День св. Томаса

Модераторы: Лемурий, Tibaren

День св. Томаса

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 01:15

Помогите, а то я совершенно запуталась!
День св. Томаса отмечается сейчас 21 декабря. На какое число выпадал этот праздник в 16 веке?

"Последний день занятий в школе перед Рождеством - 21 декабря, день святого Томаса.

Стыдно спать всласть в самый короткий день в году, считают голландские дети. Поэтому, приходя в школу, в этот день они пишут на доске свои имена - в порядке прихода, а последнего пришедшего будут дразнить «сонным Томасом».

Даже учителя боятся опоздать в этот день не столько из-за нареканий со стороны начальства, а и из-за болтовни учеников". (с)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Гиви Чрелашвили » 04 май 2007, 01:52

Не мудрено, что вы запутались.
Ладно, я вам помогу.
Итак, святой Томас - это Томас Мор, автор знаменитой "Утопии".
Вот справка:

"Святой Томас Мор (1478-1535), английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей "Утопией", в которой описано идеальное государство. Лорд - канцлер Англии во времена Генриха VIII он навлек на себя гнев короля, отказавшись признать того главой только что учрежденной англиканской церкви. Мора обвинили в измене и обезглавили, а в 1935 году он был канонизирован как мученик веры, став, таким образом, единственным канонизированным политиком."

Томас Мор родился 7 февраля 1478 г,, а казнен 6 июля 1535 г.
В некоторых источниках говорят, что день святого Томаса - 6 июля, день его смерти.
На самом деле, ни день рождения Томаса Мора, ни день его смерти к дню святого Томаса никакого отношения не имеют. 6 июля 1535 г. он еще не был святым Томасом.
21 декабря возникло потому, что в этот день его канонизировали в 1935 году, и он стал святым. Вот когда он стал святым, тогда день святого Томаса и справляют.
Иногда пишут, что день святого Томаса справляется 22 июня.
На самом деле, это та же дата его смерти, только по новому, грегорианскому летоисчислению.
Так что в 16 веке этот праздник ни на какой день не выпадал, потому что такого праздника просто тогда еще не было.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 03:27

Оказывается, на русском языке его называют св.Фомой - это один из двенадцати Апостолов. Меня ввела в заблуждение статья о "празднике св. Томаса" у голландцев.
День св. Фомы отмечается два раза в год (у католиков): 3 июля и 21 декабря.
В православии отмечается один раз в год через неделю после Пасхи (?)

Подробнее вот здесь:

http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_the ... _tradition

Thomas, also called St. Thomas, Judas Thomas or Didymus, was one of the twelve apostles of Jesus. The Synoptic Gospels and Acts list this "twin" (Toma means twin in Aramaic, as does Didymus in Greek) among the apostles (Mt 10:3, Mk 3:18, Lk 6:15).

Итак, у меня получается, что в 16 веке католики день св. Фомы отмечали 20 июня и 8 декабря. Правильно?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 04 май 2007, 12:32

Саша, был еще один святой Томас (Фома), в Англии - архиепископ Кентерберийский Томас Бекет (1118-1170).
Убит «между церковью и алтарем», сподвижниками Генриха II, рыцарями Реджинальдом Фицрусом, Гуго де Мервилом, Уильямом де Трейси и Ричардом де Бретоном.
В 1173 году Томас Бекет был причислен к лику святых (канонизирован).

Реформа календаря.
Указ Григория XIII о реформировании календаря был издан 4 октября 1582 года. Согласно указу следующий день следовало считать не 5 октября, а 15. Таким образом, было ликвидировано отставание календарного времени от астрономического, составлявшего на тот момент 10 суток.

В григорианском календаре длина года в среднем равна 365, 2425 суткам, что на 26 секунд превышает тропический год. Из-за того, что в нем меньше високосных лет, по сравнению с юлианским календарем, время в нем идет быстрее на 1 день в век. Следовательно, разница между ними не является величиной постоянной. Так сейчас она составляет 13 дней, в XIX - 12, в XVII - 11 и т.д.

А почему мы обсуждаем технический вопрос в Праздниках НГ. Может, тему перенести куда-нибудь, типа, в Общие вопросы?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 15:45

Так, спокойствие и только спокойствие... (с)

Святых Томасов уже ТРИ!

Аналогопотом, Вы правы, тему надо перенести, это я погорячилась, определив ее в неправильную корзинку. Давайте перенесем ее в Средние века, так как вопрос с днем св. Томаса всплыл в связи с письмом сэра Хью Уиллоугби.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 16:09

Вот кое-какие мысли по поводу дня св. Фомы:

Старинный род Уиллоугби издавна владел поместьем Воллатон в графстве Ноттингемшир. К шестнадцатому столетию, благодаря ряду выгодных браков, Уиллоугби удалось присоединить к своей собственности значительные земли в прилежащих графствах, а также породниться с королевской фамилией. Отец сэра Хью Уиллоугби, сэр Генри, был женат четыре раза. Сэр Хью происходил от третьего брака, и имел еще семь сводных и родных братьев и сестер.

Старший сводный брат сэра Хью, Джон, женился на Анне, происходившей из аристократического рода Греев. Средний сводный брат Эдвард, был женат на богатой наследнице Анне Филол. Ее сестра вышла замуж за сэра Эдварда Сеймура, лорда протектора юного короля Эдварда VI, который приходился ему племянником. Сэру Хью Уиллоугби не удалось сделать такой же блестящей партии, как сводным братьям. Его женой стала Джейн Стрелли . Земли ее отца граничили с поместьем Воллатон.
Сохранилась переписка братьев Уиллоугби, часть которой была опубликована в 1967 году в периодическом издании Соронтонского общества графства Ноттингемшир.

Одно из писем принадлежит руке Хью Уиллоугби. Так же как письма старших братьев, оно не датировано, но по косвенным данным его относят к периоду между 1536 и 1540 годами. В своем письме Хью Уиллоугби умоляет Джона выручить его, оплатив долги: «И я молю вас не лишать меня вашего расположения из-за моей глупости, когда я превысил свои возможности, так как без вашей доброй помощи я разорюсь дотла» .

При годовом доходе в 136 фунтов с имений в четырех графствах и одного дома в Лондоне, долги Хью Уиллоугби составили 200 фунтов 22 шилинга. В письме указаны имена кредиторов и суммы долга каждому из них, подсчитанные до пенни. Крупные суммы (до 90 фунтов) он задолжал восьми частным лицам, мелкие – слугам. Из семнадцати пунктов только один упоминает расходы на жену: 20 шилингов ее лондонскому портному. При этом своему портному, башмачнику и шляпнику он задолжал 9 фунтов 6 шилингов 8 пенсов.

Чтобы расплатиться с кредиторами, Хью Уиллоугби передал все свои земли и доходы в руки старшего брата и просил оставить ему годовое содержание в размере 10 фунтов, а на проживание жены и двух детей выделить 20 фунтов в год (предполагалось, что Джейн переедет в дом кузена на время, пока долги не будут выплачены).

Один из кредиторов требовал вернуть деньги «в среду накануне дня святого Фомы», угрожая в противном случае взысканием по суду. Хью Уиллоугби обозначил дату выплаты не числом, а днем недели относительно религиозного праздника. Это дает нам право предположить, что в повседневной жизни он использовал церковные праздники в качестве календарных дат, числа не имели для него практического значения. Таким образом, датировка устава экспедиции 10 маем 1553 года или королевской грамоты 14 «иаром» 5515 года ни о чем ему не говорила.

Причиной долгов Хью Уиллоугби, скорее всего, стала игра в карты или кости, так как в 12 пункте устава содержится намек на этот позорный случай из биографии адмирала. Устав требовал искоренить на корабле игру «в кости, карты и иные дьявольские игры, от которых происходит не только разорение игроков, но споры, раздоры, ссоры и драки и часто даже убийства, ведущие к последней погибели обеих сторон и навлекающие справедливый гнев божий и меч его возмездия».

Доход Хью Уиллоугби сократился со 136 фунтов до 10 фунтов. Если раньше он тратил такую сумму только на личный гардероб, то теперь ему предстояло жить на эти средства целый год. Это заставило его стать особенно бережливым и экономить на мелочах. Хью Уиллоугби смог расплатиться с долгами к 1542 году, что объясняет его особое отношение к календарю за этот год. Однако былое богатство вернуть не удалось.
После смерти сводных братьев поместье Воллатон перешло к племяннику сэра Хью, Генри. Род Уиллоугби богател за счет добычи угля на обширных земельных владениях, а сэр Хью продолжал влачить жалкое существование. Чтобы сводить концы с концами ему пришлось пойти на военную службу. За годы строгой экономии бережливость сэра Хью Уиллоугби могла приобрести маниакальный характер, а желание разбогатеть – черты навязчивой идеи.

Если последнее предположение верно, то устав экспедиции составлен с учетом психологических особенностей сэра Хью Уиллоугби. Семь пунктов инструкции из тридцати трех содержат прямое указание на строгое ограничение в использовании провианта, одежды, боеприпасов, пороха, карт и навигационных инструментов. Их надлежало держать под замком и выдавать только в случае крайней необходимости.
Остальные пункты составлены таким образом, чтобы во время путешествия сведения «не разглашались», а товары «не показывались», «не доставались», «не выдавались», «не продавались», «не менялись» без разрешения по меньшей мере четырех главных лиц, чтобы все корабли и личный состав «находились вместе», предписывалась полная подотчетность и строгая охрана собственности компании.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 16:34

Меня насторожил один пассаж в том пункте устава, который говорит об искоренении игры в карты и кости, которая приводит к "ссорам, дракам и даже убийствам".

О каком убийстве идет речь?

Долги сэр (впрочем, Хью Уиллоугби тогда еще не был "сэром", он получил звание рыцаря в 1544 г.) Хью должен был опратить "в среду накануне дня св. Фомы". В том же письме говорится о приближающемся празднике Нового года. Хью просит старшего брата навестить одного из кредиторов (Эдварда Литлтона) в период "между сегодняшним днем и новогодним днем", так как не доверяет последнему. (Syr I beseche you to take some steye with Edward Lytleton betwyxt thys and Newyeres day, for I have no grayte trust in him...)

Из письма среднего сводного брата, сэра Эдварда Уиллоугби, к старшему брату Джону известно, что тот оплатил самый крупный долг Хью (90 фунтов) к 22 октября (? года). В письме сэр Эдвард сетовал, что у него и так много расходов помимо долгов брата.

Сэр Эдвард скоропостижно скончался в декабре 1540 года, накануне новогодних праздников. Не явилась ли причиной его смерти ссора с младшим братом? Уж не подрались ли они в Воллатоне во время семейной встречи?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 04 май 2007, 17:01

Нашла о Томасе Бекете:

"Сообщается, что когда Генрих, находившийся тогда в Нормандии, услышал, что архиепископ вернулся в Кентербери нисколько не раскаявшимся, он выразился приблизительно так: «Да избавит ли кто-нибудь меня от этого предателя Бекета?!» Четыре рыцаря из его окружения, Реджинальд Фитцурс, Вильям де Траси, Гуго де Морвиль и Ричард ле Брет, отправились в Англию, прибыли в Кентербери 29 декабря 1170 и убили его, обвинив в измене.

Убийство вызвало бурю протеста по всему христианскому миру и вынудило Генриха приостановить наступление на церковные привилегии. В 1174 у гробницы Бекета он принес публичное покаяние. Вскоре гробница Бекета стала местом поклонения. Бекет был канонизирован в 1173, и день его смерти (29 декабря) стал в церковном календаре праздником св. Фомы. При Генрихе VIII рака была демонтирована, и имя Бекета перестало упоминаться в церквах."

www.krugosvet.ru/articles/54/1005429/1005429a1.htm

Итак, при Генрихе Восьмом имя Томаса Бекета в церквях не упоминалось. Значит, в письме Хью речь идет о зимнем дне св. Фомы Апостола - 21 декабря.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29