История археологических открытий в библейских странах

Модератор: Ilik

История археологических открытий в библейских странах

Сообщение Ilik » 05 сен 2009, 14:06

Данная тема создана для размещения очерков и суждений по истории археологических и палеографических открытий в странах библейского региона. То есть от Синая на юге и до большой излучины Евфрата на севере.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 05 сен 2009, 14:07

Каменистая Аравия, 1812 год.

К юго-востоку от Мертвого моря, среди безжизненных гор древнего Эдома, цепи которых напоминают хребты исполинских ящеров, неспешно путешествовал шейх Ибрахим – знаток Корана и его комментариев. Шейх подолгу жил в шатрах бедуинов, изучая их нравы и обычаи. Позже он напишет обширный труд с лаконичным названием «Заметки о бедуинах и ваххабитах». Но главной целью Ибрахима в этой стране были не кочевники.
Где-то здесь, среди этих гор прячется город, известный когда-то во всех уголках античного мира. Он был прославленным центром международной торговли, столицей процветающих государств и, наконец, неприступной твердыней. Но люди покинули его уже много веков назад и давным-давно забыты караванные пути, которые вели к нему.
Шейха Ибрахима снарядило в путь Британское Африканское общество. Под именем Ибрахима скрывался швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт, выпускник Лейпцигского и Геттингенского университетов. Готовясь к своему путешествию в Аравию и Африку, он регулярно гуляет на солнцепеке, спит на твердом, ест только овощи и пьет только воду. А также совершенствует свои знания в арабском языке, штудирует Коран и труды мусульманских богословов. В марте 1809 г. он отправляется в путь. Одной из основных целей экспедиции Буркхардта был поиск легендарной Петры – столицы эдомитов и набатеев.

Местные бедуины ревниво оберегают местоположение города и те несметные сокровища, которые – они в это верят – скрыты в его развалинах. Но наконец Ибрахим узнает, что развалины Петры находятся в уединенной долине, которая называется вади Муса – долина Моисея. Когда-то крестоносцам был знаком путь в эту долину. Отряды франкских рыцарей неоднократно бывали там и в конце концов рядом с развалинами города поднялся замок Зал. Но уже сотни лет никто из европейцев не посещал долину и Буркхардт понимает, что без проводника ему не обойтись. Он использует местную легенду о том, что на горе Хор, возвышающейся над городом, похоронен брат Моисея Аарон, и объявляет, что намерен принести жертву Аарону на его могиле. Бедуины с готовностью предоставляют проводника благочестивому шейху.
И вот наконец пройдя узким, извилистым ущельем среди пурпурных гор Буркхардт и его проводник неожиданно оказались перед монументальным фасадом скального дворца. Продолжая путь, Буркхардт открывает долину гробниц и развалины самого города. Не в силах совладать с собой, он поворачиват коня к городу и тем самым возбуждает сильные подозрения проводника-бедуина. Ученый вынужден отказаться от своего намерения. Он приносит ожидаемую от него жертву и поспешно возвращается в становище бедуинов, а оттуда уезжает в Египет. Буркхардт не смог ничего взять из развалин и ничего измерить, но главное было сделано. Петра снова была найдена.
Он не знал, что жить ему остается всего пять лет, но словно предчувствуя скорый конец, спешит закончить свое «Путешествие в Аравию» во время последующих поездок в Нубию и Хиджаз. Буркхардт умер 15 октября 1817 г. в Каире, но из его книги Европа узнала об удивительном открытии, которое обессмертило имя этого выдающегося исследователя.

Изображение
Петра. рис. Дэвида Робертса по эскизу Леона де Лаборда, 1830-е гг.

Изображение
Царские гробницы Петры. рис. Дэвида Робертса, 1830-е гг.
Последний раз редактировалось Ilik 19 сен 2009, 20:31, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 05 сен 2009, 19:12

Синай, 1844-1859 годы.

В 1844 году после утомительного перехода через пустыню у стен Синайского монастыря св.Екатерины появился очередной европейский путешественник. Им был молодой немецкий ученый-библеист Константин фон Тишендорф, который путешествовал по Востоку в поисках древних христианских рукописей. Побывав в коптских монастырях Фиваиды, он намеревался теперь посетить книгохранилища Синайского монастыря, который никогда не подвергался разграблению и хранил сотни еврейских, греческих и арабских манускриптов.
Монастырские власти без особой охоты дали разрешение Тишендорфу на работу в главной библиотеке монастыря. Однажды он случайно обратил внимание на корзину для ветхих рукописей, в которой лежали разрозненные листы древней Септуагинты. Подошедший монах-библиотекарь пояснил, что листы в корзине предназначены к сожжению и две такие же корзины уже были сожжены раньше. В корзине Тишендорф нашел 43 листа древней рукописи и еще 86 листов этой же рукописи были им найдены в библиотеке. Ученый датировал их IV в. н.э., временем императора Феодосия. На тот момент это был древнейший в мире рукописный экземпляр Библии. Он содержал канонические тексты Ветхого и Нового Завета, а также два апокрифа: «Апостол Варнава» и «Пастырь Ермы».
Получив разрешение на вывоз в Европу 43 ветхих листов, Тишендорф позднее опубликовал их под названием Фредерико-Августиновского кодекса в честь своего покровителя короля Саксонии. И в том же году Тишендорф становится профессором Лейпцигского университета. Но ученый никогда не забывал о той части Септуагинты, которая все еще оставалась в стенах далекого монастыря у подножия горы Синай. В 1853 г. Тишендорф вновь отправляется на Синай в надежде приобрести недостающую часть рукописи, но получает отказ. Он ждет еще целых шесть лет, когда наконец в 1859 г., заручившись поддержкой российского правительства, в третий раз появляется у стен монастыря и на этот раз получает разрешение вывезти всю рукопись на время изучения и издания. С этого момента рукопись становится достоянием мировой науки под именем Синайского кодекса.
В 1859 г. Константин фон Тишендорф привозит Синайский кодекс в Россию и издает его в 1862 г. к 1000-летию Руси, факсимильно, в четырех томах. В 1869 г. оригинал рукописи передается на хранение в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга, а в монастырь св.Екатерины отправляется экземпляр факсимильного издания и 9000 рублей от императора Александра II. Синайский кодекс хранился в Петербурге до 1933 г. и был продан правительством СССР Британскому музею за 100 тыс. фунтов стерлингов.

В 1975 г., монахи монастыря св.Екатерины, перестраивая старое здание, случайно наткнулись на вход в потайную комнату. В ней было обнаружено около 1,5 тыс. древних рукописей и старопечатных книг. Среди них были 12 недостающих страниц Синайского кодекса.
И наконец в нынешнем, 2009 г., аспирант Николас Саррис, просматривая фотокопии монастырских книг XVIII в., обратил внимание, что к переплету одной из них подклеен небольшой кусок пергамента. Саррис был знаком с Синайским кодексом и сразу узнал характерные особенности почерка переписчика. Клочок пергамента содержит десятый стих первой главы книги Иисуса Навина.

Синайский кодекс на "Новом Геродоте":
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=13839

Изображение
Синайский монастырь св.Екатерины в 1830-е гг. рис. Дэвида Робертса


Изображение
Внутренний дворик монастыря в те же годы. рис. Дэвида Робертса
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron