Уважаемый Лемурий,
В соседнем форуме развлекалась темой "Шелк в контексте истории огнестрельного оружия" и наткнулась на любопытную информацию, касающуюся Крестовых походов. Надеюсь, участникам обсуждения будет интересно.
****
Шелковая ткань как упаковка для порохового заряда потеряла свое значение тогда, когда порох стал употребляться не в унциях, а в более крупных весовых единицах измерения - в чинах, фунтах, бочках, тоннах, картузах.
Не позднее эпохи императии Сун (960-1279) в Китае вместо шелка для упаковки пороха употребляли бумагу.
Сведения об этом находим в трактате Wu Ching Tsung Yao (1040-1045): "1 чин 14 унций серы, 2,5 чина селитры, 5 унций угля, 2,5 унции смолы и 2,5 унции сухого лака измельчи и смешай. Затем возьми 2 унции сухих растений (dried plant material), 5 унций тунгового масла (tung oil) и 2,5 унции воска, смешай до тестообразного состояния. Соедини все вместе, медленно растирая. Полученную массу заверни в пять слоев бумаги в виде пакета, перевяжи пеньковым шнуром и обмажь поверхность смесью расплавленной смолы и воска".
Как известно, в состав китайской бумаги входила измельченная кора тутового дерева. Так сказать, "шелковая" составляющая в упаковке порохового брикета все же присутствовала.
Манускрипт трактата Wu Ching Tsung Yao хранился с 1040 г. в императорской библиотеке. С оригинала были сняты несколько копий, одну из которых император подарил в 1069 г. молодому и амбициозному офицеру из провинции по имени Wang Shao.
Этот офицер представил императору собственное сочинение, озаглавленное "Стратегия, необходимая для покорения варваров" (A Strategy for Vanquishing the Barbarians). Стратегия заключалась в осуществлении действий по трем направлениям:
1) организация некоторого числа мобильных военных отрядов в районе Коридор Ганьсу (северная часть Великого шёлкового пути, иногда также называют коридор Хэси, известен нефтяными месторождениями - центральный Юймынь) - Кукунор (часть Китая) для подавления сил тангутов (население северного Китая, буддисты);
2) переориентацию и улучшение сельского хозяйства названных районов под руководством императорских чиновников или единомышленников из числа местных князьков;
3) вытеснение тангутов из коридора Ганьсу позволит империи Сун контролировать важнейшие торговые пути, ведущих к западным окраинам центральной Азии.
К 1072 г. план был осуществлен. Торговые пути коридора Ганьсу (Северный караванный путь) оказались под контролем империи Сун. (А годом раньше, в 1071 г., византийская армия проиграла битву при Манцикерте, и Константинополь утратил значительную часть своих территорий в Малой Азии. По территории, подвластной туркам-сельджукам, пролегал Южный караванный путь, который вел в Иерусалим, Антиохию и Никеи).
А в 1084 г. распоряжение императора предписывало закупить в Японии 500 000 «chin» (более 300 тонн) серы на военные нужды. Одновременно вышел запрет на продажу серы и селитры северным соседям. Скорее всего, огромная партия пороха предназначалась для поставок по Южному пути.
Я думаю, что к началу 1090-х гг., когда сера была закуплена в Японии и изготовление пороха достигло широких масштабов, товар, наконец, потек по Южному пути. Какая-то часть пороха досталась туркам-сельджукам, а какая-то - перепродана дельцам в Иерусалиме, Антиохии и Никеях.
ОДНАКО ПОРОХ - ЭТО ЕЩЕ НЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ. К пороху должны были прилагаться огнестрельные инструменты или хотя бы их чертежи, рисунки, описание. Инструкции по применению пороха находились в трактате Wu Ching Tsung Yao. Вполе вероятно, что один из экземпляров трактата попал в Иерусалим около 1070 г. и был переведен на арамейский язык.
Для последующего изложения необходимо держать в уме три важных факта:
1) В китайском трактате Wu Ching Tsung Yao, подаренном императором офицеру в 1069 г., ВПЕРВЫЕ упоминается уголь как третий составляющий элемент пороха. (В ранних трактатах по применению зажигательных составов - например Pao P'u Tzu (265-317)- упоминаются селитра и сера, однако уголь отсутствует, третьим главным элементом назван уксус).
2) В трактате Wu Ching Tsung Yao приводятся три формулы пороха. Одна - для метания бомб из катапульты, другая - для аналогичной бомбы с крюком, благодаря которому она могла зацепиться за любой деревянный выступ и стать источником пожара, третья - для бомбы, источающей отравляющий дым.
3) Начиная с эпохи Трех Царств (220-260 гг.), китайцы применяли "огненные стрелы", скорее всего, используя в качестве горючего материала нефть. В рассматриваемый нами период империи Сун "огненные стрелы" были усовершенствованны. Согласно инструкции трактата Wu Ching Tsung Yao, 5 унций пороха помещалось в хвостовую часть "стрелы", которая представляла собой короткое КОПЬЕ, за счет утолщенного древка.
Странное дело, история Крестовых походов вызывает у меня стойкое ощущение какого-то глобального мошенничества....
В самом деле, европейская возня вокруг Иерусалима активизировалась около 1070 г., когда в Поднебесной приступили к реализации великого Стратегического плана. Сведения об этом первыми могли получить в Константинополе от поставщиков китайского шелка-сырца для императорской шелковой мануфактуры.
Эпицентр этой "суеты" находился во Франции.
(далее использую отдельные пункты из хронологической таблицы Лемурия
viewtopic.php?f=3&t=2386&start=40 ):
1065 г. в Труа, провинция Шампань (Champagne), возвращается после обучения в ешиве в Майнце раби Шломо бен Ицхак (Раши, 1040-1105). Здесь он открывает собственную школу и начинает вести переписку и комментировать сложные места в Торе и Талмуде на арамейском языке. Денег за обучение он не берет, получая доход от нескольких доставшихся ему виноградников, которые он обрабатывает сам. (Закон запрещал евреям использовать христиан как рабов, но в нем ничего не говорилось о рабском труде еврейских детей. Раши не брал денег за обучение в школе, но ученики, несомненно, отрабатывали сполна на его виноградниках.)
Раби Шломо бен Ицхак получил воспитание в Майнице, где находилась школа, названная Лотарингской. Ее основателем был р. Гершом бен Иегуда, прозванный Меор ха-Гола ("светоч диаспоры") (960-1028 гг.), с именем которого еврейская традиция связывает появление новых общинных уставов - в частности запретил многоженство.
"До конца XI в. положение евреев в Германии было вполне благоприятным для них, зачастую они пользовались поддержкой городских епископов. Император Священной Римской империи Генрих IV (1056-1106 гг.) в 1091 г. пожаловал им грамоту, согласно которой было запрещено принуждать их к принятию христианства, а в судебных процессах с христианами евреи могли присягать по своему религиозному обряду."
Шоло бен Ицхака стал достойным продолжателем традиций своего учителя. Составленные им и его последователями "тосафистами" ("составителями добавлений") комментарии к Талмуду вошли почти во все дальнейшие издания последнего. Характерной чертой его толкований являлась тенденция к компромиссам. "Мудрецы Франции, тосафисты,- писал впоследствии р. Соломон Лурия, один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов в Польше XVI в., - сделали из него (Талмуда) как бы шар и прокатили его с места на место, чтобы он выглядел как однородное тело, без противоречий и изъянов ..."
Шоло бен Ицхака в толкованиях уделил большое внимание вопросу виноделия. Он позволял покупать и употреблять изготовленное христианами вино, поясняя, что те не используют его при богослужении, как это было принято у язычников, окружавших евреев в талмудическую эпоху, и, следовательно, оно уже не является предметом "чуждого культа". Раши не только получал доход со своих виноградников, но перекупал вино у других виноградарей.
Около 1070 г. Труа с еврейской общиной в 100 человек, становится Центром изучения Торы.
1070 г. группа монахов из Калабрии, что на юге Италии, прибывают в окрестности Арденнского леса, входившего в состав владений Годфруа Бульонского. Прибыв в Арденны, калабрииские монахи заручаются покровительством Матильды Тосканской, герцогини Лотарингской, родной тетки и приемной матери Годфруа Бульонского. Это она дарует своим протеже земли в Орвале (Orval) близ Стенэ, где около пятисот лет назад был убит Дагоберт II. Здесь они начинают строить аббатство.
1073 г. папой избран тосканец, получивший каноническое образование в Германии, был легатом сначала во Франции, затем в Германии. Сразу после возведения в сан Григорий VII призвал к крестовому походу против сельджуков, однако безрезультатно. С 1075 г. начинаются взаимные распри между папой с одной стороны и императором Священной Римской империи и Гибертом Равеннским (будущим антипапой Климентом III) - с другой.
1086 г. папой вновь избран итальянец - Виктор III. Продержался около года.
март 1088 г. папой избран француз, родом из графства Шампань, - Урбан II. Однако в Риме правит антипапа.
около 1090 г. - Петр Пустынник (1050-1115), родом из Амьена, сначала военный, потом монах, совершает поломничество в Иерусалим, где встречается с местным патриархом Симеоном, который "посвятил его во все детали тех несчастий от которых в такой сильной степени страдал обитавший в святом граде Иерусалиме народ Божий...Человек Божий был осыпан тысячами выражениями благодарности, а патриарх вручил ему то послание, о котором он просил...
После он отправился к берегу моря, где нашел намеревавшийся отправиться в Апулию купеческий корабль. Он взошел на судно и после благополучного плавания прибыл в Павию. Оттуда он направился в Рим, в окрестностях которого он нашёл папу Урбана; показав ему письма патриарха и иерусалимских христиан, рассказав обо всех их бедствиях, он выполнил тем самым в совершенной точности возложенную на него миссию…
Охваченный божественным рвением, Пётр пересёк всю Италию, перевалил через Альпы и последовательно посетил всех принцев Запада, побывал во всех городах, просил, убеждал и настаивал, с помощью данной ему благодати.
На Пасху (выпала на 9 апреля) 1094 г. Урбан II сумел занять Рим и водвориться в Латеранском дворце.
На Пасху (выпала 25 марта) 1095 г.- византийский император обратился к Риму с призывом о помощи.
27 ноября 1095 г., папа Урбан II произносит горячую речь на Клермонском Соборе, призвав французского короля и его рыцарей выступить против неверных и освободить Гроб Господень. На том же соборе был основан Орден госпитальеров св. Антония, который специализировался на врачебной помощи больным, одержимым "огнем св. Антония". Это заболевание вызывалось действием алкалоидов спорыньи. Основателем Ордена и первым госсмейстером стал Герин (Gerin) сын Гастона де ла Валлуара (Gaston de la Valloire), основавшего в 1039 г. госпиталь св. Антония в Дофине (провинция в южной части Франции)
Уже в декабре-январе толпы беднейших слоев населения с женами и детьми двинулись из Лотарингии, граничившей с Германией в поход. Предводителями были трое: Петр Пустынник, ВАльтер Голяк (оба французы) и священник Готшалк (из Рейнской области).
Поистине, агитатция была молниеносной.
У Анны Комниной, как мне кажется, есть объяснение этому феномену:
"Приходу этого множества народов предшествовало появление саранчи, которая не тронула пшеницу, однако страшно опустошила виноградники 973. Как объясняли тогда толкователи знамений, это означало, что кельтское войско, вторгшись к нам, воздержится от вмешательства в дела христиан, но грозно обрушится на варваров-исмаилитов, рабов пьянства, вина и Диониса. Ибо все это племя, преданное Дионису и Эроту, чрезвычайно склонно ко всякому блуду; оно не обрезает вместе с плотью свою похоть и есть не что иное, как раб, трижды раб всех пороков Афродиты. Вот почему они боготворят и почитают Астарту и Астарота 974, и вот почему они выше всего ставят изображение звезды 975 и своей золотой Хобар 976. Пшеницу же рассматривали как христианский символ, потому что она - трезвая и насыщающая. Вот как толкователи объясняли виноградники и хлеба".
[ В 816 году состоялся церковный Собор, который официально подтвердил необходимость развития церковного виноградарства и виноделия. Каждому епископату вменялось в обязанность иметь виноградники, заботиться об их расширении и процветании. Глядя на то, как процветает монастырское виноделие, виноградники стали закладывать многие представители французской знати. (с).]
Сбор винограда в северных областях Франции (Лотарингии) и Рейской области начинается в октябре. Если в сентябре-октябре весь урожай в Лотарингии и Рейне погиб из-за нашествия странной саранчи, и оскудевшие земли были скуплены представителями еврейской общины Раши, то нет ничего удивительного, что виноградари двинулись на поиски лучшей доли с семьями и детьми.
Двинулись они на юго-восток несколькими волнами. По словам Анны Комниной:
"Все это множество людей пришло не сразу и не по одному пути (да и как могла такая огромная толпа из разных мест вся разом переправиться через пролив Лонгивардии?); сначала одни, затем другие, потом следующие, - постепенно все совершили переправу и двинулись по суше. Как я уже говорила, перед каждым войском двигались тучи саранчи."
Впрочем, их поход нельзя назвать полностью стихийным. Отряды виноградарей были организованы, им обеспечивалась бесплатная переправа, о принятии людей в Византии велись переговоры на уровне императора, поставки хлеба производились централизованно, охрана и услуги переводчиков были оплачены из казны.
"Когда отдельные отряды уже переправились через пролив Лонгивардии, самодержец собрал некоторых военачальников ромейского войска и отправил их в район Диррахия и Авлона {276} с приказом дружелюбно встретить переправившихся, в изобилии поместить на их пути запасы продовольствия[977 - Запасы продовольствия (πανηγύρεις). См. прим. 781.], доставленные из всех областей, а также следовать и наблюдать за варварами и, если они станут нападать и грабить близлежащие земли, обстреливать и отгонять их отряды. С посланными были и люди, знающие латинский язык, чтобы улаживать возможные столкновения."
В Константинополе толкователи призывали есть хлеб, который был "трезвым и насыщающим". Однако то зерно, которое поставлялось для питания паломников из Лотарингии было "пьяным", т.к. было заражено спорыньей. Это объясняет избирательность саранчи. Госпитальеры св. Антония последовали за отрядами в Константинополь и там оказывали помощь многочисленным жертвам заболевания.
На фоне действия галлюциогена пропаганда Крестового похода дала молниеносный результат среди бедняков, которые были вынуждены питаться зараженным хлебом осенью 1095 г. Богатые имели запасы предыдущего урожая. "Тучи саранчи", которые двигались перед отрядами виноградарей, сжирали весь хлеб, и виноградарям приходилось питаться все тем же зараженным зерном. Так, очевидно, поддерживалась нужная фанатическая составляющая похода.
Поскольку в дальнейшем крестоносцев обеспечивали хлебом все те же госпитальеры вкупе с тамплиерами, то можно предположить, что первая партия зараженного зерна также была скуплена представителями ордена госпитальеров св Антона.
Французская медицина обязана своим становлением еще одному еврею - рабби Аббону, основавшего религиозно-медицинскую школу в Нарбонне ок. 1000 г. Один из его учеников перебрался в 1025 г. в Монпелье и собрал вокруг себя многочисленных последователей. Он составил трактат "О медицине", который цитируют некоторые еврейские ученые. Орден госпитальеров в дальнейшем имел отделение в Монпелье.
http://books.google.com/books?id=4CwJAAAAIAAJ&pg=PA8&lpg=PA8&dq=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D0%90%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=WWR90xxS35&sig=oD8yXLvn_hU6AuZ8R8BWkUe1ffA&hl=en&ei=VHMzTPCeCcP_lgeyoqS-Cw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%90%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B0&f=falseТем временем, весной 1096 г., когда запасы чистого зерна у богатых землевладельцев закончились, цены на хлеб в северных районах Франции резко подскочили.
В мае того же года во Франции и в приграничных областях Германии (по левому берегу Рейна) прокатилась волна еврейских погромов. Некий монах утверждал, что на могиле Иисуса была найдена записка, предписывающая христианам крестить всех евреев.
Общины Вормса и Майнца погибли почти полностью, община Трира после долгого сопротивления согласилась на крещение, а евреям Труа во главе с Раби Шломо бен Ицхаком вместе с горожанами-христианами удалось отстоять свой город. Позже, в 1103 г. Генрих IV, несмотря на протесты папы, разрешил насильственно крещеным вернуться в лоно иудаизма. В возникшей среди евреев острой дискуссии о том, как к ним относиться, решающую роль сыграл авторитет бен Ицхака, сказавшего: "Да будем далеки, чтобы отделиться от вернувшихся или осрамить их!"
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Tx46mXdRA6EJ:zhurnal.lib.ru/z/zilxbert_m_m/ashktextdoc.shtml+%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%BC+%D0%B1.%D0%98%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%B4%D1%8B+%D0%B8%D0%B7+%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%86%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5&cd=3&hl=en&ct=clnk&gl=us