cheremis писал(а):Мари это мы =) коренное население Поволжья - марийцы . Чаще всего встречаюсь с версией возводящей наше самоназвание мари - к индоиранскому мард (впрочем как и другие финских народов - мордва , мортьо , мадьяр).alimsherkes писал(а):Спасибо большое, Analopotom и Александр)
Ещё один вопрос для "проходящих мимо", на случай, если будут какие-нибудь ассоциации: в двух видах встречаю слово "мар" и кажется оно мне этнонимом.
Словами марыхъу и марыбз обозначаются искусные портные мужского и женского пола соответственно. ПРичем, такое впечатление, что они - типа прислуги, рабов у нартов (можно так понять, если не считать, что о самих нартах речь идет). И есть ещё персонаж Пщы Марыкъуэ - "владетель, правитель, князь - сын Мара". Помещают в записях сказаний владения обычно в стороне Волги или Дона. Я пока нашел разве что культуру Мар, но это шумеры и Нижняя Месопотамия, хотя там рядом и поминается город Лагаш с сотнями рабынь-ткачих и торговлей тканями)))
Самыр ещё встречается в кабардинских сказаниях о Бадинко и Ашамезе как охотничья собака - стало быть она с другими нартами тоже связана . инфа из книги "Нартский эпос язык и культура" М.А.Кумахов , З.Ю.Кумахова
Кстати марыхъу марбыз тоже в книге рассматриваются ,авторы приходят к выводу что это не личные имена "Неясность значения мотивирующего слова (основы) мар в этих словах породило неправильное толкование их как собственные имена женьщин в эпосе . Очевидно , что мар не входит в исконный лексический фонд адыгских языков , а является заимствованием . По-видимому , мар - восточного происхождения . Ср.др.-тюрк. мар 'наставник' , 'вероучитель' (из сир.mar) . Отсюда есть основания толковать слово марбыз - в значении 'наставница' , 'воспитательница' . Что касается слова марыдэ - , то скорее всего оно искуственно создано певцами вместо семантически и морфологически неясного марыбз под влиянием формы къэгъадэ , вместе с которой оно (марыдэ) составляет один стих ."
"Копья в эпоху раннего средневековья у различных северокавказских племен занимают разное место по степени популярности. Для алан они мало характерны и встречаются в единичных экземплярах. Широко были распространены копья у вайнахских племен горного Центрального Кавказа и племен Северо-Западного Кавказа, оставивших могильники типа Дюрсо и Казазово. Наконечники копий вайнахов и из могильников Дюрсо типологически отличаются. Последние имеют массу аналогий в Подонье и в Мордовии в погребениях с трупосожжениями (Михеев В.К., 1985, с.168, 170; Иванов П.Г., 1952, табл.ХХ, 2; XXXV, 5; [64] XXXVIII; Ковач Л., 1981). Видимо, наконечники копий этих типов на Кавказ были занесены из Подонья. Распространение копий в Прикубанье и у вайнахов определялось широкой популярностью у алан защитного доспеха — кольчуги. Именно с аланами в первую очередь сталкивались в военных действиях вайнахи и племена, оставившие погребения абинско-новороссийского типа".
http://annals.xlegio.ru/kavkaz/small/kam_tzok.htm
Сожжения типа Дюрсо по материальному облику принадлежат к салтово-маяцкой археологической культуре (культуре Хазарского каганата), и находят многочисленные аналогии погребальному обряду и инвентарю в материалах синхронных им могильников бассейна Северского Донца (кремации типа Новопокровки) (Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998). Кремации типа Дюрсо не имеют корней да Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и не могут быть признаны автохтонным кавказским народом (Дмитриев А.В., 1978). Очевидно, носители кремаций этого типа, как на Кубани так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя — касоги/касахи/кашаки. В дальнейшем автохтоны зихи интегрируются с пришельцами касогами и постепенно ассимилируют их.
Эта гипотеза позволяет по-новому взглянуть на этнические процессы происходившие на Северо-Западном Кавказе в прошлом. В частности, следует поставить на повестку дня вопрос о значительном участии степных народов Хазарии в этногенезе современных адыгов.
annals.xlegio.ru/life/5minaev/5minaev.htm#43