Страница 2 из 7

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 16:30
Ilik
Интересен вопрос о "египетском следе" в истории иудейского бальзама. Я имею ввиду прежде всего эпоху крестовых походов да и Средневековья вообще.
Уже после создания данной темы мне попалась изданная недавно книга:
Горелов Н. Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV веков. СПб., 2006.
Книга представляет собой свод сведений из христианских средневековых письменных источников о Святой Земле и сопредельных странах. Но это свод не всех подобных сведений, а только тех, что касались сюжетов достаточно популярных в средневековой историографии. Как оказалось, одним из таких популярных сюжетов и были рассказы о роще бальзамовых деревьев в Нижнем Египте (первое для себя упоминание об этом я встретил в книге Ж.Ришара).
Бальзамовая роща была одной из диковинок Востока и целый ряд западноевропейских авторов - пилигримов, воинов и купцов - старались поведать о ней своим будущим читателям.
Надо сказать, что автор и составитель "Легенд крестоносцев..." не стал снабжать отрывки из источников своими примечаниями и тем более комментариями. Он ограничился отдельными сведениями об авторах, общими соображениями о темах сюжетов и сносками на публикации первоисточников в Европе.
Преобладающая часть авторов рассказывала об интересующем нас феномене в сущности одно и то же. Причем часто подчеркивалась связь между бальзамом, что рос некогда у Мертвого моря и теми бальзамовыми деревьями, которые выращиваются в одной-единственной роще в долине Нила вблизи Каира. Для иллюстрации приведу несколько из подобных отрывков:

Яков де Витри в "Иерусалимской, или Восточной, истории":
Прежде во всем мире нигде не рос бальзам, кроме как в Святой Земле, в месте Иерихон. С течением времени он был перенесен египтянами в долину египетского города под названием Вавилон и выращивался христианами, находящимися под властью сарацин. Египтяне утверждают, и это было подтверждено на деле, что если за ним ухаживают сарацины, то в этот год он остается бесплодным, ибо недостоин плодоносить. на вышеупомянутой равнине расположены шесть источников, в одном из которых - как говорят - Святая Дева Мария купала Младенца Иисуса. И посему определено и доказано, что немного бальзама, жидкость которого физики называют опобальзамом, - перенесенного в другое место, ни лозы, ни побега там дать не сможет.

Филипп Брузерий (1261-1340) в "Описании Святой Земли, или Книге паломничества":
В шести милях оттуда расположен Эн-Гадди, некое великое иудейское поселение в колене Иудином, рядом с Мертвым морем - там, где когда-то рос бальзам, - поэтому-то оно и называется виноградники Эн-Гадди, - который позднее был перенесен Клеопатрой, царицей Египта, в Вавилон.

Напомню, что "Вавилоном" крестоносцы называли Каир. Об этих деревьях в те времена знали и на востоке исламского мира. Отрывок из "Канона врачебной науки" Авиценны (взято из Сети):
Сущность.
[Это] египетское дерево, растущее только в месте, называемом Айн. Шамс. Листьями и запахом оно напоминает руту, но белее; высота его такая же, как высота дерева худад. Масло бальзамного дерева лучше, чем его зерна, а зерна во всех отношениях сильнее его древесины.
[Бальзамовое] масло добывают, надрезывая [дерево] железкой после появления [на небе] (266) Сириуса, и куском хлопка собирают выступившие [капли; сбор] не превышает нескольких ритлов в год.
Выбор.
[Лучшие] зерна бальзама черные и твердые, [лучшее] бальзамовое масло — свежее, а [лучшая] древесина — красная.

Ирландский монах Симеон, сын Симеона (паломничество 1322 г.) в неполном описании своего путешествия, сохранившемся в единственной рукописи середины XIV в. :
К северу от этого города находится некое место, называемое Материя, и там растут знаменитые кусты, которые, говорят, прежде росли в Эн-Гадди, и из этих кустов выцеживают бальзам. Их тщательно охраняют тридцать человек, ибо кусты, ничем не похожие на другие виды виноградной лозы, составляют большую часть сокровищ султана. Так вот, это деревца небольшие и пахучие, низкие и приземленные, своей высотой и корой напоминающие орешник, а листвой некую траву, называемую водная настурция. К ним примыкает неиссякающий источник, несущий пресную воду, который Господь Иисус ногой сотворил для матери своей, ибо Она страдала от сильной жажды, когда, находясь какое то время в этих местах, скрывалась вместе со своим Сыном от преследований Ирода.

Об этом же писали:
Аноним 1130 г. в "О расположении Иерусалима и о святых местах как в самом городе, так и в округе";
Фретеллий (первая половина XII в.) в "Книге святых мест земли Иерусалимской";
Магистр Оливер в "Дамиетской истории" и другие.

Признаться, они меня убедили. Убедили в том, что кто-то в раннем средневековье додумался и сумел перевезти саженцы из Иудеи в Нижний Египет и там смог взрастить их. Оставалось приблизительно определить, когда это произошло и - главное - выяснить, что произошло дальше с упоминаемой бальзамовой рощей?
Но эта убежденность была поколеблена, когда я прочитал отрывок из "Путешествия сэра Джона Мандэвиля".

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 17:55
Сабина
В 1970 г. на Мальте обнаружили фараонову собаку. Не так давно в Испании выделили сорт пшеницы с изысканным ореховым привкусом, который могли разводить древние египтяне. Может быть и бальзамовое дерево с винными ягодами ещё вернётся.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 19:58
Ilik
Сабина писал(а):В 1970 г. на Мальте обнаружили фараонову собаку. Не так давно в Испании выделили сорт пшеницы с изысканным ореховым привкусом, который могли разводить древние египтяне. Может быть и бальзамовое дерево с винными ягодами ещё вернётся.

Сабина, спасибо за ваш оптимизм. :) Я тоже думаю, что при нынешнем развитии генетики восстановить это растение в принципе возможно.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 20:05
Ilik
Scaevola писал(а): Заинтересовало само определение "на вкус - как вино" :roll:

Scaevola, их бы еще на спирту настоять... То ли крепкий ликер получился бы, то ли что-то вроде водки, настоенной на ягодах? Даже не знаю.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 20:51
Ilik
Итак, "Путешествие сэра Джона Мандэвиля". Этот человек занимался, вероятно, торговлей, был знатоком восточных товаров и, в частности, разбирался и в том редком товаре, который нас интересует. Опускаю его рассказ о самой бальзамовой роще и цитирую советы автора относительно определения подлинности бальзама:

Надо сказать, что человеку следует с особой тщательностью покупать бальзам и хорошо в нем разбираться, ибо покупатель легко может быть обманут. Потому что люди продают вместо бальзама смолу, которая называется теребинтовой, и они добавляют в нее немного бальзама, чтобы придать хороший запах. А некоторые добавляют воск в масло плодов бальзама и утверждают, что жидкость, которая появляется наружу, - это бальзам. Они считают, что у них есть бальзам, но у них нет ничего. А сарацины подделывают его весьма искусно, чтобы обмануть христиан, - это я видел неоднократно, и вслед за ними купцы и аптекари подделывают его уже сами по себе, чтобы он стоил еще меньше, а прибыль была больше. Но если пожелаете знать, я открою вам, как распознать и обнаружить [бальзам], и тогда вас невозможно будет обмануть.
Прежде всего вы должны знать, что настоящий бальзам абсолютно прозрачен, лимонного цвета и крепко пахнет, но если он или плотный, или красный, или черный - значит, он поддельный... Далее, возьмите немного бальзама кончиком ножа и поднесите к огню: если сгорит, то это добрый знак...

Ну и так далее. Что-то мне в этом отрывке сразу не понравилось, что-то мешало читать сборник дальше. Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным).
А у кого сок желтого цвета? Я крутанул назад первую страницу темы и перечитал информацию из БСЭ о том, что сок желтого цвета дает все та же Соммiphora opobalsamum. И сам этот сок называется меккским бальзамом.
Выходит, что в средние века рядом с Каиром была рощица именно этого растения? Сомнения оставались, но были рассеяны буквально несколькими страницами спустя. Н.Горелов - составитель сборника - уже не приводя отрывок из очередного сочинения, а просто ссылаясь на него пишет, что по рассказу немецкого пилигрима фон Харффа после разорения рощи в 1496-1497 гг. во время волнений в Каире, она оставалась в запустении. Но позднее, благодаря привезенным из Мекки саженцам, кусты удалось развести снова. (Горелов Н. Указ.соч. с.125).
После этой информации я уже не сомневался: бальзам из под Каира НЕ мог быть иудейским бальзамом. Это наверняка была Соммiphora opobalsamum.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 20:55
Ilik
Юлли писал(а):Античный опобальзам идентифицируется как бальзам аравийского бальзамового кустарника Соmmiphora opobalsamum Engl семейства бурзеровых. Из бурзеровых также происходят два вида деревьев, из смолы которых делают мирру, - абиссиника и шимпери.

Соmmiphora opobalsamum могла быть биологическим прототипом иудейского бальзама, но не являлась им самим.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 21:11
Ilik
И вот еще что. Н.Горелов делает важное наблюдение:

"Пилигримы, побывавшие в Египте ранее этого времени [XII в.]: Пьячентский аноним (VI в. списки IX-X вв.), галльский епископ Аркульф (VII в., рукописи IX в.), французский монах Бернард (870 г.), - ничего о роще бальзама не сообщают. Сад появляется внезапно и затем в XIII в. превращается, о чем свидетельствует краткая реплика Гервазия Тильсберийского, в общеизвестную достопримечательность, которую непременно стремятся посетить христианские паломники, оказавшиеся в Египте". (Горелов Н. Указ.соч. с.127).

Вот и выходит, что бальзамовая роща около Каира появилась не раньше XII в. или, как минимум, XI в. И уж никак не могла быть связана с рощами иудейского бальзама в Эйн-Геди и Иерихоне, которые исчезли за несколько столетий до эпохи крестовых походов.
Это лишнее доказательство того, что в Нижнем Египте разводили именно Соммiphora opobalsamum, а не иудейский бальзам.

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 21:53
Юлли
Ilik писал(а):
Юлли писал(а):Античный опобальзам идентифицируется как бальзам аравийского бальзамового кустарника Соmmiphora opobalsamum Engl семейства бурзеровых. Из бурзеровых также происходят два вида деревьев, из смолы которых делают мирру, - абиссиника и шимпери.

Соmmiphora opobalsamum могла быть биологическим прототипом иудейского бальзама, но не являлась им самим.


... пересказываю каталог эрмитажной выставки...

СообщениеДобавлено: 10 мар 2009, 23:01
sasha a
Вот здесь еще немного информации о опобальзаме:
History of Magic

Любопытно, что в книге упоминается о том, что опобальзам использовался для изготовления Териака (theriac). А Териак, согласно мемуарам Джерома Горсея о событиях 1591 г., был передан им Афанасию Нагому для того, чтобы облегчить страдания царицы Марии Нагой, которая, по его словам, была отравлена - у нее, якобы, выпали волосы.
Таким образом, опобальзам ценился в первую очередь, как противоядие.

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 00:27
Scaevola
Ilik писал(а):
Scaevola писал(а): Заинтересовало само определение "на вкус - как вино" :roll:

Scaevola, их бы еще на спирту настоять... То ли крепкий ликер получился бы, то ли что-то вроде водки, настоенной на ягодах? Даже не знаю.

Эт-то хорошо бы! :D Люблю я что-нибудь на водке настоять :roll:

Будем надеяться, что слова Сабины дойдут до Самого Верха...

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 09:01
Ilik
sasha a писал(а):Вот здесь еще немного информации о опобальзаме:
History of Magic

Любопытно, что в книге упоминается о том, что опобальзам использовался для изготовления Териака (theriac). А Териак, согласно мемуарам Джерома Горсея о событиях 1591 г., был передан им Афанасию Нагому для того, чтобы облегчить страдания царицы Марии Нагой, которая, по его словам, была отравлена - у нее, якобы, выпали волосы.
Таким образом, опобальзам ценился в первую очередь, как противоядие.

Саша, спасибо за информацию. Он вообще для многих целей в медицине применялся. У Авиценны в "Каноне" длиннющий список.
Но если исходить из времени упомянутых вами событий, то это был бальзам или из Аравии или из Египта, т.е. меккский бальзам.

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 12:48
pan
Ilik писал(а):...Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным)....


Ранее(на стр.1) Вы приводили описание Плиния, из которого можно сделать вывод, что Мандэвиль и Плиний говорят об одном и том же растении:

Ilik писал(а):«Из надреза вытекает сок, называемый опобальзамом. Он чрезвычайно сладок на вкус, но сочится маленькими каплями; пучками шерсти его собирают в небольшие рога, а из них переливают для хранения в свежевылепленный глиняный сосуд; этот сок похож на густое оливковое масло и до брожения имеет белый цвет...»


А указание Плиния на качество бальзама, зависящее от разнообразного цвета:от красного, до зелёного и чёрного - скорее всего, предупреждение о возможных фальсификатах, получавшихся от смешения некоторого количества чистого бальзама с каким либо другим компонентом.

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 12:55
pan
Джеймс Дюк в книге "Medicinal plants of the Bible" считает что Commiphora opobalsamum и есть Иудейский бальзам.

"BALM OF GILEAD (COMMIPHORA GILEADENSIS (L.) C. CHR.) + BURSERACEAE SYNONYMS:Amyris gileadensis L.; Amyris opobalsamum L. Commiphora opobalsamum (L.) Engl.; Commiphora opobalsamum var. gileadensis Engl.
COMMON NAMES (BALM OF GILEAD):
Balasan (Arab.; Syria; HJP); Balm of Gilead (Eng.; Scn.; AH2; HJP); Balsam (Eng.; HJP); Balsam Makkah (Arab.; Syria; HJP); Gilead Balsam (Eng.; HOC); Jibbali (HOC); Mecca Balsam (Eng.;Ocn.; AH2); Mecca Myrrh (Eng.; Ocn.; AH2); Opobalsamum (Eng.; Ocn.; AH2); Sukof (Arab.;Dho.; GHA)."

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 13:13
pan
Изображение
Commiphora opobalsamum

Изображение
Изображение
Commiphora gileadensis

http://www.henriettesherbal.com/picture ... nsis-3.htm

СообщениеДобавлено: 11 мар 2009, 17:52
Ilik
pan писал(а):
Ilik писал(а):...Я не сразу понял, что именно. Но в конце концов сообразил: "настоящий бальзам... лимонного цвета".
Спасибо Плинию. Благодаря ему мы знаем, что сок иудейского бальзама был или красноватым, или темно-зеленым, или черным. Но не желтым (лимонным)....


Ранее(на стр.1) Вы приводили описание Плиния, из которого можно сделать вывод, что Мандэвиль и Плиний говорят об одном и том же растении:

Ilik писал(а):«Из надреза вытекает сок, называемый опобальзамом. Он чрезвычайно сладок на вкус, но сочится маленькими каплями; пучками шерсти его собирают в небольшие рога, а из них переливают для хранения в свежевылепленный глиняный сосуд; этот сок похож на густое оливковое масло и до брожения имеет белый цвет...»


А указание Плиния на качество бальзама, зависящее от разнообразного цвета:от красного, до зелёного и чёрного - скорее всего, предупреждение о возможных фальсификатах, получавшихся от смешения некоторого количества чистого бальзама с каким либо другим компонентом.

Не могу с вами согласиться. Плиний уверенно определяет цвета сока Иудейского бальзама - пусть и в контексте проверки подлинности - как красноватый, белый и темно-зеленый - черный. А сок Соммiphora opobalsamum желтого цвета. (БСЭ и Мандэвиль).
Кроме того, сок Иудейского бальзама "чрезвычайно сладок на вкус" (Плиний), а сок Соммiphora opobalsamum имеет горький вкус (БСЭ).
С другой стороны, плоды Соммiphora opobalsamum тоже красного цвета, как видно на приведенной вами фотографии. Что подтвержается описанием Плиния: "они красного цвета и маслянистые". И у нас есть сообщение Иосифа Флавия о доставке саженцев Иудейского бальзама из Южной Аравии во времена первых Давидидов.
Поэтому я все же склоняюсь к варианту, что Иудейский бальзам - это Соммiphora opobalsamum, сильно видоизмененная в иных природных условиях. А не ее неизменный, "южноаравийский", вариант. Но не будем спешить с выводами, есть по крайней мере еще один кандидат на роль биологического прототипа.
Как бы там ни было, спасибо, что выложили иллюстрации. Их как раз не хватало, учитывая специфику темы.