Иудейский бальзам

Модератор: Ilik

Иудейский бальзам

Сообщение Ilik » 08 мар 2009, 10:02

Иудейский бальзам - это своеобразная историко-ботаническая загадка. Данного растения скорее всего уже не существует в природе и до конца не ясно, что оно собой представляло. До нас дошли многочисленные свидетельства античных авторов о бальзаме. Вот некоторые из них:

Диоскорид:
Бальзам: дерево, по величине такое же, как крушина или огненный аканф, с листьями, походящими на листья руты, но более светлыми, чем они, и вечнозелеными. Оно растет только в Иудее, в одной из долин...

Помпей Трог:
Есть там долина, со всех сторон окруженная, словно крепостною стеной, сплошными горами... и в ней - лес, исключительно плодородный и красивый; весь он состоит из пальмовых и бальзамовых рощ. Деревья опобальзама похожи на хвойные, только они гораздо ниже, и выращивают их так же, как виноград. В определенное время года они источают бальзам.

Плиний Старший:
...Все запахи уступают благоуханию бальзама, который дарован из всех земель одной Иудее; некогда он произрастал лишь в двух садах, и оба они принадлежали царю: площадь одного не превышала двадцати югеров, а другой был и того меньше...
Теперь бальзам - римский подданый и платит дань вместе со своим народом. Природа его совершенно отлична от той, что описана нашими и чужеземными писателями. Ведь он похож скорее на лозу, чем на мирт. Лишь недавно он приучился к рассаживанию черенками, подвязываемыми наподобие виноградной лозы, и покрывает холмы, подобно виноградникам. Бальзам держится сам, без подпорок, и, когда он дает побеги, его, как лозу, подрезают. Обработанный мотыгами, он наливается силой и спешит разрастись, принося плоды на третий год. Его вечнозеленые листья напоминают боярышник.
Иудеи решили истребить его так же, как и самих себя; римляне же защищали его, и шли бои за кустарник. Теперь его возделывает императорская казна, и никогда прежде он не произрастал в таком изобилии. Высота его не превышает двух локтей...
Плоды его по вкусу напоминают вино, они красного цвета и маслянистые... Ветки его толще миртовых. Бальзам надрезают стеклом, камнем или костяными ножиками: он не выносит, когда его жизненно важные части повреждает железо, и тотчас от этого погибает, однако терпит, если ножом у него удаляют лишние ветки...
Из надреза вытекает сок, называемый опобальзамом. Он чрезвычайно сладок на вкус, но сочится маленькими каплями; пучками шерсти его собирают в небольшие рога, а из них переливают для хранения в свежевылепленный глиняный сосуд; этот сок похож на густое оливковое масло и до брожения имеет белый цвет...

Плиний также описывает три разновидности иудейского бальзама, сообщает о том, что во времена Александра Великого за бальзамовый сок давали два его веса серебром и поясняет, как отличить настоящий бальзам от поддельного. Из других источников мы знаем, где именно в Иудее рос бальзам. Это Иерихон и Эйн-Геди.
Рощи бальзамовых деревьев (или кустарников?) сохранились в период разрушительных римско-иудейских войн I-II вв., но, скорее всего, не смогли пережить византийско-персидские войны и/или нашествие арабов VII в.
В эпоху крестоносных государств бальзамовых деревьев в Иудее уже не было. Правда, есть сведения, что одним из восточных товаров, которые провозились через франкское королевство Акры (XIII век) в Европу, было "небольшое количество" бальзама из Египта, который как-будто был подобен иудейскому, а также менее ценный opobalsamum из Аравии.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Boiler » 08 мар 2009, 16:44

Это любопытная тема. Для меня, во всяком случае. И новая. Хотя у Иосифа Флавия ("Иудейская война", 1, 6, 6) я наталкивался на сходное упоминание: "Земля Иерихонская - самая плодородная в Иудее‚ производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзамовые кустарники. Нижние части стволов этих кустов надрезывают заостренными камнями и капающие из надрезов слёзы собирают‚ как бальзам". Скажите, а Вы не могли бы дать какой-нибудь перечень догадок относительно того, какое растение имелось в виду? Не полный реестр, конечно, но хотя бы небольшую выборку? И есть ли среди них дереза? На мой непросвещенный взгляд, те признаки, которые Вы (вернее, Диоскорид, Помпей Трог и Плиний The Elder) перечисляют, могут подтолкнуть к такому предположению.
То есть понятно, что речь идет об исчезнувшем виде, а дереза таковым не является ни под каким условием. Кроме одного. Понятие терруара никто не отменял. Например, тот или иной сорт винограда, скажем, на "обычной" и вулканической почве (Кампания, Канары, Каппадокия, Санторини) - суть практически разные вещи. Иногда даже до морфологии. Ареал распространения бальзамового дерева - окрестности Мертвого моря - как раз и представляет такое уникальное исключение. Дерезу иногда отождествляют с знаменитым атадом - помните процедуру похорон Иакова и остановку в Горен Атаде по пути в Хеврон? Это там же. В частности, Зильберман называет атад заманихой. Но и дерезу (китайский подвид) часто называют заманихой. А большинство бальзамических растений - как раз натуральные колючки типа дерезы, набка, кассии и т.д.
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Scaevola » 08 мар 2009, 23:37

Действительно, интересная тема.

Согласен насчёт терруара - взависимости от почвы и микроклимата свойства многих культурных растений изменяются очень сильно. Это и упомянутый виноград, и яблони, и чайный куст, и дыни, и, извините, опиумный мак.
Правда, есть сведения, что одним из восточных товаров, которые провозились через франкское королевство Акры (XIII век) в Европу, было "небольшое количество" бальзама из Египта, который как-будто был подобен иудейскому, а также менее ценный opobalsamum из Аравии.

Может быть, стоит внимательнее присмотреться к аравийскому бальзаму?
Хотя он был менее ценен, но само растение может быть тем же самым или его близким родственником. На юге Йемена есть долины с уникальным микроклиматом, где прежде возделывали несколько видов растений с ароматической смолой (правда, сейчас, по слухам, там перешли на выращивание более выгодного местного наркотика). На йеменском острове Сокотра благовонные смолы до сих пор основное занятие местных жителей. Ботаники говорят, что такое количество растений-эндемиков трудно найти где-либо ещё на Среднем Востоке или в Африке.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 09 мар 2009, 09:26

Boiler писал(а):Скажите, а Вы не могли бы дать какой-нибудь перечень догадок относительно того, какое растение имелось в виду? Не полный реестр, конечно, но хотя бы небольшую выборку? И есть ли среди них дереза?

Не встретил ни одной догадки (за исключением латинского названия у переводчика и комментатора XIX в. - см. ниже). Но это не значит, конечно, что их нет. Существует, например, такая книга:
I.Low. Die Flora der Juden, I, Vienna-Leipzig 1928.
Может там что-то сказано. Честно говоря, я даже все свои книги еще не перепроверил до конца. Может что-то и найду. Да вы и сами высказали уже ряд догадок. Кроме того, просматривая то, что под рукой, я нашел много чего интересного, что дает пищу для размышлений.
Пока хочу выложить еще несколько античных свидетельств.

Гален:
Как в Риме переизбыток всякого рода превосходных лекарств боьше, чем в любом другом месте, так же в самом Риме тому, кто готовит лекарства для Кесаря, все дано в еще большей степени, причем самого высшего качества: фалернское вино, гимметский мед и опобальзам, называемый сирийским. По тому месту, где его больше всего родится и где он самого лучшего качества, он получил и второе имя, ибо зовут его "энгадийским", и он лучше тех, что родятся в других местностях Палестины.

Солин:
В этой местности растет бальзам, заросли которого до нашей победы [над Иудеей] занимали площадь не больше двадцати югеров. А когда мы стали хозяевами Иудеи, рощи эти так разрослись, что теперь уже широкие склоны холмов источают для нас бальзамовый сок. Бальзам похож на виноград: его разводят саженцами, он расцветает, если рыхлить землю, любит воду, нуждается в обрезке, его неопадающие листья круглый год дают тень. от прикосновения железа древесина ствола тот час гибнет: поэтому при помощи стекла или костяного ножичка искусным ударом только на коре делают надрезы, из которых сочатся капли небывалой сладости. После "слез" у бальзама особо ценятся плоды, затем - кора, и последнее место занимает древесина.

Тацит:
...Дожди редки, почва плодородна; на ней растет то же, что у нас, а кроме этого пальмы и бальзамовое дерево. Пальмы высоки и красивы, бальзамовое дерево невзрачно. Когда ветка его набухнет соком, если прибегнуть к железу, то сосуды от страха сжимаются, а открываются они осколком камня или черепком; сок используют врачи.

Есть еще ряд мелких упоминаний.
Последний раз редактировалось Ilik 09 мар 2009, 10:13, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 09 мар 2009, 10:11

Scaevola писал(а):Может быть, стоит внимательнее присмотреться к аравийскому бальзаму?
Хотя он был менее ценен, но само растение может быть тем же самым или его близким родственником. На юге Йемена есть долины с уникальным микроклиматом, где прежде возделывали несколько видов растений с ароматической смолой (правда, сейчас, по слухам, там перешли на выращивание более выгодного местного наркотика). На йеменском острове Сокотра благовонные смолы до сих пор основное занятие местных жителей. Ботаники говорят, что такое количество растений-эндемиков трудно найти где-либо ещё на Среднем Востоке или в Африке.

Я уже тоже думал о Сокотре. Тем более, что у нас есть следующее сообщение Иосифа Флавия в "Иудейских древностях", касающееся легендарного визита царицы Савской:

Затем царица словесно выразила Соломону свою глубокую признательность за радушный прием и доказала это также некоторыми тут же сделанными ему подарками; а именно, она преподнесла ему двадцать талантов золота, несметное количество благовонных товаров и массу драгоценных камней. От нее же, по преданию, развелось и растение, дающее нам корень опобальзама и до сих пор еще в изобилии произрастающее в нашей стране.

Г.Генкель - переводчик Флавия и, видимо, автор примечаний - делает сноску и пишет вот что:
Это замечание Иосифа, приводящего Amyris Opobalsamum в связь с царицей Савской, т.е. с Аравией, вполне верно: действительно, родиной названного растения, очень ценившегося римлянами, полагавшими, что оно имеется только в Палестине (и специально вблизи Иерихона), является Аравия, хотя, конечно, указание Иосифа на царицу Савскую, якобы впервые пересадившую Opobalsamum в Палестину, не точно.

Так что предположение Boilerа и ваше о том, что иудейский бальзам - это видоизмененный в местных условиях вариант, который привнесли извне, очень похоже на правду.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 09 мар 2009, 11:45

Насчет Сокотры. В 80-е годы там работал один из отрядов советской комплексной экспедиции, изучавшей Южный Йемен. В.В.Наумкин - глава сокотрийского отряда - опубликовал очень интересную книгу:
Наумкин В.В. Сокотрийцы. М., Наука, 1988.
Вот, например, пару отрывков оттуда:

Более влажные склоны гор и плато Сокотры - обычно в диапазоне абсолютных высот 200-500 м - заняты ксерофильными редколесьями. Высота деревьев возрастает местами до 5 м, густота древостоя также заметно увеличивается. Доминируют акации, древовидные молочаи, адениум, ладанное дерево Boswellia. Встречаются колючее бальзамное (мирровое) дерево (Commiphora), дикий апельсин (Citrus aurantium), гибискус (Hibiscus), алоэ...
Известны три эндемичных вида ладанного дерева, три вида акаций, шесть видов индиго и многие другие.
(с.16-17).

Теперь информация из БСЭ:

Бальзамное дерево, название многих тропических и субтропических деревьев, реже кустарников, выделяющих бальзамы. Чаще всего Бальзамное дерево называют южноамериканские виды рода Myroxylon семейства бобовых (М. balsamum, М. pereira), дающие толуанский бальзам и перуанский бальзам. Из некоторых южноамериканских видов рода Copaifera семейства цезальпиниевых получают копайский бальзам. Многие Бальзамное дерево известны среди представителей семейства бурзеровых, например из родов Protium и Tetragastris; кустарник (или деревце) из этого семейства - Соммiphora opobalsamum, дико растущий на Ю.-З. Аравийского полуострова и в Сомали, выделяет ценный меккский бальзам. Менее известны Бальзамное дерево из родов Calophyllum семейства зверобойных (клюзиевых), Dipterocarpus из семейства диптерокарповых и др.

Т.е. кустарник-деревце Соммiphora opobalsamum, которая встречается на юго-западе Аравии, в Сомали и на Сокотре буквально просится в главные подозреваемые. И, вероятно, тот opobalsamum, который получали крестоносцы из Аравии - это т.н. меккский бальзам. Еще раз слово БСЭ:

Меккский бальзам, желтая густая жидкость с приятным запахом и горьким вкусом; содержится в коре бальзамного дерева (Commiphora opobalsamum) родом из Юго-Западной Аравии и Сомали. Меккский бальзам получают вывариванием молодых ветвей в воде. Бальзам содержит эфирные масла и смолы, растворимые и нерастворимые в спирте. Используется в парфюмерии; прежде применялся в религиозных обрядах и в медицине как ранозаживляющее средство.

Приведу отрывок из книги Жана Ришара:
Католическая церковь закупала в этих портах [Акра и Тир] ладан из Аравии, за который на таможне требовали очень высокую пошлину в 11%; напротив, бальзам исчез из Ангадди и Иерихона, и его привозили в небольшом количестве только из Египта (правда, из Аравии присылали менее ценный продукт, но зато пользовавшийся огромным спросом у церкви, аптек и парфюмерных лавок, "opobalsamum", который также производили из бальзамового дерева).
(Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002, с.318).

Но Ришар, описывая восточную торговлю королевства Акры, ссылается на Жака де Витри - архиепископа и автора "Иерусалимской, или Восточной, истории". И поэтому лично мне не понятно, кто из них двоих ставит рядом иудейский бальзам и "opobalsamum". Если Витри, то можно было бы сказать, что прелат осознавал сходство обоих растений и это стало бы подтверждением версии о родстве иудейского бальзама и Соммiphora opobalsamum. Сдается все же, что оба бальзама сопоставляет именно Ж.Ришар.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 09 мар 2009, 13:14

Выкладываю полностью отрывок из Плиния Старшего, описывающий три разновидности иудейского бальзама. Надо было это сделать с самого начала. Итак:

Есть три вида этого деревца: один тонкий, с ворсистой листвой, называемый "евтеристон" (т.е. удобный для сбора); второй - шершавый на вид, искривленный и более ароматный: его называют "трахи" (т.е. шероховатый); третий называется "евмекс" (высокий), поскольку он выше остальных, с гладкой корой. По качеству он на втором месте, а на первом - евтеристон.
Плоды его по вкусу напоминают вино, они красного цвета и маслянистые. Хуже те, что покрыты оболочкой: они легче и зеленоватого цвета. Ветки его толще миртовых.

И еще полностью один отрывок о ценности растения:

Во времена, когда в тех местах вел войну Александр Великий, считалось, что за целый летний день можно набрать одну конху [сока], и весь большой сад приносил ежедневно шесть конгиев, а малый - один конгий. Тогда за сок давали два его веса серебром; ныне же и одно-единственное дерево источает больше сока. Надрез делают трижды в каждое лето, после чего куст подрезают.
Торгуют и ветками; в течение пяти лет после покорения Иудеи эти обрезки и побеги шли по восемьсот тысяч сестерциев. Они называются ксилобальзамом (т.е. древесиной бальзама); их кипятят в благовониях, и в мастерских (благовоний) ксилобальзамом заменили сам сок. Даже кора ценна для изготовления лекарств. Но больше всего ценится сок, затем - семена, на третьем месте стоит кора, а на последнем - древесина.
Из древесины наилучшая та, что похожа на самшитовую, и она же самая пахучая; из семян - самое большое и тяжелое, пряное по вкусу и обжигающее рот. Иногда за бальзам выдают петрейский зверобой, но его можно отличить по величине, полому стеблю, а также по длине, дурманящему запаху и перечному вкусу.
Сок тоже можно проверить: он должен быть тягучим, красноватого цвета и сильно пахнуть, если его растереть. Сок второго сорта - белого цвета, сок похуже - зеленый и густой, а худший - черный, потому что он горкнет, как оливковое масло. Лучше всего бывает сок, собранный до образования семян...

Дальше идет отрывок о том, как отличить сок настоящего бальзама от многочисленных подделок.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Сабина » 09 мар 2009, 14:14

Если память моя не глючит, кувшин с бальзамовым маслом красноватого цвета был найден при раскопках поселений ессеев. Исследование масла показало, что в настоящее время не сохранилось ни одного растения, из которого можно было произвести масло с такими же свойствами.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Ilik » 09 мар 2009, 14:34

Масло красноватого цвета - это сорт "евтеристон", если верить Плинию.
Мы тут просто пытаемся прикинуть (с опорой на источники), какое из бальзамовых растений могло являться ближайшим родственником или даже предтечей иудейского бальзама.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Scaevola » 09 мар 2009, 23:30

Ilik писал(а):Т.е. кустарник-деревце Соммiphora opobalsamum, которая встречается на юго-западе Аравии, в Сомали и на Сокотре буквально просится в главные подозреваемые. И, вероятно, тот opobalsamum, который получали крестоносцы из Аравии - это т.н. меккский бальзам. Еще раз слово БСЭ:

Меккский бальзам, желтая густая жидкость с приятным запахом и горьким вкусом; содержится в коре бальзамного дерева (Commiphora opobalsamum) родом из Юго-Западной Аравии и Сомали. Меккский бальзам получают вывариванием молодых ветвей в воде. Бальзам содержит эфирные масла и смолы, растворимые и нерастворимые в спирте. Используется в парфюмерии; прежде применялся в религиозных обрядах и в медицине как ранозаживляющее средство.

Торгуют и ветками; в течение пяти лет после покорения Иудеи эти обрезки и побеги шли по восемьсот тысяч сестерциев. Они называются ксилобальзамом (т.е. древесиной бальзама); их кипятят в благовониях, и в мастерских (благовоний) ксилобальзамом заменили сам сок.

Сок тоже можно проверить: он должен быть тягучим, красноватого цвета и сильно пахнуть, если его растереть. Сок второго сорта - белого цвета, сок похуже - зеленый и густой, а худший - черный, потому что он горкнет, как оливковое масло.

Думаю, Вы правы - без Соммiphora opobalsamum не обошлось.
Но те три вида бальзама, согласно описанию Плиния, настолько разнятся, что, скорее всего, речь идёт о трёх разных растениях.

Хуже всего с сортом "евтеристон", дающим красноватую смолу и сладкие ягоды с винным вкусом... Кажется, этот вид и в самом деле утрачен :cry:

Заинтересовало само определение "на вкус - как вино" :roll: Может, я путаю, но в античное время сладких креплёных вин не было, только сухие...
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Boiler » 10 мар 2009, 00:52

Сладких - сколько угодно. Крепленых - вряд ли. Дистилляция была открыта позже. Самые вероятные претенденты на пионерские лавры - Гебер и Разес. Это персы и 8-10 века (если на память не путаю). То есть неантичность в квадрате.
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Юлли » 10 мар 2009, 00:54

Античный опобальзам идентифицируется как бальзам аравийского бальзамового кустарника Соmmiphora opobalsamum Engl семейства бурзеровых. Из бурзеровых также происходят два вида деревьев, из смолы которых делают мирру, - абиссиника и шимпери.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Scaevola » 10 мар 2009, 06:22

Boiler писал(а):Сладких - сколько угодно. Крепленых - вряд ли. Дистилляция была открыта позже. Самые вероятные претенденты на пионерские лавры - Гебер и Разес. Это персы и 8-10 века (если на память не путаю). То есть неантичность в квадрате.

А каким же тогда способом в античные времена удавалось делать сладкие вина? :roll: Если брожение не остановить (спиртом), то сахар должен окислиться...
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Boiler » 10 мар 2009, 10:52

Брожение останавливается естественным самопроизвольным путем при достижении отметки 15-16% содержания спирта. И вообще - большинство вин античности были именно сладкими. Их разбавляли водой не только для того, чтобы снизить градус (в смысле процент), но и для того, чтобы уменьшить приторность. Очень часто собранный виноград подвяливали на солнце, поднимая сахаристость до 43-46% (современные оценки). У нас обычно по этому поводу ссылаются на "Труды и дни" Гесиода:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.
Десять дней и ночей непрерывно держи их на солнце,
Дней на пяток после этого в тень положи, на шестой же
Лей уже в бочки дары Диониса, несущего радость.
Причем подобные упоминания практически всегда даются в связи с кипрской коммандарией. Хотя к Кипру она имела весьма опосредованное отношение. Эта техника винификации - исконно финикийская, и примерами ее использования богата античность практически везде, где отметились финикийцы - на Фасосе, Сицилии, в Испании. И даже на Кипре финикийцы облюбовали себе именно ту часть острова, где сейчас в основном и производится вино, - юго-запад. То есть начиная с юга, где был Китион (нынешняя Ларнака) до западной части (Пафос и Акамас Лаона).
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Scaevola » 10 мар 2009, 13:55

Спасибо! Коммандария это мне знакомо :wink:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2