Одежда Иудеи

Модератор: Ilik

Одежда Иудеи

Сообщение Юсик » 22 мар 2008, 11:03

Мир Вам!

Подскажите пожалуйста, есть ли какие-нибудь серьёзные реконструкции одежды иудеев времен Иисуса? Как выглядели кетонет, халлук, симла? Что люди обычно носили на голове? Есть ли иконографические источники (учитывая то, что у иудеев существовал запрет на изображение людей)?
Юсик
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 10:54

Сообщение Облезлый кот » 22 мар 2008, 22:35

Кетонет на дрквнееврейском - это рубаха из полотна. На угаритском это юбка, на египерскои арамейском, мандейском, арабскои, эфиопском - полотно. На аккадском - льняная одежда. Из семитских языков слово было заимстовано в гречреский (хитон) и в другие еврорейские языкм (коттон).

Работа по одежде евреев -
H.W. Hönig Die Bekleidung des Hebräers, Zurich 1957
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Юсик » 23 мар 2008, 10:09

За книжечку спасибо. :) То, что кетонет обычно переводится как "рубаха", известно, как известна и этимологическая связь слов "кетонет" и "хитон". Но вот какой, например, длины был типичный кетонет? Таким же коротким, как античная туника-хитон, или столь же длинным, как кетонет священников? Мне тут удалось в книгах популярного издательства Osprey откопать две реконструкции изображения иудеев I в., оба практически ничем не отличаются от греков (даже симла завернута на манер гиматия а-ля Сократ). На восточную традицию одежды это никак не похоже, что заставляет думать о некачественности реконструкций. Но вот что интересно: на обоих рисунках кетонеты-туники имеют две красные продольные полосы. Это фантазия реконструкторов или здесь проглядывает след какого-то источника? По крайней мере заставляет вспомнить, что традиционное еврейское молитвенное покрывало (талит) тоже зачастую имеет полосы.
Юсик
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 10:54

Сообщение фома » 23 мар 2008, 16:24

С еврейской одеждой дело обстоит так же, как и с другими проявлениями еврейской культуры: архитектурой, , оружием, борьбой, музыкальными инструментами, керамикой и т.д. и т.п. - то есть никак.
С точки зрения иврита : кетонет - קטן - маленький, короткий ;
халлук - חלק - делить на части ; חלוק- халат ;
симла - שמלה - платье женское и ,вообще, одежда - то в чем удобно ходить и ездить на верблюде и лошади ( лично мое мнение - шаровары ).
На голове - кипа - тюбетейка. Короче, по внешнему виду - типичный узбек или туркмен.
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Сообщение Юсик » 23 мар 2008, 16:58

фома писал(а): С точки зрения иврита : кетонет - קטן - маленький, короткий ;
халлук - חלק - делить на части ; חלוק- халат ;
симла - שמלה - платье женское и ,вообще, одежда - то в чем удобно ходить и ездить на верблюде и лошади ( лично мое мнение - шаровары ).
На голове - кипа - тюбетейка. Короче, по внешнему виду - типичный узбек или туркмен.


Не совсем так: симла - это плащ (видимо, типа гиматия), а халлук - рубаха (может, и в самом дел здесь есть этимологическая близость с халатом). :) Вот посмотреть бы на все это хозяйство... А не знаете случайно, когда кипа появилась и насколько была распространена тогда же на рубеже эр?
Юсик
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 10:54

Сообщение Облезлый кот » 24 мар 2008, 00:37

Юсик писал(а):Но вот какой, например, длины был типичный кетонет? Таким же коротким, как античная туника-хитон, или столь же длинным, как кетонет священников?


Скорее длинными. Женской кетонет был длинный с длинными рукавами, мог состоять из двух или одного полотна (без шва), снизу иметь оборки, разрез кетонет мог иметь завязочки. Женщина могла надевать несколько кетонет, а также укрываться им ночью. Материал - лен или шерсть (в том числе верблюжья или заячья). Кетонет завязвали поясом или продетым шнурком.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Юсик » 24 мар 2008, 09:58

Женские - оно, конечно... Трудно себе представить, что у народа пуританских традиций, каковыми были древние евреи, женщины взялись бы обнажать хотя бы лодыжки. :D

Я вот тут отсканировал два изображения. Верхнее - из классической "Истории костюма" Бруна и Тильке, нижнее - то самое грекоподобное из Osprey, римский солдат, переодетый иудеем. Я полагаю, что мужской кетонет представлял собой что-то похожее на вторую фигуру верхнего рисунка.

Изображение

Изображение
Юсик
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 10:54

Сообщение Юсик » 24 мар 2008, 12:49

Обнаружил вот тут интересную статью про кипу. Судя по всему, в I в. н.э., который меня интересует особо, традиционной кипы у евреев еще не было.

"Спросили у ребе: "Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?" "Ну, это проще простого, - ответил ребе, - ведь сказано: "И пошел Авраам". Разве вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!"

Сначала постоянно ходить с покрытой головой должны были лишь коэны - жрецы Иерусалимского храма. Со временем наиболее благочестивые евреи стали покрывать голову не только во время молитвы, но почти всегда, показывая таким образом, что все их поступки направлены на служение Богу. Постепенно этот обычай получил силу закона, хотя формально не был зафиксирован в Торе. В период создания Талмуда (III-V вв. н.э.) еврейские мудрецы выработали постановление, согласно которому запрещалось проходить четыре локтя (примерно 2,4 м) с непокрытой головой. Этот обычай постепенно утвердился во всех еврейских общинах.

Но почему именно такая шапочка, а не чалма или что-то еще? Есть мнение, что стимулом для принятия в качестве головного убора именно кипы послужили пресловутые Законы Омара, созданные в VII в. н.э. одним из первых мусульманских халифов. Согласно этим законам евреи не имели права носить тюрбаны, как мусульмане, а должны были носить какие-то иные головные уборы. По другой версии, "моду" на кипу принесли на Ближний Восток тюрки. Тогда, в VIII-X вв., там жила основная часть еврейского народа. Доказательством "тюркской" гипотезы обычно считают второе название кипы - ярмолка (или ермолка, как чаще пишут). По мнению ряда экспертов, это от тюркского "ягрмурлук" ("дождевик"). Впрочем, многие верующие считают, что слово "ярмолка" - не тюркского, а еврейского происхождения. От "ярей малахи" - "боящийся царя" (естественно, речь идет о Всевышнем).

В переводе с иврита кипа буквально означает - вершина, верхушка. Название указывает на то, что кипа накрывает человека сверху, оказываясь, таким образом, наивысшей точкой в рамках микрокосма."
Юсик
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 10:54

Сообщение Ilik » 10 окт 2009, 13:48

Случайно наткнулся на выложенную в Сети следующую книгу по теме.
Богословская И.В. Одежда народов библейских стран (по древнеегипетским источникам XVI-XI вв. до н.э.). СПб., 1995:

http://imtw.ru/lofi/index.php/t4542.html
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yahoo [Bot] и гости: 3