Gosha » 03 ноя 2012, 13:22
СРАВНЕНИЕ ТЕКСТОВ ПОВЕСТИ
1. «...князь Андрий Полоцкии с полочаны...» («пльсковичи» в Новгородской 4-й,
«пьсковичи» в Софийской 1-й).
2. «...Мамаи ста за Дономъ со всими силами, возбуяся и гордяся...».
3. «...и нача выход ему давати да и силу свою в помощь к нему присылати...» («слати»
в Новгородской 4-й и Софийской 1-й).
4. «...а друзи реша: «не ходити, понеже зело умножишася врази наша: не токмо татарове
но и литва, рязанцы» — не хотяху ити за Дон».
5. «Мамаи же ... смутися сердцемъ и умомъ...».
6. «Князю ... пришедшю за Дон в поле чисто в Мамаеву землю на усть Непрядвы реки. И
став ту князь велики по достоянию полки разрядив и воеводы учинив. И быша у него тогда
в передовомъ полку по божественеи вере самобратныя князь Ондреи и Дмитреи Олгердовичи,
да боярин и воевода Микула Васильевич, да князь Федор Романович Белозерскии. А у себя
же имеяше князь велики Дмитреи в полку некоего боярина своего и воеводу Ивана Родивоновича
Квашню, да боярина же своего и воеводу Михаила Брянка, да князя Ивана Васильевича
Смоленского. А с правои руки воеводы учини: князя Андрия Федоровича Ростовского, да
Федора Грунку, да князя Ондрея Федоровича Стародубскаго. В левои руки воеводы учини:
князя Васильевича Ярославского да Лва Морозова, да князя Федора Михаиловича Моложскаго.
В сторожевомъ полку тогда воеводы учини: Михаила Иванова сына Окинфовича да князя
Семена Костянтиновича Оболенского, да брата его князя Ивана Поружскаго, да Андрея
Серкиза, иныя же свои полкы многи разрядив и воеводы учини. В западном же полку, в
дубравах утаив благороднаго и храбраго брата своего князя Владимера Андриевича да с нимъ
некоего мужа мудра и храбра Дмитрия Михаиловича Волынца, да князя Романа Михаиловича
Брянского, да князя Василья Михаиловича Кашинского, да князя Романовича Новосилского.
Исполчився, поидоша противу себе. Господь Бог един вождаше его…»
7. «...извлекоша оружия обоюдуостри в руках ихъ, яко («и» в Новгородской 4-й и
Софийской 1-й) орли разбивахуся...» («сбирахуся» в Новгородской 4-й и Софийской 1-й).
8. «Самъ же князь великии Дмитреи Иванович восхоте наперед подвизатися: увидев
окоянныя полки татарския, наеха наперед в сторожевых полцех на поганнаго царя Теляка,
нареченнаго плотного диавола Мамая. Паче («таче» в Новгородской 4-й и Софийской 1-й)
потом, недолго попустя, отъеха князь велики в полкъ, но воеводы удержаша его, не даша ему
наперед своим полком битися. А се, поиде великая рать Мамаева...».
9. «И рече слово псаломъское: «братие! Богъ намъ прибежище, сила» — и проче псалма того».
10. «...яко же сему великому князю Дмитрию Ивановичю всея Русии. И в те же поры
хотяше князъ Владимер Андреевич своим полкомъ ударитися на агаряны, но Дмитреи
Волынецъ глаголаше ему: «пожди мало, господине, како будетъ время» — понеже беаше
мудръ и храбръ, и искусен многажды ратному чину. Биющем же ся им от 6-го часа и до
девятого...». (то есть к 6 часам рассвета прибавляем 6 часов получим 12 часов начало битвы, продолжалась до 15 часов. Это не точно так как час рассвета изменялся и зависел от долготы дня).
11. «...каждо бо своего супротивника искаше победити. И за мал час знамян больших
не подсекоша, а самого же великого князя велми язвиша и с коня збиша. При часе же
девятом глаголаше Волынец князю Владимеру Андреевичю: «время ти, господине княже».
И тогда потаеныи полкъ, благородныи храбрыи брат великого князя Владимер Андреевич
съ своими полки, удари на татары, и быстъ сеча велика, яко и земли двизатися, а Дон
река кровью протече, а главы аки камение валяхуся в дуброве. И рече к собе Мамаи...».
12. «...призри Господь милостивымъ окомъ на род христианскии и на вси князи руския
и на крепкия воеводы...».
13. «...воина великомученика («великаго мученика Христова» в Софийской 1-й летописи)
Георгия и славнаго великомученикаДмитрия…».
14. «…свершеннаго полку небесных великии архистратиг Михаил. Тако же и погании
вид#ша полки по воздуху парящих и избивающе их немилостивно: двои воеводы...».
15. «И вознесе Богъ десницу нашего государя христианскаго благов#рнаго царя
великого князя Дмитрия Ивановича всеа Руси на победу инаплеменник».
16. «И то слышавше темныя его вси власти и князи, вся сила татарская и вся сила
литовская и побегоша».
17. «Видев же то князь Владимер и иные многие воеводы38 (вместо подчеркнутого:
«христиане» в Новгородской 4-й и Софийской 1-й), яко татарове с Мамаем побегоша и погнаша
за ними…»
18. «И гониша их и бъюще до Мечи реки и до станов их, и взяша все богатство их
и стада; и тамо бежащих безчисленное множество погибоша; тогда же бе и руси
избито множество. И тогда же возрадовашеся радостию великою благородныи и храбрыи
князь Владимер Ондреевич о побежении агарян. И восстав пов#ле на костех трубити
собранными трубами, и не обретося тогда в собрании сам благородныи и великии князь
Дмитреи Иванович. И оскорбеся тогда благородныи князь Владимеръ Андреевич и с
ним оставши вои его. И повеле князь Владимер искати великого князя в трупия, жива
или умерша, и глаголя: «Аще кто наидет первоначалника нашему спасению, сеи первыи
будет». И разидошася полцы по дубравамъ, и начаша искати великого князя. И некто
от благородных храбрых воин, костромичи родом, а быша в полку у воеводы Ивана
Родивоновича: Федор Сабур да Григореи Холопищев. Наидоша великого князя в дуброве
под сеченным древом, велми язвена лежаще. Падше поведаша ему, яко побежени быша
агаряне: милостию Вседержителя Бога и твоимъ благороднымъ подвигомъ. И тогда
приидоша к нему брат его князь Владимер Андреевич и вси вои его, падше пред ним и
поведаша ему побежение агарян. И тогда благородныи велики князь Дмитръи Иванович
встав и виде брата своего князя Владимера и все воинство свое здраво, а погании
побежении, и возрадовася духомъ зело, глаголя: «Слава тебе, Господи Вседержителю
Боже и Творче всяческих, яко сотворил еси нам сие по велице милости Твоеи, и не
попусти врагомъ нашимъ вконецъ одлъти за наша согрешения и помилова нас по
велицеи Своеи милости». Тогда целовав брата своего и вся оставши его воеводы и
воинство и нача ъздити по побоищу. И наъха тогда убитых воевод своих на побоищи.
Тогда же на том побоищи…». В Новгородской 4-й и Софийской 1-й летописях вместо всего
подчеркнутого: «и тамо б#жащих бесчисленое множество побишя, князи же полци гнаша съдомлян
бьюще до стана их, и полониша богатства много и вся им#ниа их и вся стада содомскаа»
(цитировано по Новгородской 4-й).
19. «...мнози бо на той брани побъены быша. А поганных агарян избитых не бъ числа:
по дубровамъ главы аки камение валяшеся. А самому же великому князю...».
20. «...силою литовскою и ляцкою...».
21. «Но мы сию побъду оставльше и на предлежащее возвратимся». (В Новгородской
4-й летописи вместо подчеркнутого «бесъду») (в списке Карамзина – «бъду»). (В Софийской 1-й летописи этой фразы нет).
22. «Князь же великий ... на костех татарских, утер поту своего с дружиною своею».
23. «Мамай не во мнозе убежа дружине и прибежа во свою землю (добавлено: «в мале
дружине» в Новгородской 4-й и Софийской 1-й), видя себя бита...».
Согласно гипотезе А. А. Шахматова, все это (за исключением, конечно, случаев явной
порчи текста — № 7, 20 и нескольких сомнительных) должно признать дополнениями и
исправлениями, внесенными по московской великокняжеской летописи. Но тогда возникает естественный вопрос: в каком соотношении находятся текст исправленный (то есть Повесть в НЛД) и тот текст, на основании которого эти исправления и дополнения вносились? Примеры, идущие почти по всей Повести, заставляют полагать, что оба текста должны были быть приблизительно тождественны (по крайней мере, по составу).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов