Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Сообщение Григорий » 28 июн 2013, 17:29

Как всем известно, существует четыре важнейших солярных праздника: Зимнее и Летнее солнцестояния и Весеннее и Осеннее равноденствия. За каждым из этих событий следует огромный культурный пласт, включающий в себя обряды, приметы, песни, сказки и пр.
В большинстве случаев не составляет труда идентифицировать принадлежность, например, обряда или приметы к определённому празднику. Чаще всего это очевидно. Например: сбор целебных трав. Когда ещё целебные травы имеют наибольшую силу, как ни после самого длинного солнечного дня?
Со сказками всё гораздо сложнее. Они, за долгое время изустной передачи, много трансформировались, дополнялись в силу фантазии и опыта рассказчика. Но если принять за факт, что славянская (европейская) мифология являлась циклической, а не линейной, основанной на бесконечном годичном повторении, то солярные праздники должны были являться важнейшими в календаре, а значит, породить очень большое сказительное наследие.

Мой вопрос таков: какие народные сказки наиболее явно отражают каждый из 4 солярных праздников?
Аватара пользователя
Григорий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 16:41

Re: Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Сообщение Григорий » 29 июн 2013, 18:26

Пожалуй, с летним солнцестоянием я могу связать русскую народную сказку "Иван да Марья, дети купеческие".
Современный праздник Ивана Купалы в дохристианские времена совпадал с летним солнцестоянием, с началом астрономического лета.
В обычаи этого праздника входили сборы цветов Ивана-да-Марьи, с которым связаны различные ритуалы. Например, считалось, что если разбросать эти цветы в углах дома, то вор не зайдёт. Ещё известно, что название цветка связывали с легендой о разлучённых брате и сестре, которые встретившись и полюбив друг друга, слишком поздно узнают о родстве. Сказка "Иван да Марья, дети купеческие", записанная в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии в 1890 году уже не содержит мотива инцеста. Иван и Марья имеют разных родителей. Возможно, рассказчик или несколько поколений рассказчиков сочли неприличным, чтобы брат с сестрою женились и сказка была поправлена.
Также в этой сказке большинство действий проходит в водных локациях: Отец Ивана садится в море на мель, где заключает договор с водяным; Иван отправляется в озеро к водяному; Марья превращает свой платок в озеро, где Иван, превратившись в ерша, спасается от водяного, принявшего облик щуки.
Есть ещё мотив выбора парнем девушки. Тут мне не совсем ясно, возможно, это как то связано с различными гаданиями, приворотами и прочими магическими действиями, призванными соединить девушек и юношей в браке.

Сказка

Жил-был купец богатый, был у него большой корабль, и на этом корабле плавал он в иноземные государства и торговал с ними. Однажды купцу не посчастливилось в море: купец посадил корабль на мель, долго бился, но снять не мог. На девятую ночь в полночь на корабль из воды поднялся водяник и говорит купцу: «Отдай мне то, что ты дома не знаешь, и корабль сойдет с мели». Думал-подумал купец и порешил отдать. В ту же ночь корабль сошел с мели, купец выгодно продал товар и возвратился домой. Вышла жена встречать купца, а с ней мальчик, которого жена родила в то время, пока купец ездил. Опечалился купец, да делать нечего. А мальчик-то был какой-то особенный: растет не по дням, а по часам; в первый день после рождения пошел играть на улицу и у бабушки затворенки окошечко разбил, во второй день зайца изловил, а на третий день дерево толстое с корнями из земли выдернул.

Прошло несколько времени после приезда отца; однажды мальчик ушел в лес, а в лесу прилетела птичка и говорит ему: «Мальчик, будет тебе играть, пора деда повидать! » Удивился мальчик, пришел из лесу домой и рассказал отцу: отец догадался, что это водяник суленое просит, и говорит мальчику: «Завтра пойдешь гулять, и если птичку увидишь, то иди по той дороге, на которой стоять будешь - все дальше и дальше и все прямо, а там что с тобой будет, сам увидишь; да смотри - сам молод, ничего не знаешь, так старых людей слушай!»

Пошел мальчик в лес, прилетела птичка и сказала ему, что пора деда повидать; мальчик и пошел вперед дорогой. Долго мальчик шел лесом, видит: идет ему навстречу старик; поравнялся с мальчиком и говорит: «Знаю, дитятко, куда ты идешь! Плохо тебе будет: отец отсулил тебя водяному хозяину, но послушай, что я тебе скажу. На этой дороге встретятся тебе девицы, станут тебя целовать, миловать и замуж проситься, ты выбери из них самую худую, а другим красавицам и шапки не кривь! А как только схватишь замарашку, то сряду же и оторви у нее косу и заверни себе на шею».

Пошел старик вперед, пошел своей дорогой. Повстречались с ним девицы, все красавицы, стали его целовать-миловать, замуж за него проситься, а он им шапки не кривит; видит, стоит одна девица - грязная, некрасивая, горбатая, урод уродом; он ее схватил, выдернул у нее косу и обернул себе на шею, замарашка вдруг перевернулась в красавицу, а все другие девицы превратились в лягух. Красавица сумела только дать мальчику перстенек и сказать, что когда он будет в беде, то перстенек его выручит, только следует одеть его на левый мизинец; и вдруг пред Иваном стало озеро. Поднялся ветер, и его бросило в воду.

Ходит Иван в озере и никого не видит; в одном месте набрел на такое место, где на дне росло много травы; попробовал Иван выбраться из травы, да не может: вот он и стал траву рвать. Вдруг кто-то и закричал: «Ага! не успел, щенок, ничего сделать хозяину, а уж его и обижаешь, волосы у него рвешь! Вот посмотрю, что ты работать умеешь».

Смотрит Иван, а водяной хозяин сидит на высоком камне, а волосы от него в разные стороны расстилаются. Подошел к нему Иван и говорит: «Что, дедушка, прикажешь: домой ли идти или службу служить?» - «Сослужи мне службу, а потом и домой пойдешь. Построй в одну ночь корабль!»

Вдруг водяника не стало, остался Иван один и сейчас же вспомнил про перстенек; одел его на левый мизинец, и кто-то говорит ему: «Не робей, все будет к утру готово, только косы с шеи не снимай! А завтра рано приходи, налево от этого места корабль увидишь, а кругом корабля будет кот ходить; ты возьми железный прут и кота прутом побей».

Утром Иван пошел немного влево и видит: стоит корабль, а у корабля кот; подошел Иван к коту, взял железный прут, схватил кота за уши и бьет его железным прутом и приговаривает: «Не ходи, кот, прежде хозяина корабля смотреть!» Кот рвался, рвался и убежал; пришел чрез несколько времени водяник, посмотрел на корабль, похвалил Ивана и приказал опять ему работу исполнять: коня необъезженного объездить.

Переменил Иван перстенек на левый мизинец, и ему говорит кто-то: «Возьми три прута медных, садись на коня и прежде бей коня одним прутом по левому боку; сломаешь прут - другим бей по правому боку; сломаешь - бей между ушей третьим прутом!»

Взял три прута Иван, крепко сидит на коне и бьет прутом по левому боку; устал конь, пал на колени, и прут у Ивана сломился. Отдохнул конь и опять пустился скакать; бьет Иван коня по правому боку, упал конь на колени, поотдохнул и опять пустился; едва держится Иван на коне и бьет прутом между ушей. Долго конь носился, упал на колени и говорит Ивану: «Больно бьешь! На беду я накупился: еще от первого раза голова болит, а теперь и совсем разломило; вижу, что мне с тобой не справиться, отправляйся домой, мне тебя больше не нужно; а завтра приходи получить награду за службу».

Переменил Иван с пальца перстенек на левый мизинец, а кто-то и говорит ему: «Завтра он будет давать много всякого добра, а ты возьми только один камешек, пропусти его в перстень и положи в рот, а потом наотмашь ударь хозяина за подарок».

Пришел Иван к водянику назавтра, а он сидит кругом всякого добра накладено. «Бери,- говорит он Ивану,- сколько хочешь!» Видит Иван и камешек, взял его, пропустил в перстенек, подошел к хозяину ближе и говорит: «Спасибо, хозяин, за подарок! Немного было работы, немного и возьму - один этот камешек!» И со всего размаху ударил наотмашь хозяина. Вдруг поднялся страшный вой, плач, запрыгали лягухи и вся гадина, всколебалась вода; и вдруг видит Иван, что стоит он на суше и с ним девица. Схватила девица его за руку, и пустились в путь.

Шли они долго ли, коротко ли, девица и говорит Ивану: «Посмотри-ка, Иванушка, что впереди, что позади». Посмотрел Иван и говорит: «Впереди светлым-светло, позади темная туча».- «Это погоня за нами!» Ударила девица Ивана по левой руке, превратился Иван в коровушку, а сама она превратилась в пастушка. Подъехал водяник на крокодиле и спрашивает у пастуха: «Не проходили ли тут люди?» - «Ой ты, дедушка, - говорит пастух, - из людей первого тебя только и вижу». Выругался водяник: «Самого отпустил, а он еще у меня мою Машутку украл!»

Поворотился старик и уехал. Марья превратила коровушку в Ивана, а сама превратилась в девушку, и пустились в путь. Шли долго ли, коротко ли, Марья опять велела посмотреть, что впереди и что позади. «Впереди,- говорит Иван,- светлым-светло, а позади темным-темно».- «Это опять погоня!» Превратила Ивана часовенкой, а сама монахиней сделалась. Подъехал старик и спрашивает: «Не видала ли ты двух человек?» - «Не видала никого, - говорит монахиня.- Здесь и птицы не летают, а из людей первого тебя, дедушка, вижу!» Плюнул старик и уехал назад.

Идут Иван да Марья дальше. Посмотрел Иван назад и опять видит темную тучу. «Это погоня за нами!» - говорит Марья и превратила Марья свой платок в озеро, Ивана - ершом, а сама - стрелой и улетела в облако. Подъехал старик к озеру и говорит: «Нет, теперь не обманешь! Сама-то высоко, а он-то низко!» Оборотился старик щукой и в озеро. Бегает за ершом, только догонит, хочет глотнуть, а ерш перевернется к щуке хвостом, расправит перья и говорит: «Хочешь ерша, ешь с хвоста!» Щука не смеет; ловила, ловила щука ерша и не могла изловить. Приплыла щука к берегу, выскочила на сушу и превратилась в быка. Стал бык воду из озера пить всю воду высушил; лежит ерш в небольшой ямочке, а бык перевернулся в ворона и хочет клюнуть ерша. Вдруг стрела слетела с облака, ударила ворона, ворон улетел с криком и стоном.

Превратились Иван с Марьей в людей, и опять пошли, и, наконец, добрались до дому. Иван женился на Марье, и стали жить да поживать; а потом пришел к ним и старик лесной. Иван взял его к себе, он оказался отцом Марьи. Прежде был купцом и тоже отказал свою дочь водянику.
Аватара пользователя
Григорий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 16:41

Re: Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Сообщение Gurga » 30 июн 2013, 08:49

Русская народная сказка "Курочка ряба"?
Курочка ряба - день-ночь (перышко светлое, перышко темное)
Золотое яйцо - солнце
Дед и баба - мороз и вьюга
Мыш - самый короткий день...
По-моему, так интерпритировал Аджи.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Сообщение Григорий » 01 июл 2013, 10:45

Сюжет Курочки Рябы очень похож на миф о рождении мира. Яйцо в мифологии многих народов символизирует начальное состояние Вселенной/мира.
Но да, можно сказать, что Солнце во время зимнего солнцестояние умирает, а позже идёт на прибыль и тем самым "рождается" как курочка сносит другое яйцо.
Аватара пользователя
Григорий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 16:41

Re: Отражение солярных праздников в устном фольклоре славян

Сообщение Григорий » 12 июл 2013, 03:30

Сказку "Морозко" без труда можно связать с зимним солнцестоянием. Помимо очевидной сезонной связи с праздником есть ещё некоторые моменты, могущие рассказать о 21/22 дне декабря. Подарки! Хорошая, трудолюбивая, сильная падчерица получает подарки, а слабая, грубая дочь умирает, замороженная Морозкой. В сказке явно преувеличение, потому что традиционно плохие дети получают в подарок золу либо ничего.
В Скандинавии верили, что во время зимнего солнцестояния Хеймдаль путешествует по миру и заходит в дома, даря хорошим детям подарки, полученные от альвов, а плохим - пепел из могил. Морозко/Деда Мороза тут можно идентифицировать как Хеймдаля, учитывая, что оба обладают сверхъестественным слухом и зрением, которые позволяют точно знать кто был хорошим, а кто не очень...
Аватара пользователя
Григорий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 16:41


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron