Кое - что о древнем ощущении стоимости железа.

Сюда со временем отправляются в заспиртованном виде ((с) Lusor) все питлсдауны и фоменки. Настоятельно рекомендуется не воспринимать всерьёз.

Модераторы: Analogopotom, Лемурий

Кое - что о древнем ощущении стоимости железа.

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 15 май 2009, 19:24

Уважаемые форумчане! Как многие помнят, у нас с Гиви состолся резкий обмен мнений в теме "Греки Причерноморья" относительно удил.
Хочу сообщить, в той дискуссии мне хватило 3 - 4 скелетов, чтобы дискуссия прекратилась ввиду явного преимущества одной из сторон.
Я долго ждал продолжения, но , по всей очевидности, сработал "симптом Ивана Александровича", т.е. нечто подобное "немой сцене в комедии Гоголя "Ревизор".

Сейчас я позволю вытащить на белый свет ещё один скелет... :lol:
Этот скелет предоставлю в виде вопроса. Вопроса только по виду простого. На самом деле данный вопрос имеет самое непосредственное отношение к происхождению русского народа (ни много , ни мало).

Вопрос следующий: Почему хетты продавали железо в 8 раз дороже золота, в 20 раз - дороже серебра, в 40 раз - дороже бронзы?
У кого какие будут предложения , гипотезы и мнения?
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

Сообщение Aristoteles » 15 май 2009, 19:32

Рискну предположить, что из железа можно было сделать оружие более качественное, чем из ранее используемых материалов. Потому и ценилось оно дорого, да и вроде запрещали хетты продавать его иноземцам, отсюда и цена.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Yana » 15 май 2009, 19:35

Источник цен не назовете (с датировкой)? А то хеттская история насчитывает не одну сотню лет, вряд ли цены на железо не менялись весь этот период.
Yana
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 23:45

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 15 май 2009, 19:35

Aristoteles писал(а):Рискну предположить, что из железа можно было сделать оружие более качественное, чем из ранее используемых материалов. Потому и ценилось оно дорого, да и вроде запрещали хетты продавать его иноземцам, отсюда и цена.


Вы хотите сказать, что за меч, изготовленный из железа, можно было безо всякого сожаления отдать бронзы, из которой можно было изготовить почтии 40 бронзовых мечей? Не слишком ли много для такого взаимовыгодного обмена?
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 15 май 2009, 19:38

Yana писал(а):Источник цен не назовете (с датировкой)? А то хеттская история насчитывает не одну сотню лет, вряд ли цены на железо не менялись весь этот период.

Это случилось на самой заре возникновения Хеттской империи, но по всей видимости, продолжалось сравнительно долгое время. Сейчас у меня под рукой нет конкретных фактов, но я обещаю их представить (если конечно, у кого - то такие факты непосредственно имеются под рукой.
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

Сообщение Yana » 15 май 2009, 19:48

Аха, возникновение Хеттского царства это получается примерно середина 2 тысячелетия до Р.Х.

Хм... Думаю, что до открытия рудных месторождений железа древним было известно метеоритное железо. Которое падало, как мы понимаем, с неба. Естественно, «дар богов» должен был стоить дорого и использовался, по-видимому, в ритуальных целях.
Yana
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 30 ноя 2007, 23:45

Сообщение Василий » 15 май 2009, 19:51

"Хетты первыми в Европе овладели технологиями обработки железа и изготовления железных предметов как минимум с XIV в. до н. э.
Хетты вытеснили с территории, которую они заняли, более древний народ хатти, у которых технология обработки железа была охраняемым секретом[?]. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком."
Википедия

Кажется, у Тутанхамона было железное колечко. :)
Аватара пользователя
Василий
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 21:41

Сообщение Scaevola » 15 май 2009, 20:43

А ещё рассказывают про золотой египетский кинжал с железной рукоятью :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение ayoe » 15 май 2009, 21:05

Использование железа не носило массовый характер, отсюда и его цена в то время, в 35—40 раз оно превосходило стоимость серебра. В эпоху бронзы из железа как правило изготавливали украшения и культовые предметы. Исходя их хеттских текстов железо обозначается “металлом неба”, а анализ древних изделий, выявил во многих из них повышенное содержание никеля, что и является признаком метеоритного происхождения сырья, из которого они изготовлены.
ayoe
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 18:41

Сообщение Aristoteles » 15 май 2009, 23:35

Иван Александрович писал(а):
Aristoteles писал(а):Рискну предположить, что из железа можно было сделать оружие более качественное, чем из ранее используемых материалов. Потому и ценилось оно дорого, да и вроде запрещали хетты продавать его иноземцам, отсюда и цена.


Вы хотите сказать, что за меч, изготовленный из железа, можно было безо всякого сожаления отдать бронзы, из которой можно было изготовить почтии 40 бронзовых мечей? Не слишком ли много для такого взаимовыгодного обмена?

Вы бы для начала источники привели, чтоб точно знать, что, где и по чем.
Может и другая цена была. И для кого? Для соотечественников одна цена, а продажа чужестранцам почти контрабанда, там и цены другие.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 16 май 2009, 05:36

1. Ранее я привёл некоторые свидетельства, доказывающие тот факт, что адыго - абхазы являются родоначальниками "нового архетипа" - европеидов с левополушарной культурой.
2. Железо стало крутым переломным моментом, началом совершенно новой эпохи в развитии человека.
3. Русская цивилизация является одним непосредственным "шлейфом" из многих вновь созданных "железных цивилизаций".
4. Хетты продавали изделия из железа в массовом порядке.
5. Хетты очень берегли секрет изготовления железных изделий.
6. Не хетты являются предками адыго - абхазов, а наоборот, Хеттская империя - это первая империя людей, освоивших обработку железа, т.е. адыго - абхазов.
7. Истоки европейской цивилизации и русской нации находятся в Меотиде, а не на Висле, Одере, Дунае и т.д.

Вот дополнительная свежая информация:
Глава II. ПРОТОАДЫГИ – ХАТТЫ, СИНДО-МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНА.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РУБЕЖИ

К. У. Унежев

Понятие «культура» охватывает многообразные явления человеческого бытия. Феноменология культуры заключается в том, что она многоцветна, калейдоскопична, содержит неистощаемое богатство форм и оттенков. В этом и заключается трудность осмысления мира культуры. И одним из первых шагов ее познания является выявление отдельных форм. Без этого невозможно понять суть культуры. Однако познающая мысль не может остановиться на этом первом шаге. Пытливый взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений (феноменов), выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединить многоразличные отдельности в единой целостности, мозаику единичностей заключить под одну общую рамку 1, как указывает один из крупных специалистов современности по проблемам культурологии В. Е. Давидович.

Уровень «духовного плодородия» человечества, его «духовного гумуса» в достаточной степени можно определить при широкомасштабном изучении культуры всех – и многочисленных, и малочисленных – народов нашей планеты, ибо каждый из них уникален по-своему и внес что-то свое в мировую цивилизацию.

