Analogopotom » 11 ноя 2006, 21:52
После падения Константинополя Москва стала главным средоточием восточного православия. Старец Филофей Псковский в своем послании великому князю Василию III писал: было два Рима, две церкви, и обе они пали; «стараго убо Рима церкви падеся неверием Аполинариевы ереси, втораго Рима, Константинова града церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери». Ныне появилась церковь нового, третьего Рима, «дръжавного твоего царства». А потому, наставлял он московского государя, «блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская црьства снидошась в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».
Старец Филофей (ок. 1465-1542), игумен псковского Елезаровского монастыря, впервые назвал Россию «Третьим Римом». О жизни старца практически ничего не известно, кроме того, что его именем подписано несколько посланий — государям Василию III (до 1526 г.), Ивану IV Грозному и дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину (1523—1524). Последнее произведение «Филофеева цикла», написанное в 30—40-е гг. XVI в. и получившее название «Об обидах Церкви», также приписывается старцу Филофею, но, скорее всего, создано его анонимным Продолжателем.
Основой этих формул «Москва — Новый Царьград», «Москва — Новый град Константина» и, наконец, «Москва — Третий Рим» послужило древнее учение о странствующих царствах, восходящее в христианской традиции к библейской книге пророка Даниила. Согласно его пророчеству, в земной истории человечества будет всего четыре царства, наделенные особой Господней Благодатью, но и четвертое падет под натиском сил Антихриста. Лишь после этого будет создано вечное царство Божие, «...которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». И книга пророка Даниила, и толкования на нее Ипполита Римского, Ефрема Сирина, Козьмы Индикоплова и некоторые другие были хорошо известны на Руси. В конце XV в. появился также перевод Третьей книги Ездры, содержащей аналогичные пророчества, а также несколько важнейших для русской общественной мысли произведений — предшественников «Филофеева цикла». Так, в «Русском Хронографе» 1512 г. выражена глубокая скорбь по павшим православным «благочестивым царствам» и с гордостью утверждено: «Наша же Российская земля растет и младеет и возвышается...»
Если в западноевропейской христианской литературе образ «Рима» — скорее художественная аллегория, нежели религиозно-мистический символ, некий обобщенный принцип гражданского общества (одним из граждан которого стал и Иисус Христос), то на Востоке это — царство последних дней перед Вторым пришествием, Святое Царство Иисуса Христа, перемещающийся центр истинного христианства, существующий до самого конца истории. «Рим», или «Ромейское царство», в концепции старца Филофея не связывается ни с древней Римской империей, ни с Византией, ни с какими-то другими государственно-политическими границами. Это — «неразрушимое и недвижимое» царство истинного христианского Духа, правой Веры: «Яко вся христианская царства приидоша в конець и снидошася во едино царство нашего государя, по пророчьским книгам, т. е. Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Старец Филофей придал образу Рима весьма своеобразное, по сути — национальное звучание, впервые связав ассоциировавшийся с католической традицией Рим с Московским государством. Приписывая апостолу Павлу слова «Рим — весь мир», он объединил понятия «сохранение чистоты апостольской Церкви — Московская Русь — весь Мир».