Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Сергей Заграевский » 06 окт 2012, 23:46

Уважаемые историки! Историк архитектуры (то есть я) вновь просит прокомментировать статью и высказать замечания. Это мой почти что первый опыт в "чистой" истории (хотя и с уклоном в проблемы градостроительства), и совет профессионалов очень важен. Да и тема интересная.

Статья "К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова" здесь:

http://zagraevsky.com/bogolubsky.htm

Заранее спасибо!
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Лемурий » 08 окт 2012, 11:36

Доброе утро, уважаемый Сергей Вольфгангович! Рады снова Вас видеть среди участников Форма НГ.

С большим интересом прочитал Вашу новую статью:

"К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова".

Так понимаю, Вас интересуют аргументы против Вашей версии? Такие есть.

1. Основным Вашим аргументом против общепринятой версии "князя в честь города" является:

"Но древнерусская традиция прозвищ князей никогда не была связана ни с местами их рождения, ни с местами княжения" - такой пример имеется: Иван Ростиславич (Берладник) от имени города Берладъ, несмотря на то, что он был звенигородским и галицким князем. Причем именуется "Иван Береладник (Бердъланик)" за тот же 6666 год см. (Никон.1158), где и Андрей назван "Боголюбивым".

2. Вы пишите:
"Весь приведенный нами набор соображений о «боголюбии» Андрея (и, возможно, о «любви к нему Бога») является дополнительным аргументом в пользу версии происхождения названия города Боголюбова от почетного титула князя – «Боголюбивый» либо «Боголюбимый», что в Древней Руси могло звучать и как «Боголюбский»..."

Подобным прозвищем могли именовать князя только клирики, но был ли он для них таковым? Что Андрей сделал для Церкви, кроме строительства красивейших церквей в Боголюбово:

- похитил икону Богородицы из Вышгорода;

- в 1169 году разорил Киев, разграбил Святую Софию, пожег Киево-Печерский монастырь;

- в 1170 году организовал поход на Новгород и его пожег бы бы и разорил, если бы не отчаянное сопротивление новгородцев во главе с Романом Мстиславичем ("буй Романе" из СПИ), суздальцы бежали и их пленили столько, что продавали после этого похода за бесценок "по две ногаты" - позор, за который Автор СПИ призывает отомстить его сводного брата Всеволода Большое Гнездо "Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ".

3. Вы пишите: "название города Боголюбова не вписывается ни в один из перечисленных мотивов. Какой-либо особый, уникальный мотив (в том числе и «место, любимое Богом») аналогов не имеет, а значит, может рассматриваться лишь как творческий акт, т.е. случайность.."

В данном случае нельзя игнорировать летопись, свидетельствующую:"сътвори град и нарече ему имя: се есть место Боголюбимое..."(1-я Новг. 6663) т.е. нарече - аорист, 3-го л., ед. ч., т.е. не народ назвал, а САМ Андрей Боголюбский.

4. В летописях, действительно, Андрей называется "Боголюбивым" и ДО 1158 года (основания Боголюбова), что не противоречит, как Вы совершенно правильно заметили, ранним именованиям "христолюбивый", "боголюбивый". Стоит обратить внимание, что именование именно "Боголюбский" (в частности, по Никоновской летописи) он получает как раз после основания города.

5. Вы пишите: "наличие основанного князем Андреем города Боголюбова (тем более такого, в котором много лет была княжеская резиденция и который даже гораздо позднее Даниил Заточник упоминал в качестве символа счастья и процветания", здесь небольшое уточнение: Даниил Заточник претендовал не на город, Боголюбово никто не завоевывал, а на кафедру в одной из церквей Боголюбова. Но об этом подробно в моей статье, которую могу переправить на Ваш e-mail или в РусАрх на Ваше имя. В статье найдете ответ на свой старый вопрос.

P. S. Не могли бы Вы помочь с материалом по расшифровке символики фасадной скульптуры в теме "Звериный стиль" древнерусских соборов XII-XIII вв

С Уважением,

= Алексей Макаревич =
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Сергей Заграевский » 12 окт 2012, 08:11

Уважаемый Алексей!
Большое спасибо за замечания, буду над ними думать. С Берладником все не так просто, потому что не он основал город Берлад, а "берладниками" вообще звали беглецов. Но формулировки уточню. Это же касается и остальных замечаний.
Буду благодарен, если пришлете статью о Заточнике (zagraevsky@mail.ru). А что именно нужно по "звериному стилю"? Мое мнение? Я его высказывал еще давно и с тех пор точку зрения не поменял:
http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm
Там есть и кое-какие ссылки на попытки расшифровки.
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Лемурий » 12 окт 2012, 11:45

Уважаемый Сергей Вольфгангович, добрый день!

Обещанную статью на Ваш почтовый ящик выслал. Что касается Берладника:

Сергей Заграевский писал(а):С Берладником все не так просто, потому что не он основал город Берлад, а "берладниками" вообще звали беглецов.

Действительно, самого поселения Берлад не основывал, но город он стал известен со времен Ивана Ростиславича (первое упоминание города Ипат.1174, ст.203), но его прозвище именно от этого топонима:

    "...Случайные известия о берладниках, получивших своё название от города Берлада, или Бырлата, на юге Молдавии, позволяют видеть в них предшественников позднейших бродников. В их числе должны были находиться беглые холопы, смерды, разорённые горожане. Таким образом, склонность смердов к Берладнику не случайна, как не случайна и особая ненависть к нему старших князей. Недаром же Юрий Долгорукий обращался с Иваном, как с преступником, держал его в оковах и готов был выдать его на расправу Ярославу. Ещё ранее против Ивана Ростиславича была создана целая коалиция князей. Ярослав Галицкий «подмолвил князей русских и короля (надо понимать - венгерского) и польских князей, чтобы были ему помощники на Ивана». Это объединение князей объясняется общим страхом перед Берладником как руководителем движения городских и сельских низов..."
    -----
    Тихомиров М.Н. Древнерусские города

Сергей Заграевский писал(а): А что именно нужно по "звериному стилю"? Мое мнение? Я его высказывал еще давно и с тех пор точку зрения не поменял: http://zagraevsky.com/dolgoruky6.htm Там есть и кое-какие ссылки на попытки расшифровки.

Спасибо огромное за ссылку, не читал ранее - изучу. Интересны "слон" Юрьева-Польского, образ "Дива" - грифона, мирового древа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Сергей Заграевский » 12 окт 2012, 19:03

Статью получил, спасибо. Соображения в ответе высказал.
С Иоанном Берладником в любом случае иначе, чем с Боголюбским даже по версии Жития: Берлад - берладники - Иоанн Берладник. А это совсем другое дело. Он Берладник из-за того, что всю жизнь бегал, а не из-за того, что Берлад основал.
О слонах и грифонах я высказывался в приведенной ссылке.
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Лемурий » 15 окт 2012, 10:23

Сергей Заграевский писал(а):с Боголюбским даже по версии Жития: Берлад - берладники - Иоанн Берладник. А это совсем другое дело. Он Берладник из-за того, что всю жизнь бегал, а не из-за того, что Берлад основал...

Большое спасибо за подробный ответ. Взгляд на Даниила Заточника, в том числе и на упоминание Боголюбова, зависит от его социального статуса. Он клирик, но не "дружинник", "холоп" или "скоморох", как предполагалось ранее. Подробно напишу в ответе.

Безусловно, у каждого прозвища своя индивидуальная предыстория, на 100% совпадении истории именования поэтому не буду настаивать, НО Берладник получил свое прозвище от города Берлад, в котором скрывался и откуда делал набеги, как и Боголюбский от города Боголюбова, который основал. У обоих прозвища от топонимов.

Кстати, согласно В.Н. Татищеву Бердланик привлекал для грабежей придунайских половцев, а не белгецов:

И стал Иван [Берладник] с половцами во градех по Дунаю, чиня разбой и грабления, взял 2 судна на Дунае со многим богатством, також рыболовов галицких грабил...
-------
Татищев В.Н. «История Российская» в 7 т., т. III, М-Л, 1964, с.65

Про союз Берладника с придунайскими половцами пишет и С.А. Плетнева:

    "...На западных от Приднепровья землях, помимо орды «диких половцев», о которой мы говорили в предыдущей главе, где-то примерно в степях бассейна Буга локализовалась крупная куманская орда. Под 1159 г., видимо, именно об этой орде писал летописец. Русский приднестровский князь Иван Берладник, заключив военный союз с половцами (естественно, с ближайшей к нему ордой), ходил на «подунайские земли», взял там «товара много» и затем, по словам летописца, «пакостяше» галицким рыбакам, подойдя к галицким городам Кучелмину и Ушице. Однако он не разрешил половцам взять и ограбить эти городки, и обиженные кочевники отошли от него: «...разгневашеся половци, ехаша от Ивана» (ПСРЛ, II, с. 497)..."
    --------
    Плетнева С.А. ПОЛОВЦЫ, Москва, 1990, С.103
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Сергей Заграевский » 15 окт 2012, 14:49

Здесь возможны 2 варианта: то ли Иоанн бежал в Берлад и получил прозвище от этого, то ли просто был изгоем-беглецом-берладником. Второе я вижу более вероятным, т.к. "берладник" было вполне обычным прозвищем беглецов, а чтобы назвали по конкретному месту бегства - так мало ли кто из русских князей куда убегал, и никого не называли.
Это вопрос методологии: если есть аналоги, то это исторически обоснованный (пусть не на все 100%) факт, если нет - то домысел.
И в любом случае к Боголюбскому Берладник как аналог неприменим, т.к. не Иоанн основал Берлад, и не был Берладским князем: это была вообще территория Венгрии, никто бы там ему не дал основывать и править.
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Лемурий » 15 окт 2012, 17:16

Сергей Заграевский писал(а):И в любом случае к Боголюбскому Берладник как аналог неприменим, т.к. не Иоанн основал Берлад, и не был Берладским князем: это была вообще территория Венгрии, никто бы там ему не дал основывать и править.

Уважаемый Сергей Вольфгангович, не подумайте, что "спорю" с Вами, просто уточняю, как Вы и просили в первом же посте этой темы.

Не все историки считают, что Берладь была всегда Венгерской территорией и никогда не принадлежала Ивану Берладнику:

    "Ивану Ростиславичу удалось вырваться из осажденного города и бежать на Дунай, в область Берладь. С той поры он превращается в служилого, наемного князя, русского кондотьера, и к нему в источниках прочно пристает прозвище «Берладник»*..

    Здесь, в низовьях Дуная, он начал собирать войско из вольных людей, издавна сходившихся в эту землю, свободную от какой бы то ни было княжеской власти. Его целью был поход на Галич. «И придоша к нему половци мнози, и берладника у него скупися 6000, и пойде къ Кучелмину…»**. На время Берладь, область в низовьях Дуная и Днестра, оказалась в руках Ивана Ростиславича.

    * Подробно об Иване Ростиславиче см.: Толочко П. П. Іван Берладник // Толочко П. П. Історичні портрети. Київ, 1990.
    ** Летопись по Иипатскому списку. С. 341. Берладниками летописец назвал приверженцев из местного вольного люда.

    -------
    Котляр Н. Ф. Княжеская администрация в Древней Руси

Область Берладь - топоним, давший прозвище Ивану Ростиславичу Берладнику;

Город Боголюбово - топоним, давший прозвище Андрею Боголюбскому.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боголюбов и Боголюбский: вопрос первичности

Сообщение Сергей Заграевский » 15 окт 2012, 20:22

Где Галич, и где Берлад... За двумя большими реками...
В любом случае спорный факт (прямое топонимическое происхождение прозвища Берладника) не может считаться подтверждением другого спорного факта (топонимическое происхождение прозвища Боголюбского). Это, опять же, общая методология.
В статье я, кстати, сделал необходимую оговорку в примечаниях. Спасибо за то, что вспомнили страдальца Иоанна :D
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron