Новый писал(а):Atmel
Вы совершенно проигнорировали концовку того поста, в котором я ответил Вам о скинии собрания. Ведь я четко и ясно высказал предположение (если оно кажется Вам нелогичным, укажите, почему), что жесткое контролирование процедуры выливания крови нужно было для того, чтобы народ привык к этому; когда же это войдёт в привычку, надобности в таком контроле уже не будет.
А Вы напрочь проигнорировали мою цитату из Второзакония, из которой следует, что до появления в Ханаане евреи не руководствовались подобными указаниями:
"
Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным ; " (Втор. 12:8 )"
(а речь здесь идет о централизации культа). Ваше объяснение, что, мол, это предписание сделано для того, чтобы проконтролировать излияние крови, не более, чем фантазия, так как сама Библия дает ему четкое объяснение -
"
чтобы принести во всесожжение или в жертву о спасении, угодную Господу".
Этот человек "
пролил кровь", но не отдал уважение Яхве, и поэтому эта кровь будет вменена ему. Здесь соблюдается не контроль выполнения запрета употребления в пищу крови, а контроль того, чтобы евреи не приносили жертвы другим богам. О том же свидетельствует и запрет есть в жилищах своих десятины хлеба, вина, елея - это необходимо есть "пред Яхве", на том месте, которое он изберет. Если централизация вызвана необходимостью контроля излияния крови, то нет никакого смысла запрещать при этом и остальные приношения в иных местах. Смысл централизации, таким образом, вовсе не в том, чтобы проконтролировать "излияние крови", а созревшая политическая потребность. И созрела она вовсе не во времена Моисея, а только после известных событий при наличии централизованной царской власти. Мнение, что Второзаконие происходит из времен Моисея неисторично во всех отношениях.
Новый писал(а):Насчёт различий в обосновании заповеди о субботнем отдыхе - ну не вижу я тут ни малейшей проблемы! Необходимость одного образа действия может иметь несколько причин. Представьте себе, например, пособие по воспитанию детей, где в одном разделе рекомендуется объяснять ребёнку, что нужно одеться, тем, что бывает холодно, а в другом - тем, что стыдно бегать нагишом...
Но не в таком аспекте! Нигде в Девторономисте не упоминается шестоднев. Если бы седьмой день недели почитался евреями в связи с таким глобальным фактором, как Творение, во Второзаконии обязательно бы такое объяснение субботе привели. Таким образом в декалогах Второзакония и Исхода наблюдается серьезное взаимоисключение в отношении сущности субботы.
Новый писал(а): И насчёт левитов (я забыл на это ответить). Понимаете, нет в этих текстах абсолютно злых Бармалеев. Если Левий (и Симеон) проявили чрезмерную жестокость (почему Иаков и проклинает их гнев), почему это должно означать, что их потомки ни к чему путному не пригодны?
Проклятие, в результате которого левиты полукчают привилегированное положение? Это нонсенс!
))))))))) Нет, Новый, это противоречие. Компиляторы подзабыли об этом моменте.
Новый писал(а): Кроме того, если считать, что некоторая склонность к жестокости может быть наследственной, то левитам она как раз понадобилась после истории с золотым тельцом: ведь именно они осуществляют предписанное избиение (Исх. 32, 27-28) - независимо от того, насколько это место источника "симпатично" тому или иному из нас.
А это уж вообще детский лепет! Для того, чтобы убивать, совсем не нужна какая-то особенная склонность к жестокости. Здесь нужна только преданность идее.
Новый писал(а):И по другому вопросу. Невозможно возводить рефреном повторяемый в кн. Царств мотив уничтожения ВЫСОТ (БАМОТ) избирательно к "Второзаконию" хотя бы по той простой причине, что эти "бамот" в этом последнем и не упоминаются: "высокие горы и холмы" во Втор. 12, 2 - это "hа-hарим hа-рамим" и "hа-гваот" ("hа" - нечто вроде определенного артикля). Я не знаю, можете ли Вы читать по-древнееврейски, но, если что, Облезлый кот подтвердит. "Бамот" упоминаются именно в кн. Числа 33, 52 (а это то, что вы называете "Жреческим кодексом) и в Лев. 26, 30.
Так что же, во Второзаконии предписывается уничтожать "
высокие горы и холмы"?
))) Чем Вы вообще объясняете тот факт, что два произведения, которые, как Вы считаете, созданы параллельно в одно время одной и той же группой людей, содержат разные термины для обозначения этих "высот"? -
Исх. 34:13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем],
Втор. 12:3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.
И еще прошу Вас, Новый, дать свои комментарии по вновь открытой теме
Исход и данные археологии, которая резонирует с нашей.