Буддизм и христианство имели общий исток?

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2012, 09:26

«Лотосовая сутра» как древнейший христианский памятник Востока
(«Караванная» гипотеза)


«Лотосовая сутра» - религиозный, философский и литературный источник, датируемый I-II веком н.э., - это центральный текст буддизма махаяны (как раз именно махаяна является мировой религией), документ, значение которого для понимания Востока как такового трудно переоценить. Его значение для Востока можно сравнить разве что со значением Нового Завета для Запада. Поэтому утверждение, что «Лотосовая сутра» есть древнейший христианский памятник, выглядит достаточно парадоксально.
Тем не менее, в этой статье я приведу достаточно много смысловых и сюжетных параллелей, доказывающих зависимость Евангелий и «Лотосовой сутры». Зависимость такого рода, не будучи текстуальной, должна отражать связи иного рода, а именно культурные контакты в конце эпохи Древнего мира между главными цивилизациями: римскими провинциями «плодородного полумесяца» и Индией, происходившими по караванным путям. Поэтому гипотеза, которая рассматривается в данной статье, получила название «караванная». «Лотосовая сутра» уже в III в. н.э. была переведена на китайский язык, но на европейские языки полностью она переведена лишь в восьмидесятые годы прошлого века. Изучение этого потрясающего документа до сих пор таит в себе возможности новых открытий.
Одна из основных идей как Будды Шакьямуни из «Сутры Лотоса», так и Иисуса Христа - возможность спасения всех людей (в случае Будды – также всех животных, превращение их в Будду). Например, в «Лотосовой сутре» говорится: Я свидетельствую о неимеющем высшего [предела] Пути и равной для всех Дхарме Великой Колесницы». В Евангелиях есть много мест, говорящих о том же. Пойти за Христом, «родиться вторично» в крещении, но – главное – исполнять заповеди и все слова проповедей Иисуса – это и означает стать братом Иисусу Христу и сыном Отца Небесного. Иисус провозгласил себя «путем» и «дверью» в Царствие Небесное, которое находится в самом человеке, то есть открыл людям путь к самим себе, к своей божественной потенциальности.
Так или иначе, и в христианстве, и в буддизме махаяны путь к спасению провозглашается открытым для всех. В этом и состояла идея равенства, предстоящего в виде братства, рожденная в недрах двух мировых религий. Таков был великий духовный итог истории Древнего мира. Сократ за 5 веков до Христа высказывал ту же идею, говоря: «В каждом человеке – солнце, нужно только дать ему светить». Греки называли такую идею равенства людей «гомоноей», но общество оставалось рабовладельческим. Процесс осознания этой идеи затянулся надолго. Говорят еще в XV веке в Византии спорили, можно ли относить к женщине слово «хомо».
Сюжеты Евангелий и «Лотосовой сутры» в этом основном пункте христианства и буддизма махаяны совпадают не только в плане выражения основной идеи, но, во многом, и сюжетно. Приведу примеры.
В апокрифах Иисус превращает Марию Магдалину в мужчину.
Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.
Коптское «Евангелие от Фомы».
Совершенно аналогичный сюжет – в «Лотосовой сутре».
В это время Шарипутра сказал дочери дракона: "Ты сказала, что за короткое время достигла не имеющего высшего [предела] Пути, и в это трудно поверить. Почему? Ведь тело женщины грязно, [оно] не сосуд Дхармы. Как же [ты] смогла обрести не имеющее высшего [предела] бодхи? Путь Будды длинен, и [его] проходят только после того, как на протяжении неисчислимых кальп будут переживать трудности, накапливать деяния и вести [живых существ] к спасению.
Кроме того, в теле женщины имеется пять препятствий. Во-первых,[она] не способна стать царем неба Брахмы, во-вторых, Шакрой,в-третьих, царем мар, в-четвертых, Святым Царем, Вращающим Колесо, в-пятых, обрести тело будды. Почему же женщина так быстростала буддой?"
В это время у дочери дракона была драгоценная жемчужина, которая стоила три тысячи великих тысячных миров. Держа в руках,[она] преподнесла ее Будде. Будда тотчас же принял [ee]. Дочь дракона сказала бодхисаттве Скопление Мудрости и почитаемому Шарипутре: "Я преподнесла драгоценную жемчужину. Почитаемый В Мирах принял [ee]. Быстро или нет это произошло?" [Они] ответили:"Очень быстро". Дочь [дракона] сказала: "Наблюдайте с помощью [ваших] божественных сил, как я стану буддой. Это произойдет быстрее, чем то!"
В это время все собравшиеся увидели, как дочь дракона в одно мгновение обратилась в юношу, совершенного в деяниях бодхисаттвы, который сразу же направился в мир без замутнений в Южном краю, где воссел на цветок лотоса из драгоценностей, достиг полного истинного просветления, обрел тридцать два знака, восемьдесят видов прекрасных качеств и начал повсюду в десяти сторонах [света]проповедовать всем живым существам Чудесную Дхарму.
«Лотосовая сутра».
Возможность спасения и обретения божественности в христианских памятниках и в «Лотосовой сутре» сравнивается с неизвестной человеку драгоценностью или кладом. Соответствующие повествования во многом аналогичны, хотя никакой текстуальной связи нет: суть та же, смысл одинаков, сюжет близок, но не тождественен (в одном случае – клад, в другом – жемчужина и т.п.).
Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И {он не нашел до того, как} умер, он оставил его своему {сыну}. Сын не знал, он получил это поле [и] продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал [и] {нашел} сокровище. Он начал давать деньги под проценты {тем, кому} он хотел.
Коптское «Евангелие от Фомы».
Аналогичная притча – в «Лотосовой Сутре».
Почитаемый В Мирах! Представьте, есть человек, который пришел в дом к близкому другу, напился вина и уснул. Как раз в это время [его] близкий друг должен был идти по казенным делам. Пожелав сделать гостю подарок, [он] спрятал в его одежду бесценную жемчужину и ушел. Тот человек, будучи пьяным, крепко спал и ничего не знал.
Встав, [этот человек] отправился в путешествие и достиг чужой страны. [Он] упорно трудился, чтобы заработать на одежду и пропитание, и находился в очень трудном положении. [Он] был доволен, если получал хоть какую-то малость. Позже [он] случайно встретил [своего] близкого друга, который, увидев его, сказал: «Ну и ну! Как [ты] дошел до того, что [работаешь] ради одежды и еды? Когда-то давно я пожелал, чтобы ты обрел покой и радость и удовлетворил [свои] пять желаний и в такой-то год, месяц и день спрятал в твоей одежде бесценную жемчужину. [Она] и сейчас там. А ты, не зная об этом, мучаешься и страдаешь, размышляя, как поддержать собственное существование. Как это глупо! Иди и обменяй сейчас эту жемчужину [на все, что] пожелаешь. [Ты] никогда не будешь бедствовать или испытывать в чем-нибудь нужду".
«Лотосовая сутра»
В особенности ярко параллель, о которой идет речь, проявляется в притче о блудном сыне, которая, с некоторыми видоизменениями, присутствует как в Евангелиях, так и в «Лотосовой сутре». Начнем с Евангелия.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избычествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, подбежав, пал ему на шею, и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Лк,15,11-24.
А вот соответствующий отрывок из «Лотосовой сутры».
Был один человек, который еще в юности ушел от отца и пустился в бега. Долгое время - десять, двадцать или пятьдесят лет - [он] жил в чужих странах. Чем старше [он] становился, тем в большие затруднения и нищету впадал. Странствуя по четырем сторонам [света] в поисках одежды и пищи, [он] случайно забрел на свою родину. Его отец ранее искал сына, но не нашел и поселился в одном городе. Дом его был полон богатства; добра и сокровищ невозможно было пересчитать. Его сокровищницы переполняли золото, серебро, ляпис-лазурь, кораллы, янтарь, жемчуг. [Он]имел множество молодых рабов, слуг, многочисленную свиту. Неисчислимы были его слоны, кони, повозки, быки и бараны. [Он] вывозил во все другие страны [товары] и ввозил [товары оттуда, получая] высокие доходы. Продавцов [его] товаров, и покупателей было очень много.
В то время [его] нищий сын, бродя по городам и весям, проходил через эту страну и, наконец, дошел до места, где проживал отец. Отец всегда думал о сыне, но расставшись с сыном более пятидесяти лет назад, никому ничего не говорил. [Он] размышлял [о нем] в одиночестве, и сердце [его] переполняло сожаление. [Он]думал: "Я стар и бессилен, но богатство мое огромно. Хотя сокровищницы набиты золотом, серебром и редкими драгоценностями, сына [у меня] нет. Когда в один прекрасный день придет [мой] конец, богатства [мои] растащат и растеряют, так как [мне] некому [их]передать".
[Он] постоянно с теплотой вспоминал о сыне, и, думая о нем, мысленно повторял: "Если я обрету сына и передам [ему] богатства, как счастлив [я] буду! Уйдут все мои беспокойства и печали".
Почитаемый В Мирах! В это время сын-бедняк, подрабатывая то там, то здесь, случайно приблизился к дому отца. Стоя у ворот, [он] разглядел отца, который восседал в кресле, покрытом шкурой льва, [его] ноги покоились на подставке из драгоценностей, [его] окружали и оказывали почтение брахманы, кшатрии (8), жители города. Их тела украшали нити настоящего жемчуга, стоившие тысячи, десятки тысяч [золотых монет]. Справа и слева стояли свита и молодые рабы, держащие в руках белые метелки (9). [Он] сидел под балдахином из драгоценностей, с которого свешивались гирлянды цветов, из земли били фонтаны благоуханных вод, вокруг [было]разбросано множество редкостных цветов, рядами лежали драгоценные вещи - одни [он] отвергал, другие принимал. Таковы были [его] украшения, таковы были величие и добродетели и особые почести, которые [ему] оказывали!
Нищего сына, увидевшего великие силы и мощь своего отца, объял страх. [Он] пожалел, что пришел сюда, и подумал: "Это царь или кто-то равный царю, здесь нет места, где бы я смог получить что-нибудь за мой труд. Лучше [мне] идти в бедную деревушку, в которой [я] легко заработаю на одежду и еду. Если же [я] задержусь в этом городе, здесь [меня] будут притеснять или же отправят на принудительные работы".
Подумав так, [он] поспешно ушел. В это время богатый старец, [сидевший] в кресле, покрытом львиной шкурой, увидел сына и узнал [его]. Отцовское сердце наполнила великая радость, и [он] подумал: "Сейчас [нашелся тот, кому] я передам мои богатства и сокровищницы. Я всегда думал о сыне, но не имел возможности увидеть его, и вот неожиданно [он] пришел сам! Мое самое большое желание осуществилось. Хотя меня ослабили годы, [я] все же принесу [ему] благо".
[Он] тотчас же послал слуг догнать и вернуть сына. Посланцы побежали и схватили [его]. Нищий сын, пораженный, закричал в великом гневе: "Я невиновен! Почему [вы] схватили [меня]?" Посланцы, крепко держа сына, все быстрее тащили [его] назад. Нищий сын думал: "Хотя [я] не совершил преступлений, [меня] схватили, и это означает неминуемую смерть". [Он] все больше и больше пугался мучительной смерти и упал на землю, Отец, увидев это издалека, сказал слугам: "Не держите этого человека и не тащите [его]. Побрызгайте на [его] лицо холодной водой, чтобы [он] пришел в чувство, и не разговаривайте [с ним]!"
Почему? Отец знал о бедственном положении своего сына, знал о своем величии, знал, что подавляет [этим] сына, [поэтому] хотя [он] и знал, что это его сын, следуя уловке, никому не сказал: "Это - мой сын".
Посланец сказал сыну: "Сейчас я тебя отпущу иди, куда хочешь". Нищий сын возрадовался, что обрел то, чего не ожидал, встал с земли и направился в бедную деревушку искать одежду и пропитание.
В это время старец, желая привлечь к себе сына, придумал уловку. [Он] тайно послал к сыну двух мужчин простоватого вида с изнуренными лицами: "Идите туда и мягко скажите нищему сыну: "Здесь есть место, где [ты] сможешь подработать, и платить тебе будут в два раза больше!" Если нищий сын согласится, приведите [его] и дайте работу. Если спросит, что должен будет делать, ответьте так: "Тебя нанимают для уборки грязи. Мы оба также будем работать вместе с тобой".
Тогда двое посланцев отправились искать нищего сына и, найдя, подробно рассказали о деле. И вот [он], получив сперва причитающуюся плату, убирал вместе [c ними грязь]. Его отец, глядя на сына, переполнился теплотой и состраданием. В другой день [он] увидел его издалека из окна, худого, изнуренного, нечистого от куч грязи и пыли и тотчас же сняв ожерелье из драгоценных камней, изысканное верхнее одеяние, украшения, надел грубую, поношенную и грязную одежду, посыпал себя пылью, взял в правую руку совок для сбора мусора и с грозным выражением лица сказал работавшим: "Двигайтесь, двигайтесь, не прохлаждайтесь!" С помощью этой уловки [он] смог приблизиться к сыну и сказал: "Вот что, человек! Всегда работай здесь и никуда больше не ходи. [Я] увеличу тебе плату и дам тебе все, что ты пожелаешь: чаши, инструменты, рис, лапшу, соль, уксус. Оставь все сомнения. Кроме того, здесь есть слуга-старик, который, когда пожелаешь, будет прислуживать [тебе].
Успокой свои мысли. Я буду тебе как отец, так что не беспокойся. Почему? Я стар, ты же молод и цветущ. Когда [ты] здесь работал, то не обманывал, не ленился и не говорил бранных слов. [Я] не видел у тебя ничего плохого, что есть у других работников. С этого времени [ты] будешь [для меня] как родной сын".
Тогда же старец дал ему [новое] имя и стал называть сыном. Нищий сын, хотя и радовался такому неожиданному повороту дел, все же думал о себе как о бедняке, нанятом на работу. По этой причине в течение двадцати лет [он] продолжал убирать грязь. После того, как прошли [эти годы, между отцом и сыном] установилось полное доверие, и сын без препятствий входил в дом и выходил. Тем не менее, жил [он] там же, где и вначале.
Почитаемый В Мирах! В то время старец уже знал, что вскоре умрет, и сказал своему нищему сыну: "Сейчас у меня много золота, серебра и редкостных драгоценностей, амбары и сокровищницы переполнены. Ознакомься, сколько нужно пустить в оборот. Таковы мои намерения. [Ты] воистину должен их знать! Почему? Сейчас между мной и тобой нет разницы. Хорошо приготовься и не допускай убытков!"
Нищий сын, вняв поучениям, получив наставления, ознакомился со всеми товарами, золотом, серебром, редкостными драгоценностями, а также с амбарами и сокровищницами, но [у него] и в мыслях не было взять что-либо кроме тарелки еды. К тому же жил [он] в том же самом месте и не мог отбросить ощущения [своей] ничтожности.
Прошло немного времени, и отец узнал, что у сына постепенно появляются новые замыслы, растут желания и что [ему] стыдно за [свои] прежние думы. Видя, что приближается конец, [отец] приказал сыну придти и одновременно попросил придти родственников, царей, сановников, кшатриев и горожан. Когда все собрались, [он] сказал: "Господа, [вы] воистину должны знать! Это - мой сын, от меня рожденный. Более пятидесяти лет назад [он] покинул меня в неком городе и убежал. [Он] претерпел одиночество и страдания. [Его] настоящее имя такое-то, мое имя - такое-то. В прежние времена, проживая в этом городе, [я], охваченный печалью, искал [его] и вдруг здесь случайно встретил. Это действительно мой сын. Я действительно его отец. Все, что у меня есть, принадлежит сейчас сыну. Сын знает, [какие товары я] до сих пор вывозил и ввозил".
Почитаемый В Мирах! Нищего сына, услышавшего эти слова отца, охватила великая радость. Так [он] обрел то, чего у него не было. И [он] подумал: "У меня раньше и в мыслях не было получить [все это]. Эти сокровищницы сейчас сами пришли [ко мне]!"
Повествование «Лотосовой сутры» имеет также общие черты с историей Иосифа и его братьев из Ветхого завета. Так же как и там, Иосиф далеко не сразу раскрывает истину о себе. Если попытаться как-то сопоставить все три повествования, то логичнее всего на первое место поставить историю Иосифа, затем легенду из «Лотосовой сутры», и, наконец, евангельскую притчу. Обмен смысловым материалом, таким образом, начался с Ближнего Востока, затем перешел в Индию и вернулся назад по караванным путям на Ближний Восток. Было бы заманчиво (но несколько преждевременно) считать «перевозчиком смыслов» Иисуса, предположив, что Он мог путешествовать на Восток до достижения 30 лет, т.е. до начала проповеди в Иудее. Ниже я приведу ряд других предположений в рамках «караванной гипотезы».
Притча о блудном сыне – одна из ключевых в христианстве. Стоит отметить хотя бы, что Иисус называет Бога Отцом Небесным, и это, безусловно, имеет связь с этой притчей. Человек пустился «в собственное плавание», и он должен вернуться назад, к Богу. Возвращение – это покаяние. Слово «покаяние» на арамейском как раз и означает «возвращение». Когда Иоанн Купающий (Баптист, Креститель) говорит о покаянии, речь идет, на самом деле, о возврате к Богу-Отцу. В буддизме нет четкого представления о едином Боге, но притча о блудном сыне (человечестве) могла восприниматься как призыв вернуться к той же самой исходной сущности человека, скрытой в нем же самом, как жемчужина, зашитая в одежду (из притчи о жемчужине).
Как Иисус, так и Будда утверждает братство между людьми. В духовном смысле все люди – дети одного Отца. В Евангелиях устанавливается сыновство человека Богу и братство Иисусу и тем самым между собой: «Братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк,8, 21). В буддизме нет тройственного Бога, нет Бога-творца, но личность Будды имеет трансцендентное значение (о чем ниже еще будет идти речь), и человеческое братство устанавливается через сыновство Будде. ]. «И все же мы не знали, что воистину являемся сынами Будды. Сейчас мы действительно [это] узнали» («Лотосовая сутра»). Греческая гомонойя превращается в обоих религиях в братство (сестринство, вообще – родство). Интересно, что, провозгласив «братство» основным своим лозунгом в 1789 году, французские революционеры, как это ни странно, выступили против религии, которая как раз то же самое изначально и утверждала. Но революционное братство не знало (вопреки логике) общего духовного отцовства. Древние же были, очевидно, более последовательны.
До появления «Лотосовой сутры» считалось, что Будда Шакьямуни родился в определенное время и в столь же определенное время до конца ушел в нирвану. Теперь ему придаются еще более трансцентдентные черты.

Боги и люди всех миров, а также асуры, - все сейчас думают: "Вот этот Будда Шакьямуни, покинув дворец рода Шакьев, воссел на Месте Пути недалеко от города Гая и обрел ануттара-самьяк-самбодхи. Добрые сыны! С тех пор, как я действительно стал Буддой, на самом деле прошли неисчислимые, безграничные сотни, тысячи, десятки тысяч, коти кальп… С тех пор я постоянно пребываю в мире саха, проповедую Дхарму и обращаю [живых существ].
«Лотосовая сутра»
И совершенно аналогичные черты придаются Иисусу Христу в «Евангелии от Иоанна».
Сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 8, 57-58.
И еще:
Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.8-25.
Вечный Будда-Татхагата и Отец Небесный наделяются и сходным поведением, которое и тут, и там сравнивается с аллегорическим дождем.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Мтф, 5,44-45.
Представь, что горы, берега рек и ручьев, долины и поля трех тысяч великих тысячных миров покрыты кустарниками и лесами, здесь растут также целебные травы нескольких видов, различные по названиям и по цвету. Густое облако, распространяясь повсюду, покрыло все три тысячи великих тысячных миров, и одновременно во всех местах пошел дождь. Влага [от него] питала малые корни, малые стебли, малые ветки, малые листья, средние корни, средние стебли, средние ветки, средние листья, большие корни, большие стебли, большие ветки, большие листья. Большие и малые деревья - каждое получило свою часть влаги в зависимости от того, большое [оно], среднее или малое. Благодаря дождю из одного облака все в соответствии со своей природой рождается, растет, цветет и приносит плоды. Однако травы и деревья разные, хотя все растут на одной земле и впитывают влагу одного дождя.
Кашьяпа, [ты] воистину должен знать! И с Татхагатой то же самое. [Он] появляется в мире, как приплывает великое облако. Повсюду в мире подобно тому, как то великое облако покрывает земли во всех трех тысячах великих тысячных миров, [он] охватывает своим великим голосом богов, людей, асур.
«Лотосовая сутра».
В Нагорной проповеди Иисус призывает своих последователей не отвечать ударом на удар и, если ударят по щеке, подставлять вторую. Такое же поведение демонстрирует и Будда (в облике бодхисатвы Никгода Не Презирающего). В данном случае мы видим сам мотив, который побуждает к такому поведению: ведь в каждом человеке – «жемчужина», потенциальная божественность.
После ухода первого Татхагаты, Царя Величественных Звуков, и окончания [века] Истинной Дхармы, в [век] подобия Дхармы в большую силу вошли переполненные самодовольством бхикшу. В то время был один бхикшу-бодхисаттва, которого звали — Никогда Не Презирающий. <…> почему его звали Никогда Не Презирающим? Этот бхикшу во всех местах, где [его] видели, кланялся бхикшу, бхикшуни, упасакам, упасикам и воздавал [им] хвалу, говоря такие слова: «Я глубоко почитаю вас и не могу относиться [к вам] с презрением. Почему? [Потому что] вы все будете следовать Пути бодхисаттвы и станете буддами!» Причем этот бхикшу совсем не читал про себя и не читал нараспев сутры, а только оказывал почести. Увидев издали [людей] из четырех групп, [он] подходил, приветствовал [их] и, воздавая хвалу, говорил все те же слова: «Я не могу относиться [к вам] с презрением, потому что все вы станете буддами!» В четырех группах были такие, кого охватывал гнев и мысли у которых были нечистыми. [Они] злословили [про этого бхикшу], оскорбляли и поносили [его], говоря: Откуда пришел этот безумный бхикшу, который говорит: “Я не могу заставить себя относиться к вам с презрением”, — и предсказывает, что мы сможем стать буддами? Нам не нужны эти пустые предсказания!»
Так прошло много лет, и хотя [этого бхикшу] постоянно оскорбляли и поносили, [в нем] никогда не рождался гнев, и [он] все время говорил эти слова: «Вы станете буддами!» Когда [бхикшу] произносил эти слова, люди побивали его палками и камнями, но, отбежав на некоторое расстояние, [он] опять громким голосом кричал: «Я не могу относиться [к вам] с презрением. Вы все станете буддами!» И так как [он] всегда говорил эти слова, бхикшу, бхикшуни, упасаки и упасики, переполненные амодовольством, прозвали его — Никогда Не Презирающий.
«Лотосовая сутра».
В конечном итоге утверждается, что бодхисатва Никогда Не Презирающий – это одна из реинкарнаций Будды. Аналогичен и ответ аудитории на проповедь нового учения. Часть учеников покидает как Будду, так и Иисуса.
Когда [он] говорил эти слова, на собрании присутствовали пять тысяч бхикшу, бхикшуни, упасак, упасик. [Они] поднялись [со своих] мест, поклонились Будде и удалились. Почему? Корни греха у них были очень глубоки, а надменность велика. [Они] думали, что обрели то, что [на самом деле] еще не обрели, думали также, что имеют свидетельство тому, о чем свидетельства еще не было. Обремененные такой виной, [они] не могли остаться. Почитаемый В Мирах молчал и не остановил [их].
В это время Будда сказал Шарипутре: "У существ на моем [собрании] нет сейчас веток и листьев, а есть только целомудренно чистое и истинное. Шарипутра, как хорошо, что эти переполненные самодовольством люди ушли. Слушай хорошо: воистину [я] буду проповедовать ради тебя!"
Евангелие от Матфея. 22, 1-14.
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их… ибо много званых, а мало избранных.
Список параллелей этим не ограничивается, но, по-моему, их приведено уже достаточно, чтобы установить: никакой случайностью или «параллельным мышлением» их объяснить невозможно. Должен быть информационный канал, и таким каналом может быть лишь караванный путь. Вопрос, однако, состоит в том, в каком направлении двигалась информация по этому каналу: из Индии на Ближний Восток или наоборот. Я хочу привести ряд доводов за то, что изначально именно раннее христианство влияло на буддизм, а не наоборот.
Прежде всего надо отметить, что в «Лотосовой сутре» отражаются основные идеи христианства, сама суть проповедей Иисуса Христа. Тогда как в ранней христианской литературе буддийские основы, в том числе Четыре благородные истины и Восьмеричный путь абсолютно никак не отразились. Учение, представленное в «Лотосовой сутре» выглядит чуждым остальному, предшествующему буддизму, хинаяне. Вот почему большой объем аргументации в «Лотосовой сутре» посвящен объяснению того, почему как новое, так и старое учение одновременно истинны. Утверждается, что старые идеи, которым учил Будда, представляют собой ни что иное как уловки, чтобы вывести человечество из состояния непросвещенности, поскольку прямое изложение тех идей, которые содержатся в «Лотосовой сутре», было бы ими просто не воспринято. Эти «аргументы» опять-таки изложены в форме притч. В данном случае речь идет, в частности, о притче о горящем доме и городе-мираже (см. Приложение).
Но Иисусу Христу не понадобилось приводить притч, объясняющих существенный разрыв с традиционной религией. Напротив, Он заявил, что Закон должен быть выполнен вплоть до черт и резов. Таким образом, новое мировоззрение на Ближнем Востоке входило в сознание людей более плавно. И действительно: между христианством и иудаизмом существует своего рода перемычка в виде пророчеств. А христианская этика была весьма близка к идеям иудаистских учителей. Все это доказывает, что информационный поток шел именно с Ближнего Востока в Индию, а не наоборот.
Выше уже шла речь о возможном путешествии Самого Иисуса Христа до начала им проповеднической деятельности в Иудее в Индию. Об этом – так называемое «Тибетское Евангелие», но подлинность его проблематична.
Переносчиком информации мог быть и кто-то другой. Например, христианская традиция приписывает эту роль апостолу Фоме. Существует весьма красочный апокриф «Деяния св. Фомы», в котором описывается путешествие этого апостола в Индию (сначала в качестве раба, потом архитектора и проповедника). Возможно, именно апостол Фома и его гипотетическая миссия каким-то образом воздействовала на автора «Лотосовой сутры», в результате чего и произошло описанное в этой статье переплетение смыслов и сюжетов двух великих мировых религий. И если так, то не случайно, что по крайней мере две из рассмотренных выше аналогий содержатся в апокрифическом коптском «Евангелии от Фомы». Чрезвычайно интересно в этой связи, что в христианской традиции Фома рассматривается как близнец Иисуса Христа.
В дальнейшем нельзя исключить и обратный перенос информации. Так учение о Троице, более позднее и достаточно туманное в христианской литературе, могло быть отражением индийской Тримурти и ее истолкований. Нельзя исключить также и связь мифа о Тримурти и трех колесниц-путей постижения Будды, а также и учения о трех телах Будды: явного, являющегося в медитации и космического. Проникновение «эха» этих учений на Запад, вероятно, было более поздним и менее отчетливым. Многочисленные дискуссии и указания многих теологов на «священную тайну» вопроса свидетельствуют о том, что Запад так и не понял простые и ясные учения Востока. Возможно, потому что «слышимость» в канале связи была плохая. Однако, вместе с этими туманными образами в христианстве возникла легенда о святом царевиче Иосафате, иными словами – бодхисатве, то есть Будда стал-таки христианским святым.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2012, 09:38

Здесь я привел, скорее, черновик будущей статьи, надеясь, что совместными усилиями возможно будет продвинуть исследование этой темы.
Заранее благодарен всем, кто примет участие в обсуждении.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Сабина » 21 авг 2012, 11:44

Известно, что по афонской традиции погребения тело усопшего заворачивают с головой в черную материю и без гроба опускают в могилу. Через три года отрывают останки, и по цвету костей определяют праведность земной жизни покойного. Приветствуются светло-желтые, желтые, розоватые или белые кости. Тёмно-зелёные, чёрные, смрадные кости свидетельствуют о печальной участи успошего и его смертных грехах.
Такое определение духовности человека по цвету его костей в монашеской традиции христианства лично мне напомнило о том, как подбирается жемчуг согласно человеческой варне: брамину - белый, кшатрию - розовый, вайшье - жёлтый, а шудрам- чёрный. Буддизм же появился на родине всех остальных верований и философских школ индуизма. Для индуистских погребальных практик наиболее характерна именно кремация, земле предают как правило лишь отшельников и без гроба. В буддизме покойников предают одной из пяти стихий, предание земле без гроба тоже распространено, поскольку буддизм вобрал в себя многие традиции народов, которые стали исповедывать эту религию.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение фома » 21 авг 2012, 12:59

А почему эта тема в " средних веках"?
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2012, 22:58

Я посчитал, что идеи, здесь рассматриваемые, - своего рода итог Древнего мира, то есть находятся на границе со Средневековьем, которое все и прошло как раз в трактовке этих и родственных, еще более древних идей (например, Страшного Суда, загробного воздаяния и т.п., которые мне хотелось бы изучить в историческом аспекте, но... не хватает знаний, однако все впереди)))).
Сабина - спасибо! Нравится, что Вы, как всегда, "раскачиваете интуицию".
Хочу добавить, что я обсуждал эти идеи с христианами и с буддистами, а также с одним крупным специалистом по буддизму (надо спросить, удобно ли назвать его имя). И вот в этих-то разговорах и родился термин "караванная гипотеза". Для меня в широком аспекте "караванная гипотеза" - это представление об информационной целостности цивилизаций, когда по этим самым пресловутым караванным путям происходит обмен самой сущностной информацией. Обмен происходит, как правило, устным путем, чем и объясняются весьма специфические виды заимствований (типа приведенных в тексте статьи).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2012, 23:03

КАРТА КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ

Изображение
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 21 авг 2012, 23:14

Изображение

Резное изображение креста, работы апостола Фомы (как уверяют) в Ченаи (Индия) в алтаре церкви ап. Фомы на горе ап. Фомы.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 25 авг 2012, 10:16

http://dattatreya.ru/jesus_book_translator_notes.htm

Тут интересный иллюстративный материал. Почитайте саму книжку - она есть в интернете.
Ко всему этому двойственное отношение. Все это как бы не включено в "мир науки", не прошло критической проверки. Но почему? В действительности СУЩЕСТВУЮТ реальные силы (внутри религий), весьма могущественные, которые стремятся и стремились не допустить огромный пласт текстов и артефактов в рамки научного рассмотрения. Почему, например, заранее возникает недоверие к так называемым апокрифам? Понятно, что те причины, по которым огромное число апокрифов навсегда было уничтожено по решению церковных бюрократов НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО с общепринятой в науке системой критики и дефальсификации. Кроме того, в науке эти методы возникли просто позже. В этом плане все такие решения нужно считать варварством. Тем не менее, их влияние до сих пор сдерживает нормальное изучение первоисточников. Я согласен, что книга написана в любительском ключе. Но трудно обвинять ее автора в этом.
Главная причина, по какой все такого рода размышления о деятельности Иисуса Христа после воскрешения казались мне малодостоверными, состоит в том, что ничего равного по силе Нагорной проповеди после этого не прозвучало. Однако теперь мне кажется, я могу предложить ОТВЕТ на этот вопрос: а именно, Иисус СОЗДАЛ МАХАЯНУ, вторую великую религию человечества создал тот же человек! Во всяком случае я считаю необходимым в свете найденных аналогий между "Лотосовой сутрой" и Евангелиями рассмотреть эту ГИПОТЕЗУ.
Да, ГИПОТЕЗУ, не более. Но и не менее.
В вышеуказанной книге я нашел интересные данные. которые легко проверить.
Канишка, великий кушанский царь, созвал четвертый буддийский собор в кашмирской долине в 87 г. н.э. С того времени Кашмир стал источником буддизма махаяны, который распространялся кашмирскими миссионерами в Средней Азии, Китае и Юго-Восточной Азии. В этот период Кашмир стал центром азиатской цивилизации и был связан со знаменитым шелковым путем — великим трансазиатским торговым маршрутом, соединявшим Рим с Китаем.

Эта фраза "работает" на караванную гипотезу в широком аспекте!
Вообще, мне очень нравятся карты переселений древнего человечества и его "семей", которые создаются генетиками. Я уверен, что в будущем удастся создать КАРТЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИДЕЙ от одного региона к другому. И это будет наука история ХХI века.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 13 сен 2012, 14:33

Интересный текст из предисловия переводчика к книге Нотовича "Неизвестная жизнь Иисуса Христа".
(Понятно, что книге не стоит доверять как надежному источнику, но...

Первым англичанином, посетившим Тибет, был Джордж Богль, который в 1774 году прибыл с посольской миссией от Уоррена Гастингса к ламе города Шигатзе. Мистер Богль оставался некоторое время в Тибете, но никаких записей о своем путешествии не опубликовал.
Однако из письма мистера Стюарта сэру Джону Принглу, касающегося этого посольства, становится ясным, что мистер Богль был поражен совпадениями, найденными Дезидери, как это будет видно из приведенных далее строк «Британской Энциклопедии», том 20, 1810 год, которые, я полагаю, не появлялись ни в одной из более поздних энциклопедий: «Существует старое представление о том, что религия Тибета — это извращенное христианство, и даже отец Дезидери, иезуит, посетивший страну в начале нашего (восемнадцатого) столетия, полагает, что способен соотнести их таинства и обряды с нашими, и с поистине мистической прозорливостью настаивает на том, что они (тибетцы) определенно хорошо осведомлены о Троице… Истина заключается в том, что религия Тибета, откуда бы она ни проистекала, весьма чиста и проста, в ее источниках передается весьма возвышенное понятие о Божестве, безо всякой приземленной системы морали, но в развитии она значительно изменена и искажена мирянами».
Дю Хальд переводил письма Ипполита Дезидери с итальянского на французский, и в одном из них, посланном из Лассы 10-го апреля 1716, священник пишет:
«Что же касается их религии, то Бога они называют „Кончок“ и, кажется, имеют представление о Троице, так как иногда называют Его „Кончокчик“, или Единый Бог, а иногда „Кончоксум“, или Триединый Бог. Они имеют четки, пользуясь которыми, произносят: „Ом, Ха, Хум“. Как они говорят, Ом означает разум, или руку, — то есть власть; Ха — это слово; и Хум — это сердце, или любовь; и вот эти три слова обозначают Бога».
Иезуит Грубер и Гораций де ла Пенна, глава миссии капуцинов, отмечали сходство, существующее между их собственной религией и религией Тибета. В основании их выводов лежали: (1) одежда лам, которая не отличалась от одеяний апостолов на древних изображениях; (2) их субординация, имеющая некоторые сходства с церковной иерархией; (3) сходство определенных тибетских церемоний и римских ритуалов; (4) их представления об инкарнации и (5) их моральные принципы.
Гербиллон упоминает некоторые из их церемоний, например: (1) использование святой воды; (2) молебны, молитвы за умерших, и добавляет: «Их одеяния такие же, в каких изображали апостолов, они носят митры, как епископы; и даже их Великий Лама для них почти то же, что римский папа для римлян».
Грубер идет еще дальше: он утверждает, что хотя ни один европеец или христианин никогда доселе не бывал в Тибете, тем не менее, тибетская религия совпадает с римской по всем существенным моментам. Так, там причащаются хлебом и вином, соборуют, благословляют супружеские пары, молятся над больными, участвуют в процессиях, славят мощи идолов (он должен был бы сказать «святых»), имеют мужские и женские монастыри, поют хоровые молебны, как и римские монахи, соблюдают жертвенные посты в течение года, налагают весьма суровые епитимьи, — среди которых есть и бичевание, —посвящают епископов и рассылают миссионеров, которые живут в крайней нищете и странствуют босиком через пустыни до самого Китая. «Это я видел собственными глазами», — добавляет Грубер.
И даже такое удивительное сочетание совпадений — еще не все. Брат Гораций де ла Пенна, — которому, впрочем, не стоит слишком доверять, — говорит:
«В основе своей религия Тибета — это двойник религии римской. Они веруют в единого Бога и Троицу, в рай, ад и чистилище; они совершают ектеньи, раздают милостыню, молятся, отпевают умерших; имеют ряд монастырей, полных послушников и монахов, которые помимо трех обетов — бедности, послушания и любви к ближнему — дают еще несколько других. У них есть духовники, которых избирают главы религиозных общин, и которые получают разрешение от Ламы или епископа, без коего не могут выслушивать исповеди или налагать епитимьи. Они используют святую воду, кресты и четки».
Господин Хук, который путешествовал в Тибет в 1844-46 гг., пишет о схожести ламаистских богослужений с католическими: «Крест, митра, далматик, мантия, которую Верховные Ламы надевают в поездки, службы с двумя хорами, пение псалмов, экзорсизм, кадила, висящие на пяти цепях, благословения, четки, безбрачие духовенства, духовное уединение, поклонение святым, посты, процес shy;сии, литании, святая вода — все это одинаково в нашей и буддийской религиях».
«Далее, можно ли сказать, что все эти аналоги христианского происхождения? Мы полагаем, что да. Мы на самом деле не обнаружили ни в традициях, ни в па shy;мятниках этой страны ни одного твердого доказательства о таком заимствовании, тем не менее, вполне разумно выдвинуть предположения, наиболее приближающиеся к правдоподобию». (Святой Варфоломей. Полагают, что этот апостол дошел до самой Индии, проповедуя Евангелие, поскольку Евсевий упоминает, что известный философ и христианин по имени Пантаен нашел здесь — среди тех, кто все еще хранил провозвестие Христа — Евангелие от Матфея, переписанное, как утверждает традиция, Святым Варфоломеем, одним из двенадцати апостолов. Упоминание о Евангелии Святого Варфоломея есть в предисловии к «Нотшек» («Наставления») Оригена, но было принято считать рукопись поддельной, и она была отнесена епископом Геласием к апокрифическим книгам ).
Из фрагмента седьмого тома «Путешествий» Пинкертона под названием «Описание Тибета» явствует, что «некоторые миссионеры полагают, будто в древних ламаистских книгах хранятся следы христианской религии, которая, как они думают, проповедовалась здесь в апостольские времена».
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Gurga » 14 сен 2012, 08:59

Слово и дело.

Заповеди гласят: не прелюбодействуй, не пожелай жену ближнего.
Это слово.

А Сам, Сам от кого родил мессию? От замужней женщины!
Это дело.

Сравните рождение сына от земной женщины и мифы Древней Греции (Геракл, Персей).
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений » 14 сен 2012, 09:38

Евгений Беляков писал(а):...В вышеуказанной книге я нашел интересные данные. которые легко проверить.
Канишка, великий кушанский царь, созвал четвертый буддийский собор в кашмирской долине в 87 г. н.э. С того времени Кашмир стал источником буддизма махаяны, который распространялся кашмирскими миссионерами в Средней Азии, Китае и Юго-Восточной Азии. В этот период Кашмир стал центром азиатской цивилизации и был связан со знаменитым шелковым путем — великим трансазиатским торговым маршрутом, соединявшим Рим с Китаем.

Эта фраза "работает" на караванную гипотезу в широком аспекте!
Вообще, мне очень нравятся карты переселений древнего человечества и его "семей", которые создаются генетиками. Я уверен, что в будущем удастся создать КАРТЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИДЕЙ от одного региона к другому. И это будет наука история ХХI века.

Евгений, даже если вы найдёте что-то действительно общее между буддизмом и христианством, не увлекайтесь, а сначала копните глубже - Махавира, Конфуций, Заратуштра - все жили лет по за пятьсот до Будды и Христа, но и у них вы найдёте это общее... Вы сопоставляете поверхностную информацию, вы корку засохшей грязи над пересохшим ключом изучаете, впечатления ограниченных людей (англичан на Тибет приехавших, которые ничего не знали, кроме того что дома, и того что тут перед ними развернулось), за откровение принимаете. Буддизм вторичен просто потому, что он развился из шиваизма как философствование на тему ощущений медитации, это - упрощенный, обездушенный тантрический шиваитский культ, а христианство - вообще искуственный конструкт александрийских философов по заказу римских императоров. Я не отрицаю святость или божественность Будды или Христа, я лишь говорю, что всё, что до вас дошло - уже обпиарено, обголивужено, на службу Римской или Североиндийской национальной идее болевым приемом поставлено, а потом профукано, а истоки чтоб понять, надо через Конфуция и Заратуштру до шаманизма дойти.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1130
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Буддизм и христианство имели общий исток?

Сообщение Евгений Беляков » 14 сен 2012, 11:45

Конечно, правильно: необходимо рассматривать еще один пласт искажений: то, что называют "государственный пиар".
Чьи-то интересы и т.д. К примеру, тот вариант рассказа о евангельских событиях, что в текстах Нотовича, Рериха и др., вряд ли смог бы укрепиться в Риме. Там получается, что Христа казнил Пилат, тогда как священство было против. Наместник, как известно, был весьма злобным и жестоким человеком и считал Иисуса "Царем Иудейским" (и что интересно, титул "Христос" именно это и значил, и некоторые римские императоры также назывались "Христами"). В тибетских текстах именно иудейские священники умыли руки, а не Пилат. Поверить хочется, скорее, в эту версию, т.к. переделка текста при адаптации христианства в Риме весьма логична (перенос вины с римлян на евреев со всеми глубочайшими историческими последствиями для последних). Однако, возможно, что вся эта история с тибетскими "евангелиями" - просто типа коммерческий проект, и кто-то из его организаторов учел национальные интересы евреев. Я в это тоже могу поверить.
Вообще во всей этой истории меня-то заинтересовала лишь приписка переводчика.
Сегодня знакомый пастырь-баптист рассказал мне, что, изучая мифы и религию на Кавказе, он встретился там с прямыми "аналогами" или следами древнего влияния христианства (в рамках совершенно другой мифологии), возможно, несторианства, и обещал дать мне ссылки. Удачно, что здесь, в Крыму, меня окружают люди, которые могут помочь.
И еще по поводу Тибета. Я, конечно, осознаю, что Индия и Тибет - разные страны.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 1