Страница 3 из 4

СообщениеДобавлено: 24 янв 2005, 09:49
Toetomi
Херсонесит писал(а):Вы уверены, что сам термин возник во время ревоюции во Франции? Дайте ссылку!

Ну, конечно, не во время самой революции. :) Но использоваться он стал широко в отрицательном значении, олицетворяя порядок того времени...
Филэллин писал(а):Toetomi меня извинит, если я сделаю это за него. Источник - например (в случае с Toetomi - скорее всего), БЭС:

ФЕОДАЛИЗМ, термин "Ф." возник перед Франц. рев-цией кон. 18 в. и обозначал "старый порядок" (абс. монархия, господство дворянства). ...


Я думаю, что такую информацию можно найти в любом историческом словаре (в БЭС я забыл заглянуть).

Но в частности можно прочитать:

История средних веков (в двух томах). — Т. I. — Учебник. И 90. — Под ред. С. Д. Сказкина и др. — Изд. 2-е, перераб. — М., «Высш. школа», 1977. — 471 стр.
http://hlevov.narod.ru/middleages_1.htm
Глава 2
СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
§ I. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Цитата: "Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Произошёл он от латинского слова feodum — феод, которым в средние века во многих странах Западной Европы обозначалось условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной)службы.

Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер- во Франции, Робертсон и Юм — в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии...
..Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно."


Вот еще:
Марк Блок. Ремесло историка. Исторический анализ.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50902
"Феодал", "феодализм" - термины судебной практики, примененные в XVIII в. Буленвилье, а за ним Монтескье,-стали затем довольно неуклюжими этикетками для обозначения типа социальной структуры, также довольно нечетко очерченной. "Капитал" - слово ростовщиков и счетоводов, значение которого экономисты рано расширили. "Капиталист"-осколок жаргона спекулянтов на первых европейских биржах. Но слово "капитализм", занимающее ныне v наших классиков более значительное место, совсем молодо, его окончание свидетельствует об его происхождении (Kapitalismus). Слово "революция" сменило прежние, астрологические ассоциации на вполне человеческий смысл: в небе это было-и теперь является таковым-правильное и беспрестанно повторяющееся движение; на земле же оно отныне означает резкий кризис, целиком обращенный в будущее. "Пролетарий-одет на античный лад, как и люди 1789 г., которые вслед за Руссо ввели это слово, но затем, после Бабефа, им навсегда завладел Маркс, Даже Америка и та дала "тотем", а Океания - "табу", заимствования этнографов,. перед которыми, еще колеблясь, останавливается классический вкус иных историков.

СообщениеДобавлено: 25 янв 2005, 22:47
Князь
Весь сыр бор из-за точек зрения на феодализм с позиции экономиста и гуманитария. Маркс, как экономист, несомненно представляет точку зрения на феодализм с точки зрения экономистов. И с этой точки зрения определение по Марксу вполне точное. А история, как гуманитарная наука, в СССР отсутствовала. А в экономическом понимании такой эпохи как абсолютизм быть не может. Кому в таком случае принадлежат средства производства - абсолюту?! :lol:

СообщениеДобавлено: 26 янв 2005, 01:02
Дмитрий Беляев
Да ничего подобного. Маркс говорил о феодализме как марксист, а не как экономист. Ибо именно марксисты придумали "способ производства". А есть и историки-экономисты, которые его не используют.

СообщениеДобавлено: 26 янв 2005, 01:53
Гость
Сам подход экономический. Мы якобы принимам на веру, что этот ваш "способ производства", а также "классовая борьба" являются двигателями истории - точка зрения невероятно спорная...

СообщениеДобавлено: 28 янв 2005, 16:32
Гость
Если в домонгольской Руси был феодализм, тогда как там звали крепостных крестьян? Сам термин “крестьянин” – более поздний, произошел от слова христьянин.

СообщениеДобавлено: 28 янв 2005, 21:18
Князь
Закрепощение крестьян во всех странах происходило очень постепенно...

СообщениеДобавлено: 29 янв 2005, 08:27
СергАни
Вот-вот, как верно подметил студент Петров, вытащив на экзамене билет "Изобретение радио А. С. Поповым": когда Земля была теплой, и по ней бегали мамонты...

СообщениеДобавлено: 29 янв 2005, 09:20
Atius_Kul
Dimich писал(а):Если в домонгольской Руси был феодализм, тогда как там звали крепостных крестьян? Сам термин “крестьянин” – более поздний, произошел от слова христьянин.

Относительно терминологии. В "Русской правде" указано большое количество разных "типов" людей. И, по моему, между исследователями до сих пор нет единого мнения по поводу этих "наименований".

СообщениеДобавлено: 29 янв 2005, 09:46
СергАни
Терминология и термины - штука, безусловно, серьезная, но анализ социально-экономической проблемы требует не только лингвистической точности в словах. В противном случае, под "крепостное право" можно подвести, что угодно. Хоть мое намерение сегодня после работы встретиться с Танечкой из отдела информации. Не то, чтобы очень хотелось (это ж сколько проблем!), но как порядочный мужчина... Ну, и так далее.

СообщениеДобавлено: 29 янв 2005, 11:02
Дмитрий Беляев
Успехов Вам в закрепощении :twisted:

СообщениеДобавлено: 19 фев 2005, 21:32
Гость
На самом деле, к сожалению, концепций лучше, чем у И.Я. Фроянова на настоящий момент нет. В Началах русской истории достаточно полно и основательно доказывается более позднее складывание феодальных отношений на Руси - во времена монгольской Руси, что достаточно справедливо. Концепции Грекова, Черепнина на эту тему исчерпали себя.

СообщениеДобавлено: 22 мар 2005, 02:05
Князь
В конце прошлого года один из самых популярных преподавателей исторического факультета УдГУ, доцент Вадим Долгов выпустил научный труд 'Древняя Русь: мозаика эпохи'. Сегодня мы беседуем с автором на темы, поднятые в его книге.

- Вадим Викторович, у Вашей книги есть подзаголовок 'Очерки социальной антропологии'. Объясните, пожалуйста, о чем речь?

- Речь идет не об истории событий (войн, реформ и пр.), а о повседневной жизни и особенностях мышления людей прошлого. Вот, например, такой важный вопрос, как отношение к детям. В средние века отношение к ним серьезно отличалось от современного. Оно было гораздо суровей. Настолько суровым, что у ученых возникло подозрение, что средневековые родители совсем их не любили. Например, когда крестьянская семья уходила работать в поле, новорожденного ребенка могли туго запеленать и просто оставить в избе подвешенным на гвоздик на весь день. Но более глубокие исследования показали, что любовь была, только выражалась она в других формах. Меньше заботились о здоровье, зато больше - о душе. Вот если младенец умирал, родители не жалели никаких денег на оплату поминальных служб в церкви.
И вообще, семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней. Недавно в обществе обсуждалась проблема снижения брачного возраста. Много говорили о том, что ранние браки никогда не были свойственны нашей культуре. Это большое заблуждение. Согласно древнерусским православным нормам, брачный возраст для девочек наступал в 12 лет, а для юношей - в 15 лет. Иногда случались и более ранние браки. Кроме того, у древних славян в языческую эпоху существовал обычай многоженства. Вопреки распространенному мнению, многоженство было свойственно не только исламским странам.

- В исламе многоженство - тоже наследие языческой эпохи.

- Да, но христианство, принятое Русью в Х веке, в отличие от ислама, предписывало моногамию. Нужно сказать, что древний языческий обычай был довольно живучим. Церкви пришлось долго бороться против него, и победить удалось далеко не сразу. Например, князь Владимир I Святославич имел, согласно летописному свидетельству, 12 жен и 800 наложниц.

- Думается, что 800 наложниц - это все-таки преувеличение. Такую нагрузку примитивная экономика того времени вряд ли бы перенесла. У князя, наверное, и дружинников-то столько не было. И потом, это князь, представитель элиты, а простой крестьянин мог ли содержать несколько жен? В летописях об этом ничего не говорится.

- Свободный крестьянин-общинник в начальный период русской истории вел жизнь достаточно обеспеченную. А эксплуатация до складывания феодализма была слабой. В летописях, конечно, нет сведений о жизни простых людей, зато нам помогают светские и церковные законодательные акты. В них часты упоминания о многоженстве и среди рядовых жителей. Кроме того, отмечу, что не считались запретными и добрачные связи.

- Можно ли сказать, что в Древней Руси имела место сексуальная свобода?

- Нет. Регламентация существовала, только правила были иные, чем сейчас. Древнеславянская культура относилась скорее к типу просексуальных, т.е. положительно относящихся к сексу. И только много позже, благодаря влиянию христианства, утвердилось представление, что чувственная любовь - это 'злой грех'.


- Вы пишете в книге, что сексуальная жизнь древнего славянина была пронизана символическим содержанием...


- Это ярко видно, например, в известном эпизоде с изнасилованием полоцкой княжны Рогнеды, который содержится в летописном рассказе о 'приключениях' Владимира I. Начиная в 980 году свой поход на Киев, он, прежде всего, сватается к полоцкой княжне Рогнеде, уже сосватанной за старшего брата Ярополка, против которого и боролся Владимир. Княжна высокомерно отказывает ему. Тогда Владимир пришел с военной силой, убил родителей невесты, двух братьев, а саму Рогнеду изнасиловал и взял в жены...

- Но, может, это просто бесчинство опьяненного кровью завоевателя в покоренном городе?


- Нет, жестокая расправа с непокорной княжной в изображении летописи выглядит не просто как изнасилование, а как определенный символический акт, призванный утвердить Владимира в статусе победителя. Владимир не только 'был с ней' перед лицом ее отца и матери, которые потом были убиты, но и нарек Рогнеде новое, 'низкое' имя - Горислава.


- В Древней Руси существовали специальные 'княжеские' имена и имена 'для простых'?


- Имя для князя выбиралось по преимуществу из тех, что уже использовались в роду Рюриковичей - Владимир, Ярослав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Мстислав. Среди бояр и простых общинников эти имена тоже встречаются, хотя часто они имеют уменьшительную или просторечную форму. Летопись сохранила много весьма колоритных имен бояр, тысяцких и посадников: Воибор Негочевич, Жирослав Нажирович, Рагуил Добрынич, Мирошка Несдинич и пр. Бояре и князья именовались с отчествами - в этом был знак их высокого достоинства. Традиция величания по отчеству, с окончанием на '-вич' сохранялась как привилегия высших социальных групп на Руси в течение нескольких столетий. Фамилий тогда не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем, которое было усвоено ими, вероятно, еще в детстве. Они в меньшей степени нашли отражение на страницах летописей, но зато их много в берестяных грамотах - Жировит, Стоян, Жизномир, Микула, Нежка, Нежебуд, Завид, Братята, Братонежко, Нажир, Доброшка, Гостята и пр. Встречаются среди имен и такие, которые звучат довольно странно для уха современного человека: Упырь Лихой - новгородский писец, оставивший пометки на полях переписанной им для князя Владимира Ярославича книги; Душило или Душилец. Это последнее имя происходит, надо полагать, не от глагола 'душить', а от слова 'душа'. Если имена князей обычно имеют в своем составе части 'влад/волод', 'слав', 'свят', несущие значения, связанные с военно-дружинными, властными и жреческими общественными функциями, то в именах простых людей наиболее распространены 'жир', 'неже', 'добро'. Давая такие имена, родители хотели привлечь к своему чаду желанную судьбу: маленькому князю - славу и власть над миром, маленькому земледельцу - изобилие, сытость и благополучие.


- Вы упомянули о роде Рюриковичей. Как так получилось, что на Руси власть оказалась полностью сконцентрирована в руках одного княжеского рода - даже в условиях междоусобиц? Ведь в Европе в эпоху феодальной раздробленности наряду с королевскими родами, как правило, существовали семейные династии герцогов, графов, а, например, в арабо-мусульманских странах новые династии - эмиров, султанов бросали вызов власти халифского рода?


- Действительно, это уникальная ситуация. Даже не знаю, чем это можно объяснить. Вопрос нуждается в дополнительном изучении. Возможно, все дело в исключительной плодовитости Рюриковичей - представителей этого рода было так много, что для других родов в Русской земле просто не осталось места.


- Правители мусульманского Востока с их гаремами были в смысле плодовитости не менее эффективны, так что причина тут, конечно, не в этом...

- Возможно, все дело в том сакральном статусе, которым обладали Рюриковичи в глазах населения Русской земли.


- А что вообще кроется за словами 'Русская земля' в XI-XIII вв.? Можно ли сказать, что это группа государств (княжеств), населенных русским народом?

- Это очень сложный вопрос. Если сказать вкратце, то 'народ' - это понятие, свойственное только современному языку и мышлению. Древняя Русь осознавалась современниками не просто как народ или государство, а как 'земля' или 'страна'. Именно в рамках этого понятия осмысляются этнические и политические процессы в нашей древнейшей летописи - 'Повести временных лет'. Причем границы понимания этого слова существенно отличаются от современного значения слова 'страна'. 'Земля/страна' - это и территория (границы которой определяются достаточно приблизительно - как перечень географических ориентиров мест расселения ее обитателей, прежде всего бассейнов рек, а кроме того, лесов, озер, гор, торговых путей), и этническая общность, культурное и политическое пространство, взятые в неразделимом единстве. Считалось, что население Руси происходит от сына библейского Ноя - Иафета, что с другими славянскими народами русских роднит язык и грамота, название и княжеская династия были получены от пришлых варягов-руси. Также важной координатой для осмысления своей идентичности была включенность в христианский мир. Объем понятия 'русский' в Древней Руси напоминал современное слово 'россиянин'.


- Получается, что уровень нашего сегодняшнего становления как нации - примерно тот же, что и в эпоху Древней Руси?


- В некотором роде, да.
© ИА "День"

СообщениеДобавлено: 10 июл 2006, 11:47
Дмитрий Лопаткин
Не понимаю откуда взялось мнение,что на западе у рыцаря изначально была земля и он просил лишь защиты у суверена.Это противоречит самому понятию "феод",ведь ещё при Карле Великом воины за службу наделялись землёй.А русское домонгольское общество более напоминает северную Италию с её раннекапиталистическими отношениями.Настоящее крепостное право оформилось в России в середине 17-ого века.

СообщениеДобавлено: 10 июл 2006, 12:06
Митрий Московский
Настоящие оформилось при херр Питере. Еслиб до него, то реформатору не из кого былоб армию набирать под Нарву. :lol:

СообщениеДобавлено: 10 июл 2006, 13:52
Дмитрий Лопаткин
Этот уж постарался! :)