Амулеты-змеевики Древней Руси

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 19 янв 2018, 10:12

Странничество вышло из паломничества, но отшельничество, видимо, существовало всегда. Пример-отшельничество Иоанна Крестителя. Причины, наверно, одинаковы-это сложность выживания в условиях социума. Из за "суеты городов" человек стремится жить в одиночку, хотя люди объединялись в социум прежде всего для выживания. Первоначально ими руководило не стремление огородиться, но защититься, и они уходили в пещеры, разводили там огонь, который отпугивал поначалу диких животных. То есть, город (поселение) это изначально не "огороженное место" (огород), а "дар огня" (из языка офеней). Потом с укрупнением поселений началось расслоение населения и создание культов (змеи, например). Отшельничеством иногда занимались и целые народы (например, иудеи в период исхода), не выдерживавшие условий жизни в городе.
Обращение в молитве с просьбой защиты характерно как для горожан, так и для странников, только у горожан помимо молитвы много других дел. Странник же, имея время, мог заниматься молитвой дольше. Кроме того, она служила единственной защитой (помимо паспорта-социум далеко не отступал). Большинство в социуме считает, что "надо молиться просто с целию выполнения нашего долга пред Богом ". Переусердствовав в молитве " пожалуй и с ума сойдешь, да и сердце-то повредишь", Однако, наставник странника рекомендует ему повторять Иисусову молитву по 12000 раз в день, что по подсчетам составляет 13-14 часов. Вначале странник начинает ощущать покалывания в сердце, то есть, переход во вторую стадию (с видениями) связан с работой сердца. Для простого успокоения (без видений) страннику достаточно небольшого времени, что показано в эпизоде с собакой.
Странник быстро смог достичь "непрестанной молитвы" (с видениями). У других на это уходят годы. Можно заключить, что и по прошествии этих лет никаких видений они не получат, так как это связано с особенностями работы сердца. Описан уникальный случай, когда странник в качестве наставника смог научить Иисусовой молитве (с видениями) другого странника-слепого, и это дает повод говорить, что обучить можно любого. Большинство занимаются йогой, аутотренингом и т. д. без схождения с ума и повреждения сердца, оставаясь на первой стадии (без видений). Иного им не дано.

"Надо молиться просто с целию выполнения нашего долга пред Богом; встал да прочел «Отче наш», как научил Христос; вот на целый день и прав, а не беспрестанно ладить одно и тоже; так пожалуй и с ума сойдешь, да и сердце-то повредишь." (http://verapravoslavnaya.ru/?Otkrovenny ... _strannika )

"Странник с поразительной скоростью — в течение всего нескольких недель, ну, немногих месяцев — достиг непрестанной молитвы Иисусовой и особых душевно-телесных состояний, в то время как, по учению святых Отцов, пишет святитель Игнатий, «на переход этот нужны многие годы». Странник сообщает, что когда старец вначале дал ему по три тысячи молитв, то уже через два дня ему «сделалось легко и желательно». Старец после этого приказал делать по шесть тысяч, а через десять дней уже — по двенадцать. И он «с легкостью окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер», и «недели через три... я начал чувствовать... что как-то насладительно кипело в сердце... и я прелагался в восторг». С подобной же молниеносностью — менее чем через неделю (!) — того же достиг и слепой, начавший действовать по указанному странником способу. «Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и... по временам он начал видеть свет... иногда представлялось ему, когда он входил в сердце, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и выбрасываясь через горло наружу, освещал его; и он при сем пламени мог видеть даже и отдаленные вещи».
Такой легкий и быстрый путь, по сравнению с суровым и многолетним святоотеческим подвигом борьбы со страстями, естественно, очень соблазнителен для всех тех, кто ищет как бы «без труда вынуть рыбку из пруда». (http://www.bogoslov.ru/text/370130.html )

"Много времени я так путешествовал. Наконец, зашел в такое глухое место, что дня три не попадалось ни одной деревни. Сухари мои все вышли, и я гораздо приуныл, как бы не умереть с голоду. Как скоро начал молиться сердцем, уныние прошло, весь я возложился на волю Божию, и сделался весел и покоен. Несколько прошедши по дороге, лежавшей возле огромного леса, я увидел впереди меня выбежавшую из оного леса дворную собаку; я поманил ее и она, подошедши, начала около меня ласкаться;" ( http://verapravoslavnaya.ru/?Otkrovenny ... _strannika )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 20 янв 2018, 12:55

Слово высказанное есть ложь.Демург, создав логос ,этим пустил в свой мир ложь.Все духовные практики,ставящие своей целью просветление с молитвами не связаны.То есть выйти за пределы колеса Фортуны,где в своем круге ,кольце Уробороса кувыркаются духовные свиньи в людском обличии.Сет-Саваоф имел облик черного кабана.Поэтому на изображениях небесный Сабазий поражает копьем Змея или кабана в некоторых вариантах.При начале Элевсинских мистерий адепты сжигали свинью,так называемый холокост.Современные российские эзотерики к этому не имеют отношение,как скорее наследники рабских обрядов.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2349
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 20 янв 2018, 13:49

Обряды заимствовались, но свидетельств об этом мало сталось -см. работу Т.В. Николаевой, А.В. Чернецова «Древнерусские амулеты-змеевики» (М., Наука, 1991). Сами знаете: кто с мечем пойдет...

"В.Н. Залесская указывает на непосредственную связь византийских амулетов-змеевиков с гностической традицией и в силу этого считает приведенные А.В. Рындиной манихейские параллели неправомерными, поскольку отмеченные А.В. Рындиной черты сходства отражают вторичную переработку наследия гностической традиции. Эти замечания вполне справедливые, если речь идет о византийских змеевиках, не столь верны, если мы обратимся к русскому материалу. Действительно, генезис византийских змеевиков из гностических амулетов, очевидно, неоспорим. Между тем распространение на Руси амулетов-змеевиков не сопровождалось усвоением литературной традиции и учений гностиков, тогда как богумильская традиция (которую книжники нередко называли манихейской) имела в древней Руси значительное распространение.
Между тем наследие язычества и народная трансформация христианства ярко отразились в таких явлениях древнерусской книжности, как отреченные книги, апокрифы 8, заговоры 9, гадательные книги и т.п., и, кроме того, в поучениях против суеверий, судебных делах о колдовстве 10, описаниях свадеб русской высшей знати. Изучение подобных текстов в последние десятилетия почти не ведется, хотя их фонд в рукописных собраниях страны далеко не исчерпан 11. В результате мы по прежнему очень мало знаем об идейной стороне даже крупнейших антифеодальных еретических учений древней Руси-ересей «стригольников» и «жидовствующих». Неразработанным остается и вопрос об идейном влиянии на Русь еретического учения средневековой Болгарии-богумильства, хотя в древнерусской книжности тексты, несомненно восходящие к богумильской традиции, представлены значительной серией, а в трансформированном виде были в довольно широком масштабе усвоены фольклором.
Значение слова дна как болезни не только женской, но и мужской, находит очень интересную аналогию в латышских заговорах «от матери». По объяснению латышских знахарок и знахарей, внутри каждого человека находится как бы отдельное существо, от спокойного состояния которого зависит здоровье человека. Это «мать» человека, твердый кусок жилистого мяса, величиной с кулак, помещающийся вблизи спины против хребта. Мать человека имеет, точно «лягушка», четыре ноги или руки, состоящие из жил толщиной с порядочный шнурок. Приведенная в беспокойное состояние или «сдвинутая со своего места», особенно чрезмерным усилием при работе («когда кто сорвал живот»), мать охватывает своими руками внутренности человека и производит сильное сжимание, страшную боль в животе, сопровождаемую головной болью. Молитвы от дны те же, что и от нежита. Нежит -общее название для нечистой силы. Его образ сближается с истерой и дной."
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 21 янв 2018, 22:15

Пишут, что для Семаргла нет однозначной этимологии, хотя склоняются к его иранской природе. Возможно, основой послужила иранская легенда о птице Симург (си-тридцать, мург-птица). К.А.Лебедев в книге "Афганско-русский словарь" (М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1962, стр. 500) также приводит слово "мургъ"-птица. Самое древнее изображение этой птицы датируют 6 в. до н.э. Она позиционируется ( и индийская Гаруда) как змееборец. Птица Симург могла послужить прообразом двуглавого орла. Следовательно, и он может служить символом змееборчества. Гора Симурга -это гора Меру.

"Одна из самых красивых и близких нам легенд о Симурге гласит:
Симург, царь птиц, обитает на горе, поддерживающей небеса. Как-то раз, облетая бескрайние свои владения, он роняет неописуемой красоты перо, и местные птицы, которым постыли раздоры, найдя его, решают отправиться на поиски мудрого царя и спросить его совета.
Как водится, далеко не все горят желанием совершить непростое путешествие, но все же небольшой, но полный решимости отряд пускается в путь. Птицы преодолевают семь долин - поиска, любви, познания, отрешения, единения, удивления и уничтожения. Многие дезертируют, другие погибают при перелёте, но тридцать птиц всё же достигают горы Симурга.
И тут им открывается истина: что «Симург» (недаром слово “си” по-древнеперсидски - тридцать, “мург” - птица)
- это и есть они сами, каждая из них и все они вместе." ( http://simurg-mp.com/by/about/legends/ )

"Самым ранним известным зримым образом Сенмурва К.В. Тревер считает все же изображение на золотой чеканной обкладке ножен меча, происходящей из скифского кургана, датируемой, как она полагает, VI в. до н.э.
На ней изображена фантастическая "птица" в стремительном полете, с распущенным хвостом, с загнутым сильным клювом хищника, в котором она держит голову большой змеи, обвившейся вокруг птицы" [XV, с. 34].
Вытянутые вперед, как в прыжке, львиные лапы, выпяченная грудь, поднятые вверх крылья, распущенный птичий хвост — все это дает основания К.В. Тревер определить изображение как «протому грифона с птичьим хвостом» [III, с. 36] и счесть данного Сенмурва носителем благодетельной функции змееборца, сходного с индийской Гарудой (см. рис. 1).

Рис. 1. Золотая накладка ножек меча из скифского кургана.
Ок. V в. до н.э. (прорисовка).

На золотой чеканной пластине, также из скифского кургана (V в. до н.э.), тоже опубликованной К.В. Тревер, изображено похожее на описанное крылатое летящее фантастическое существо, но с головой не орла, а хищного зверя (собаки?), с яростно оскаленными зубами.
Эти изображениями ограничивается группа зримых образов Сенмурва ахеменидского периода в "справке о Сенмурве" К.В. Тревер, далеко не исчерпывающей, по признанию автора, доступный материал [III, с. 64]. " ( https://arabian-persian.livejournal.com/22621.html )

"Парное изображение Семарглов часто встречается в русском прикладном искусстве. Их изображали на предметах быта - прялках, сундуках, оконных наличниках, вышивали на одежде. Они или смотрят друг на друга, а между ними находится какой-либо предмет, который они охраняют, либо - в противоположные стороны, прижавшись друг к другу спинами и охраняя два мира, и тогда они удивительно напоминают Российский герб - двуглавого орла. Есть большая вероятность того, что Ивану Ш, претендующему и на российский и на византийский престолы, изображение Семарглов, охраняющих два мира и распространенное на Руси еще с языческих времен, послужило прототипом двуглавого орла." ( http://zoroastrian.ru/node/1284 )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 23 янв 2018, 11:53

edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2349
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Dedal » 27 май 2018, 22:51

Лемурий писал(а):Вопрос, казалось бы, "простой": чей образ изображен в виде многоголовой гидры?


Всю ветку не осилил, скажу лишь то, что как правило ускользает от внимания.
Вот вроде бы хорошую книжку написал Клейн "Разобранная Илиада", разложил всё по полочкам, по отдельным сюжетам. Одно забыл: указать то, что именно соединяет эти сюжеты в единое целое, почему Гомер составил именно из них эпос, да так, что это произведение стало знаковым для греческой цивилизации на века.
И второй момент, вернее постулат: независимо от времени, места, вероисповедания и уровня развития, Человек всегда рационален. Т.е., если мотивы поведения и поступков объясняются гуманитарными причинами - значит мы не знаем истинные причины заставляющие совершать Человека те или иные поступки.
Иными словами, хорошая рифма и закрученный сюжет - не достаточно, для того, чтобы "Илиада" осталась в веках.

Ну, а теперь о змеевиках.
Вообще говоря, сразу приходит на ум образ Змея-Горыныча многоголового, из русских сказок.
А начну из далека.
Все знают народную примету: "если дорогу перейдёт чёрная кошка - быть беде". Вот только начисто забыли, что это за "дорога" и, что это за "чёрная кошка".
Между тем, смысл этой приметы очень просто объясняет астрономия или, в нашем случае, астроархеология. "Дорогой" в древности называли Млечный Путь, а "чёрная кошка" - не что иное, как созвездие Малой Медведицы. "И днём и ночью, кот учёный всё ходит по цепи кругом....", если скандинавы обязаны сохранением своей мифологии Снорри Стурлусону, записавшему "Круг земной", то русские обязаны этим - Александру Сергеевичу Пушкину, во вступлении к "Руслану и Людмиле" автор изложил в поэтической форме всю космогоническую систему древней Руси. Пушкинский "учёный кот" - это и если "чёрная кошка", а "ходит" он, или правильнее будет сказать вращается, вокруг Полярной звезды словно привязанный к ней. Для каждого времени года характерно своё положение созвездия, и когда оно оказывается по другую сторону от Млечного Пути - наступает зима, тяжёлое время для земледельца.
Это и есть та рациональная основа, благодаря чему примета сохранилась в веках, и на которую в последствии наслоились абстрактные образы. Хотя когда впервые человек каменного века выделил на ночном небе цепочку ярких звёзд и стал за ней наблюдать, ему и в голову не могло прийти, что через тысячи лет учёные мужи будут сочинять трактаты о том, где живут драконы и чем питаются, а ещё через тысячи - будут безуспешно пытаться понять, что же представляли из себя эти самые драконы.
Первый образ который возник из "чёрточки" и который, собственно говоря, закрепил её главное качество, смену положений - была "свастика". Четыре конца свастики - четыре времени года, больше концов - больше сезонов. Ну, а дальше творческая мысль поэтов, сказителей, философов, художников и музыкантов на длительное время получила основу для создания самых разнообразных образов и толкований этого символа, создаваемых только с одной целью - закрепить знание в поколениях.
Наиболее всего в этом приуспели древние греки, сначала наделив созвездие чертами змея, а затем в результате политических коллизий, которые оставили свой отпечаток и на научных знания того времени, змей обзавёлся змееборцем, Кадмом например. Или Персеем, который убивает Медузу Горгону.
Научный аспект всех этих "подвигов" заключался в том, что древняя астрономия, или правильнее будет сказать - астрология, усложнилась, став более точной наукой. Если в каменном веке приходилось определять астрономические циклы подсчитывая дни, то античная система ориентирования по наиболее ярким звёздам позволяла находить положение нужного созвездия, даже если его не было видно. Мифологические сюжеты помогали закреплять эти знания.
Так и появились знаменитые греческие эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", объединив в себе историю, философию и науку.
Ну, а теперь можно вернуться к "змеевикам".
Медальоны стали результатом слияния славянской языческой традиции, древнегреческой античной традиции и христианской символики. При этом христианская символика не уничтожала языческие верования, т.к. это было бы бессмыслено. Тысячу лет назад христианская философия всё ещё опиралась на астрологические знания, это выражалось в периодических "концах света", являвшихся, на практике, всего лишь концами астрономических циклов. Поэтому и ничего принципиально нового предложить не могла, поэтому не уничтожала, а только старалась заменить своими образами.
Так и появились "змеевики", сочетая в себе славянскую свастику или коловорот, древнегреческий мифологический образ змея или Медузы Горгоны и древнеримского христианского святого или змееборца.
Только значительно позднее, с созданием постоянной календарной системы, когда цивилизация смогла абстрагироваться от астрономических реперов (ориентиров для определения времени). Христианская символика полностью вытеснила языческие образы.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 28 май 2018, 17:28

Dedal писал(а):Медальоны стали результатом слияния славянской языческой традиции, древнегреческой античной традиции и христианской символики. При этом христианская символика не уничтожала языческие верования, т.к. это было бы бессмыслено. Тысячу лет назад христианская философия всё ещё опиралась на астрологические знания, это выражалось в периодических "концах света", являвшихся, на практике, всего лишь концами астрономических циклов. Поэтому и ничего принципиально нового предложить не могла, поэтому не уничтожала, а только старалась заменить своими образами...

Уважаемый Dedal, рад появлению нашего эксперта исторического кораблестроения. По медальонам сокращу страницы до одного поста:

Изображение

По кругу читаем «ДЪНА»:

Изображение

Изображение

Подобным же образом и у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, cесть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев, чтобы засеять пашню утробы посевом живых существ, которые по малости своей пока невидимы и бесформенны, однако затем обретают расчлененный вид, вскармливаются в чреве матери до изрядной величины и после того выходят на свет, чем и завершается рождение живого существа.
——
Платон. ТИМЕЙ


Значение слова дна как болезни не только женской, но и мужской, находит очень интересную аналогию в латышских заговорах «от матери». По объяснению латышских знахарок и знахарей, внутри каждого человека без различия пола находится как бы отдельное существо, от спокойного состояния которого зависит здоровье человека. Это «мать» человека, твердый кусок жилистого мяса, величиной с кулак, помещающийся вблизи спины против хребта. Мать человека имеет, «точно лягушка», четыре ноги или руки, состоящие из жил толщиной с порядочный шнурок. Приведенная в беспокойное состояние или «сдвинутая со своего места», особенно чрезмерным усилием при работе («когда кто сорвал живот»), мать охватывает своими руками внутренности человека и производит сильное сжимание, страшную боль в животе, сопровождаемую головной болью...

http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19974
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Dedal » 28 май 2018, 20:16

Лемурий писал(а):Уважаемый Dedal, рад появлению нашего эксперта исторического кораблестроения.


У вас тут знатная и очень знаменитая тусовка собралась по норманнскому вопросу 8)
Решение сей проблемы весьма судьбоносно и для истории древнерусского судостроения, поэтому я здесь :wink:
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 28 май 2018, 21:17

Dedal писал(а):Решение сей проблемы весьма судьбоносно и для истории древнерусского судостроения, поэтому я здесь...

Дорогой Dedal, и с восковедом Дайчин-баатар, и с оружейником Scaevola сходим вместе темы обсудить, ещё и желающих с НГ прихватим, главное чтобы Wi-Fi был и наличие «мёда».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19974
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Analogopotom » 03 июн 2018, 15:04

Dedal писал(а):Наиболее всего в этом приуспели древние греки, сначала наделив созвездие чертами змея, а затем в результате политических коллизий, которые оставили свой отпечаток и на научных знания того времени, змей обзавёлся змееборцем, Кадмом например. Или Персеем, который убивает Медузу Горгону.

Какие такие "политические коллизии"?
Змеи, драконы, Апоп и Тиамат - хтонические божества периода раннего политеизма. Но они не только представители изначального Хаоса, а в отдельных сюжетах - демиурги.
Это божества, как вселенские, так и сугубо земные.
Отраженная в мифологии борьба с ними - теогонии и гигантомахии - свидетельствует о религиозной реформе, смене культов.
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. (Катастрофа Бронзового века) в Средиземноморье - в связи с приходом в бассейн народов (моря), возглавляемых военной аристократией, - происходит утверждение патриархальных традиций, вытеснивших матриархальные. (Здесь где-то на форуме есть тема, посвященная этому вопросу, но не помню в каком разделе.) Ярким примером женского доминирования в религиозной сфере могут служить критские жрицы. Женские верховные божества заменяются мужскими, в парах на первую роль выдвигаются мужья. Где-то смена культов проходила мирно, а где-то - нет.
В мифе о подвигах Персея - персонаже до-легендарного периода - по идее, как раз отражается эта самая жесткая борьба со змееподобным женским божеством.
Можно предположить, что ахейцы не удовлетворившись завоеванием Крита, отправились в ливийские колонии минойцев. Ливия - земля мифической Тройственной змеиной богини. А по времени, как раз начало формирования Олимпийского пантеона. Пеласгическое и др. наследие было частично усвоено и адаптировано под собственные нужды ахейским племенным союзом.
Антей - сын Геи, так же жил в Ливии, но с ним уже дорийская волна боролась. Тоже отголосок титаномахии.

Странным образом, горгонейоны - амулеты головы Медузы - нашили широкое распространение у скифов.
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/gorgon.htm

Дедал, к теме не относится , но о лабрисе есть кое-что интересное у Плутарха.
Давно у нас беседа о "народах моря" и там высказывались сомнения, что Сарды - это не те шерданы из египетских источников.
В греческих источниках пишут, что лидийцы и тирсены - родственные народы. Но не суть.
В общем, о тесных связях и символике древнего мира.
Плутарх. "Греческие вопросы"

45. Почему в руке у Зевса Лабрадейского в Карии не скипетр и не перун, а боевой топор?

Дело в том, что Геракл, сразив Ипполиту, захватил среди прочего ее вооружения боевой топор и подарил его Омфале. После Омфалы лидийские цари носили и почитали его наряду с другими священными предметами, унаследованными от предшественников. Так было до Кандавла. Кандавл же, ни во что его не ставя, передал топор одному из товарищей; а когда Гигес отложился от Кандавла и пошел на него войной, из Миласы в помощь Гигесу пришел с войском Арселис, убил и Кандавла, и его товарища, и топор с остальной добычей привез в Карию.[90] И здесь, посвящая статую Зевсу, он вложил ему в руку боевой топор и назвал этого Зевса Лабрадейским, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».[91]

[90] Плутарх использует версию, по которой Омфала влюбляется в Геракла и становится родоначальницей лидийских царей; считается, что эта версия эллинистического происхождения (см. Аполлодор, II 6, 3; D. S., IV 31); Геродот иначе представляет лидийскую династию (I 7). По Геснхию, Кандавл (Hsch., s. ν. κανδαύλας) — это Гермес или Геракл, для Гиппонакта имя Кандавл лидийское (PLG Hipp., Fr. 1). Термин «товарищ» (ε̉ται̃ρος) применительно к приближенным Кандавла — анахронизм; «товарищами» назывались царские телохранители и подобия «гвардии» при эллинистических монархах.
[91] Лабра(н)ды (Лабраинды) — карийский топоним; здесь было святилище Зевса, вернее, малоазийского божества двойного топора. Чтобы сблизить карийский топоним и связанное с ним имя бога с лидийским «лабрис» — «двойной топор», Плутарх слегка переиначивает и титул бога, и топоним, существовавшие во множестве вариантов (см. Cook. V. II, р. 585). Малоазийское и, вероятно, общеэгейское божество двойного топора у греков именовалось по-разному; см. Геродот, V 119; Страбон, XIV 2, 23, 658 сл., ср. Павсаний, VIII 10, 4.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Analogopotom » 03 июн 2018, 15:49

Библейский Змей-искуситель, между делом, является хранителем тайны бессмертия.
В Эдеме два дерева росло.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла», (Быт.2:9).

Фрейзер посвятил целую главу аналогам Библейского Змея .

Им, кажется, не все принадлежит
В Раю. Здесь роковое где-то есть
Познанья Древо; от него вкушать
Нельзя. Познанье им запрещено?
Нелепый, подозрительный запрет!
Зачем ревниво запретил Господь
Познанье людям? Разве может быть
Познанье преступленьем? Ужель
Неведенье — единственный закон
Покорности и веры и на нем
Блаженство их основано? Какой
Отличный способ им наверняка
Погибель уготовать!

Это был не Фрейзер, а Мильтон. :D

Оба персонажа - Змей и Ева - древнее ближневосточное хтоническое женское божество - мать богов и создательница первых людей. Сам сюжет Грехопадения - компиляция месопотамских и поздних ханаанских мифов о Райском саде. Авторам Ветхого завета надо было как-то объяснить, почему у людей такая тяжелая жизнь.

"...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься".

В проклятии Змея:
"...и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту", - Грейвс видит отсыл к древнему матриархальному космогоническому мифу, который так же нашел отражение в древнегреческой мифологии - миф о Эвриноме, богине всего сущего, великом водном змее Офионе и вселенском яйце.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 08 июн 2018, 22:59

Лабрисы это, конечно, отличительный знак, но надо знать их назначение-только символическое (символ власти), либо военное (оружие). Война это признак патриархата, хотя еще существовали амазонки, у которых лабрис и был оружием. От них лабрис поначалу, видимо, заимствовали иранцы, затем стали применять односторонний, а не двухсторонний топор. Кроме лабрисов в Восточном Средиземноморье находили много бронзовых мечей. Такое оружие применяли микенцы, и их мечи так и остались только бронзовыми. Много бронзовых мечей найдено в Скандинавии. Кто воевал, тому постоянно не хватало металла.
Считается, что матриархат не имеет бесспорных доказательств, и предпочитают говорить о матрилинейности, то есть отсчете родства по материнской линии. Говорят о доиндустриальном распространении матрилинейности, но известен последний указ Урукагины об искоренении остатков матриархата у шумеров. Для его времени уже характерным было то, что люди жили в городах (разделение труда возникает в поселениях около 10 тыс. чел.) и воевали друг с другом, получая трофеи, а их можно было взять при храмах, где сосредотачивались запасы. Для матриархата же храмовая структура общества не применялась и обряды исполнялись дома в специальных комнатах. Об этом было сообщение, помнится, в теме о Чатал-Гуюке.

" Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации — так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели." (http://wartools.ru/klinkovoe-oruzhie/me ... torii-mira )

"Местность, которая больше всего очаровала меня - Чатал-Гуюк в Неолитической Анатолии (современная Турция). Здесь археолог Джеймс Меллаарт нашел красивые женские скульптуры и красочные фрески, изображающие Великую Богиню Мать горы и Ее жриц. Эти изображения, как я заметила, имеют большое сходство с неолитической Богиней-Змеей на о. Крит (приблизительно 6.000 лет до н.э.), и являются общим мотивом для всех древнейших мирных сельскохозяйственных обществ. Археология все больше убеждает нас в том, что идея почитания Женского Божества - вовсе не феминистический бред, как считают некоторые, а историческая реальность." ( http://viacerta.ucoz.ru/load/1-1-0-7 )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 09 июн 2018, 01:24

Analogopotom писал(а):
Dedal писал(а):Наиболее всего в этом приуспели древние греки, сначала наделив созвездие чертами змея, а затем в результате политических коллизий, которые оставили свой отпечаток и на научных знания того времени, змей обзавёлся змееборцем, Кадмом например. Или Персеем, который убивает Медузу Горгону.

Какие такие "политические коллизии"?
Змеи, драконы, Апоп и Тиамат - хтонические божества периода раннего политеизма. Но они не только представители изначального Хаоса, а в отдельных сюжетах - демиурги.
Это божества, как вселенские, так и сугубо земные.
Отраженная в мифологии борьба с ними - теогонии и гигантомахии - свидетельствует о религиозной реформе, смене культов.
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. (Катастрофа Бронзового века) в Средиземноморье - в связи с приходом в бассейн народов (моря), возглавляемых военной аристократией, - происходит утверждение патриархальных традиций, вытеснивших матриархальные. (Здесь где-то на форуме есть тема, посвященная этому вопросу, но не помню в каком разделе.) Ярким примером женского доминирования в религиозной сфере могут служить критские жрицы. Женские верховные божества заменяются мужскими, в парах на первую роль выдвигаются мужья. Где-то смена культов проходила мирно, а где-то - нет.
В мифе о подвигах Персея - персонаже до-легендарного периода - по идее, как раз отражается эта самая жесткая борьба со змееподобным женским божеством.
Можно предположить, что ахейцы не удовлетворившись завоеванием Крита, отправились в ливийские колонии минойцев. Ливия - земля мифической Тройственной змеиной богини. А по времени, как раз начало формирования Олимпийского пантеона. Пеласгическое и др. наследие было частично усвоено и адаптировано под собственные нужды ахейским племенным союзом.
Антей - сын Геи, так же жил в Ливии, но с ним уже дорийская волна боролась. Тоже отголосок титаномахии.

Странным образом, горгонейоны - амулеты головы Медузы - нашили широкое распространение у скифов.
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/gorgon.htm

Дедал, к теме не относится , но о лабрисе есть кое-что интересное у Плутарха.
Давно у нас беседа о "народах моря" и там высказывались сомнения, что Сарды - это не те шерданы из египетских источников.
В греческих источниках пишут, что лидийцы и тирсены - родственные народы. Но не суть.
В общем, о тесных связях и символике древнего мира.
Плутарх. "Греческие вопросы"

45. Почему в руке у Зевса Лабрадейского в Карии не скипетр и не перун, а боевой топор?

Дело в том, что Геракл, сразив Ипполиту, захватил среди прочего ее вооружения боевой топор и подарил его Омфале. После Омфалы лидийские цари носили и почитали его наряду с другими священными предметами, унаследованными от предшественников. Так было до Кандавла. Кандавл же, ни во что его не ставя, передал топор одному из товарищей; а когда Гигес отложился от Кандавла и пошел на него войной, из Миласы в помощь Гигесу пришел с войском Арселис, убил и Кандавла, и его товарища, и топор с остальной добычей привез в Карию.[90] И здесь, посвящая статую Зевсу, он вложил ему в руку боевой топор и назвал этого Зевса Лабрадейским, потому что боевой топор у лидийцев называется «лабрисом».[91]

[90] Плутарх использует версию, по которой Омфала влюбляется в Геракла и становится родоначальницей лидийских царей; считается, что эта версия эллинистического происхождения (см. Аполлодор, II 6, 3; D. S., IV 31); Геродот иначе представляет лидийскую династию (I 7). По Геснхию, Кандавл (Hsch., s. ν. κανδαύλας) — это Гермес или Геракл, для Гиппонакта имя Кандавл лидийское (PLG Hipp., Fr. 1). Термин «товарищ» (ε̉ται̃ρος) применительно к приближенным Кандавла — анахронизм; «товарищами» назывались царские телохранители и подобия «гвардии» при эллинистических монархах.
[91] Лабра(н)ды (Лабраинды) — карийский топоним; здесь было святилище Зевса, вернее, малоазийского божества двойного топора. Чтобы сблизить карийский топоним и связанное с ним имя бога с лидийским «лабрис» — «двойной топор», Плутарх слегка переиначивает и титул бога, и топоним, существовавшие во множестве вариантов (см. Cook. V. II, р. 585). Малоазийское и, вероятно, общеэгейское божество двойного топора у греков именовалось по-разному; см. Геродот, V 119; Страбон, XIV 2, 23, 658 сл., ср. Павсаний, VIII 10, 4.

---------
https://i.pinimg.com/564x/33/5d/a9/335da9dd77045f4335c5801e20713526.jpg Вулкан с лабрисом.Вулкан,Татьяна!
----------
Практически на всех вазовых росписях, изображающих рождение Афины, Гефест изображен с двойным топором (лабрисом), являвшемся священным атрибутом минойской "великой богини". Этим топором Гефест раскалывает голову Зевса, из которой рождается Афина в полном вооружении. По сообщениям Аполлодора и Павсания, Афина появилась в Греции после посещения Крита.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2349
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 09 июн 2018, 10:02

https://www.flickr.com/photos/dandiffendale/7526271866/ Минерва Тритония из Помезии,5й век до н э.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2349
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 09 июн 2018, 16:57

Изображение Афина Альгарди.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2349
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1