Приветствую товарищи! Приветствую и приглашаю принять участие в дискуссии, посвященной этой, не боюсь преувеличить, интереснейшей и сложнейшей для понимания теме.
В конце десятого века, если пользоваться терминологией Ричарда Адамса (работа «Энергия и структура»), Древняя Русь находилась на ступени политогенеза (Адамс использует термин «ступень интеграции»), названной «сложное вождество» (в контексте истории Руси – «территориальное царство» – сообщество городов-государств во главе с сильнейшим – Киевское княжество). Для этого этапа характерное резкое увеличение источников власти контролируемых правителем (к первичным источникам власти – авторитету и армии (дружине) добавляются новые). В свете данной теории мы можем называть проблему крещения Руси не иначе, как проблемой поиска государем новых рычагов воздействия на общество, подконтрольное ему. Конечно, нельзя отрицать наличие других факторов ускоривших и благоприятствующих принятию нового культа: и политических (частые политические (военные, династические) экономические (налаженная торговля с Византией, а, как следствие принятие большинством купцов православия (по работе академика Никольского) (помним, что они были представлены не только самими торговцами, но и большой частью дружины и, в частности, подчас самим князем как куратором, заключающим договоры)), ментальные факторы (восприятие византийского мира, поражавшего князей-варягов красотой Софийского собора и вычурностью кодекса Юстиниана, как идеал, как образец для подражания), культурные факторы (распространение письменности, идущее также от Византии). Но, на мой взгляд, все это стояло на заднем плане, являясь только лишь предпосылками, грунтом, а не причинами, обусловившими принятие греко-кафолической веры. Повторяюсь, Владимир использовал христьянство лишь как источник, укреплявший его власть и позволявший вести внутреннюю и внешнюю политику более результативно. А собственно христьянство он выбрал именно потому, что этот «грунт» (предпосылки, описанные выше) был наиболее плодороден и близок (вспоминаем: до принятия христианства имели место быть попытки установления Владимиром языческого культа, окончившиеся крахом из-за различий в культе у разных славянских племен).
Прошу уважаемых посетителей форума принять участие в разборе данной проблемы.