Алания

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Neska » 01 апр 2008, 13:55

BULGAR писал(а):Это все умалчивается, чтоб не возникло лишних вопросов со средневековой Аланий. А чувашеязычие булгар разрабатывал тот Миллер, что и ираноязычие алан.
А кто-то опроверг происхождение чувашей от булгар? Ни разу не встречал такого...
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение ZORA » 01 апр 2008, 19:18

BULGAR писал(а):Не затратили её и балкарцы. И даже сохранили. До 21 века. Даже обычаи и традиции полностью параллельны с болгарами. :!: :!: :!:

Это все умалчивается, чтоб не возникло лишних вопросов со средневековой Аланий. А чувашеязычие булгар разрабатывал тот Миллер, что и ираноязычие алан.

Сорри - это каким-же таким образом, балкарцы могли сохранить булгарские традиции при жизни в совершенно другом ландшафте, другом экономическом базисе, другой численности населения, другом масштабе занимаемых территорий, других мобилизационных возможностях, другом способе воевания, других взаимоотношениях с соседями, другом статистическом весе в регионе и пр.?
Не говоря уже о том, что полторы тысячи лет в неизменности ничто пребывать не может.
Это физически невозможно.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 01 апр 2008, 19:25

BULGAR писал(а):Даже Хумаринское городище, считавшееся аланской столицей Магасом оказалось булгарской. Т.к. там были найдены руны и на строительных камнях. А так фиг докажешь. Руны и в аланских городищах Архыз,катакомбных захоронениях и.т.д

Руны, как и любая письменность, могут быть найдены где угодно, тем-более тюркские, тем-более в эпоху гегемонии Хазарского каганата в Кавказском регионе.
На счет Магаса, вдруг оказавшегося "карачаево-балкарским" - есть какие-нибудь нейтральные серьезные работы, т.е. не карачаево-балкарские, подтверждающие столь сенсационный вывод?

На счет традиций сказал выше.
Кроме того, где сравнительный анализ с соседями?
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 02 апр 2008, 16:51

ZORA писал(а):
BULGAR писал(а):Не затратили её и балкарцы. И даже сохранили. До 21 века. Даже обычаи и традиции полностью параллельны с болгарами. :!: :!: :!:

Это все умалчивается, чтоб не возникло лишних вопросов со средневековой Аланий. А чувашеязычие булгар разрабатывал тот Миллер, что и ираноязычие алан.

Сорри - это каким-же таким образом, балкарцы могли сохранить булгарские традиции при жизни в совершенно другом ландшафте, другом экономическом базисе, другой численности населения, другом масштабе занимаемых территорий, других мобилизационных возможностях, другом способе воевания, других взаимоотношениях с соседями, другом статистическом весе в регионе и пр.?
Не говоря уже о том, что полторы тысячи лет в неизменности ничто пребывать не может.
Это физически невозможно.


Я вам привел традиции болгар и карачаево-балкарцев. А как они сохранились -это другой вопрос. Ты же не думаешь, что это совпадение??
Последний раз редактировалось BULGAR 02 апр 2008, 17:09, всего редактировалось 1 раз.
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 02 апр 2008, 16:57

ZORA писал(а):
BULGAR писал(а):Даже Хумаринское городище, считавшееся аланской столицей Магасом оказалось булгарской. Т.к. там были найдены руны и на строительных камнях. А так фиг докажешь. Руны и в аланских городищах Архыз,катакомбных захоронениях и.т.д

Руны, как и любая письменность, могут быть найдены где угодно, тем-более тюркские, тем-более в эпоху гегемонии Хазарского каганата в Кавказском регионе.
На счет Магаса, вдруг оказавшегося "карачаево-балкарским" - есть какие-нибудь нейтральные серьезные работы, т.е. не карачаево-балкарские, подтверждающие столь сенсационный вывод?

На счет традиций сказал выше.
Кроме того, где сравнительный анализ с соседями?



Что касается Хумары- я привел предположения "серьезных авторов" до того как там были найдены тюркские руны.
И они читаются с карачаево-балкарского языка. А хазарский язык официальная история не знает, нет данных. :?:
А традиции всатречающиеся у болгар и карачаево-балкарцев в таком соответствии и точности как у них ни у кого не встречается.
Последний раз редактировалось BULGAR 02 апр 2008, 17:10, всего редактировалось 1 раз.
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 02 апр 2008, 17:05

Neska писал(а):
BULGAR писал(а):Это все умалчивается, чтоб не возникло лишних вопросов со средневековой Аланий. А чувашеязычие булгар разрабатывал тот Миллер, что и ираноязычие алан.
А кто-то опроверг происхождение чувашей от булгар? Ни разу не встречал такого...


Всех это устраивает. На самом деле язык чувашей шокающий. И очень далек от списка Добрева. Кстати Добрев опровергает чувашеязычие булгар. И на это у него серьезные причины. Он не смог найти оригиналы слов в чувашском языке и начал искать в памирских. Хоть и бред. Но эта тема не булгарская , хотя аланы и булгары жили в одних городах, а Плетнева археологический не смогла определить различия культур алан и булгар. Так как они идентичны
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 03 апр 2008, 19:33

BULGAR писал(а):
ZORA писал(а):
BULGAR писал(а):Даже Хумаринское городище, считавшееся аланской столицей Магасом оказалось булгарской. Т.к. там были найдены руны и на строительных камнях. А так фиг докажешь. Руны и в аланских городищах Архыз,катакомбных захоронениях и.т.д

Руны, как и любая письменность, могут быть найдены где угодно, тем-более тюркские, тем-более в эпоху гегемонии Хазарского каганата в Кавказском регионе.
На счет Магаса, вдруг оказавшегося "карачаево-балкарским" - есть какие-нибудь нейтральные серьезные работы, т.е. не карачаево-балкарские, подтверждающие столь сенсационный вывод?

На счет традиций сказал выше.
Кроме того, где сравнительный анализ с соседями?



Что касается Хумары- я привел предположения "серьезных авторов" до того как там были найдены тюркские руны.
И они читаются с карачаево-балкарского языка. А хазарский язык официальная история не знает, нет данных. :?:
А традиции всатречающиеся у болгар и карачаево-балкарцев в таком соответствии и точности как у них ни у кого не встречается.


Опять-же вопрос: сравнительный анализ с соседними этносами с которыми у карачаевцев и балкарцев очень много общего в быту.
Ответа нет.

Далее, карачаево-балкарский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, представленной на Кавказе и ногайцами, и кумыками, и крымскими татарами, а в Средней Азии, к примеру - казахами.
Какие основания считать, что "руны читающиеся с карачаево-балкарского языка" не являются всего-лишь свидетельством нахождения в аланской столице кыпчакского (половецкого) населения, что вполне естественно могло быть.

В общем, пока что, ни одно "наступление" на Аланию, с целью опровергнуть ираноязычность собственно алан, при, возможном, полиэтничном населении самого царства, успехом не увенчалось - кроме ангажированных той или иной этнической группой историков никто этой теории не придерживается.

Могли-ли жить тюрки в Алании?
После VI в могли - почему-бы и нет?
Были-ли аланы тюрками?
Нет конечно, не были.

Прямая аналогия средневековая Кабарда, наследовавшая Алании на Центральном Кавказе, в которой собственно адыги (черкесы) кабардинского колена (пятигорские черкассы) составляли и ядро и основное население полиэтничного образования, включавшего в себя и тюркские этносы (часть ногайцев, часть кумыков, а также карачаевцев и балкарцев), северных осетин, часть вайнахов, часть родственных черкесам абазин и даже, непродолжительное время, гребенских и терских казаков.

Жили тюрки в Кабарде?
Безусловно жили.
Кабардинцы тюрки?
Нет.

Я к чему веду: если среди брюнетов есть негры, это еще не значит, что все брюнеты это негры.
В Алании могли жить и тюрки, и абхазо-адыги, и вайнахи, может-быть современные осетины даже больше потомки последних двух групп, чем собственно алан, но это не делает аланский язык (и наследовавший ему осетинский) менее иранскими.

То-же, что хазарский язык не атрибутирован, еще не значит, что его стоит сбрасывать со счетов, да еще в эпоху, когда Алания была вассалом Хазарской державы, во главе которой стояли тюркские ханы Ашина (правда царствовали, но не правили).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Астамур » 04 апр 2008, 08:39

Тюркские рунические письмена найдены на всей территории Карачая и Балкарии. Датируются 7-11 веками. Даже Хумаринское городище, считавшееся аланской столицей Магасом оказалось булгарской.

Во-первых, что вы имеете ввиду, говоря о территории "Карачая и Балкарии"?
Во-вторых, можно ознакомиться с источниками, которые подтверждали бы даты "7 - 11 вв.".
Что касается Хумары- я привел предположения "серьезных авторов" до того как там были найдены тюркские руны.

Кто эти "серьезные авторы" и можно озакомиться с их выводами?
Руны и в аланских городищах Архыз,катакомбных захоронениях и.т.д

Извините за невежество, но я впервые слышу о "рунах" в Архызе. Можно подробнее?
у грузин собственная антика.. изготавливается испытанным способом в полулегальных цехах..

К сожалению, грешат этим не только грузины. На Кавказе тоже некоторые горе-археологи выжигали паяльными лампами руны и др., затем пытались преподнести их как доказательство древности нахождения на данной территории.
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение tmt » 04 апр 2008, 09:54

у грузин собственная антика.. изготавливается испытанным способом в полулегальных цехах..
--------------------------------------------------------
К сожалению, грешат этим не только грузины. На Кавказе тоже некоторые горе-археологи выжигали паяльными лампами руны и др., затем пытались преподнести их как доказательство древности нахождения на данной территории.

Ничего подобного никогда не слышала -
и не надо выдумывать.
:evil:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение BULGAR » 06 апр 2008, 11:10

Астамур писал(а):
Тюркские рунические письмена найдены на всей территории Карачая и Балкарии. Датируются 7-11 веками. Даже Хумаринское городище, считавшееся аланской столицей Магасом оказалось булгарской.

Во-первых, что вы имеете ввиду, говоря о территории "Карачая и Балкарии"?



Твой горе национализм довел тебя до абсурда. Смени свой ник на какой-нибудь Пшемахо если тебе ненавистно все тюркское Ас-темир. Или Ас-Тамыр. Все равно тюркское.

Современные границы проживания карачаевцев и балкарцев более менее понятны.
А это первая зафиксированная на камне граница Балкарии между Крымом, (куда входила и Кабарда )и Балкарией произошло в 1709г

Только после Кучук –Кайнарджикского договора , когда Кабарда получила независимость, и добро от России а Балкария вследствии эпидемий чумы ослабла, и началась экспансия Кабарды на Балкарские земли.
Особо подчеркиваю для тугодумов, что в конце 19 века , когда была найдена плита- паяльных ламп не было.

http://www.balkaria.h15.ru/books/malkon/tere.htm

Первыми достоверными свидетельствами о деятельности Тёре являются надписи на каменных плитах, обнаруженные в 90-х годах прошлого века в Хуламе. С точки зрения нашей темы, на них одним из первых обратил внимание Н.П. Тульчинский. В 1903 г. он писал: “Несколько лет тому назад в Хуламском ущелье выше селения Скуру, в развалинах башни нашли два плитовых камня, один большого размера, а другой малого; на большом камне вырезаны арабскими буквами на горском языке слова, которые гласят, что собравшиеся почетные люди (имярек) от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений….. …
Исследование памятника, проведенное М.К. Абаевым, позволило несколько уточнить содержание текста. Выясняется, например, что надпись на одной из плит посвящена тому, что “спор о границах земель народов малкар, безенги, хулам, чегем и баксан (урусбий), с одной стороны, владений крымского хана, занятых Кабардою, - с другой, решен третейским судом...”, в котором, кроме избранных из своей среды представителей, участвовали приглашенные сванетский князь Отар Отаров (Дадешкелиани) и кумыкский Агалар Хан. В подписи указаны пограничные пункты и помечены день, месяц и год по мусульманскому летоисчислению...” 25.
Упоминая эту надпись, Б. Шаханов отмечал, что в камне отражена суть спора “из-за земель, по которому сделали “Тёре” (как сказано в этой надписи)” 26.
В советский период небольшую интерпретацию большой надписи дал А.Т. Шортанов 27. Он полностью привел текст, допустив при этом ряд ошибок. Так, выделяя курсивом слово “тёре”, он поясняет его лексическое значение с кабардинского как “тур” (разграничительный знак - А. Ш.), тогда как в тексте ясно говорится, что был созван Тёре с целью определения этнической и территориальной границы.
Большая Хуламская надпись в настоящее время хранится в фонде ЦГВИА СССР. Вот ее содержание: “Перевод с арабского, с камня, найденного в развалинах фамильной башни Гиргоковых. в Хуламском обществе, выше селения Скуру.
Между кабардинцами, крымцами и пятигорскими (пятью горскими. - X. М.} обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ - Балкар, Безенги. Хулам, Чегем и Баксан. Горские общества избрали Кайтукова Асланбека, кабардинца Казаниева Жабаги [Данный памятник является одним из редчайших письменных документов, где упоминается имя Жабаги Казаноко. Он служит подтверждением реальности его личности и его участия в данном совете.], крымца Сарсанова Баяна, и они сделали Тёре - определили: с местности Татартюп до Терека, оттуда до равнины Кабана, оттуда до перевала Лескенского, оттуда до Жамбаша и на Малку. Верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Ташлы-Каласы (Воронцовки) до Татартюпа владение крымское. От Каш-Каласы вниз - владение русских. Свидетели при этом были: из Крыма Агалар-хан, Опчаров Отар; Опчарова доставили горские общества. Писал Абдулкади Халалов. Раджаб (месяц) в последних числах, в воскресенье 1127 г. (1709 г.)” 28.
24. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник, Владикавказ. 1903, Вып. 5. С. 169
25. Абаев М. Указ. раб. С. 595.
26. Шиханов Б. Указ. раб. С. 60.
27. Шортанов А. Т. Жабаги Казаноко. - В кн.: Предания о Жабаги. Нальчик, 1985. С. 18.
28. ЦГВИА СССР, ф. 1300, оп. 7, д. 177 а, л. 83.







Во-вторых, можно ознакомиться с источниками, которые подтверждали бы даты "7 - 11 вв.".


Касаемое булгар:


http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul03.htm



Это перевод англоязычного пересказа монографии Д.Димитрова Протобулгары северного и западного Черноморья (Варна, 1987) (автор английского текста Vassil Karloukovski). If you don't mind to read that stuff in English - here you are.


В научной литературе булгары Кубани часто отождествляются с Купи-булгарами "Армянской географии"3 и четко отделяются от уногундуров-булгар (Oghondor = Olhontor-Blkar), последние считаются булгарами Азовского побережья. Таким образом, Купи-булгары скорее всего проживали к югу от земель уногундуров, по нижнему и среднему течению Кубани вплоть до предгорий центрального Предкавказья. Похоже, судя по западной ориентации могил, Пашковский и Ясеновополянский некрополи принадлежат кубанским булгарам.
Нередко к им также относят и керамические котлы с внутренними выступами, часто встречающиеся среди находок центрального Предкавказья.4 Кузнецов допускал что подобные котлы, найденные в окрестностях Кисловодска, были оставлены протобулгарами, заселившими в конце VII в. эти покинутые аланами земли. Идея о проникновении протобулгар в центральное Предкавказье была разработана Й.Федоровым и Г.Федоровым, заметившими, что подобные котлы были найдены также в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии5. Ковалевская, однако, датирует их X-ым в. и относит их к более поздним кочевникам - печенегам или половцам.6 Возможно, Ковалевская до определенной степени права, однако полное отрицание связи некоторых из подобных сосудов с протобулгарами приводит к затруднениям при объяснении того, как такие же котлы с внутренними выступами оказались не позднее конца IX в. в дунайской Болгарии - в центре гончарного производства близ деревни Топола (Topola), район Добрыч (Толбухин) (Dobrich (Tolbuhin))7....

Как протобулгарские можно интерпретировать три ямных некрополя в Кабардино-Балкарии - близ аула Зилги, на правом берегу реки Кардан и на горе Кешене-алы (Keshene aly) близ селения Советское (Кашкатау) в долине реки Черек (Cherek )8. Могилы имеют западную и юго-западную ориентацию. В одной из могил в Кешене-алы ноги покойного, видимо, были связаны. Способ погребения и сопутствующие предметы из могил в этих некрополях - все это заметно отличается от местной северо-кавказской культуры и имеет параллели с некрополями Зливского ('Zlivka' ) типа.9


В верхнем течении Кубани есть замечательный центр кубанских протобулгар - Хумаринское городище. Оно расположено на высоком правом берегу Кубани неподалеку от аула Хумара и в 11 км к северу от города Карачаевска. Эта крепость защищала подступы к Клухорскому проходу (Kluhor pass), который связывает долину Кубани с городом Сухуми на Черноморском побережьи.9 Городище занимает узкий и протяженный холм окруженный глубокими ущельями и связанный с плато узким перешейком. Стены защищали участок в 840 м длиной и 480 м шириной, т.е. около 250 декааров. В 1963 году Кузнецов опубликовал несколько рунических надписей и символов из Хумары11 и с 1974 там начались систематические раскопки.12 Раскопки выявили стену укрепления толщиной 5-6 м обходившую холм по краю, сложенную из обтесаных камней следующих размеров: 0.9 x 0.4 x 0.3 м, 0.5 x 0.35 x 0.2м и иногда 1.4 x 0.3 x 0.2 м. Наиболее крупные блоки располагались у башен и в нижней части кладки стены. Фундамента не было - стены клались прямо на выровненную поверхность земли. Внешняя сторона стен всегда выкладывалась из хорошо обтесанных каменных блоков, внутренняя же кладка состояла из камней не столь правильной формы. Обычно слои кладки чередовались: сперва шел слой камней, выложенных длинной стороной вдоль стены, затем слой камней длинной стороной поперек стены и так далее. Основным соединительным материалом была глина, известковый раствор применялся лишь для нижней части внешней лицевой стороны стены. Вдоль стены располагались 20 равноудаленных друг от друга башен, а высокая часть в восточной части крепости представляла собой цитадель.
Рядом с прямоугольной башней на юго-западном конце крепости, у ее подножия, было раскопано небольшое, но весьма любопытное здание, построенное позже самой крепости. Оно представляет собой отдельное прямоугольное помещение, 7 м длиной и 6,2 м шириной. Стены, толщиной 0,75-1,0 м, состоят из весьма тщательно обтесанных каменных блоков. В центре помещения располагалась квадратная (2,5x2,4 м) платформа, опоясанная вдойным рядом обтесанных каменных блоков. Глинобитная платформа имеет следы кострища, а здание в целом ориентировано в направлении летнего восхода солнца. Все признаки указывают на культовый характер сооружения, которое можно сопоставить с зороастрийскими святилищами, в которых алтарь с огнем занимал центральное место. Ранее описанные языческие верования населения города Варачан, столицы "Царства гуннов" прекрасно иллюстрируют религиозный синкретизм, объединивший верховное божество тюрок - Тенгри - Тангрихан'а и иранского бога солнца Куару (Куара - Kuara). Можно предположить, что поклонники Тангрихана позаимствовали у зороастрийцев план святилища, а вместе с ним и некоторые элементы их культа огня. Это же подтверждает и ряд находок из политических и религиозных центров Дунайской Болгарии. В первой ее столице - Плиске, резиденции булгарских правителей, есть такое же здание - - two entered one into another squares of ashlars13. Второе, больших размеров, здание ориентирорванное на восход, было выкопано близ Тронного дворца в Плиске. Религиозное назначение здания подтверждается тем, что с принятием христианства оно было перестроено в церковь (так называемая Дворцовая церковь)14. Подобные здания найдены и в Преславе15. Языческое святилище, имеющее такой же план, есть и в протобулгарском религиозном комплексе Мадара (Madara), неподалеку от Даул-таша (Daul tash)16

Схема Хумаринского святилища.
Для Хумаринского городища характерно большое количество рунических символов, букв и слов на стенах и зданиях. Они были сделаны не только после, но в процессе возведения крепости - граффити были обнаружены на блоках внутренней кладки стены17, некоторые символы были обнаружены даже под слоем известкового раствора. Чаще всего встречаются изображения сошки (bipods), трезубца (tridents), свастики, буквы Х и Н, а также очень характерная для протобулгарских находок на Дунае буква Y.

Хумаринское городище. Башня возле ворот из отесанных каменных блоков. На заднем плане - цитадель крепости.
Еще первый исследователь, Кузнецов, указывал на то, что Хумаринские находки близки Салтово-Маяцкой культуре, которая связана с протобулгарами. Керамика не отличается от Салтово-Маяцких образцов Приазовья. Многочисленные буквы рунического алфавита и даже целые слова, а равно и специфические граффити также указывают на протобулгар. Хумаринское городище по керамическим изделиям датируется VIII-X вв.18 Раскопки выполнены в объеме недостаточном, чтобы точно определить какой из протобулгарских групп принадлежало население Хумаринского городища, к тому же нет пока и хорошо изученного некрополя.
Часть оборонительной стены Хумаринского городища и языческое святилище за ней.
Хумаринское городище является очень важным примером протобулгарской культуры. Это наиболее ранний случай протобулгарского монументального сооружения исполненного в технике этого типа (клеточная - quadra type technique). Эта техника резко отличается от техники современных и более ранних местных, преимущественно аланских, крепостей центрального Предкавказья. Очевидно? она была позаимствована в странах Закавказья и Ближнего Востока, где клеточная техника была широко распространена. Подобна Хумаринской и крепость Дербента, где также подтверждается (керамика, характерные рисунки коней и всадников), пусть и эпизодическое, присутствие протобулгар. Конечно, между Дербентской и Хумаринской крепостями есть отличия: клетки (quadras) кладки в Дербенте более единообразны и образуют горизонтальные ряды правильной формы, соединенные известковым раствором, к тому там имеется хороший фундамент. В Хумаре размеры клеток разнятся, ряды неровные, известковый раствор используется редко. Строители не смогли даже заложить фундамент, они просто выровняли повехность земли, даже не удалив мягкий почвенный слой. Поэтому им пришлось сделать стены очень толстыми - 5-6 м.
Уже в конце (поза)прошлого века Ф.Миллер выдвинул гипотезу, что название одного из тюркских народов Кавказа - балкарцев - это сохранившийся древний этноним булгар(ов)19. Его аргументация была принята почти единодушно теми учеными, которые признавали вклад протобулгар в этногенезис балкарцев20 и родственных им карачаевцев, населяющих верхнее течение Кубани21, где и находится Хумара. Данные источников и археологии четко подтверждают присутствие кубанских протобулгар в долине Кубани и в современной Балкарии, где они смешались с остатками местного аланского населения и ассимилировали их22

http://real-alania.narod.ru/alanialand/ ... bulgar.htm
Е.П.Алексеева.»Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа»
Письменные источники знают болгар в Предкавказье уже с
первых веков нашей эры. Так, в «Истории Армении» Моисея Хо-
ренского (V в.) сохранились отрывки «Начальной истории Армении»
сирийского автора Map Абаса Катины. Время жизни этого автора
точно не установлено. Некоторые исследователи считают, что он
жил во II в. н.э., другие — в IV в., большинство ученых в настоящее
время называют Map Абаса автором III в. н.э. Map Абас Катина
пишет, что отдельные группы болгар из Предкавказья переходили
в Закавказье еще во II в. до н.э. «В дни его (армянского царя
Аршака — 131—118 гг. до н.э.) возникли большие смуты в цепи
Кавказской горы в земле булгаров, из которых многие отделившись
пришли в нашу землю (Армению) и на долгое время поселились
на юге от Коха, в плодоносных и хлебородных местах». В другом
месте Map Абас пишет, что болгары жили «на северной равнине
у подошвы великой Кавказской горы, в долинах, в глубоких про-
дольных ущельях, начинающихся с южной горы до устьев великой
равнины»,
О болгарах, обитателях Северного Кавказа, пишет источник
354 г. (Греческий Хронограф).
Болгары остались в Предкавказье и после гуннского нашествия
(в 70-х годах IV в. — см. выше).
Автор VI в. Иордан помещает болгар «над Понтом», то есть
к северу от Черного моря.
Сирийский источник VI в. н.э. — так называемая Хроника
Захария Митиленского — дает описание племен и народностей,
обитавших к северу от Кавказа, в том числе и «бургар», то есть
болгар. По свидетельству этого источника, болгары жили в Пред-
кавказье к западу от Каспийских Ворот (Дербендского прохода),
имели свое особое имя, особый язык и определенную территорию,
на которой у них были даже города.
В середине VI в. болгары столкнулись с аварами. Авары —
центральноазиатские кочевники. В момент появления их в Европе
в их союз входили монгольские, финно-угорские и главным образом
тюркские племена. Авары, как некогда и гунны частью истребили
болгар, частью увлекли с собой на запад, частью оттеснили в
горы Кавказа. Очевидно, уже тогда в середине VI в. после аварского
нашествия какая-то часть болгар проникла из степей и предгорий
Предкавказья в высокогорные районы. Но основная масса болгар
после ухода авар осталась в Предкавказье.
В 30—40-х годах VII в. предкавказские болгары под предво-
дительством Кубрата достигли большого могущества. Под контролем
болгар находилась территория к востоку и к западу от Азовского
15
моря. Сами же болгары, судя по сообщениям византийских авторов
начала IX в. Феофана и Никифора, расселялись между Меотийским
озером (Азовским морем) и рекой Куфис (Кубань).

Еще более подробные сведения дает Армянская География VII в.
Она размещает болгарские племена к северу от реки Валданис
(Кубань), в Сарматии, у Гиппийских или Булгарских гор (Ергени,
или Ставропольская возвышенность). Армянская География назы-
вает четыре болгарских племени — Купи-Булгар, Дучи-Булкар,
Огхондор-Блкар — пришельцы, Чдар-болкар.

Купи-Булгар означает «кубанские болгары». Названия трех дру-
гих племен генетически связаны с названием «балкарцы».

Во времена правления Кубрата на территории, занятой болга-
рами, наблюдается оживление экономической жизни — земледелия,
скотоводства, ремесла. Возрождается жизнь в древних городах Та-
мани. Столицей была Фанагория (ныне Сенная на Таманском
полуострове). Там Кубрат и умер (в годы правления византийского
императора Костантина II — 641—668).






Что касается Хумары- я привел предположения "серьезных авторов" до того как там были найдены тюркские руны.

Кто эти "серьезные авторы" и можно озакомиться с их выводами?


Так считал Кузнецов,



у грузин собственная антика.. изготавливается испытанным способом в полулегальных цехах..

К сожалению, грешат этим не только грузины. На Кавказе тоже некоторые горе-археологи выжигали паяльными лампами руны и др., затем пытались преподнести их как доказательство древности нахождения на данной территории.


Намеренная ложь, чтоб ввести форуман в заблуждение.
Последний раз редактировалось BULGAR 08 апр 2008, 11:44, всего редактировалось 3 раз(а).
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 06 апр 2008, 11:30

Опять-же вопрос: сравнительный анализ с соседними этносами с которыми у карачаевцев и балкарцев очень много общего в быту.
Ответа нет.


Есть соответсвия, похожие традиции, Изучались или нет у меня данных нет. Знаю , что обряд завязывания пасти у волка встречалось только в одном районе Кабарды, где ассимилировали большое количество балкарцев. В данный момент не встречается. У балкарцев фигурирует до сих пор. Обрядов с масками нет ни у кого. Но к чему все это если вы стараетесь отрицать любое влияние своих соседей тюрков. Ведь на весь Кавказ самое большое влияние оказали тюрки.

Далее, карачаево-балкарский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, представленной на Кавказе и ногайцами, и кумыками, и крымскими татарами, а в Средней Азии, к примеру - казахами.

Я подчеркиваю , что карачаево -балкарский язык в отличие от куманского-не является йокающим. В кар-балкарском языке есть элементы не только куманского, но и огузского и булгарского языков. Поэтому Гумилев относил балкарский язык к древнетюркскому.



Какие основания считать, что "руны читающиеся с карачаево-балкарского языка" не являются всего-лишь свидетельством нахождения в аланской столице кыпчакского (половецкого) населения, что вполне естественно могло быть.

То что язык не является йокающим. А руны читались с языков дж- ,з- и ц- диалектов

В общем, пока что, ни одно "наступление" на Аланию, с целью опровергнуть ираноязычность собственно алан, при, возможном, полиэтничном населении самого царства, успехом не увенчалось - кроме ангажированных той или иной этнической группой историков никто этой теории не придерживается.


Я не опровергаю ничьи мнения, а утверждаю , что асы-это булгары. Что докажу после.


Могли-ли жить тюрки в Алании?
После VI в могли - почему-бы и нет?
Были-ли аланы тюрками?
Нет конечно, не были.

Прямая аналогия средневековая Кабарда, наследовавшая Алании на Центральном Кавказе, в которой собственно адыги (черкесы) кабардинского колена (пятигорские черкассы) составляли и ядро и основное население полиэтничного образования, включавшего в себя и тюркские этносы (часть ногайцев, часть кумыков, а также карачаевцев и балкарцев), северных осетин, часть вайнахов, часть родственных черкесам абазин и даже, непродолжительное время, гребенских и терских казаков.


Жили тюрки в Кабарде?
Безусловно жили.
Кабардинцы тюрки?
Нет
.


Кабарда как таковая существовала в составе Крымского ханства.


Я к чему веду: если среди брюнетов есть негры, это еще не значит, что все брюнеты это негры.
В Алании могли жить и тюрки, и абхазо-адыги, и вайнахи, может-быть современные осетины даже больше потомки последних двух групп, чем собственно алан, но это не делает аланский язык (и наследовавший ему осетинский) менее иранскими.


Дигорцы более кавкасионы, чем эти 2 группы

То-же, что хазарский язык не атрибутирован, еще не значит, что его стоит сбрасывать со счетов, да еще в эпоху, когда Алания была вассалом Хазарской державы, во главе которой стояли тюркские ханы Ашина (правда царствовали, но не правили).[/quote]


Пора открывать сокровищницы хазарско-булгарско-карачаево-балкарского языков.
Последний раз редактировалось BULGAR 06 апр 2008, 11:59, всего редактировалось 1 раз.
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 06 апр 2008, 11:57

Кипчаки не сыграли в этногенезе балкарского народа заметной роли. Об этом говорят следующие факты:

- кипчаки по антропологическому облику были монголоиды, а у балкарцев этих черт нет, они относятся к кавкасионскому типу;

- антропологический облик балкарцев похож на дунайских болгар;

- кипчаки говорили на "йокающем", позднем, диалекте тюркского языка, а балкарцы и карачаевцы на более древнем - "Дж", "Дз" - диалекте;

- некоторые известные специалисты по тюркским языкам полагают, что так называемый "Половецкий словарь" ("Кодекс куманикус") отражает упомянутый "йокающий диалект", а поскольку составлен в XV в. (после исчезновения кипчаков с исторической арены), то он может оказаться и некипчакским;

- начиная с 1972 г. в КБР проводились большие археологические раскопки, открыты многие сотни курганных могильников, однако до сих пор неизвестны кипчакские захоронения на территории Кабардино - Балкарии; (см. выше. Они -булгарские.)



Борьба Тимура с Асами у Эльбруса.


Летописцы тимуровских походов - Шереф ад - Дин Иезиди, Низам ад - Дин Шами сообщают: Когда мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он со всем, подобным небосводу, войском повернул к горе Эльбурз... В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Бурикана и Буриберди, которые были правителями народа асов. На этом пути были густые, непроходимые леса. Вырубив деревья, войска проложили дорогу... и Тимур, оставив эмира Хаджи - Сейф - Аддина при обозу, сам взошел на Эльбурз". Разбив здешних жителей, взяв много богатств, Тимур вернулся к обозу, где ему был устроен роскошный пир. Однако вскоре пришло сообщение, что асы вновь поднялись на борьбу против захватчиков. "Тимур, снова оставив обоз, двинулся к крепостям Кулы и Taуса... У тамошних жителей были крепости, пройти к которым вследствие их высоты было невозможно... у смотревшего на них мутился глаз, валилась шапка с головы, пущенная стрела туда не долетала... Тимур приказал сделать несколько высоких лестниц...", которые помогли туда добраться и разбить асов. Кулы и Тауса были взяты в плен. Однако Утурку, один из смелых эмиров Тохтамыша, нашел убежище у предводителя асов – Пулада. По дороге к крепости Кулы, Тауса и Пулада войско Тимура остановилось в местности "Балкан"". "Чтобы вызвать предлог для сражения, Тимур написал Пуладу письмо: "Пришли Утурку, укрывшегося у тебя, если же нет, то я приду с бесчисленным войском, которое все состоит из львов, поражающих врагов". Но Пулад ответил: "У меня хорошо защищенная крепость и средства для защиты приготовлены; Утурку нашел у меня убежище, и, пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и, пока смогу, буду защищать и оберегать его". Вот как высоко чтили горцы своих гостей! Тимур с неимоверными трудностями одолел крепость Пулада, истребил его защитников, награбил много богатства, а самого Утурку настиг в местности Аяса (Уаза).


Бурикан и Буриберди- это чисто балкарские имена. Означают бери-волк, кан-кровь. Волчья кровь. Современные имена- Таукан, Темиркан- горская кровь, железная кровь. Кстати Астамур где-то решил поспорить на эту тему и показал свою некомпетентность.

Бериберди-данный волком.. Волк был тотемным животным у тюрок. В современном балкарском языке есть имя Аллах берди- данный Аллахом.

Развалины крепости Болат кала находятся на территории Балкарского общества , Черекского района, Капчпгай-тоже упоминается в летописях-местность на территории Чегемского ущелья. Все названия Балкарские.

Таусо-балкарское имя, встречается и сейчас.

Если еще учесть археологические данные, указывающие на присутствие булгар, кипчаков-нет разницы, уже не менее 10 века, на это территории(см. выше ) то естественно понятно, с какими асами сражался Тамерлан.
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение BULGAR » 08 апр 2008, 11:47

ZORA писал(а):
На счет традиций сказал выше.
Кроме того, где сравнительный анализ с соседями?



Обычай завязывания пасти волку встречалось в одном районе Кабарды. Сейчас нет. У балкарцев бытует до сих пор.
А это у болгар:
Была (есть?) такая традиция! Завязать волку рот (пасть). Были т.н. волчьи дни в разных местах по разному: в ноябре или феврале, от 3 до 9 дней. Молитв не читали, а совершали всякие обряды для защиты от волков. Завязывали ножницы красной ниткой, все расчески в доме вткали одна в другую, мазали около очага-замазать волку глаза и рот. Запреты: нельзя было прикасаться к овечей шерсти, шить в эти дни одежду, называть волка по имени- говорили число , например:"те трое'
Тоже самое, один в один и у карачаево-балкарцев .

Вот здесь данные про маски народов Кавказа:

http://www.culturemap.ru/region/138/art ... 49&id=1789

Вот здесь кар-балкарские колядки:

http://cc.msnscache.com/cache.aspx?q=73 ... &FORM=CVRE

А здесь кукеры, джамалары или станчинари по болгарски:

http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 1%80%D0%B8

Карачаево-балкарские и болгарские имеют весьма схожие моменты.


Завязывание красных ниток на деревья имеют обиход у многих тюркских народов- тувинцев, чувашей, карачаево-балкарцев и.т.д. Как ни странно и у удинов, живущих в азербайджане.Встречается у славян. У болгар наиболее приближен к карачаево-балкарскому.
В Болгарии считалось, что в начале весны просыпается какое-то зло и для защиты от него надо использовать красный цвет. 1 марта (считалось началом весны) выносили перед дверью красные ткани, пряжу. Поскольку зло это угрожало особенно детям и молодым животным, самая старая женщина в доме повязывала детям на ручку и всяким козлятам, жеребятам и т.д. на хвост красные нитки. эта нитка назвается "мартеница". Позже к красной нитке добавили белую, считается, что она символизирует долголетие.

У карачаево-балкарцев красные ленты повязывают на расцветающие фруктовые деревья от сглаза. Кроме того повязывают красные нити на руки детей. Тоже от сглаза. Повязывают даже сейчас красные ленты на козлят, на коров, ждуших отел.
Как видите связей более чем достаточно.
Если еще учесть , что медь по болгарски и по карач-балкарский звучит одинаково-бакер-багьыр, У карачаевцев и балкарцев Обычай завязывания пасти волку встречалось в одном районе Кабарды. Сейчас нет. У балкарцев бытует до сих пор. А это у болгар:
Была (есть?) такая традиция! Завязать волку рот (пасть). Были т.н. волчьи дни в разных местах по разному: в ноябре или феврале, от 3 до 9 дней. Молитв не читали, а совершали всякие обряды для защиты от волков. Завязывали ножницы красной ниткой, все расчески в доме вткали одна в другую, мазали около очага-замазать волку глаза и рот. Запреты: нельзя было прикасаться к овечей шерсти, шить в эти дни одежду, называть волка по имени- говорили число , например:"те трое'
Тоже самое, один в один и у карачаево-балкарцев .

Вот здесь данные про маски народов Кавказа:

http://www.culturemap.ru/region/138/art ... 49&id=1789

Вот здесь кар-балкарские колядки:

http://cc.msnscache.com/cache.aspx?q=73 ... &FORM=CVRE

А здесь кукеры, джамалары или станчинари по болгарски:

http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 1%80%D0%B8

Карачаево-балкарские и болгарские имеют весьма схожие моменты.


Завязывание красных ниток на деревья имеют обиход у многих тюркских народов- тувинцев, чувашей, карачаево-балкарцев и.т.д. Как ни странно и у удинов, живущих в азербайджане.Встречается у славян. У болгар наиболее приближен к карачаево-балкарскому.
В Болгарии считалось, что в начале весны просыпается какое-то зло и для защиты от него надо использовать красный цвет. 1 марта (считалось началом весны) выносили перед дверью красные ткани, пряжу. Поскольку зло это угрожало особенно детям и молодым животным, самая старая женщина в доме повязывала детям на ручку и всяким козлятам, жеребятам и т.д. на хвост красные нитки. эта нитка назвается "мартеница". Позже к красной нитке добавили белую, считается, что она символизирует долголетие.
У карачаево-балкарцев красные ленты повязывают на расцветающие фруктовые деревья от сглаза. Кроме того повязывают красные нити на руки детей. Тоже от сглаза. Повязывают даже сейчас красные ленты на козлят, на коров, ждуших отел.
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Сообщение Астамур » 08 апр 2008, 14:55

Кипчаки не сыграли в этногенезе балкарского народа заметной роли.

Это неправда.
Балкарцы и карачаевцы - плоть и кровь потомки кочевников южнорусских степей кипчаков-половцев.
- кипчаки по антропологическому облику были монголоиды, а у балкарцев этих черт нет, они относятся к кавкасионскому типу;

И где же вы прочитали такую чушь, что кипчаки поголовно являются монголоидами?
Давайте посмотрим источники:
Например, на мой взгляд, очень точно подметил и описал Кайрат Казакпаев:
"... нынче самые многочисленные тюркские этносы по своему физическому облику относятся к европеоидной или, как это принято называть в США, кавказской расе, порождается и упорно культивируется миф о том, что и тюрки, и кипчаки еще в раннее средневековье имели облик, в котором-де не было ничего общего с монгольской внешностью. Причем наиболее рьяно их распространяют именно историки, представляющие кавказские тюркские народы...
... поскольку тюрки на протяжении веков проявляли себя как завоеватели в этих регионах, а оседлым народам не было никакого интереса соваться в степные районы, метисизация имела место лишь в странах, куда эти кочевники приходили. Поскольку пришлых было всегда меньше, чем местного населения, ее следы за последние несколько столетий, когда утратившая могущество Степь перестала воздействовать на обширные области Западной Азии и Восточной Европы с оседлым населением, основательно размыты" (http://zonakz.net/articles/16296)

- кипчаки говорили на "йокающем", позднем, диалекте тюркского языка, а балкарцы и карачаевцы на более древнем - "Дж", "Дз" - диалекте;

В заблуждение пытаетесь ввести вы, а не я, как где-то в этом форуме утверждаете. Вопрос этот настолько прозрачный и изученный, что, порой вызывает большое сожаление то, как карачаевские и балкарские исследователи, если так можно их назвать, прилагают такие титанические усилия, чтобы внушить нам не кипчакское, а аланское их происхождение. Не катит.

"По основным признакам современной классификации тюркских языков карачаево-балкарский язык (вместе с татарским, башкирским, ногайским, кумыкским) относится к кипчакской группе тюркской языковой семьи…
Поразительная близость кумыкского и в особенности карачаево-балкарского языков с языком половцев, запечатленном в известном письменном памятнике “Codex Cumanicus”, служит доказательством того, что карачаевцы, балкарцы и кумыки относятся к числу наследников половцев, или кипчаков". (Очерки истории балкарского народа (с древнейших времен до 1917 года). Нальчик, 1961)

А вот это пишет карачаевский историк:
"В половецком словаре, составленном в 1303 году, встречаются такие слова, которые сохранились ныне только в карачаево-балкарском языке и не сохранились в прочих живых тюркских языках...
кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль..."
(Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957)
Чтобы делать "масло масляным", как говорю в таких случаях, продолжу. Надеюсь, вы не сомневаетесь в компетентности Гадло?
"Вторжение монголов, несомненно, сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе кочевых тюркоязычных общностей Северного Кавказа. Но значение его не в том, что они были включены в состав монгольской державы и постепенно слились с пришедшими вместе с монголами родственными им тюркоязычными общностями Южной Сибири, а в том, что продолжилось их слияние с местной этнической средой, сложившейся в зоне предгорий и в горах в предшествующие столетия.
… свидетельства об интеграции кыпчаков в среду аборигенов нет, но о ней красноречиво свидетельствуют остатки кыпчакского диалекта тюркских языков у кумыков, карачаевцев и балкарцев, а также пережитки степной культуры в их хозяйстве, материальном и духовном быту..." (Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа
Х - XIII вв. – СПб., 1994)

"… Происхождение карачаевцев и балкарцев справедливо связывают с переселением в XIII в. кыпчаков в занятые аланами горы и ассимиляцией последних..." (Л.И. Лавров. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград, «Наука», 1978)

"Этнография дает весьма показательные примеры, говорящие о том, что кипчакский элемент явился одним из компонентов карачаево-балкарского этногенеза" (Л.И. Лавров. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск – 1978)

"... кыпчаки участвовали в сложении большого числа других народов: ногайцев, карачаевцев, балкарцев, башкир, кумыков, южных алтайцев и кыргызов..." (Фарид Шафиев. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции. Баку, 2000)

"... часть кыпчаков, которая под натиском татаро-монголов ушла в XIII в. в горы Центрального Кавказа, явилась одним из главных компонентов в процессе сложения карачаевского и балкарского народов" (Академия наук СССР. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в. (Ответственный редактор академик Б.Б. Пиотровский). Москва, «Наука», 1988)
Известно, что язык является важнейшим и обычно решающим признаком той или иной этнической общности. В связи с этим, балкарский лингвист Соттаев пишет:

"Большинство тюркологов считало, что языки, наиболее близкие половецкому, следует искать на Кавказе, где в свое время кочевали половцы, а также среди народов, исторические судьбы которых так или иначе связаны с половцами.
Таким языком, характеризующимся близостью с половецким, на СК по нашему мнению, является балкарский язык.
Объясняя происхождение своих родов, старики-балкарцы говорят: "Биз асхак Темиландан къалгкабыз" (мы остались от хромого Тимура)"
Из доклада А.Х.Соттаева (КБНИИ) Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22 – 26 июня 1959 г.). Нальчик, 1960

Вы можете попытаться опровергнуть меня. Но в расчет будут приниматься только исследователи не карачаевской и балкарской национальности.
И по-моему, это справедливо. Давайте нейтральные источники...

Борьба Тимура с Асами у Эльбруса.

Летописцы тимуровских походов - Шереф ад - Дин Иезиди, Низам ад - Дин Шами сообщают:


А с чего решили, что эти летописцы пишут о балкарцах или карачаевцах?
А я, например, утверждаю, что пишут они об абазинах. Вы прдусмотрительно пропустили то место как раз. Я дополню:

"... С правой стороны, от великого мирзы Мираншаха от подножия горы Эльбурз прибыл к его величеству гонец и сообщил, что великий мирза, преследуя Удурку, стеснил его и скоро схватит. Тимур тотчас выступил, прошел через гору Эльбурз и стал лагерем в местности Абаса. В этом месте, взяв Удурку в плен и связав, привели к его величеству. Завоевав между тем много областей, он повернул обратно, прибыл к обозу и стал лагерем, а все войско остановилось среди Беш-тага" (НИЗАМ АД-ДИН ШАМИ ЗАФАР-НАМЭ
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Niza ... metext.htm)

"... В это время кто-то принес известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят (там). Тимур двинулся против них, и войска, подобные судьбе, вступив в бой, взяли их в плен и сожгли всех этих обреченных в ад. С правого крыла мирза Мираншах прислал известие: “Мы гонимся за Утурку и вошли в горы Эльбурза в местности Абаса". Тимур благополучно выступил в поход, прошел через перевалы и ущелья горы Эльбурза и расположился в Абасе. В этом месте, схватив и связав, Утурку привели ко двору Тимура, и был издан приказ, чтобы его в оковах держали в заточении. Победоносное войско, ограбив многих жителей этих мест, под сенью победного знамени отправилось назад и прибыло в высочайшую орду. Могущественный Тимур со всеми победоносными войсками несколько дней пробыл в Баш-таке и окрестностях его" (ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ ЗАФАР-НАМЭ
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Sere ... etext3.htm)

Не все так однозначно, как вы пытаетесь трактовать источники.
Как видно, два летописца, хотя и пишут об одном и том же событии, дают нам даже разные имена одних и тех же героев.

Кстати Астамур где-то решил поспорить на эту тему и показал свою некомпетентность.

А вот это вы уже зря.
Но раз такое дело, выкладывайте сюда где я "показал свою некомпетентность". В противном случае, вы - обыкновенный болтун.

Твой горе национализм довел тебя до абсурда. Смени свой ник на какой-нибудь Пшемахо если тебе ненавистно все тюркское Ас-темир. Или Ас-Тамыр. Все равно тюркское.

Во-первых, иметь свое мнение, основанное на внимательнейшем и глубоком изучении различных, вызывающих доверие и признанных авторов - не значит быть националистом. Уясните это наконец!
Во-вторых, тюркские языки на 50% состоят из арабских, персидских, русских, адыгских слов.
Мой ник "Астамур" а не "Астемир" или как вы там еще трактуете. Вы действительно, творите чудеса с любым словом. Все у вас происхождением тюркского. Даже национальность "научились" определять по имени. Здесь вы впереди планеты всей.
Не будем здесь эту тему поднимать, дабы не оффтопить.

Е.П.Алексеева.»Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа»

Так любите цитировать Е.П. Алексееву?
Кстати, и она пишет, что балкарцы и карачаевцы - потомки кипчаков.
Интересно ознакомиться.
"Адыги принадлежат к числу местных, кавказских народов, обитавших в горах и предгорьях Кавказа с глубокой древности (С. 3)
… Кипчаки-половцы, разбитые монголами, переселились в горные ущелья, в верховья рек Зеленчуков, Кубани, Баксана, Чегема и Черека.
Кипчаки являются одним из основных этнических элементов, из которых образовались карачаевская и балкарская народности.
В формировании карачаевцев и балкарцев приняли участие также хазары и другие племена, населявшие горы и предгорья Кавказа в средние века (С. 7)"
(КЧНИИ языка и литературы. Е.П. Алексеева и др.
Добровольное присоединение Черкесии к России
(к 400-летнему юбилею).
Под редакцией Э.А. Джанибекова. Черкесск, 1957)

Еще она же пишет в той самой указанной вами книге:

"Кипчакский язык поразительно близок карачаево-балкарскому.
Около 70-80% слов и названий Кодекс Куманикус совпадает с
современным карачаево-балкарским языком..."

Кто эти "серьезные авторы" и можно озакомиться с их выводами?

Так считал Кузнецов,

Хорошо.
Раз Кузнецов для вас является авторитетным исследователем, почитаем, что еще он пишет касательно балкарцев и карачаевцев:

"есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-монгольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наиболее молодые народы Северного Кавказа..." (В.А. Кузнецов «Введение в кавказоведение», Владикавказ 2004)

"... К сожалению, в последние 15-20 лет усилиями целого ряда историков и филологов Балкарии и Карачая развивается — в угоду ложно понимаемому национальному «патриотизму» — околонаучная концепция тюркоязычия алан, происхождения карачаевцев и балкарцев от реконструируемых тюрок-алан и об отсутствии аланского населения в бассейне Верхней Кубани (небезызвестный тезис об «исконности» территории)..." (В.А. Кузнецов "Очерки истории алан". Владикавказ "ИР" 1992 г.)

А это на "закуску":
"Среди многочисленных точек зрения связывающих карачаевцев и родственных им балкарцев с гуннами, болгарами, хазарами, кыпчаками (половцами), наиболее убедительной кажется та, которая считает, что основную роль в этногенезе карачаевцев сыграли половцы." (Народы Кавказа. Т 1. стр. 243. гл. Карачаевцы. Москва 1960 г.)
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение BULGAR » 10 апр 2008, 12:29

Астамур писал(а):


Вы невнимательно читаете Астамур. На территории Карачая и Балкарии есть булгарские памятники, но нет половецких. Приведите данные о кипчакских памятниках .....

Если судить о совпадении кипчакского и карачаево-балкарского языков то можно делать исключительно другой вывод. Так как карачаево-балкарский язык по дж- говору древнее языка кодекс куманикус, то половецкий язык вышел из булгарского (карачаево-балкарского) а не наоборот. Джок может перйти в йок. Но йок в джок не перейдет никогда!!!! Не было в историии таких примеров. Вы плохо разбираетесь в тюркологии и тюркских языках. Да и ученые тоже не желают исправлять ту кашу , которую сварили их приемники-кипчакофилы.
Нету ни одного слова в кодекс куманикус на дж- . Все они йокающие!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Приведите эти примеры и я в это охотно поверю. У карачаево-балкарского языка нет ни одного йокающего слова!!! Кроме того в нем есть элементы и огузского языка тоже.

Касаемо кипчаков-на Кавказе со времен Тамерлана и ранее живут кипчаки-ногайцы. Они йокают. Вот вам прямые потомки тех кипчаков. Или их мало?

Вот вам осетинский -иронский язык:
хъабагъ - шест,мишень

хъабагъ - поселение,аул,хутор

хъабагъ - каменная стела,памятник


хъабил - впрок,угодный.достойный

хъаболае(мн.хъабаелттае) - утолщение кости в сочленении. череп; донбайи хъабаелттае - черепа зубров.

хъабугъ - переплет,картон

хъабхай - прелюбодейка,развратница

хъабхайадае - разврат,блуд

хъадама - путы,кандалы

хъадир - мул

хъаз(мн.хъаезтае) - гусь

хъазайраг(ист) - крепостной

хъазайраг барае - крепостное право

хъазайрагдар - крепостник

хъазар - дорого; дорогой, ценный. хъазар дор - драгоценный камень. хъазар каенун - дорожать,цениться дорого

хъазауат - отвага,смелость; газават

хъазауатаей - отважно,смело,геройски; хъазауатаей цаеун - идти на приступ; хъазауатаей косун - работать по ударному

хъазауатлаег - храбрый человек

хъазауатон - ударник

хъазикъах - гусиная лапка

хъазмуз - мяч,шар

хъазмустае - доспехи

хъайла - яичница

хъаймагъ - сметана

хъайтар - герой,витязь

хъайуан - потолочная балка,жердь

хъал - богач,гордость,богатый

хъала - крепость,укрепление

хъалагъур - караул,охранник; Асси ма Дигори астаеу хъалагъур адтаей Даргъони сари - охрана между Балкарией и Дигорией находилась выше Даргона.

хъалаур - стража

хъалац - ковш, большая дерев. чаша

хъалбехца - фальшивые деньги

хъалгонд - разбогатевший

хъалгъа - спор; хъалгъа каенун - спорить

хъалгъаен - крыжовник

хъалдза - яичница с добавлением муки

хъалдзийнадае - состоятельность, спесивость,надменность

хъаллае - станица, крепость

хъалойнаг - большой сальник

хъалон - налог,подать

хъалонаеваерд - обложение налогом

хъалондар - данник, налогоплательщик

хъалонесаег - мытарь

хъалтахъ - ловкий

хъалхъос - череп

хъамбол - выпуклый

хъамболдзаестае - пучеглазый

хъамил - бурьян

хъамилгун,хъамилбун - местность поросшая бурьяном

хъамилицъеу - камышевка(птица)

хъамуц - палка с набалдашником,палица,булава

хъан - опрокинутый, лежачий

хъан - воспитанник

хъандзал - пружина,рессора, упругая сталь

хъандзалдзан - кресло-качалка

хъандзаергаес(фольк.) - гигантское семиглавое чудовище с двумя крыльями

хъанз - мозг(в костях)

хъани: хъани цард - легкая, беззаботная жизнь

хъанхъул - всклокоченный,взлохмаченный

хъаппае - косточка в плодах; ядро; сердцевина; половое яичко

хъапхан - капкан

хъарабугъа - малодушный,трус

хъарман(бот.) - вяз

хъарта - скверный; хъарта арахъ - скверная арака

хъасапп - бойня

хъасбахъ - навес

хъасхан - резвый,буйный;

хъатара - патронташ

хъату - внутренний чирей,нарыв

хъауари - дранка,узорчатое дерево

хъаугъа - запальчивость,спор, ссора

хъаун - поколение; группа

хъаурае - сила,энергия,мощь

хъаураегин - сильный,мощный

хъаффае - плешь,парша; гнойный

хъахъ - запас

хъахъа - жук-олень

хъаебаер - очень; сильный,твердый; черствый,жесткий

хъаебаергаеф - сушеная рыба

хъаебаерзаердае - бессердечный,жестокий; твердосердный

хъаебаерхуар - ячмень

хъаебаерцъух - запальчивый,самоуверенный

хъаеболгун - человек крепкого телосложения; ширококостный

хъаеборисаег - опыт

хъаебуза - таракан; жук

хъаебун - пирожок с мясом, сыром,вареник

хъаебургъае - похлебка; растолченная фасоль с кукурузой

хъаевдун - щенок

хъаегъгъа - детский лепет

хъаедавае - бархат,бархатный

хъаедаегъа - головач(рыбка)

хъаеддзиргъ - острый дерев.наконечник сохи, на который надевают лемех

хъаедорае - фасоль; бобы

хъаедорбаеласае - акация

хъаедоргун - пирог с фасолью

хъаезае - тростник,камыш

хъаезбун - тростниковая заросль

хъаездонае - гусятник(помещение)

хъаезин - тростниковый

хъаезхъул - обугленный

хъаелаеба - шум, спор; возня

хъаелдун - порода овец с поднятым хвостом

хъаелзаенгае - голенастый

хъаелнаегъ - стебли кукурузных злаков, остающиеся после жатвы

хъаелхъа - бычачий большой альчик

хъаема - кинжал

хъаемагин - с кинжалом

хъаендаел - позорная смерть; исхъаендаел ун - издохнуть,околеть

хъаендаели - съедобная трава

хъаенделае - жук

хъаепаен - снежный занос,сугроб

хъаеппал(тае) - одежда

хъаеппаерес - инициатива

хъаппаересгун - инициативный

хъаепу - болезнь горла

хъаераеймаг - кремневое(крымское) ружье

хъаераеу - слепой, хъаераеу каенун - слепнуть

хъаераеубиндзае - слепень

хъаераеумистае - крот

хъаертун - достигать; доставать; хватить

хъаерццигъа - ястреб

хъаесдаргъ - наковальня

хъаестае - живот

хъаестаел - пахтанье,сыворотка

хъаестаелвасаен - подпруга

хъаес-хъаес - скрежет

хъаесхъаесагае - лебеда

хъаетаеф - сила,мощь

хъебур,хъебургъае - старенький, развалина,дряхлый

хъеддзау - висящий и болтающийся

хъел - стоймя, в стоячем положении; хъел каенун - поднимать,ставить стоямя

хъелаей - стоймя; хъелаей лаеуун - стоять стоймя

хъелгъос - чуткий, с острым слухом

хъеллау - качание,шатание

хъелхъе - колючее растение

хъеу - жалобный крик

хъеу - снопы,сложенные в копну вокруг воткнутой жерди

хъеуа - сойка

хъеутае - сухожилия

хъеццау - качание в висячем положении

хъиамает - потоп; муки,мучение,страдание; тяжелая доля, тяжелая работа.

хъиамаетгун - много трудившийся,трудяга

хъибил - поросенок; медвежонок, детеныш животного

хъизилбас - перс (устар.)

хъизон - поросенок

хъилиндзи - возбужденный

хъиллест - писк,визг

хъилма - гашиш; отрава,яд; гадость. хъилма думун - курить гашиш

хъилон - ребенок

хъимици стаег - тазовая кость

хъиндаерхцае - длинный,высокий(про человека)

хъинц - скрип при езде по ухабинам

хъип - звук,шепот

хъип-сун - еле слышный звук,шорох

хъипу - дифтерия

хъиргъу - ястреб-перепелятник; ведьма(перен.)

хъирди,хъирди каенун - переработать,перетрудиться

хъирихъуп - журавль

хъиррит - лягание,брыкание

хъирттаег - очень старый(человек)

хъисан(охот.) - поросенок

хъисмает - судьба

хъис-хъис - скрежет

хъицъу - голец(трава)

хъогъанцае - орудие для соскабливания с лемеха прилипшей земли

хъоди - бойкот

хъодигонд - бойкотированный,запрещенный

хъозгау - раковина

хъозгъае - скорлупа,шелуха

хъозон - всадник,помогавший другому во время скачек; содействующий,подгоняющий

хъойраг - мешающий

хъолан,хъолан фурт - крепкий сын

хъоласуг - палатка

хъоло - щавель конский

хъонтхъула(ист.) - прорыв первой шеренги и смешение боевых порядков противника; (дет.) игра в две шеренги

хъонц - печаль,грусть; сопереживание

хъоппаег - альпийская лилия

хъоппаегъ - пузырь

хъоппаегъдзаестае - пучеглазый; с большими глазами

хъор - помеха; хъор каенун - мешать

хъоргаенаег - мешающий

хъоргъан - пограничный знак

хъосдаендаг - зуб мудрости

хъосой - криво растущий зуб

хъотур - парша,проказа

хъотургин - прокаженный

хъотургъан - прокаженный

хъотургъае - хилый,слабый,больной

хъохдаендаг - клык

хъохъа - сопля; хъохъа фий - сопливый(нос)

хъохъула - детская игра

хъуатае - толк,польза,действие

хъуахъ - карканье; хъуахъ каенун - каркать

хъуаедет - квохтанье

хъуаел - кусок,ломоть,обломок

хъуаелаег - тухлый; хъуаелаег айкае - тухлое яйцо

хъуаел-хъуаел - свободное шатание,трясение,качание

хъуаенц(межд.) - бац!

хъуаецае - дым; хъуаецае каенун - дымить

хъуаецдзуд - пропитанный дымом,закопченный

хъубулдзуг - опухоль

хъувгъан - кувшин

хъудали - ячмень двухрядный(бот.)

хъулай - согласие,лад; умеющий,способный; хъулай ун - ладить,быть в ладах; зундаей хъулай наей - не хватает ума

хъулаца - альчик

хъулгъа - коростель,дергач(зоол.)

хъулуф - впадина; вогнутый

хъулхъасхан - беглый холоп

хъум - омут,лужа

хъумайаг(ист.) - жена из низшего сословия

хъумац - ткань,материя

хъумацуафаег - ткач

хъумацуафаен - ткацкий

хъумбала - мать-и-мачеха(бот.)

хъумбарае - мортира,ядро

хъумбул - клубень

хъумуз - молозиво(молоко первых дней отелившихся коров)

хъумузбилае - молокосос

хъунадзин - телка двух лет(еще не отелившаяся)

хъундурсу - кислое молоко

хъунцау - глистоподобный

хъунцае - род водяного глиста

хъур - горло,горлышко;хъури каенун - обнимать


хъурасаст - хриплый

хъурбаеттаен - галстук

хъургаенаен - воронка(сосуд)

хъургин - горластый; с длинной шеей

хъургун - горластый

хъургъахъ - бугорочек,неровности на дороге

хъургъундаег - предел

хъургъундаегаей - на пределе

хъурдох - мучение; мучительный

хъурдохаен каенун - мучиться

хъуригънаег - верхняя застежка на одежде; брошка

хъуринез - скарлатина; ангина

хъурманлухъ - пир,устроенный в честь какого-либо события(выздоровление,после аварии..); жертвенное животное

Хъурмантае - мусульманский праздник Курбан-байрам

хъурмае - беспокойство,горе,печаль; стесненное положение

хъурмае каенун - надоедать,притеснять,донимать,выводить из терпения;отчаиваться,горевать

хъурмаегаенаег - надоедающий

хъуррой - журавль

хъуртохаен - шарф,кашне

хъуртт - глоток

хъур-хъур - ропот,негодование,ворчание

хъутас,хъудас - круглый колокольчик

хъутургъан(бот) - хрен

хъутти,хъуаетти(межд.) - долой с глаз; убираться,исчезать

хъуттур - чека,втулка(для закрепления колеса)

хъуттургъан - буйный,всбесившийся.



Эти слова только на одну букву. Все они в основном тюркизмы. Причем целыми пластами. И из кипчакского языка. Многие из этих слов отсутствуют в карачаево -балкарском языке. Да и антропология иронцев сильно отличается от дигорцев.Но не в этом суть. Приведите хоть какие -нибудь примеры пластов дигорского языка из карачаево-балкарского :?: :?: :?:

А вот вам маленький пример из дигорского языка:

богъурдахъ(д) - глотка -богьурдакъ(бал)

бохъхъуыр/бохъхъур - дв.подбородок,зоб -бокъур

бырынкъ/биринкъае - рыло,клюв -бурун

цилпае(д) - всклокоченный,кудрявый -чырпа( цырпа)

цъух(д) - рот -жух (зух)

дзыгъуыр(ир) - конопатый -жугьур (зугъур)

дзыкку/дзикко - волос-жокку-(клок волос)

дзых(ир) - рот -жух (


гаебает - пузо,-гыбыт

гаелдаер(и) - брюхо -быдыр

гуыбын/губун - живот -гыбыт

гуыбыр/губур - сгорбленный -гуппур


къаебот(д) - морда -гамхот

къаемботтае(д) - морда


хаеппаер - плевок -хыппирик

хаеппил - волдырь -хыппиль

хъур - горло -хырылда-хрипи

зачъе/закъе - бородка -сакьал

На самом деле балкаризмов в дигорском языке ооочень много.

Объясняя происхождение своих родов, старики-балкарцы говорят: "Биз асхак Темиландан къалгкабыз" (мы остались от хромого Тимура)"


Если верить тому, что говорят старики- то они говорят, что раньше дигорцы входили в состав Балкарии в качестве 6(шестого) горского обшества . И ни одно важное событие для Дигории не происходило без общего согласования на общем Тёре. И язык дигорцев был тюрским.?!. И многие дигорские фамилии считают себя выходцами из Ассии, как они называют Балкарию.
Так, что тут полей деятельности много.

http://www.balkaria.info/library/m/malkonduev/ekbk3.htm


А археология твердит, что булгары
жили и на территории Карачая, и на всей территории Балкарии и на территории Дигории у сел Галиат, в Сев Осетии.


Плетнева, "От кочевий к городам" 1967г с 7-8, рис1-5.
Ковалевская В.Б. 1984 г. " Кавказ и аланы"


Ас-тамыр или Ас-темир-дело не меняет.


Касаемо похода Тамерлана там все так ясно, что никакая Абаза дело не меняет. Тем более, Абаза там местность, а не народ. А в Балкарии есть местность Аяса. Да и Хабаз по пути в Бештау.
Последний раз редактировалось BULGAR 29 апр 2008, 11:22, всего редактировалось 2 раз(а).
BULGAR
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:15
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2