (1261). Это грамота памяти и стела нестираемая моя—Смбата, князя князей, сына великого Липарита о том, что построил молельню, восстановил церкви и божественные святые знамения и святые мощи, собранные здесь, украсил золотыми окладами. И отдал, во-первых, из своих собственных вотчин две деревни—Авеш и Анапат, которые были захвачены с сего места. А в Акори (отдал) новопосаженный большой сад своей воскресной водой. Ныне владыка Саргис и братья учредили в память о нас в главном алтаре беспрерывные обедни на весь год: в воскресенье и субботу—Липариту, в четверг—Аспе, в понедельник и во вторник—Иванэ, в пятницу—I Пахрадавлу (Пахрадолу). Отдал также по одному саду в Охоциме (Охоцмац) и Чиве, (за что братья) установили, чтобы все церкви совершали по обедне за нашу Хатун. Кроме всего, отдали и деревню Азат со всей ее границей, с окружающими ее горами и долинами, начиная с высокой обозримой (դիտաւոր) горы, названной Куркахахац, до Еревана (Ерерана.—Г. Г.), Охоцмаца, Чавадзора и до возвышенности Акори. Наряду с этим отдал и посаженный мною сад в Цахкадзоре (Цакадзоре) во спасение души племянника моего Буртела, убитого в молодости на войне в стране Халандуров, на поле Хазаров, что нынче называют Кипчахом. И установили для него 15 дней обеден, что ежегодно обязаны беспрепятственно совершать: 10 дней на главных праздниках Давида и Иакова и иных, и пять дней—в Новое Воскресенье. Итак, если кто из наших или чужих или из старейшин и дзернаворов постарается пресечь нашу память и по какой-либо причине воспротивится (сему) или задумает захватить (наши приношения), пусть будет проклят нерасторжимым проклятием по повелению сотворившего всех Богом, а также апостолами, пророками, патриархами, мартиреями и святыми ангелами со своими сородичами с Белиалом и со змеей. Будет отрешен и проклят вместе с Каином, Хамом, Корхом, Даданом и Абироном, Езабелом и Геезом, Иудой, Арием и осужденным отступником Васаком; неугасимым огнем покарается он сам и сыновья его. Память о нем да будет стерта с (лица) земли, и ответит он за наши грехи. А исполнившие да будут благословенны. И если старейшиной станет тачик и постарается расторгнуть (сие решение), да будет проклят Богом и пророком своим, (пусть) осквернится все его святое, небо кропит огнем, а земля

[стр. 315]

его да приносит колючки с сыновьями и всем родом да будут истреблены с жизни. Аминь»32.

26. Мемориальная надпись князя князей Смбата Орбеляна о построении притвора Нораванка, восстановлении церкви и о пожертвованиях (1261 г.)

«В лето 710 (1261). Это грамота памяти и стела нестираемая моя, Смбата, князя князей, сына великого Липарита. Я построил сей притвор, обновив церковь... с окладами (шкапами?), и отдал Св. Предтечи из своих вотчин две деревни—Авеш и Анапат, а в Акори—новопосаженный большой сад с его орошаемой по воскресным дням водой. Владыка Саргис и другие братья установили в главном алтаре каждодневно совершать обедню для своих господ: в субботу и воскресенье—-Липариту, в четверг—Аспе, в понедельник—Эликуму, в среду—Иванэ, в пятницу—Пахрадолу... Итак, если кто после нас унаследует сие место—из моих (родичей) или из чужих—и воспротивится сему закрепленному условию, или же отнимет у св. церкви обедню, да будет в ответе за наши грехи и больно проклят вместе с Каином, Геезом, получит удел Иуды и распявших. Если кто из тачиков станет старейшиной и постарается отнять (наши приношения), то пусть будет проклят Богом и своим Махмедом 1000 и 1000 раз. А если кто после нас отнимет доходы или из друзей не совершит обедню в главном алтаре...»33.

27. Надпись князя князей Смбата Орбеляна об увековечении памяти племянника Буртела и о пожертвованиях Нораванкскому монастырю (XIII в.)

«С надеждой на Бога, я, Смбат, князь князей, по желанию моего сердца отдал св. Предтечи из своих вотчин (деревню) Азат со своими границами, горами и полями и сад мой в Гинишкадзоре—во спасение души племянника (сына брата) моего Буртела, преставшего ко Христу в молодом цветущем возрасте в войне на поле скифов, оставив во мраке (тьме) увидевших... Владыка Саргис и другие братья утвердили в год 15 обеден:

_____________________________

32 Степанос Орбелян, с. 265—266.
33 Конец надписи испорчен. См.: Свод, т. 3, с. 218—219 (вкладыш); ср.: Каджберуни. —Арарат, 1890. с. 37—38. МАК, XIII, с. 169; Лалаян Е. — Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 48 (приведена часть); см. также: Степанос Орбелян, с. 304.

[стр. 316]

10—на великих праздниках Павла и Петра, а также на праздниках Иоанна и Иакова, а 5—в Новое Воскресенье. Да будут благословлены совершившие, срывающих же да осудит Господь. И кто постарается отнять (упомянутую) деревню и сад, да будет проклят 318-ю отцами»34.

28. Строительная надпись князя Смбата Орбеляна о восстановлении церкви св. Богородицы Каркопского монастыря (Хотакерац ванк) (XIII в.)

«(Я, Смбат)... князь князей, краедержатель сей области, восстановил вновь (церковь св. Богородицы), за что молю упомянуть достойно в преподнесенных (Богу) ваших молитвах меня, Смбата, и брата моего Тарсаича, мать мою Аспу, а также супругу мою Рузукан и переносившего с подлинника (сию грамоту) епископа Саргиса»35.


30. Дарственная грамота князя Смбата Орбеляна (Дади ванк, Келбаджарский район Азербайджанской ССР)

1265 г.

«Волею Божьей, я. князь Смбат, сын великого Липарита,

_____________________________

34 Надпись высечена на юго-западной стене внутри притвора в трех строках. Датируется второй половиной XIII века. Буртел Младший погиб на войне в 1261 г. см.: Свод, т. 3, с. 218—219 (вкладыш); Сисакан, с. 190; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 48.
35 Свод, т. 3, с. 206—207; Джалалянц С., т. 2, с. 169—170; Каджберуни — Арарат, 1889, с. 523 (изложение). Сисакан, с. 171.

[стр. 317]

сопричислился со святым скитом Дади ванка при предводительстве владыки Атанаса, купил сад Хунташанц и с купленной мною маслобойней в Ехегисе... а также деревню Кананчавор со всеми ее доходами, без (налога) чара, пожаловал святому Катогикэ. Владыка Атанас и другие братья установили для нас в день Воскресенья Великой Пасхи совершить службу во всех церквах. Отныне, если кто отберет наше приношение или сорвет установленную обедню, да будет проклят 318-ю отцами»38.

31. Надпись князя князей Тарсаича и княгини Мины Хатун о построении церкви св. Богородицы в деревне Ыгуерц (Дарбас) и о пожертвованиях (XIII в.)

«С надеждой на всемогущего Бога, я, Тарсаич, князь князей, сын великого Липарита, краедержатель сей области. Поскольку дал Бог нам (земли) от Баркушата вплоть до долины Двина, с супругой моей Миной Хатун—дочерью великого Довлы (Хасан-Джалала), построили св. Богородицу на наши праведные средства во спасение усопших наших и за долгоденствие, наших детей. Выделили для нужд служителей (церкви) земли Сунака Тап и Мученика, а также Нижний цветник в Шнхере (с целью) освещения Татева. И будет совершено в год 10 обеден: 5—в день Богоявления, 5—в Пасху мне, Тарсаичу и Мине Хатун. Если кто из наших или из чужих постарается расторгнуть упомянутое нами решение, да будет проклят 318-ю отцами. В лето 721 (1272)»39.

32. Надпись барона Тарсаича у входа ехегисского дворца Орбелянов (1274 г.)

«Да поздравит Бог с дворцом барона Тарсаича, Мину Хатун с супругом. В лето 723 (1274)»40.

33. Надпись ехегисского дворца Орбелянов (ХIII в.)

«Восточные эти Врата открылись по повелению князя князей Смбата и братьев его. Кто войдет, поминайте (их) во Христе»41.

_____________________________

38 Свод армянских надписей, вып. V, с. 206.
39 Свод, т. 2, с. 114. Надпись не сохранилась, приводится по кн.: Ов. Шахатунянц (т. 2, с. 364).
40 Свод, т. 3, с. 115. Г. Овсепян дешифровал не барон, а парон—господин (см.: Хаск, год 1, с. 4).
41 Свод, т. 3, с. 115.

[стр. 318]

34. Дарственная надпись князя князей Тарсаича о пожертвовании Татевскому монастырю 6 деревень (1274 г.)

«Это грамота памяти и стела нестираемая моя—Тарсаича, князя князей, сына великого Липарита, брата великого князя Смбата, краедержателя сей области, что был правителем сих гаваров от врат Баркушата до пределов Бджни. Сопричислился (условился) со святыми Апостолами Татева42 и отдал долю моей души собственному скиту—святой церкви 6 деревень, о которых слышали, что с давних времен были собственным наследием (Татевского монастыря): Шнхер, поселок Хот со своими границами, горами и долинами и посаженные нашей рукой сады в Хотагете и Хоте, а также Цур и Аржис со своими границами, половина которой была куплена нами на деньги; и Борти со своей границей. Итак, местные епископы владыка Айрапет и владыка Согомон утвердили для нас (день) памяти и установили ежегодно сорочину 10 (обеден) в (праздник) Богоявления, 10—на пасху, 10—(на праздник) Богородицы. 10 —на Beликие праздники; 20 дней мне Тарсаичу, 20—моему брату Смбату. Отныне, если после нас кто-либо из наших или из чужих, а также из князей и дзернаворов постарается расторгнуть утвержденное (же) условие и нерасторжимое решение и задумает захватить эти деревни и сад у св. церкви, да постигнет его участь Иуды и распявших, удостоится он кары Каина и всех злодеев, будет проклят тремя св. соборами. А если старейшиной станет тачик и задумает захватить (наши приношения), да будет проклят Богом и пророком своим, да спустится в ад с сатаной, да будет стерт и уничтожен со своими домами и детьми, пусть осквернится его святое и подвергнется анафеме 1000 и 1000 раз. В лето 723 (1274), 13-го ноября месяца. Свидетелями сего решения были епископ Нораванка владыка Саргис и ключарь святой церкви (Татева) Саргис. Из моих азатов (свидетельствуют) Хасан—сын Карапета (Воротшах—внук Лора, Мигран—сын Нвера)43. Закреплено волею Бога. Да поздравит Бог святой обитель (с получением бывших угодий). С надеждой на Бога, я, Тарсаич, закрепил грамоту собственноручно. Отныне, если кто из моих детей или внуков или других правителей задумает лишить нашу душу и надежду нашу предотвратит (сорвет), пос-

_____________________________

42 Имеется в виду кафедральная церковь апостолов Павла и Петра в Татеве.
43 Приведенные в скобках слова отсутствуют в московском издании Истории Степаноса Орбеляна (1861). Цитируем с Тифлисского (Гукасянского) издания (1910 г.).

[стр. 319]

тарается расторгнуть наше решение, да будет проклят 318-ю отцами при жизни сей и потусторонней»44.


36. Грамота Тарсаича Орбеляна о вознаграждении архитектора Сиранеса за построение им усыпальницы «царя» Смбата (1275 г.)

«Волею Божьей это грамота моя—Тарсаича, князя князей, правителя Воротана и Шнхера Сюникской области, повелел архитектору Сиранесу построить церковь. И отдал вотчину в Галидзоре и Шнхере со своей границей из поколения в поколение. И как завершилось (строительство) церкви, мы были обязаны вознаградить его 500 белыми (серебра.—Г. Г.). Однако взамен этой награды отдали ему Агазара Ыгуерцеци (в качестве) вотчины, чтобы он остался в его деревне из поколения в поколение. И оброк с Галидзора установили в год 60 белых, от других же налогов он свободен. Отныне ни у кого нет счета с Галидзором—ни у амира, ни у господина, ни у дзернавора, ни у шортая. Кто после нас сие твердое решение расторгнет и переступит через наши повеления, да будет отрешен тремя св. соборами, разделит участь и удел Иуды и распявших. Я, Тарсаич, закрепил сию грамоту собственноручно»46.

37. Грамота князя Тарсаича о выделении архитектору Сиранесу вотчины (XIII в.)

«Именем Бога я, Тарсаич, сын Липарита, выделил вотчину—из поколения в поколение—два копара Галидзора, Вана-

_____________________________

44 Степанос Орбелян, с. 305—306.

46 Надпись высечена по всей северной стене усыпальницы «царя» Смбата, в четырех строках. См.: Свод, т. 3, с. 234—235 (вкладыш); Джалалянц С, т. 2, с. 172; Сисакан, с. 191. МАК, XIII, с. 183; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 50.

[стр. 320]

cap и Ванасарские луга—архитектору Сиранесу, сыну и внукам его. Зодчий Сиранес построил бесплатно церковь в Нораванке. Я пожаловал ему вотчину взамен его трудов, чтобы она оставалась ему из поколения в поколение. Кто постарается расторгнуть (написанную мною грамоту), будь из моих (родичей) или из чужих, или старейшин, да будет проклят 318-ю отцами, разделит участь и удел Иуды. Грамота скреплена.

Я, владыка Айрапет, свидетельствую. Я, владыка Саргис, свидетельствую»47.

38. Надпись усыпальницы «царя» Смбата (1275)

«Я, Тарсаич, князь князей, построил сию усыпальницу для брата моего царя Смбата. За что молю помянуть. В лето 724 (1275)»48.

39. Надпись сюникского епископа Саргиса II о построении гостиницы и ряде пожертвований (1273—1290 гг.)

«С надеждой на Бога я, Саргис, недостойный епископ, по желанию и воле всеми благословленных моих господ Тарсаича—брата царя Смбата и супруги (его) Мины Хатун, братьев его Липарита и Таги, построил сию гостиницу и пожертвовал гостинице деревню Авеш со всеми ее границами, и мельницу с двумя жерновами в Арпе; а также часть сада Ахтамаренц, и Фому, Ованнеса и Петроса. Затем (пожертвовал) давильню в Акори, купленный господином участок земли в Веди, ложбинку Мардакан в Нрбуйне, Вардут в ущелье Агарака (Агаракадзора), Лчадурн (дословно: врата пруда) в Азате, Акнер на горе, фиговый сад в Анапате, чтобы поступившими от них доходами обслуживали гостей, а посторонние и нуждающиеся питались, господам и (другим) добродетелям молились и говорили: (да) помилуй Бог, поминая меня и моего трудолюбивого Аракела. Итак, если кто после нас постарается отобрать у сей гостиницы представленные нами дары, или расторгнет (сию грамоту), да будет отрешен Богом и ответит за наши грехи»49.

_____________________________

47 Свод. т. 2, с. 52; Азгагракан андес, кн. IV, с. 41.
48 Свод. т. 3, с. 234; Сисакан, с. 190—191; Джалалянц С., т. 2, с. 171; Каджберуни. —Арарат, 1889, с. 658; МАК, XIII, с. 180.
49 Свод. т. 3, с. 246; Каджберуни. —Арарат, 1889, с. 657; Сисакан, с. 203, МАК, XIII, с. 190; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 56.

[стр. 321]

40. Надпись пограничного креста (սահմանախաչ), воздвигнутого в период правления Тарсаича и его сородичей село Арцванист, Мартунинский район Армянской ССР

1285 г.

«Волею благодатного Бога, при властвовании Тарсаича и сыновей его Липарита50 и Джалала, воздвигнут вездесущий (крест) рукой Давида между границами земель и вод двух деревень, находившихся выше монастыря Ваневан—Шаварнахол (?) и Анмер, Соцал (Савцал) и Салкутн51 и комната (?) по дороге (деревни) Ахенц, воду Цамаловой ямы (использовать) в пятницу днем и ночью, (а в деревне) Мичнатап—в субботу и воскресенье. Так постановили слепой Гаграч и другие старейшины. В лето 734 (1285)»52.

41. Строительная надпись Миакеца (Отшельника) Варданшаха о восстановлении церкви Григора Просветителя и о построении моста (1286 г.)

«Памятная запись высечена в лето 735 (1286 г.). Я, отшельник Варданшах недостойный, грешный, восстановил сию церковь на свои праведные средства в период хана Аргуна, при властвовании Тарсаича, при господстве Липарита и патриаршестве владыки Григора; вновь потрудились и построили мост. Итак, молю вас помянуть меня, недостойного, в ваших молитвах»53.

42. Дарственная надпись Тарсаича Орбеляна (XIII в.)

«Я, Тарсаич, пожаловал св. Григору Мачракадзорский сад Хупана в память о моей душе. Служители установили обедню на праздник Богородицы. Кто воспротивится...»54.

_____________________________

50 Липарит был сыном брата Тарсаича Иванэ.
51 Деревня Салкут упоминается и в XVII в. в книге католикоса Симеона Ереванци «Джамбр» (см.: Смбатянц М. Гехаркуник, с. 575).
52 Свод, т. 4,; с. 126.
53 Надпись находится в пределах села Тазагюх Мартунинского района Армянской ССР. Издана: Свод, т. 4, с. 198; Смбатянц М. Гехаркуник, с. 520; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XVIII, с. 142.
54 Высечена на стене церкви св. Григора Гермонского монастыря. Датируется последней четвертью XIII века. См. Свод, т. 3, с. 134; Джалалянц С., т. 2, с. 155; Сисакан, с. 145; МАК, XIII, с. 84.

[стр. 322]

[стр. 323]

45. Дарственная грамота Мины Хатун (1292 г.)

«Волею вседержателя Бога, это запись вечной памяти о Мине Хатун—дочери великого царя Джалала и супруги родовитого князя Тарсаича, и сыне моем Джалале (о том), что на наши праведные средства купили у Норпета сад в Веди и целинные (земельные участки) у исконных владельцев их, посадили сад, намечая границы с четырех сторон: с одной стороны... сад Пазума, с другой—сад иерея, с третьей—сад Брихима. (Земля охватывает) посевы 12 гривов (мера пшеницы.—Г. Г.). Ввиду того, что она раньше была пожертвована монастырю, мы также добровольно вновь вернули Нораванку—главному святому Знамению в лице владыки Степаноса (во спасение) души цареподобного господина моего Тарсаича. А владыка Степанос и братья установили в память о нас на каждом празднике Вознесения, чтобы в этот день торжественно благословили (освятили) могилу его (Тарсаича) и совершили 10 обеден. (Упомянутый земельный участок) мы подносили, не лишив кого-либо, не отобрав у (жителей) деревни или же из господских земель. (Он) был куплен на наши деньги и свободен от всех налогов. (Отныне) нет ни у кого каких-то счетов (в отношении этого сада).

Итак, если кто-либо из наших (родичей), или из чужих, из князей или дзернаворов по какой-то причине вздумает коварным образом отнять этот сад у Нораванка, пусть тот лишится обеих жизней (земной и небесной), со змеей и сатаной вместе будет проклят устами всемогущего Бога, будет осужден вместе с Каином, Иудой и Юлианом, (а также) с отступником Васаком, да будет проклят тремя соборами, всеми святыми при жизни и (после) смерти. А если старейшиной станет тачик и вздумает захватить (сие приношение), да будет проклят 1000, 1000, 1000 раз и отвергнут своим Махметом. В лето 741 (1292 г.). Твердо сие писание волею Бога»57.

46. Купчая Степаноса Орбеляна о приобретении у князя Длена священной утвари (1294 г.)

«В год разрушения страны Армянской, в горькое и тяжелое время, когда было лето 743 (1294), к 15-му юбилею, в период владычества хана Кейхату и католикосства Армении владыки

_____________________________

57 Свод, т. 3, с. 238—239; Джалалянц С., т. 2, с. 174; Сисакан, с. 191— 192; Лалаян Е. — Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 51—52.

[стр. 324]

Григора, царствования Грузией Давида и при правлении сей областью благочестивым Эликумом и братьев его, я, грешный должник владыка Степанос, епископ Сюника, сын прославленного князя Тарсаича, предводитель высочайших и миросозерцающих домов Татева и Нораванка с помощью всевидящего смотрителя, встретил непередаваемые сии дары божественного Святого Знамения, перевезенные из Арцаха и, увидев на них кровь Иисуса, закипела кровь во мне, купил у внуков Длена, владельцев исконных, заплатив сразу 930 дахеканов, наряду со многими иными дарами. (Внуки князя Длена) продали нам добровольно (Святое Знамение) из-за горькой и злой нужды и долгов своих. А мы, получая его, украсили чистым златом и каменьями достойными: вначале (купили) крест, а затем и оклад (мощехранительницу) с надеждой на благословение Христа, за душу мою грешную, возможно найду милость на беспристрастном суде. И подарил (сие Святое Знамение) святому и превосходному монастырю Нораванк—нашей родной усыпальнице. (Отныне), если кто постарается коварством отобрать его с сего места, будет осужден вместе с Каином, Иудой и Арием, будет проклят всеми небесными и земными святыми при жизни и после смерти, ответит за наши гpexи. Итак, поминайте меня и братьев моих—храбрых и могучих князей Эликума, Липарита и других, (а также) - добрую мою сестру Мамкан. Да и вы будете помянуты Богом нашим Христом. Аминь»58.


_____________________________

58 Степанос Орбелян, с. 357—358.

[стр. 325]

48. Мемориальная надпись Степаноса Орбеляна над Западным входом церкви Григора Просветителя Татевского монастыря (1295 г.)

«В лето 744 (1295). Владыку Степаноса—сюникского митрополита, протофронтеса Великой Армении, сына прославленного князя Тарсаича, строителя св. церкви помяните во Христе»61.


50. Распоряжение Степаноса Орбеляна о предоставлении Шашу Миакецу (Отшельнику) доходы церкви св. Григора (1296 г.)

«Волею Божьей, я, владыка Степанос, дал вардапету письменное (распоряжение о том, что) все доходы, получаемые с деревенской церкви св. Григора, оставили Миакецу, а не кому-нибудь. Кто обойдет (сие распоряжение наше), да будет осужден Богом. 745 (1296 г.)»63.

51. Грамота Степаноса Орбеляна об отнесении Аратеса в вотчину Нораванкского монастыря (XIII в.)

«Волею всемогущего Бога, я владыка Степанос, епископ сюникский, сын великого и благочестивого князя князей Тарсаича, узнав о том, что с древних времен сия аратесская церковь

_____________________________

61 Свод, т. 2, с. 25; Джалалян С., т. 2, с. 302; Сисакан, с. 234; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. III, с. 141.

63 Свод, т. 3, с. 69.

[стр. 326]

была наследием св. обители Нораванка, утвердил и я нашу собственную деревню Аратес со всеми ее границами святой и превосходной усыпальнице нашей нораванкской. Отныне пусть никто из князей или из дзернаворов, из наших или из чужих не осмелится расторгнуть (сие решение). Воспрепятствующие да будут прокляты и преданы анафеме св. Троицы и всех святых, ответят за наши долги перед Богом. Если же старейшиной станет тачик и постарается отнять (сие подношение), то пусть Богом и своим Махметом подвергнется проклятию 1000 и 1000 раз...»64.

52.Надпись Пахрадолы—сына Тарсаича, об отмене «авгана»—налога за воду (XIII в.)

«...Я, Пахрадола (Пахрадавла), сын Тарсаича, отменил авган во спасение души моей матери. Кто постарается расторгнуть (сие мое решение)—из моих или чужих, из князей или кто бы то ни было—да будет проклят 318-ю отцами, разделит участь и удел Иуды и распявших»65.

53. Надпись княжича Пахрадолы в память о своем слуге Балапане (XIII в.)

«Я, Пахрадола, воздвигнул сей крест во спасение души слуги (крепостного) моего Балапана. Помяните в своих молитвах»66.

54. Дарственная надпись Степаноса Орбеляна (1298 г.)

«Благодатью и милостью св. Троицы уповая на Христа, я, многогрешный и ничтожный Степанос, сын князя Тарсаича, епископ Сюника и надзиратель небоподобных престолов Татева и Нораванка, памятуя суету мгновенной сей жизни, отдал во спасение души моей в удел Богу и в наследство св. церкви: деревню Чива со всеми ее границами, свободную от всех мирских налогов—от дивана, халана и от всего чара. Она была куплена мною у брата своего Джалала за 210000 драмов. Выделил в пользу церкви Пошаханк (в иных рукописях: Похаханк.—Г. Г.), Сурб Саак и Абасашен. Отдал также и часть соб-

_____________________________

64 Там же, с. 125; Сисакан. с. 142—143; МАК, XIII, с. 90.
65 Свод, т. 2, с. 97.
66 Датируется последней четвертью XIII века. См. Свод, т.. 3, с. 228.

[стр. 327]

ственной вотчины в Рашкаберде; Каркопелеанк со своей границей, в Ехегнадзоре—(монастырь) Аратес с одноименной деревней и угодиями. Отдал незыблемо в наследство Нораванкскому монастырю до пришествия Бога. Пожертвовал и многое другое... при этом единодушным согласием братии я утвердил себе поминование, чтобы после повторной пасхи ежегодно совершали сорочины, служили обедню и каждый день—панихиду (ամբիծք, amomus, axaxos immaculatus, sine labe, innocens, expers malitiae)67 и читали евангелие—до сошествия Духа. И в день Пентекосте (пятидесятницы) совершали поминки о нас закланием телят и обильным питанием (бедных). И пусть все церкви совершают обедни за нас, быть может я найду у Бога Духа спасение для злосчастной души моей в великий вечный день, когда слова иссякают и царствуют лишь дела.

Итак, если кто вздумает предотвратить сие или захватить дарованные имущества, или же кто из братьев поленится совершить установленный (мною) указ, да будет проклят вседержателем Богом и всеми святыми небесными и земными, будет караем с Каином, Иудой и Арием и ответит за грехи наши. А если старейшиной станет тачик и вздумает отнять, да будет он проклят Богом и всеми святыми, да осрамится перед своим пророком Махметом, будет предан анафеме своими покойными и живыми 1000 и 1000 раз. Скреплено в 747 (1298 г.)»68.

55. Распоряжение митрополита Степаноса Орбеляна о предоставлении Аратесскому монастырю получаемых доходов с восьми деревень Гехаркуника (1301 г.)

«Волею державного всемогущего Бога, я, Степанос, архиепископ Сюника, сын великого и благочестивого князя князей Тарсаича, отдал святому Сиону и Богородице и Святому Карапету из нашего собственного удела в Гехаркунике деревни: Ваневан, Ктаноц, Паракуник, Мшплайшен, Шикакарб, Хулинак, Кавтаранц, Дарбант. Чтобы никто не осмелился нарушить и пресечь (наше распоряжение)—из наших или из чужих—дабы не понес наказания. Нами по сему поводу установлено, что (сие) место является резиденцией и (кроме того), память о прослав-

_____________________________

67 Новый словарь армянского языка, т. 1. Изд-во Ереванск. гос. ун-та, 1979, с. 56.
68 Свод, т. 3, с. 215—216; Джалалянц С., т. 2, с. 175—176; Сисакан, с. 196, МАК, XIII, с. 165—166; Лалаян Е. — Азгагракан андес, кн. III. с. 53— 54.

[стр. 328]

ленном моем брате, великом князе князей Эликуме, была утверждена год назад именно здесь69. Кто наше утвержденное завещание произвольно изменит, да пусть разделит участь и удел Иуды и других распявших, ответит за долги наши перед Богом. В лето 750 (1301)»70.

56. Мемориальная надпись митрополита Ованнеса Орбела в память о Степаносе Орбеляне (1303 г.)

«Я, Орбел Ованнес, водрузил сей крест во спасение (души) духовного отца моего владыки Степаноса. В лето 752 (1303). Зодчий Момик»71.

57. Дарственная надпись Тамта Хатун, супруги князя Эликума Орбеляна (1308 г.)

«Я, Тамта Хатун, пожертвовала св. Богородице 30 стаканов (?) ... в Мачракадзоре. После смерти моей пусть дадут и мои сыновья регулярно. Отказавшиеся да воспримут мои грехи. 757 (1308)»72.

58. Дарственная надпись братьев Буртела и Бугды Орбелянов о неприкосновенности владений Воротнаванка (1315 г.)

«Волею Божьей, мы, Буртел и Бугда, сыновья Эликума, сына Тарсаича, князья дома Сисака, увидев написанную их рукой грамоту (о том), что желая выстроить давно разрушенный и разоренный монастырь Вагадина, рукой отца Мхитара определили границу по реке в Шрджанакаре и Каэличе, а также в Айцахаге, пожертвовав из собственных вотчин деревню Ерем и Шамбскую землю с их границами. А в Шнхере—землю Агу-

_____________________________

69 Первопрестольный князь Сюника Эликум (1290—1300) был родным братом историка Степаноса Орбеляна.
70 Свод, т. 3, с. 126; Сисакан, с. 144; МАК, XIII, с. 92; Каджберуни. — Арарат, 1888, кн. 12, с. 770; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 82.
71 Высечено на хачкаре, воздвигнутом во дворе монастыря Нораванк.См. Свод, т. 3, с. 228.
72 Примечание. Дешифровка «стакан» (բաժակ) сомнительна. Вероятнее: «Спитак», т. е. белое (серебро). См. Свод, т. 3, с. 35; Каджберуни. —Порц, 1879, № 1.

