"Игры" Исаака и Аарона

Модератор: Ilik

"Игры" Исаака и Аарона

Сообщение Analogopotom » 12 июл 2009, 19:55

Итак, фрагмент, Исход: 32
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Какие игры могут быть посвящены божеству, персонификацией которого является бык? Понятно, что не пинг-понг или футбол. Во всех культурах Ближнего Востока бык символизирует силы плодородия и изобилие, будь то угаритский Илу или ханаанейский Ваал (Ваалы).
Термин «l`tzaheq», переведенный как «играть», в форме «m`tzaheq» можно найти в кн. Быт. 26.

6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.


Под горой Синай имела место оргия.
Ритуалы оргаистического характера, - как часть храмовой службы или действие в месте, отведенном традицией, - являлись неотъемлемой составляющей культов божеств, как правило, отвечавших за плодородие и изобилие, и практиковались у всех народов древнего мира. С одной стороны это было подражание божеству (Imitatio dei), а с другой - религиозный акт, призванный показать силам природы, что от них требуется и принудить к действию.

Как свидетельствует фрагмент из книги Исход, древние евреи не были исключением, и по особым дням они практиковали сексуальную свободу, как культовое поклонение божеству.
Можно предположить, что при становлении иудейского монотеизма оргии оставались частью культа. Взять три главных ежегодных празднества - Песах, Шава, Суккот (Втор. 16:16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей), то, очевидно, что именно последний, связан с плодородием. Самый длительный по времени и веселый именно он вобрал элементы культа плодородия политеистического периода.

Втор. 16
13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;
14 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих;
15 семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться.


Два вопроса:
Содержатся ли в Ветхом завете или талмудической литературе, кроме указанного, прямые или косвенные свидетельства существования оргаистических ритуалов у израильтян?
Проводились ли ритуальные оргии после возвращения из плена?
Последний раз редактировалось Analogopotom 13 июл 2009, 01:53, всего редактировалось 1 раз.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение фома » 12 июл 2009, 23:52

Справедливости ради надо сказать , что в переводах Торы употребляется
слово не "играть", а "веселиться"(у Рав Кука) или "забавляться","развлекаться"(у Раши).
Несколькими строчками ниже (32.19) говорится, что Моше увидел тельца и ПЛЯСКИ.

По поводу " золотого тельца" тоже есть некоторые сомнения.
1.Слово "эгел"в словарях переводится как "теленок" , а не рогатый взрослый бык.
2.Само словосочетание " эгел масеха" достаточно странное. Буквально - "теленок замаскированный".
3.В словарях слова с корнем עגל имеют значения - круг, окружность,колесо,тележка и т.п. Слово- "теленок" явно выпадает из смыслового ряда. Лично я предположил бы "эгел масеха" переводить как
"круг с тайными знаками"(???)

Полагаю, Ваше утверждение о "существовании у евреев оргаистических ритуалов" несколько поспешно. Кроме этого, некорректно употреблять по отношению к ветхозаветным "Бней Исраэль"(потомки Исраеля) слово обозначающее наших современников- "евреи".ИМХО
фома
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 23:55

Сообщение Analogopotom » 13 июл 2009, 01:51

2. Цар.

16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.
17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;
19 и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой.
20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!
21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;
22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.


Ошибаюсь или нет, что на поверхности одно, а по сути совсем другое?
Традиционно, «раскрыть наготу» означает «вступить в сексуальную связь».
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 13 июл 2009, 01:55

фома писал(а):Полагаю, Ваше утверждение о "существовании у евреев оргаистических ритуалов" несколько поспешно.
Ничего не утверждаю.
фома писал(а):Кроме этого, некорректно употреблять по отношению к ветхозаветным "Бней Исраэль"(потомки Исраеля) слово обозначающее наших современников- "евреи".ИМХО
Исправлю.
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Облезлый кот » 13 июл 2009, 14:22

Талмуд, Сота 5.
Р. Симон, сын Иохая, говорит: четыре места толковал р. Акиба не так, как я толкую, и свое толкование я считаю правильнее его толкования. Р. Акиба толковал стих (Быт. 21:9): «и увидела Сарра, что сын Агари египтянки, которого она родила Аврааму, играет» (син. пер.: насмехается): «играть» значит «служить идолам», как сказано (Исх. 32:6): «и сел народ есть и пить, а после встал играть»; отсюда (по мнению р. Акибы) следует, что Сарра видела, как Измаил строит алтарь, ловит саранчу и приносит в жертву идолу. Р. Элиэзер, сын р. Иосе Галилейского, говорит: «играть» значит прелюбодействовать, как сказано (Быт. 39:17): «раб еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне играть со мною (син. пер.: ругаться надо мною)»; отсюда следует, что Сарра видела, как Измаил совокупляется с рабынями и насилует женщин. Р. Измаил говорит: «играть» значит проливать кровь, как сказано (2 Сам. [Цар.] 2, 14): «пусть встанут юноши и поиграют перед нами» и прочее; отсюда следует, что Сарра видела, как Измаил берет лук и стрелы и намеревается убить Исаака. И еще сказано (Пр. 26, 18 ): «как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: я только поиграл» (син. пер.: пошутил). А я говорю: Боже избавь, чтобы в доме праведника было что-нибудь подобное, чтобы у того, о ком сказано (Быт. 18:19): «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд»,— был сын идолослужитель и любодей; слово «играть», упомянутое здесь, означает: смеяться по поводу наследства; когда родился Исаак, то все радовались и говорили: родился сын у Авраама, а Измаил играл и говорил: глупцы! я — первенец и возьму вдвое больше. Свое заключение я делаю из ответа (Сарры), как сказано (Быт 21:10): «ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком».
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Юлли » 13 июл 2009, 21:53

... так чем же занимался Измаил? (озадаченно)...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: "Игры" Исаака и Аарона

Сообщение Облезлый кот » 14 июл 2009, 18:50

Analogopotom писал(а):Содержатся ли в Ветхом завете или талмудической литературе, кроме указанного, прямые или косвенные свидетельства существования оргаистических ритуалов у израильтян?


Есть свидетельства храмовой проституции: Втор. 23:17-18, 4 Цар. 23:7.

Однако, что касается ритуалов плодородия, то свидетельства скудны. Мне вспоминается только праздник в Шило (Суд. 21:19-23) и рассказ из Таанит
Раббан Симон, сын Гамалиила, сказал: не было таких праздников для Израиля, как пятнадцатое ава — День Очищения. В эти дни девушки иерусалимские выходили в белых одеждах, занятых, дабы не было стыдно тем, которые не имели собственных нарядов [все платья требовали погружения]. Девушки иерусалимские выходили и плясали в виноградниках. А что они говорили? — «Юноша, подыми глаза свои и смотри, кого ты себе выбираешь»; «не смотри на красоту, а смотри на род»; «миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы», а далее сказано: «дайте ей от плода рук ее и да прославят ее у ворот дела ее» (Пр. 31, 30—32)
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Analogopotom » 14 июл 2009, 19:27

Уважаемый Кот, на Ваш взгляд, как эксперта, в фрагменте из 2 книги Царств имела ли место замена терминов, подмена понятий, игра слов? Это цельный фрамент или в нем есть более поздние вставки?
Homo proponit, sed deus disponit
Не смеши Бога своими планами
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4506
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Облезлый кот » 16 июл 2009, 00:47

О редакционной истории фрагмента ответить сейчас не могу - нужно смотреть комментарии.

Что касается замены терминов. Очень распространенное явление в тексте ВЗ - эвфемизмы, когда речь идет о понятиях связанных с сексом. Традиция свидетельствует, что слово שגל (шагал - "наслаждаться (?)) заменяли словом שכב (шакав - "лежать"). Половой член называли בשר (басар - "плоть, мясо"). Кстати, именно из-за этого эвфемизма происхошло выражение "крайняя плоть" - которая собственно "плотью" не является, это кожа. В законодательных текстах сексуальная связь обозначается термином גלה ערוה (гала эрва - "раскрыть наготу". "Увидеть наготу" ראה ערוה используется в рассказе о Хаме и Ное, который в традиции освещается как сексуальная связь, а значит, возможно, это и имел в виду автор рассказа.

Эвфемизм в рассказе о Михаль и Давиде - это интересная мысль. Здесь употребляется слово גלה (гала "раскрыть") как и в законодательных текстах. Однако не хватает главного - слова ערוה - нагота. Очевидно, речь идет не о том, что Давид разделся, а о том, что он выставил себя в качестве неистово пляшушего экстатика, чем, по мнению Михаль занимаются "пустые люди".
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение vovap » 19 июл 2009, 17:42

Короче упившись танцевали голыми при луне.
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение Сабина » 22 июл 2009, 12:53

vovap писал(а):Короче упившись танцевали голыми при луне.


Не так низменно всё это было.
Просто жаждущие пытались установить прямую связь с Господом теми же методами изменения сознания, что намного позднее проявились и поныне практикуются в оккультном массонстве, в различных сектах протестантсткого толка.

В случае с Ноем и Хамом имеет место одноразовый проступок отца в состоянии алкогольного опьянения.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1