Atmel
Я не утверждал, что Библия не содержит моментов, кажущихся очень противоречивыми и вызывающих не только споры между теми, кто признает ее сверхъестественную сущность, и отрицающими это, но и внутриконфессиональные дискуссии. Цельность и внутренняя логичность библейского мировоззрения заключаются, по-моему, в том, что оно, преодолевая эту противоречивость отдельных фрагментов и невзирая на неё, сохраняет жизнеспособность и огромную силу воздействия; споры же о частностях делают это мировоззрения ещё более живым и интересным.
Образ Бога, начиная с Пятикнижия и на протяжении всей Библии, не статичен: это живой Бог, способный гневаться и миловать (см. книгу пророка Ионы или историю о заступничестве Авраама за Содом), испытывать то или иное "настроение" и, пожалуй, даже страдать по-своему... Этот образ подается через призму восприятия людей, а оно, если рассуждать рационально, должно было быть у героев раннего периода более архаичным и далеким от "трансцендентности", чем у пророков, живших уже во времена централизованного государства. По сюжету библейских сказаний Авраам, Иаков, Моисей непосредственно говорили с Богом; и независимо от того, насколько верит этому конкретный читатель, в рамках предания вполне логично и естественно, что для них Он не трансцендентен.
Левиафан ("Левиатан", לויתן )- это на древнееврейском и на современном иврите - просто "кит". Ничего удивительного, что его исполинские размеры поражали древних людей, и он был (среди всего, что имелось в живой природе) самой броской репрезентацией "дикой мощи". Но я не вижу в Библии следов культа "левиафана". Он упоминается только в кн. Иова, в двух псалмах Давида и у Исайи, причем везде - метафорически.
Что касается христианских источников - у Иисуса Христа (он ведь, так или иначе, "Сын человеческий") тоже могли быть противоречивые настроения, и я не вижу в этом нарушения единства образа. В чём, однако, я с Вами согласен - это в значительной притянутости евангельских ссылок на "Ветхий Завет", касающихся зачатия и рождения Иисуса. Взять хотя бы стих, связывающий проживание в Назарете с тем, что сказано "и он назореем наречется"... (Матф. 2, 23). "Назарет" по-еврейски - "Нацерет" или "Нацрат", отсюда - "Ноцри"; а "назорей" на иврите - "назир", человек, посвященный Богу и обязанный соблюдать некоторые житейские ограничения (в частности, не пить вина и не стричь волос: назореем был, например, Самсон)... На современном иврите "назир" означает также "монах". Так что это "назореем наречется" - грекоязычная народная этимология