[стр. 329]

шанц, воду и сад с их границами, с просьбой увековечить память записью, что в небрежном виде дошла до нас. И мы, по нашему желанию, повелели совершить обедни в память о них и за долгоденствие наше и наших детей. Отныне правители сего дома (монастыря.—Г. Г.) установили совершать ежегодно сорочины регулярно. Итак, если кто из наших (родичей) или из чужих, установленные (сей) надписью подати пожелает отнять и написанное расторгнуть, да со стыдом ответит за наши грехи перед Богом. Если старейшиной станет тачик и захочет вычеркнуть (написанное), да будет проклят Махметом своим 1000 и 1000 раз. В лето 764 (1315)»73.

59. Надпись Смбата, сына князя Липарита, о возвращении из египетского плена и получении наследственных вотчин (1317 г.)

«Волею могущественного Бога, я, Смбат, сын Липарита, из рода Орбелянов, 12 лет пробыл в Мысыре (в Египте) в плену. Волею Бога освободился ... оставил супругу свою... (которая) через два года престала ко Христу... разлучился со своими братьями... досталось мне... Я, Смбат, пожертвовал св. Богородице землю на окраине Дивин без (налога) чара. Вардапет и братья установили в день... Вознесения одну (обедню) за меня... кто из моих сородичей или из чужих постарается отобрать (выделенную мною землю), да будет проклят устами вседержателя Бога и окован 318-ю отцами. В лето 766 (1317)»74.

60. Строительная надпись сюникского архиепископа Ованнеса Орбела (1321 г.)

«Я, владыка Ованнес Орбел, архиепископ Сюника, строивший святую церковь, молю помянуть меня, (а также) благочестивого князя князей, кровного моего, храброго единоборца Буртела и супругу его христолюбивую славную княгиню Вахах с их цветущими чадами Бешкеном и Иванэ. В лето 770 (1321). Произошло землетрясение. Зодчий Момик»75.

_____________________________

73 Свод, т. 2, с. 100—101. Ср.: рукопись Матенадарана № 6271, с. 355.
74 Сохранность надписи плохая. Восстанавливается с большим трудом. См.: Свод, т. 3, с. 55. Джалалянц С, т. 2, с. 145; Сисакан, с. 115; МАК, ХIII, с. 138.
75 Высечена на арке у западного входа церкви св. Богородицы. См. Свод, т. 3, с. 29; Джалалянц С., т. 2, с. 213; Каджберуни. —Порц. 1877— 1878, № 4, с. 331; Сисакан, с. 181—182.

[стр. 330]

61. Строительная надпись Степаноса-Тарсаича в Ехегисе (нач. XIV века)

«Я, владыка Степанос, сын Джалала, внук великого Тарсаича с основания построил сию церковь во имя Святой Богородицы...»76.

62. Дарственная грамота архиепископа Степаноса-Тарсаича (1326 г.)

«В лето 775 (1326). Волею Божьей, я, владыка Степанос Орбелян, сын Джалала, архиепископ дома Сисакан, прибыл в наш родной дом, в монастырь Вагадина, и увидел гостиницу, построенную отцом Саргисом ради долголетия Буртела, чад его Бешкена и Иванэ и в память о себе. Я пожелал (также) принять участие (своими средствами) в этих доходах, выделив Вагадину хлевы Хджахора и Кюреги ван (монастырь Кюрега), освобождая их от всей получаемой нами подати. Поскольку ранее (Вагадинский монастырь) имел свой приход, и мы с нашей стороны выделили долю нашей прибыли для нужд пандока (гостиного двора). Итак, после сего никто из престольных или других правителей не вправе отобрать выделенное нами у св. скита. А если кто постарается расторгнуть (сию грамоту), да ответит за наши грехи и будет отрешен тремя святыми соборами, разделит участь и удел Иуды и распявших»77.

63. Строительная надпись князя Чесара Орбеляна о построении Селимского каравансарая (1332 г.)

«Во имя всесильного могущего Бога, в лето 781 (1332) во владычество хана Бусаида (Абу-Саида), я, Чесар, сын князя князей Липарита и матери Наны (Анны), внук Иванэ, (при господстве) львиной красоты братьев моих князей Буртела, Смбата и Эликума из рода Орбелянов, а также супруга моя Хоришах, дочь князя Вардана и Доп из рода Сенекериманц, на

_____________________________

76 Продолжение надписи не сохранилось. Высечена на восточной наружной стене. «Храма воинов». См.: Свод, т. 3, с. 108; Каджберуни. —Арарат, 1888, № 7, с. 444; Сисакан, с. 148; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 65.
77 Высечена на северной стене церкви св. Карапета Вагадинского монастыря. См.: Свод, т. 2, с, 101; Сисакан, с. 525; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. III, с. 151—152.

[стр. 331]

праведные средства наши построили сей каравансарай (дословно: обитель) во спасение душ наших, родителей и братьев наших, почивших во Христе, и за здравие братьев моих и детей: Саргиса и священника Ованнееа, Курда и Варда. Встретивших (сию надпись) молю, помяните нас у Христа. Начато (сооружение) дома при великом рабунапете-учителе Есайя и завершено его (же) молитвами. В лето 781 (1332)»78.

64. Строительная надпись князя князей Буртела Великого о построении церкви св. Богородицы монастыря Нораванк (1339 г.)

«Волею Божьей, я, господин Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Инаник (Иванэ) построили сию церковь на наши праведные средства»79.

65. Надпись Смбата, сына князя Липарита Орбеляна, о пожертвовании сада Вахтангенц монастырю Спитакавор Аствацацин (1339 г.)

«Волею Божьей, я, Смбат, сын Липарита, условился с (членами) великого скита св. Карапета и св. Богородицы (Спитакавор Аствацацин) отдал сад Вахтангенц со всеми его границами: с деревьями и саженцами, чтобы всегда во время обедни помянули нас. Противник и расторгнувший да будет судим Богом и проклят. (Дар наш) свободен от всех налогов. В лето 788 (1339) »80.

66. Надпись некоего Авага о пожертвовании Норатусской церкви св. Григора части мельницы (1344 г.).

«В лето 793 (1344). Благодаря Богу и при господстве князя армянского Буртела, боготворных чад его Бешкена и Инаника, я. грешный слуга Бога Аваг, за здравие наших господ пожелал

_____________________________

78 Свод, т. 3, с. 177—178; Джалалянц С., т. 2, с. 164; Каджберуни.— Порц, 1879, № 9, с. 115; Сисакан, с. 164—165; МАК, XIII. с. 117—118.
79 Надпись высечена над западным входом второго этажа церкви св. Богородицы. См.: Свод, т. 3, с. 240; Джалалянц С., т. 2, с. 182; Каджберуни. — Арарат, 1890, с. 44; Сисакан, с. 202; МАК, XIII, с. 186; Лалаян Е. —Азгагракан андес, кн. XXVI, с. 55—56.
80 Свод, т. 3. с. 98; Каджберуни. —Арарат. 1889, № 1, с. 57; Сисакан, с. 138; МАК, XIII, с. 123; Хахбакяны. т. 3. с. 25.

[стр. 332]

быть соучастником в построении сего монастыря, пожаловал св. Григору око (часть.—Г. Г.) мельницы на реке Норатуса, купленное на мои праведные средства. Братья определили три обедни в год, в четверг—мне, Авагу. Совершавшие (обедни) да будут благословлены Богом»81.


68. Дарственная надпись княгини Гонцы (1345 г.)

«Волею Божьей вседержателя, в княжение великого господина Буртела и сыновей его Бешкена и Иванэ, я, Гонца, супруга Ваграма—сына Шахурнеци, дочь Хосровика, из рода Тарсаичянов, отдала из своих праведных средств и вотчин святому скиту во спасение душ сыновей моих Укана и Амата, преставших ко Христу в молодости. (Пожертвовала часовню) св. Георгия Наблюдателя83 со своей вотчиной и доходом своего креста, в Амаматесе—сад Газарапоса, купленный за 2000 дахеканов, и хлопковое поле (дословно: землю), купленное за 100 дахеканов, а также Амаматес и землю Вордзакара в Ахджртапе. И братья утвердили каждогодно 12 обеден на праздник св. Крес-

_____________________________

81 Свод, т. 4, с. 21; Смбатянц М. Гехаркуни. Вагаршапат, 1895, с. 486; Джалалянц С., т. 2, с. 128; Сисакан. с. 47; Лалаян Е. — Азгагракан андес, кн. XVIII, с. 119.

83 Высечена в западной части южной стены церкви св. Богородицы. Часовня св. Георга (местные жители именуют Чики ванк—монастырь Чики) находится в двух километрах севернее монастыря Сурб Сион, на холме. В армянском оригинале: դիտի սբ Գերգն, что мы переводим: «часовня св. Георгия Наблюдателя», хотя возможен был и перевод «наблюдаемого».

[стр. 333]

та: 4—Амату, 4—Укану; на праздник Сорочины—4 обедни: 2— Гонце, 2—Тухтан. Исполнители да будут благословлены Богом, а расторгнувшие—осуждены Господом. Кто воспротивится—из наших или из чужих, да ответит за наши грехи перед Христом. В лето 794 (1345)»84.

69. Дарственная надпись внука князя Липарита Орбеляна—Пены и супруги его Сусы (1348 г.)

«Волею вседержателя Бога, я, Пена, сын Смбата, внук Липарита, владетель Пандзатага, и супруга моя Суса условились (объединились) со св. Степаносом и отдали из праведных наших вотчин, что в Пандзатаге, сад Мазманенц и Аваншенц, как удел нашей души. Вардапет Ефрем и братья установили (совершить) 6 обеден за нас на праздник Богородицы. Кто воспротивится пожертвованиям нашей души, да будет проклят 318-ю отцами. 789 (1348)»85.

70. Купчая от 1450 года, составленная на шесть дангов сел Свари и Тандзатап, три данга сел Ташу и Аганц, купленных настоятелем Татева вардапетом Шмавоном Ангехакотци у Амир Рустама Орбеляна, а также на шесть дангов Коцмакота, купленных у Казанфара, сына Джана, и на один сад, купленный у Пиркули, и о передаче их в вакф Татевскому монастырю*

«...Гордость христиан и армян, служитель бедных и нуждающихся вардапет Шмавон из Ангелакота, сын Хачатура, сына Акоба, в восемьсот пятьдесят четвертом году (1450 г.) купил у армянского амирзады (княжича) Рустама, сына Бешкена, сына Смбата, нижеследующие несколько мелких мулков и, сделав их своей собственностью, отдал в вакф приходящим-уходящим Татевского монастыря, чтобы доходы от упомянутых сел тратились на обеспечение их пропитания.

Первым является село Свари (Сваранц), шесть дангов, разграниченные с четырех сторон. Первая граница—та дорога,

_____________________________

84 Свод, т. 3, с. 56; Джалалянц С., т. 2, с. 141—142; Сисакан, с. 115— 116; МАК, XII, с. 142.
85 Свод, т. 3, с. 81; Сисакан, с. 122; МАК, XIII, с. 132; Хахбакяны, т. 3, с. 80.
* Приводится с некоторыми сокращениями.

[стр. 334]

которая ведет к тропинке Вагуди и реке Свари, вторая—от Хачахора до юрда Карачи, третья—Казбел, четвертая—с верхней части Шакарамарга до нижней части юрда.

