Paulius писал(а):Перед тем, как отлить (отчеканить?) фигурки из серебра, в Черкасской области должны были делать похожие вещицы в большом количестве из глины, дерева, кости, бронзы и пр.. Ни с того, ни с сего замахнуться сразу на серебро с огненным золочением, без иконографической предистории, как-то не укладывается в обычный для всех культур сценарий.
Спасибо за хороший вопрос, Paulius. Когда человек даже не во всем соглашается с тобой но ведет диалог аргументировано, это всегда приятно.
Конечно же находка одной-двух вещиц в случайно найденном кладе не может, что либо доказать. Но в том-то и штука, что подобных вещей в славянских древностях находят множество, скажу даже более того – они для этих древностей характерны и уже превратились в своеобразные археологические маркеры. Возьмем инвентарь Трубчевского клада (г. Трубчевск Брянской обл. примерно в 500 км. к северу от Черкасской области):
во-первых, те же пальчатые фибулы:
затем зооморфные изображения (к сожалению в цвете нашел только обратную сторону):
ну и наконец поясные накладки и те же зооморфные подвески с лицевой стороны
Кстати,
Mahmut писал(а):Во-первых это не лев, а лошадь гривастая.
обратите внимание на прорисовку подвески под номером 17 в трубчевском кладе. На мартыновской подвеске отчетливо видно, что у животного помимо густой гривы на ногах когти, а не копыта. (Хотя лошадью это существо названо даже в некоторых серьезных археологических книгах
). Здесь тот же сюжет только с более детализированный. У "гривастой лошади" откровенно хищная физиономия и выступающий клык. Так что Paulius насчет мартыновских вещей всё-таки прав, там не лошадь а именно лев.
Paulius писал(а):Как далеко в глубину веков уходит танцевальная фигура "присядка"?
Думаю очень глубоко, как и вышитые сорочки, но пока не встречал специальных научных монографий по данному вопросу.
Paulius писал(а):Как лев попал в протославянскую иконографию той поры, когда всё делали с сокральным смыслом, а не просто для красы?
Во-первых, это далеко не так. Чувство прекрасного не покидало человека с первобытных времен и некоторые современные авторы явно перегибают палку в чрезмерных поисках потаенных смыслов в каждом древнем изображении.
Во-вторых, термин «протославянская» применительно к рубежу V-VI вв. некорректен. Славяне в этот период как под общим наименованием так и по отдельным племенам (антов, венедов, склавинов) хорошо известны тогдашним историкам и многократно засветились в бурных событиях той эпохи.
Во-третьих, гипотезы может быть две:
1. Льва славяне могли видеть непосредственно в Византии, куда этих зверей импортировали для зрелищных мероприятий из Африки. Более того, в славянских древностях этого периода обнаружено византийское украшение с изображением льва. Иными словами львиный сюжет в славянском ювелирном искусстве восходит к римским образцам.
2.
«Открытие изумительной преемственности культовых изображений между скифо-сарматским миром и позднейшим славянским, позволяет предполагать, что анты были неизбежным промежуточным звеном, воспринявшим часть скифо-сарматских религиозных представлений и передавшим их Киевской Руси, а через нее и далее (В.А. Городцов, дако-сарматские элементы в русском народном творчестве, Труды Гос. Ист. Музея, 1926. Там же, Л.А. Динцес, Русская глиняная игрушка, М.-Л., 1936).
Глиняные изображения матери-Земли, вышивки на полотенцах с изображением этой же богини и всадников около нее (убрусцы почти всегда сопровождают культ источников и деревьев) - все это скифское наследие…» Б.А. Рыбаков. Анты и Киевская Русь.Mahmut писал(а):Ага... изображение какого-нибудь дракона найдут, сразу шуму, что это "скандинавская" вещь, перевитый узор на каком угодно предмете - опять "скандинавы" поработали, стилизованное изображение хищной птицы или волка тоже первым делом в "скандинавские находки" зачислят... странно, что "скандинавскими" не объявляют русские средневековые буквицы с теми же узорами и теми же стилизованными драконами, зверями, птицами...
Тут что называется "не в бровь, а в глаз". К счастью по раннеславянской археологии нет надобности мучить собеседников извлекая далеко идущие культурологические теории из под обломанного хвоста неизвестной птицы
. Для справки: только по антам имеется 17 крупных кладов и множество единичных находок - инвентарь достаточно богатый, чтобы судить о славянском искусстве VI в. и его генетических связях с предыдущими эпохами. Среди крупных кладов можно упомянуть помимо Мартыновского и Трубчевского, Новый Суджанский, Колосковский, Нижнесыроватовский. Так что если найдете качественные изображения вещей - выкладывайте, интересно будет сопоставить раннеславянские вещи с вещами скифо-сарматского времени.
На последок вещи из Ново Суджанского клада:
Хотя это и прорисовка но её стоит показать поскольку помимо пальчатой фибулы здесь присутствует и другой славянский "археологический маркер" - височные кольца, которые кстати характерны для Древней Руси вплоть по XIII в. включительно и в изобилии обнаружены как в Трубчевском так и в Мартыновском кладах.