Дело Шлитте

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение sasha a » 09 окт 2007, 02:36

Ага, спасибо... Думаем дальше.

По поводу первых двух пожаров нашла еще кое-что забавное.

У первого пожара (12 апреля) имелся еще один очаг возгарания, который находился на посольском дворе: «Загореся в ряду в Москотинном на девятом часу дни и панской двор загореся внутрь города Китая и на низу все дворы выгореша от стены соляной Двор» (К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. № 3, 1962. )

Хм-м... думаю, при чем тут панский двор, который в тот год пустовал, так как посланный гонец в Литву с приглашением послов для мирных переговоров вернулся ни с чем...
Уж не проживал ли там временно наш господин Ганс Шлитте? А куда его переселили после пожара?

Дай, думаю, взгляну, какие люди жили на Болвановке, которая погорела через неделю: 20 апреля «в 10 час дни загореся за Яузою на Болвановье.
Догадайтесь, кто?

Болвановка и Болвановье ≈ исторические урочища в Москве: первое за Москвой р. с церквами Спаса Преображения и Великомученика Георгия, ныне Иверския Божия Матери.

Второе урочище, "Болвановье" (и "Болваново"), находилось за р. Яузой. До Иоанна IV сюда московские князья выходили на встречу ордынским послам; с поклоном выносили им золотой кубок с кумысом, а для слушания ханского ярлыка подстилали чтецу под ноги соболий мех и преклоняли перед басмою колена в знак благодарности. С поселением гончаров это урочище получило другое наименование (Гончарного) и впоследствии вместе с Котельниками вошло в состав обширного урочища Таганки. В XVI в. на Болвановке, как значится из годуновского чертежа Москвы, было немецкое кладбище. Свое название оба урочища получили, вероятно, в начале же эпохи татарского владычества. (Брокгауз и Ефрон)

www.brocgaus.ru/text/014/306.htm

Уж не поджигали ли "поджигальщики" целенаправленно нашего купца?
За что? Кому он мешал?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 09 окт 2007, 16:31

Дальше, дальше, дальше (с)

Прошу обратить внимание, что между сообщениями о втором и третьем (самым ужасным пожаром) автор Постниковского летописца помещает мааааленькую фразу:«А после того того же лета явились на Москве по улицам и по иным городом, и по селом, и по деревням многие сердечники, выимали из людей сердца».

То есть после второго пожара, когда были пойманы поджигальщики, и те на пытках сознались, что подожгли посольский двор и церковь Симеона на Болвановке, по Москве поползли слухи о появлении во многих местах неких нелюдей, которые вынимали сердца.
Далее вспоминаем, что Иван Грозный в первом послании к Курбскому с насмешкой говорит об обвинении боярами Глинских: "будто матери нашей мать, княгина Анна Глинского, с своими детьми и людьми сердца человеческая выимали и таким чяродейством Москву попалили".

Так... речь идет о неких ритуалах с человеческим жертвоприношением и последующим огненным бедствием. Армагеддон, одним словом.
Ага, уже теплее! (игра слов)

Рассуждаем дальше: если вспомнить, что ростовщичество традиционно находилось в руках евреев, что, согласно древним легендам, иудейское племя канибалов Гог и Магог, запертое Александром Великим в Каспийсих горах, на самом деле вышло с северо-востока, из страны, окруженной лесами и морем, и что их еще называли "рыжими", и их приход означал начало Конца света. "Рыжим" евреям приписывалась некая волшебная военная сила, они владели сверхоружием.
Если вспомнить, что Фуггеры являлись главными банкирами Европы, торговали оружием, проживали в стране, окруженной лесами и морем, демонстративно носили золотую шапочку (в которой Якоба Фуггера запечатлел на холсте Дюрер), то становится понятно опасение русских, что их ожидает Конец света.
Глинские вели переговоры со Шлитте от имени царя. Их обвинили в пособничестве "рыжим" евреям. Получается, что то "восстание" против Глинских на самом деле было еврейским погромом.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 09 окт 2007, 23:20

Армагеддон, действительно, ждали. После того, как Конец света не наступил в 1492 году, т.е. в 7000 году от Сотворения Мира, он был перенесен с помощью манипуляций с седьмицей на 70 или 77 лет вперед.


О вынимателях сердец.

К. Валишевский «Иван Грозный» (источники автор не указывает)

IV.
Сильвестр и Адашев.

21-го июня Москву охватил пожар таких размеров, какого еще здесь не бывало. Запылал Кремль. Купол Успенского собора, палаты царя и митрополита, казна, арсенал, два монастыря и множество церквей со всеми их богатствами стали добычей огня. Митрополит Макарий едва не задохнулся: спасаясь от огня, он упал и сильно расшибся. Насчитывали до 1700 мужчин, женщин и детей, сгоревших живыми. В торговой части были уничтожены магазины. Ивану негде было жить. Он переехал в село Воробьево, на ту самую гору, с которой Наполеон впервые смотрел на Москву — могилу своей славы. Царь устроил совещание. Его духовник Федор Бармин заговорил о колдовстве, как о причине случившегося грандиозного несчастия. По поводу этого случая уже успели возникнуть и распространиться слухи, что чародеи вынимали у мертвых людей сердца, мочили их в воде и той водой кропили город. От этого и произошел пожар. Несколько бояр поддержали это обвинение. Начали разыскивать виновных. Несколько дней спустя, в воскресенье, толпа народа собралась у пострадавшего от огня Успенского собора и начала называть имена виновников. Правление Елены оставило недобрую память. Мать и братья правительницы стали подвергаться непримиримой ненависти. Появились и свидетели, утверждавшие, что они видели, как улицы и стены домов кропились колдовской водой. Князь Михаил Васильевич Глинский, дядя царя, жил в это время со своей матерью далеко, во Ржеве. Но брат его Юрий был в Москве. Он думал было найти убежище в том самом храме, который пострадал от пожара, будто бы им вызванного. Но толпа ворвалась туда, убила его, а труп выволокла и бросила на то место, где казнили преступников, затем устремилась к его двору и начала избивать слуг. Спустя три дня, чернь появилась в Воробьеве и начала требовать выдачи других мнимых виновников пожара. Шуйские, отправленные в ссылку после казни Андрея, теперь были возвращены оттуда и вошли в милость царя. Они находились в свите царя и советовали ему казнить лиц, на которых указывала толпа. Но Иван решил показать себя. Момент был трагический и решительный. Если бы Иван последовал совету Шуйских, он оставил бы в истории кровавую память. Но следовать указаниям других было не в натуре Ивана. Он был часто несправедливым и жестоким судьею, но судил самостоятельно.

Иван был суеверен, как и все его современники, и возможно, что и он разделял общем взгляд на причину пожара и считал обвинение основательным, но обвинители являлись еще большими на его взгляд виновниками: они хотели и старались посягнуть на его права, навязывали ему свое решение, свой приговор. Тиран, которого уже знали, превратился в государя, которого должны были узнать. Михаил Глинской бежал в Литву, но по дороге был схвачен Петром Шуйским. Иван велел освободить Михаила, а также и его мать Анну. Много было работы для палача, но расправа производилась с зачинщиками беспорядков, с теми, кто старался поживиться на пепелищ Москвы или свести счеты со своими врагами.



sasha a писал(а):…согласно древним легендам, иудейское племя канибалов Гог и Магог, запертое Александром Великим в Каспийских горах, на самом деле вышло с северо-востока, из страны, окруженной лесами и морем, и что их еще называли "рыжими", и их приход означал начало Конца света. "Рыжим" евреям приписывалась некая волшебная военная сила, они владели сверхоружием.


Источник можно узнать? Если это Откровение Мефодия Патарского, то трактовка больно уж вольная. А как называлось сверхоружие – «асигит»?

А.Л. Юрганов «Опричнина и Страшный Суд» (Общие представления о Конце Света в период правления Ивана Грозного).

В Откровении Иоанна Богослова сказано, что “егда скончается тысяща лет, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прелстити языки сущыя на четырех углех земли, Гога и Магога, собрати их на брань, ихже число яко песок морский” (Откр. 20.7). О народах Гог и Магог, которые придут в “последние времена” говорит пророк Иезекииль непосредственно перед описанием Града Божьего (Иез. 38-39), что чрезвычайно показательно, если учесть практическую реализацию идей Иезекииля в Опричном дворне. Перед соединением Бога со своим народом во Граде Божьем, описываются Божьи наказания. Приход народов Гог и Магог — это высший промысел: “И приидеши от места своего от конца севера, и языцы мнози с тобою: конницы на конех вси, собор велик и сила многа, и взыдеши на люди моя Израиля, яко облак покрыти землю: в последний дни будет, и возведу тя на землю мою, да мя оуведят вси языцы, егда освящуся в тебе пред ними, о Гог! (…) И будет в той день, в оньже приидет Гог на землю Израилеву, глаголет Адонаи Господь, взыдет ярость моя во гневе моем” (Иез. 38. 15-16, 18 ). В Откровении не уточняется, кто эти народы: “И взыдоша на широту земли, и обыдоша Святых стан и град возлюбленый: и сниде огнь от Бога с небесе, и пояде я: И диавол лстяй их ввержен будет в озеро огненно... (Откр. 20.8-10). В толковании Андрея Кесарийского на это место Откровения говорится: “Как дикие звери из ущелий (...) предводительствуемые диаволом и его бесами разойдутся из своих мест по всей земле, чтобы пленить и разрушить стан Святых, т.е. Христову Церковь”xcv. В русских лицевых апокалипсисах XVI в. упомянутые места Откровения специально иллюстрируются. Изображаются Гог и Магог отдельно от Антихриста и лжепророка. Гог и Магог осаждают “стан святых”, предводительствуя песьими головами.

На миниатюрах изображаются именно головы; от Гога и Магога их отличает только то, что на головах их нет корон. Песьи головы изображаются также в качестве тех, кто принимает участие в наказании грешников (водной миниатюре песьи головы копьями толкают в адский огонь грешницу). Они изображены под стенами города, где восседает Вавилонская блудница; песьи головы побивают народ, пожирают падшихxcvi.
Поиски истоков этого образа привели нас к эсхатологическому апокрифу, который приписывается Мефодию Патарскому, хорошо известному на Русиxcvii. Кончина мира в так называемом “Откровении” Мефодия Патарского связывается с падением “Греческого царства”. В седьмую тысячу лет “семя Измаила”, загнанное Гедеоном в пустыню, выйдет из нее, и падет Греческое царство; Бог отдаст христиан в руки безбожных за их беззаконие. Но внезапно восстанет на измаильтян царь греческий, которого все считали мертвым, придет он от “моря Ефиопского”, попленит измаильтян, их жен и детей. Во Вселенной наступит последняя тишина. Настанет на земле веселие перед концом века. После этого 33-летнего благополучного царствования греческого царя придет к власти “царь от сынов Рахилиных на три лета” и сотворит такое беззаконие, какого не было от Сотворения мира. В промежутке между этими царствованиями (по прошествии семи тысяч лет!) в “последняя же дни на скончание миру, яко Езекиль пророк рече, за беззаконие людей отверзет Господь Бог горы тии сиверские, и выйдут из тех гор 24 нечистых тех царей, что загнал и заключил Александр, царь македонский (...) Гог бе крылат, держат его 29 человек, четырми чепьми разпелен на четыре страны, дабы не заел вси человекоядцы. А иным скотия ноги, песия главы, а ины о семи руках”xcviii.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 10 окт 2007, 05:13

Основные сведения о Рыжих евреях почерпнула вот в этой статье:
Эндрю Гау.
“Рыжие евреи”: апокалиптика и антисемитизм в Германии в средние века и раннее новое время.

http://www.jcrelations.net/ru/?item=1976
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 10 окт 2007, 17:58

Так, кривая расследования привела меня к Граалю....

У Эндрю Гау упоминается, что впервые термин "Рыжие" евреи появился в "Младшей Титурели" Альбрехта фон Шарфенберга (нет ли текста в Иннете? что-то я не нашла). Они населяют королевство легендарного Пресвитера Иоанна. Там же, согласно легендам о короле Артуре, находится Грааль.

"По своей форме Чаша Грааля отражает форму сердца, наполнение его кровью Божественного Мученика наполняет жизнью Божественное Сердце....

www.freemasonry.ru/phoenix/zodch/graal.htm

Э... что-то я не совсем понимаю, Грааль и Рыжие евреи находились в одном месте - в королевстве Пресвитера Иоанна?

