1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
Какие игры могут быть посвящены божеству, персонификацией которого является бык? Понятно, что не пинг-понг или футбол. Во всех культурах Ближнего Востока бык символизирует силы плодородия и изобилие, будь то угаритский Илу или ханаанейский Ваал (Ваалы).
Термин «l`tzaheq», переведенный как «играть», в форме «m`tzaheq» можно найти в кн. Быт. 26.
6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
Под горой Синай имела место оргия.
Ритуалы оргаистического характера, - как часть храмовой службы или действие в месте, отведенном традицией, - являлись неотъемлемой составляющей культов божеств, как правило, отвечавших за плодородие и изобилие, и практиковались у всех народов древнего мира. С одной стороны это было подражание божеству (Imitatio dei), а с другой - религиозный акт, призванный показать силам природы, что от них требуется и принудить к действию.
Как свидетельствует фрагмент из книги Исход, древние евреи не были исключением, и по особым дням они практиковали сексуальную свободу, как культовое поклонение божеству.
Можно предположить, что при становлении иудейского монотеизма оргии оставались частью культа. Взять три главных ежегодных празднества - Песах, Шава, Суккот (Втор. 16:16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей), то, очевидно, что именно последний, связан с плодородием. Самый длительный по времени и веселый именно он вобрал элементы культа плодородия политеистического периода.
Втор. 16
13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;
14 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих;
15 семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться.
Два вопроса:
Содержатся ли в Ветхом завете или талмудической литературе, кроме указанного, прямые или косвенные свидетельства существования оргаистических ритуалов у израильтян?
Проводились ли ритуальные оргии после возвращения из плена?