(Продано) за восемь тысяч динаров, половина составляет четыре тысячи динаров, со всеми подлежащими и прилежащими (местностями), орошаемыми и неорошаемыми землями, плодовыми и неплодовыми деревьями, холмами и ямами, реками и каналами, мельницами, старыми и новыми местами и со всем тем, что, согласно шариату, может быть собственностью, кроме кладбищ, мечетей, дорог и тех земель, которые до этого были отданы в вакф приходящим-уходящим упомянутого монастыря и названия которых упоминаем здесь. Первая из них Мачкалахох, вторая—земля карут (каменистая), третья—земля еркар (длинная), четвертая—Кехсанбан (?), пятая—земля Осепа, шестая— земля священника Саака Джунанца, седьмая—земля Куканенц и сверху Хасумарг со своими четырьмя границами, а также Шакарамарг со своими четырьмя границами. Все эти земли по шариатскому отчуждению перешли во владение к вардапету Шмавону, после чего он отдал в вакф приходящим-уходящим упомянутого монастыря. Противящийся да подвергнется проклятиям бога и пророка.

Вардапет Шмавон, сын Хачатура, опять же купил у армянского амирзады Рустама, сына амир Бешкена, три данга мулка села Ташу, находящегося близ Татевского монастыря, подчиненного селению Урут Туман-е Нахчевана, за три тысячи динаров— половина суммы составляет тысячу пятьсот динаров—с теми границами, которые отмечены в основной купчей. Он заплатил означенную сумму и это село также стало собственностью вардапета, а затем он отдал в вакф приходящим-уходящим упомянутого монастыря. Противящийся да подвергнется гневу божьему.

Упомянутый вардапет Шмавон, сын Хачатура, опять же купил у армянского амирзады Рустама, сына Бешкена, шесть дангов мулка села Ага (Аганц) со следующими четырьмя границами. Первая граница—большая река, текущая от Свари, вторая—та мелкая речка, которая течет от Тандзута до Шива, третья—та возвышенность, что находится у подножья Каладжука и четвертая—Большой камень и от желтого... до места... а86, со (всеми) своими границами и правами, подлежащими и прилежащими, приращенными и прилегающими (местностями), возделанными и невозделанными, употребляемыми и неупотребляе-

_____________________________

86 Возможно, речь идет о Дехнадзоре (Тхнадзоре). Находился у Татева, на берегу реки Воротан.

[стр. 335]

мыми (землями) за сумму в пять тысяч динаров, и после превращения его, в свою собственность отдал в вакф, приходящим-уходящим Татевского монастыря ради спасения своей души Миряне хакимы и кази ислама да не разрешат кому-либо противиться.

Вардапет Шмавон купил у армянского амирзады Рустама, сына амир-Бешкена, сына Смбата, также шесть дангов мулка села Тандзатап с теми его границами, которые отмечены в основной (купчей), за три тысячи динаров. Стоимость полностью и целиком передана упомянутому продавцу, и это (село), после того как стало собственностью и правом упомянутого вардапета, было также отдано в вакф приходящим-уходящим Татевского монастыря. Никто да не противится условиям жертвователя вакфа.

До купли села предварительно были отданы в вакф, находящиеся в том же селе следующие земли:

земля...а, с садиком, большая земля, находящаяся на краю села, та земля, которая находится, ниже сада Хадр-Мелика и земля Костана.

Отметим также находящиеся в селе Ага те земли, которые до передачи села в вакф (принадлежали монастырю). Первая— зто Севавер, что находится на берегу реки, вторая—та земля, на которой сеет священник, остальные—чарекдар, Шлорахох и земля Хеденека. Эти земли также отданы в вакф приходящим-уходящим (монастыря) и не подлежат изменению.

Затем вардапет Шмавон за две тысячи динаров купил у Казанфара, сына Джана, разграниченные с четырех сторон шесть дангов мулка Коцмакот, находящегося в районе Татева. Первая граница—Кирхач, вторая—Мурахор, третья—Курданшахский мост, четвертая—Алурнадзор. Отметим также, что Джан в свою очередь купил этот мулк у амир-Смбата и сделал своей законной собственностью. Это (село также), через шариатское огчуждение, (стало собственностью) упомянутого вардапета и также было отдано в вакф приходящим-уходящим Татевского монастыря. Изменению не подлежит.

У Пир-кули, сына Санджар-бека, вардапет Шмавон за четыре тысячи динаров купил также находящийся напротив селения Урут сад, известный под названием Джермадзор, и передал его в вакф приходящим-уходящим монастыря. Изменению не подлежит.

Половина села Свари принадлежала Мартиросу, который купил ее совместно с вардапетом Шмавоном, он тоже отдал

[стр. 336]

свою половину приходящим-уходящим упомянутого монастыря в окончательный и вечный вакф, пока сам бог унаследует от них свою землю, ибо он—самый праведный из всех наследников. С условием, чтобы не продавали, не сдавали в аренду сроком больше года, не дарили и не обменивали ни в коем случае.

Написал в пятницу, двадцать четвертого шаввала вышеупомянутого года (1 декабря 1450 г.), и слава богу—создателю вселенной, благословение и мир заступнику всех грешных.

...То, что зарегистрировано на этом заседании, правильно: Рустам, сын Бешкена, продал названные местности и поместья вардапету Шмавону и последний отдал их в вакф приходящим-уходящим Татевского монастыря, и второй, вардапет Шмавон является наследником предшествующего вардапета Шмавона.

Написал слуга Сохраб из Урута...»87 (следуют подписи свидетелей).
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Орбели

Сообщение Akskl » 02 янв 2016, 08:22

Cathay and the Way Thither - Being a collection of Medieval Notices of China. Henry Yule, Henri Cordier. v.1.
First published 1916.

На с.94 написано что Мамиконяны, также как и Орбеляны, которые в Грузии были известны как Дженпакуриани (от слова Jen-Pakur - император Китая, как говорит св.Мартин, Pakur это Faghfur у мусульманских авторов), происходят родом от китайских императоров (которые в те времена все были тюрками-кочевниками).

https://books.google.com/books?id=8lYJAAAAQAAJ&pg=PR83&dq=Cathay+and+way+thither+Jen-Pakur&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjE3Z_wsYrKAhWD1CYKHfiMAw8Q6AEIKDAA#v=onepage&q=Cathay%20and%20way%20thither%20Jen-Pakur&f=false
Akskl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 02:35
Откуда: USA


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5