Киевское восстание 1113 года

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Киевское восстание 1113 года

Сообщение Лемурий » 02 сен 2017, 23:11

Во главу темы хочу поставить статью д-ра ист.наук Владимира Яковлевича Петрухина ведущего сотрудника института славяноведения РАН:

:arrow: Петрухин В.Я. Киевское восстание 1113 года и еврейский погром (в интерпретации В.Н. Татищева)//Славяноведение, № 2 (2013)

В ПВЛ (1113) есть короткий рассказ об этом восстании:

    "Якожь бысть знаменье въ солнцѣ, проявляше Святополчю смерть. По семь бо приспѣ празникъ пасхы, и празьноваша, и по празницѣ разболися князь. А преставися благовѣрный князь Михаилъ, зовемый Святополкъ, мѣсяца априля въ 16 день за Вышегородомъ. И привезоша ̀и в лодьи Киеву, и спрятавше тѣло его, и възложиша на санѣ. И плакашеся по немь бояре и дружина его вся, пѣвше над нимь обычныя пѣсни, и положиша въ церкви святаго Михаила, юже бѣ самъ создалъ. Княгини же его много раздили богатьстьво монастыремъ и попомъ, и убогымъ, яко дивитися всѣмъ человѣкомъ, яко такоя милости никтоже можеть створити. Наутрия же, въ семы на 10 день, свѣтъ створиша кияне, послаша к Володимеру, глаголюще: «Поиди, княже, на столъ отенъ и дѣденъ». Се слышавъ, Володимеръ плакася велми и не поиде, жаляси по братѣ. Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я. И послашася паки кияне к Володимеру, глаголюще: «Поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то вѣси, яко много зла уздвигнеться, то ти не Путятинъ дворъ, ни соцькихъ, но и жиды грабити, и паки ти поидуть на ятровь твою и на бояры, и на манастырѣ, и будеши отвѣтъ имѣти, княже, оже ти манастырѣ разъграбять». Се же слышавъ, Володимеръ поиде в Киевъ..."(ПВЛ 1113)
После смерти Святополка Изяславича 16.04.1113 в Киеве началось восстание. Недовольные киевляне разграбили дворы тысяцкого Путяты, сотских и неких "жидов". Об этом событии В.Н. Татищев писал так:

6621 (1113). Марта 19 в час дня было затмение солнца, помрачились без мала не все, только осталось как луна новая, рогами книзу, предзнаменуя смерть великого князя Святополка...Сей князь великий был ростом высок, сух, волосы красноваты и прямы, борода долгая, зрение острое. Читал много книг и весьма хорошую память имел, ибо за многие годы бывшее мог сказать, словно читал написанное. Из-за болезней же мало ел и весьма редко и то по нужде для других упивался. К войне не был охотник, и хотя легко сердился, но быстро и забывал про то. При том был весьма сребролюбив и скуп, из-за чего жидам многие пред христианами вольности дал, через что многие христиане торга и ремесел лишились...Киевляне после всеобщего избрания на великое княжение Владимира немедля послали к нему знатнейших людей просить, чтоб, придя, принял престол отца и деда своего. Владимир же, уведав о смерти Святополка, весьма опечалился и горько о нем плакал, так как имели между собою любовь, как родные братья, но в Киев идти не хотел, рассуждая, что Святославичи Давид и Олег, как более старшего брата дети, могут войну против него начать, и потому к ним послал, желая о том договор бессорный учинить. Киевляне же, не желая иметь Святославичей, возмутились и разграбили дома тех, которые о Святославичах старались: сначала дом Путяты тысяцкого, потом жидов многих побили и дома их разграбили за то, что сии многие обиды и в торгах христианам вред чинили. Множество же их, собравшись к их синагоге, отгородясь, оборонялись, сколько могли, прося времени до прихода Владимира. Вельможи же киевские, видя такое великое смятение и большего опасаясь, едва уговорив народ, послали второй раз ко Владимиру, прося, чтоб немедля пришел и народ мятущейся успокоил, объявляя, если не ускорит пришествием, то «будет опасность, как бы невестку твою великую княгиню, бояр, церкви и монастыри не разграбили, и ежели то учинится, то никто, кроме тебя, ответа пред Богом дать не должен». Владимир, услышав сие, весьма ужаснулся и вскоре послал обо всем возвестить Святославичам, сам же пошел в Киев, и когда приблизился в воскресенье, апреля 20, встретили его за градом народ многочисленный, потом бояре тоже у врат града; митрополит Никифор с епископами и причтом церковным приняли его с честию и радостию великою и проводили до дому княжеского. Так принял Владимир престол с удовольствием всего народа, мятеж же прекратился. Однако ж просили его всенародно об управе на жидов, что отняли все промыслы у христиан и при Святополке имели великую свободу и власть, из-за чего многие купцы и ремесленники разорились; они же многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало, за что хотели всех их побить и дома их разграбить. Владимир же отвечал им: «Поскольку их всюду в разных княжениях вошло и населилось много и мне не пристойно без совета князей, а к тому же и против правости, раз уж они допущены прежними князями, ныне на убийство и разграбление их позволять, и тут могут многие невинные погибнуть. Из-за того немедленно созову князей на совет». И вскоре послал всех звать к Киеву. Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили. С сего времени жидов в Руси нет, и если кто из них приезжает, народ их грабит и убивает.
----
Исторiя Россiйская съ самыхъ древнѣйших временъ... кн 2 (со стр.211)

Вот автор статьи, с которой и началась тема, справедливо и задает вопрос а справедливо ли такая интерпретация событий из дошедшего источника и доказывает что нет.

Не буду отвлекать от чтения интересной аргументации - обсудим после того как прочитаете, кто не читал - обращу только внимание, что Владимир Мономах, придя к власти первым делом издал Устав Владимира Мономаха (1113) о резах:

Изображение
Кившенко А.Д. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава Мудрого, 1880

51. О месячнемь резе. А месяч­ный рез, оже за мало, то имати ему; заидуть ли ся куны до того же года, то дадять ему куны в треть, а ме­сячный рез погренути.

Перевод: О месячном проценте. Месячный рост при кратко­срочном займе брать заимодавцу по уговору; если же долг не будет уп­лачен в течение целого года, то счи­тать рост с него на два третий (50%), а месячный рост отвергнуть.

52. Послухов ли не будеть, а будеть кун 3 гривны, то ити ему про свое куны роте; будет ли боле кун, то речи ему тако: промиловал-ся еси, оже еси не ставил послухов.

Перевод: Если не будет свидетелей, а долг не превышает трех гривен кун, то заимодавец должен идти к прися­ге в своих деньгах; если долг больше трех гривен кун, то сказать заимо­давцу: "сам виноват, если не ставил свидетелей, давая деньги".

53. Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора Киевьско(го) тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского, Станислава Переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа, и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то то ему взяти исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти. Аже кто емлеть по 10 кун от лета на гривну, то того не отметати.

Перевод: По смерти Святополка Вла­димир Всеволодович созвал в селе Берестове свою дружину - тысяцких Ратибора киевского, Прокопья бел­городского, Станислава переяслав­ского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича, боярина Олегова (князя черниговского Олега Святославича), - и на съезде постановили: кто занял деньги с условием платить рост на два третий, с того брать такой рост только два года, и после того искать лишь капитала; а кто брал такой рост три года, тому не искать и са­мого капитала. Кто берет по 10 кун роста с гривны в год, то при таком росте иск самого капита­ла ни в коем случае не отменяется.
---
Устав Владимира Мономаха 1113 года

Итак, мы видим того же тысяцкого Ратибора и спешный совет по поводу киевских ростовщиков. Постановили: кто даёт деньги под рост в 50% годовых, то брать он может только 2 раза подряд, после этого может требовать "исто" (начальную ссуду), кто уже три раза брал резы (годовые %) лишается права требовать и % и основной долг, кто дает в рост под 10 кун с гривны (10/50 кун в гривне XIIв = 20% годовых, но скорее всего 10/25 кун в гривне XIв = 40% годовых, что ближе к вышеупомянутой ставки 50%) под этот Указ не попадают.

Итого, восстание 1113 года было направлено против РОСТОВЩИКОВ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Киевское восстание 1113 года

Сообщение Lukman » 03 сен 2017, 12:45

Лемурий писал(а):Итого, восстание 1113 года было направлено против РОСТОВЩИКОВ.

Так евреи профессионально занимались ростовщичеством, в средневековье, это их хлеб. Вот они под каток и попали в первую очередь.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Киевское восстание 1113 года

Сообщение Лемурий » 03 сен 2017, 13:57

Lukman писал(а):Так евреи профессионально занимались ростовщичеством, в средневековье, это их хлеб. Вот они под каток и попали в первую очередь.

Есть понятие "множество", а есть "подмножество", если "подмножество" ростовщиков евреи, то это вовсе НЕ означает, что восстание против ростовщиков 1113 года направлено против всего "множества". Так в 1209 году в Новгороде тоже было восстание против ростовщиков, но там они были новгородские бояре Мирошкиничи.

Меня интересует столь высокий процент в начале XII века: 50% и 40% годовых как норма. Как при такой ставке хоть что-то производилось, а не перепродавалось как соль.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Киевское восстание 1113 года

Сообщение Князь » 09 окт 2017, 11:16

Когда ростовщик занимается только сугубо своей профильной деятельностью, то процент априори не может быть низким. Это всё новомодная блажь про дешевые банковские кредиты мешает осознать.
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron