По поводу
гл. Шесть упоминаний о русском каганате из К.Цукерман "ДВА ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА"1. К Людовику Благочестивому пришли свеоны, антропонимом Rhos их видимо представили греки, которые взяли его из (Иез.38:2)."навожу на тебя Гога и Магога, князя Рош (Pωζ)", которым они называли северные народы, нападавшие на Византию.
2. Переписка Василия и Людовика не сохранилась. Есть только ответное письмо Людовика II к Василию I, где тот пишет что chaganus именуется rex авар, но НЕ хазар и норманнов - всё остальное домыслы автора.
Иоанн Диакон в Венецианской Хронике описывает набег норманнов в 860 году на Константинополь, про русь/ росов в тексте не слова:
В это время
народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est].
----------
Иоанн Диакон "Венецианская Хроника" (лат.) о походе росов в 860 г. на Константинополь
Кого называли норманнами см. постингом выше.
3. Ибн-Русте пишет между 903-913 годами, когда на Руси Олег совершает походы на Константинополь. Однако, Киев никак нельзя назвать "островом", где нет пахотных земель и его жители закупают продовольствие у славян, на которых нападают с кораблей и продают в рабство.
Киев нельзя назвать, а вот скандинавский полуостров, который до XI в считали островом - можно. И балтийские славяне рядом, и невольнические рынки, и продовольствия нет своего закупать у тех же славян приходится.
4. (Барац, 1916) и пришел к выводу, что "Слово о Законе и Благодати" представляет собой извлечение из "Книги Прений" Константина-Философа в связи с его хазарской миссией и адресовано богословски эрудированному кагану, сведующим новокрещенным иудео-хазарам, и русам.
В любом случае "каган" это НЕ титул русских князей, это только литературный прием Илариона Киевского показывающий ПРЕВОСХОДСТВО князей принявших Благодать христианства НАД иудейским (хазарским) Законом.
И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день. (ПВЛ в переводе Д.С. Лихачева)
5. Надпись Софийского Собора: "Спаси, господи, кагана нашего С..." скорее имеет продолжения Святого Владимира, вопрос о канонизации которого поднимал Иларион в СЗБ, а решился он только при Александре Невском. Написавший начало этой строки не дожил до того дня, за который он ратовал.
6. В "Слово о полку Игореве" - "коганя" притяж. прилаг. относящееся к "хоти" (жене).
Слова "Ольгова" и "коганя" никак не связаны:
◊ Стараго — род. пад.. ед. ч. ср. р. (времени какого?)
◊ Времени — род. пад.. ед. ч. (песнетворца чего?)
◊ Ярославля — род. пад.. ед. ч. ср. р притяж. прилаг. ., относящемуся к слову "времени".
◊ Ольгова — род. пад.. ед. ч. м. р. притяж. прилаг. ., т.е. относящемуся к слову "времени", а не к "коганя хоти", требующее согласование в дат. пад.
◊ Коганя — им. пад. ед. ч. ж. р.. притяж. прилаг. к слову "коганъ", т.е. оно относится к слову "хоти" (хоть(жена) чья?).
◊ Хоти — ДАТ. (по контексту рекъ кому?). пад. ед. ч.
Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова, коганя хоти (подробно на Форуме "Слово о полку Игореве").
Под женой "кагана" имеется в виду Ингегерда (сноха Ерина из СЗБ).