Иудейский бальзам

Модератор: Ilik

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 16:30

Интересен вопрос о "египетском следе" в истории иудейского бальзама. Я имею ввиду прежде всего эпоху крестовых походов да и Средневековья вообще.
Уже после создания данной темы мне попалась изданная недавно книга:
Горелов Н. Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV веков. СПб., 2006.
Книга представляет собой свод сведений из христианских средневековых письменных источников о Святой Земле и сопредельных странах. Но это свод не всех подобных сведений, а только тех, что касались сюжетов достаточно популярных в средневековой историографии. Как оказалось, одним из таких популярных сюжетов и были рассказы о роще бальзамовых деревьев в Нижнем Египте (первое для себя упоминание об этом я встретил в книге Ж.Ришара).
Бальзамовая роща была одной из диковинок Востока и целый ряд западноевропейских авторов - пилигримов, воинов и купцов - старались поведать о ней своим будущим читателям.
Надо сказать, что автор и составитель "Легенд крестоносцев..." не стал снабжать отрывки из источников своими примечаниями и тем более комментариями. Он ограничился отдельными сведениями об авторах, общими соображениями о темах сюжетов и сносками на публикации первоисточников в Европе.
Преобладающая часть авторов рассказывала об интересующем нас феномене в сущности одно и то же. Причем часто подчеркивалась связь между бальзамом, что рос некогда у Мертвого моря и теми бальзамовыми деревьями, которые выращиваются в одной-единственной роще в долине Нила вблизи Каира. Для иллюстрации приведу несколько из подобных отрывков:

Яков де Витри в "Иерусалимской, или Восточной, истории":
Прежде во всем мире нигде не рос бальзам, кроме как в Святой Земле, в месте Иерихон. С течением времени он был перенесен египтянами в долину египетского города под названием Вавилон и выращивался христианами, находящимися под властью сарацин. Египтяне утверждают, и это было подтверждено на деле, что если за ним ухаживают сарацины, то в этот год он остается бесплодным, ибо недостоин плодоносить. на вышеупомянутой равнине расположены шесть источников, в одном из которых - как говорят - Святая Дева Мария купала Младенца Иисуса. И посему определено и доказано, что немного бальзама, жидкость которого физики называют опобальзамом, - перенесенного в другое место, ни лозы, ни побега там дать не сможет.

Филипп Брузерий (1261-1340) в "Описании Святой Земли, или Книге паломничества":
В шести милях оттуда расположен Эн-Гадди, некое великое иудейское поселение в колене Иудином, рядом с Мертвым морем - там, где когда-то рос бальзам, - поэтому-то оно и называется виноградники Эн-Гадди, - который позднее был перенесен Клеопатрой, царицей Египта, в Вавилон.

Напомню, что "Вавилоном" крестоносцы называли Каир. Об этих деревьях в те времена знали и на востоке исламского мира. Отрывок из "Канона врачебной науки" Авиценны (взято из Сети):
Сущность.
[Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Айн. Шамс. Листьями и запахом оно напоминает руту, но белее; высота его такая же, как высота дерева худад. Масло бальзамного дерева лучше, чем его зерна, а зерна во всех отношениях сильнее его древесины.
[Бальзамовое] масло добывают, надрезывая [дерево] железкой после появления [на небе] (266) Сириуса, и куском хлопка собирают выступившие [капли; сбор] не превышает нескольких ритлов в год.
Выбор.
[Лучшие] зерна бальзама черные и твердые, [лучшее] бальзамовое масло — свежее, а [лучшая] древесина — красная.

Ирландский монах Симеон, сын Симеона (паломничество 1322 г.) в неполном описании своего путешествия, сохранившемся в единственной рукописи середины XIV в. :
К северу от этого города находится некое место, называемое Материя, и там растут знаменитые кусты, которые, говорят, прежде росли в Эн-Гадди, и из этих кустов выцеживают бальзам. Их тщательно охраняют тридцать человек, ибо кусты, ничем не похожие на другие виды виноградной лозы, составляют большую часть сокровищ султана. Так вот, это деревца небольшие и пахучие, низкие и приземленные, своей высотой и корой напоминающие орешник, а листвой некую траву, называемую водная настурция. К ним примыкает неиссякающий источник, несущий пресную воду, который Господь Иисус ногой сотворил для матери своей, ибо Она страдала от сильной жажды, когда, находясь какое то время в этих местах, скрывалась вместе со своим Сыном от преследований Ирода.

Об этом же писали:
Аноним 1130 г. в "О расположении Иерусалима и о святых местах как в самом городе, так и в округе";
Фретеллий (первая половина XII в.) в "Книге святых мест земли Иерусалимской";
Магистр Оливер в "Дамиетской истории" и другие.

Признаться, они меня убедили. Убедили в том, что кто-то в раннем средневековье додумался и сумел перевезти саженцы из Иудеи в Нижний Египет и там смог взрастить их. Оставалось приблизительно определить, когда это произошло и - главное - выяснить, что произошло дальше с упоминаемой бальзамовой рощей?
Но эта убежденность была поколеблена, когда я прочитал отрывок из "Путешествия сэра Джона Мандэвиля".
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Сабина » 10 мар 2009, 17:55

В 1970 г. на Мальте обнаружили фараонову собаку. Не так давно в Испании выделили сорт пшеницы с изысканным ореховым привкусом, который могли разводить древние египтяне. Может быть и бальзамовое дерево с винными ягодами ещё вернётся.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 19:58

Сабина писал(а):В 1970 г. на Мальте обнаружили фараонову собаку. Не так давно в Испании выделили сорт пшеницы с изысканным ореховым привкусом, который могли разводить древние египтяне. Может быть и бальзамовое дерево с винными ягодами ещё вернётся.

Сабина, спасибо за ваш оптимизм. :) Я тоже думаю, что при нынешнем развитии генетики восстановить это растение в принципе возможно.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 20:05

Scaevola писал(а): Заинтересовало само определение "на вкус - как вино" :roll:

Scaevola, их бы еще на спирту настоять... То ли крепкий ликер получился бы, то ли что-то вроде водки, настоенной на ягодах? Даже не знаю.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 20:51

Итак, "Путешествие сэра Джона Мандэвиля". Этот человек занимался, вероятно, торговлей, был знатоком восточных товаров и, в частности, разбирался и в том редком товаре, который нас интересует. Опускаю его рассказ о самой бальзамовой роще и цитирую советы автора относительно определения подлинности бальзама:

Надо сказать, что человеку следует с особой тщательностью покупать бальзам и хорошо в нем разбираться, ибо покупатель легко может быть обманут. Потому что люди продают вместо бальзама смолу, которая называется теребинтовой, и они добавляют в нее немного бальзама, чтобы придать хороший запах. А некоторые добавляют воск в масло плодов бальзама и утверждают, что жидкость, которая появляется наружу, - это бальзам. Они считают, что у них есть бальзам, но у них нет ничего. А сарацины подделывают его весьма искусно, чтобы обмануть христиан, - это я видел неоднократно, и вслед за ними купцы и аптекари подделывают его уже сами по себе, чтобы он стоил еще меньше, а прибыль была больше. Но если пожелаете знать, я открою вам, как распознать и обнаружить [бальзам], и тогда вас невозможно будет обмануть.
Прежде всего вы должны знать, что настоящий бальзам абсолютно прозрачен, лимонного цвета и крепко пахнет, но если он или плотный, или красный, или черный - значит, он поддельный... Далее, возьмите немного бальзама кончиком ножа и поднесите к огню: если сгорит, то это добрый знак...

Ну и так далее. Что-то мне в этом отрывке сразу не понравилось, что-то мешало читать сборник дальше. Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным).
А у кого сок желтого цвета? Я крутанул назад первую страницу темы и перечитал информацию из БСЭ о том, что сок желтого цвета дает все та же Соммiphora opobalsamum. И сам этот сок называется меккским бальзамом.
Выходит, что в средние века рядом с Каиром была рощица именно этого растения? Сомнения оставались, но были рассеяны буквально несколькими страницами спустя. Н.Горелов - составитель сборника - уже не приводя отрывок из очередного сочинения, а просто ссылаясь на него пишет, что по рассказу немецкого пилигрима фон Харффа после разорения рощи в 1496-1497 гг. во время волнений в Каире, она оставалась в запустении. Но позднее, благодаря привезенным из Мекки саженцам, кусты удалось развести снова. (Горелов Н. Указ.соч. с.125).
После этой информации я уже не сомневался: бальзам из под Каира НЕ мог быть иудейским бальзамом. Это наверняка была Соммiphora opobalsamum.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 20:55

Юлли писал(а):Античный опобальзам идентифицируется как бальзам аравийского бальзамового кустарника Соmmiphora opobalsamum Engl семейства бурзеровых. Из бурзеровых также происходят два вида деревьев, из смолы которых делают мирру, - абиссиника и шимпери.

Соmmiphora opobalsamum могла быть биологическим прототипом иудейского бальзама, но не являлась им самим.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 мар 2009, 21:11

И вот еще что. Н.Горелов делает важное наблюдение:

"Пилигримы, побывавшие в Египте ранее этого времени [XII в.]: Пьячентский аноним (VI в. списки IX-X вв.), галльский епископ Аркульф (VII в., рукописи IX в.), французский монах Бернард (870 г.), - ничего о роще бальзама не сообщают. Сад появляется внезапно и затем в XIII в. превращается, о чем свидетельствует краткая реплика Гервазия Тильсберийского, в общеизвестную достопримечательность, которую непременно стремятся посетить христианские паломники, оказавшиеся в Египте". (Горелов Н. Указ.соч. с.127).

Вот и выходит, что бальзамовая роща около Каира появилась не раньше XII в. или, как минимум, XI в. И уж никак не могла быть связана с рощами иудейского бальзама в Эйн-Геди и Иерихоне, которые исчезли за несколько столетий до эпохи крестовых походов.
Это лишнее доказательство того, что в Нижнем Египте разводили именно Соммiphora opobalsamum, а не иудейский бальзам.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Юлли » 10 мар 2009, 21:53

Ilik писал(а):
Юлли писал(а):Античный опобальзам идентифицируется как бальзам аравийского бальзамового кустарника Соmmiphora opobalsamum Engl семейства бурзеровых. Из бурзеровых также происходят два вида деревьев, из смолы которых делают мирру, - абиссиника и шимпери.

Соmmiphora opobalsamum могла быть биологическим прототипом иудейского бальзама, но не являлась им самим.


... пересказываю каталог эрмитажной выставки...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение sasha a » 10 мар 2009, 23:01

Вот здесь еще немного информации о опобальзаме:
History of Magic

Любопытно, что в книге упоминается о том, что опобальзам использовался для изготовления Териака (theriac). А Териак, согласно мемуарам Джерома Горсея о событиях 1591 г., был передан им Афанасию Нагому для того, чтобы облегчить страдания царицы Марии Нагой, которая, по его словам, была отравлена - у нее, якобы, выпали волосы.
Таким образом, опобальзам ценился в первую очередь, как противоядие.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3180
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Scaevola » 11 мар 2009, 00:27

Ilik писал(а):
Scaevola писал(а): Заинтересовало само определение "на вкус - как вино" :roll:

Scaevola, их бы еще на спирту настоять... То ли крепкий ликер получился бы, то ли что-то вроде водки, настоенной на ягодах? Даже не знаю.

Эт-то хорошо бы! :D Люблю я что-нибудь на водке настоять :roll:

Будем надеяться, что слова Сабины дойдут до Самого Верха...
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 11 мар 2009, 09:01

sasha a писал(а):Вот здесь еще немного информации о опобальзаме:
History of Magic

Любопытно, что в книге упоминается о том, что опобальзам использовался для изготовления Териака (theriac). А Териак, согласно мемуарам Джерома Горсея о событиях 1591 г., был передан им Афанасию Нагому для того, чтобы облегчить страдания царицы Марии Нагой, которая, по его словам, была отравлена - у нее, якобы, выпали волосы.
Таким образом, опобальзам ценился в первую очередь, как противоядие.

Саша, спасибо за информацию. Он вообще для многих целей в медицине применялся. У Авиценны в "Каноне" длиннющий список.
Но если исходить из времени упомянутых вами событий, то это был бальзам или из Аравии или из Египта, т.е. меккский бальзам.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение pan » 11 мар 2009, 12:48

Ilik писал(а):...Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным)....


Ранее(на стр.1) Вы приводили описание Плиния, из которого можно сделать вывод, что Мандэвиль и Плиний говорят об одном и том же растении:

Ilik писал(а):«Из надреза вытекает сок, называемый опобальзамом. Он чрезвычайно сладок на вкус, но сочится маленькими каплями; пучками шерсти его собирают в небольшие рога, а из них переливают для хранения в свежевылепленный глиняный сосуд; этот сок похож на густое оливковое масло и до брожения имеет белый цвет...»


А указание Плиния на качество бальзама, зависящее от разнообразного цвета:от красного, до зелёного и чёрного - скорее всего, предупреждение о возможных фальсификатах, получавшихся от смешения некоторого количества чистого бальзама с каким либо другим компонентом.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 11 мар 2009, 12:55

Джеймс Дюк в книге "Medicinal plants of the Bible" считает что Commiphora opobalsamum и есть Иудейский бальзам.

"BALM OF GILEAD (COMMIPHORA GILEADENSIS (L.) C. CHR.) + BURSERACEAE SYNONYMS:Amyris gileadensis L.; Amyris opobalsamum L. Commiphora opobalsamum (L.) Engl.; Commiphora opobalsamum var. gileadensis Engl.
COMMON NAMES (BALM OF GILEAD):
Balasan (Arab.; Syria; HJP); Balm of Gilead (Eng.; Scn.; AH2; HJP); Balsam (Eng.; HJP); Balsam Makkah (Arab.; Syria; HJP); Gilead Balsam (Eng.; HOC); Jibbali (HOC); Mecca Balsam (Eng.;Ocn.; AH2); Mecca Myrrh (Eng.; Ocn.; AH2); Opobalsamum (Eng.; Ocn.; AH2); Sukof (Arab.;Dho.; GHA)."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 11 мар 2009, 13:13

Изображение
Commiphora opobalsamum

Изображение
Изображение
Commiphora gileadensis

http://www.henriettesherbal.com/picture ... nsis-3.htm
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Ilik » 11 мар 2009, 17:52

pan писал(а):
Ilik писал(а):...Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным)....


Ранее(на стр.1) Вы приводили описание Плиния, из которого можно сделать вывод, что Мандэвиль и Плиний говорят об одном и том же растении:

Ilik писал(а):«Из надреза вытекает сок, называемый опобальзамом. Он чрезвычайно сладок на вкус, но сочится маленькими каплями; пучками шерсти его собирают в небольшие рога, а из них переливают для хранения в свежевылепленный глиняный сосуд; этот сок похож на густое оливковое масло и до брожения имеет белый цвет...»


А указание Плиния на качество бальзама, зависящее от разнообразного цвета:от красного, до зелёного и чёрного - скорее всего, предупреждение о возможных фальсификатах, получавшихся от смешения некоторого количества чистого бальзама с каким либо другим компонентом.

Не могу с вами согласиться. Плиний уверенно определяет цвета сока Иудейского бальзама - пусть и в контексте проверки подлинности - как красноватый, белый и темно-зеленый - черный. А сок Соммiphora opobalsamum желтого цвета. (БСЭ и Мандэвиль).
Кроме того, сок Иудейского бальзама "чрезвычайно сладок на вкус" (Плиний), а сок Соммiphora opobalsamum имеет горький вкус (БСЭ).
С другой стороны, плоды Соммiphora opobalsamum тоже красного цвета, как видно на приведенной вами фотографии. Что подтвержается описанием Плиния: "они красного цвета и маслянистые". И у нас есть сообщение Иосифа Флавия о доставке саженцев Иудейского бальзама из Южной Аравии во времена первых Давидидов.
Поэтому я все же склоняюсь к варианту, что Иудейский бальзам - это Соммiphora opobalsamum, сильно видоизмененная в иных природных условиях. А не ее неизменный, "южноаравийский", вариант. Но не будем спешить с выводами, есть по крайней мере еще один кандидат на роль биологического прототипа.
Как бы там ни было, спасибо, что выложили иллюстрации. Их как раз не хватало, учитывая специфику темы.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Пред.След.

Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2