Могущество турецкой державы достигло своего апогея при царствовании Сулеймана I Великолепного – Законодателя. Он обогатил страну не только в экономическом смысле, но и в политическом.
Начало его правления ознаменовалось захватом Белграда в 1521 году, а в 1526 году Сулейман взял Будапешт и захватил всю Венгрию. В 1529 году началась осада Вены, но она неудачно закончилась для турок. В союзе с Барбароссой (берберский военачальник), Сулейман захватил большие территории и установил главенствующее положение Блистательной Порты в Средиземном море [13, с.230-296]. Таким образом, пределы державы простирались от Будапешта на Дунае до Ассудана и Нильских порогов и от Евфрата и Тигра, Багдада и Грузии до Гибралтарского пролива. При нем стал более сильным флот империи. Эскадры военно-морских сил действовали в акватории Аравийского полуострова, в Красном море и Суэцком заливе.
Как только Сулейман принялся за государственные дела – первой его целью было устранить злоупотребления, благодаря которым наследственная передача земли стала превращаться в общепринятую практику. А это, по своей сути, являлось посягательством на исключительное право султана владеть землей, как представителя Аллаха на земле. Сулейман подтвердил этот принцип указом, согласно которому губернаторы в будущем могли жаловать только тимары (мелкие феоды), тогда как передача зеаматов (крупные феоды) должна была направляться на одобрение центрального правительства в Стамбул или же самого султана.
В ходе преобразований Сулеймана был разработан новый канун относительно райятов. Его Канун Райя («Кодекс Райя») регулировал налогооблажение десятины христианских крестьян и их подушевой налог, делая эти налоги одновременно и более обременительными, и более продуктивными, поднимая с уровня крепостной зависимости до статуса, приближавшегося в османских условиях к статусу европейского арендатора с фиксированными правами. Доходы государства от этих налогов росли и из-за того, что жители соседних стран предпочитали злое «турецкое иго» христианским господам. Об этом можно узнать, прочитав слова современного автора: «Я видел венгерских крестьян, предававших огню свои жилища и бежавших со своими женами и детьми, скотом и рабочим инвентарем на турецкие территории, где, как они знали, кроме сдачи одной десятины урожая, они не подвергнутся никаким другим налогам или притеснениям».
Государственная казна также наполнялись благодаря штрафам, которые были введены по новому полицейскому и уголовному законодательству вместо телесных наказаний. Штрафы налагались на преступления морали, насилия и увечья, воровство и разбой.
Введенная Сулейманом система налогооблажения была просто уникальной для его времени. Она охватывала почти все стороны деятельности человека. Например, был введен налог как на холостяков, так и на вступавших в брак. В области торговли и коммерции Сулейман издал ряд эдиктов (указов), которые регулировали рынки и гильдии, цены и вознаграждения за труд, промышленность и розничную торговлю. В этом султан зашел так далеко, что прописывал подробные детали, как именно должны изготавливаться и продаваться продукты питания. Были введены налоги на многие виды продукции, животных, рудники, торговую прибыль, а также экспортную и импортную пошлины.
Еще одним важным источником доходов для государства была конфискация имущества состоятельных частных лиц, впавших в немилость. От налогообложения и от конфискаций имущества освобождались все улемы.
Военные кампании с избытком покрывали первоначальные затраты на них, пополняя имперскую казну за счет военной добычи из покорённых провинций и дани вассальных христианских государств.
Доходы Сулеймана, собираемые главным образом с собственных владений султана и в виде налогов на землю его подданных, вероятно, превышали доходы любого из христианских правителей. В это время Османская империя в финансовом отношении становилась все более процветающей.
Будучи самым могущественным и, возможно, самым известным правителем Османской империи, он обрек ее на гибель из-за того, что не воспротивился убийству своих лучших сыновей (по унаследованным от него качествам). После него на трон взошел его сын-пьяница Селим II.
Причины, почему османы не принимали европейские новшества, я написал на
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=374&start=15