Однако, чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо еще перейти вброд реку времени, совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.

Уже в античном обществе, когда человек начинает предпринимать первые попытки «окультуривания» растений и животных, начинается процесс становления и развития культуры. С этого времени человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Человек, воздействуя на природу, создал культуру, свою же природу. Но как не похожи внешне и внутренне друг на друга разные народы, так и их культуры. Это многообразие по своей культуре народов делает само человечество более привлекательным и сложным в своем проявлении.

В этом смысле исследование феномена культуры одного из древнейших обитателей Кавказа – адыгов представляется и с научной, и с практической сторон небезынтересным. Изучение их культуры актуально еще и тем, что она не только уходит своими корнями в глубокую древность и создана в том регионе нашей планеты, где происходил процесс становления человека как разумного существа, но и развивалась в условиях постоянного «отстаивания» своих важнейших принципов перед внешним врагом и успешно выдержала испытание временем.

Адыги (адыгэ) самоназвание современных кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыгейцы в свою очередь подразделяются на несколько в прошлом крупных адыгских племен. Наиболее многочисленные из них: шапсуги, абадзехи, натухайцы, бжедуги, темиргоевцы, жанеевцы, бесланеевцы и др.2

Адыгский язык относится к абхазо-адыгской языковой группе. В нее еще входят абхазский, абазинский, убыхский языки. Эта группа в свою очередь подразделяется на три подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский языки), абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык) 3. Непосредственными предками адыгов являлись племена синдов, меотов, дандариев, фатеев, керкетов, торетов, тариетов, досхов, псессов, зихов и др., которые проживали в IV–III тысячелетиях до н. э. на Северном Кавказе. Самыми ближайшими родственными племенами были хатты, кашки (каски), которые проживали в рассматриваемый период в Передней Азии 4. С периода средневековья адыги среди восточных и западных народов известны под названием «черкесы».

Адыго-черкесы создали особый тип культуры, в котором выработали уникальную систему воспитания, взаимоотношений людей, не похожую ни на одну в мире. Название ей – «адыгэ хабзэ» (адыгский этикет). Его невозможно было создать в одночасье, тем более никакими постановлениями, решениями тех или иных правящих органов. Для того чтобы создать такую уникальную культуру, которая признана во всем мире и воспринята во многом почти всеми соседними народами, потребовались тысячелетия, все это время она утверждала свою жизнеспособность, несмотря на многочисленные «атаки» на нее. Именно поэтому многие ее принципы и элементы переняли некоторые народы.

Но культура любого народа не может ни появляться, ни существовать, ни развиваться в отрыве от ее создателя и носителя – самого народа. Культура каждого народа – ее история во всем объеме ее проявления. Но ни одна культура не появляется на голом месте, и она не может функционировать изолированно от других культур, как не может существовать отдельный народ изолированно от других.

Огромную роль в становлении культуры адыгов и абхазов сыграла цивилизация хаттов и касков, которые являются, по признанию многих авторитетных ученых как отечественных, так и зарубежных, одними из предков абхазо-адыгов. О близком родстве хаттов, касков и абхазо-адыгов свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сходство их языка, уклада жизни, традиций и обычаев, религиозных верований, топонимика и многое другое.

В свою очередь хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии и сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа, особенно абхазо-адыгов.

В частности, о непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная Майкопская археологическая культура, относящаяся к III тысячелетию до н. э. 5. На Северном Кавказе, именно в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии – хаттами, сложилась Майкопская культура. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей хаттов в Аладжа-Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связей абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы-дольмены. Многочисленные научные исследования свидетельствуют, что носителями майкопской и дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги-шапсуги называли дольмены «испун», «спыун» («дома испов»6), вторая часть слова образована от адыгского «унэ» – («дом»), а абхазы – «адамра» («древние могильные дома»). Хотя дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современных Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тысячелетии до н. э. далекими предками современных басков, язык и культура которых довольно близки абхазо-адыгскому 7.

Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов, В. Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило ученым установить родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (г. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттский и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал примерно 7 тыс. лет назад. Прежде всего к северокавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви 8.

А что касается касков или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги) и абшела (абхазы) упоминаются как два разных направления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать о том, что кашки и абшела в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными племенами.

Помимо языкового родства отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских древних религиозных верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашхо и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство и хаттских мифов с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.

Специалисты указывают, что древнее имя народа «хати» до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских племен – хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие, как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хьэтыкъуэ (Хатуко) и др.

С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьэтыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла» – одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.

Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги родственные народы, являются примеры топонимики. Так, в области Трапезунда (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр.

К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т. д., а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т. д. 9 Один из крупных кавказоведов XX в. З. В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшела – предки абхазо-адыгов проживали еще в III–II тысячелетии до н. э. в северо-восточном секторе Малой Азии и они были связаны единством происхождения с хаттами 10.

Другой авторитетный востоковед Г. А. Меликишвили отмечал, что в Абхазии и южнее на территории Западной Грузии встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс. Ламыпс, Дагарыпш и др. Он полагает, что эти названия были даны теми адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек 11.

Таким образом, хатты, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н. э., являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять феномен адыгской культуры хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хаттии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Ибо цивилизация хаттов не могла не оказывать существенного влияния на культуру абхазо-адыгов, являющихся одними из их потомков.

Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни), многочисленные родственные племена – древнейшие предки абхазо-адыгов – не могли находиться на одинаковом уровне развития. Одни ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре, другие отставали от первых. Но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада жизни и т. д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво указывают на большую роль, которую играли они в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древних абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была естественным мостом в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII–VI тысячелетие до н. э.). Здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеницу), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо и оно появилось через них у остальных народов нашей планеты.

Еще в III – начале II тысячелетия до н. э. существенное развитие получает у хаттов торговля, которая являлась огромным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточные семиты Малой Азии.– К. У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5–8 раз дороже золота. Этим металлом было железо, изобретателями способа его выплавки из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанного в ряде текстов 12.

Хатты не только оказывали влияние на родственные им племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), но и сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех народов, которые оказались в их среде обитания. В частности, в течение длительного времени в области расселения хаттов происходило активное проникновение племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, но сами они себя именовали неситами. По своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов.

Хатты сыграли значительную роль в образовании во II тысячелетии до н. э. могущественного Хеттского царства, формировании его политической системы. Например, система государственного устройства Хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (адыгское слово «нана» – ((«бабушка», «мать»); женщина имела такое же огромное влияние на быт и в сфере культа.– К. У.) 13.

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас.

В Малой Азии – стране хаттов были впервые применены легкие колесницы в армии. Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Анатолии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев войска приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находились 3 человека.– К. У.) А в одном из боев участвовало 20 тысяч пехотинцев и 2500 колесниц 14.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы ухода за лошадьми и обучения их тренингу. Главной целью этих многочисленных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими. Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считает, что первыми мореходами планеты были хатты.

Все эти и другие достижения хаттов – одних из предков абхазо-адыгов – не могли пройти мимо последних.

Одно из заметных и героических мест в истории цивилизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что основной массив синдо-меотских племен в эпоху раннего железа занимали обширные территории Северо-Западного Кавказа, район бассейна реки Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. Например, древнегреческий географ Страбон указывал, что к числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зиги и др. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к этим племенам относились также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием меоты являются одними из предков адыгов.

Древнее название Азовского моря – Меотида, Меотийское озеро, имеет прямое отношение к меотам. По-адыгски это слово звучит как «мэутхъох»; оно образовано из слов «утхъуа» – помутневшее, и «хы» – море, а дословно означает: «море, которое мутное».

На территории бывшего Советского Союза не было более древнего, после Урарту, государства, чем Синдика. Оно было создано на нынешнем Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала с севера на юг Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до левобережья Кубани 15.

Материалы археологических раскопок, проведенных в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тысячелетия до н. э. распространялась до нынешних границ Кабардино-Балкарии с Чечней. Кроме этого, доказано: физический тип синдо-меотских племен не относится к типу скифосавроматского, а примыкает к исконному типу кавказских племен. Исследования Т. С. Кондукторовой в Институте антропологии при МГУ показали, что синды принадлежали к европейской расе 16.

Всесторонний анализ археологических материалов ранних синдских племен свидетельствует о том, что они еще с периода III–II тысячелетий до н. э. достигли значительных успехов в материальной и духовной культуре. Исследования ученых доказывают, что уже в этот далекий период у синдо-меотских племен широкое развитие получает животноводство. Еще в этот период у предков адыгов заметное место занимает охота.

Но древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой, но даже античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито рыболовство. Исследования ученых показывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы. Так, например, античный писатель Николай Дамасский (I в. до н. э.) сообщал о наличии у синдов обычая бросать на могилу умершего синда столько рыб, сколько врагов убил погребаемый. Синды с III тысячелетия до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетельствуют многочисленные материалы археологических раскопок в различных регионах Северного Кавказа – местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике существовало с древнейших времен и другое мастерство – выделка кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов и сам адыгский этнос в земледелии, скотоводстве, садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др.– были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблонь и груш. Наука садоводства сохранила около десяти названий черкесских (адыгских) сортов яблонь и столько же груши 17.

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Благодаря железу значительный скачок совершается в развитии земледелия, ремесла, всего уклада жизни древнейших народов.

Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об этом говорит тот факт, что античные авторы узнали синдов прежде всего как народ железного века. Недаром древние греки считали Кавказ родиной металлургии, а древних металлургов Кавказа – первыми в мире.

Один из крупнейших кавказоведов, который много лет посвятил изучению древнего периода истории Северного Кавказа, Е. И. Крупнов указывал, что «археологам удалось доказать, что древние носители так называемой Кобанской культуры (ими были предки адыгов.– К. У.), в основном бытовавшей в первом тысячелетии до н. э., все свое высокое мастерство в обработке цветных металлов могли развить только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе. Такой основой в данном случае и явилась материальная культура племен, обитавших на территории центральной части Северного Кавказа еще в эпоху бронзы, во II тысячелетии до н. э.»18. А этими племенами, проживавшими в данном регионе, были прежде всего предки адыгов.

Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах обитания синдо-меотских племен, красноречиво свидетельствуют о том, что они имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т. д., и на высоком уровне находилась торговля. Именно в эпоху железа она достигает наивысшего уровня своего развития. В частности, свидетельством обмена с другими странами являются, прежде всего, различные предметы украшения – браслеты, ожерелья, бусы, сделанные из стекла.

Учеными доказано, что именно в период разложения родового строя и начала военной демократии у многих народов появляется объективная потребность в знаках для ведения своего хозяйства и выражения идеологии – потребность письменности. История культуры свидетельствует, что именно так было у древних шумеров, и в Древнем Египте, и у племен майя на территории Америки, т. е. именно в период разложения родового строя у этих и других народов появилась письменность.

Исследования специалистов показали, что у древних синдов именно в период военной демократии появилась своя, пусть во многом примитивная, письменность.

Так, в местах проживания синдо-меотских племен (в частности на Кубани.– К. У.) найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см, были сделаны из серой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитках загадочны и очень разнообразны.

Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными, плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности 19.

Значительное число этих плиток найдено под г. Краснодаром – одном из районов проживания древних синдов.

Помимо Краснодарских плиток, учеными на Северном Кавказе обнаружен другой замечательный памятник древней письменности – Майкопская надпись. Она относится ко II тысячелетию до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным надписям профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библского письма.

При сравнении некоторых знаков синдских плиток и письменности, изданной Г. Ф. Турчаниновым, обнаруживается определенное сходство. Так, в таблице IV знак № 34 представляет собой спираль, которая есть как в Майкопской надписи, так и в финикийском письме. Подобная же спираль имеется и на плитках, обнаруженных в Краснодарском городище. В той же таблице знак № 3 имеет косой крест, как в Майкопской надписи, так и в финикийском письме. Такие же косые кресты встречаются и на плитках Краснодарского городища. В той же IV таблице, во втором разделе, имеется сходство букв № 37 финикийской и майкопской письменностей со знаками плиток Краснодарского городища 20. Таким образом, сходство Краснодарских плиток с Майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо-меотских племен – предков абхазо-адыгов еще во II тысячелетии до н. э. При этом следует отметить, что ученые обнаруживают некоторое сходство Майкопской надписи и Краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое др. Но особенно большим достижением культуры синдо-меотских племен в древнейшую эпоху следует считать зарождение письменности, период которого охватывает с III тысячелетия до н. э. по VI в. до н. э. Идеология древних синдов этого периода мало изучена. Тем не менее ученые полагают, что они уже тогда поклонялись природе. Так, например, материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что древние синды поклонялись Солнцу. При погребении вождей в курганах они строили большие круги из камня. Кроме этого у них в древности был обычай посыпания покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Ему в глубокой древности приносили человеческие жертвы, и красная кровь считалась символом Солнца. Кстати сказать, культ Солнца встречается у всех народов мира на стадии разложения родового строя и образования классов. Культ Солнца засвидетельствован и в адыгской мифологии. Так, главой пантеона, демиургом и первотворцем у адыгов был Тха (это слово происходит от адыгского слова «дыгъэ», «тыгъэ» – «солнце»). Это дает основание предположить, что адыги отводили первоначально роль первотворца божеству Солнца. Позднее функции Тха перешли к Тхашхо – «главный бог»21. Кроме этого, у древних синдов был и культ Земли, о чем свидетельствуют различные археологические материалы. То, что древние синды верили в бессмертие души, подтверждается найденными скелетами рабов и рабынь в могилах их господ.

Одним из значительных периодов развития древней Синдики, в том числе и ее культуры, является V в. до н. э. Именно в середине V в. создается синдское рабовладельческое государство, которое оставило немалый след в развитии Кавказской цивилизации. С этого периода широкое развитие получают в Синдике земледелие и животноводство. Культура достигает высокого уровня развития. Расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Вторая половина первого тысячелетия в истории и культуре Древней Синдики лучше освещена в письменных источниках античности. Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э., в эпоху царствования Марка Аврелия. В своем рассказе Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В тексте рассказывается не только о ее судьбе, но из его содержания видно, в каких взаимоотношениях находились боспорские цари, в частности Ситир I, царствовавший с 433 (432)-го по 389 (388) г. до н. э., с местными племенами – синдами и меотами.

В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, широкие городские стены шириной более двух метров и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены.

Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции. Влияние последних на уклад жизни, культуру синдо-меотских племен усилилось особенно после греческой колонизации синдского побережья.

Самые ранние указания на греческие поселения на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. до н. э., когда существовал регулярный путь от Синопы и Трапезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов 22. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из которых было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны. Археологические материалы, найденные на территории синдо-меотских племен, красноречиво доказывают. что технология производства различных орудий труда, оружия, предметов из кости и др. сырья, многие памятники духовной культуры носят местный характер.

Однако в большом количестве обнаружены и предметы, украшения не местного производства, что свидетельствует о развитии торговли у синдов и меотов с народами Египта, Сирии, Закавказья, Малой Азии, Греции, Рима и т д.

Центрами политической и культурной жизни очень рано стали синдские города. В них высокое развитие получили архитектура, скульптура. Территория Синдики богата, в частности, найденными скульптурными изображениями как греческого, так и местного искусства.

Таким образом, многочисленные данные, полученные в результате археологических раскопок на территории синдов и меотов – предков адыгов, и некоторые литературные памятники свидетельствуют о том, что эти древние племена вписали в историю мировой цивилизации немало страниц. Факты свидетельствуют о том, что они создали своеобразную и самобытную материальную и духовную культуру. Это оригинальные предметы украшения и музыкальные инструменты, это добротные здания и статуи, это собственная технология производства орудий труда и оружия и многое другое.

Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры, куда входила и Синдика, наступает время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере и внешние. Со второго века нашей эры наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н. э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х годах III в. н. э. После его падения Боспор подчиняется готам. После этого они разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чего значительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы нападают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города. Правда, после нашествия готов на Северный Кавказ наблюдается в этом регионе некоторое затишье и возрождение экономики и культуры. Но около 370 г. на Европу, и в первую очередь на Северное Причерноморье, вторглись гунны – азиатские племена. Они двигались из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов.

В результате нашествия этих и других кочевых племен на Северный Кавказ не только приходит в упадок экономика и культура коренных народов, но разрушается естественный процесс их консолидации, они рассеиваются еще больше по всему региону. Надо полагать, что именно в III–IV вв. н . э. наблюдается еще большее размежевание тех племен и народов, которые имели единые корни своего происхождения, истории и культуры. Фактически они становятся обособленными друг от друга. Прежде всего в этом плане прерывают свои контакты с Северным Кавказом Малая Азия, Египет, Сирия, Греция. На родине абхазо-адыгов из родственных племен образуются самостоятельные союзы – Абхазский, Зихский и Касожский. Последние два – чисто адыгские. Образование этих союзов, особенно зихского и касожского, послужили одной из главных причин дальнейшего разобщения адыгского народа, что значительно сказалось и продолжает сказываться на их развитии, в том числе и культуре.

Именно после нашествий кочевников и их разрушений, осуществленных на территории предков адыгов, на задний план уходят те адыгские племена, которые в прошлом играли наиболее важную экономическую и политическую роль, каковыми были синды и меоты, и в дошедших до нас письменных источниках мы не встречаем упоминаний о них. На смену им на историческую арену выходят наиболее уцелевшие адыгские племена и начинают занимать доминирующее положение среди остальных родственных племен. Таковыми племенами на Северо-Западном Кавказе выступают с этого времени зихи, а в Центральной части – касоги.

В отличие от других адыгских племен, зихи, надо полагать, меньше всего пострадали от нашествия кочевых племен и смогли выделиться от остальных родственных им племен. Однако укрепление политического и экономического значения зихов среди соседних им родственных племен началось задолго до гуннского нашествия на Северный Кавказ. Этому способствовало то, что еще во II в. н. э. вождь зихов Стахемфак установил контакты с римлянами и признал себя подданным римского (византийского) императора. Об этой взаимосвязи зихов и римлян свидетельствует Прокопий Кесарийский, который в середине VI в. н. э. писал, что «в древности этим зихам римский император назначил царя: теперь же эти варвары ни в чем не повинуются римлянам». Это говорит еще и о том, что зихи не подчинялись римлянам 23. Так, к VII в. Зихский союз охватил огромную территорию на Северо-Западном Кавказе.

Византийский летописец Феофан, живший во второй половине VIII – начале IX в., упоминает Зихию как исключительную страну на восточном берегу Черного моря. В Зихский союз входили тогда почти все остальные адыгские племена Северо-Западного и Западного Кавказа.

В VI в. зихи приняли христианство, которое сыграло значительную роль в развитии их культуры в последующие эпохи своей истории. Районы, занятые зихами-адыгами, были разделены на епархии, а таковых в Зихии было четыре: в Фанагории, Таматархе (позднее Тмутаракань, Тамань), Зихполисе и в г. Никопсе. Эти зихские епархии подчинялись константинопольскому патриарху и назывались зихскими.

Позже, в XIII–XIV вв., западноевропейские авторы начали именовать всех адыгов «зихами», но на самом деле ими были в основном западные адыги.

Наряду с Зихским союзом в VIII в. появляется другое собирательное имя адыгов – «касог» с его вариантами «касах», «касаг», «кашак». Но касоги составляли северо-восточную часть адыгских родоплеменных объединений.

В представлении многих авторов, в том числе и древнерусских летописей, понятие «касог» включало все племена адыгской общности, включая и зихов. Точно так же в понятие «зихи» западные авторы включали всю касожскую часть адыгов 24.

Такова культурная история предков адыгов – хаттов, синдо-меотских племен, которые занимали огромную территорию от Малой Азии до Северного Кавказа (до нынешних границ КБР, Чечни с Ингушетией). Как свидетельствуют исследования ученых-специалистов, древние предки абхазо-адыгов создали уникальную материальную и духовную культуру, которая не могла не оказать своего влияния на адыгскую, о феномене которой речь пойдет отдельно.



И ещё:3 тыс. до н.э. - Ранне-бронзовый век. Отделение кочевого скотоводства от оседлого земледелия на территории региона. Археологические культуры периода:Майкопская [Северо-западный Кавказ],Новотиторовская [Прикубанье], Древнеямная [степи Приазовья]. Существование Майкопской культуры, обладавшей высоким для своего времени уровнем знаний о металле, позволило Э.А.Спейзеру выстроить теорию, согласно которой древнейшая металлургия возникла на Северном Кавказе. Изобретение бронзы [сплав меди и олова]. Т.к. на Кавказе олово было редким металлом, то использовали мышьяк. Произошло одомашнивание лошади, выделение племенных верхушек. Возникли союзы племен [народности] со своими вождями, т.е. люди постепенно переходят к "военной демократии".
3 тыс. до н.э. - В Майкопской археологической культуре, в которой слились вышедшие на Закубанскую равнину из гор и предгорий "атыхи" и "хатты" [возможно и "индоевропейцы" в лице "ямников" Прикубанья], выделяется выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой "Аладже-Гуюк" [в Малой Азии]. Его смело можно назвать “хаттским” в отличие от скотоводческого “атыхского”
23 в. до н.э. - Древнеассирийский царь Нарам-Син переложил древнехалдейский трактат по астрологии на клинопись, выполнив и хронологический пересчет. В библиотеке Нарам-Сина, раскопанной в столице древней Ассирии - Ниневии, обнаружена глиняная табличка, на которой помещен краткий клинописный текст: “В двадцатое новолуние (3750-го года до н.э.) Фар Хатти (Var Hatti — царь хатти) приходит и занимает трон Аккада”.
2600-2100 гг. до н.э. - Возникновение цивилизаций и очагов земледелия в долинах больших рек [Месопотамия в Малой Азии].
XX век до н.э.

2 тыс. до н.э. –Средняя бронза. Заселение Приазовских степей племенами катакомбной культуры. Одновременно в регионе существовали культуры: "Северокавказская" [Закубанье], "Дольменная" [Черноморское побережье Кавказа. C 3 тыс. до н.э. по 7 в. до н.э.). Дольмены возводились на всем протяжении 2 тыс. до н.э. Интересно, что такие крупные скопления мегалитов имеют место на северном склоне как раз в том районе, где до того размещался центр Майкопской культуры.
X век до н.э.

2-1 тыс. до н.э. - Поздняя бронза. Начало распространения железных изделий [8-7 вв. до н.э.]. Археологические культуры региона: "Бабинская", "Срубная" [степи Приазовья и Предкавказья], "Кобанская" [Центральный Кавказ], "Прото-меотская" [Кубань и Приазовье].
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

Re: Кое - что о древнем ощущении стоимости железа.

Сообщение Гиви Чрелашвили » 16 май 2009, 07:00

Иван Александрович писал(а):Уважаемые форумчане! Как многие помнят, у нас с Гиви состолся резкий обмен мнений в теме "Греки Причерноморья" относительно удил.
Хочу сообщить, в той дискуссии мне хватило 3 - 4 скелетов, чтобы дискуссия прекратилась ввиду явного преимущества одной из сторон.
Я долго ждал продолжения, но , по всей очевидности, сработал "симптом Ивана Александровича", т.е. нечто подобное "немой сцене в комедии Гоголя "Ревизор".

Сейчас я позволю вытащить на белый свет ещё один скелет... :lol:
Этот скелет предоставлю в виде вопроса. Вопроса только по виду простого. На самом деле данный вопрос имеет самое непосредственное отношение к происхождению русского народа (ни много , ни мало).

Вопрос следующий: Почему хетты продавали железо в 8 раз дороже золота, в 20 раз - дороже серебра, в 40 раз - дороже бронзы?
У кого какие будут предложения , гипотезы и мнения?


Иван Александрович, вам всё-таки надо хорошо вмазать !
За клевету и за самовлюбленность, которая вам не позволяет даже нормально читать кого-либо, кроме себя.
Начнем с того, что я вам уже говорил, что спора относительно удил между нами никогда не было.
Вы меня элементарно спутали с другими людьми.
Так что насчет дискуссионной дуэли - не обольщайтесь. Если бы между нами была дискуссионная дуэль, вы бы были с изрядно расквашенной физиономией. Как бы я это сделал, я вам сейчас продемонстрирую.
Считайте, что я бы это сделал примерно вот так.
Итак, поднимаем все постинги из темы "Греки Северного Причерноземья", где говорится о лошадях и удилах до того момента, как вы сказали мне элементарную хамскую гадость.

-------------------------------------------------------------------------------

Иван Александрович 3 стр.

“Я ведь об этом самом - любая развитая цивилизация начинается с железа и с коня, дающего человеку мобильность. Железо впервые появилось у хеттов, причём его туда занесли каски (так по летописям). И было это около 1800 года до нашей эры. А чуть позже на территории Меотиды (Левый берег Дона) , с помощью железных удил впервые обуздывается лошадь (и лошадь без железных удил в каменно - бронзовом веке обуздать попросту некак. А потом эти же каски нападают на Ассирию. А затем происходит нашествие дорийцев на микенскую Грецию, а у дорийцев оружие железное и кони.. А железный меч почти в три раза меньше весит, чем бронзовый. Может всё - таки с Меотиды начинается действительная цивилизация? И меотидцы потом всех ганяют по белу свету, почём зря? Как Вы на это смотрите?”


Сцевола 5 стр.

“В туже копилочку Североамериканские индейцы прекрасно управлялись с лошадьми безо всяких железных удил Это при том, что им изобретать ничего не надо было - могли просто позаимствовать всесте с лошадьми у европейцев”


Дайчин-баатар 5 стр.

“Се-лаое!

Веревочные удила патагонских арауканов - это даже не в копилку. Это азбука Тут просто Иван Александрович сделает "аргументированный ответ", что они объезжали мустангов, а не диких лошадей.”


Иван Александрович 6 стр.

“Теперь о племени кабиру (из кумранских ветхозаветных скрижалей). Так это также выходцы из Меотиды. И Хеттская империя была создана пришедшими откуда - то с севера "светлыми людьми". Это и были закавказские "царские скифы", они же асы, они же каски, они же аланы (что значит по тюркски "всадник"), они же сабиры, они же савиры, они же северо, они же сябры. Меотида - это колыбель последующих цивилизаций, в основе которой лежат две вещи - технологическое умение обработки железа и обуздание лошади. “

---------------------------------------------------------------------------------

А вот теперь идет ваш незабвенный перл, который показывает, что вы, по сути, никого читать нормально, кроме себя, не умеете.

---------------------------------------------------------------------------------

Иван Александрович 8 стр.

“Уважаемый Гиви! Те доводы, которые Вы привели в отношении обуздания лошади, годятся разве только для изготовления "Пояса верности" для матери будущих Ваших детей. Мы с Вами говорим о разных вещах - Вы говорите о возможности, т.е. "условном обуздании". "Условным обузданием может быть и сидение в течение нескольких минут на спине мустанга ковбоя на одном из родео.
Я имею в виду "обуздание безусловное". Когда жители Меотиды воткнули лошади железные удила, они тем самым, написали на лбу лошади выражение, которое, как считается, написано на воротах ада:"Оставь надежду всяк сюда входящий".


Я стр. 8

“Извините, вы меня с кем-то путаете.
Я вообще ничего не говорил об обуздании лошади.
В следующий раз читайте внимательнее, чтобы не приписывать мне чужие слова. Я могу отвечать только за то, что говорю я сам, но не за то, что говорят другие.

P.S.

"Те доводы, которые Вы привели в отношении обуздания лошади, годятся разве только для изготовления "Пояса верности" для матери будущих Ваших детей."

Поскольку матерью моих будущих детей может быть только моя жена, сие ваше предложение я вообще рассматриваю, как личное оскорбление. Возможно, вашей жене и нужен пояс верности, но зачем же всех по себе мерить ?
За такое, вообще-то, и в лоб можно получить при реальной встрече.
И хотя я понимаю, что вы перепутали личности (ибо я вообще ничего не говорил о лошадиных удилах), но, в конечном итоге, эту оскорбительную фразу вы всё-таки адресовали мне.
Не люблю я таких людей, которые в порыве полемического запала применяют наезды на оппонента, причем самым оскорбительным образом.
Таня (Аналогопотом), ты, в принципе, сама решай, что это такое и стоит ли товарищ того, чтобы испытать гнев твоей тяжелой руки.
Я же просто, со своей стороны, с вышеуказанным товорищем вообще не желаю разговаривать. У него язык, что собачий хвост, и он, видно сам не знает, что несет.”

----------------------------------------------------------------------------------

На протяжении всей темы я слова не сказал о лошадях или удилах, покуда вы мне не выдали эту хамскую порцию предложений.
И теперь, даже после того, как я вам уже сообщил, что вы меня перепутали с другими людьми, вы продолжаете говорить, что у нас с вами был спор об удилах, который вы блестяще выиграли, а я позорно ретировался ?
Да вы вообще в состоянии кого-либо читать, кроме себя, и внимать каким-либо логическим доводам, или только и можете, что пыжиться и проявлять свое фанфаронское самомнение, которое от вас всё заслоняет ?
Я перестал вам что-либо объяснять не потому, что испугался и позорно ретировался (как я показал, я вообще не принимал участия в споре об удилах, поскольку мне эти удила до фонаря), а потому, что вы хам и самовлюбленный индюк, а такому объяснять что-либо - это всё равно, что решетом воду черпать.
Так что очень вам советую не упоминать мое имя всуе в будущем, иначе я вам поднесу такую закуску, которая вам не понравится в сто крат поболее, чем эта.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение tmt » 16 май 2009, 11:58

6. Не хетты являются предками адыго - абхазов, а наоборот, Хеттская империя - это первая империя людей, освоивших обработку железа, т.е. адыго - абхазов.


вопрос спорный уважаемый -
не надо говорить в утвердительном тоне.
Мастерами железного дела были халибы и тубалы.
А они не были адыго абхазами.

Hattic formed a "collective" plural by adding a wa- prefix: e.g., "The Gods" = washapu. It formed conventional plurals with a le- prefix: "children" = lepinu.

According to some specialists Hattic is related to the Northwest Caucasian family [3] [4], or, in another terminology, the Abkhaz-Adyghean languages [5] [6] However, this characterization is held in doubt by scholars of Hittitology and some scholars, such as Soysal, say that any relationship has at present not been satisfactorily proved. Yet other scholars propose a relationship with other languages of the Caucasus, for example Girbal with the Kartvelian languages, which is much more dubious.

http://en.wikipedia.org/wiki/Hattic_language


Даже на википедии чувтсвуется политическая пропаганда
:evil:

Hattic
Spoken in Anatolia
Language extinction around 1100 BC?
Language family language isolate


русский вариант
Хаттский
Самоназвание: неизвестно;
Страны: Малая Азия (север)
Вымер: II тысячелетие до н.э.
Классификация
Категория: Языки Евразии
изолированный язык, предположительно абхазо-адыгская семья
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Re: Кое - что о древнем ощущении стоимости железа.

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 16 май 2009, 16:28

Гиви Чрелашвили писал(а):Да вы вообще в состоянии кого-либо читать, кроме себя, и внимать каким-либо логическим доводам, или только и можете, что пыжиться и проявлять свое фанфаронское самомнение, которое от вас всё заслоняет ?
Так что очень вам советую не упоминать мое имя всуе в будущем, иначе я вам поднесу такую закуску, которая вам не понравится в сто крат поболее, чем эта.


В целях дальнейшего пресечения заблуждений на сей счёт вынужден сделать следующее обращение на данном форуме ( это обращение уже ранее опубликовано в Интернете, и не на одном сайте):

А) Вот что мною отправлено на адрес модератора сайта Политики.Нет.уа.
Уважаемый Евгений! К вам обращается Иван Александрович Стрельцов. Дело в том, что я совсем недавно вышел в Интернет со своими работами. Работы, по сути, переворачивают многие современные представления об окружающем мире. И вот моими работами заинтересовались многие умные мои современники. Не только заинтересовались, но и начали понемногу "растаскивать" мои наработки по собственным закуткам. Я их понимаю - кому не хочется погреться в лучах чужой славы? Например, один из Ваших авторов, доктор философских наук, председательФилософского клуба им. Лобачевского В. Г Спирин "спёр" мою первую работу "Лад 1а" , изменил в ней название на "Великий и могучий на 48 букв" и теперь распространает её в Интернете под собственным именем.
В этой связи у меня есть 2 пожелания к Вам:
1. Я пересылаю Вам все мои три работы (в оригинале) с целью дальнейшего размещения их на Вашем сайте.

2. Сейчас в России нет ни одного доктора наук, ни одного академика, которых бы я не смог бы, грубо говоря, "отфантомасить во все щёли" по следующим темам:
а) - в русском языке 48 звуков, публикация моей работы , тем самым, служит падению основ существования 4 школ русского языка, отстаивающих тезисы о существовании в русском языке от 37 до 43 звуков;
б) - первой письменностью русских была глаголица, публикация моей работы "Письмо к Карпенко", тем самым, служит падению основ для деятельности огромной группы шарлатанов - "дешифровщиков" типа академиков Чудинова, Гриневича,Тюняева и т.д.
в) - истоки корней русского народа кроются в Меотиде, публикация моей работы "Манифест русской идеи", тем самым служит падению основ к существованию множества самых невероятных теорий происхлждения русских начиная с "норманнской" и заканчивая "висло - одерской".
Поэтому, если Вам удастся найти доктора наук или даже академика, готовых, чтобы я лично их отхлестал публично по данным темам, я готов это сделать на Вашем сайте (согласитесь, это способно привлечь многих на Ваш сайт).
Сам же я пока не могу найти таких людей, поскольку при попытке любого контакта с лицами данной категории у всех у них ,"вдруг откуда не возьмись", языки затягивает в задницу.
С уважением И.А. Стрельцов.

******** Для справки*****.
1. Данное обращение былоуже ранее направлено в адрес модератора сайта Politiki.net.ua.
2. Претендент на опровержение моей версии должен иметь учёную степень не ниже доктора наук.
3. Претендент на опровержение моей версии должен взять на себя обязательство в случае невозможности опровержения моих аргументов принародно сжевать свою диссертацию, по которой ему была присвоена учёная степень.
4. В случае опровержения моей личной версии беру на себя обязательство публично сжевать все три моих работы, посвящённых указанным выше темам.

С уважением И. Стрельцов.

P.S. Дабы не быть голословным, прилагаю ответ одного из известных современных "дешифровщиков", которого я по простоте душевной пригласил поучаствовать в открытом публичном поединке:

"Уважаемый Иван Стрельцов, здравствуйте!
1. Вашей работы не получил.
2. Поскольку Вы написали свое письмо на кириллице, то сами признали несостоятельность Вашей неприсланной работы.
Но, возможно, Вы имели ввиду именно самую первую по времени русскую письменность. В таком случае Вам будет необходимо на примерах глаголических письменных памятников доказать, что они старше русскрой и праславянской рунической письменности, латиницы и греческого письма, поскольку все эти виды письменности применялись русскими и славянами задолго до кириллицы и глаголицы, и этому есть подтверждение - многие сохранившиеся письменные памятники.
3. В области исторического языкознания я не профессионал. В дуэлях не участвую, да и куда мне тягаться с интеллектуалами, тем более, современными. Так что извините, нет.
С уважением, Сокол-Кутыловский."
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

Сообщение Ivan Aleksandrovich » 21 май 2009, 13:39

О смвязи хеттов, гетов,акийцев (тракийцев), протославян и русских - на сайте "РУССКИЙ СФИНКС".

Главная
Тайны русской истории
Тайны всемирной истории
Исследования
Разное
Библиотека
Авторы
Главная ⁄ Тайны всемирной истории
Герман Малиничев

ДВАЖДЫ ПОТЕРЯННЫЕ И ДВАЖДЫ НАЙДЕННЫЕ

Именно так можно назвать хеттов, древняя держава которых ныне по праву стоит в одном ряду с древними цивилизациями Египта и Ассиро-Вавилона
Хеттский двуглавый орёл.

Осенью 1880 года оксфордский профессор, богослов и востоковед Арчибальд Генри Сейс прочитал в лондонском Библейском обществе лекцию «Хетты в Малой Азии», которая вызвала настоящую сенсацию. Профессор утверждал, что на территории нынешних Турции и Северной Сирии тридцать или сорок веков назад жил великий, могучий народ, о котором историки каким-то образом забыли. Не только современные историки, но уже греческие и римские!
Пресса, обычно вообще не сообщавшая о подобных лекциях, в восторге начала сравнивать Сейса со Шлиманом, открывшим Трою, но вскоре восторги превратились в сомнения, а Сейса стали иронически называть «изобретателем хеттов». Однако справедливости ради этот «титул» должен получить вовсе не он, а ирландский миссионер Уильям Райт, который ещё за два года до лекции Сейса опубликовал статью с подобными же тезисами в «Обозрении» Британского и заграничного евангелического общества, а в 1884 году – книгу с вызывающим названием «Империя хеттов». Несмотря на насмешки у Сейса и Райта были веские основания защищать свою точку зрения и 1880 год следует считать годом рождения хеттологии.

* * *

Хаттусас

Нельзя сказать, что о хеттах учёным совсем ничего не было известно. Было известно, хотя бы из Библии. Первое упоминание о них встречается в I книге Моисея в связи с «договором» между Господом и Авраамом. «Потомству твоему даю я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Гергисеев и Иевусеев». Подобная же запись с упоминанием «хеттеев» есть и в книге Иисуса Навина.
Есть в Библии и другие упоминания о хеттах, например, рассказ о том, как царь Давид соблазнил жену хетта Урия, коварно лишив потом его жизни, и прижил с ней сына полухетта – знаменитого царя Соломона. Однако в библейских текстах хетты упоминаются в одном ряду с другими, совершенно незначительными народами и племенами.
Кроме того, с начала XIX века европейские учёные довольно часто находили на территории Турции и Сирии артефакты, связанные с цивилизацией хеттов, но тогда не смотря на значительные отличия, их пытались приписывать шумерам, хурритам, ассирийцам. Центральное место среди этих памятников занимают остатки древних построек и наскальные рельефы в окрестностях турецкого местечка Богазкёя и в Аладж-хююке, у реки Галис (ныне река Кызылырмак), описанные Шарлем Тексьером в 1839 году и Уильямом Гамильтоном в 1842 году. На уступе горного склона над Богазкёем сохранились массивные стены и валы, некогда, окружавшие укреплённый древний город, а в двух милях от него был обнаружен выход скальных пород, ныне известный как Язылыкай («Скала изваяний»). Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефными изображениями процессий бородатых суровых богов. В Богазкёе обнаружен камень с хеттскими иероглифами, такие же знаки есть на рельефах Язылыкая. В Аладжа-хююке путешественники обнаружили ворота, фланкированные огромными сфинксами, ведущие к каменным завалам под которыми, без сомнения скрывался некий древний город или гигантская постройка. К западу от ворот находились древние наскальные изображения Гяур-Калеси («Крепости неверных»). Похожие изображения высечены и в горах над Смирной. Они известны со времён Геродота, который считал их изображениями нимфы Ниобы и египетского царя Сесостриса.
Хеттский пехотинец.
800 год до н.э.

Особое же место среди ранних хеттских артефактов занимает, так называемый «Хаматский камень». Ещё в 1812 году швейцарский путешественник Бурхард сообщал в своей книге «Путешествие по Сирии», что в городе Хаме в угол одного из домов у базарной площади встроен «камень, покрытый множеством мелких рисунков и значков – по-видимому, какое-то иероглифическое письмо, но на египетские иероглифы не похожее». Позже американские путешественники Джонсон и Джессуп обнаружили в стенах домов в Хаме ещё пять таких камней. В 1872 году Уильям Райт посетил Хаму в сопровождении турецкого паши – наместника Дамаска. Паша распорядился извлечь все пять камней из стен и отослать их в музей в Стамбул, но Райт предварительно снял с них слепки. Местные жители приписывали камням чудодейственные свойства и не позволяли их забрать. Для изъятия камней турецким властям пришлось вызвать отряд солдат, дело чуть не дошло до винтовочной стрельбы залпами по разъярённой толпе. Несколько ранее, в 1871 году европейским учёным стал известен подобный же, покрытый непонятными письменами, «Алеппский камень», встроенный в стену мечети.
Именно анализируя все эти многочисленные памятники, Сейс пришёл к выводу, что в Передней Азии наряду с египетской и ассиро-вавилонской существовала третья великая держава древности – хеттская. Работы Сейса и Райта пробудили интерес историков и археологов, в последующие 20 лет Турцию посетило более десятка экспедиций, наиболее удачливыми из которых были экспедиции Хуманна – Пухштейна (1882-1883) и Андерсона – Кроуфута (1900). Было найдено множество иероглифических надписей и других памятников.
Ручная мельница.

История хеттов во многом прояснилась благодаря архиву клинописных документов, найденному в 1887 году в Эль-Амарне. Глиняные таблички, написанные преимущественно на аккадском языке, представляли собой дипломатическую переписку египетских фараонов Эхнатона и Аменхотепа III за период с 1370 по 1348 год до н.э. Среди этих табличек были обнаружены две на хеттском языке, который в то время ещё не был расшифрован. Однако сведений в аккадских текстах хватило, чтобы хеттская держава предстала перед историками во всём величии, достойной соперницей Египта и Вавилона. Столицей государства был город Хаттусас.
В 1906 году концессию на раскопки в Богазкёе получил немецкий археолог Хуго Винклер. Результаты раскопок превзошли все ожидания. Был найден архив хеттских царей – 10 тысяч клинописных табличек! Большинство из них были написаны на хеттском языке, но часть на аккадском. Рабочие Винклера освободили от осыпей главную цитадель города, стены, нашли главные ворота и множество барельефов. В 1912 году немецкий археолог объявил, что столица древних хеттов Хаттусас найдена. Она была больше древних Ура, Ниневии и Трои. Город был разрушен и сожжён захватчиками. Собранный материал был огромен и дело оставалось за расшифровкой хеттской письменности. Многие брались за это, но честь расшифровки хеттского языка принадлежит чешскому учёному Бедржиху Грозному, человеку необыкновенно трудолюбивому и упорному.
За основу лингвистического сравнения он брал поочерёдно древние европейские языки, включая и старославянский. Сперва он правильно перевёл значение двух слов «рыба» и «отец», потом «хлеб» (нинда), «есть» (езза), «перо» (петар) и «вода» (ватар). Далее пошло легче и в 1918 году учёные Европы начали читать надписи хеттов по начальным расшифровкам Грозного. Древний народ заговорил на своём индоевропейском (арийском) языке и поведал миру о своей религии с пантеоном почти в тысячу богов, государственных законах, смене царских династий, об отношениях с соседями, военных победах, медицине и о многом другом.

* * *

Боевая колесница древних хеттов.
800 год до н.э.

Удивительно, но к 1960 году о хеттах снова забыли. Язык их в значительной степени был понятен, почти все клинописные тексты переведены, карты древнего государства составлены. На этом учёные успокоились на долгие годы. И лишь в самом конце XX века интерес к хеттам вспыхнул с новой силой.
Турецко-немецкая экспедиция начала новые раскопки в Хаттусасе. Нашли сотни табличек с хозяйственными записями, была произведена реставрация нескольких барельефов и наиболее разрушенной части крепостной стены, составлен архитектурный план цитадели и построен макет этого грозного сооружения. Под столицей хеттов были определены 10 культурных слоёв, самые нижние из которых оказались на тысячу лет старше времени образования города.
Однако, прежде всего исследователи (историки, лингвисты, архивисты, специалисты по сравнительному языкознанию) хотели доказать, что хетты не исчезли бесследно с исторической арены. Под напором орд кочевников они ушли на запад к побережью Эгейского моря. Геродот нигде не упоминает хеттов, не говорит о них и Гомер. Но они называют племена лувийцев, мидийцев, карийцев, палийцев, которые во время Троянской войны были союзниками защитников Трои против ахейцев в месте с родственными троянцам фригийцами и балканскими фракийцами. Болгарские же языковеды В.Гергиев и Д.Дечев доказали, что лувийский язык – это диалект хеттского на новом месте обитания. Лувийскую письменность болгарские исследователи расшифровали по методу Грозного, но за основу взяли староболгарский язык. Русский учёный В.И.Щербаков в своих исследования прослеживает прямую связь между троянцами и хеттами. Это были племена одного корня долгое время находившиеся в союзнических отношениях. Вероятно знаменитые троянские боевые колесницы, это заимствование у хеттов. Судя по археологическим данным, лувийцы первыми освоили побережье Эгейского моря и даже добрались до Кипра и Крита, ещё до падения центра хеттской империи под натиском кочевников, подготовив переселение своих собратьев. Позже все эти племена были эллинизированы, но успели передать грекам многие свои навыки – искусство коневодства, виноградарство, выращивание элитных зерновых культур, технику чеканки монет. Греки переняли хеттские планы крепостей, но освоить обработку больших каменных глыб не смогли. Мегалитические стены Афин, Микен, Коринфа – это дело рук прямых родственников и потомков великого хеттского племени.
Хеттские племена освоили не только побережье Малой Азии и острова, но и перебрались вглубь Европы. Древнеримский поэт Овидий, будучи сослан в Тому (Румыния) много пишет друзьям в Рим о племени гетов (так и слышится «хетты»!), поселившимся рядом с родственными им фракийцами и даками. Это были смелые, гордые люди, отличные наездники, в III веке до н.э. они остановили продвижение Александра Македонского на север Балкан. В.И.Щербаков прямо связывает хеттские языки с языками всей фракийской группы племён. Принадлежность же фракийцев к праславянам ныне мало кем оспаривается.
Энтузиасты нового поколения исследователей, анализируя разрозненные археологические отчёты, пришли к выводу, что фракийцы и родственные им племена не растворились среди народов Римской империи, а стали одной из составляющих, нарождающейся Киевской Руси. Археологические материалы доказывают – в результате римского гнёта начался исход фракийцев на север. Легионеры- фракийцы покидали римские войска и возглавляли переселенческие обозы. Судя по всему переселение, шло несколькими волнами, следующими одна за другой с небольшими перерывами. Раскопки по Днепру показывают, что к концу I века н.э. во всём Приднепровье и севернее вдруг начала складываться новая система хозяйствования. Плотность населения ко II веку резко возросла. Быстрее стали развиваться скотоводство, гончарное дело, металлургия. Мартыновский клад, найденный на Днепре, отнесённый к 250 году н.э. содержал серебряную посуду балканского типа с изображением молодого воина в вышитой рубахе. Это чисто фракийский мотив, прототипы которого можно увидеть в Софийском археологическом музее. В более поздние времена это изображение перешло в вышивки и стало традиционным на Руси.
Хеттское оружие.

Однако хетто-лувийская и связанная с ней фракийская проблемы оказались более сложными и древними, чем казалось по началу. В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синтаишскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа. Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Однако некоторые учёные прослеживают связь - хетты – троянцы – этруски.

* * *

В заключение хочется сказать, что любой народ, это результат сложного этногенеза, длящегося тысячелетиями. Народы не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда. Хетты не исключение. Они не ушли в небытиё с падением Хаттусаса и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам частью которых стали, в том числе и славянам. А, значит и в жилах русских людей течёт доля крови древнего племени, создавшего сорок веков назад великую державу, которую древние египтяне называли – «Страна царя Хатти».





******* - Остаётся спросить - откуда же всё - таки у гетов столько золота? Как известно, император Адриан в 106 году захватил у даков так называемый "золотой запас", по некоторым оценкам превышавший полторы тысячи тонн. Откуда золото, если это не золото хеттов, продававших железо в 8 раз дороже золота. Или у кого есть другие версии, а?
Ivan Aleksandrovich
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 07 янв 2009, 13:46

След.

Вернуться в Кунсткамера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2