Мамлюки

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Мамлюки

Сообщение Ilik » 13 июн 2011, 15:42

Тема задумана прежде всего как антология средневековых сведений и фрагментов современных исследований.


Изображение

Мамлюкская империя (XIII-XVI вв.)



У Павла Иовия Новокомского есть интересное сообщение, смысл которого сводится к тому, что среди египетских мамлюков "черкесского периода" было много славян:
Московиты, подобно славянам, далматам, богемцам, полякам и литовцам, употребляют иллирийский язык и иллирийские письмена.
Утверждают, что будто этот язык самый распостраненный изо всех. Ибо он в употреблении в Константинополе при дворе Оттоманов, а еще недавно он был вполне принят в Египте у Мемфисского султана и мамелюков, составляющих его конное воинство.

(Павла Иовия Новокомского книга о московитском посольстве к Иоанну Руфу, архиепископу Консентийскому)

Из этого отрывка ясно, что иллирийским языком итальянцы эпохи Возрождения называли язык славян, населявших, в частности, и соседние с Италией западные Балканы (античную Иллирию). Литовцы же, говорящие на иллирийском языке - это русины, жившие в ВКЛ.
Если "иллирийский язык", как пишет Иовий, был вполне принят в Египте у мамлюков, то это означает, что славян среди воинов-рабов было очень и очень немало. Речь идет, напомню, о рубеже XV-XVI вв.

Краткая справка: Очень известный в свое время итальянский историограф и энциклопедист Павел Иовий являлся автором нескольких историко-географических трудов. "Книга о московитском посольстве" вышла в свет в 1525 г.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 14:36

Ценные свидетельства о мамлюках содержатся в книге кастильского идальго Перо Тафура. Он родился между 1405 и 1410 годами в Севилье и воспитывался в доме Луиса де Гусмана, магистра ордена Калатрава (1404-1443). В начале 30-х годов Перо Тафур уже принимает участие в сражениях с гранадскими маврами у Хаэна и Гибралтара и становится кавалером ордена Чешуи – высшей награды кастильского короля Хуана II.
Во второй половине 30-х годов Тафур, будучи очень состоятельным человеком, за собственный счет предпринимает грандиозное по размаху путешествие по странам Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Западной Европы. Кастилец побывал и в Египте, и в генуэзской Каффе, которая являлась тогда крупнейшим в Причерноморье перевалочным пунктом работорговли.
Перо Тафур вернулся домой в мае 1439 г., но только в 1453-1454 годах он готовит окончательный вариант своих путевых записок, которые и увидели свет под названием «Странствия и путешествия».

О голубиной почте в государстве мамлюков:

Там [в Дамиетте - Ilik] я впервые видел голубей, которые носят письма на перьях хвоста; это делается так: их привозят из места, где они выросли в другое, привязывают им письмо, отпускают, и они возвращаются в свое место; это нужно, чтобы быстро узнавать известия о людях, приходящих по суше или по морю, чтобы они не застали их врасплох, ибо живут они без крепости и стен.

(Странствия. 73).

Из описания Тафуром аудиенции в султанском дворце в Каире (или в Вавилоне, как часто называли этот город европейцы Средневековья):

Мы подъехали к воротам султанского дворца, оставили там животных и поднялись по ступеням к дверям; дворец этот величиной будет, пожалуй, с Вильяреаль. Идя по улицам [дворцового комплекса], я видел множество людей с одной и другой стороны, и сказали мне, что это мамлюки, которых здесь называем мы отступниками и ренегадо. Этих людей великое множество, султан велит покупать их на свои деньги на Великом море и во всех областях, где продаются христиане; когда их привозят туда, обращают в мавром и обучают их искусству верховой езды и стрельбы из лука; главный альфаки экзаменует их в этом, им назначают жалованье и довольствие и посылают в город.

Нельзя быть ни султаном, ни адмиралом, ни получить какие-либо почести или службу, если ты не из этих ренегадо, даже на лошади не может ездить верхом мавр по рождению, иначе его казнят за это. Эти [люди] получают все почести кабальеро, их дети несколько меньше, внуки еще меньше, а дальше становятся они урожденными маврами, и это для того, чтобы усилить религию и потому его [султана] называют приумножателем закона Мохаммеда.

(Странствия. 80-81).

Из описания Тафуром Каффы, Крыма и Приазовья:

Здесь, в Каффе, продается больше рабов, чем во всем остальном мире, а у султана Вавилона есть здесь свои агенты., которые поставляют людей в Вавилон. [Этих рабов] называют мамлюками. У христиан есть папская булла на право покупать и вечно держать на правах пленников христиан определенных народов, чтобы те не попадали в руки мавров и не отрекались от веры. Это русские, мингрелы, абхазы, черкесы, болгары, армяне и другие христианские народы (estos son roxos, migrelos, e abogasos, e cercasos, e burgaros, e armenios…).

(Странствия. 162).

Татары сокрушают все те христианские нации, привозя пленников на продажу в Каффу, особенно после того, как умер герцог Витовт, который правил всей Литвой и Русью, а был он братом короля Польши и умер, не оставив наследника; и наследовал ему король Польши, но поскольку он от них далеко, не захотели они его себе господином, и разделились на части, и этим погубили себя. Если же татары попадают к нам в качестве рабов, то не иначе как будучи украденными и проданными своими родственниками.

(Странствия. 164)

Из того перечня народов, представители которых, по словам Тафура, пополняли через Кафу ряды египетских мамлюков, становится ясно, что славянские мамлюки Павла Иовия это, по-видимому, русины литовского Приднепровья и московиты Северо-Восточной Руси (соседи татар на западе и северо-западе), а также болгары.
Кроме того, мы видим в перечне народы Западного Кавказа (соседей татар на юге и юго-востоке): черкесов, мегрелов, абхазов. И кастилец также счел нужным упомянуть армян. Среди "других христианских народов", о которых сказал Тафур, наверняка были аланы (см. ниже).

Изображение

Фрагмент знаменитого Каталанского атласа (ок.1375 г.)
Атлас создан еврейским картографом Авраамом Крескесом на острове Майорка, который тогда входил в состав Арагонского королевства.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 14:44

Некоторые главы, посвященные идеологии и военной подготовке мамлюков (ссылки на источники и литературу опущены), а также несколько иллюстраций из книги К.Хилленбранд «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива» (М.-СПб., 2008).


Кэрол Хилленбранд

Мамлюки и джихад: общий обзор

Очевидно, что джихад, как оружие пропаганды и лозунг, объединяющий мусульман, вновь возродился при мамлюкских султанах. Эти грубые воины, относительно недавно появившиеся на Ближнем Востоке и принявшие ислам, идеально подходили для продвижения ясно очерченного и бескомпромиссного суннитского вероучения и для того, чтобы громить тех, кто выступал против него – будь то внешние враги – неверные (монголы, армяне или франки) или внутренние враги-еретики, такие как исмаилиты. Как замечает Сиван, Мамлюки впечатляющим образом возродили традиции джихада, процветавшие во второй половине XII столетия. Мамлюки действительно считали себя наследниками достижений Саладина. Немаловажное значение имели и пропагандистские преимущества, когда Мамлюки противопоставляли свою позицию политике политике невмешательства своих предшественников Аййубидов.

Историческая обстановка усилила ксенофобию Мамлюков и их враждебность по отношению к последователям других религий. Прежде всего, весь ранний мамлюкский период над ними нависала угроза со стороны внушающих ужас монголов, вызывая настоятельную необходимость защищать государство от этого грозного врага. Победа над монгольской армией при Айн Джалуте в 658/1260 г. увеличила престиж Мамлюков, и они с готовностью надели мантию защитников «области ислама». Очевидно, что усилия Мамлюков по ведению джихада были направлены прежде всего против монголов, но в моменты передышки на монгольском фронте они обращали внимание на франков. Мамлюки очень хорошо понимали вероятность новых Крестовых походов из Европы на побережье Сирии. Отсюда их решительные усилия, направленные на то, чтобы разрушить до основания многие порты и укрепления.
Хотя мамлюкские султаны, особенно Бейбарс и Калаун, всячески покровительствовали строительству религиозных сооружений в Иерусалиме, Священный город, находившийся теперь в руках мусульман, больше не мог оставаться эффективным центром антифранкского джихада, как это было при Нур ад-Дине и Саладине. Требовалось найти новые цели. Поэтому джихад против франков стал частью защиты «области ислама» от различных неверных извне: франков, армян и монголов, - а также от всех видов ересей и нововведений внутри страны.

Интерпретация джихада, предложенная Ибн Таймиййей, который и сам пережил монгольские вторжения, воплотила в себе необходимость очистить «область ислама» от всех чуждых внешних элементов и вернуться к тому, что воспринималось как изначальная вера первых мусульман. Как мы увидим в главе 5 и 6, антихристианские полемические труды и антихристианские политические меры характеризуют раннемамлюкский период. Нур ад-Дин, Саладин и их аййубидские последователи выросли в многоконфессиональной обстановке Ближнего Востока и, как правило, не преследовали восточных христиан на своих территориях. Ситуация с Мамлюками была в корне иной. Недавнее обращение мамлюков в ислам, их отчужденность от местного населения и узко военное образование предполагали к куда более суровому отношению к немусульманам. Глубокий кризис, принесенный в мусульманский мир монголами, разрушение ими Багдада и халифата в 1258 г. могли только обострить подобное отношение.

Правильное толкование джихада, однако, должно было идти рука об руку с уважением к договору (зимма) с "людьми Писания", жившими на мусульманских территориях. Но, похоже, этот столь долго и высокопочитаемый мусульманами принцип в мамлюкский период оказался под угрозой, хотя он и был закреплен в исламском законе. Внесли ли франки свой вклад в этот всплеск враждебных чувств по отношению к восточным христианам (и евреям) в мамлюкской империи, мы обсудим в главе 6.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 14:46

Армии мамлюков

Об армиях мамлюков в источниках содержится значительно больше информации, чем об армиях предшествующих периодов, кроме того, в этой области были проведены подробные исследования, в особенности Айалоном. Мамлюкские войска характеризовались необыкновенной спаянностью и единством. Глвным центром мамлюкских войск был Каир, и его формализованные структуры повторялись в уменьшенном виде в провинциях, что стало главным фактором, способствовавшим значительной продолжительности правления этой династии. Султаны и правители могли приходить и уходить, иногда исключительно быстро, но прочным фундаментом этого выдающегося политического государства была его военная организация и та преданность системе, которую она воспитывала в тех, кто принадлежал к его военной элите.

Бейбарс полагался на касту командиров, которые, как и он сам, были мамлюками. Этим командирам выделялись доходы, получаемые от земельных участков или иных владений (икта), часть из которых распределялась между подчиненными командиру мамлюками. Каждый представитель военной элиты был лично заинтересован в стабильности всей системы. Мамлюкская армия состояла из трех основных частей: мамлюки султана, мамлюки эмиров и отряды халка, конных воинов из числа свободнорожденных. Мамлюкские султаны могли восполнять недостаток воинской силы с помощью новых тюркских рабов с Кавказа и из Средней Азии, доставлювшихся торговыми путями, проходящими через Анатолию. Мамлюкское государство могло выставить гораздо больше войск, чем когда-либо могли франки. Более того, когда пришло время для систематического уничтожения франкских замков, поселений и портов в Сирии, Мамлюки могли использовать десятки тысяч воинов из вспомогательных войск: тюрок, курдов и монголов.


Изображение
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 14:48

Военное образование и упражнения в верховой езде в мамлюкский период

О военном обучении мамлюков написано огромное количество трудов.(1) Когда прибывал новый мамлюк, отрок из южнорусских степей или с Кавказа, его размещали в казармах в Каире и давали суровое образование. В программу занятий входило изучение Корана и хадисов, но, что не удивительно, главный акцент делался на военном искусстве и особенно на навыках верховой езды. Тем не менее религиозный аспект военного образования мамлюка был принципиально важен. Самоидентификация мамлюка как носителя новой исламской веры, дополняла его исключительные навыки в области военного искусства. (2)

1. См. многочисленные статьи и книги Дэвида Айалона.
2. Эта точка зрения высказана Айалоном во многих его статьях, посвященных мамлюкам. Информация, изложенная здесь, основывается на работах Айалона.


Изображение


Изображение


Изображение
Конные упражнения на майдане (ипподром).
Ал-Аксараи. Нихайат ас-сул, 767/1366 г., Египет
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 14:50

Военное искусство мамлюков

Мамлюкских воинов учили использовать два меча, по одному в каждой руке. Уровень владения мечом был исключительно высоким. Мамлюкский всадник был обучен наносить выверенные по силе удары, чтобы знать наверняка насколько сильно или насколько слабо будет ранен противник. Высокий уровень сложности маневрирования и боевых навыков, достигнутый мамлюкскими войсками отражен в нескольких иллюстрированных рукописях сочинения ал-Аскараи, созданных в XIII в. Иллюстрации, сопровождающие эти трактаты, отражают широкий спектр навыков в верховой езде и владении оружием. На одной миниатюре изображены два наездника на турнире, держащие в руках копья и скачущие галопом. Другой рисунок изображает изощренное упражнение в верховой езде, при котором четыре всадника скачут легким галопом вокруг бассейна, расположенного на майдане. Они движутся особым упорядоченным образом, напоминающим современное синхронное плавание. В расположении наездников, а также в расположении их лошадей и даже цветов на земле и разводов на воде видна абсолютная симметрия.

Иллюстрации показывают всадников, выполняющих упражнения с оружием, скачущих легким галопом или быстрым галопом. Они вообружены самым разнообразным оружием: мечами, копьями, луками и стрелами, а чаще всего палицами, нередко с кубическим навершием. Показаны, по меньшей мере, два типа щитов: дарака, сделанный из кожи, и деревянный или металлический – турс. Лошади мамлюков приземисты, с довольно короткими ногами, с коренастым и сильным туловищем и достаточно длинной шеей и головой. Седло и упряжь нарисованы по большей части золотой краской, но скорее всего это художественное преувеличение, поскольку золото было бы слишком дорогим украшением. На одной из миниатюр изображен железный шлем. Он закрывает только верхнюю часть головы, оставляя открытыми уши, лицо и шею. Вопрос о том, насколько реалистичным является это изображение, остается открытым. За исключением одной этой иллюстрации со шлемом, всадники, как правило, одеты в одни и те же головные уборы: шапка, обычно желтая или коричневая, с белым тюрбаном, обмотанным вокруг нее. Длинные черные волосы, завязанные в «хвост», свисают на спину.

Разумеется, эти рисунки в первую очередь произведения искусства, а не реалистические изображения. Тем не менее они были выполнены для иллюстрации военных руководств, поэтому их практическая направленность является несомненной. Более того, они действительно показывают нам лошадей и упряжь мамлюкской конницы, а также то, во что она была одета и чем экипирована. Из этих иллюстраций можно сделать вывод о том, что мамлюки были отлично тренированными наездниками, которые владели несколькими видами оружия одновременно, хорошо держались в седле и выходили живыми из самой гущи схватки. Тренировки и представления, происходившие на майданах мамлюкской империи указывают на то, что перед нами общество с развитой военной элитой, постоянно готовой к бою. Любимым времяпровождением этой элиты были военные игры, на которые с большим энтузиазмом смотрели все слои общества.


Изображение

Изображение

Всадники с копьями. Ал-Аксараи. Нихайат ас-сул ("Конец вопрошанию (и стремлению [к дополнительным знаниям] об искусстве верховой езды)" ), 767/1366 г., Египет


Изображение
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 15:15

Небольшой материал (ссылки опущены), опубликованный в качестве приложения в работе А.Алеманя "Аланы в древних и средневековых письменных источниках" (М.,2003).


Агусти Алемань

Аланские мамлюки в Египте

Арабское слово mamluk «собственность, раб» обозначало воина, взятого в качестве молодого невольника, часто из языческих тюркских народов Средней Азии. Эти невольники затем проходили военную подготовку и становились полноценными профессионалами. Мамлюки составляли ядро большинства мусульманских армий, включая войско Аййубидов, которых они устранили, и создали мамлюкский султанат Египта и Сирии.

С тех пор как последний аййубидский султан ал-Салих Аййуб (637-47/1240-49) набрал большой контингент тюрков-кипчаков, так называемое военное хозяйство Bahriyah, и они захватили власть после его смерти, большинство мамлюков Bahri (648 г.х./1250 - 784 г.х./1382) поступало из Золотой Орды (dast-e Qipcaq) и было также кипчакского происхождения. Однако уже в правление ал-Мансура Калауна (678-89 г.х./1279-90) было создано подразделение черкесских (Garkas) мамлюков, известное как Burgiyah, чья численность постепенно увеличивалась, заменяя кипчаков и, наконец, они узурпировали султанат ( мамлюки Burgi: 784 г.х./1382 – 922 г.х./1517).

Но этнический состав мамлюков не ограничивался этими двумя группами; упоминаются многие другие народы, например Tatar, Mugul (так называемые Wafidiyah), Rum, Rus, Ifrang, Arman или As. Так как аланы на своей родине были соседями как кипчаков, так и черкесов, их было много в Египте на протяжение всего мамлюкского периода, главным образом в составе Burgiyah. Всем мамлюкам присваивались арабский титул (lacab) с элементом al-Din (часто Sayf al-Din «Меч Веры»), тюркское собственное имя и [i]нисба
, указывающая на владельца, этническую принадлежность (в нашем случае As Allan) или другие признаки раба.

Так например, египетские хроники упоминают об известном аланском мамлюке по имени Sayf al-Din Bahadur As (ум. 19 сафара 730 г.х. = 12 декабря 1329), который управлял провинцией Сафад в Сирии и был эмиром в Дамаске. Семь других мамлюков, которые носили тот же самый титул и имя, также в XIV в., упоминаются в источниках, и возможно, что один или многие из них также были аланами. Имеются записи о трех мамлюках по имени Sayf al-Din Allan, двое из них в Сирии.[/i]


Изображение

Мамлюкский всадник, реконструкция.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 17 июн 2011, 20:07

Таки ад-дин Ахмед ибн Али ал-Макризи

Книга поучений и назидания, [содержащихся] в описании кварталов и памятников [Каира]

Прим. Л.А.Семеновой

О султане Бейбарсе

Бейбарс малик Захир Рукн ад-дин Бундукдари был одним из мамлюков Бахри, которых во множестве приобрел султан малик Салих Наджм ад-дин Аййуб ибн малик Камиль Мухаммед ибн Адиль Абу Бакр ибн Аййуб и поселил в крепости Рода. Вначале он был мамлюком эмира Ала ад-дина Айдакина Бундукдари, а когда на этого эмира разгневался малик Салих, то отобрал у него мамлюков, и в том числе этого эмира Бейбарса, а это было в 644 году (9), и поместил его в число джамдария (10). И находился Бейбарс у него на службе, пока в шабане 653 года (11) не был убит Муиззом Айбеком Туркмани ал-Фарис Актай Джамдар. И Бахри пришли в замешательство и устроили шествие числом около семисот. А когда была брошена им голова Актая, они рассеялись и сговорились отправиться в Сирию. И были тогда их предводителями Бейбарс Бундукдари, Калаун Алфи, Сункур Ашкар, Бисри, Тарамак и Танкиз.

И отправились они к правителю Сирии малику Насиру, и Бейбарс находился в Сирии, пока не был убит Муизз Айбек (12). И после него стал править его сын Майсур Али, но он был схвачен наместником эмиром Сайф ад-дином Кутузом, который сам вступил на трон государства и принял титул «Малик Музаффар». И прибыл к нему Бейбарс, и Музаффар Кутуз пожаловал ему чин эмира.

И когда Кутуз отправился навстречу татарам и победил их, то едва прибыл в Дамаск, как ему донесли, что эмир Бейбарс порицает его, изменил свое отношение к нему и стремится свергнуть его. И Кутуз поспешил вернуться из Дамаска в Египет.

И он затаил ненависть к Бейбарсу, о чем знала его свита. И узнал об этом Бейбарс и возымел отвращение к Кутузу, и каждый из них чуждался другого, боясь за себя, и выжидал случая [для нападения]. И Бейбарс выступил первым, сговорившись с эмирами Сайф ад-дином Балабаном ар-Рашиди, Сайф ад-дином Бидганом ар-Рукни по прозванию «Смертельный яд», Сайф ад-дином Балабаном ал-Харуни и Бадр ад-дином Анасом ал-Исбахани...

А Кутуз отклонился от [намеченного] пути и отправился на охоту. И, приговорив его, они [эмиры] примкнули к нему, и при возвращении Бейбарс со своими сторонниками находился с его левой стороны. И Бейбарс попросил у него рабыню из пленных татар, и тот подарил ему ее. И Бейбарс выступил вперед, чтобы поцеловать его руку, а это был условный знак для его сподвижников. И когда они увидели, что Бейбарс схватил султана Музаффара Кутуза за руку, выступил эмир Бактут джукандар (13) и ударил его в свою очередь мечом по плечу, а эмир Анас схватил его и сбросил с коня на землю. И выстрелил в него Бахадар ал-Магриби и убил его, и это произошло в субботу пятнадцатого зу-л-када 658 года (14).

И отправились они в галерею на совет, и выбор пал на эмира Бейбарса. И подошел к нему Актай-мустариб (15) джамдар, по прозванию «атабек», и поклялся ему, и принес присягу, а затем остальные эмиры, и дали ему титул «Малик Захир», и это происходило во дворце.

А когда завершилась присяга и все эмиры дали клятву, эмир Актай-мустариб сказал ему: «О, друг! Не может считаться законченным дело твоего избрания, пока ты не прибудешь в Каир и не поднимешься в цитадель!» И тот тотчас же отправился в крепость, и с ним были эмир Калаун, эмир Балабан ар-Рашиди и эмир Билбак хазиндар, и встретил их на пути эмир Изз ад-дин Айдамур Халеби — заместитель на время отсутствия Музаффара Кутуза. И вышел он навстречу Бейбарсу, и ему сообщили о случившемся, и присягнул он, и повел всех ко дворцу.

И стояли они у ворот, пока не настала ночь, а затем вошли в них. А Каир был украшен по случаю прибытия султана малика Музаффара Кутуза, и люди радовались поражению татар и возвращению султана, и не обратили внимания на прибывших, и узнали обо всем лишь на рассвете. И факельщики стали призывать народ молиться о ниспослании милосердия малику Музаффару и признать своим султаном малика Захира Бейбарса...

А девятого раджаба (16) к султану прибыл из Багдада имам Абу-л-Аббас Ахмед, сын аббасидского халифа Захира. И султан со своим войском встретил его чрезвычайно милостиво, приветствовал и поместил во дворце. И все эмиры, предводители, судьи, улемы и шейхи предстали в колонном зале дворца перед Абу-л-Аббасом, и султан почтил Захира, не садясь ни на скамью, ни на трон. И присутствовали при этом пришедшие из Ирака арабы и слуги из багдадских евнухов. И засвидетельствовали они, что Аббас Ахмед — сын халифа Захира, сына халифа Насира... и была утверждена его нисба «Абу-л-Аббас Ахмед», которую поставили в начале [его имени] и дали ему титул «Имам Мустансир Биллах». И присягнул ему Захир на книге Аллаха и сунне пророка его...

И когда церемония присяги закончилась, Мустансир Биллах утвердил султана малика Захира во владении странами ислама и теми землями неверных, которые будут им завоеваны. И люди приносили клятву Мустансиру согласно их рангам, и было написано в провинции о необходимости принесения клятв и произнесения хутбы с кафедр на его имя и о выпуске монет в Египте с его именем и именем малика Захира.

А когда наступила пятница семнадцатого раджаба (17), халиф прочел проповедь перед собравшимися в мечети в цитадели; а в понедельник четвертого шабана (18) султан совершил шествие к шатру, разбитому для него в большом саду за Каиром. И были вручены ему халифские одежды — черная джубба и чалма с драгоценностями и золотое ожерелье, и опоясался он арабским мечом, и сидел в большом собрании в присутствии халифа, везира, всех судей, эмиров и свидетелей. И кадий Фахр ад-дин ибн Локман, писец тайных дел, поднялся на кафедру и прочел грамоту об утверждении султана правителем его страны, подписанную тем, кто ее пожаловал. Затем султан в ожерелье и почетных одеждах вышел из Баб ан-Наср и пересек Каир, украшенный ради него. И его сподвижник Баха ад-дин ибн Ханна нес эту грамоту перед султаном на своей голове, а эмиры шли впереди него пешими, и был памятен этот день.

И султан стал снаряжать халифа для похода на Багдад, и на значил к нему в услужение евнуха Баха ад-дина Сандала ас-Салхи Шарабийа и эмиров... и выделил ему казну и хранилище и около сорока мамлюков... и пожаловал ему кладовые для кушаний, напитков и ковров, а также назначил имама, муэззина и других должностных лиц. И дал ему в услужение пятьсот всадников, и дал владельцам икта в Ираке разрешение отправиться с ним [халифом], куда он пожелает.

И прибыли малик Салих Исмаил, правитель Мосула, сын Бадр ад-дина Лулу и его братья: малик Муджахид, Сайф ад-дин Исхак, правитель Джазиры, и Музаффар. И султан приветствовал их и утвердил за ними то, что было у них в руках, и написал им грамоты, определив их на службу к халифу. И шестого шаввала (19) отправился халиф в Дамаск, и при нем был султан. И султан расположился в крепости, а халиф поселился у гробницы Насирия на горе Салихии; и сумма, полученная халифом от султана, достигла 1060 тысяч динаров. И вышел он [халиф] из Дамаска тринадцатого зу-л-када (20) и с ним эмиры Балабан ар-Рашиди и Сункур ар-Руми и военный отряд; султан приказал им сопровождать халифа до Евфрата, а после переправы через Евфрат войско должно было оставаться на западном берегу, в стороне Халеба, и наблюдать за действиями халифа, и в случае надобности поспешить к нему.

И направилось войско в Рахбу, и остались там дети правителя Мосула, рассеявшись по своим владениям. И дошло оно до Машхада Али, и встретило имама Хакима Бимриллаха, у которого был вспомогательный отряд из семисот туркменских всадников. Но туркмены отделились от него, и Хаким явился к Мустансиру с изъявлением покорности, и тот приветствовал его и поселился вместе с ним. И отправились они совместно, и прибыли в Хадису, а оттуда в Хит, и третьего мухаррама 660 года (21) произошла там схватка с татарами, в которой погибло много сподвижников его [халифа]; Хаким с группой воинов бежал, а Мустансир погиб, но точных известий об этом не было.

А Хаким явился в цитадель, и султан и народ принесли ему присягу; и остался он в Египте, в башне ал-Кабш, и он — дед ныне здравствующего халифа.

А в году шестьдесят шестом (22) Захир назначил в Египте четырех судей: шафиита, маликита, ханифита и ханбалита, и такое положение сохраняется и до сего дня.

И случилась в Мисре большая дороговизна, и не хватало зерна. И собрал султан бедняков, пересчитал их и взял себе пятьсот бедняков для прокормления, и пятьсот бедняков — для своего сына Сайда Берке-хана, и для заместителя Билбака хазиндара триста бедняков, а оставшихся разделил между всеми эмирами и приказал выдавать каждому человеку ежедневно два ратля хлеба. И после этого не видно было в городе ни одного бедняка, просящего милостыню.
А третьего шаввала шестьдесят второго года (23) султан вручил султанские знаки отличия своему сыну Сайду Берке и сам, идя впереди его, пересек (Каир от Баб ан-Наср до цитадели, а перед ним шли пешие воины, и город был украшен. И устроил султан в этот день игру в поло на праздничной площади за Баб ан-Наср. И малик Саид совершил обряд обрезания, а с ним 1645 юношей из детей людей, не считая [всех] детей эмиров и воинов.

И было приказано выдать каждому юноше из этого числа соответствующую одежду, сто дирхемов и баранью голову. И было большое празднество, и был отменен откуп на пиво и подобное ему. И было приказано в 63 году (24) сжечь нескольких христиан, но за них заступились; с христиан взыскали 50 тысяч дирхемов и оставили их в покое.

А в 64 году (25) была отвоевана крепость Сафад и войско направилось в Сис под предводительством эмира Калауна ал-Алфи, и были осаждены Айас и несколько крепостей. В году 65 (26) в Египте был уничтожен откуп на гашиш и завоеваны Яффа, Шакиф и Антиохия. А в году 67 (27) [султан] совершил хаджж, и шел он через Газзу в Карак. а оттуда в Святой город. И покрыта была Кааба принесенным покрывалом, и направился он в Дамаск... И прибыл он в Египет в году 68, а в 70-м прибыл в Дамаск, но в 71-м вернулся в Египет... (28).

И дошел он до цитадели и вернулся в Дамаск, и отсутствие его длилось одиннадцать дней, и находившиеся в Дамаске не знали о его отсутствии, пока он не вернулся. Затем он быстро вышел из Дамаска с намерением неожиданно напасть на татар и перешел Евфрат, а впереди него были Калаун и Бисри. И он внезапно ринулся на татар и убил многих из них, и Бисри преследовал их до Саруджа, и султану подчинилась Бира.

А в году 72 (29) была в Египте чума, и от нее погибло множество людей. А в году 73 (30) султан совершил поход на Сис и занял множество крепостей.

А в году 74 (31) Саид, сын султана, женился на дочери эмира Калауна. А войско отправилось в Нубию и сражалось с ее царем, и многие из нубийцев были убиты, а остальные бежали. А в году 75 (32) султан отправился на борьбу с татарами и напал на них в Альбистане, и к ним присоединились румийцы, и потерпели они поражение, и многие из них были убиты. И султан взял Кайсарию и расположился там во дворце. Затем он отправился в Дамаск, заболел там поносом и ослабел, и умер от него в четверг, девятнадцатого мухаррама 676 года (33).

И было ему около пятидесяти семи лет, и правил он семнадцать лет и два месяца. И был он государем воинственным, жестоким... предводителем, быстрым в движении на коне. И осталось после него трое сыновей: Саид Мухаммед Берке-хан, который правил после него, Саламыш, который тоже правил, Масуд Хадар и семеро дочерей. И был он высокого роста и приятной наружности.

И отвоевал Аллах его руками захваченные франками Цезарею, Арзуф, Сафад, Табарию, Яффу, Шакиф, Антиохию, Баграс, Кусайр, Хисн ал-Акрад, Карин, а также крепости Акку, Сафиту, Маракию и Халбу. И отнял он у франков Маркаб, Баниас, Антартус, а у правителя Сиса — Дарбасак, Даркуш, Талмиш, Кафардин, Раабан, Марзабан, Куник, Адану и ал-Масису. И подчинены были ему мусульманские города: Дамаск, Баальбек, Аджлун, Босра, Сархад, Салт, Химс, Тадмур, Рахба, Телль-Башар, Сахиун, Балатунус и крепости Кахф, Кадмус, Улайка, Хаваби, Русафа, Масиаф, Кулайа, Карак и Шаубак, и занял он Нубию и Барку.

И починил он святой храм и купол ас-Сахра в Иерусалиме, и увеличил вакфы Халила (мир ему!), и возвел плотину Шабрамнат в Гизе, вал в Александрии и минарет в Розетте, засыпал устье дамиеттского рукава, ибо русло его было неровным, и соорудил корабли. И восстановил он крепости в Дамаске, Субейбе, Баальбеке, Салте, Сархаде, Аджлуне, Босре, Шейзаре, Химсе. И возвел в Каире медресе между дворцами и большую мечеть в Хусинии, за Каиром. И углубил он древний канал в Александрии, принимая сам участие в этом, и разбил там селение Захирия; и был выкопан канал Ушмум Танах эмиром Балабаном Рашиди, и восстановлена мечеть ал-Азхар в Каире, и возобновлена там хутба, и возделана область Саидия в Шаркийи, в Египте, и возведен дворец ал-Аблак в Дамаске, и сделано многое другое.
А когда он [Бейбарс] умер, эмир Бадр ад-дин Билбак скрыл это от войска, и положил его в ящик, который повесил в одном из помещений дамасской крепости, представляя дело так, что султан болен, и повелел врачам присутствовать, как обычно. И устроил он шествие с участием войска, и взял с собою сокровища и носилки, чтобы заставить людей думать, что в них находится больной султан. И никто не осмеливался говорить о смерти султана, и двигалось шествие, пока не достигло египетской цитадели, и тут стало известно о смерти султана, да будет милостив к нему Аллах!


9. То есть в 1246/1247 г.
10. «Джамдария» (от «джамдар») — мамлюки, использовавшиеся для обслуживания султана.
11. То есть в сентябре-октябре 1255 г.
12. Речь идет о попытке мамлюков Салиха Наджм ад-дина Аййуба во главе с эмиром Актаем свергнуть вышедшего из их среды султана Муизза Айбека; неудача заговора заставила их бежать в Сирию, откуда они вернулись после смерти Айбека. «Правитель Сирии Насир» — Насир Йусуф, правнук Садах ад-Дина, под властью которого в те годы оставались Халеб и Дамаск.
13. Джукандар — эмир, носивший султанский джукан — деревянный шест с загнутым концом для игры в мяч верхом (так называемое поло). Игра в поло была широко распространена в средние века на мусульманском Востоке, включая Египет. См.: К. Иностранцев, К истории игры в поло, — «Записки Восточного отделения Русского археологического общества», СПб., XIV, 1901, стр. 108—113; D. Ayalon, Notes on the furusiyya exercises and games in the Mamluk sultanate — «Studies in islamic history and civilization», ed. by U. He-yd, Jerusalem, 1961, pp. 53—55.
14. To есть 23 октября 1260 г.
15. Букв. «нечистокровный араб», «арабизированный». О первоначальном значении этого термина см. EI, III, S. 833.
16. То есть 9 июля 1261 г.
17. То есть 17 июня 1261 г.
18. То есть 4 июля 1261 г.
19. То есть 2 сентября 1261 г.
20. То есть 9 октября 1261 г.
21. То есть 28 ноября 1261 г.
22. То есть 1267/1268 г.
23. То есть 29 июля 1264 г.
24. То есть 1264/1265 г.
25. То есть в 1265/1266 г.
26. То есть в 1266/1267 г.
27. То есть в 1268/1269 г.
28. Имеются в виду 1269—1273 гг.
29. То есть в 1273/1274 г.
30. То есть в 1274/1276 г.
31. То есть в 1275/1276 г.
32. То есть в 1276/1277 г.
33. То есть 22 июня 1277 г.

Фрагменты из "Книги поучений и назидания..." египетского историографа ал-Макризи опубликованы в работе Л.А.Семеновой "Салах ад-Дин и мамлюки в Египте" (М., 1966, с. 174-186). Глава "О султане Бейбарсе": с.178-183.
Или на Востлите:
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Mak ... tml?id=869
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 19 июн 2011, 15:14

О мамлюкском войске

Знай, что в цитадели было для военного дивана помещение, остатки которого сохранялись во время Захира Баркука. Инспектор войска и все военные писцы не могли покидать цитадель в дни службы, находясь в военном диване. И были в этом диване обычаи, большая часть которых изменилась, и многие предписания его забыты.

И состояло войско тюркского государства в Египте из двух частей: одна находилась при султане, а другая — в областях и городах страны, включая жителей пустыни — бедуинов и туркмен; и войско их смешанное — из тюрков, черкесов, румийцев, курдов и туркмен. А большая его часть — из купленных мамлюков, и у них разряды, к самому важному из которых относятся эмиры, обладавшие сотней всадников и командовавшие тысячей, и из этого разряда выходит большая часть их наместников, и некоторые из них иногда имеют на десять или двадцать всадников более положенного. Затем — эмиры с оркестрами, большинство которых имеет под своей командой сорок всадников, и случается, что у некоторых больше положенного, до семидесяти, а менее сорока всадников у эмиров с оркестрами не бывает. Затем эмиры десятков, — те кто командует десятью, а если у кого из них двадцать всадников, то не считаются они эмирами десятков.

Затем войско халка, а это те, кто получает свои грамоты от султана, подобно эмирам. А что касается воинов эмиров, то они получают грамоты от их эмиров, и в грамоте эмира указывается, что ему следует треть икта, а его войску — две трети, и не разрешается эмиру или управляющему его отделять себе что-либо из доли воина, без согласия последнего.
И эмир не может отпустить никого из своих воинов, пока не объяснит наместнику причину отпуска его, и если наместник султана отпускает его, то эмир получает замену.

И каждые сорок воинов из войска халка имеют предводителя, но повинуются его приказу лишь при отправлении войска на битву, когда все сорок с их предводителем находятся в боевом порядке.
И достигает в Египте доход с икта некоторых высших эмиров, назначенных султаном предводителями, двухсот тысяч военных динаров, а иногда — и более, а у остальных — менее, до восьмидесяти тысяч динаров или около того; а у эмиров с оркестрами от тридцати тысяч динаров до двадцати трех тысяч, а что касается эмиров десятка, то их наибольшая сумма — семь тысяч динаров, и менее.

А что касается икта воинов халка, то наивысшая их сумма — тысяча пятьсот динаров, а икта знатных предводителей халка — в ту же сумму или около того.
Затем идут воины-ветераны; они имеют по меньшей мере двести пятьдесят динаров...
А что касается икта войска эмиров, то увеличение и уменьшение их производится по усмотрению эмиров.
А что касается икта в Сирии, то они не близки к упомянутым, но составляют две трети их, лишь икта наместника султана в Дамаске сходно с икта высших египетских эмиров, приближенных султана.

И все войско эмиров выступает перед военным диваном и подтверждается присутствие воина или отсутствие его, и не заменяет его эмир, кроме как выставив кого-либо вместо него и показав его. И султан ежегодно дарит эмирам одежды, в этом их счастье. Эмирам сотен дарит взнузданных и оседланных коней, а самым искусным всадникам — коней непокрытых, отличающихся своими повадками от остальных.

И всем упомянутым эмирам — и сотникам, и с оркестром, и десятков,— от султана выдается ежедневно пропитание: мясо и приправа к нему, овес на корм коням, оливковое масло, а некоторым ежегодно выдаются свечи, сахар и платье, и то же самое полагается всем мамлюкам султана и должностным лицам из войска.
И был обычай: если у одного из эмиров рождался сын, то ему выдавали динары, мясо, хлеб и фураж до тех пор, пока он не получал право владеть икта в числе халка, иногда по воле судьбы повышаясь до положения эмира десятка или эмира с оркестром.

И случилось так, что эмир Китбуга выдавал свою дочь за сына эмира Турунтая, и устроил по этому случаю большое торжество.
А затем попросил эмир Турунтай, а он был в то время наместником султана, эмиров Билбека Айдамури и Тибарса, чтобы они попросили у султана малика Мансура Калауна пожаловать его сыну и сыну эмира Китбуги икта халка.
И ответил им султан: «Клянусь Аллахом, что если бы я их видел бьющимися мечами в строю или сражающимися в наступлении впереди меня, то и тогда бы не дал им икта халка, опасаясь, чтобы не сказали, что даю я кормление детям». И не удовлетворил он их просьбу.

Однако мне известно, что при благородном правителе Hyp ад-дине Махмуде ибн Зенги, да будет милостив к нему Аллах, если воин умирал, его икта передавали его сыну, а если тот был мал, назначали ему опекуна, пока он не вырастал, и говорили его [Зенги] воины: «Икта — наша собственность, наши дети наследуют их от нас, и за них мы сражаемся». И следовали ему в этом многие государи Египта.

И эмирам предводителям во время торжественного шествия на площади выдавались золотые подпруги, а каждому эмиру из свиты султана в месяц рамадан выдавалась порция сахара и сладостей, а в день жертвоприношения все получали жертвенных животных согласно их чину, и им же полагались участки клевера для пастьбы их скота, а иногда вместо этого выдавался фураж.

И дважды в год между эмирами распределялись султанские кони; в первый раз — весной, когда султан входил в свои конюшни после завершения периода подножного корма, а второй раз — при игре в мяч на площади. А приближенные лица из султанской свиты получали их в большом количестве, так что некоторым из них доставалось по сотне коней в год. И султан наделял конями своих мамлюков и в других случаях и иногда одарял некоторых предводителей халка. И если пал конь у мамлюка, то представлял он его мясо и свидетельство того, что конь пал, и получал замену.

И даровал султан приближенным из своей свиты поместья и большие сооружения.
И выдавал иногда некоторым из них более сотни тысяч динаров; и это часто случалось при Насире... а также одежды из разных материй; а при отправлении их на охоту и в других подобных случаях выдавался фураж и предоставлялось жилье.

И были у них правила, которых они не нарушали.
И если они являлись на службу во дворец или галерею, то каждый эмир стоял на определенном для него месте, и никто из эмиров или мамлюков не осмеливался сказать своему товарищу по службе и единого слова или направиться к нему. И не осмеливался никто из эмиров или мамлюков собираться со своими товарищами для развлечений и метания стрел или прочего. А если султан узнавал, что кто-либо участвовал в сборище, то ссылал его или заключал в тюрьму.
А одежды эмиров и войска в тюркском государстве изменились... И стали воины при исполнении службы носить татарские кафтаны и шапки, а поверх них — мусульманский кафтан, опоясанный кушаком с мечом.

А эмиры-предводители и другие военные чины отличаются тем, что носят поверх всего этого кафтан, и рукава его короче, чем у нижнего кафтана, — не слишком длинные, но и не слишком короткие. А на головах у всех их маленькие шапки, большей частью из красной мальтийской шерсти и подбиты, а поверх них надевается маленькая чалма. Затем шапки увеличились в размере и сверх них при эмире Балбуте, предводителе свиты Ашрафа Шабана ибн Хусейна, ничего не надевалось, и были известны они как тарханские шапки, а малые стали называться насирийскими; а во время Захира Баркука стали шапки большими, с кривыми краями, и назывались эти шапки черкесскими; их носят и сейчас.

И носят они также шпоры на обуви и платок на поясе с правой стороны, употребляемый для подпруги. А подпруги у мамлюков делаются преимущественно из серебра, а иногда из золота и из нефрита. А у высших эмиров — сотников, получающих подарки из султанской сокровищницы, золотые подпруги унизаны драгоценными камнями.
А у большей части воинов — вышитые одежды; и не окаймляют шпор золотом и не носят вышитых одежд лишь халка, обладаюшие икта.

А что касается тех, кто получает жалованье, или воинов эмиров, то они не украшали шпор золотом и не носили вышитых одежд; но воины эмиров и некоторые другие носили различные одежды из камхи, хатая, кабхи, бархата, александрийской материи, шарба и насафи (34) и разноцветной шерсти. Затем, во время Захира Баркука, шелковые одежды исчезли, и теперь (мамлюки) довольствуются шерстяными разноцветными одеждами зимой, и одеждами из блестящей ткани насафи летом.

И был обычай, по которому сам султан распоряжался делами войска: если стоял перед ним мамлюк, требующий свободное икта, и пал на него его выбор, то султан приказывал инспектору войска составить ему грамоту. И писал тот в верхней части укороченного листа, называемого ал-масал, в котором указывалась определенная местность, имя того, кому она предназначалась, и передавал лист султану.

И писал на нем султан своей рукой утверждение. И передавал хаджиб его тому, кому было постановлено, и тот целовал землю. Затем грамота возвращалась в военный диван и хранилась там у писцов; позже составлялась грамота на четверти листа с подписями всех смотрителей дивана икта, и они же — писцы военного дивана, и ставили они на ней свои знаки, затем передавали ее в главную канцелярию, и составлялась новая грамота (ал-маншур), и султан делал на ней отметку, как было сказано выше. Затем подписывали ал-маншур писцы военного дивана после сличения документов, лежавших в основе его...

А что касается Сирии, то наместник ее не имеет права возводить кого-либо в ранг эмира вместо умершего; а если умирает эмир, равно знатный или нет, сообщают о его смерти султану, и он назначает вместо него эмира из числа лиц. находящихся при нем, и направляет его на место службы, или из тех, кто уже служит в том месте, или переводит кого-либо с места службы в другой провинции, по своему выбору.

А что касается войска халка, то если один из воинов умирает, наместник назначает ему замену и пишет грамоту (ал-масал), подобную султанскому распоряжению, затем пишет [другую] грамоту на четверти листа и направляет ее с посланцем к султану, и принимают ее в диване икта. Затем султан ставит на ней свою подпись, утверждая ее, а в диване икта составляют грамоту на четверти листа, затем выписывается для мамлюка ал-маншур, как говорилось о войске, находящемся при султане.

А если не подписывает его султан, то отходит икта к тому, к кому султан желает.
И если умирает эмир или другой воин до завершения срока службы, наследники его рассчитываются согласно обычаю, и икта или отбирается у них, или сохраняется, в зависимости от отношения к ним [султана].
А к икта эмиров и войска относились округа, из которых владельцы их извлекали доход как хотели, а также денежные поступления от налогов; и сохранялось это положение до тех пор, пока не переделил земли малик Насир Мухаммед ибн Калаун... и уничтожил он некоторые статьи незаконных налогов, и все икта стали округами, и таково стало положение икта в Египте после того как совершил малик Насир Мухаммед ибн Калаун равк Насира.


34. Камха, хатай, насафи — виды шелковых тканей; шарб — тонкое полотно (ом. R. Dozy, Supplement aux dictionnaires arabes, t. I, Leide — Paris, 1927, p. 381; t. II, pp. 486—487, 680; E. Ashtor, Materiaux pour l'histoire des prix dans l'Egypte medievale, — JESHO, vol. G, 1963. pt 2, p. 167.

(Там же). Глава "О мамлюкском войске": с. 183-186.


Изображение
МАМЛЮК
Илл. из "Эпохи Крестовых походов" Э.Лависса и А.Рамбо
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 19 июн 2011, 15:26

Подробные справочные данные по мамлюкским династиям содержатся в следующей работе:

Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., Наука, 1971. (перевод и примечания П.А.Грязневича)


МАМЛЮКИ
648-922/1250-1517

Египет и Сирия

I. Бахриты (648/792-1250/1390)

648/1250 Шаджар ад-Дурр
648/1250 ал-Муизз Изз ад-дин Айбак
655/1257 ал-Мансур Нур ад-дин Али
657/1259 ал-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз
658/1260 аз-Захир Руки ад-дин Байбарс I ал-Бундукдари
676/1277 ас-Саид Насир ад-дин Барака (или Берке)-хан
678/1280 ал-Адил Бадр ад-дин Саламиш
678/1280 ал-Мансур Сайф ад-дин Калаун ал-Алфи
689/1290 ал-Ашраф Салах ад-дин Халил
693/1294 ан-Насир Насир ад-дин Мухаммад
694/1295 ал-Адил Зайн ад-дин Китбуга
696/1297 ал-Мансур Хусам ад-Дин Ладжин
698/1299 ан-Насир Насир ад-дин Мухаммад (вторично)
708/1309 ал-Музаффар Рукн ад-дин Байбарс II ал-Джахангир
709/1309 ан-Насир Насир ад-дин Мухаммад (третье правление)
741/1340 ал-Мансур Сайф ад-дин Абу Бакр
742/1341 ал-Ашраф Ала ад-дин Куджук
743/1342 ан-Насир Шихаб ад-дин Ахмад
743/1342 ас-Салих Имад ад-дин Исмаил
746/1345 ал-Камил Сайф ад-дин Шабан I
747/1346 ал-Музаффар Сайф ад-дин Хаджжи I
748/1347 ан-Насир Насир ад-дин ал-Хасан
752/1351 ас-Салих Салах ад-дин Салих
755/1354 ан-Насир Насир ад-дин ал-Хасан (вторично)
762/1361 ал-Мансур Салах ад-дин Мухаммад
764/1363 ал-Ашраф Насир ад-дин Шабан II
778/1376 ал-Мансур Ала ад-дин Али
783/1382 ас-Салих Салах ад-дин Хаджжи II
784/1382 аз-Захир Сайф ад-дин Баркук (Бурджи)
791/1389 Хаджжи II (вторично, с почетным титулом ал-Музаффар)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 19 июн 2011, 15:31

II. Бурджиты (784-922/1382-1517)

784/1382 аз-Захир Сайф ад-дин Баркук
791/1389 Хаджжи II (вторично, Бахрит)
792/1390 аз-Захир Сайф ад-дин Баркук (вторично)
801/1399 ан-Насир Насир ад-дин Фарадж
808/1405 ал-Мансур Изз ад-дин Абд ал-Азиз
808/1405 ан-Насир Насир ад-дин Фарадж (вторично)
815/1412 ал-Адил ал-Мустаин (аббасидский халиф, провозглашен султаном)
815/1412 ал-Муаййад Сайф ад-дин Шайх
824/1421 ал-Музаффар Ахмад
824/1421 аз-Захир Сайф ад-дин Татар
824/1421 ас-Салих Насир ад-дин Мухаммад
825/1422 ал-Ашраф Сайф ад-дин Барсбай
841/1438 ал-Азиз Джамал ад-дин Йусуф (1)
842/1438 аз-Захир Сайф ад-дин Джакмак
857/1453 ал-Мансур Фахр ад-дин Усман
857/1453 ал-Ашраф Сайф ад-дин Инал
865/1461 ал-Муаййад Шихаб ад-дин Ахмад
865/1461 аз-Захир Сайф ад-дин Хушкадам
872/1467 аз-Захир Сайф ад-дин Билбай
872/1468 аз-Захир Тимур-буга
872/1468 ал-Ашраф Сайф ад-дин Каит-бай
901/1496 ан-Насир Мухаммад
903/1498 аз-Захир Кансух
905/1500 ал-Ашраф Джанбалат
906/1501 ал-Адил Сайф ад-дин Туман-бай
906/1501 ал-Ашраф Кансух ал-Гаури
922/1517 ал-Ашраф Туман-бай

1. В англ.тексте - 1437. Барсбай умер от чумы 13 зу-л-хиджжа 841/7 июня 1438 г.

Мамлюкам досталось богатое наследство от Айюбидов в Египте и Сирии. Как и большинство главных мусульманских династий своей эпохи Айюбиды считали необходимым опираться на профессиональную гвардию, сформированную из невольников. Из среды тюркских солдат ал-Малика ас-Салиха Наджм ад-дина Аййуба и вышли мамлюки (букв. «принадлежащие», «находящиеся в собственности», «рабы»).

В рамках независимого правления мамлюков, длившегося два с половиной столетия, несколько искусственно различают две линии султанов: мамлюкских султанов Бахри, названных так потому, что первоначально казармы этой гвардии находились на острове ар-Рауда на Ниле (ал-Бахр), и султанов Бурджи, получивших это название по цитадели (ал-Бурдж) Каира, в которой разместил свою гвардию султан Калаун.

Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственное преемство власти не разрешалось; вместо этого существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Этнически Бахриты в массе своей были кипчаками из южнорусских степей с некоторой примесью монголов и курдов, тогда как Бурджиты в основном были черкесами с Кавказа. Вплоть до последних лет правления мамлюков (начало XIX в.) б[i]О
льшую часть солдат им поставляла Черкесия.[/i]

Изображение

Каир
Рис. Дэвида Робертса (нач. XIX в.)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 22 июн 2011, 11:47

В 1519 году около острова Джерба близ побережья Туниса сицилийский корсар Пьетро Бовадилья захватил мусульманское судно, на котором возвращался из Александрии Египетской домой в Марокко некий ал-Хасан ибн-Мухаммед ал-Ваззан аз-Заййати ал-Фаси. В итальянском плену его крестили и дали имя Джованни Леоне, а также прозвище Африкано.

Этот человек был дипломатом и воином в окружении ваттасидского султана Марокко Мухаммеда Португальца. Джованни Леоне (назовем его так), выполняя дипломатические поручения султана, бывал в Сахаре и Западном Судане, Сирии и Месопотамии, Армении и Аравии, Алжире и Тунисе, Нубии и Египте. В Каире он оказался первый раз в 1514 году, всего за три года до крушения государства мамлюков. А повторно – в 1517 г., застав там османскую армию и самого турецкого султана Селима Грозного. Проехав на этот раз всю страну вплоть до Асуана и Кусейра, Джованни Леоне переправился в Аравию, посетил Мекку и Йемен, а затем снова вернулся в Египет и через Александрию отправился на родину.

Во время своих путешествий Джованни Леоне вел путевые записки, которые всегда находились при нем. Оценив значение человека попавшего к нему в руки, пират Бовадилья доставил своего пленника в Рим и вместе с его рукописными заметками и диковинным африканским зверем жирафом подарил папе Льву X. Марроканец, в дополнение к известным ему арабскому, еврейскому и испанскому языкам, постепенно выучил итальянский и латинский, и на основе этих записок к концу 1526 г. подготовил рукопись своего самого известного труда под названием «Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть». Там содержатся и сведения по мамлюкскому Египту.


О верховной власти в мамлюкском государстве и об источниках пополнения мамлюков:
Достоинство и могущество султана некогда были велики и изумительны, но султан Египта был лишен их султаном, императором турок, если я не ошибаюсь, в MDXVII году после рождества Христова. Все правила и порядки, установленные султанами Египта, были изменены. Но поскольку я бывал в Египте немного времени спустя после этих изменений, совершив три своих путешествия, мне казалось подобающим сказать несколько слов о дворе, который держали эти султаны.

В это звание и достоинство обычно возводился один из самых знатных мамлюков. Все эти мамлюки были христианами, захваченными в детском возрасте в плен татарами в провинции Черкесия на Большом море. Их продавали в Кафе. Из Кафы их привозили в Каир купцы, и их покупал султан. Он сразу же принуждал их отказаться от крещения и заставлял обучаться арабскому письму, турецкому языку и военному делу. Отсюда, постепенно поднимаясь в звании и сане, мамлюки достигали иногда верховной власти. Но обычай, согласно которому султан должен был быть мамлюком и рабом, соблюдался лишь последние 250 лет, т.е. после того как прекратился дом доблестного Саладина, слава о котором известна всем...

Когда дом Саладина прекратил существование его рабы избрали своим синьором и султаном одного весьма достойного мамлюка по имени Бейбарс.(72) И этот обычай сохранялся всегда, так что сын султана не мог удостоится этого сана, так же как и мамлюк, который не был сначала христианином и не стал затем ренегатом и не знал бы черкесского и турецкого языков. Многие султаны посылали своих маленьких сыновей в Черкесию, чтобы они обучились там этому языку и привыкли к сельским обычаям для того, чтобы затем им было легче стать султанами, но их стремление никогда не имело успехов, потому что мамлюки не давали на это согласия.(73) Таков ход истории королевства мамлюков и его государей, называемых султанами вплоть до настоящих времен.


О мамлюкской табели о рангах:
АД-ДАВАДАР(74)
Это был второй сан после султана. Последний предоставлял этому сановнику власть едва ли меньшую, чем его собственная, чтобы командовать, отвечать назначать на должности, отрешать от должности, решать все вопросы. Давадар имеет двор, мало отличающийся от двора султана.

АМИР КАБИР(75)
Это был третий сан. Тот, кто носил его, был как бы главным капитаном. Он формировал войска, двигал их против арабов и иных врагов, назначал кастелянов крепостей и губернаторов городов. Он имел право расходовать сокровища на все, что ему казалось необходимым.

НАИБ АШ-ШАМ(76)
Это было четвертое лицо в государстве. Он находился в Сирии в качестве вице-султана. Он управлял этой страной и взыскивал и тратил доходы Сирии так, как ему было угодно. Правда, замки и цитадели находились в руках кастелянов, назначавшихся султаном. Этот правитель был обязан выплачивать султану ежегодно несколько тысяч сарафов.

УСТАД АД-ДАР(77)
Это пятое лицо было управителем дворца султана. Он заботился о снабжении султана и его семьи продовольствием, драгоценными украшениями и всякими необходимыми вещами. Султаны назначали обычно на эту должность какого-нибудь старого человека из числа близких и уважаемых ими людей, который растил бы султана в детстве и был бы добродетелен.

АМИР АХУР(78)
Этому шестому лицу вменялось в обязанность поставлять двору лошадей, верблюдов, снаряжение для них и фураж. Он распределял их среди семей придворных в соответствии с достоинством и чином каждого.

АМИР АЛАФ(79)
Эту седьмую должность занимали видные мамлюки, которые по положению были равнозначны полковникам в Европе. Каждый из них был главой тысячи мамлюков. Их было много. Они имели право руководить битвой и ведать оружием султана.

АМИР МИА(80)
На восьмой должности находились лица, каждое из которых возглавляло сотню мамлюков. Они всегда окружали султана, когда он скакал верхом, а также во время военных столкновений.

