Битва на реке Нева в 1240 году.

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 10 ноя 2012, 11:35

Невская битва, битва между русскими и шведскими войсками на реке Неве 15 июля 1240 года. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы и города Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командованием зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан (пехота); к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. Если за это сражение Александр получил почетное звание, значит оно (сражение) было чем то славное. Нет точных данных о масштабах битвы. Она не была ординарной.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 10 ноя 2012, 14:06

ЛАДЬЯ НОВГОРОДСКАЯ

Изображение
После выхода новгородской земли из состава Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. Ее столица "Господин Великий Новгород", находясь на стыке торговых путей "из варяг в греки" и Волжского, стал одним из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси.
Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысяч пудов груза, то есть около 100 тонн (по некоторым источникам - до 200 тонн грузов).
Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд "варили" железо, широко применяли металлические крепления.
Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 квадратных метров, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов (50 человек).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 10 ноя 2012, 14:09

ЛАДЬЯ ПОМОРСКАЯ

Изображение
Ладья Поморская XVI-XVII века
Для плавания во льдах поморы строили особо прочные суда, в частности морские (заморские) ладьи, предназначенные для дальних плаваний. Поморская ладья XIII века была наборным палубным судном с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека с люками на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика (капитана) и хранились мореходные инструменты, в носовом размещалась команда из 25-30 человек и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в среднем отсеке был грузовой трюм глубиной до 4 метра. Грузоподъемность большой ладьи до 200 тонн (в начале XVI века - до 300 тонн), длина - 18-25 метров, ширина 6-8 метров, высота борта 2,5-3,5 метров, осадка - 1,5-2,7 метров. На ладье были бушприт и три мачты: первые с прямыми парусами, последняя - с гафельным. Площадь парусов достигала 460 квадратных метров, что позволяло при попутном ветре проходить до 300 километров в сутки. На больших ладьях было по два якоря массой до 0,5 тонны каждый и, кроме того, один запасной. Якорные канаты длиной 140 м изготовляли из кожи, позднее из пеньки. Якоря выбирали вручную обычным воротом. Ладья могла вместить 50-60 воинов и до 10 лошадей или 80 воинов без лошадей (всего с командой до 100-110 человек).
Последний раз редактировалось Gosha 11 ноя 2012, 12:43, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Гридь » 10 ноя 2012, 20:34

Gosha писал(а):... Если за это сражение Александр получил почетное звание, значит оно (сражение) было чем то славное. Нет точных данных о масштабах битвы...

Своё знаменитое прозвище Александр Ярославич получил значительно позже своей смерти. Потому оно, прозвище, ровным счётом ни о чём по поводу сражения не говорит.
Gosha писал(а):... Она не была ординарной.

Обычная средневековая мелкая стычка, каких было пруд пруди.
Исторический форум "Клио": http://kleio.ru/index.php

Записки из крымского подполья: http://grid-ua.livejournal.com/
Аватара пользователя
Гридь
aka Архивариус
aka Архивариус
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 20:56
Откуда: Кърчевъ

Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Гридь » 10 ноя 2012, 20:37

Gosha писал(а):После выхода новгородской земли из состава Киевской Руси...

Так и видятся при этих словах стояние толп народа на лобном месте, какой-нибудь посадник, взобравшийся на телегу и бичующий князя киевского, и принятие декларации о новгородском суверенитете. :lol:
Исторический форум "Клио": http://kleio.ru/index.php

Записки из крымского подполья: http://grid-ua.livejournal.com/
Аватара пользователя
Гридь
aka Архивариус
aka Архивариус
 
Сообщения: 517
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 20:56
Откуда: Кърчевъ

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 10 ноя 2012, 21:22

Гридь писал(а):
Gosha писал(а):После выхода новгородской земли из состава Киевской Руси...

Так и видятся при этих словах стояние толп народа на лобном месте, какой-нибудь посадник, взобравшийся на телегу и бичующий князя киевского, и принятие декларации о новгородском суверенитете.

Лобное место, где это в Новгороде? В Киеве, где? Это при Иване III или IV, когда вечевой колокол привезли на Москву.
Последний раз редактировалось Gosha 11 ноя 2012, 12:31, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 10 ноя 2012, 21:42

Гридь писал(а):Своё знаменитое прозвище Александр Ярославич получил значительно позже своей смерти. Потому оно, прозвище, ровным счётом ни о чём по поводу сражения не говорит. Обычная средневековая мелкая стычка, каких было пруд пруди.

Может быть, может быть, только на сколько мелкая баталия то. На скольких кораблях приплыл Свеи, сколько было народа в лагере у устья Ижоры и сколько было у Олександра. Почему назвали, тогда Невским, а не Псковским, Теплым или Чудским. Представте себе Александр Ярославич Чудин, звучит.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Аларих » 11 ноя 2012, 09:15

Вообще-то в 13-м веке даже двухмачтовые суда были крайне редки, а в существовании трёхмачтовых сомневаюсь. Ганзейские коги, например, были обычно одномачтовыми даже в более поздние века.
Также не уверен в наличии гафельных парусов в то время. Их даже во времена Колумба не было. Вплоть до конца 16-го века использовались прямые либо латинские паруса.
Поморские суда (лодьи и кочи) имели прямые паруса, которые спускались вместе с реями с помощью специального фала, на манер парусов скандинавских драккаров. Хотя поморские паруса были заметно уже скандинавских.
Правильнее, кстати, "лодья", а не "ладья".
К тому же "Поморская ладья XIII века" звучит вряд ли правильно. Само слово "поморы" появилось в 16 веке, а в 13-м веке побережье Белого и Баренцева морей практически не были заселены русскими.
На Либрусеке много чего могут написать.
Sunja framwigis ains.
Аларих
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 13:51

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Аларих » 11 ноя 2012, 10:28

Шведы для переброски войск могли использовать суда типа драккара или кнорре. Их судостроение 13 века с эпохи викингов не сильно изменилось.
Драккары, как правило, не имели палубы, а кнорре никогда её не имели. Драккар мог перевозить до 80 пеших воинов. Более крупные драккары строились редко. Кнорре предназначался для перевозки грузов.
Перевозимые воины могли использоваться как гребцы. При попутном и близком к попутному ветре поднимали четырёхугольный парус. Он поднимался с помощью фала, который после подъёма крепился к мачте и корме и выполнял функции ахтерштага.
Более подробно о скандинавских судах раннего средневековья можно прочесть в книге Йохана фон Фиркса "Суда викингов", 1982 г.
Sunja framwigis ains.
Аларих
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 13:51

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 11 ноя 2012, 12:03

ГАНЗЕЙСКИЙ КОГГ

Изображение
В XIII — XV веках на севере Европы распространился новый тип судна — когг. Это было высокобортное судно с прямыми фор- и ахтерштевнями и одной палубой. Когг нес одну мачту с прямым парусом. Отличительной чертой когга был навесной руль — важнейшее достижение кораблестроения. На корме и носу находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями — на них в случае необходимости размещались воины. Позднее пространство под кормовым помостом зашивалось с бортов, образуя помещение, где располагались первые каюты, иногда с окнами в стенах. Когг являлся основным типом торгового судна Ганзейского Союза. Появление и развитие когга, способного к плаванию в открытом море, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблей.
Размеры судна:
длина наибольшая — 27 м
длина по ватерлинии — 20,5 м
ширина — 7,5 м
осадка — 3,0 м

Изображение
Ганзейский когг XV века
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 11 ноя 2012, 12:10

НОРМАНСКИЙ КНОРР

Изображение
Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда - кнорры. Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей.
В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов - появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило в воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру, рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль.
Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличают развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе - квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как и на шнеккере, для уменьшения площади парусности стали впервые применять рифштерты.
Размеры судна:
длина наибольшая — 17-25 м
ширина — 6-8 м
осадка — 2,0-2,5 м
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 11 ноя 2012, 12:40

Аларих писал(а):Вообще-то в 13-м веке даже двухмачтовые суда были крайне редки, а в существовании трёхмачтовых сомневаюсь. Ганзейские коги, например, были обычно одномачтовыми даже в более поздние века.
Также не уверен в наличии гафельных парусов в то время. Их даже во времена Колумба не было. Вплоть до конца 16-го века использовались прямые либо латинские паруса.
Поморские суда (лодьи и кочи) имели прямые паруса, которые спускались вместе с реями с помощью специального фала, на манер парусов скандинавских драккаров. Хотя поморские паруса были заметно уже скандинавских.
Правильнее, кстати, "лодья", а не "ладья".
К тому же "Поморская ладья XIII века" звучит вряд ли правильно. Само слово "поморы" появилось в 16 веке, а в 13-м веке побережье Белого и Баренцева морей практически не были заселены русскими.
На Либрусеке много чего могут написать.

Откройте тему история парусного флота. Нас по теме интересует придельный тоннаж для судна XIII века. Хотя ваши замечания на счет парусного вооружения верны.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 12 ноя 2012, 11:06

НОРМАННСКИЙ ШНЕККЕР

Изображение
Термин шнека в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года. Слово шнека ( от норманнского шнеккер - змея) обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20 - 24 метра, ширина - 4,2 - 5,1 метра, высота борта - 1,2 - 1,7 метра, осадка - 0,5 - 1 метра. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 тонн. Экипаж - 40 - 70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу - до 25 - 30 градусов. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 тонны. Дубовые доски обшивки крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов. Историк Струтт в своем сочинении "О норманнских древностях" упоминает, что многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Аларих » 13 ноя 2012, 15:09

Необходимо учитывать не только предельный тоннаж, но и пригодность для высадки войск в любом месте побережья, в том числе и на речном берегу.
Драккар и его позднейшие версии, а также шнеккер, имели небольшую осадку, могли пристать к берегу практически в любом месте, и даже войти в реку. Шнеккеры не нуждались в гавани, а суда типа драккара даже не нуждались в месте для якорной стоянки, т.к. команда их могла просто частично втащить на берег, как обычную лодку.
По тем временам это было практически идеальное десантное судно.
В 13 веке такие суда по-прежнему строились в военных целях. От классических драккаров эпохи викингов они отличались в основном более массовым применением металлических деталей (гвозди, заклёпки, скобы).
Вместимость обычно около 80 воинов. При перевозке конницы выделялись для лошадей специальные суда типа кнорре.
Обшивка внакрой (т.н. клинкерная) была характерна для судов северной Европы вплоть до 16 века, когда была вытеснена обшивкой встык (заимствованной из стран Средиземноморья).
Sunja framwigis ains.
Аларих
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 13:51

Re: Битва на реке Нева в 1240 году.

Сообщение Gosha » 13 ноя 2012, 16:44

Шведы сделали такие надежные сходни, что даже всадник мог свободно оказаться на борту корабля. Первое с этим связана потеря шведами трех кораблей. Второе они не могли так же быстро отойти от берега. Да и лагерь на берегу разбили шведы основательный.
Вот исторический казус связанный с халатным отношением к своим обязанностям, а может быть русское авось. Неудачные сходни привели к несчастью в семье Ивана IV Васильевича годовалый Дмитрий утонул во время поездки родителей на богомолье в Кирилло-Белозёрский монастырь. При спуске царской кормилицы и поддерживавших её под локти бояр сходни рухнули и ребенок утонул. Кормилицу и бояр выловили из воды.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4