Serg писал(а):Зачем перенимать этот зверобесовский стиль у кого-то? Он был в незапамятные времена уже у кельтов и германцев. И у славян был. Просто славяне не строили каменных языческих храмов, а деревянная резьба недолговечна. Что конкретную работу выполнили западные мастера, дав пример местным, — ничему не противоречит. Истоки же стиля можно тянуть откуда угодно: хоть от скифов, хоть от Чатал-Чююка…
Вы, Serg, как обычно, сказали так, что можно было бы ничего и не говорить.
К тому же, вы немного заблуждаетесь:
1. Славяне использовали камень при строительстве дохристианских святилищ. Вновь процитирую то, что уже цитировал на первой странице:
http://rusarch.ru/shevchenko1.htm
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР – ПРИЕМНИК ДОХРИСТИАНСКОГО СВЯТИЛИЩА
При археологических исследованиях Н.Е.Макаренко в 1923 г42 выяснено, что древний пол собора лежит на уровне 0,9 – 0,98 - 1,15 м. ниже современного, но на 1 – 1,5 м (и более) выше древней дневной поверхности начала XI в., обнаруженной вокруг собора при раскопках последних десятилетий. Древняя дневная поверхность на месте мощения пола была нивелирована подсыпкой, взятой поблизости и состоящей из древнего культурного слоя, аккумулировавшегося в предшествующее строительству собора время. С этой подсыпкой связана основная масса находок вышлифованных фрагментов колонн и большое количество мраморной изработки. Сколы белого мрамора встречены при раскопках и за пределами соборных стен43. Значит, мраморные столбы колонн обкалывали из блоков и шлифовали здесь, на месте, задолго до возведения стен храма, и не исключено, что для какого-то иного сооружения, предшествовавшего собору.
Принадлежавшие этому сооружению колонны (по нашему мнению, дохристианскому святилищу) могли по распоряжению князя или по его заказу использовать в интерьере Спаса, что вынудило зодчих спланировать собор с рассеченным колоннадами внутренним пространством, но завершить его как крестовокупольное строение для канонического размещения глав: центральный купол, символизирующий Христа, и боковые, олицетворяющие апостолов-евангелистов. Высеченные в дохристианский храм (капище) мраморные столбы, впоследствии увенчали беломраморные капители...
2. В средневизантийском искусстве можно наблюдать постепенное развитие и распространение каменной резьбы в церквях, а в З. Европе - хоть у кельтов, хоть у германцев, хоть у франков ангулёмских - нет. Более того, мой оппонент настаивает, что у русских ничего не было, что приехали европейцы и в готовом виде церкви русским дали, с новой технологией строительства, новыми декоративными архитектурными формами, и смысловым наполнением рельефных украшений стен, что противоречит как вашей точке зрения, так и здравому смыслу.
Я же говорю, что это западноевропейцы заимствовали в Византии, если вообще не на Руси (да, приехали командированные каменщики, но рельефы делали не они , а местные, и франки, вернувшись из командировки, стали увиденный ими стиль у себя копировать). Вот свидетельства постепенной эволюции резьбы по камню в Византии:
https://www.academia.edu/7541010/The_Carved_Decoration_of_the_Middle_and_Late_Byzantine_TemplaЗдесь, хотя и рассматриваются каменные алтарные преграды, те же грифоны, те же птички, те же растительные узоры, но уже в 10-ом веке, а не в 11-12ом. Никаких примеров синхронного постепенного прогресса каменной резьбы в З.Европе мой трущий неугодные ему комментарии оппонент привести не смог.