Болотные люди

Модераторы: Tibaren, manefon

Болотные люди

Сообщение Ilik » 02 фев 2011, 20:14

Девушка из саксонских болот:


ДРЕВНЕЙШЕЕ БОЛОТНОЕ ТЕЛО СЕВЕРНОЙ ГЕРМАНИИ ОБРЕЛО ЛИЦО

Немецкие ученые закончили изучение останков женщины, найденных в болотах Нижней Саксонии. Девушка, которую ученые назвали Моорой, погибла еще в доримские времена, более 2600 лет назад.
По сообщению Der Spiegel, команда ученых, которая уже шесть лет занимается изучением древнейших останков человека, найденных на территории Северной Германии, представила в Ганновере результаты своих исследований. Среди прочего ученые реконструировали лицо Мооры (Moora).

Когда останки женщины только нашли (среди них были позвоночник, волосы и часть костей черепа), местные власти решили, что она не представляет никакой ценности для археологов. Судмедэксперты из Гамбурга выяснили, что тело принадлежало девушке 16−21 лет. До проведения тестов ДНК местная полиция считала, что это труп некой Эльке Керл, которая пропала без вести в 1969 году. Через пять лет после описанных событий на том же месте были найдены кости рук, и тогда за дело взялись археологи. Ученые из Университета Киля провели радиоуглеродный анализ и пришли к выводу, что девушка жила в период между 764 и 515 годами до н.э.

После тщательного изучения тела Мооры антропологи пришли к выводу, что она умерла в возрасте 17−19 лет. Ее жизнь была не только короткой, но и весьма изнурительной: судя по всему, Моора страдала от недоедания, хронического воспаления и искривленного позвоночника, а также от доброкачественной опухоли в основании черепа. Кости черепа у нее были повреждены в результате какой-то травмы. Исследователи пришли к выводу, что Моора занималась при жизни тяжелым физическим трудом, в том числе регулярно переносила тяжести (например, это могли быть кувшины с водой, за которой она ходила на болота).

Специалисты из Медицинского центра им. Эппендорфа при Университете Гамбурга (Германия) создали цифровую модель костей Мооры, а затем виртуально собрали из них череп болотной женщины. Затем пять исследователей из Германии и Великобритании попытались реконструировать ее лицо. «Мы хотели понять, как выглядела молодая женщина, жившая в те времена, когда Рим был всего лишь небольшой деревушкой», — рассказал Стефан Вингхарт (Stefan Winghart), глава регионального отделения по сохранению культурного наследия в Нижней Саксонии.

Несмотря на все усилия, ученые так и не смогли выяснить обстоятельства смерти Мооры. Однако они пришли к выводу, что в момент смерти она была без одежды. Более тщательные археологические раскопки на месте находки останков не выявили ни остатков одежды, ни каких-либо украшений. Поэтому вряд ли девушка погибла в результате несчастного случая. В то же время это не обычное захоронение, так как, согласно сведениям историков, в период железного века тела усопших в этой местности кремировали.


http://infox.ru/science/past/2011/01/24/moora.phtml
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 02 фев 2011, 20:19

Человек из торфяника в центральной Дании:


ЛИЦО ВЕЧНОСТИ

Шестьдесят лет назад в торфянике центральной Дании был найден «человек из Толлунда» — самая знаменитая «болотная мумия»
Натужная вечность фараонов не производит особого впечатления: между нами и Тутанхамоном наворочено слишком много бальзамирующих пелен и золотых украшений. Древние охотники, высохшие на солнце или вмерзшие в ледники, обрели свою вечность непреднамеренно, но и они не очень похожи на живых. Лишь торф гарантирует полное жизнеподобие — тем и огорошивает.

Хотя на трупы, мумифицированные торфом, люди натыкаются издавна (первая находка зафиксирована в 1791 году), хотя нашли таких по миру уже около семисот (впрочем, целых не более двадцати), хотя первые фотографии относятся к 1871 году, тем не менее предметом общественного внимания и культурной рефлексии «болотные люди» сделались не так давно. Это произошло в мае 1950 года, когда двое крестьян из датской деревни Толлунд, братья Вигго и Эмиль Хойгорды, обнаружили в болоте тело, которое они приняли за пропавшего в прошлом году школьника из Копенгагена. Даже полицию вызвали.

Торфяник Бьельдскоудаль, в 10 километрах к западу от ютландского городка Силькеборг, к тому моменту по крайней мере дважды выпрастывал из своих недр «болотных людей», но никогда ни до, ни после, ни в Дании (здесь таких нашли уже более 150), ни где бы то ни было еще не обнаруживалось мумии с лицом такой поразительной, пугающей сохранности.

Как торфяному болоту играючи удается то, о чем мечтали поколения бальзамировщиков и таксидермистов? Все дело в гуминовых кислотах, растворяющих минеральные соли (отчего кости становятся подобны хрящам), но оказывающих дубильное действие на мягкие ткани. Те же кислоты убивают немногочисленных анаэробных бактерий. В торф не проникает кислород, и в результате благодаря отсутствию окислителя, бактерицидной среде и холодному климату гниение отступает. И вот перед нами темно-бурая вечность. ДНК частично разрушается, зато отпечатки пальцев — хоть сейчас подшивай в дело.

«Человеку из Толлунда» чуть более 30 лет, на подбородке и над верхней губой — легкая щетина, на голове — островерхая шапочка из овчины, под ней — ежик волос. На бедрах — ремень, но никакой другой одежды не обнаружилось. На ступнях — порезы от ходьбы босиком по камням. В отличной сохранности сердце, печень, легкие. Человек страдал трихоцефалезом (кишечными паразитами), а так — вполне здоров, в отличие от подавляющего большинства «болотных людей», у которых обнаруживали остеопороз, сколиоз, задержку роста, дополнительные пальцы и пр.

В желудке «Человека из Толлунда» нашли остатки последней трапезы: примерно за 12 часов до смерти он ел зерновую кашу из ячменя, гречихи, дикого овса с добавлением ромашки, льняного семени и многих других растений. Археологи для эксперимента изготовили подобное блюдо, однако съесть не смогли — оказалось невкусно. Но, видимо, рецепт имел не кулинарное, а магическое значение, недаром многие ингредиенты пришлось тащить издалека — в этих местах такие растения не водятся. Есть подозрение, что в еду добавляли какие-то галлюциногены. Очень гуманно — ведь «Человеку из Толлунда» предстояла казнь.

Была весна. Его вывели на воздух, и он в последний раз вдохнул полной грудью — в легких осталась пыльца растений. Человека вздернули на дереве, а когда он перестал биться, срезали плетеную кожаную веревку ножом, а петлю оставили на шее. Потом человека опустили в торфяную яму, в 60 метрах от края болота (археологи нашли остатки деревянных мостков, которые вели к этому месту). Нет, нашего героя не бросили, не спрятали — его аккуратно положили на бок, колени подтянули к животу, одну руку поместили на колени, другую — под щеку. Так и оставили, и вернулись назад по мосткам.

Миллиарды людей, погребенных в могилах, навсегда утратили облик, этот — пережил тех, кто его вешал, хоронил, кто о нем плакал, кто просто глазел. Уютно свернулся калачиком под двумя с половиной метрами торфа — и пережил принца Гамлета, Андерсена и Бидструпа (если кто такого еще помнит). А теперь, под стеклом в краеведческом музее городка Силькеборг, он переживет всех нас.

За что убили «Человека из Толлунда»? Наш единственный письменный источник о древних германцах — трактат Корнелия Тацита «Германия» (98 год н. э.). Римский историк пишет: «Предателей и перебежчиков они вешают на деревьях, трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело — топят в грязи и болоте, забрасывая поверх валежником». С нашим героем сделали и то, и другое, а между тем (продолжим прерванную цитату) «различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния и кару за них должно, по их мнению, выставлять напоказ, а позорные поступки — скрывать». Так что же, изменником был наш герой или гомосексуалистом? Скорее всего, ни то, ни другое. «Двойное» убийство свидетельствует о его ритуальном характере: «Человека из Толлунда» принесли в жертву богине, которую Тацит называет «мать-земля Нерта». После празднеств в ее честь «божество очищают омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти». Может быть, именно к числу этих рабов и принадлежал «Человек из Толлунда»? В пользу этого свидетельствует странность его последней трапезы (у других болотных людей в желудках находят лепешки и прочие вполне объяснимые продукты). Если так, то ему довелось узреть нечто, чего людям не положено видеть, и причаститься бессмертию Нерты.

Археология не воспринимает человеческие останки как нечто требующее почтения. Вскрытие древних захоронений — повседневная работа ученых, и никому не приходит в голову обвинять их по статье 244 УК РФ в надругательстве над могилами. Все это ушло, исчезло, развеяно ветром; в сухих костяках трудно видеть людей. Оскаленные черепа — все на одно лицо. «Человек из Толлунда» уникален тем, что его лицо индивидуально, он сам, быть может, рассматривал именно эти черты, когда склонялся над водой, про него шептались деревенские барышни: мол, красавец, или, напротив, урод (кто знает, какие тогда царили представления о красоте). Вроде бы если есть лицо, то остается и некоторое подобие субъектности.

Именно поэтому «Человек из Толлунда» не оставляет в покое современное культурное сознание. Его вечность сообщает ему свойство то ли вурдалака, то ли Хозяина из «Обыкновенного чуда» Шварца, который «на свою беду, бессмертен». В 2004 году британская группа Darkness написала песню «Проклятие толлундского человека»: «Человек из Толлунда поднялся, чтобы наслать ужас на каждого, кого он увидит. Ничего нет страшнее проклятия человека из Толлунда. Зло не надо вырывать из-под земли!» Напротив, для ирландского поэта, нобелевского лауреата Шеймаса Хини, автора стихотворения «Человек из Толлунда» (1972), наш герой — «жених богини». Он пишет: «Что-то из той печальной свободы, с которой он ехал на телеге к месту казни, должно перейти и ко мне... Здесь, в Ютландии, на старинном месте для убийства людей, я почувствую себя потерянным и несчастным. Я почувствую себя дома».

Разумеется, бульварная пресса полнится байками про сокровища галеонов и тайны пирамид, но если говорить о глубоких культурных переживаниях, то ни одна археологическая находка не вызвала их столько, сколько «Человек из Толлунда». которому то ли 30 лет, то ли 60, то ли 2300.


Изображение

1. Тело было найдено обнаженным, на нем были только пояс из бычьей кожи и островерхая шапочка. Возможно, одежда просто разложилась за два тысячелетия, поскольку была сделана из растительных волокон — льна или крапивы
2. Черты лица «Человека из Толлунда» спокойны, а изрезанный морщинами лоб придает ему вид мудреца. Фото: SPL/EAST NEWS (x2)

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7018/
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 02 фев 2011, 20:35

Трофеи ирландских болот:


НА ЧЕРДАКЕ ДОМА В ДУБЛИНЕ...


Ученые уже несколько месяцев ломают голову над тем, как две человеческие ступни, насчитывающие 2000 лет, попали на чердак дома в пригороде Дублина. Кое-что исследователям выяснить все же удалось.
В прошлом декабре строители занимались ремонтом дома, расположенного в пригороде Теренюр к югу от Дублина. И совершенно неожиданно на чердаке они наткнулись на человеческие останки — две ступни, большую и маленькую.

Строители тут же обратились в полицию, а представители закона в свою очередь сообщили о находке коронеру Дублина доктору Брайану Фаррелу (Brian Farrell). Тот приказал отправить останки в дублинский морг для обследования. Долгие месяцы криминалисты и ученые пытались решить эту загадку, но это им так и не удалось. Однако кое-что они все же выяснили.

Детская и взрослая ступни

Во время изучения человеческих останков доктор Фаррел и другие ученые пришли к выводу, что строители нашли две мумифицированные правые ступни. Одна из них принадлежала взрослому мужчине, вторая — ребенку. Никаких следов ран, нанесенных при жизни, на ступнях исследователи не обнаружили.

Нога, принадлежавшая мужчине, состояла из ступни и нижней части голени. Ученые обнаружили, что мышечная ткань голени растянута и порвана — создается ощущение, что ногу просто оторвали от тела.

Часть болотного тела?

«По внешнему виду останки очень походят на так называемые болотные тела. Цвет кожи ступней темно-коричневый, почти что черный, как у Клоникавана или Олдкрогана», — сообщают исследователи.

Ученые сделали рентген ступней и пришли к выводу, что покойные имели здоровые ноги. А ребенку, от которого осталась одна маленькая ступня, было примерно лет десять — во всяком случае, строение костей указывает, что он точно был старше восьми лет.

Ноги возрастом 2000 лет

Пока коронер пытался найти прежних хозяев дома, доктор Паула Реймер (Paula Reimer) из центра «Хроно» при Королевском университете в Белфасте провела радиоуглеродный анализ останков. Анализ показал, что мужская ступня относится к периоду 52−230 годов н. э., а детская — к 60 году до н. э. — 53 году н. э. Датировка подтвердила, что ступни на самом деле могли иметь непосредственное отношение к болотным телам.

Сейчас расследование передали в руки Национального музея Ирландии, сотрудники которого попытаются выяснить происхождение этих ступней, а также узнать, как они попали на чердак дублинского дома.

Собственность патологоанатома-археолога?

По последним сведениям, дом мог раньше принадлежать патологоанатому, который работал в центральной части страны, где исследователи и простые рабочие по сей день находят множество болотных тел или их частей.


http://infox.ru/science/past/2009/09/17 ... feet.phtml
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 02 фев 2011, 20:42

Интригующая находка в торфяных болотах графства Типперэри (Ирландия):


ЕГИПЕТСКАЯ ЗАГАДКА ИЗ ИРЛАНДСКОГО БОЛОТА

Ирландские историки нашли в торфяных болотах графства Типперэри фрагменты раннесредневекового псалтыря в переплете, неведомо как попавшем на остров из Египта. Книга вошла в десяток важнейших археологических находок страны — таких древних рукописей в Ирландии не находили 200 лет.
По словам сотрудников Национального музея Ирландии, рукопись в кожаном переплете, выполненном в египетском стиле, насчитывает около 1200 лет. Возможно, в распоряжение историков попало первое свидетельство связи между ранним ирландским христианством и коптской церковью в Египте. «Теперь у нас возникло множество новых вопросов. Тем более что эта находка противоречит многим общепринятым теориям о раннем христианстве в Ирландии», — отметили сотрудники музея.

Находка и реставрация псалтыря

Ранальд О'Флоин (Raghnall O'Floinn), глава фондов музея, рассказал, что манускрипт, получивший название «Faddan More Psalter» («Псалтырь из Фаддан Мор»), можно смело включить в список десяти важнейших археологических находок, сделанных в Ирландии. Это первая столь древняя ирландская рукопись, найденная за последние 200 лет.

Манускрипт случайно обнаружил 20 июля 2006 года рабочий Эдди Фогарти (Eddie Fogarty), работавший на экскаваторе в торфяных болотах в местечке Фаддан Мор недалеко от города Бирр (в графстве Типперэри). С тех пор в лабораториях Дублина ученые пытались изучить и отреставрировать рукопись. Как говорят ученые, они провозились так долго потому, что никогда не находили в болотах подобные пергаменты, и у ирландских реставраторов не было опыта по консервации таких древних манускриптов. Им приходилось экспериментировать, чтобы добиться наилучшего результата. В работе ученым активно помогали сотрудники отдела реставрации библиотеки Тринити-колледжа, которые имеют опыт работы с древними рукописями (в этой библиотеки хранятся 7 из 10 дошедших до наших дней ирландских манускриптов, созданных до 1000 года).

Египетское и ирландское

Украшенный миниатюрами псалтырь выполнен на тонком пергаменте. Ученые отнесли его к VIII веку, изучив стиль написания букв. Однако исследователи до сих пор не знают, когда точно была создана эта рукопись и как она попала в торфяники, благодаря которым и дошла до наших дней. По словам исследователя, псалтырь сопоставим по своему размеру с современными бульварными газетами (30х26 см), и до наших дней дошло примерно 15% страниц с псалмами, написанными на латыни.

Зато обложка, несколько поврежденная экскаватором, сохранилась полностью. «Нам кажется, что кожаный переплет был сделан в Египте. Совсем другой вопрос – была ли рукопись сделана там же и привезена в Ирландию, или ее создали тут», — добавил О'Флоин. Большинство историков пока что сходятся во мнении, что рукопись была создана все же в ирландском монастыре, а затем помещена в импортный кожаный переплет. «Возможно, раньше переплет не раз использовался для хранения других рукописей, и, в конце концов, его использовали для этого псалтыря. Возможно, кожаная обложка совершила большое путешествие из Египта в Святую землю или в Константинополь или в Рим, а уже оттуда приехала в Ирландию», — отметил исследователь.

Псалтырь будет выставлен в музее для широкой публики в следующем году.


http://infox.ru/science/past/2010/09/07 ... lter.phtml
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 02 фев 2011, 21:33

Клоникаван и Олдкроган:


ИРЛАНДСКИЕ БОЛОТА ЗАСЕЛЯЮТ ЗВЕРСКИ ЗАМУЧЕННЫЕ ДРЕВНИЕ ЩЕГОЛИ

Шотландским ученым из Университета Данди (University of Dundee) и их коллегам из других стран удалось восстановить облик древнего мумифицированного кельта (найденного в феврале 2003 года в ирландских торфяниках в районе Дублина), что в косметических целях использовал... заграничный гель для волос. Этого допотопного щеголя не без юмора прозвали Дэвидом Бэкхемом (David Beckham) железного века из-за некоторых характерных черт его лица. Другое наименование находки - Клоникаван (Clonycavan) - по области, где он был обнаружен.
Археологи полагают, что гель, возможно, применялся в тщетной попытке увеличить видимый рост этого "коротышки", высота которого составляла только 5 футов 2 дюйма (157 см).

35 специалистов из шести стран работали на протяжении 18 месяцев, осуществляя так называемый Bog Bodies Project ("Тела из трясины"). Они провели CT- и MRI-сканирование (методом ядерного магнитного резонанса - ЯРМ), гистологические и патологические исследования, сняли отпечатки пальцев, исследовали содержимое желудков и т.д. Судебный антрополог доктор Каролина Вилкайнсон (Caroline Wilkinson) убеждена, что открытие примитивных средств для ухода за волосами стало одним из "наиболее удивительных" событий в истории их проекта. Экспертиза показала, что найденный мужчина пользовался гелем, изготовленным из смеси растительных масел и сосновой смолы, привезенной откуда-то с юго-запада Франции или севера Испании, таким образом данную находку можно считать первым неоспоримым свидетельством наличия торговых отношений (экспорта предметов роскоши) между Ирландией и Южной Европой 2,5 тысячи лет назад.

Ученые и судмедэксперты (а первоначально находку воспринимали как относительно "свежий" труп криминального характера и им занималась полиция) оказались в непростой ситуации, когда им потребовалось восстановить черты лица древнего человека: дело в том, что череп мужчины "растворился" благодаря кислой химической среде торфяного болота, где он был найден. Потребовалось решать непривычную задачу: создать человеческое лицо, "повторно заполняя" раздавленные, но дошедшие до нас мягкие ткани Клоникавана. К счастью, частично все-таки сохранилась челюстная кость, от которой и решено было отталкиваться при этой работе.

Судебный художник Каролина Нидхем (Caroline Needham) выбирала цвет кожи, подбирала стеклянные глаза и волосы к глиняной модели, демонстрирующей вероятный внешний облик древнего модника. "Мы решили, что его коже подойдет несколько более темный оттенок, поскольку он, вероятно, много бывал на открытом воздухе", - говорит она.

Археологи полагают, что Клоникаван принадлежал к аристократическому роду и был принесен в жертву языческим богам в ходе какого-то жестокого ритуала. Нед Келли (Ned Kelly), возглавляющий отдел древностей в Национальном музее Ирландии (National Museum of Ireland), заявил: "Мое мнение состоит в том, что мы имеем дело с королевской жертвой богам плодородия, призванной гарантировать успешное царствование" (возможно, Клоникаван был политическим заложником). Впрочем, сейчас уже неясно, способствовали ли те истязания повышению тамошних надоев молока и урожайности зерновых культур...

Вторая находка сходного характера была сделана в мае того же 2003 года в Крогане (Croghan Hill, приблизительно в 25 милях (40 км) от Клоникавана) в ходе коммерческих торфяных разработок. Тело этого двадцатилетнего человека, жившего приблизительно 2 300 лет назад, имевшего рекордно высокий для того времени рост 6 футов 6 дюймов (198 см) и получившего имя Олдкроган (Oldcroghan), также носило следы истязаний: он был связан и убит после невероятных мучений (его избивали, разрезали соски, проделали отверстия в руках, через которые была протянута веревка и т.д.), скорее всего, в ходе принесения ритуальной жертвы. Уже в наши дни трупу серьезно "досталось" и от машины, разрезавшей торф. От мумии сохранились отдельные части, однако чрезвычайно тщательно наманикюренные ногти Олдкрогана указывают на то, что он тоже был весьма богатым человеком, никогда не работавшим своими руками.

Датировка, проведенная посредством метода радиоуглеродного анализа, показывает, что Олдкроган жил между 362 и 175 гг. до н.э, в то время как Клоникаван - от 392 до 201 гг. до н.э.

Известны десятки других древних жертв из трясины, многих из них пытали и убивали весьма изобретательными способами. Например, знаменитый двухтысячелетний человек (времен римской оккупации Британских островов) из Линдоу (Lindow), останки которого выставлены в Британском музее (British Museum) в Лондоне, заполучил от своих современников длинный разрез на горле от уха до уха.


Изображение

Изображение

http://www.grani.ru/Society/Science/m.100838.html
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Analogopotom » 04 фев 2011, 22:17

Клоникаван и Олдкроган:[/b]
ИРЛАНДСКИЕ БОЛОТА ЗАСЕЛЯЮТ ЗВЕРСКИ ЗАМУЧЕННЫЕ ДРЕВНИЕ ЩЕГОЛИ

О работе по изучению этий мумий см. фильм. BBC "Болотные тайны".

Есть еще один фильм по теме:
"Загадки блотных мумий"
http://video.yandex.ru/users/pp19569/view/1
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 05 фев 2011, 16:02

Analogopotom писал(а): Есть еще один фильм по теме:
"Загадки блотных мумий"
http://video.yandex.ru/users/pp19569/view/1

Почти фильм ужасов. :shock:

Да... Человеческие жертвоприношения в Европе носили массовый характер, если счет найденных в болотах тел идет на многие сотни. Сколько же еще не найдено?! Причем жертвоприношения с отягчающими обстоятельствами. Со всеми этими пытками...
Любопытно вот что. Насколько я понял, все находки датируются периодом I тыс. до н.э. - первые века н.э. А что с бронзовым веком? Найдены ли болотные люди из II тыс.? И если нет, то не означает ли это, что в более ранний период у северных европейцев были другие верования?
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Analogopotom » 06 фев 2011, 21:38

Ilik писал(а):И если нет, то не означает ли это, что в более ранний период у северных европейцев были другие верования?
Думаете, более гуманные? Вот уж вряд ли.
Но более ранние останки, если они есть, лежат глубже и сплющены до толщины блина. То есть будут определенные сложности с их обнаружением.
А потом, жертвы могли кремировать, а не топить в болотах. Дрова в то время дефицитом не были. Но это мало вероятно, потому что трупы жертв хтоническим богам (европейские солярные или небесные божества в бронзе еще не были придуманы), как правило, предавали погребениию (ингумации) целиком или по частям, как вариант, лицом вниз. Кости собаки или кабана в могиле могут указывать, что покойный был принесен в жертву. Младенцы в перевернутых вверх дном сосудах или головой вниз - так же жертвоприношения силам земли.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 13 фев 2011, 07:59

Наверное, Вы правы насчет хтонических божеств бронзового века. Но возвращаясь к болотным людям железного века все же задаешься вопросом, почему именно людей? Почему не кабанов, допустим? И почему именно так, с явно ритуальными пытками и утоплением в болоте?

В фильме, ссылку на который Вы дали, высказывается робкое предположение, что члены племени могли приносить в жертву правителей, которые не справились со своими обязанностями. И за этим жертвоприношением с вершины ближайшего холма наблюдал следующий вождь племени. Своего рода "перевыборы". Может и так...
Но мне почему-то вспомнилась довольно жуткая история, сохранившаяся в одной из древнейших скандинавских саг. Вот она:
... После этого Аун конунг вернулся в Уппсалу. Ему было тогда шестьдесят лет. Он совершил большое жертвоприношение, прося о долголетии и принес в жертву Одину своего сына. Один обещал Ауну конунгу, что тот проживет еще шестьдесят лет. Аун пробыл конунгом в Уппсале еще двадцать лет.
Тут нагрянул в Швецию Али Смелый, сын Фридлейва, и у них с Ауном произошло несколько сражений, и Али всегда одерживал верх. Тогда Аун конунг во второй раз бежал в Западный Гаутланд, оставив свои владения. Али был конунгом в Уппсале двадцать лет, пока Старкад Старый не убил его. После смерти Али Аун конунг вернулся в Уппсалу и правил там еще двадцать лет.
Он снова совершил большое жертвоприношение и принес в жертву своего второго сына. Тогда Один сказал Ауну, что, давая ему раз в десять лет по сыну, он будет жить вечно, и велел ему называть какую-нибудь область в своей стране по числу своих сыновей, которых он принес в жертву Одину. После того как он принес в жертву седьмого сына, он прожил еще десять лет, но уже не мог ходить. Его носили на престоле. Он принес в жертву восьмого сына и прожил еще десять лет, лежа в постели. Он принес в жерту девятого сына и прожил еще десять лет, и сосал рожок, как младенец. У Ауна оставался тогда еще один сын, и он хотел принести его в жертву и посвятить Одину Уппсалу и прилегающие к ней земли, назвав всю эту область Тиундаланд. Но шведы не позволили ему совершить жертвоприношение. Тут Аун конунг умер и в Уппсале ему насыпали курган.

(Сага об Инглингах)

Вы уже поняли к чему я веду. Приносили в жертву одних, чтобы продлить жизнь другим. Верили, что продлевают, отдавая подземному миру кого-то другого вместо себя.
Правда, М.И.Стеблин-Каменский, комментировавший сагу, уверял что этот рассказ больше похож на сказку, на миф. Да и Снорри, записавший сагу в начале XIII в., что-то там напутал с именем главного героя рассказа. Но в каждом мифе есть рациональное зерно... :twisted:
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Analogopotom » 13 фев 2011, 14:08

Ilik писал(а): Но возвращаясь к болотным людям железного века все же задаешься вопросом, почему именно людей? Почему не кабанов, допустим?

Человеческая жертва – самая ценная, самое дорогое, что люди могут предложить богам.
Ilik писал(а): И почему именно так, с явно ритуальными пытками и утоплением в болоте?
Ответ надо искать в религии. Подобные жертвоприношения, как правило, представляли собой инсценировку какого-нибудь мифологического сюжета.
Вы тут скандинавские саги вспоминали. Между тем, испытания Одина - висение на ясене, ранение копьем и прочее, предположительно представляют собой шаманскую инициацию у германских племен.
Ilik писал(а): В фильме, ссылку на который Вы дали, высказывается робкое предположение, что члены племени могли приносить в жертву правителей, которые не справились со своими обязанностями. И за этим жертвоприношением с вершины ближайшего холма наблюдал следующий вождь племени. Своего рода "перевыборы". Может и так...

Это нормально для древнего мира.

Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта»
http://www.rodon.org/kma/rde.htm
В заключение следует упомянуть о празднике хеб-сед, который «справлялся в большинстве случаев через определенные промежутки времени – первый раз на 30-м году правления фараона, а затем через каждые три года. Однако имеются случаи празднования хеб-сед и в иные даты». Это один из древнейших праздников, связанных с фараоном, восходящих к первобытному доклассовому обществу. «Основной целью хеб-седа было обновление сил правителя Египта... Хеб-сед был пережитком, заменой некогда существовавшего в первобытном Египте ритуального убийства предводителя племен». С этим частным вопросом тесно связана и более общая проблема происхождения фараоновой власти. «Культ же египетского фараона и весь связанный с ним сложный ритуал останется непонятным без учета представлений, обусловивших на предыдущих этапах развития общества возникновение культа племенного вождя. Согласно представлениям, широко распространенным у многих племен, вождь считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. Развивающийся с течением времени культ вождя, с одной стороны, сосредоточивает в себе пережитки древнейших тотемистических представлений, а с другой стороны, втягивает в свою орбиту родовые земледельческие культы духов зерна, хлеба, природы. Вождь и старейшины используют значение этих культов для закрепления своего ведущего положения в роде.

Полагаю, что убийство вождя было не ритуальным, а настоящим. Постараюсь найти материал о подобном ритуале у народов Сев. Африки. Там, по моему речь шла о суданском племени.

Ilik писал(а): Приносили в жертву одних, чтобы продлить жизнь другим. Верили, что продлевают, отдавая подземному миру кого-то другого вместо себя.

Заместительная жертва. Параллельный пример: «И каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай», (Исх. 13:12 - 15; 34: 19-20).

В нашем случае, царь замещается, царским сыном.
Липиньски Э.
Пантеон Карфагена
http://annals.xlegio.ru/mal_az/finikia/karthpant.htm
В одном фрагменте, сохраненном у Евсевия, Филон Библский также сообщает о существовании таких обрядов: «У древних, — пишет он, — был следующий обычай: в случае великих бед, которые могли привести к катастрофе, правители города или страны, чтобы предотвратить всеобщую гибель, отдавали самого любимого своего ребенка для принесения искупительной жертвы карающим их демонам. Те, кто был предназначен для этого, приносились в жертву в соответствии с ритуалом (μυστικως). Так, у Кроноса... правителя страны... был единственный сын, рожденный от местной нимфы по имени Анобрет. Сына звали Йедуд: такое имя до сих пор еще получает единственный сын у финикийцев. Так как вследствие войны большие беды поразили страну, он принес своего сына в жертву, надев на него царские одежды и приготовив алтарь»152). Еще в одном отрывке из «Финикийской истории» Филона, цитируемом Евсевием, говорится о таком же обычае: «Так как царили тогда мор и смерть, Кронос сына своего единственного принес в жертву Урану, своему отцу»

Филон утверждает, что взял эти сведения из труда Санхуниатона Бейрутского, финикийского автора, упоминавшего, вероятно, о подобных обрядах, известных и, может быть, еще полностью не исчезнувших в первой половине [48] I тыс. до н.э. Однако пока отсутствуют прямые свидетельства из самой Финикии относительно жертвоприношений детей, призванных смягчить гнев богов и спасти город или страну от большого несчастья. В 4-й кн. Царств (3, 27) рассказывается о моавитском царе IX в. до н.э. по имени Меса, который «сына своего первенца... вознес... во всесожжение на стене» города, чтобы предотвратить неминуемое бедствие. Полагают, что свидетельства подобной практики сохранились на египетских барельефах XIII—XII вв. до н.э., где изображены жители осажденных сиро-ханаанских городов, участвующие в каком-то религиозном обряде: стоя на стене, они держат детей над бездной154). Однако не видно падающих вниз детей (исключение составляют, видимо, рельефы скального храма Бейт эль-Вали, относящегося ко времени Рамсеса II155)), поэтому нет уверенности в том, что эти дети должны были сбрасываться со стены в порядке жертвоприношения156).

Как пишет Филон, Кронос одел Йедуда в царские одежды. Эта деталь напоминает новоассирийский ритуал «царского заместителя», который должен был умереть вместо царя Асархаддона, чья жизнь находилась в опасности, согласно зловещим предзнаменованиям157). В эту эпоху арамейское влияние на ассирийский двор было преобладающим, и именно в арамейских областях ассирийской империи встречается упоминание о жертвоприношениях детей. В нашем распоряжении нет текстов, где сообщалось бы о реальном совершении жертвоприношения, даже карфагенские стелы об этом определенно не говорят. Тем не менее известно несколько царских надписей и юридических документов из Верхней Месопотамии, условные постановления которых предусматривают принесение в искупительную жертву детей158). Если не считать лувийской иероглифической надписи из Тиль-Барсипа, которую мы уже упоминали159), но текст которой очень неполон, то нашим самым древним источником, содержащим подобные постановления, будут две царские надписи из Гозана (совр. Телль-Халаф). Эти тексты датируются началом IX в. до н.э. и происходят из столицы одного арамейского княжества, но составлены они по-аккадски (в клинописи), так же как и указанные выше юридические документы. Они грозят следующей карой потенциальному осквернителю царского имени: «Пусть семеро его сыновей будут сожжены для Хадада, а семь его дочерей отданы Иштар в качестве жриц»160), что в сущности является формулой проклятья.


Статья очень интересная. Рекомендую.

Ilik писал(а):Но в каждом мифе есть рациональное зерно... :twisted:
Безусловно.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Болотные люди

Сообщение Analogopotom » 13 фев 2011, 16:47

Дж. Фрейзер
Золотая ветвь

ПРЕДАНИЕ СМЕРТИ БОЖЕСТВЕННОГО ВЛАСТИТЕЛЯ
http://psylib.org.ua/books/freze01/txt24.htm
Мы уже выяснили, что первобытные народы нередко пребывают в убеждении, что и сохранность мира, и их собственная безопасность находятся в зависимости от таких боголюдей, воплощений божества. Поэтому они крайне заинтересованы в том, чтобы ревностно заботиться о таких людях. Но никакая забота и никакие предосторожности не могут оградить богочеловека от старости и смерти. Верующие должны считаться с этой печальной необходимостью и как можно лучше к ней приспосабливаться. Но им угрожает воистину ужасная опасность. Если от жизни человекобога зависит ход природных явлений, то каких только бедствий не может принести его одряхление, а тем более его смерть? Существует единственный способ предотвратить эту опасность. При появлении первых признаков упадка сил богочеловека следует предать смерти, перенести его душу в тело сильного преемника. Преимущества такого образа действий представляются первобытному человеку очевидными. Если богочеловек умрет естественной смертью, на взгляд дикаря, это означает либо то, что душа его добровольно покинула тело и отказывается вернуться, либо, проще, то, что ее изъял демон или колдун, который мешает ей вернуться...

Закон запрещал Царям Огня и Воды в Камбодже умирать естественной смертью. Если кто-нибудь из них серьезно заболевал и старейшинам казалось, что он не выживет, его закалывали ударом кинжала. Народности Конго придерживались того мнения, что, если верховный жрец Читоме умрет своей смертью, это приведет к гибели весь окружающий мир и земля, поддерживаемая единственно его мощью, тут же обратится в прах. Поэтому в дом верховного жреца, находящегося при смерти, приходил его преемник с веревкой или дубиной и с их помощью предавал его смерти. Царей Эфиопии в Мероэ почитали как богов, но жрецы, когда это представлялось им необходимым, могли послать к правителю гонца с приказом умереть. В обоснование приказа они ссылались на пророчество, полученное от бога. До правления Эргамена – современника египетского царя Птолемея II – эфиопские владыки подчинялись этому приказу. Однако Эргамен, которого греческое воспитание освободило от предрассудков его соотечественников, решил пренебречь приказанием: с отрядом солдат он вошел в Золотой храм и предал смерти жрецов.

Подобного рода обычаи до последнего времени сохраняли свою силу в Северной Африке. Вождь племени фазокль обязан был ежедневно вершить правосудие под определенным деревом. Если по болезни или по какой-то другой причине вождь три дня кряду оказывался не в силах исполнять эту обязанность, на шею ему надевали петлю с двумя прикрепленными к ней лезвиями и вешали на дереве; под тяжестью тела вождя петля стягивалась, и лезвия вонзались ему в горло.

До недавнего времени обычай предавать смерти божественных правителей при первых признаках наступления старости или болезни соблюдали шиллуки, племя, проживающее в районе Белого Нила. Этот обычай детально исследовал этнограф Селигмен.
...
Специально для такого случая строили хижину. Царька вводили в нее и укладывали головой на передник девственницы, достигшей брачного возраста. Затем дверь в хижину замуровывали и обрекали вождя с девушкой на смерть от голода и духоты. Таков был древний обычай, который был отменен по причине чрезмерных страданий одного из казнимых за пять поколений до наших дней. Теперь вожди объявляют своему повелителю его участь и в особой хижине предают его казни через повешение.
...

До недавнего времени обычай племени буньоро в Центральной Африке требовал, чтобы вождь, как только он серьезно заболеет или начнет сгибаться под тяжестью лет, кончал жизнь самоубийством. Согласно древнему пророчеству, династия потеряет трон, если кто-нибудь из ее представителей умрет естественной смертью. Умирал вождь, осушив чашу с ядом. Если он проявлял нерешительность или был слишком слаб для того, чтобы попросить чашу, обязанность дать ему яд выпадала на долю жены. Когда при смерти находится глава племени кибанга на Верхнем Конго, колдуны накидывают ему на шею веревку и затягивают ее до тех пор, пока тот не испустит дух. Если царьку племени джинджиро случится получить рану на войне, как бы он ни просил проявить милосердие, его умерщвляют его же воины, а если они не решаются, то родственники. Делается это для того, чтобы вождь не пал от руки врага. Языческое племя джуко обитает в районе реки Бенуэ – могучего притока реки Нигер. В этой области, в городе Гатри, правит местный царек, которого влиятельные лица убирают следующим образом. Когда им кажется, что царек уже достаточно долго просидел на троне, они объявляют, что "правитель болен". Смысл этой формулы был известен всем: царька собираются убить, хотя намерение это никогда не высказывается явно. Затем принимают решение относительно наследника престола. Срок царствования следующего правителя также устанавливается собранием влиятельных лиц: каждый участник собрания бросает по одной щепке на год царствования. Правителю сообщают о принятом решении и устраивают пир, во время которого монарх напивается пивом из сорго. Царька закалывают копьем, и его место занимает новый избранник. Так что каждый царек племени джуко знает, что процарствует считанные годы и разделит участь своего предшественника. Но, по всей вероятности, это не отпугивает кандидатов на престол. Тот же обычай, по имеющимся сведениям, распространен в городах Куопде и Вукари. "У трех племен народностей хауса: гобирава. кацинава и даурава, как только правитель проявлял признаки болезни, появлялся сановник, носивший титул Слоноубийцы, и душил его".

Во внутренней части Анголы великим вождем и повелителем считается Матиамво.* Один из местных царьков, по имени Чалла, сообщил участникам Португальской экспедиции, каким образом умирает Матиамво. "Наши Матиамво, – сказал Чалла, – обычно либо погибали на войне, либо умирали насильственной смертью. Нынешнему Матиамво предстоит умереть от руки палача, ибо он уже выпросил себе достаточно долгую жизнь. После вынесения Матиамво смертного приговора, мы обычно приглашаем его принять участие в войне с врагами и по такому случаю сопровождаем вместе с семьей на войну. Если он остается цел и невредим, мы вновь вступаем в войну и сражаемся три или четыре дня подряд. После этого мы неожиданно оставляем Матиамво с семьей на произвол судьбы. Покинутый владыка приказывает воздвигнуть для себя трон и, сев на него, собирает вокруг себя членов своей семьи. Он отдает матери приказ приблизиться, и она становится перед ним на колени. Он отрубает голову сначала ей, потом по очереди сыновьям, женам и родственникам, а в заключение своей любимой жене по имени Анакулло, По окончании казни Матиамво в пышном одеянии ожидает собственной смерти, которая незамедлительно следует от руки должностного лица, посланного соседями, могущественными вождями Каниквинга и Каника. Этот человек сначала перерубает ноги и руки Матиамво во всех суставах, а потом отрубает ему голову. По совершении казни обезглавливают самого палача. Все вожди удаляются из лагеря, чтобы не присутствовать при казни Матиамво. В мои обязанности входит присутствовать при казни и заметить место, в котором два великих вождя спрячут останки Матиамво. Эти вожди входят во владение всей собственностью казненного монарха и его семьи и забирают ее с собой. Тогда я приступаю к погребению изуродованных останков Матиамво и возвращаюсь в столицу для того, чтобы провозгласить начало нового правления. После этого я возвращаюсь на место захоронения останков монарха, за сорок рабов выкупаю их вместе со всей собственностью покойного и передаю все это вновь провозглашенному Матиамво. Такой смертью уже умерли многие Матиамво, не избегнет ее и нынешний".
И т.д.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 30 май 2011, 15:35

Analogopotom писал(а): Вы тут скандинавские саги вспоминали.

Вспоминал скандинавские саги, так как действие в них происходит там же, где находят болотных людей. Чтобы попытаться понять причину или причины этих жертвоприношений естественно обратиться к письменным источникам этого же региона - Северной Европы.
Оглядываться на подобные случаи в Ханаане, Карфагене, Ассирии или Анголе тоже надо но, по-моему, только во вторую или в третью очередь.

Analogopotom писал(а):
Ilik писал(а): Приносили в жертву одних, чтобы продлить жизнь другим. Верили, что продлевают, отдавая подземному миру кого-то другого вместо себя.

Заместительная жертва. Параллельный пример: «И каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай», (Исх. 13:12 - 15; 34: 19-20).

Да, принцип замещения, но там в качестве заместительной жерты выступают агнцы, а не люди.

Создается впечатление, что человеческое жертвоприношение в Восточном Средиземноморье являлось все же не сильнодействующим лекарством от старости, а чем-то экстраординарным, последним радикальным средством для того, чтобы изменить ход событий в стране в свою пользу:
Analogopotom писал(а):Липиньски Э.
Пантеон Карфагена
http://annals.xlegio.ru/mal_az/finikia/karthpant.htm
В одном фрагменте, сохраненном у Евсевия, Филон Библский также сообщает о существовании таких обрядов: «У древних, — пишет он, — был следующий обычай: в случае великих бед, которые могли привести к катастрофе, правители города или страны, чтобы предотвратить всеобщую гибель, отдавали самого любимого своего ребенка для принесения искупительной жертвы карающим их демонам. Те, кто был предназначен для этого, приносились в жертву в соответствии с ритуалом (μυστικως). Так, у Кроноса... правителя страны... был единственный сын, рожденный от местной нимфы по имени Анобрет. Сына звали Йедуд: такое имя до сих пор еще получает единственный сын у финикийцев. Так как вследствие войны большие беды поразили страну, он принес своего сына в жертву, надев на него царские одежды и приготовив алтарь»152). Еще в одном отрывке из «Финикийской истории» Филона, цитируемом Евсевием, говорится о таком же обычае: «Так как царили тогда мор и смерть, Кронос сына своего единственного принес в жертву Урану, своему отцу»

Филон утверждает, что взял эти сведения из труда Санхуниатона Бейрутского, финикийского автора, упоминавшего, вероятно, о подобных обрядах, известных и, может быть, еще полностью не исчезнувших в первой половине [48] I тыс. до н.э. Однако пока отсутствуют прямые свидетельства из самой Финикии относительно жертвоприношений детей, призванных смягчить гнев богов и спасти город или страну от большого несчастья. В 4-й кн. Царств (3, 27) рассказывается о моавитском царе IX в. до н.э. по имени Меса, который «сына своего первенца... вознес... во всесожжение на стене» города, чтобы предотвратить неминуемое бедствие.

Что-то похожее мы встречаем в одном из описаний Троянской войны. Ахейцы готовятся к началу военной кампании против сильного противника, на карту поставлено очень многое и исход будущего столкновения не ясен. В этой ситуации любой ценой необходимо заручиться поддержкой богов:
Ты видишь там весь этот флот, и войско,
1260 И меди блеск на греческих царях:
Им нет пути к твердыням Илиона
И славных стен Приама нам не взять,
Коль я, презрев богиню и провидца,
Тебя в живых оставлю, - поняла?
Что, похотью палимые, ахейцы
Вблизи своих заснувших кораблей
В мечтах казнят фригийцев, чтоб не смели
Отныне жен у греков похищать...
Там, в Аргосе, твоих сестер, пожалуй,
Они убьют, меня убьют и вас...
Коль жертвы я не принесу богине,
Презрев ее священные права.
1270 Дитя мое... Не Менелая волю,
Как раб, творю... Эллада мне велит
Тебя убить... ей смерть твоя угодна,
Хочу ли я иль нет, ей все равно:
О, мы с тобой ничто перед Элладой;
Но если кровь, вся наша кровь, дитя,
Нужна ее свободе, чтобы варвар
В ней не царил и не бесчестил жен,
Атрид и дочь Атрида не откажут.

(Еврипид. Ифигения в Авлиде. XVII.)
http://lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid2_7.txt

Но вот ассирийский пример действительно вызывает ассоциацию с рассказом из Саги об Инглингах:
Analogopotom писал(а):
Как пишет Филон, Кронос одел Йедуда в царские одежды. Эта деталь напоминает новоассирийский ритуал «царского заместителя», который должен был умереть вместо царя Асархаддона, чья жизнь находилась в опасности, согласно зловещим предзнаменованиям157). В эту эпоху арамейское влияние на ассирийский двор было преобладающим, и именно в арамейских областях ассирийской империи встречается упоминание о жертвоприношениях детей. В нашем распоряжении нет текстов, где сообщалось бы о реальном совершении жертвоприношения, даже карфагенские стелы об этом определенно не говорят. Тем не менее известно несколько царских надписей и юридических документов из Верхней Месопотамии, условные постановления которых предусматривают принесение в искупительную жертву детей158).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Болотные люди

Сообщение Analogopotom » 31 май 2011, 20:58

Ilik писал(а):Да, принцип замещения, но там в качестве заместительной жерты выступают агнцы, а не люди.

Когда агнцы - это уже принцип двойного замещения.

Об остальном говорилось здесь :arrow:
viewtopic.php?f=60&t=14123&p=167262#p167262
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Болотные люди

Сообщение Ilik » 05 июн 2011, 14:23

Analogopotom писал(а):
Ilik писал(а):Да, принцип замещения, но там в качестве заместительной жерты выступают агнцы, а не люди.

Когда агнцы - это уже принцип двойного замещения.
Об остальном говорилось здесь :arrow:
viewtopic.php?f=60&t=14123&p=167262#p167262

Хорошая тема, но в ней говорилось о ханаанеях, израильтянах, финикийцах и карфагенянах.

Если же мы не уходя совсем с Ближнего Востока поищем что-то связанное все-таки с европейцами, чтобы таким образом двинуться назад, поближе к болотным людям Сев.Европы, то найдем у Геродота рассказ о командире эллинских и карийских наемников в Египте галикарнасце Фанесе, который, рассорившись с фараоном Амасисом, бежал к персидскому царю Камбизу и зная обстановку на северо-восточной границе Египта помог персидскому войску преодолеть Синайскую пустыню и выйти к Дельте.
Охваченные жаждой мести к предателю эллины и карийцы перед началом битвы и на виду у персидской и египетской армий попытались с помощью жертвоприношения детей повлиять на ее исход:
Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой.

(История. III. 11).

К тому же мы видим, что выпив кровь детей изменника они, вероятно, расчитывали таким магическим путем придать себе сил и\или неуязвимости во время сражения.

Может быть даже, что основной целью этого ритуала была не помощь богов и не победа над персами, а именно обмен. Простой обмен жизней этих сыновей Фанеса на жизни воинов, которые напились их крови и которые таким путем надеялись уцелеть в предстоящей им прямо сейчас жестокой схватке.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль


Вернуться в Новости археологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron