Славные язычники Добрыня и Владимир

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Славные язычники Добрыня и Владимир

Сообщение Андрей Ляпчев » 30 дек 2014, 17:37

Достоверные сведения о Добрыне, – родном дяде, мудром воспитателе и ближайшем сподвижнике святого равноапостольного князя Владимира Святославича, – крайне скудны. О Владимире Святом летописи рассказывают больше, но эти рассказы подчинены определенной схеме: в язычестве князь Владимир был свирепым и похотливым зверем, а после крещения духовно преобразился и стал достойным человеком...
Я нисколько не сомневаюсь в принципиальной возможности такого духовного перерождения, но в конкретном случае есть серьезные основания предполагать, что князь Владимир и в языческой молодости был человеком весьма достойным. Доказательства этому можно, при внимательном чтении, обнаружить в «Повести временных лет».
Преподобный Нестор Летописец, автор первой редакции Повести, был одним из крупнейших средневековых историков, старавшихся сохранить для потомков знания о прошлом. Но он родился через несколько десятилетий после Крещения Руси и вполне естественно, что в вопросах, касающихся дохристианских времен, мог добросовестно ошибаться и излишне доверять некоторым общераспространенным измышлениям.
Попробуем же отделить зерна фактов от шелухи вымыслов.
***
Владимир был младшим из трех единокровных братьев*, практически одновременно ставших князьями еще при жизни отца:
«В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?" И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира". Владимир же был от Малуши – ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира". Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира...»
В те времена было нормальным явлением, когда князья имели по нескольку жен и наложниц. Кем была Малуша точно неизвестно, да это и не очень важно. (Имена матерей Ярополка и Олега вообще не упоминаются, а Малуша названа только для того, чтобы объяснить родство Владимира с Добрыней.) Существует распространенная, но бездоказательная «версия», что старшие сыновья Святослава были «от законных жен», а Малуша «нагуляла Владимира». Кроме того утверждается, что Малуша была «рабыней» Ольги, о чем мы еще поговорим. В беллетристике можно прочитать, как старшие братья часто обижали Владимира, но с учетом последующих событий логичнее предположить, что средний брат Олег больше роднился с Владимиром, а не с Ярополком. Так что неизвестно, кто кого больше обижал...
Малк Любечанин упоминается в Повести всего один раз. Прозвище «Любечанин» указывает на место рождения или место жительства. О происхождении Малка создано несколько гипотез, в том числе достаточно курьезных. Существует версия, что Малк был купцом из балтийского города Любека, хотя немцы утверждают, что ганзейский город Любек был основан в XII веке. (Поселение на том месте существовало и раньше, но оно не было крупным торговым городом, известным далеко за пределами германских земель.) По другой версии Малк был еврейским раввином из польского города Люблина, хотя поляки утверждают, что первое письменное упоминание о Люблине относится к 1228 году... Если же подходящий город поискать поближе, можно достаточно уверенно предположить, что Малк жил в городе Любече на Днепре, известном по «Повести временных лет» с 882 года. (Ныне это поселок городского типа в Черниговской области, рядом с Белоруссией.) О социальном положении Малка ничего неизвестно. В 1864 году историк Д.И. Прозоровский выдвинул гипотезу о том, что Малк Любечанин – это на самом деле древлянский князь Мал, высланный в Любеч после поражения древлянского восстания 945 года. У этой гипотезы до сих пор есть сторонники, но никто не объясняет, почему Добрыня, будучи законным наследником древлянского князя, не пытался возродить отцовское княжество. А на основании летописной записи от 970 года логичнее предположить, что древлянские родственники были не у Владимира, а у его брата Олега, захотевшего княжить у древлян, а не у новгородцев...
Зачем вообще новгородцам понадобился князь? Что он должен был делать?
Еще в 70-е годы прошлого века советский археолог М.Х. Алешковский обратил внимание на своеобразную этническую ситуацию в Новгородских землях. Там проживало несколько племен разного происхождения – славяне, угро-финны, балты, и ни одно из них не желало сильного возвышения представителей соседнего племени. Наемная варяжская дружина, с одной стороны, мирила эти племена, но, с другой стороны, и сама была источником конфликтов. Поэтому и искали новгородцы князя «на стороне», чтобы он мог выступать в качестве справедливого третейского судьи. Так что власти у князя новгородского было не так уж и много, а забот хватало. Нужно было знать местные особенности, вникать во многие вопросы... Владимиру тогда было, по мнению историков, лет десять, так что выполнять княжеские обязанности пришлось Добрыне...
А через пять лет вспыхнула вражда между Ярополком и Олегом:
«В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его"».
Трудно сказать, что там произошло на самом деле. Не факт, что Олег лично убил Люта или приказал это сделать своим людям. Свенельд был очень могущественным человеком, водившим дружину еще во времена князя Игоря, деда Святославичей... Возможно, это была месть древлян Свенельду, возглавлявшему в 945 году карательный поход против древлян... Как бы там ни было, Добрыня и Владимир никакого отношения к этому инциденту не имели. Но через два года и они были втянуты в междоусобицу:
«В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей. Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. (...) Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею».
Весьма странно, что дважды в истории языческой Руси князь по имени Олег «принял смерть от коня». (Первым был Олег Вещий в 912 году.) Это лично я никак не могу объяснить...
А другая странность: поведение Владимира. Летописи обвиняли его во многих грехах, но только не в трусости. Почему же только «услышал» – сразу «испугался и бежал за море»? Чего это он убоялся? Но здесь многое можно объяснить достаточно легко. Дружина Ярополка после захвата Овруча и гибели Олега не стала возвращаться в Киев, а пошла на Новгород против Владимира. Новгороды не были готовы к войне, поэтому Владимир и Добрыня не стали защищаться, а скрылись в Скандинавию. Дружина Ярополка состояла из варягов и полян-киевлян. Естественно, киевлянам не очень хотелось вспоминать, что в ту междоусобицу они первыми пошли в поход на Новгород, а уж потом новгороды пожаловали в Киев «с ответным визитом». Да и новгородам не очень хотелось вспоминать, как они без боя сдались киевлянам... Поэтому факт похода киевлян на Новгород в 977 году в летописях... не сохранился.
Мы уже никогда не узнаем всей правды о взаимоотношениях между тремя братьями. Всей правды и большинство современников не могли знать. Но после гибели Олега и похода Ярополка на Новгород Владимир мог себя чувствовать свободным от каких-либо моральных обязательств перед братом, мог сказать: «Не я ведь начал убивать братьев, но он...»
Повесть ничего не рассказывает о жизни Добрыни и Владимира «за морем». Но можно не сомневаться, что вели они себя там, как достойные язычники. (Иначе бы дружину варяжскую не смогли набрать.) Неизвестно также, сколько лет они жили на чужбине. Согласно «Повести временных лет» Владимир «бежал за море» в 977 году, а вернулся в 980 году, но по другим источникам возвращение следует датировать 978 годом...
Для нашего повествования важно другое:
«В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". [Без перевода: "Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю".] Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов – варягов, словен, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. И пошел на Ярополка».
Самые знаменитые слова здесь: «Не хочю розути робичича...» Кто только их не цитирует и не комментирует! Каких только выводов не делают о том, почему Малуша стала «рабыней»!..
Придется и мне задуматься по поводу этих слов: «А действительно ли Рогнеда Рогволодовна такое говорила?»
У разных народов и людей разных вер в те времена были разные обычаи. Но по поводу брака царило редкостное единодушие: отцы, как правило, не спрашивали у дочерей, за кого те хотят замуж. Сами все решали. А уж в конкретном случае!.. Рогволод прекрасно понимал, что ему придется принять участиев борьбе между Владимиром и Ярополком и ради счастья дочери не следует выслушивать ее «хочу – не хочу»... «Ответ Рогнеды», это не более, чем общеизвестная сплетня того времени или, – если угодно, – средневековый политический анекдот...
Но вот попала эта сплетня в летописи... Уж попала, так попала! Превратилась из сплетни в «предание»! В более поздних, по сравнению с «Повестью временных лет», летописях стали появляться новые скабрезные подробности. «Выяснилось», что окаянный Владимир по приказу разъяренного Добрыни сначала изнасиловал несчастную Рогнеду на глазах ее плененых родителей, а потом собственноручно убил ее отца и двух маленьких братьев, а саму Рогнеду сделал не женой, а наложницей! И все верят!.. Но почему нужно обязательно верить в гадости, даже тогда, когда без гадостей все выглядит гораздо правдивее?
За время правления в Новгороде посадников Ярополка новгороды убедились, что княжение Добрыни и Владимира было лучше, поэтому последним удалось без боя вернуться в Новгород. Но война между Владимиром и Ярополком была неизбежна. Главной причиной нападения войска Владимира на Полоцк был не оскорбительный ответ Рогнеды, а резонное опасение, что Рогволод со своей княжеской дружиной может выступить на стороне своего зятя Ярополка. Обстоятельства гибели Рогволода и его сыновей неизвестны, как неизвестен и возраст братьев Рогнеды. Все они могли погибнуть в бою, при обороне Полоцка...
Рогнеда родила от Владимира четырех сыновей. Можно предположить, что она не считала мужа лично виновным в гибели отца и братьев...
В Повести упоминается некий Варяжко, один из немногих людей, остававшихся верными Ярополку: «Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание...»
Клятве Владимира можно было верить!..
Я не идеализирую Добрыню и Владимира. Они были воинами, а война – дело жестокое. Но мерзостей, сверх обычной жестокости на войне, за ними не числится. И они умели не только воевать; умели договариваться, убеждать, привлекать людей на свою сторону. После победы над Ярополком князь Владимир сразу стал проводить политику, соответствующую государственным интересам... Правда, в Повести сказано и такое:
«Был же Владимир побежден похотью (...) а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Но позвольте спросить: а что же делали мужья этих женщин, отцы и старшие братья девиц? Неужели они безропотно терпели мерзости молодого Владимира? Или эти мерзости не более, чем выдумки?
Не у меня первого возникли подобные вопросы при чтении «Повести временных лет». Академик Е.Е. Голубинский утверждал, что легенда о женолюбии Владимира составлена по аналогии с библейской историей Соломона для оттенения контраста с последующей христианской жизнью крестителя Руси. Академик А.А. Шахматов отмечал, что эта легенда не подтверждается другими известиями, неправдоподобна и является позднейшей вставкой в древнейший летописный свод. Я с ними полностью согласен...


Примечание: * Единокровные братья – братья от одного отца, но разных матерей.
Андрей Ляпчев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 дек 2011, 16:57

Re: Славные язычники Добрыня и Владимир

Сообщение Gurga » 04 янв 2015, 13:14

Про похоть Владимира пишут также западные анналисты.

Вражда между братьями могла возникнуть на религиозной почве. Между язычниками и представителями других конфессий.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Славные язычники Добрыня и Владимир

Сообщение Князь » 06 янв 2015, 17:11

Юрию Долгорукому тоже приписывали, что ни одной бабы не пропускал. А Андрею Боголюбскому лишних 20 лет возрасту приписали. Внука же новгородского князя вообще в викинги записали и целую нормандскую теорию на этом развили. :)
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron