Зихия/Касогия/Черкеcсия - средневековый Адыгэхэкуж.

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Зихия/Касогия/Черкеcсия - средневековый Адыгэхэкуж.

Сообщение ZORA » 26 фев 2007, 01:19

Касоги, Зихи и с Монгольской эпохи Черкесы - этнонимы под которыми известны разным народам Адыги. Для того чтобы избежать путаницы я буду, независимо от летописной традиции и эпохи, называть всех Адыгов Черкесами, а страну Адыгов Черкесией.
Абхазы/Абасги (самоназвание Апсуа) и Абазины (самоназвание Абадзе) также практически один народ и для упрощения я буду в этом посте называть их всех Абхазами, а их страну не Апсны, Абасгией, Абазинией и пр., а Абхазией.
В случае если аутентичное название нельзя заменить (как в названиях епархий) я буду приводить его в скобках.

Территория Черкесии в X-1ой 1/2не XIII в простиралась от восточного берега Азовского моря, до Гагр (собственно Гагры входили в Абхазию - не в Черкесию). На Востоке граница с Аланией проходила чаще всего по Лабе, хотя временами Аланы продвигались намного западнее.
Тамтаракуэй/Таматарха/Тьмутаракань/Матарха/Матрега/Тамань временами входила в Черкесию, временами в Хазарию, временами в Черниговскую землю, временами в Византию.

В VII-XIV вв известен такой город как Никопсис, являвшийся (с кратким промежутком во 2ой 1/2не VIII в., когда он входил в Абхазию) в VII-cередине X вв центром Черкесской (Зихской/Никопсийской) Православной епархии Константинопольского патриархата, где распологалась кафедра Черкесского (Зихского) митрополита, которому подчинялись еще Боспорская и Херсонесская епархии.

Город Никопсис распологался на месте современного поселка в Абхазии Цандрипш (Гантиади) на границе с РФ (по версии Воронова).
По другой версии (практически общепринятой) он стоял на месте поселка Новый Афон в Абхазии и является древней Анакопией (руины крепости сохранились до сих пор). Анакопия известна также как Никофия/Никопсия, но в таком случае границы Черкесии должны были простираться дальше на юг, что в эпоху сильных Абхазского, Абхазо-Карталинского и Грузинского царств (Абхазские Цари до 806 г, когда основали Кутатис/Кутаиси, даже имели резиденцию в Анакопии) мне представляется сомнительным.

Во 2ой 1/2не X в кафедра Черкесского (Зихского) митрополита переносится в Таматарху.

В XI в в Таматарха/Тьмутаракань - столица одноименного княжества Рюриковичей и Черниговский форпост. Мстислав Владимирович в 1022 г провел свое легендарное единоборство с Черкесским Князем Редадой (сына погибшего "Редеди Касожского" он женил на своей дочери в Чернигове - от детей Редады пошли такие роды "Редедевичей" как Лопухины, Ушаковы, Глебовы и т. п. ), обложил Черкесов (видимо их часть на Тамани) данью, но уже в следующем 1023 г ушел вместе с ними в поход на своего брата Ярослава, которого победил в битве у Листвена.

С 1094 г Тьмутаракань больше не упоминается в Русских источниках.

В XII в в Матрахе (экс Тьмутаракани) разместился Византийский архонт Матархи, Черкесии (Зихии) и Хазарии.

В 1204 г крестоносцы разорили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовашую до 1261 г. Некоторые знатные сеньоры (Монморанси) добирались и до Черкесии.

В 1223 г и в 1237 г Монголы победоносно прошлись по Черкесским землям, причем во второй раз эта была целенаправленная экспидиция, во главе с Монгольскими принцами Менгу-кааном и Каданом, начавшаяся осенью, а зимой погиб Черкесский правитель "Тукар". Но завоевания не произошло.

В 30х гг XIII в Венгерские миссионеры прямо называют столицей Черкесии (Зихии) Матрику (Матарху, современную Тамань). В городе распологалась резиденция Черкесского Правителя - видимо смута в Империи, возможно еще до разорения Константинополя привела к ликвидации института "архонтов Матархи, Зихии и Хазарии".

Гильом де Рубрук пишет в 1253/5 г про Черкесию: "Зикия... не повинуется Татарам... Черкесы... все еще борются против Татар".

Только в 1277 г Монгольский полководец Ногай достиг крупных успехов в войне с Черкесами. Однако и он сумел привести к зависимости только плоскостных Черкесов, но не горных и приморских.

Еще до этого, с разрешения Менгу-Хана, в 1266 г Генуэзцы основали свою первую колонию в Черном море - Каффу (Феодосию). В дальнейшем между Генуэским Таном (Азовом) и Генуэзским Себастополисом (Сухумом) , т. е. на Черкесско-Абхазском побережье, было основано 39 колоний из которых важнейшими были Матрега (Тамань), Копа (точно не известно: либо Темрюк, либо Славянск) и в меньшей степени Мапа. Все они кураторствовались из Каффы.

В 1325-34 гг Император Золотой Орды Узбек-Хан, воспитанный в Черкесии и великолепно знавший страну, перманентно совершает походы в нее и укрепляет власть Золотой Орды над плоскостными Черкесами, но горные и примрские ему по прежнему не подвластны.

В Матреге в 1346 г Римский Папа Климент VI назначает первым епископом Черкесии (Зихии) францисканца Иоанна. Начиная с него Матрега становися центром Католического епископства Черкесии (Зихии) и упоменания об Православной епархии более не встречаются.

Упоминается еще один город - Зихополь, но о нем я сейчас ничего сказать не смогу.

В XI в часть Черкесов (живших на Тамани), была данниками какое-то время Мстислава и Черниговской земли, следовательно центром управления для них были Тьмутаракань (современная Тамань же) и Чернигов.

Известно что Абхазские, Абхазо-Карталинские и Грузинские Цари в IX-XIII вв, время от времени распространяли свою власть севернее Гагр на прилегающую территорию, т. е. над южной частью причерноморской Черкесии (по Грузински Джикети).
В результате часть Черкесов либо переняла Абхазский язык, либо была сдвинута Абхазами на север и за хребет, либо всегда включала в себя Абхазский компонент на юге скрытый под Черкесским этнонимом.
Речь идет об известных в более позднее время Абхазах-Садзах, называемых Грузинами Джиками, т. е. Черкесами (Русское Джигеты от Грузинского Джик-эти).
Также речь об Пэху, называемых Абхазами Асадзуа (как и собственно Садзы), а Черкесами Уббухами (откуда Русское Убыхи).

Именно земли, на которых в дальнейшем известны Садзы и Убыхи, входившие до этого в Черкесию стали Абхазской Джикией (Грузинской Джикети) - видимо их утеря во 2ой 1/2не X в и вынудила перенести кафедру Черкесского (Зихского) митрополита в Таматарху, где она благополучно пребывала еще в XIV в.
Т. о. для южной приморской части Черкесии в XI-XII вв центром был сначала Кутатис/Кутаиси, затем Тбилиси.

Для XIII в (во всяком случае до 1277 г и побед Ногая) Матрика прямо указывается как столица Черкесов (Зихов) и резиденция Черкесского (Зихского) Правителя. В ней же распологался и центр Черкесской (Зихской) епархии.
Когда Византийского архонта сменил Черкесский Князь?
К сожалению я не знаю - произошло ли это уже в XII в или в начале XIII в, но можно предположить что около 1204 г .

Маленькое дополнение о геральдике Редадидов (Редедевичей) на Руси. Ниже приводиться герб Лопухиных - одной из ветвей потомков "Редеди Касожского" :
Изображение
Изображение на щите встречается на всех известных мне гербах Редадидов и является самой древней состовляющей таковых. Сравните в частности с гербом других Редадидов - Чевкиных:
Изображение

Пара-тройка современных карт (не идеальных, но какие есть) дающие некоторое представление об эпохе (нажмите на карту для увеличения):

Изображение

Изображение

На верхней карте изображен некий город Зихополь, о котором я, к сожалению, пока ничего не могу сказать.
Западные границы Алании показаны в максимально возможном
их варианте - обычно они проходили по Лабе, а западнее реки Шхагуэшэ/Белая Аланы могли влиять только эпизодически и крайне эфимерно.
В принципе, показанная на нижней карте граница влияния Золотой Орды - это макисмальная граница прониконовения в горы Западного Кавказа чужаков в течение тысячелетий - дальше до Российской империи пройти не мог никто и все мы знаем чего ей это стоило.

На нижней карте не обозначен Шанджир - столица Инала Светлого в XV в, а экспансия на восток Кабардинцев показана как начавшаяся "после Разгрома Алании Монголами и Тимуром". Это не совсем так. Следовало бы написать "после разгрома Алании Монголами", потому что к моменту похода Тимура Алания для Центрального Кавказа была намного более прошлым (если не по времени, то по восприятию), чем Черкесия для сегодняшенего Краснодарского края.
Алания окончательно разорена Золотой Ордой и ее Русскими подданными в 1277-8 гг, когда в частности был разрушен город "Дедяков". Уцелевшие от этого погрома несчастные Аланские беженцы окончательно рассеялись по высркогорным ущельям и даже бежали за хребет на юг, где пытались в 1292-1326 гг создать княжество в Гори, но были разбиты и разорены Грузинским Царем Георгием V.
Архелогия фиксирует Черкесов Кабардинцев в Пятигорье уже в XIII в (курганы, Этокский памятник, Кабардинская надпись и пр.).
Что касется Тимура, то он уже разорил в 1395 г богатейшую Ордынскую провинцию Бештау (Пятигорье), распологавшуюся на землях окончательно уничтоженной за 127 лет до его похода Алании и столицу Бештау Джулат (Татартуп).
Ко времени его похода Черкесский этнический компонент (позднее известный как "Кабардинцы") уже доминировал в Бештау почти столетие и уже ему крепко досталось от "Железного Хромца".
Но это уже совсем другая история - эпоху Кабардинского "натиска на восток" и продвижения к Каспию, а также историю Черкесии в XIV-XIX вв, Кавказскую войну и последовавшую за этим катастрофу для Черкесского этноса предлагаю обсуждать здесь http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=2986 .
Последний раз редактировалось ZORA 27 июл 2008, 23:38, всего редактировалось 7 раз(а).
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 26 фев 2007, 02:08

Т. о. для южной приморской части Черкесии в XI-XII вв центром был сначала Кутатис/Кутаиси, затем Тбилиси.


:shock: :shock:
Эту "историю черкессии" вы лично писали???

Что за бред вы тут продолжаете нести... :twisted:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение ZORA » 26 фев 2007, 02:48

Каффа (современная Феодосия в Крыму) - центр Генуэзских колоний в Крыму, Черкесии, Абхазии и Татарии:
Изображение
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Pulcinella » 26 фев 2007, 17:45

Поддержу Андзора личными фото в части темы, относящейся к моему периоду и региону.

Ныне Судак в Крыму, в 1365 - 1475 гг. - генуэзская Солдайя, провинция Газария:

Изображение

Вид из города на второй ярус укреплений:

Изображение

Вид на второй ярус с высшей точки - Девичьей башни, удивительно, что второй ярус ничего не защищает и является только частью укреплений Консульского замка - за ним вертикальный обрыв в море:

Изображение
Il teatro continua sempre [ит.] - Театр никогда не кончается
Аватара пользователя
Pulcinella
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 19 фев 2007, 00:54
Откуда: Göteborg, Sverige

Сообщение ZORA » 26 фев 2007, 18:28

Pulcinella писал(а):Поддержу Андзора личными фото в части темы, относящейся к моему периоду и региону.

Благодарю! :D
Отличные фото!
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 26 фев 2007, 21:42

Еще раз про Генуэзцев (в Черкесии были известны как Франги/Фэрэнджи):

В 1266 г с разрешения Менгу-хана Генуэзцы основали свою первую колонию - Каффу. Через 15-20 лет она стала главным складочным местом для них в Черноморском регионе и базой для дальнейшей экспансии. Во времена своего расцвета в XV в Каффа насчитывала 70-80тыс жителей и являлась одним из крупнейших городов Черноморского региона.

Генуэзцы основали 39 колоний на Черкеско-Абхазском (для них Зихо-Абасгском) берегу между Таной (современный Азов) и Себастополисом (Сухум), но важнейшими из них были, кроме последних, Копа (Славянск?, Темрюк?- консульство) и Матрега (Тамань - консульство). Менее значительной была Мапа (Анапа - без консульства). Прочие колонии были просто мелкими торговыми факториями и стоянками кораблей. Все означенные колонии находились в двойном подчинении - Генуэзской Каффе и местному "Зихскому" "лэндлорду".

В Матреге имелось консульство. До 1346 г в городе распологалась кафедра Православных митрополитов Зихской епархии, а в 1346 г Папа Климент VI назначил в Матрегу первого Католического епископа Иоанна. Жителями города были Итальянцы, Греки и Черкесы (Зихи Итальянских источников). В городе были многочисленные Генуэзские торговые конторы. В 1419 г правителем города стал Генуэзец Симон де Гвизольди через брак своего сына с наследницей Черкесского (Зихского) Принца "Берзоха" (правителя Матреги) "Биха-ханум" и с тех пор Матрега стала владением семьи Гвизольди. В 1453 г пал Константинополь, став столицей Османидов и 2 года в Каффу и пр. Генуэзские колонии не приходило ни одного судна из метрополии - Генуи. Началось бегство Итальянского и пр. населения из колоний. Оставшись без поддержки метрополии, в 1454 г Каффа и пр. колонии подписались на огромную дань Крымским Ханам (за "крышу") и одновременно Османским Султанам (за снятие блокады). Все это привело, в частности, к восстанию в Матреге в 1457 г против Заккарии Гвизольди и "Зихский Принц" "Кадибельди", захватив город и даже замок Заккарии, начал пираствовать в Керченском проливе, но через какое-то время Заккария снова утвердился в Матреге и отстроил новый замок "улучшенной модели". Но положение продолжало ухудшаться - в 1475 г. Османы взяли Каффу и вместе с ней Матрегу. Однако Заккария бежал. В 1479 г Крымский Ханат признал вассалитет перед Османской империей. В 1479-80 гг Османиды совершили крупный поход в Черкесию и окончательно разорили оставшиеся Генуэзские колонии на побережье. Но в 1482 г Заккарии удалось вернуться в Матрегу и какое-то время снова править в ней. В 1502 г на месте Матреги уже находилась Османская крепость Тамань. Т. о. переход Тамани под контроль Османидов произошел между 1482 и 1502 гг.

В Копе также имелось консульство (на консулов также возлагались обязанности по уплаты "Зихским Принцам" ежегодной дани), в городе стоял замок "Зихского Принца". После разорения Тимуром в 1395 г (тогда же пал и другой крупный город - Тана), город уже не достиг такого же знчения как раньше, но до 1475 г, когда "Копа погибла вместе с местным Князем" (одновременно вновь была разорена Тана) продолжала быть важным торговым центром. В дальнейшем она вместе с Матрегой вновь выполняла те же функции, но уже как Османский город.

Что же касается Мапы и многих других Генуэзских факторий в Черкесии (Зихии), то они протянули до 1479-80 гг, когда Османиды, совершив поход в Черкесию, вторично разорили Копу и заодно все прочие Генуэзские колонии, включая и Мапу.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 27 фев 2007, 22:21

С. Хотко "Генуэзцы в Черкессии":
http://savoy78.narod.ru/1.html
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 27 июл 2008, 23:34

А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков,
Христианство в Шапсугии: исторический аспект

СКАЧАТЬ (273.46 Kb - pdf)
buzarov2005_2.pdf

Аннотация:
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христианства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю.
Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации.
Первая волна – православная относится к VII-XIII вв. и связанна с влиянием Византийской империей.
Вторая волна уже католическая, связана с появлением в регионе в 60-70 гг. XIII в. большого количества генуэзцев и других уроженцев Аппенинского полуострова. Этот период длился до 70 гг. XV в. и привел к распространению в Зихии-Черкесии католичества.
И хотя к середине XIV в. в Зихии уже две епископских кафедры, христианская религия не получила глубокого проникновения и черкесами была воспринята лишь внешняя в основном обрядовая система,
элементы которой плотно переплелись с тканью адыгского язычества.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 28 июл 2008, 13:54

Обратите внимание на это:
"Черкесы имеют свой собственный язык и свою письменность." (Иоганн де Галонифонтибус, 1395 г) .

Любопытно: до сегодняшнего дня известно всего пара-тройка памятников средневековой черкесской письменности: Этокский монумент, Кабардинская плита и может-быть еще что-то.
Но все они в Восточной Черкессии.

А искал-ли кто-нибудь средневековую черкесскую письменность там, где она и должна быть по идее - на побережье и прежде всего в руинах Зихополя (где-то у Туапсе - не найден), Никопсиса (несколько версий - возможно это Анакопия у Нового Афона) и Таматархи/Матреги (Тамань), а также Копы (несколько версий - возможно Славянск на Кубани)?
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Tibaren » 02 авг 2008, 03:44

ZORA писал(а):Обратите внимание на это:
"Черкесы имеют свой собственный язык и свою письменность." (Иоганн де Галонифонтибус, 1395 г) .

Любопытно: до сегодняшнего дня известно всего пара-тройка памятников средневековой черкесской письменности: Этокский монумент, Кабардинская плита и может-быть еще что-то.
Но все они в Восточной Черкессии.



Скажите, а можно было бы увидеть образцы упомянутой т.н. "письменности"?
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 02 авг 2008, 11:36

Tibaren писал(а):Скажите, а можно было бы увидеть образцы упомянутой т.н. "письменности"?

Отвечаю, на Ваш т.н. "вопрос" :D

http://feb-web.ru/feb/izvest/1947/06/476-509.htm

Оказывается, не только в восточной, о чем я раньше знал, но и в западной Черкессии находки есть.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Tibaren » 02 авг 2008, 12:06

ZORA писал(а):Отвечаю, на Ваш т.н. "вопрос" :D


Спасибо за т.н. "ответ" :)
А кроме Турчанинова кто-нибудь этим занимался?
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 02 авг 2008, 15:05

Занимался, но в моменте не готов назвать фамилии - у Алексеевой, к примеру, что-то есть на этот счет, если не путаю.
Этокский памятник стоит в ГИМе в Москве.

Но толком сказать мне Вам нечего - у меня у самого вопросов вагон и маленькая тележка :D

К примеру, известно предание про уничтожение в восточной Черкессии (Кабарда и Бесленей), на рубеже XVII/XVIII вв, крымскими гази священников и книг, которые сжигались или истлели в пещерах, куда бежали священники.
В одном дворянском роде такая книга передавалась из поколения в поколение и в XIX в ее еще видели.
Но на каком языке они были написаны - неизвестно, вообще про них ничего не известно.

Понятное дело, что Зихской метрополии (епархия была эмансипирована до этого уровня) по статусу полагалось иметь письменность для аборигенного клира и какие-то "Кириллы с Мефодиями" должны были заглянуть, но никто серьезно этой проблемой не занимался, а археология побережья, где, по идее должна быть львиная доля памятников, так как все 4 центра епархии/метрополии, а, позднее, католического архиепископства были там (Фанагория, Таматарха/Матрега/Тьмутаракань/Тамань, Никопсис, имеющий несколько версий по локализации и Зихополь, который вообще не найден).

История Черкессии домонгольской эпохи изучена крайне плохо, хотя археологический материал и реконструкции всаднического комплекса черкесских воинов VIII-XIII вв показывают технически развитую (во всяком случае в военном отношении) культуру, но это ни о чем не говорит - в XVIII в черкесы и кремневые винтовки выпускали в промышленных масштабах, но диппереписку вели на татарском языке, а в обиходе и вовсе обходились без письменности.

Археологические находки на побережье и в Закубанье показывают древнейшие христианские церкви на территории РФ - даже древнее Архыза (не говоря уже о Новгороде).

Тем не менее известно, что черкесы никогда так и не прониклись "по взрослому" ни христианством, ни исламом, хотя формально еще в XVI в Черкессия считалась католической страной, но с греческим богослужением, а в середине XIX в минимум половина черкесов формально были мусульманами.

Вобщем дело ясное, что дело темное :D

Может кто из форумчан более в теме по домонгольской Черкессии/Зихии/Касогии.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Tibaren » 03 авг 2008, 22:07

ZORA писал(а):.... и Зихополь, который вообще не найден).


А был ли предмет искания как таковой?


ZORA писал(а):...хотя формально еще в XVI в Черкессия считалась католической страной, ...


В таком случае, у черкесов должна была бы иметься хотя бы культурная лексика, связанная с христианским
культом, не говоря уже о католичестве...

Ежели таковая имеется, было бы любопытно взглянуть.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 03 авг 2008, 23:36

Tibaren писал(а):
ZORA писал(а):.... и Зихополь, который вообще не найден).


А был ли предмет искания как таковой?


ZORA писал(а):...хотя формально еще в XVI в Черкессия считалась католической страной, ...


В таком случае, у черкесов должна была бы иметься хотя бы культурная лексика, связанная с христианским
культом, не говоря уже о католичестве...

Ежели таковая имеется, было бы любопытно взглянуть.


Это один из центров Зихской епархии Константинопольского (Вселенского) патриархата - о нем упоминают в источниках.

У черкесов есть не только лексика связанная с христианством (щоджен-поп, кардан-дьяк и пр - кстати это две самые распространённые фамилии в Кабарде), но и с иудаизмом (кодеш, что, если не ошибаюсь, означает на иврите то-ли святое место, то-ли поминальный обряд и пр.).
Про ислам тем-более говорить излишне.

Кстати, имя-отчество (вернее отчество-имя, т.к. отчество впереди) известного пщышхуэ (великого князя) Кабардея (Большой Кабарды) XVII в Щоджэныкуэикуэ Алыджыкуэпщ'а ("Алегуки Шогенукова" русских источников) переводится как Священника-сына-сын Грека-сын-князь.
При этом он был мусульманином, а его отец Кайтыкуэикуэ Щоджэныкуэпщ ("Шогенука Кайтукин" русских источников) - родной брат главного конкурента тестя Ивана IV Грозного Идарокуэ Кемыргокуэпща ("Темрюка Идарова") - Кайтыкуэикуэ Пщыапщокуэпща.
Все династы из Иналидов.
Никакими греками и попами даже не пахнет, однако имя весьма любопытное.

Но это я так, в качестве анека.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35