ХАЗАНДАР(81)
Девятым сановником был казаначей, который вел счет доходам королевства. Он их собирал и распределял для султана. Он вручал банкирам суммы, необходимые для расходов, а остальное хранил в цитадели султана.

АМИР СИЛАХ(82)
Это эмир десятого ранга. Он заботился об оружии султана. Он был его хранителем и держал его под замком в большом зале, приказывая по мере надобности его чистить и заменять другим. Для содержания этго оружия он располагал многими мамлюками.

...Были также шебабатийа,(86) т.е. стремянные. Еще одни называются табардарийа.(87) Это воины, вооруженные алебардами, которые находятся рядом с султаном, когда он едет верхом или дает аудиенцию.
Ад-давийа(88) размещаются впереди султанского обоза, когда он находится вне города или в путешествии. Именно среди них выбирают палачей, когда их не хватает. Каждый раз, когда палач исполняет свои обязанности над каким-либо преступником, один из этих людей помогает ему, чтобы обучиться этому делу, особенно при сдирании кожи живьем с осужденных или при применении пытки для получения признаний. Есть также ас-суа,(89) которые доставляют письма султана из Каира в Сирию и которые проходят пешком по 60 миль в день, ибо между Египтом и Сирией нет ни гор, ни топких мест, а одни лишь пески. Однако те, кто везет особо важные письма, едут верхом на верблюдах.


О структуре мамлюкской армии:
СОЛДАТЫ СУЛТАНА

Солдаты султана делились на четыре группы. Первые назывались хассакийа,(90) т.е. всадники. Эти люди превосходно владели оружием. Султан выбирал из них своих кастелянов, капитанов и губернаторов городов. Некоторые получали жалование наличными из королевской казны, другие получали доходы с деревень и замков.
Солдаты второй группы назывались ас-сейфийа.(91) Это были пешие воины, у которых не было другого оружия, кроме сабель. Их жалование поступало из султанской казны.
Третьих называли ал-карааниса,(92) т.е. те, кто ожидает. Они не входили в число солдат, состоявших на жаловании, и не имели ничего, кроме расходов. Когда умирал мамлюк, получавший жалование, один из них назначался на его место.
Последнюю группу солдат называли ал-джалаб.(93) Это были недавно прибывшие мамлюки, которые не знали еще ни турецкого, ни мавританского языка и которые еще ни разу не проявили своей храбрости.

(Описание Африки. 8 )

Примечания В.В.Матвеева:

72. До прихода Бейбарса к власти в Египте было еще четыре султана из мамлюков, которые правили с 1250 до 1260 г.
73. В политических комбинациях мамлюков родственные отношения имели большое значение и были случаи передачи власти сыновьям.
74. Чиновник, ведавший высшими бюрократическими делами, слово из персидскго языка.
75. Великий эмир.
76. Наместник Сирии.
77. Управитель дома.
78. Эмир конюшни.
79. Эмир тысячи.
80. Эмир сотни.
81. Казначей.
82. Эмир оружия.

86. Этих лиц удобнее всего сравнить с отроками на Руси.
87. Люди, вооруженные топорами и шедшие перед султаном. «Табардар» - слово персидское. Их можно сравнить с рындами на Руси.
88. Возможно, что это ламповщики, которые должны идти впереди, чтобы освещать дорогу, но доказательств правильности этого предположения нет.
89. Букв. курьеры, посланцы.
90. Вероятно, эти воины были вооружены колющим оружием, если судить по корню слова «хасака» - «шипы, колючки».
91. От слова «сейф» - «меч».
92. А.Эполяр предположительно переводит как «ветераны» (Эполяр, с.527).
93. Букв. купленные рабы.

Изображение

Каир, гробницы Мамлюков
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 24 июн 2011, 19:40

Увеличению доли черкесов (и кавказцев вообще), а также славян и, соответственно, резкому снижению численности тюрок среди новобранцев-мамлюков способствовало известное предписание всесильного золотоордынского временщика Идику (конец XIV – начало XV в.), которое запрещало татарам продавать своих детей в рабство на чужбину. Этот Идику тот самый Едигей, который привел татарскую рать под Москву в 1408 г.
Об этом предписании сообщает ал-Макризи:
...он (Идику) тот, который запретил татарам продавать детей своих, вследствие чего уменьшился привоз их в Сирию и Египет.

См. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т.1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884, с.474.

В данном случае египетский историограф эпохи мамлюков Ахмед Таки ад-Дин ал-Макризи зафиксировал факт, которому он был современником (род. сентябрь 1364 г.- ум. май 1442 г.)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 25 июн 2011, 14:07

О том же, как в ранний период существования Крымского ханства могла выглядеть доставка черкесских детей для пополнения мамлюкской армии Египта дает представление фрагмент из следующей работы:

Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. т.1. М., 2005, с.270.

В данном фрагменте Василий Смирнов суммирует сведения нескольких турецких историографов начала Нового времени: Сейида Мухаммед-Риза, Рашида-эффенди, Хусейна Гезар-Фенна и Фундуклулу:
Вот что об этом говорится у Гезар-Фенна. «Крайний предел черкесов, обитающих в Таманском округе, куда назначаются от Высокой Державы судьи, составляют черкесы Жанэ: у них еще действуют вообще постановления шариата. Брать из них невольников непозволительно. А от Жанэ вплоть до черкесов Кабарды – это места войны; брать у них полоняников позволительно. В таком-то своем состоянии они из страха покоряются ханам, так что, говоря: «Пусть только он не воюет против нас», ежегодно его величеству хану, калге и нур-эд-дин-султану преподносят черкесских невольников под именем подарка...

В турецком тексте стоит... «под именем подарка»; а в других источниках этот вид дани с черкесов иначе обозначается: Мухаммед-Риза называет его... «презент, приходное» (Семь планет, 147), что означало, по объяснению турецкого историка Фундуклулу, пригон трехсот черкесских мальчиков к каждому вновь восходившему на престол хану (Фундуклулу IV: 249 v.). Турецкий историк Рашид-эфенди эту же дань обозначает еще именем... «погрешное» и объясняет, что она заключалась в приводе к хану нескольких невольников кем-либо из провинившихся черкесов – из беков, сипагов и даже из райи в искупление своего проступка (Тарихи-Рашид, II: 61 г.)...


Изображение
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Мамлюки

Сообщение Ilik » 26 июн 2011, 18:54

И, наконец, красноречивое описание крымско-татарской торговли живым товаром, захваченным в Литовской и Московской Руси. Описание из трактата "О нравах татар, литовцев и москвитян", который был поднесен его автором Михалоном Литвином великому князю литовскому Сигизмунду II Августу в 1550 г. :

И хотя владеют перекопские [татары] скотом, обильно плодящимся, все же они еще богаче чужеземными рабами-невольниками, почему и снабжают ими и другие земли. Ведь у них не столько скота, сколько невольников. Ибо они поставляют их и в другие земли. Ведь к ним чередой пребывают корабли из-за Понта и из Азии, груженые оружием, одеждой, конями, а уходят от них всегда с невольниками. Ибо все их торги и места сбора податей полнятся только товаром этого рода, на который к тому же у них всегда спрос, [он годится] и для торговли, и для залога, и для подарка, и всякий из них, по крайней мере имеющий коня, даже если на деле раба у него нет, все же, полагая, что всегда может приобрести их множество, обещает по контракту с кредиторами своими в назначенный срок заплатить им за одежду, оружие и резвых скакунов тоже живыми, но не конями, а людьми, притом нашими единокровными.

И они спокойно дают такие обещания, как если бы в своих зверинцах и скотных дворах они всегда держали этих наших пленников. Вот почему один иудей там в Таврике у тех единственных врат ее [крепость на Перекопском перешейке - Ilik], стоящий во главе таможни, видя, что туда постоянно ввозится бесчисленное множество пленных людей наших, спрашивал у нас, все так же ли наши земли изобилуют людьми или нет и откуда здесь такое множество смертных...

Итак, этот род товара тщательнейшим образом оценивается в Таврике и за большую цену покупается чужеземными купцами, чтобы продать [его] дороже более отдаленным и диким [народам]: сарацинам (Sarracenis), персам (Persis), индусам (Indis), арабам (Arabibus), сирийцам (Syris) и ассирийцам (Assyriis).

(М., МГУ, 1994, с.71-72).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2