Нартский эпос

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Нартский эпос

Сообщение alimsherkes » 04 мар 2010, 19:58

cheremis писал(а):
alimsherkes писал(а):Спасибо большое, Analopotom и Александр)
Ещё один вопрос для "проходящих мимо", на случай, если будут какие-нибудь ассоциации: в двух видах встречаю слово "мар" и кажется оно мне этнонимом.
Словами марыхъу и марыбз обозначаются искусные портные мужского и женского пола соответственно. ПРичем, такое впечатление, что они - типа прислуги, рабов у нартов (можно так понять, если не считать, что о самих нартах речь идет). И есть ещё персонаж Пщы Марыкъуэ - "владетель, правитель, князь - сын Мара". Помещают в записях сказаний владения обычно в стороне Волги или Дона. Я пока нашел разве что культуру Мар, но это шумеры и Нижняя Месопотамия, хотя там рядом и поминается город Лагаш с сотнями рабынь-ткачих и торговлей тканями)))
Мари это мы =) коренное население Поволжья - марийцы . Чаще всего встречаюсь с версией возводящей наше самоназвание мари - к индоиранскому мард (впрочем как и другие финских народов - мордва , мортьо , мадьяр).

Самыр ещё встречается в кабардинских сказаниях о Бадинко и Ашамезе как охотничья собака - стало быть она с другими нартами тоже связана . инфа из книги "Нартский эпос язык и культура" М.А.Кумахов , З.Ю.Кумахова
Кстати марыхъу марбыз тоже в книге рассматриваются ,авторы приходят к выводу что это не личные имена "Неясность значения мотивирующего слова (основы) мар в этих словах породило неправильное толкование их как собственные имена женьщин в эпосе . Очевидно , что мар не входит в исконный лексический фонд адыгских языков , а является заимствованием . По-видимому , мар - восточного происхождения . Ср.др.-тюрк. мар 'наставник' , 'вероучитель' (из сир.mar) . Отсюда есть основания толковать слово марбыз - в значении 'наставница' , 'воспитательница' . Что касается слова марыдэ - , то скорее всего оно искуственно создано певцами вместо семантически и морфологически неясного марыбз под влиянием формы къэгъадэ , вместе с которой оно (марыдэ) составляет один стих ."

"Копья в эпоху раннего средневековья у различных северокавказских племен занимают разное место по степени популярности. Для алан они мало характерны и встречаются в единичных экземплярах. Широко были распространены копья у вайнахских племен горного Центрального Кавказа и племен Северо-Западного Кавказа, оставивших могильники типа Дюрсо и Казазово. Наконечники копий вайнахов и из могильников Дюрсо типологически отличаются. Последние имеют массу аналогий в Подонье и в Мордовии в погребениях с трупосожжениями (Михеев В.К., 1985, с.168, 170; Иванов П.Г., 1952, табл.ХХ, 2; XXXV, 5; [64] XXXVIII; Ковач Л., 1981). Видимо, наконечники копий этих типов на Кавказ были занесены из Подонья. Распространение копий в Прикубанье и у вайнахов определялось широкой популярностью у алан защитного доспеха — кольчуги. Именно с аланами в первую очередь сталкивались в военных действиях вайнахи и племена, оставившие погребения абинско-новороссийского типа".
http://annals.xlegio.ru/kavkaz/small/kam_tzok.htm

Сожжения типа Дюрсо по материальному облику принадлежат к салтово-маяцкой археологической культуре (культуре Хазарского каганата), и находят многочисленные аналогии погребальному обряду и инвентарю в материалах синхронных им могильников бассейна Северского Донца (кремации типа Новопокровки) (Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998). Кремации типа Дюрсо не имеют корней да Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и не могут быть признаны автохтонным кавказским народом (Дмитриев А.В., 1978). Очевидно, носители кремаций этого типа, как на Кубани так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя — касоги/касахи/кашаки. В дальнейшем автохтоны зихи интегрируются с пришельцами касогами и постепенно ассимилируют их.
Эта гипотеза позволяет по-новому взглянуть на этнические процессы происходившие на Северо-Западном Кавказе в прошлом. В частности, следует поставить на повестку дня вопрос о значительном участии степных народов Хазарии в этногенезе современных адыгов.
annals.xlegio.ru/life/5minaev/5minaev.htm#43
alimsherkes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 11:13

Re: Нартский эпос

Сообщение alimsherkes » 05 мар 2010, 10:39

Однако.
А. П. Новосельцев.
О местонахождении библейской “горы Арарат”
http://annals.xlegio.ru/blacksea/ararat.rar.htm
со ссылкой на Мовсеса Хоренаци "Еще в раннее средневековье гора Масис (Арарат) была по сути дела рубежом между областями с преобладанием армянского населения и районами, [62] где, очевидно, основным населением тогда были мидийцы, именуемые в армянских источниках марами"
alimsherkes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 11:13

Re: Нартский эпос

Сообщение alimsherkes » 05 мар 2010, 11:00

Analogopotom писал(а):
alimsherkes писал(а):Вдруг паче чаяния сюда забредет кто-нибудь встречавший где-нибудь в мифологии или фольклоре или в реальной жизни-истории собаку-самир и поделится со мной этой информацией) В эпосе у некоторых нартских персонажей это такой охотничий-боевой спутник - собака-самыр. По-арабски, насколько знаю, это слово означает "смуглый", "плодородный".

Есть похожий персонаж.
Симаргл - пес - Переплут. Защитник посевов.
Ссылка на Википедию, но если тема заинтересует, поищите какие-нибудь другие.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B3%D0%BB


В.С. Синика (Тирасполь).
О культе собаки у скифского населения Северного Причерноморья в VI–II вв. до н. э.

Доклад посвящен одному из малоизученных культов, бытовавших в скифское время – культу собаки. Как известно, культ собаки имел широкое распространение в среде индоевропейских народов (Литвинский, Седов, 1984). Будучи священным животным у всех ираноязычных народов, собака особенно почиталась молодыми воинами и охотниками. В частности, Ф.Х. Гутнов связывает происхождение имени предводителя скифов времён переднеазиатских походов – Ишпакая, с ираноязычным "spaka" – собака (Гутнов, 1999). Некоторые исследователи связывают культ собаки с религиозными представлениями, занесенными в Причерноморье Эгейскими мореплавателями (Денисова, 1981).
Анализ всех имеющихся по изучаемому вопросу данных, как погребального обряда, так и погребального инвентаря показывает, что культ собаки существовал у скифов Северного Причерноморья изначально, как у всех индоевропейских народов. Это выразилось в обряде помещения собаки в могилу, а также в изображениях этого животного на различных предметах погребального инвентаря. Для указанной территории этот культ фиксируется с VI в. до н. э. на поселениях, а с V в. до н. э. появляется в погребальных памятниках. До конца IV в. до н. э. захоронения собак встречаются исключительно в аристократических погребениях и в первой половине III в. до н. э. они продолжают оставаться атрибутом погребений аристократии, но их число заметно увеличивается. Для этого времени погребения с сопровождающими захоронениями собак отмечены только для Нижнедунайской группы скифских могильников (Кугурлуй, Дервент, Градешка) и Е. Ф. Редина (1989) отмечает «значительный процент» таких погребений. Наиболее массовым обряд захоронения собак становится во второй половине III–II вв. до н. э., когда этот культ превращается из аристократического в обиходный, свойственный и рядовому населению.
Выделяются три основных направления развития культа собаки в Северном Причерноморье. На городищах и поселениях он был, вероятно, связан с культом женского начала и плодородия. Помещение собак в женские погребения, в свою очередь, могло быть связано с тем, что образ собаки осознавался скифами как элемент культа Великого женского божества (Денисова, 1981; Шауб, 1999). В то же время, захоронения собак в мужских погребениях было бы уместно интерпретировать как отголосок культа «spaka». Но, не исключено, что во всех случаях целью захоронения собаки являлась символическая охрана (сопровождение) погребенного в царстве мертвых. [23]
http://annals.xlegio.ru/life/mobcm11.htm#_26
alimsherkes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 11:13

Re: Нартский эпос

Сообщение ZORA » 03 янв 2012, 05:49

Мне кажется не совсем корректно относить Нартиду именно в рубрику Древний мир.

Несмотря на несомненно весьма древние пласты в эпосе, которые вполне могут быть ровесниками дольменов, это был живой текст еще в начале XX в: к примеру, такие архетипы как нарт Бадынокъуэ появились уже в феодальную эпоху, вряд-ли раньше XV в, даже если нарт с таким именем бытовал в эпосе и до того, появились, под влиянием авраамических религий, новые представления о загробном мире, многие смыслы изменились в Кавказскую войну (даже географию эпоса она поменяла, сдвинув "границу мира живых и мертвых" с Волги на Кубань), в некоторых вариантах сказания вообще появились пушки и пр.

Т.е. НАРТХЭР еще мало изученная и сильно заидеологизированная тема, в основном из-за соперничества за "первоавторство", в основном между двумя извечными оппонентами:
- у осетин его впервые записали, к тому же они иранцы, а следовательно индоевропейцы по лингвистическому признаку, что позволило их подтянуть к теме "поиска ядра индоевропейской мифологии", к тому же у них раньше начала формироваться интеллигенция, чем у прочих горцев, благодаря губернскому статусу Владикавказа, а следовательно раньше появился национализм и потребность в этнонациональном мифе; не говоря уже о том, что иранский вклад в тему в любом случае наличествует, как и любой другой (их там скорее всего несколько);
- у абхазо-адыгов самый объемный вариант (вернее варианты, потому что они сильно различаются у абхазов и черкесов), к тому же, в последние столетия своего формирования, в дороссийскую эпоху, эпос в основном отливался в черкесской среде, откуда потом уже его новые варианты приходили к соседям, просто из-за черкесского статистического, политического и культурного доминирования в регионе в кон.XV-нач.XIX вв; черкесская катастрофа XIX в во многом прервала традицию, из-за ускоренной исламизации и распада социума, ее сопровождавшей; уже позже, во Вторую Мировую, испарился весь бесценный огромный полевой материал по нартам, который был собран в Нальчике 1920-30-е гг и то что потом собрали после войны эту утрату не восполнило.

Еще момент: сложно сказать, как развивалось бы "нартоведение", существуй сегодня на Кавказе готы и эллины, к примеру, и претендуй они на эту тему :mrgreen:
Вобщем, дело ясное, что дело темное: "тема ждет своего исследователя" и интереснейшая, надо сказать, тема.

Не следует также забывать, что в СССР отслеживалось "идеологическое содержание" фольклора, и не факт, что мотивы классовой борьбы, которые прослеживаются в некоторых сказаниях, с предсказанием победы простолюдинов, не являются коммунистическими вкраплениями, хотя, возможно, они могли появиться и в той-же западно-черкесской среде, где с XVII в антиаристократические "революционные настроения" были.

Только сомнительно, что новые эпохальные труды по теме появятся в скором времени: тот-же покойный Дюмезиль, рассматривавший Нартиду через призму своих поисков первоначального ядра арийской мифологии, даже под этим соусом мегаволны в мировой науке по Нартиде не поднял. Ныне здравствующий достопочтенный Коларуссо - тем-более. Бодания осетинских и черкесских авторов, из которых можно выделить покойных Абаева (осетин - первый занял стратегическую высоту с которой можно уже отстреливаться наследникам) и Гадагатля (черкес, начавший эту высоту штурмовать, чем в дальнейшем занимаются все прочие черкесские авторы), не породили моду на тему, к тому же изначально вычеркнутые из англоязычной среды мало кому интересны.

Похоже нужно абсолютно новое прочтение эпоса, на которое предшествующие исследователи будут оказывать минимальное влияние.
Более дилетанту по данной теме сказать нечего и, что хуже, и почитать толком нечего.

С Наступившим! :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19