Страница 1 из 1

В какое место телец златой наведается, глад и мор принесёт

СообщениеДобавлено: 28 май 2014, 14:00
vakeli
1. Событие: в зиму 1848 Джеймс Маршал, наёмный рабочий, строивший в небольшом калифорнийском посёлке Колома лесопилку для авантюриста-землевладельца Джона Саттера, при рытье траншеи наткнулся на золотую жилу. Как только слух о находке достиг ближних поселений, Калифорнию сокрушил вал «Золотой лихорадки»: «Ремесленники побросали свои инструменты, фермеры оставили урожай гнить на полях, а скот подыхать с голоду, учителя забыли свои учебники, адвокаты покинули клиентов, служители церкви сбросили священнические облачения – все устремились в едином порыве к месту золотых приисков. Деловая жизнь в городах замерла, покинутые дома и магазины ветшали и приходили в упадок. Золотоискатели шли, как саранча, на землю Саттера с кирками, лопатами и ковшами для промывки золота…» - Чарльз Бирд, президент Американской исторической ассоциации.
Прибывший в июне 1848 года в Йёрба-Буэно (ныне Сан-Франциско) первый губернатор обратившейся к тому времени американским штатом Калифорнии – Ричард Мейсон, нашёл покинутый поселенцами, мёртвый город – Тирвейт Брукс, английский путешественник: «В городе более двух третей домов пустует, и большая часть экипажа дезертировала со стоящих в бухте кораблей…»
К концу 1848 года на земле Саттера собралось более 10 000 старателей, однако это было только началом, - газеты восточных штатов будоражили умы читателей слухами о невиданном изобилии калифорнийских приисков; тысячи почитателей Мамоны засобирались в дорогу – начался знаменитый золотой поход «людей 49-го» (forty-niners): «По всем дорогам жажда, голод, песчаные бури, индейцы и эпидемии шли по следам путешественников. От границы населённых мест до тихоокеанского побережья, от Солёного озера до Сакраменто, тысячи безмолвных могил указывают путь искателей золота…» - Чарльз Бирд.
До ста тысяч «людей 49-го» прорвались в «золотую» страну. Через десять лет население Калифорнии достигло четырёхсот тысяч человек. Маршал, тот самый, нашедший золото, не заработал ни цента, запил, и от запоя – помер. Землевладелец Саттер, изначально планировавший обустроить в своих угодьях агроимперию, разорился – земли его были захвачены старателями, посевы и посадки уничтожены – и умер в бедности. Золотодобыча США, оцениваемая на момент обнаружения калифорнийского золота в десять миллионов долларов, к 1860 году перевалила за полмиллиарда – цифра по тем временам астрономическая, составив огромное накопление в банкирских домах северного капитала. Йёрба-Буэна – «городок, состоявший из одного монастыря и двух десятков обмазанных белою глиною домиков» (Ал. Марков. 1849), вырос в крупнейший финасово-промышленный центр Америки…

2. Этноландшафт до и после: издревле Северную Калифорнию населяли племена индейцев Яна-яхи. Они обитали на востоке бассейна реки Сакраменто, до Маунт-лассена. Группа Яна-яхи состояла из четырёх племён, у каждого – свои племенные границы, свои обычаи. Промышляли охотой, ловлей лосося, сбором плодов, желудей и кореньев. Территория Яна-яхи составляла около 3000 квадратных километров ущелий, лесистых холмов и лугов. У одного из четвёрки племен – племени Яна исторически сложилась единственная в своём роде языковая традиция – язык их принадлежал к группе хокан (хока-сиуанская языковая семья), однако, в отличии от незатейливых родственников, пользовались они раздельными мужским и женским диалектами. Мальчики, воспитывавшиеся матерями, приобщались к мужскому языку с десятилетнего возраста; братья и сёстры обращались друг к другу каждый на положенном им по половым признакам говоре во втором лице множественного числа, делая различия между «ты» и «вы». Изучавшие в середине XIX века калифорнийские земли учёные мужи оценивали численность уникального племени в две-три тысячи душ. Коррективу привнесли белые переселенцы – яна мешали им стараться, ибо селились по берегам ручьёв и рек, где собственно и мыли песок, посему были предприняты экспедиции по зачистке перспективных участков, очень эффективные. Очень скоро, уже после так называемой Бойни у Трёх холмов (Three Knolls Massacre) 1865 года, из всего племени в живых осталось всего 50 яна, которые скрылись в глухих ущельях. Позже их нашли, загнали в пещеру у Камно-Секо, перебили и оскальпировали (ранее не известную на территории Калифорнии традицию снятия скальпа у поверженного противника привнесли с Востока белые переселенцы). После завершающего побоища белые люди порешили, что Яна истреблены окончательно, однако, когда несколькими днями позже один из карателей посетил пещеру, он обнаружил, что трупы исчезли: кто-то спасся и оказал соплеменникам последнюю услугу – устроил погребальный костёр.
Согласно племенного табу индейцы Яна не открывали своих имён чужакам, но их могли представить новым знакомцам общие знакомые. Последний живой яна, может статься – тот, который некогда поджёг костровище с телами сородичей, появился в окрестностях городка Оровилла 29 августа 1911 года. Поскольку посредника, который смог бы назвать имя пришельца в природе не существовало, поименовали его Иши – «человек» на его же языке. Иши поселили при Антропологическом музее Калифорнийского университета. Умер он от туберкулёза в 1916 году...