Страница 1 из 3

И написал Моисей закон сей...

СообщениеДобавлено: 23 мар 2008, 09:12
Atmel
И еще раз о Моисеевом Законе

И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых. (Втор. 31:9)

Как было установлено с помощью наших уважаемых консультантов, исход состоялся не ранее 13 века, причем происходил в несколько этапов, первая волна - 13 век до н.э., вторая - 11 век.

Однако еврейская письменность появилась только в 10 веке до н.э. (максимум или на границе 11/10 веков). Понятно, что поскольку еврейская письменность была производной от финикийской, она могла возникнуть только на территории Палестины (Ханаана). Встает закономерный вопрос - как мог Моисей (при допущении его историчности) что-то написать? На каком языке? На египетском? Но тогда и пресловутая "книга Завета", с которой разъезжал по Иудее Иосафат (2 Пар. 17:9), тоже должна была быть на египетском.

СообщениеДобавлено: 23 мар 2008, 09:58
Юсик
Древнееврейская письменность действительно появилась не ранее XI в. до н.э. Первые тексты, вошедшие впоследствии в Пятникнижие, появились не ранее 926 г., но это не означает, что это были исторически первые тексты. К моменту воцарения Иосафата (I половина IX в.) такие тексты уже вполне могли существовать и даже наверняка существовали. Так что никаких загадок здесь нет, все сходится.

СообщениеДобавлено: 23 мар 2008, 10:50
Atmel
Юсик писал(а):Древнееврейская письменность действительно появилась не ранее XI в. до н.э. Первые тексты, вошедшие впоследствии в Пятникнижие, появились не ранее 926 г., но это не означает, что это были исторически первые тексты. К моменту воцарения Иосафата (I половина IX в.) такие тексты уже вполне могли существовать и даже наверняка существовали. Так что никаких загадок здесь нет, все сходится.
Что "все" сходится? Что Моисей мог написать книгу Закона?

СообщениеДобавлено: 23 мар 2008, 11:23
Юсик
Датировки сходятся. Ко времени Иосафата могли существовать (и наверняка существовали) еврейские списки того, что могло быть тогда или впоследствии названо "Законом моисеевым" и лечь в основу Яхвиста. А Моисей никаких книг, разумеется, не писал. Это походило бы скорее на диво, ибо в истории нет примеров существования письменности у народов в догосударственном состоянии.

Re: И написал Моисей закон сей...

СообщениеДобавлено: 23 мар 2008, 23:53
Облезлый кот
Atmel писал(а):Как было установлено с помощью наших уважаемых консультантов, исход состоялся...


Какое отношение Второзаконие имеет у к 13 веку?

Re: И написал Моисей закон сей...

СообщениеДобавлено: 24 мар 2008, 09:22
Atmel
Облезлый кот писал(а):Какое отношение Второзаконие имеет у к 13 веку?
Второзаконие приписывается Моисею, который, согласно легенде, проповедолвал его "за Иорданом". Вы, наверное, помните, что кое-кто в прощлом году усиленно пытался выставить эту традицию, как аутентичную, самобытную и проистекающую от времени Исхода. Мы-то с Вами, конечно, знаем, что это не так, но данная тема - еще один штрих против концепции "моисеева закона" времени Исхода. Если здесь опять появится Новый, послушаем его контрагрументы.

Re: И написал Моисей закон сей...

СообщениеДобавлено: 24 мар 2008, 16:26
Облезлый кот
Atmel писал(а): данная тема - еще один штрих против концепции "моисеева закона" времени Исхода.


Снова с ветряными мельницами воюете?

Re: И написал Моисей закон сей...

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 15:05
Atmel
Облезлый кот писал(а):Снова с ветряными мельницами воюете?
А Новый из этой категории? ))

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 17:32
Облезлый кот
Начав тему с вопроса "Почему Моисей не мог написать моисеев закон", вряд ли можно ожидать, что дискуссия не превратится в очередное обсуждение "чье мировоззрение лучше".

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 17:36
Atmel
Облезлый кот писал(а):Начав тему с вопроса "Почему Моисей не мог написать моисеев закон", вряд ли можно ожидать, что дискуссия не превратится в очередное обсуждение "чье мировоззрение лучше".
ОК, но мы же не обсуждаем здесь философских, метафизических или нравственных аспектов! В русло обсуждения нравственных вопросов иудейской или христианской религии, иногда, правда, пытался перевести разговор Новый, но это все равно не является нашей целью на историческом форуме.

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 18:08
Юсик
Раз уж зашел разговор о Моисее, то вот такой вопрос: поскольку из внебиблейских источников о самом Моисее нам ничего не известно, то возможно ли получить на основании имеющегося материала серьезные аргументы в пользу (либо против) историчности Моисея?

Не считая, разумеется, доводов наподобие "его незачем было выдумывать". :D

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 18:21
Boiler
Отчего же не известно? Разве Иосиф Флавий, который вполне тянет на "внебиблейский источник", не касался некоторых моментов биографии Моисея - правда, несколько косвенным образом, в порядке полемики с рядом оппонентов?

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 18:35
Юсик
Boiler писал(а):Отчего же не известно? Разве Иосиф Флавий. который вполне тянет на "внебиблейский источник", не касался некоторых моментов биографии Моисея - правда, несколько косвенным образом, в порядке полемики с рядом оппонентов?


А Иосиф Флавий пользовался чем-то, кроме библейской традиции? :wink:

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 18:39
Boiler
Я бы ответил утвердительно. Или Манефон, Берос, Лисимах и другие упомянутые им авторы введены в библейский канон? Признаюсь, я пропустил сей факт.

СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 19:05
Юсик
Boiler писал(а):Признаюсь, я пропустил сей факт.


В следующий раз не пропускайте.