В защиту Византии и византийцев!

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение shuric » 25 окт 2007, 14:59

Lusor писал(а):Кстати, интересно, а фаюмские портреты многоуважаемый Шурик тоже трактует как уродство?.. :roll:


Фаюмские портреты - это античность!
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Lusor » 25 окт 2007, 15:30

Тем не менее, идеи, заложенные в фаюмском портрете и в византийской иконе, равно как и их формальное выражение, практически идентичны. 8)
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение shuric » 25 окт 2007, 15:55

Шутите?

Изображение

Изображение

Т.е. конечно византы использовали античное наследие, но чем дальше тем больше уходили от него в сторону крайнего уродства.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 26 окт 2007, 10:57

Ну да, естественно, налицо сильное, я бы даже сказал радикальное, различие между пресловутым "Ангелом" и ликом с фаюмского портрета. Никакого сходства нет и быть не может... :evil: Вот уж действительно, глаза есть, а посмотри нету... :evil: Безусловно, вне всякого сомнения, итальянцы времен Треченто и Кватроченто черпали свои идеи и вдохновение непосредственно от фаюмских мастеров, а не от "голимых византосов"... :evil:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 26 окт 2007, 14:36

Итальянцы учились по сохранившимся в Италии образцам настоящей античной живописи.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 26 окт 2007, 14:54

Примеры в студию!...
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 19 ноя 2007, 11:16

Нет примеров? Тогда я сам приведу для разнообразия один характерный пример, но не античной , а византийской живописи в Италии:
Изображение
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Athenaios » 27 ноя 2007, 10:33

thor, это не Сан Марко, случаем?
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение thor » 27 ноя 2007, 15:10

Нет, сразу не скажу, но, по моему, это роспись из церкви в Чефало, на Сицилии.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 25 янв 2009, 16:54

О.Р. Бородин, С.Н. Гукова "История географической мысли в Византии". СПб. Алетейя, 2000, 179 стр.
1. Все авторы согласовывали свои трактовки, описания путешествий с Библией. Но образованность то не спрячешь, и Аристотель, Страбон и т.д. упоминались и цитировались. А уж разумные предположения, расчеты и т.п. - все пригодилось. Хотя поиски райских рек, рая - важное занятие.

2. Любопытно, но простые люди учились географии через церковное образование. Такая вещь, как "Шестоднев" (как Господь за 6 дней мир сотворил, с комментариями) давала не только знания о деяниях Бога, но и форме земли, о расстояниях и т.п.!

3. Важнейшие материалы по географии - итинерарии (как куда добираться, сколько дней в пути), путеводители (описания славного города Константинополя в духе современного LonelyPlanet. Хотел бы почитать!), периплы (как плыть). Т.е. максимально прикладное значение.

4. Карты рисовались. Но редко. И в основном региональные. Карта мира - карта Т-О типа. В круг О вписана буква Т - разделение реками/океанами трех частей света: Азии, Европы и Африки

5. Авторитет святых отцов (каппадокийцев) позволил идее о шарообразности земли не умереть, но возвращаться вновь и вновь в книгах и мыслях. Косвенно она присутствовала даже в облачении императора. Держава - не что иное, как образ мира. Христианнейший василевс ромеев держал в руках языческий Кратесов глобус с изображением земли антиподов!

6. К концу XII века стало общим местом представление о шарообразной земле, идея плоской земли забылась.

7. Военачальники имели свои собственные карты/планы. Специальное подразделение чертило карты для руководителя (в столице). Базы данных не было. Самые хитрые полководцы рисовали сови карты. И знаком особой монаршьей милости было дать подчиненному карту, нарисованную самим Императором!

8. Тяга византийцев называть всё старыми именами (принятыми в античности) была связана с идеей преемственности и с тем, что бы не забыть великих предшественников. Но современные люди не понимали старых слов (мидийцы, Юстиниана Первая) и для них составлялись специальные таблицы - соответствия. новое название - старое.

9. Античность никогда не умирала. Она жила в мыслях, идеях. Византийцы комментировали, обрабатывали, согласовывали с новыми данными.

10. Конец Византии не означал конец ее мысли. Настоящий взлет философии, богословской науки, географической мысли приходится именно на эпоху Палеологов. Не имея сил воевать, отступая на всех фронтах, Византия ярко цвела в мире мысли.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение shuric » 25 янв 2009, 18:30

thor писал(а):Примеры в студию!...



"Та роль которая принадлежала в скульптуре Пизано, в живописи выпала на долю Пьетро Каваллини....Он то и был идейным предшественником и по всей видимости учителем Джотто. Преимущество Коваллини было то что... он жил в Риме - наиболее античном городе Италии, и ему, младшему современнику Арнольфа ди Камбио, удалось, так же как и последнему, сломать византийские традиции и смело обратится к античному наследию. Работая дважды вместе с ним в конце 13 в., в римских церквах, Каваллини по-видимому, мог близко изучить античные памятники, руководствуясь указаниями и принципами Арнольфо ди Камбио как скульптора и архитектора"
Всеобщая история искусств. 1962. Москва Том 3 стр 43.

Там далее приводятся конкретные заимствования из античного искусства.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение pan » 18 фев 2009, 18:22

shuric писал(а):Итальянцы учились по сохранившимся в Италии образцам настоящей античной живописи.


Византийское искусство сохранило для Западной Европы традиции античного искусства, утраченные там в период упадка и господства варваров. Соответственно, как варвары вели себя и представители Западного мира, попадавшие в Константинополь и грабившие его.

«Художественная школа Венеции — одна из наиболее крупных в средневековой Италии. Как и на юге, воздействие византийского искусства сыграло здесь важную роль. В этой части Апеннинского полуострова византийская традиция имела наиболее древние корни и оказалась непосредственно связующим звеном между поздней античностью и развитым средневековьем. Культурная связь Венеции с Византией продолжалась и после вытеснения византийцев из Италии, поскольку в 9—10 вв. Венеция превратилась в крупнейший центр посреднической торговли между Востоком и Западом и продолжала играть эту роль вплоть до 16 столетия.
Надо отметить, что следование византийской традиции не препятствовало решению творческих задач, специфических именно для Венеции. Мироощущению процветающей Венецианской республики более всего соответствовали образы и формы праздничного характера. В искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона и утонченный спиритуализм, сколько его торжественная репрезентативность.
Главным памятником венецианской средневековой архитектуры является собор св. Марка. /…/
В 13 в., после ограбления Константинополя крестоносцами, фасад собора был украшен доставленными с Востока подлинными византийскими колоннами…»
(Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга первая.)
«И чтобы правильно оценить далеко не местное значение этого художественного феномена, достаточно вспомнить волну нового византинизма, хлынувшего в Италию в середине XIII века и принесшего туда живую практику неоэллинистической живописи. Венеция, еще в большей степени Пиза, а может быть, и Генуя сделались центрами неовизантийских, неоэллинистических явлений, столкнувшимися с отцветающими романскими формами и с веяниями заальпийской готики. Возникли такие неоэллинистические циклы, как фрески Баптистерия в Парме и церкви Санта Мария ин Весковия в Сабине. И неовизантийская икона вошла в Италию, то повторяя в точности константинопольские образцы, то вооружая стилем и методом едва успевшую народиться францисканскую живопись.»
(П.П. Муратов. Византийская живопись. // П.П. Муратов "Ночные мысли", М., 2000 год, с. 152-173)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: В защиту Византии и византийцев!

Сообщение Aldar » 26 сен 2010, 00:36

Если не углубляться во временные глубины, то основной негативный тренд в восприятии общественным сознанием Византии был заложен французскими просветителями. Тот же Вольтер называл историю Византии «нелепой» и «недостойной»: «Это недостойный сборник высокопарных фраз и описаний чудес. Она позорит человеческий разум так же, как Греческая империя позорила землю». При этом, собственно история Византии либералов особенно не интересовала, она использовалась как удобный негативный образ «абсолютистского, консервативного» государства в противовес «республиканизму» античного Рима, который был нужен для борьбы с тогдашними монархиями.
Неудивительно, что такие оценки перекочевали и в первые научные работы историков. Как известно, один из родоначальников научной исторической школы Гиббон полностью следовал модным веяниям.

В современной историографии ситуация если не кардинально, то весьма существенно изменилась. На том же Западе, выходит полно объективных книг по истории Византии, как научных, так и научно-популярных. Недавно вот вышла книга влиятельного американского политолога Э. Люттвака «Стратегия Византийской империи».

О Люттваке: http://en.wikipedia.org/wiki/Luttwak

Из аннотации:
«Книга Эдварда Н. Лютвакка «Стратегия Византийской империи» представляет собою попытку ответить на вопрос, почему Византийская – Восточная Римская империя, просуществовала почти вдвое дольше Западной. Этот вопрос уже не раз привлекал внимание историков. Ведь, у Византии не было каких-либо особых географических, или военных преимуществ, по сравнению с Римом, а окружающие её народы и племена были не менее могущественны, и коварны, чем те, что в течение пятого века новой эры окончательно разорили Западную империю. Позиция Лютвакка интересна тем, что он исследует череду событий византийской истории, используя не только традиционный инструментарий историков-теоретиков, но, и методологию, и набор средств, освоенные им в процессе работы, в качестве специалиста по изучению современных нам государственных образований.
«Стратегия Византийской империи» - это история формирований и развития комплексной стратегии Византии, включавшей в себя множество аспектов: военное дело, дипломатию, разведку, управление экономикой и финансами.
Автор показывает, что Константинополь опирался не только, и не столько, на свою военную мощь, сколько на тактику дипломатических, и политических интриг, стравливая своих реальных, и потенциальных врагов между собой, своевременно заключая политические и военные союзы, и, в нужное время их разрывая.
Византия редко стремилась к окончательному уничтожению своих соперников: нынешний враг завтра может стать твоим союзником, в борьбе с другим, неожиданно окрепшим соседом.
Книга изобилует цитатами из византийских, и иных источников, и полна красочных подробностей, благодаря чему, читается с неослабевающим интересом .
Для историков, византинистов, филологов-классиков, специалистов по военному делу, и военной истории.»
Аватара пользователя
Aldar
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 сен 2010, 20:20
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28