Gosha » 03 ноя 2012, 15:09
31. Пересвет Александр (?–1380), брянский и московский боярин, позднее монах. Убит в сражении. Пространная летописная повесть о Куликовской битве, перечисляя убитых в бою князей, московских бояр и воевод, называет его имя с оговоркой: "Бывъ преже бояринъ Дьбряньскыи". Таким образом, Александр Пересвет после выезда в Москву из Брянска вошел в число привилегированных слуг великого московского князя. Исследователи по-разному датируют выезд Пересвета на службу Дмитрию Московскому. А. Л. Никитин считает, что Ослябя и Пересвет выехали в 1379 году. В них он видит бояр бывшего брянского и трубчевского князя Дмитрия Ольгердовича. В. Л. Егоров полагает, что свой боевой опыт Ослябя и Пересвет получили в результате кампаний "против литовцев конца 60-х – начала 70-х годов XIV века". "Крупные военные силы великого князя, – как отмечает исследователь, – действовали тогда именно под Брянском и Любутском, так что в исходе борьбы Пересвет и Ослябя были кровно заинтересованы. Отсутствие ощутимых для них результатов в противоборстве с Ольгердом могло послужить одной из причин или поводов ухода в монастырь". В. А. Кучкин считает, что "Задонщина свидетельствует, что Ослябя и Пересвет были братьями, но не родными, а двоюродными или даже троюродными. Возможен и другой вариант, по которому они названы братьями потому, что оба являлись постриженниками одного монастыря. Пересвет и Ослябя принадлежали к числу митрополичьих бояр, одной из обязанностей которых было участие в военных походах московского князя. А. В. Кузьмин относит выезд этих бояр на Москву к эпохе первой или второй Литовщины, то есть в 1370 – 1371 годах. Поводом для оставления Брянска могли стать действия брянского литовского наместника Василия в 1370 году, когда произошел массовый исход брянских бояр на Москву. В числе таких беглецов могли оказаться Ослябя и Пересвет. Протекция митрополита, по-видимому, помогла им занять видное место при дворе великого князя Дмитрия. Как доказывает А. В. Кузьмин, одна из вотчин Александра Пересвета ("Пересветовы купли") располагалась неподалеку от митрополичьей волости Алексин на левой стороне реки Оки. Вотчины Пересветовых в конце XV – середине XVI веков располагались уже только к северу от Москвы. А. А. Титов и А. А. Зимин указывают на тесную связь Пересветовых с Ростовом. В синодиках XVII – XVIII веков местного Успенского собора сохранились поминальные записи рода "Дмитрiя Пересвoтова", "Пересвoтовъ", "митрополичья сына боярского Афнасiя Пересвoтова" и "Александра Пересвoтова". Потомки Александра Пересвета в конце XV века владели вотчинами на родине преподобного Сергия Радонежского. Пересветовы с середины XV века начинают активно упоминаться в источниках. Светская служба при дворе великого князя в XVI веке постепенно уступает место духовной карьере и службе у ростовских архиепископов и митрополитов. Александр Пересвет – одна из эпических фигур в цикле летописных и литературных произведений о Куликовской битве. "Задонщина" посвящает Пересвету целый эпизод, вкладывая в его уста возвышенную речь перед московским князем о необходимости борьбы с врагом не на жизнь, а на смерть: "Государь князь Дмитрий Иванович, лучше ж бы нам, господине, посеченными быти, нежели полоненными быти от поганых татар". "Задонщина" указывает, что Пересвет сражался во время битвы, а Ослябя предсказал ему смерть от рук врагов. Такое внимание к фигуре Пересвета, как считают исследователи, говорит о том, что Пересвет являлся воеводой, который во время битвы руководил одним из воинских отрядов. В ином и более расширенном варианте участие Александра в событиях Куликовской битвы описывает "Сказание о Мамаевом побоище". Во время посещения Троицкой обители перед походом на Куликово поле князь Дмитрий Московский просит у Сергия Радонежского Пересвета и Ослябю: "Дай же мне, отче, двух воинов от полка своего...". Так оба брата попали в состав общерусского войска. Согласно "Сказанию...", Пересвет сражался под командованием Владимира Александровича Всеволожа Дорогобужского в Передовом полку. "Сказание..." высоко возносит Пересвета, отдавая ему честь начала Куликовской битвы в поединке с ордынским богатырем. "Съехались, ударились крепко, едва место под ними не проломилось, и пали оба с коней своих на землю ту и скончались оба". Позднее к этому эпизоду не раз обращались поэты, писатели, художники, писавшие о Куликовской битве. Однако в данном случае "Сказание..." противоречит "Задонщине", которая ни о каком поединке не упоминает; Александр Пересвет, согласно "Задонщине...", сражался во время битвы и не погиб в самом ее начале. Возможно, поединок Пересвета с ордынцем являлся одним из литературных эпических легендарных сюжетов, которыми насыщено "Сказание...", так как подобные поединки были характерны для более раннего времени и не для столь масштабных сражений, каковой являлась Куликовская битва. На страницах "Сказания..." Пересвет упоминается еще один раз, когда Дмитрий Донской объезжает поле битвы, видит убитого Пересвета и называет его "починалником" битвы. Согласно легенде, Александр Пересвет был похоронен вместе с Андреем Ослябей в Старом Симоновом монастыре.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов