Алевиты, бекташи, тахтаджиты и али-илахи (ахл-е хакк))

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Алевиты, бекташи, тахтаджиты и али-илахи (ахл-е хакк))

Сообщение Abd-al-Malik » 09 фев 2012, 00:21

shahxatai писал(а):Верование их больше подходит к Алевизму(Не перепутат с Али илахизмом).Правда и Алевиты и Шииты верят в Одного Бога,принимают Мухаммеда как пророка,верят в 12 имама.Но вышесказанные верование и ритуалы нет в шиизме.
Большинства Алевитов,Бекташитов живут в Турции.Они очень уважают,и безумно любят Шаха Хатаи и читают его стихов во время молитвы.Именно в сегодняшнем Алевизме сохранилось те иерархия которые когда то было в Ардебильском Ордене суфистов-называется "12 хизмет"(12 служб)
Хочу сразу же отметит что есть две виды Суфизма-арабо-персидское толкование(халветиты,исмаилиты,карматы,мевлеви,арабиты,али-аллахизм,нагшибанди итд.)тюркское толкование(Алевизм,бекташизм,тахтаджиты, и тд.)Среди обоих видах есть выдаюшийся мистики по тюркскому происхождении(Мевлана Джелаледдин Руми,Низами,Сеид Яхйа Бакуви и тд среди арабо-персидов-их так называли за языку произведений)Но Алевизим явлается чистым тюркским толкованием,Ислама и суфизма.(Об этом по позже поговорим)
А Сефевиды были именно Алевитами. Кроме того они отправили Указов(Имам Джафер буйруку) к Алевитам Восточной Анадолу.Указы были написаны в тюркском язык
А в чём разница между тюркским и арабо-персидским толкованием суфизма? Только в языке, используемом в священных текстах и при богослужениии?

Есть ли разница в самом вероучении и обрядах между Алевитами и Али-илахами?

А разве Джеляль ад Дин Руми не считался сейидом (потомком Али)?
Abd-al-Malik
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 14:40

Re: Алевиты, бекташи, тахтаджиты и али-илахи (ахл-е хакк))

Сообщение Abd-al-Malik » 21 дек 2012, 00:39

---
Последний раз редактировалось Abd-al-Malik 21 дек 2012, 00:56, всего редактировалось 1 раз.
Abd-al-Malik
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 14:40

Re: Алевиты, бекташи, тахтаджиты и али-илахи (ахл-е хакк))

Сообщение Abd-al-Malik » 21 дек 2012, 00:47

АХЛ-и ХАКК (перс, араб, ахл ал-хакк; «люди
истины»', «приверженцы истины») — тайная шиит-
ская община, распространенная в Иране и сосед-
них странах. Подразделения А. X. имеют ме-
стные названия, обусловленные этнической неод-
нородностью ее адептов. Иранские шииты назы-
вают приверженцев А. X. 'али-илахи («обоже-
ствляющие 'Али»). Точное время возникновения
общины, как и имя ее основателя, неизвестно.
Распространена примерно с XIV в. Учение А. X.
нашло благоприятную почву в иранской, курд-
ской и тюркоязычной среде. Основные центры
А. X. находятся в Западном Иране (Луристан,
Керманшахан, Курдистан) и в Иранском Азербай-
джане. Общины существуют также в Ираке и
Турции. А. X.— объединение близких между со-
бой течений (ханадан), единой системы догматов
не имеет. Общим для всех направлений А. X.
является вера в СЕМЬ последовательных воплоще-
ний божества в людях
. В каждом воплощении
божество сопровождают четыре (или пять) анге-
лов или их аватары. В предвечном существовании
божество было заключено в жемчужину. Впер-
вые оно воплощается в облике Хавандагара,
творца мироздания. Его вторым воплощением
был 'Али б. Аби Талиб, третьим — Шах Хошин,
четвертым—Султан Сохак (Исхак). Мнения под-
разделений А. X. относительно преемников Сул-
тана Сохака расходятся
. Приверженцам А. X.
свойственна вера в метемпсихоз всех божьих
тварей, снимающая с человека страх смерти,
поскольку смерть «похожа на ныряние утки».
Человеческие существа должны пройти через
1001 перевоплощение, в процессе которых они
получают воздаяние за свои действия и очищают-
ся от скверны. Но степень очищения ограничена
природой существ. Добрые, сотворенные из жел-
той глины (зардагил), больше других проходят
через мир облачений (перевоплощение у А. X.
сравнивается образно со сменой облачений,
платья), больше других страдают, поэтому они
ближе к Богу и божественному свету (см. нур).
Существа, созданные из черной земли (сийах-
хак), считаются злыми. Возможность их очище-
ния ограниченна, и в Судный день они будут
истреблены. Эсхатология А. X. предусматривает
скорое пришествие «владыки времени» (сахиб
аз-заман), который явится для обновления мира.
Большинство религиозных сочинений А.Х. XIV-—
XX вв. составлено на диалекте курдского племе-
«и гурани, меньшая часть — на персидском и
тюркских языках. В поздней традиции (начало
XX в.) учение о семи воплощениях божества
подменяется обоснованием исключительности Ха-
вандагара и Султана Сохака
и введением новых
исторических личностей (менее известных) в ка-
честве объектов воплощения
. Попытку объеди-
нить различные течения А. X. предпринял в
начале XX в. автор последнего крупного сочине-
ния Фуркан ал-ахбар — Хаджи Ни'матулла, объ-
явивший себя посланцем «владыки времени»...
Интересно, а что означает слово Хаваднагар? Оно из какого-то иранского языка?

А кем были Шах Хошин и Султан Сохак?
Какими-то правителями или духовными руководителями?
Когда они жили?

А какие именно есть варианты трёх последних воплощений Божества?
Последний раз редактировалось Abd-al-Malik 21 дек 2012, 01:09, всего редактировалось 7 раз(а).
Abd-al-Malik
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 14:40

Re: Алевиты, бекташи, тахтаджиты и али-илахи (ахл-е хакк))

Сообщение Abd-al-Malik » 21 дек 2012, 00:48

В "Словаре Ислама" в статье "Бекташия" пишется, что "на период руководства Балим-Султана пришёлся наибольший успех пропаганды бекташия среди янычарского корпуса"
...Бекташия нашло себе опору главным образом в среде сельских жителей. С течением времени Б. сложилось в организацию с разветвленной сетью обителей и общин, со строгой иерархией, унифицированными обрядами и ритуалом приема и посвящения, со своей символикой и отличительной одеждой. Превращение Б. в строго организованное братство связывают с деятельностью «великого наставника» Балим-Султана (ум. в 1516 г.), который в литературе Б. называется «Вторым старцем» (Пир-и сани). Балим-Султан объявил себя потомком Хаджжи Бекташа Руми и провел ряд реформ, касавшихся структуры общины и обители, последовательности обрядов при ритуале инициации и посвящения и, возможно, ввел институт безбрачия.
С реформами Балим-Султана согласились не все члены Б. Сложились две противоборствующие группировки. В первую входили челеби, т. е. потомки Хаджжи Бекташа Руми и сторонники нововведений Балим-Султана. Во второй объединились баба, считавшие себя истинными последователями учения основателя Б. и выступавшие против реформ. Разгорелась острая борьба.
В итоге после Балим-Султана пост главы материнской текке Пир-эви и руководство братством осталось за группой челеби (пост выборный, с середины XVII в.— наследственный)
. Во второй половине XVI в. глава Б. Серсам-'Али-баба (ум. в 1589 г) учредил высший апостолический пост братства—деде-баба. Хотя челеби сохранили реальную власть в Б. (ведение вакфами, распределение доходов, назначение руководителей местных текке и т. п.), разрешение на занятие кем-либо поста главы Б. давал деде-баба. Этот пост был выборным, в выборах принимали участие восемь баба центральной обители. Члены Б. принимали участие в ряде народных восстаний против владычества Османов, например в движении Календероглу в 1526 г., которое поддержало ок. 30 тыс. членов Б. После османских завоеваний Б. проникло в Сирию, Палестину, Египет, где основало свои обители и общины.
На период руководства Балим-Султана пришелся наибольший успех пропаганды Б. среди янычарского корпуса, в котором оно пользовалось исключительным влиянием. Это обстоятельство определило рост политического значения Б. в османской Турции. В свою очередь, связь со строго организованным братством придала янычарскому корпусу характер закрытого института.
В 1826 г. султан Махмуд II уничтожил янычарский корпус и обрушился на Б*Г: его деятельность была запрещена, трех главных руководителей (деде-баба, челеби и деде — главу принявших обет безбрачия) казнили, вновь основанные обители были разрушены (в столице — наряду со старыми), недвижимое имущество (вакфы, земли, дома и т. п.) конфисковано, отправлены в изгнание многие шайхи и рядовые члены, местные обители переданы накшбандийа. Гонения вызвали значительную эмиграцию членов Б. на Балканы, и особенно в Албанию, где были основаны главные текке в Тиране и Акче Хисаре и где целые общины вступали в братство, отказавшись принять суннитский ислам завоевателей. Но в правление султана Абдул-Меджида (1839—1861) Б. постепенно возродилось и вернуло себе утраченные обители.
При Ахмаде Джалал ад-дине челеби (60-е годы XIX в.) произошел окончательный разрыв между челеби и баба. Братство разделилось на три формально не выделившиеся ветви: собственно бекташи; деде, которых их противники называли каджар («мародер», «разбойник»); челеби, которых первые назвали муртадд («вероотступник», «раскольник»).
Осенью 1925 г. в Турции были распущены все суфийские братства, включая Б. В Албании Б. действовало еще в 1967 г. и действует в Югославии, до 1965 г. албанское текке Б. функционировало в Каире. В Турции к 1952 г. насчитывалось ок. 30 тыс. членов Б. В 1953 —1954 гг. они начали активную политическую деятельность в Стамбуле, что привело к репрессиям со стороны властей
Известны ли какие-то подробности о взаимоотношениях реформатора Бекташия Балим-Султана с янычарским корпусом и возможно об участии янычар во внутренней борьбе среди бекташей (между челеби и баба)?

Как относились к разным группировкам бекташей разные сыновья султана Баязида II и в частности Селим I Грозный?

Кто из бекташей больше поддерживал восстание Календероглу - челеби или баба?
Abd-al-Malik
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 14:40


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron