Дмитрий Лопаткин писал(а):Где-то читал о попытках идентификации колена Дана с дануна...
Да, "народ моря"
дануна\дйнй(н) отождествил с племенем Дан выдающийся израильский археолог и историк Игаль Ядин в своей статье "И Дан, почему они остались на кораблях?" (указание на цитату из Песни Деборы). Это та самая статья, о которой упоминал Диггер в начале данной темы.
В Сети удалось найти эту статью, но она доступна не полностью, к сожалению, а фрагментарно. Из-за этого нет возможности ознакомиться с аргументацией и ходом рассуждений автора в полном объеме. Но даже та часть, что доступна, крайне интересна. И.Ядин обращает внимание на ряд важных свидетельств в письменных источниках.
Во-первых, это отрывок из предсмертного пророчества Иакова:
Дан будет судить народ свой как одно из колен Израиля
(Быт. 49:16)
Прямой смысл этого отрывка означает, по словам Ядина, принятие данитов в израильский племенной союз. Т.е. племя Дан присоединилось к Израилю позже, когда он уже существовал.
Во-вторых, это загадочная фраза из Песни Деборы, древнейшей, как мы знаем, части ТАНАХа, которую датируют XII в. до н.э. :
Гилад за Иорданом остался, а Дан почему на кораблях держался (остался)?
(Суд. 5:17).
Дебора упрекает данитов за неучастие в войне с Хацорским царством.
Ядин анализирует многочисленные попытки интерпретации этого отрывка современными и средневековыми комментаторами, которые то полагали, что речь идет о лодках на оз.Хула на севере , т.е. в районе вторичного поселения данитов в Ханаане, то считали, что имеются ввиду чьи-то враждебные корабли на Великом (Средиземном) море вблизи от первичного района расселения данитов
...напротив Яфо
(И.Нав. 19:46).
По Ядину, все достаточно ясно: Дебора говорит о кораблях, которые строили сами даниты, когда обитали на побережье в районе Яфо. Далее автор обещает более подробно остановиться на кораблестроении данитов ниже, но этой части статьи как раз и нет в открытом доступе.
В-третьих, просто процитирую автора:
Удивителен тот факт, что Писание не включает в себя никаких генеалогических списков племени Дан, а также никаких деталей завоевания ими городов на юге.
Т.е. в первичном, приморском районе расселения данитов. Далее И.Ядин, вероятно, развивает эту мысль, но в тексте опять пропуск.
Затем автор обращается к
дануна:
Чтобы проследить дануна из египетских записей, мы должны обратиться к греческим данай, которые утверждали, что происходят от их праотца Даная, основавшего Аргос. Предположение об идентичности "египетских" дануна и и греческих данай было подкреплено в 1949 открытием в Кара-тепе экспедицией со главе с Боссертом двуязычной надписи (на финикийском и хеттском) Азитавадды, царя данунитов. Азитавадда... провозглашает себя потомком Дома МПШ, которого Альт и Барнетт идентифицировали, как Мопса из греческой мифологии.
Это открытие привело ученых к признанию абсолютной идентичности между греческими данай и данай, упомянутыми в египетских записях, а также с данунитами, осевшими в Малой Азии. Барнетт справедливо отметил, что не стоит из этого заключать, что греческие данай вторгались в Малую Азию и Египет; напротив, это данай прибыли в Грецию с Востока.
Учитывая близкие связи между
дануна с одной стороны и
плст (филистимлянами) и
чкр (чекерами) с другой, - говорит Ядин, - логично предположить, что после неудачного для союзников нападения на Египет
дануна также осели на побережье Ханаана. На его предположительно свободном отрезке между чекерским Дором на севере и Сев.Филистией на юге. Т.е. в районе Яфо, где и стали известны израильтянам как племя Дан.
В заключение приведу выводы И.Ядина, но надо не забывать, что в доступной части статьи большие пропуски и трудно сказать, о чем там еще говорил автор:
Из всего, что было сказано выше может быть сделан один из двух следующих выводов: или существовали два отдельных племени (Даниты и Данай) с идентичным наименованием и схожими характеристиками, которые обитали в одном и том же географическом регионе и в одно и то же время, или же есть некая связь между племенем Дан и племенем Данай и возможно даже в какой-то мере идентичность. Первый случай был бы свидетельством практически невероятного стечения обстоятельств, тогда как второй случай, который кажется более реалистичным, позволяет нам объяснить некоторые феномены, связанные с самими Данай и в частности, все, что влияет на племя Данитов. Из этого мы можем заключить, что Дан были древним племенем, распространившимся на Востоке и что в самый древний период у них уже была связь с племенами Иакова. Некоторые части племени осели в Палестине и в начале XII века приблизились к племенам Израиля (снова?) и были приняты в племенной союз. На раннем этапе (во времена создания Песни Деборы) они обитали на морском побережье – между чекерами и филистимлянами – и занимались мореплаванием, как и раньше; но после того как их заставили углубиться внутрь страны (другие народы моря) примерно в конце XII века... они отошли на север. В любом случае, вторая альтернатива позволяет пересмотреть некоторые факты, связанные с племенем Дан, которые до сих пор не имели удовлетворительного объяснения.
После этого Игаль Ядин приводит уже знакомый нам отрывок из Гекатея Абдерского о переселении большей части семитов во главе с Мосесом из Египта в Ханаан и меньшей части во главе с Данаем - из Египта на Пелопоннес. Таким образом израильский историк замыкает круг древнесемитских связей между Египтом, Ханааном и Пелопоннесом во II тыс. до н.э.