Тогда получается, что "вынимание сердец у людей" (заметьте, нигде не сказано, что сердца вынимались у МЕРТВЫХ людей), имеет под собой не каннибалистическую подоплеку, а "граальную": Глинские похищали Божественное Сердце у людей.

Эге... да тут рыцарскими романами запахло... Самое время.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 10 окт 2007, 23:49

В статье Эндрю Гау не раскрыта тема «рыжих евреев» в православной традиции. Хотя с учетом того, что представления о Конце Света были одинаковыми и в Западной Европе, и на Руси, т.к. база одна и общая – это Библии(а точнее, отдельные фрагменты из Ветхого и Нового завета, а так же труды раннехристианских мыслителей, написанные задолго до раскола церквей), и сохраняющиеся даже сегодня предрассудки, по отношению к людям с рыжими волосами, и антисемитизм, то можно предположить, что во времена Ивана Грозного «рыжие евреи» были известны как апокалиптические персонажи, но как второстепенные персонажи, и в устной традиции. И вполне возможно, что переведенная и адаптированная Младшая Титурель имела хождение на Руси.

Но в Откровении Мефодия Патарского – наиболее популярном апокалипсисе византийского происхождения - они не упоминаются (их нет в греческих вставках), притом, что о каннибалах (антропофагах), кинокефалах, нечестивых царях (поименно) говорится неоднократно. Главный враг христианского мира здесь – измаилиты, потомки Агари. И считается, что именно Откровение Мефодия Патарского, в основном, вдохновило Ивана Грозного на создание Опричнины и определило символику кромешников.

Теоретически Анну Глинскую, могли обвинять в связях с «рыжими евреями», совершавшими кровавые жертвоприношения (люди были темные и охотно верили в то, что все их бедствия напрямую связаны с колдовством и нечистой силой), но и одного обвинения Глинских в колдовстве уже хватило бы для смертного приговора. Да и возмущенной толпе (а в 1547 году народ взбунтовался против княжеской власти), чтобы убить кого-то, достаточно одного слова: «виновен», без указания подробностей его вины.

sasha a писал(а):Тогда получается, что "вынимание сердец у людей" (заметьте, нигде не сказано, что сердца вынимались у МЕРТВЫХ людей), имеет под собой не каннибалистическую подоплеку, а "граальную": Глинские похищали Божественное Сердце у людей.


Очень смелое предположение. Но дело в том, что Грааль – это сосуд с кровью Иисуса Христа, и никго другого. Так же есть версия (она существовала еще до Дена Брауна), что «Сенграаль» – это потомки Иисуса Христа, опять же кровные родственники.

Наиболее часто Грааль представляют в виде чаши или кубка, так как, прежде всего Грааль отождествляется с потиром, сосудом для таинства евхаристии (Святого причастия), который служил Иисусу Христу и апостолам во время Тайной Вечери, то есть - первой литургии.
Отцы романтического жанра - Готье Мап, Кретьен де Труа, Роберт де Борон, Вольфрам фон Эшенбах, Вошье и анонимный автор "Персеваля", авторы рыцарских романов о Граале конца XII – нач. XIII вв. (отрезок времени в лет 50), не упоминали, что Грааль имеет форму сердца.

Кретьен де Труа " История Грааля. Роман о Персевале": "Держа в обеих руках Грааль, вошла прекрасная, благородная девица в великолепном платье... И когда она вошла, вдруг стало так ослепительно светло, что горящие свечи потускнели, словно звезды при восходе Солнца или Луны... Грааль, который несли первым, был изготовлен из чистого золота и усыпан драгоценными камнями...".

Вошье, "Перлево, или Полная история Святого Грааля":
"Затем Говен увидел, как в дверях появился роскошный Грааль, который начал прислуживать рыцарям за столом, аккуратно раскладывая перед каждым из них хлеб. Он так же исполнял обязанности виночерпия, наполняя огромные золотые кубки и расставляя их вдоль стола... Месир Говен пристально вглядывался в Грааль, и казалось ему, будто бы внутри него он видит кубок, хотя в то же самое время ничего там не было".

Вольфрам фон Эшенбах. "Парсифаль" (Здесь Грааль - изумруд, выпавший из короны Люцифера, сброшенного из рая. Вместе с тем Грааль - это некий предмет, "название которого написано на небе звездами".: "Она (мать Персифаля) была облачена в арабские шелка и несла покоящийся на скатерти из зеленой парчи неземное совершенство, подобное ветви райского дерева. Оно превосходило любой мирской идеал и было тем, что люди называют Граалем.
...Чудодейственная сила этого камня превращает птицу Феникс в пепел, но пепел быстро возвращает к жизни. Таким путем птица Феникс воссоздает и видоизменяет свой наряд, который становится таким же прекрасным и сверкающим, как прежде".

Все авторы подчеркивают, что история не придумана, а найдена ими в старинных книгах.
Сюжет во всех романах практически одинаков. Приключение начинается при дворе короля Артура. Одно кресло за Круглым столом пустует - это "место смертника" ("трон опасности"). Над ним огненными буквами загорается имя рыцаря, достойного его занять. Как бы не называли авторы своего героя: Персеваль, Говэн, Галаад - это всегда наивный дикарь, "чистосердечный дурень", у которого враги отобрали наследство. Он отправляется на поиски Грааля вместе с другими рыцарями. Особое место в романах уделяется, вселяющему благоговение, испытанию в Часовне Опасностей (Зачарованном Замке), истолкование которого есть важная ступень приобщения к священной тайне. Благодаря своей добродетели, герой преодолевает все препятствия и прибывает в Опустошенную Землю, разоренную "содеянным злом", где все местные рыцари погибли. Правит страной Король-Рыболов, получивший в войне незаживающую рану. Он указывает герою путь в замок Мунсальвеш, где тот наблюдает странную церемонию с участием Грааля, но спросить о том, она означает, не осмеливается. Покинув замок ни с чем, рыцарь встречает Отшельника, который объясняет ему, что если бы вопрос был задан, то рана Короля-Рыболова зажила бы, Опустошенная Земля превратилась бы в цветущий край, а сам герой смог бы вечно наслаждаться владением "святым ковчегом". В конце концов, герой совершает все, что ему предназначено, и наследует Королю-Рыболову под именем короля Грааля.

В романах о Граале удивительным образом сочетаются рыцарско-приключенческий дух, фантазии на темы языческой мифологии и христианская сакраментальная мистика. Грааль представляется не просто христианской святыней, но и магическим сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Ради приближения к нему и приобщения к его благим действиям рыцари совершали свои подвиги. Он являлся почти недосягаемым пределом мечтаний, достижение которого сулило райское блаженство, несметное богатство и несокрушимое могущество. Символика Грааля играла важную роль в рыцарской культуре средневековья.

Грааль не упоминается ни в Ветхом, ни Новом завете, но, несмотря на это он является евхаристическим символом, удостоверяющим "реальность" пресуществления хлеба и вина в кровь и тело Христа. Он стал священным задолго до того, как в 1215 году на Латранском соборе был принят догмат о транссубстанцианальности, после чего все дароносицы, содержащие освященное вино, стали считаться Священными Сосудами.

Но словосочетание "Святой Грааль" впервые появилось в XV веке, в романе Томаса Мелори о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Внешний вид предмета не описывался - он был "покрыт венецианской парчой", - но говорилось, что Грааль - это "священный сосуд" и "благословенная кровь Христа" (Sang real - "истинная кровь"). Известно, что роман Мелори "Сангреаль - благословенная кровь нашего Господа Иисуса Христа", как и остальные семь произведений, объединенные темой Грааля, были написаны по заказу Маргариты Бофорт, матери короля Генриха VII Тюдора, отобравшего у Ричарда III корону Плантагенетов. Такой вот пиар. Новой династии требовалось обосновать свое право на престолонаследие, и специалисты по генеалогии составили для Тюдоров новую родословную, включив в нее короля Артура и его отца Утера Пендрагона.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 11 окт 2007, 01:41

Да, вы правы, сама удивляюсь смелости гипотезы (эка меня угораздило!)

Я думаю, о "рыжих евреях" в русской религиозной традиции мы ничего не найдем. Грааль к Глинским (а вернее - Глинские к Граалю) не имели никакого отношения. Считаю, что "вынимание сердец у людей" - это русская адаптация рыцарского романа о Граале, перевранная зачинщиком погрома и расправы с князем Юрием Глинским.

По чьему наущению толпа "черных людей" растерзала дядю царя в церкви? Во время таких массовых истерий у толпы должен иметься идейный вдохновитель. Кто?

И вот тут хочу обратить ваше внимание на Василия-нагого, юродивого, известного в истории под именем Блаженного.
Последний пожар был им предсказан. Вечером он плакал у дверей храма Воздвиженья, а на следующий день тот сгорел. Согласно источникам - все же от свечи, засушливая погода и сильный ветер превратили его в бедствие.

Любопытно, что и предыдущий пожар также некоторым образом связан с Василием. Он возник, как вы помните, от свечи в церкви Симеона Столпника на Болвановке за Яузой, и выгорели слободы гончаров и кожевников. По странному стечению обстоятельств, там же, рядом с гончарами и кожевниками, на Кулишах, в доме вдовы Стефаниды Юрловой жил наш юродивый Василий-нагой.
Совпадение?

А если приглядеться к Житию Василия Блаженного без религиозного экстаза, то вырисовывается любопытная закономерность: подавляющая часть его предсказаний связана с делами купеческо-дипломатическими.
В его биографии даже присутствует некий купец-иностранец, которому Василий отдал царские подарки (купец потерял в одночасье все (пожар?), не ел три дня (купец говорил по-русски, и сообщил о том Василию?), но стеснялся просить милостыню, поскольку был одет в чистую одежду). Поступок Василия преподносится как нечто нетипичное, достойное удивления. За что же ВАсилий полюбил купца чужой веры?

Не был ли этот иностранец-купец хорошим рассказчиком, который и поведал ВАсилию страшную историю про рыжих евреев, Гогов и Магогов, которые собирались вынуть (отнять) у людей Божественное Сердце?
Одним из представителей этого племени, наделенного военной силой, являлся немец Шлитте (гореть ему в Гиенне Огненной!).

Глинские вели с ним переговоры, следовательно, они помогали Антихристу. Убийство князя Юрия в храме - богоугодное дело.
Ну, а поскольку Василию образ Грааля ничего не говорил, то он был заменен иностранным купцом на "сердце". Слухи о многих людях, вынимавших сердца, - это отзвуки легенды о 600 тысячах евреях, которые вырвутся из горного заточения во главе со своим Антихристом и захватят Иерусалим. И тогда наступит Конец Света.

Василий Блаженный пользовался непререкаемым авторитетом в деле предсказания великих бедствий, поэтому его призыв уничтожить князя Юрия, пособника Антихриста, был воспринят как руководство к действию (возможно, с молчаливого одобрения юного царя).

Вот такая у меня гипотеза.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 11 окт 2007, 11:44

Считаю, что процитировать Мефодия Патарского просто необходимо.
Курсив авторский, выделение жирным – мое (о месте заточения Гога и Магога)

Слово Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах

V (1) Слышали уже вы, как объединились четыре царства: Эфиопское с Македонским и Римское с Эллинским, которые и есть те четыре ветра небесных, которые видел Даниил, как они боролись на великом море (7:2). (2) Ибо Филипп, отец Александра, царь Македонский, сочетался с Хусифой, дочерью Фола, царя Эфиопского, и от нее родился Александр, правивший Эллинами. (3) Он построил Александрию Великую и царствовал в ней девятнадцать лет. (4) Сей пошел на восток, победил Дария Мидийского1, и овладел многими землями и городами, и обошел всю землю, и спустился к морю, называемому Солнечная страна2, где встретил нечистые и скверные народы, потомков сынов и внуков Иафетовых. (5) И увидел [Александр] их нечистоту, что едят нечистую пищу: всяких скверных гадов и змей, и мертвые плоти выкидышей младенцев, то есть недоношенных или же тех, которые отмечены каким-либо уродством. (6) И не только животных едят, но и всякий вид нечистых зверей; мертвецов же [своих] не погребают, но и тех пожирают3. (7) Увидев же все эти их непотребные и мерзкие дела, Александр убоялся, что когда-нибудь нападут они на святую землю и осквернят ее мерзкими своими яствами. (8 ) Помолился прилежно Богу и собрал всех их, и жен и детей их, и все племена их, и вывел их из восточной земли, и гнал их до пределов северных, чтобы не было их от востока до запада, дабы не пострадал никто от них. (9) После этого Александр помолился Богу и услышал ответ Его. И повелел Господь Бог [сойтись] двум горам по имени Мазибора4, и приблизились [они] друг к другу на двенадцать локтей. (10) И сотворил медные ворота, и помазал их асигитом, чтобы, если захотят рассечь их железом, не смогут, или же растопить огнем, то также не смогут, так что и огонь на них погаснет. (11) Вещество же асигит не боится ни железного рассечения, ни огненного растопления, ни крепости чародейского искусства, ибо асигит защищен от них. (12) И поскольку все эти мерзкие и гнусные народы сильны на всякое чародейственное злокозненство, то этим и разрушится их злодейство, тщетное перед веществом асигитом волшебство, чтобы не могли они ни железом, ни огнем, ни каким-либо [другим] способом разбить эти ворота и вырваться [на свободу]. (13) Ибо известно пророчество Иезекииля, сказавшего, [что] в последние дни и при кончине мира придут на землю Израилеву Гог и Магог5, а это те народы и царства, которые царь Александр заключил в горах, — (14) то есть Гог и Магог, Ахигар, А[в]хеназ, Диафар, Фотиане и Альбиане, Уннои и Фарзеи, Деклимы и Зарматы, Феклеи и Зарматиане, Хахоняне и Амарзарф, Гармады и антропофаги, называемые кинокефалами, и Афарбеане, и Аланы, и Фасолоникеи, и Балтары. Эти-то царства и были затворены внутри ворот, которые поставил Александр.

1 Точнее, Дария III Персидского. Дарий Мидийский возник тут под влиянием Дан 5:31; 11:1.
2 В славянской «Александрии» упоминается Солнечный город, который посетил Александр.
3 В «Александрии» Псевдо-Калисфена (VI в.) подобное рассказывается о номадах, произошедших с Кавказа.
4 Имеется в виду Дербентская стена, называемая также Каспийскими Железными воротами (Caspia portae или Caspia claustra у Тацита), длиною 3,5 км, которая была возведена в древности для защиты от нашествий кочевников, проникавших в Иран из Северного Прикаспия через Дербентский проход. Со временем строительство этой стены стали приписывать Александру Великому (Плиний Старший. Естественная история, VI11,12; Иосиф Флавий. Иудейская война, VII 7.4).
5 Иез. 38:8,16.

Вторая греческая вставка:

(18 ) Тогда отверзнутся врата северные и изыдут силы языческие, которые были заключены внутрь их1. (19) И содрогнется вся земля от вида их, и устрашатся люди и побегут, прячась в горы, в пещеры и в гробницы, и многие погибнут, и не окажется погребающего их. (20) Ибо народы, пришедшие от севера, будут пожирать плоть человеческую и пить кровь их как воду, и поедать все нечистое, змей и скорпионов, всех гнусных и мерзких животных, и гадов, ползающих по земле, и мертвую плоть, и выкидыши женские. (21) И зарежут младенцев, отняв их у матерей, и плоть их сварят и съедят. (22) И растлят землю, и осквернят ее. (23) И не окажется никого, кто бы смог противостоять им.
(24) Когда окончится седмеричное время и придут [они] в город Иоппию, тогда пошлет Бог архистратига Своего2, который убьет их всех в мгновение ока.
XII (1) Потом, в половине времени седминного5, прибудет Римский царь в Иерусалим. (2) А по окончании десяти с половиной времен (=лет?) явится сын погибели. (3) Он родится в Хоразине, будет вскормлен в Вифсаиде и воцарится в Капернауме. (4) И Хоразин возвеселится, потому что родится в нем; и Вифсаида, потому что воспитан будет в ней; и Капернаум, потому что воцарится в нем4. (5) Поэтому Господь в Евангелии и проговорил троекратно: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! горе тебе, Капернаум! до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:21, 23). (6) Когда явится сын погибели, взойдет царь Римский на Голгофу, где стоит древо Креста, на том месте, где был пригвожден Господь наш Иисус Христос и ради нас претерпел желанную смерть. (7) И снимет царь Римский венец свой и возложит его на Крест, и прострет руки свои к небу, и передаст царство свое Богу и Отцу5. (8 ) И взойдет Крест на небо вместе с венцом царским. (9) Поскольку на кресте распят был Господь наш Иисус Христос за общее спасение всех, то по желанию [Его Крест] явится перед Ним в пришествие Его, во обличение неверным.
(10) Сын же погибели произойдет из колена Данова, по пророчеству Иакова, сказавшего: змей, на пути сидящий, уязвляющий ногу коня, так что всадник его упадет назад, спасения ожидая Господнего (Быт. 49:17—18 ). (11) Всадник этот есть истина и благоверие праведных, пята же — последние дни и тогдашние святые. (12) Восседающие в то время на коне истины и веры ужалены будут змием, то есть сыном погибели. В пяту же означает: в последние дни. (13) Ибо сотворит [он] на земле призрачные и ложные знамения и чудеса, и дела невиданные и удивительные: слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат и бесноватые исцеляются6. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь (Деян 2:20). (14) Ложными же своими и призрачными чудесами прельстит, если возможно, и избранных (Мф 24:24), как говорит Господь. (15) Ибо патриарх Иаков, воззрев очами разума, предвидел все губительство сего змия, то есть сьша погибели, которое падет на людей, [а также их] скорбь и нужду. (16) И предсказал это, как будто бы от лица человеческого рода говоря: спасение Твое, Господи, ожидая. Господь же добавил: если возможно, и избранных.
(17) И войдет сын погибели в Иерусалим и сядет в храме Божием как Бог, будучи телесным человеком, рожденным из утробы женской и от племени Данова. (18 ) И в те дни умножится скорбь от сьша погибели, [и] не стерпит Бог наблюдать погибель рода человеческого, который искупил Своей кровью. (19) И вскоре пошлет Своих служителей Еноха и Илию7 обличать супостата перед всеми народами. (20) И [они] обличат противника перед всеми людьми, [что у него нет] ничего действительного и что пришел [он] на погибель и заблуждение многих. (21) Видевшие же это народы устыдятся, и обман его обличен будет служителями Божиими. (22) [Тогда] оставят его и побегут, и прилепятся к этим праведникам. [Он же], увидев себя обличаемым и всеми презираемым, разразится яростью и гневом и истребит этих праведников.
(23) Тогда увидят Его страшное пришествие, и обрушится праведный гнев и ярость на всех тех, кто противился Его святому образу. (24) Тогда явится знамение пришествия Сына человеческого, грядущего на облаках небесных (Мф 24:30), и убьет его Господь духом уст Своих (2 Фес 2:8 ), по апостольскому слову. (25) Тогда просветятся праведники как свет, приобретя жизнь вечную, нечестивые же низвергнутся в ад, будучи изгнаны благостью и человеколюбием Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (26) И с Ним вместе Отцу и Святому Духу честь и слава, власть, величие и великолепие ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:
1 Речь идет о народах, запертых Александром Великим где-то в северных краях (см. выше, 5:7—14). Знаменитый венецианский путешественник XIII в. Марко Поло при описании Грузии заметил: «Это и есть та страна, которую Александр Великий не мог пройти и велел построить здесь сильную крепость. Место это зовется Железными воротами: здесь, по рассказу книги об Александре, он заключил за горами Татар; но это были не Татары, а Куманы и другие народы; Татар тогда еще не существовало». Цит. по кн.: Веселовский А. Указ. соч. I. С. 322.
2 Архангела Михаила. По мнению А Веселовского (Указ. соч. С. 51), а рассказе об ангеле, побившем измаильтян, отразились воспоминания о страшной чуме, постигшей арабских завоевателей в Сирии. См. также: Невоструев К. Указ. соч. С. 85, примеч. 141.
3 Дан 9:27.
4 Побывавший около 1106 г. в Капернауме русский игумен Даниил нашел город опустевшим и записал: «Из этого города ожидается выход Антихриста; поэтому население и покинуло Капернаум».
5 А. Веселовский видел исторической основой этого сюжета важнейшее событие правления императора Ираклия I (610—641): возвращение захваченного персами Креста Господня — величайшей христианской реликвии — и торжественное установление его в Иерусалиме в 631 г. Согласно византийским историкам, Ираклий внес крест на Голгофу и по требованию патриарха Захарии сложил у него свою пурпурную мантию и венец. Этот эпизод был осмыслен как передача власти Богу. См.: Веселовский А.. Указ. соч. С. 51.
6 Аллюзия на Мф 11:5.
7 По другим греческим рукописям, а также в славянском переводе: «Еноха и Илию и Иоанна Богослова». О трех пророках, действующих против Антихриста, см.: Псевдо-Ипполит, 21, 36.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 11 окт 2007, 15:07

sasha a писал(а): А если приглядеться к Житию Василия Блаженного без религиозного экстаза, то вырисовывается любопытная закономерность: подавляющая часть его предсказаний связана с делами купеческо-дипломатическими.

В его биографии даже присутствует некий купец-иностранец, которому Василий отдал царские подарки (купец потерял в одночасье все (пожар?), не ел три дня (купец говорил по-русски, и сообщил о том Василию?), но стеснялся просить милостыню, поскольку был одет в чистую одежду). Поступок Василия преподносится как нечто нетипичное, достойное удивления. За что же Василий полюбил купца чужой веры?

Приглядимся без религиозного экстаза.

Поведение Василия Блаженного, по отношению к купцу, как раз типичное для святого. Вспомните, как св. Николай приносил незамужним дочерям бедняка мешки с золотом в приданное. А кроме этого, он никаких других особых чудес и не совершал.
Василий Блаженный был почитаем купцами – это бесспорно, - в том числе иностранными. Но где Вы усмотрели купеческо-дипломатические интересы в его Житии? Наоборот, он всех очень напрягал. Даже с царем ругался.
Наиболее прославленные его деяния связаны с пожарами и бурями (предсказание нашествия крымского хана Махмет-Гирея, конечно, стоит особняком в ряду его пророчеств). Но странно, что Василий Блаженный, находясь в Москве, остановил бурю в Каспийском море (чем спас купеческие корабли) и пожар в Великом Новгороде (выплеснув содержимое чаш за окно), ничего не предпринял, сидючи в Москве, дабы предотвратить пожар в Воздвиженской церкви, а только «ста пред церковию, к неиже оумилно зря, оумноую молитву деиствоуя и плача неоутешно». И ведь только после того, как полгорода выгорело, люди догадались, что накануне вызвало у юродивого расстройство!

Василий Блаженный, как личность почитаемая и довольно харизматическая, безусловно мог подвигнуть народ на бунт, в том числе, на убийство князя Юрия. И в Житиях он предстает как борец с деспотией, несправедливостью и роскошью. Однако его участие в событиях лета 1547 года было вовсе необязательно, т.к. народ устал от ига Глинских и чаша терпения была переполнена. То есть возникла вполне естественная революционная ситуация, когда особенного низы уже не могли жить по старому... Да и обвинение в манипуляциях с человеческими сердцами появилось уже пост-фактум, то есть колдовство нельзя считать мотивом.

И потом, Василий Блаженный мог выслушать рассказы иноверца, но как бы он отнесся к его рассказу – еще вопрос. Представили других конфессий воспринимались, как потенциальные враги, враги веры. И беседа с ними могла быть воспринята как измена, измена царю и отечеству. Не это ли стало одной из причин Новгородской казни 1570 г?
В Германии памфлеты и «Титурель» нашли своих благодарных читателей и слушателей, но на Руси ситуация с антисемитизмом совершенно непонятна. А неподготовленная аудитория может очень превратно истолковать идею и исказить ее.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 11 окт 2007, 19:18

Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не ранее 2-й пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного.

То, что В.Б. более всего почитался купцами, говорит о том, что он при жизни был наиболее широко известен именно в купеческой среде, а не в слободах гончаров или кожевников.

Уже первое пророчество Василия связано с купцом: «В поздних источниках (несохранившемся Шепаревском списке жития кон. XVIII – нач. XIX в. (опубликован Кузнецовым), в предании, изложенном в книге И. М. Снегирёва) сообщается, что отец отдал Василия Блаженного на обучение к сапожнику, в мастерской которого у мальчика открылся пророческий дар: приехавший в Москву торговец хлебом заказал в мастерской сапоги, в ответ Василий Блаженный рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, т. к. скоро умрет, что и сбылось».

Как видим, купец продал свой товар с прибытком и на вырученные деньги решил заказать себе новые сапоги. Смерть его была внезапной. Видимо, его убили и ограбили. О готовящемся преступлении против удачливого купца мальчик мог услышать где-либо – ничего сверхъестественного в этом нет.

В 16-ти летнем возрасте он взял на себя подвиг юродства. Причем чаще всего его видели в торговых рядах, среди купцов: «Странны были его поступки: то опрокинет латок с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Когда же обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным».
Еще одно чудо – о купце, который решил построить в Москве на Покровке каменный храм, но не мог завершить строительство - трижды своды храма обрушивались. Когда он обратился к блаженному за помощью, то был облечен в том, что выгнал из дома мать. Покаявшись в тяжелом грехе, купец возвратил мать домой, испросив у нее прощения. После этого строительство храма благополучно завершилось.

Еще чудеса:
Предсказание нашествие крымского хана.
Ослепление, а затем исциление торговок (купчих
«Через святого Василия Господом были наказаны лукавые люди, пытавшиеся обманом завладеть шубой, подаренной блаженному одним сострадательным боярином».

Затем: утишение бури в Каспийском море.
«Случилось кораблю персидскому, в котором было много народа, плыть по Каспийскому морю. Поднялся сильный шторм и волны начали заливать корабль, кормчий не правил кораблем, ибо утратил путь посреди бурной стихии - уже не было больше надежды на спасение. Вместе с персами находились на корабле несколько православных христиан, вспомнили они в час опасности блаженного Василия и сказали плывшим с ними неверным: "Бысть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают: он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас". Едва произнесли слово сие, увидели обнаженного мужа, стоящего на водах, который, взяв корабль их за руль, направил через бурные волны. Вскоре утихли волны и престал ветер, и все спаслись от предстоящей гибели. Возвратившиеся в свою землю персы рассказали своему правителю о бывшем чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улицах города блаженного Василия и в нем узнали того самого мужа, который избавил их от потопления».

Крайне любопытный случай. Как вы знаете, русские купцы за границей – явление уникальное, так как подобные вещи в России испокон веков не приветствовались. Для выезда из страны требовалось специальное разрешение, подорожные грамоты и соответвтующие документы для правителей стран, через которые купец будет проезжать.

В Персию путь был не близок. Купцы плыли вниз по Волге, далее - через Черное море, Азовское море, затем по суху до Каспия и дальше – опять морем. (Таким был маршрут Дженкинсона, когда он ездил в Персию утрясать русские дела). Дорога проходила через земли татар, с которыми у нас были весьма напряженные отношения. Для подобного путешествия требовалась серьезная причина.

Персидские купцы, видимо, тоже были не простыми торговцами, т.к. имели доступ к шаху. Следовательно, русские купцы, которые находились на корабле, являлись участниками русского посольства – дипломатами по-нашему.

"Свидетелем подвигов блаженного и его почитателем был и царь Иоанн IV Васильевич, беседовавший о Василие Блаженном с митр. св. Макарием (по-видимому, уже после своего венчания на царство 16 янв. 1547, но ранее пожара, случившегося в июне того же года)". (K. Ю. Ерусалимский)

Не в это ли время Василий получил от царя подарки, которые он затем отдал иностранцу-купцу? Очень напоминает «поцелуй Иуды»: Василий отдал подарки иностранцу и русские власти узнали, кто подговорил его поджечь посольский двор и Болвановку.

«В поздних и ненадежных источниках – Шепаревском списке жития Василия Блаженного и в описании прижизненных его чудес – помещены предания об отношениях Василия Блаженногой с царем Иоанном IV», к ним относятся эпизод с пожаром в Новгороде и строительстве дворца на Воробьевых горах.

Таким образом, прижизненные чудеса Василия созданы на основе московских преданий. Практически, все они указывают на связь юродивого с купечеством, послами и боярами.

«Пискаревский летописец сообщает, что "в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы" (ПСРЛ. Т. 34. С. 200). Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С. И. Юрлова – историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некоей вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращенного жития кон. XVII – нач. XVIII в. (Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн.)».

Если он жил на подворье у бояр, то нет ничего удивительного в том, что его знали в этих кругах. Купеческие связи также объяснимы. Но дипломатические дела?
Приход крымского хана, послы в Персию и поджег подворья, где проживал Шлитте – говорит о том, что у него был еще один источник информации, связанный с посольскими делами. Не служил ли кто из Юрловых в Посольском приказе?

Также вполне вероятно, что Василия «прикармливал» кто-то из иностранных купцов, а Блаженный, крутясь среди бояр, торговцев на торгу и отираясь в корчмах («Ради спасения ближних, святой посещал и корчмы.»), доносил тому различные слухи. Информатором был, по-нашему.

Тот, кто подговорил Василия поджечь Шлитте, был заинтересован в том, чтобы договор между Фуггерами и Глинскими не состоялся.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 11 окт 2007, 20:56

Василий Блаженный, получается, не такой уж юродивый. С Ваших слов, он, минимум, двойной агент и знатный провокатор. А ведь в 1547 году ему было около 80 лет – супердолгожитель периода правления последних Рюриковичей.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 11 окт 2007, 21:38

По поводу умственных способностей Василия Блаженного ничего сказать не могу. Он, действительно, мог быть "немного не в себе", тем не менее, совсем дурачком признать его нельзя. Те слова и поступки, которые ему приписываются, выглядят очень даже разумными. (точнее - те пояснения, которыми он мотивировал свои поступки).

Его могли использовать как источник информации. Он же жил на боярском подворье.
Я тут пошарила по иннету. Оказалось, что род Юрловых через Плещеевых был связан с Басмановыми.

"Будущий руководитель опричной думы и царский «сигклит» (по определению князя А.М. Курбского) Алексей Данилович Басманов (1514 (?)- 1570) был сыном постельничего Великого князя Василия III Данилы Басманова-Плещеева, совсем молодым погибшего в литовском плену почти за год до того, как его наследник появился на свет [7]. Современникам это обстоятельство давало основание сомневаться в законности рождения Алексея Даниловича, и его служба по началу продвигалась не слишком успешно, несмотря на заслуги его предков перед московским великокняжеским двором. Первые воеводские назначения он получил уже будучи, по представлениям того времени, в изрядном возрасте, только через тридцать лет после пленения отца. (Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово – памятник «Казанского взятия» // Pro memoria. Сб. материалов научной конференции. Курск: Изд-во МГСУ «Союз», 2006. С.82-90.)

http://drevn.narod.ru/sukina_nikitskaja_tserkov.htm

Как видим, Данила Басманов был постельничим В.Князя Василия, много видел, много слышал, возможно, был болтлив...

О Юрловых в иннете информации - не густо. Нашла только, что они в конце 16 -начале 17 ст. бежали в ВКЛ.
Последний раз редактировалось sasha a 11 окт 2007, 22:12, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 окт 2007, 22:04

Пытаюсь найти конкретные примеры, чем Глинские так не угодили москвичам, что те решили с ними расправиться.
Пока, кроме общих слов, ничего не вижу.
Даже Иван Грозный в первом послании к Курбскому говорит о гибели своей родни по материнской линии с печалью и сожалением. Всю вину за тяжелое детство и отрочество, за расхищение казны и самоуправство он возлагает на кн. Ивана Васильевича Шуйского.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 11 окт 2007, 23:03

http://hrono.rspu.ryazan.ru/biograf/glinski.html
ГЛИНСКИЙ Михаил Васильевич (ум. 1559) - гос. деятель. Из княжеского рода Глинских, дядя Ивана IV, брат Елены Глинской. Один из инициаторов принятия Иваном IV царского титула. Г., старший из братьев, заявил свои претензии на звание конюшего, бывшее предметом домогательств могущественных гос. лиц. Летописцы свидетельствуют, что по повелению Глинского и его матери княгини Анны были казнены князья-конкуренты Иван Дорогобужский и Федор Овчинин. В янв. 1547 по случаю коронации Ивана IV Глинский был объявлен конюшим, после чего наступил недолгий период господства Глинских. Временщики обложили горожан денежными поборами, вызвав к себе всеобщую ненависть, умело использованную их полит, противниками. Вооруженные москвичи ворвались в Кремль 26 июня 1547 и потребовали на расправу ненавистных Глинских. Брат Глинского Юрий был убит. Перепуганный Глинский бежал из своей ржевской вотчины в Литву, но по дороге был схвачен. По настоянию бояр Иван IV удалил скомпрометированных временщиков, обвиненных в казнях бояр. Глинский был лишен звания конюшего, а имение его было конфисковано. Вскоре по просьбе митрополита Макария Глинский был прощен за свой побег.

http://www.hrono.ru/biograf/glinski_m.html
ГЛИНСКИЙ Михаил Львович (ум. 1534, Москва) - гос. деятель, авантюрист. Дядя Елены Глинской. Происходил из княжеского рода. В молодости в Германии принял католичество, получил образование в ун-те и стал врачом. Но рисковая натура Глинского требовала иной судьбы. Войдя в число рыцарей Германской империи, Глинский сделал блистательную карьеру, став личным другом и правой рукой вел. князя литовского и короля польского Александра Казимировича. После смерти в 1506 короля Александра и восшествия на престол его брата Сигизмунда I Глинский из властителя превратился в обычного литовского князя, с чем не мог смириться. В 1508 г. Глинский поднял восстание русских, украинских и белорусских феодалов против Великого княжества Литовского для воссоединения с Россией или для оказания давления на Сигизмунда I. Отсутствие у мятежников конкретной цели и единого плана привело Глинского к неудаче. Глинский вместе с вождями восставших и родными (среди которых была малолетняя Елена Глинская) бежал к русскому государю Василию III. Велика была заслуга Глинского в завоевании Россией Смоленской земли у Великого княжества Литовского. Вероятно, Глинский мечтал стать вассалом Василия III, а не его подданным. Когда выяснилось, что Василий III не собирается создавать удельного княжества, Глинский вступил в переговоры с Сигизмундом I и, совершая очередную аферу, попытался перебежать к нему, но был пойман, привезен в Москву и приговорен к смерти. Пожелавший умереть в вере предков, Глинский снова принял православие и по просьбе митрополита был помилован, но оставлен в тюрьме. После брака Василия III с Еленой Глинской дядя государыни был освобожден и занял почетное положение при дворе. В 1533 умиравший Василий III оставил Глинского опекуном малолетнего Ивана IV. Рассчитывавший на то, что станет правителем Руси, Глинский оказался не у дел, т.к. Елена Глинская вместе с боярином И.Ф. Овчиной-Телепневым-Оболенским взяла власть в свои руки. Попытавшийся ей противодействовать Глинский был заточен племянницей в темницу, где и умер.

PS. Михаила Львовича обвинили в том, что он отравил Василия, чтобы занять трон.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 12 окт 2007, 02:10

Елена Глинская как законная супруга царя, насколько я понимаю, имела право править государством. После ее смерти заправляли всем Шуйские.
Иван Грозный пишет, что "когда же нам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством", то есть с 1545 г. государь сам вершил дела.
Распри из-за звания конюшего - это повод для недовольства в среде бояр, а не москвичей: какая им разница, кто будет конюшим?

В янв. 1547 по случаю коронации Ивана IV Глинский был объявлен конюшим, после чего наступил недолгий период господства Глинских. Временщики обложили горожан денежными поборами, вызвав к себе всеобщую ненависть, умело использованную их полит, противниками.

Считается, что недолгий период господства Глинских наступил с приобретением звания конюшего Михаила ВАсильевича, и длился всего полгода. (январь-июнь 1547 г.)
За полгода были так сильно подняты налоги?

За годы царствования Ивана Грозного налоги повышались достаточно регулярно, но мне не известны выступления москвичей по этому поводу, которые бы сопровождались убийством ближнего боярина и родственника царя.
Если Глинские были виновны в ухудшении экономического положения горожан, то при чем тут сердца и чародейство?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 117